Анализ стихотворения "Звезда полей" Рубцова Н. Методическая разработка по литературе (8 класс) на тему: Анализ стихотворения Н

Поверьте мне: я чист душою.

Н. Рубцов

Словарная работа:

тропы, антитеза, анафора,

лирический герой, аллитерация,

интериоризация, ассонанс.

Оборудование:

1) портрет Н. М. Рубцова;

2) репродукции картин природы в цветовом решении и графике.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

У С. Куняева есть такие воспоминания, датированные 1962 годом: «... в редакцию журнала «Знамя» вошел человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза... Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках рулончик стихов.

Здравствуйте! - сказал он со стеснительным достоинством. - Я стихи хочу вам показать;

Давайте ваши стихи! Словно струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет...

Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

Как вас звать?

Николай Михайлович Рубцов».

Сегодня у нас есть возможность познакомиться с творчеством этого замечательного поэта, унаследовавшего лучшие традиции русской классической литературы. Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и - главное - его стихи, представить себе личность и поэтический мир Рубцова.

II. Сообщения учащихся, получивших индивидуальные задания:

1-й учащийся: «Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Отец его был военным политработником, в 1941 году он ушел на фронт и не вернулся, а в 1942 году умерла мать. Детство и юность прошли в детском доме села Никольского на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной».

(Чтение стихотворения «Мать умерла...»)

2-й учащийся: «Н. Рубцов закончил семилетку и в 1950 году поступил в лесотехнический техникум г. Тотьмы, а в 16 лет отправился на Белое море, где более двух лет плавал кочегаром на рыболовецком судне. Потом четыре года прослужил матросом на эсминце Северного флота. Здесь он начинает писать стихи и печататься во флотских изданиях».

(Чтение стихотворения «На плацу»)

3-й ученик: «В. Кожинов вспоминает: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он частично мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время всегда оставался скитальцем по самой своей сути».

А в памяти поэта и друга Н. Рубцова Виктора Коротаева он остался таким: «Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нем с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью».

(Чтение стихотворения «Воробей»)

III Слово учителя:

«Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде. Он словно бы торопился жить, зная, что отмерено ему судьбою немного. Поэзия его - «сгусток» чувства, отражение самых сильных и сокровенных его переживаний. А петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни ему помогало самое глубокое чувство - любовь к Родине. Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать - Россию и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты подъема и вдохновения.

У Рубцова много стихотворений, по которым его сразу можно узнать. Одно из таких было написано в 1964 году - «Звезда полей».

IV. Чтение стихотворения и его анализ

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит

в полынью.

Уж на часах двенадцать

прозвенело,

И сон окутал Родину мою...

Звезда полей! В минуты

потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле

заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

1. Чтение стихотворения.

2. Анализ восприятия.

1) Каково ваше первое впечатление?

2) Что обусловило ваше восприятие?

3) Можете ли вы определить тему этого стихотворения?

3. Построфный анализ стихотворения.

Название - сильная позиция в произведении, оно помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании?

Ответ: Звезда - это элемент небесного. Звезда - небесное светило, небесное тело. Поле - это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей - звезда деревенской Руси, звезда его Родины.

Докажите, что этот образ главный в стихотворении

Ответ: Несколько раз встречается в тексте.

Символом чего является звезда в народной поэзии?

Ответ: Это один из главнейших символов судьбы, красоты и счастья. Звезда - это точка, поля-просторы. Звезда - не только часть вселенских просторов, но и их оберег.

Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе?

Ответ: С одной стороны - тревогу, скрытую горечь, с другой - нежную любовь к Родине.

Какой поэтический прием позволяет понять эту двойственность чувств в душе поэта?

Ответ: Антитеза - свет-мгла; «мгла заледенелая» - деревенская глушь, выражение «сон окутал Родину мою» подчеркивает неясность ее судьбы.

Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это?

Ответ: «О» повторяется не случайно. «Оканье» - основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину. В этом обволакивающем «о» - магия сна, тишины, сказки.

Какие действия совершает звезда в первой строфе?

Ответ: Звезда смотрит в полынью.

Для чего остановилась звезда?

Ответ: Может быть, чтобы растопить лед в природе и отогреть душу человека.

Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе?

Ответ: Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.

Обратите внимание на последние две строчки. Случайно ли одинаковое построение синтаксических конструкций? Каково значение этого приема?

Ответ: Звезда не просто горит, она горит в любое время года, ее свет неистребим.

Что происходит с пространством в третьей строфе?

Ответ: Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой. В своих переживаниях он выходит на новый уровень.

Что происходит в четвертой строфе?

Ответ: Лирический герой возвращается к своей звезде, но настроение другое - он счастлив.

Почему «во мгле заледенелой» звезда ярче и полней?

Ответ: Звезда - это свет, тепло. А как нужны именно здесь, в морозной мгле, ее приветливые лучи, побеждающие мрак и холод.

В ходе работы над текстом стихотворения на доске постепенно появляется схема (см. ниже).

Данная опора помогает учащимся подвести итоги урока. Итак, автор возвращается к мысли о судьбе Родины, но с другим настроением: чувство тревоги сменяется чувством уверенности в силе своей «звезды полей».

(Учащиеся записывают в словарики литературоведческих терминов определение интериоризации).

Обращение к репродукциям картин. Делается вывод о том, что недостаток цвета в поэзии Рубцова восполняется стихией света.

Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель русского языка и литературы СШ с. Волово, учитель года Липецкой области-2004

Звезды с давних времен притягивают человека. Кто-то восхищается ними, кто-то ненавидит, а кто-то сходит с ума, глядя на эти ночные светила. Для Николая Рубцова звезда стала неотъемлемой частью жизни. Это маяк, который освещал его жизненный путь, дарил надежду, согревал в трудную минуту.

Стихотворение «Звезда полей» стало произведением, в котором Рубцов выразил свое отношение к звездам. Характерно, что у поэта, звезда это не просто небесное тело, это часть природы. Автор говорит, что звезда - это часть земли. Рубцов связывает звезды с землей, называя их «звезда полей».

Сам Николай Рубцов не раз подчеркивает, что в минуты трудностей и неопределенности именно «звезда полей» показывала ему нужный путь. Звезда стала для поэта талисманом и тотемом, который изо дня в день давал ему защиту, ведь «она горит над золотом осенним, она горит над зимним серебром…». Поэт верил, что «звезда полей» помогала не только ему, она указывала путь любому путнику, который сбился с дороги.

Рубцов был человеком не легкой судьбы. С ранних лет он на себе испытал, что такое голод и холод, унижения и упреки, он не раз ощущал чувство собственной ненадобности. Жизнь в детском доме также отложила отпечаток на его душе. Но, не смотря ни на что, Рубцов ни на минуту не забывал, где его родина, кто он есть и какова его цель.

Через много лет, будучи уже взрослым человеком и состоявшимся поэтом, Николай Рубцов приехал на свою малую родину – поселок Емецк. Так он вспомнил время своего детства, знакомые улочки и избы. И, конечно же, снова встретил свою старую знакомую - «звезду полей». Николай Михайлович отмечает, что «… только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней».

Поэт очень рад и безмерно благодарен своей «звезде полей» за то, что она ни разу не предала его, что сопровождала всю жизнь и указывала нужный путь. Благодаря ей, он с достоинством прошел свою дорогу, которая называется жизнь.

1. Тема стихотворения.
2. Основная мысль.
3. Языковые средства (средства выразительности).
4. Рифма.
5. Стихотворный размер.
6. Моё впечатление.
Пожалуйста очень срочно!!! (заранее спасибо)

план анализа стихотворения тучки Лермонтов.

1.автор название стихотворения.
2.история создания стихотворения
3.тема (о чем?)
4. идея,основная мысль стихотворения (что хотел сказать автор)
5. художественные образы стихотворения
6.какими художественными средствами раскрывается тема, основная мысль,или идея стихотворения,рисуются образы(анализ использованных тропов и фигур речи).
7.композиция стихотворения (анализ строф рифм размеров)
8.образ лирического героя.
ДАМ 49 БАЛЛОВ

ПИСЬМЕННО проанализировать его по следующему плану: 1. Автор и название стихотворения 2. История создания (если известно) 3. Тема, идея, основная мысль

(о чём стихотворение, что автор пытается донести до читателя, есть ли сюжет, какие образы создаёт автор). 4. Композиция лирического произведения. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - как выражает автор это чувства, используя средства композиции - какие образы создаёт, какой образ за каким следует и что это даёт; - одним ли чувством пронизано стихотворение или можно говорить об эмоциональном рисунке стихотворения (как одно чувство перетекает в другое) - представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли? Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод? 5.Поэтическая лексика какие средства художественной выразительности использует автор?(примеры) Зачем автор использует тот или иной приём? 6. Образ лирического героя: кто он?(сам автор, персонаж), Не пугай меня грозою: Весел грохот вешних бурь! После бури над землею Светит радостней лазурь, После бури, молодея, В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы! Но страшит меня ненастье: Горько думать, что пройдет Жизнь без горя и без счастья, В суете дневных забот, Что увянут жизни силы Без борьбы и без труда, Что сырой туман унылый Солнце скроет навсегда!

Выбрать любое стихотворение и ПИСЬМЕННО проанализировать его по следующему плану: 1. Автор и название стихотворения 2. История создания (если

известно) 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение, что автор пытается донести до читателя, есть ли сюжет, какие образы создаёт автор). 4. Композиция лирического произведения. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - как выражает автор это чувства, используя средства композиции - какие образы создаёт, какой образ за каким следует и что это даёт; - одним ли чувством пронизано стихотворение или можно говорить об эмоциональном рисунке стихотворения (как одно чувство перетекает в другое) - представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли? Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод? 5.Поэтическая лексика какие средства художественной выразительности использует автор?(примеры) Зачем автор использует тот или иной приём? 6. Образ лирического героя: кто он?(сам автор, персонаж),

Ответ оставил Гость

Означают следующие слова: «заледенелый» , «полынья» , «потрясе­ние» , «угасать» ?
Ответ. Заледенелый - заледеневший, покрыв­шийся льдом.
Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.
Угасать - то же, что и гаснуть.

1. Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам.

Ø Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей» ? (Оно написано в 1964г)

Ø К какому жанру лирики относится это сти­хотворение? (Элегия.)

Ø Что такое элегия? (Элегия - это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния.)

Ø О чем это стихотворение? (В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

Ø Какие образы возникают при чтении сти­хотворения? (При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

Что же символизирует звезда? (Звезда - символ жизни, рока, судьбы Слайд 13

Н. М. Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою

т. е. звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одино­чества. И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.. .

Слово учителя:

Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. Но города, которых она касается «приветливым лучом» , располагаются «вдали» . Вдали от чего? От того самого места, которое в стихотворении не названо, но означено словом «здесь» . Можно предположить, что на глу-бинном уровне в тексте отражается мифологическое представ­ление о Мировом Древе, связывающем между собой наш «дольний» мир с его земными заботами и тяготами («В минуты трясений / Я вспоминал...») , и мир «горний» , тот, что придает высший смысл нашему обыденному существованию (...И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...») . Мировое Древо является центром мироздания, но стоит Древу пошатнуться - и Вселенная лишится опоры, придет в состояние хаоса.

Образная структура текста подтверждает нашу догадку. «Звезда полей» отражается в полынье - и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда. А ведь согласно древним мифам, установление Мирового Древа как раз знаменует переход к новому времени Слайд 14 (наша новогодняя елка, по сути, не что иное, как модель того самого первоначального Древа) .

Внешняя простота, песенность стихотворения (отметим перекличку с известным романсом «Гори, гори, моя звезда») не должна заслонять от нас его глубочайший смысл. Вряд ли Рубцов сознательно ориентировался на архаический миф, но всем своим существом он понимал, что родина, родные поля, над которыми звезда «восходит ярче и полней» , - это и ecть для него центр Вселенной, то единственное место на земле, где он может жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой - или, попросту, жить в согласии с Богом.

В сущности, трагическая гибель Рубцова

Седунова Е. В.
Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей»: (конспект урока лит., 6 кл.)

/ Е. В. Седунова // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. ст. и метод. материалов [на науч.-практ. конф., Кадуй, нояб. 2011 г.] / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2011. – Ч. 9: Урок словесности как фактор развития личности. – С. 133-141.

Цель: учить эстетическому восприятию лирического произведения; продолжить формирование умения понять настроение, чувства поэта, способы создания образов.

Задачи:

Образовательная: дать представление учащимся об особенностях художественного мира Рубцова; формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации; обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них выразительно-изобразительные средства языка.

Развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека; воспитание любви к родине.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая (в парах, в четвёрках), индивидуальная.

Оборудование:

– учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс;

– фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной;

– мультимедийный комплекс для показа презентации.

Ход урока

1. Организационный момент

Целеполагание.

Сегодня наш урок будет посвящен творчеству нашего земляка, замечательного поэта Н. М. Рубцова. Сообщение учащимся темы урока: «Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей».

– Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться на уроке?

– О чём вы можете узнать сегодня?

– Чему сможете научиться?

(На слайде задачи урока: познакомиться с биографией Рубцова, узнать об особенностях его лирики, научиться выразительно читать его стихотворения, совершенствовать навыки анализа лирического произведения)

2.Знакомство с биографией Н.М.Рубцова.

Сообщение подготовленных учеников о биографии поэта, сопровождающееся показом презентации.

3. Беседа о творчестве Н. М. Рубцова:

Лучше всего о поэте могут рассказать его произведения.

Чтение стихотворений Н.М. Рубцова («Тихая моя родина», «В горнице») подготовленными учениками.

– Какие темы затрагивает Н.М. Рубцов в своих стихотворениях? (Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа.)

– Какие образы встречаются в стихотворениях Н.М. Рубцова? (Любимые образы поэта – свет, звезда, огонек.)

Сущность творчества Н.М. Рубцова критик В. Оботуров выразил так: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интимной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям»

4. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

Давайте попробуем проникнуть в мир поэзии Рубцова через стихотворение «Звезда полей».

1.Прослушивание стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей» в исполнении заслуженного артиста Б. Галкина (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В. Я. Коровиной).

2.Фронтальная работа с классом. Беседа по вопросам:

– Расскажите о своих впечатлениях от услышанного.

– Стихотворение написано в 1964 году. Осенью 1964 года Н.М. Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

– О чем это стихотворение? (В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда, сияющая над зимними просторами родины. Это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

– Какие образы возникают при чтении стихотворения? (При чтении стихотворения возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

– Название помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании? (Звезда – это элемент небесного. Звезда – небесное светило, небесное тело. Поле – это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей – звезда деревенской Руси, звезда Родины поэта.)

– Докажите, что этот образ главный в стихотворении. (Несколько раз встречается в тексте.)

– Какое символическое значение имеет этот образ? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоциируется со священным огнем, со светом разума и благоразумия, со светом истины. Пламенеющая звезда обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где родился спаситель, указывает путь к Богу. Как видим, это символ жизни, добра, тепла, надежды.)

– Что же символизирует звезда у Рубцова? (Звезда – символ жизни, рока, судьбы. Н.М. Рубцов наполняет этот символ новым содержанием:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...,

т.е. звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Конечно, звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. И каждый раз эта звезда становится маяком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Звезда полей!

В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

– Давайте проанализируем содержание стихотворения.

Работа с толковым словарем. (Индивидуальное задание).

Выясните, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясение», «угасать».

(Заледенелый – заледеневший, покрывшийся льдом.

Полынья – незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение – 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать – то же, что и гаснуть.)

– Когда светит звезда? Прочитайте строчки из стихотворения. («Звезда полей во мгле заледенелой, // Остановившись, смотрит в полынью. // Уж на часах двенадцать прозвенело, // И сон окутал родину мою...», «Она горит над золотом осенним, // Она горит над зимним серебром...», «Звезда полей горит, не угасая...», т.е. звезда горит всегда: ночью, осенью, зимой... – вечно.)

– Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

– Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

– Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Следует сказать, что стихотворение появилось в пору, когда жители деревень переселялись в города. А городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой. Она является, как мы уже отметили, символом света, доброты, душевного спокойствия, которые неразрывно связаны с понятием «родина».)

– Где же звезда «восходит ярче и полней»? («И только здесь, во мгле заледенелой, // Она восходит ярче и полней...», т.е. на родине поэта.)

– А теперь рассмотрите, из какого количества строф состоит стихотворение? (Из четырех строф.)

– Какие действия совершает звезда в первой строфе? (Звезда смотрит в полынью, т.е. отражается.)

– Что вы ощущаете? (Тишина, покой.)

– Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе? (Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.)

– Что происходит с пространством в третьей строфе? (Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой.)

– Изменяется ли настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Какие чувства испытывает лирический герой? Подтвердите это строчками из стихотворения. («И счастлив я, пока на свете белом // Горит, горит звезда моих полей...» Лирический герой испытывает любовь к родной земле, сознает свою принадлежность к ней, восторгается и любуется красотой «звезд полей», чувствует всеобъемлющую радость, волнение.)

– К какому жанру лирики относится это стихотворение? (Элегия.)

– Что такое элегия? (Элегия – это стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления.)

3. Самостоятельная работа.

а) Работая в группе (в четвёрке), найдите примеры перечисленных средств языковой выразительности, помогающих автору передать свои эмоции, любовь к родине?

На слайде:

Примеры

антитеза

повтор

эпитет

метафора

олицетворение

Ответ:

Средства языковой выразительности

Примеры

антитеза

«Мгле заледенелой», противопоставлено тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

повтор

Словосочетание «звезда полей» повторяется 5 раз, включая заглавие. Повтор глагола «горит» создает ощущение вечного источника тепла и света.

эпитет

«Во мгле заледенелой», «тревожных жителей земли», «лучом приветливым».

метафора

«Сон окутал родину мою», «горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром».

олицетворение

«Звезда... остановившись, смотрит в полынью»

– Чего, на ваш взгляд, хотел добиться поэт, используя эти средства художественной выразительности? Что он хотел донести до читателя?

б) Работа в парах. (Один ученик у доски)

Определите размер и рифмовку стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

На доске записаны две заключительные строки стихотворения для определения размера:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

(Стихотворение «Звезда полей» написано пятистопным ямбом. Рифма перекрестная: а в а в.)

– Чего достигает поэт, используя ритмические сбивы? (Это придает стихотворению плавность, напевность, протяжность, помогает передать настроение лирического героя.)

в) В это время 2 ученика работают с задней стороны доски, создают свою иллюстрацию к стихотворению. Затем ребята объясняют созданный ими образ и цветовое решение. (У Рубцова в стихотворении отсутствуют цветовые детали, за исключением устойчивых традиционных сочетаний – осеннее золото и зимнее серебро. Отсутствие цвета возмещается светом: мгла, горит, не угасая, луч, свет, белый, восходит).

5.Подведение итогов.

Давайте подведём итог нашей работе. Звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее.

Н.М.Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живем.

Анализ стихотворения позволил нам проникнуть в замысел поэта и понять смысл его произведения. Это поможет вам выразительно прочитать стихотворение. (Чтение 1-2 учащимися)

– Все ли задачи, поставленные перед уроком, мы выполнили?

Вы сегодня хорошо работали, и мне хочется сделать вам небольшой подарок. Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. На его стихи написано разными композиторами более 120 песен. Я вам предлагаю прослушать песню на стихотворение «Звезда полей».

6.Рефлексия.

Основная работа наша сегодня закончена, но для каждого из вас постижение лирики нашего поэта-земляка продолжится. Мне хочется узнать о ваших впечатлениях от услышанного и увиденного на уроке.

Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок и продолжите данные вам предложения. Сегодня на уроке Я понял, что....

Я для себя открыл...

Мне понравилось...

7.Домашнее задание.

1) нарисуйте иллюстрацию к стихотворению Н.М.Рубцова «Звезда полей»;

2) выучите наизусть стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей».

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Биография Н. М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области. Коля стал четвертым ребенком у Александры Михайловны и Николая Андреановича, после него еще было двое детей.

Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты в деревянном двухэтажном доме. Этот дом и по сей день стоит на знаменитом старом Архангельском тракте. Недалеко от дома и река – Емца, впадает она в Северную Двину.

26 июня 1942-го года умирает мать. К этому времени семья уже потеряла двух дочерей – старшую и самую младшую. Этим же летом Коля сочинил, видимо, самое первое свое стихотворение:

Вспомню, как жили мы с мамой родною –

Всегда в веселе и в тепле.

Но вот наше счастье

Распалось на части –

Война наступила в стране...

Старших детей после смерти матери взяли родственники, а младшие – Коля и Боря – попали в детский дом.

В октябре 1943 года Николая переводят детский дом в село Никольское Тотемского района. Начинает учиться в школе. Его одноклассница Евгения Буняк впоследствии вспоминала: «Годы были трудные, голодные, поэтому мало помнится светлого, веселого, радостного, хотя взрослые, как только могли, старались скрасить наше сиротство.

Коля был неровным по характеру: то тихим, задумчивым, скромным, то дерзким, колючим. Учился хорошо. Стихи писал еще в детском доме.»

Преподавателю Игорю Александровичу Медведеву запомнились некоторые подробности:

«Николай ростом был меньше своих сверстников, поэтому сидел всегда на первой парте или поблизости. Любимая поза за партой: сидел прямо, но щекой опирался на ладонь вытянутым указательным пальцем... В то время в детском доме увлекались выпуском стенгазеты. Николай частенько на учительский стол подкладывал бумажки со стихами о жизни класса, детского дома, о природе.»

Село Никольское поэт считал своей родиной и часто впоследствии приезжал сюда. Он охотно встречался со своими сверстниками, учителями, всегда живо интересовался судьбой друзей и воспитателей. Здесь он обрел семью, десятки лучших стихотворений поэта связаны с природой и людьми этой «малой родины».

Позднее Рубцов скажет:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

В 1950 году Николай Рубцов успешно окончил Никольскую семиклассную школу и был отправлен продолжать учебу в древний город Тотьму, где поступил в лесотехнический техникум. Но подростка уже звал ветер странствий. В шестнадцать лет, едва получив паспорт, он добрался до Архангельска и попытался стать моряком. Но он был очень мал и слаб, и его не пустили в море. Позднее Николай вспоминал об этом:

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно,

Умолял, караулил,

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем...

Прежде чем пробиться в море, Николай какое-то время работал библиотекарем или, точнее, «избачом». В конце концов он устроился кочегаром на рыболовецкое судно.

В 1955 году Рубцов приезжает в Ленинград и начинает новую жизнь простым рабочим. Но осенью его призвали в армию, и как человек, имеющий опыт, он был отправлен на Северный флот. Четыре года прослужил на эскадренном миноносце. В ранних его стихах читаем:

Я тоже служил на флоте!

Я тоже памятью полн

О той бесподобной работе

На гребнях чудовищных волн...

В 1957 году стихи появляются в печати: их публикуют газета «На страже Заполярья», журнал «Советский моряк», альманах «Полярное сияние». Так начался путь Николая Рубцова в литературу.

В мае 1962 года Николай Рубцов сдает экзамены на аттестат зрелости и посылает свои стихи на творческий конкурс в Московский литературный институт. В августе он был принят. В последующие годы стихи Рубцова часто появляются в московских литературных изданиях. В 1965 году в Архангельске выходит первая тоненькая книжка «Лирика», а в 1967 году издается весомая книга стихотворений Рубцова «Звезда полей», вызвавшая целый ряд лестных откликов в печати.

К концу 60-х годов Рубцов обрел относительно широкую известность и признание. Многие московские поэты и критики писали и говорили о высоте и истинной народности его творческого дара.

Не менее важную роль сыграли в судьбе Николая Рубцова его вологодские собратья по литературе. Здесь жили и работали выдающиеся прозаики Василий Белов и Виктор Астафьев, поэты Александр Романов и Виктор Коротаев и большая группа более молодых писателей. Вологда с ее улицами, домами, храмами, рекой вошла как родной и любимый город в последние стихи поэта.

Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Незадолго до смерти поэт точно предсказал ее:

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы...

В морозную крещенскую ночь 19 января 1971 года Николай Рубцов был убит. Ему только что исполнилось тридцать пять лет...

2. Индивидуальное задание

Работа с толковым словарем. Выясните, что означают следующие слова:

Заледенелый –

Полынья –

Потрясение –

Угасать –

Литература

Ахмадуллина Р.Т. Использование различных форм, методов и средств контроля на уроках литературы (на примере изучения стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей») // Русская словесность 2008, №2.

Вологодские писатели – детям. Библиографический указатель для руководителей детского чтения. – Вологда, 1998.

Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику-хрестоматии Полухиной В.П. – М., 2003.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 1999.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: