Жизненный кризис. Психологические кризисы у взрослых людей

Федеральное агентство по образованию.

Кафедра педагогики и психологии.

Реферат на тему: «Кризисы в жизни человека»

Выполнил студент 1 курса

ФЭиВС группы ЭД-12б

Ивкова Ксения

Проверил Калашников П.Ф.

Москва 2009

Введение…………………………………………………………………………………………..3

Возрастные кризисы как следствие развития. Общие принципы возрастного психического развития…………………………………………………………………………..4

Кризисы по возрастным параметрам. Кризис новорожденности и младенческий возраст……………………………………………………………………………………………..5

Кризис одного года и раннее детство………………………………………………………...5

Кризис семи лет…………………………………………………………………………………..7

Возрастные кризисы взрослости………………………………………………………………7

Заключение………………………………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………………………….10

Введение

Кризис в жизни - это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Ему больно, обидно. Однако можно смягчить неизбежные, встроенные в природу человека кризисы и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Кризис - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Есть ряд так называемых нормативных кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис одного года, трех лет, переходного возраста. Проблема, с которой многие не справляются, - подросткового возраста: когда человек хотел бы, чтобы другие видели его старше, строже, тверже, чем он есть на самом деле. Когда к подростку применяют две нормы: ты уже большой, ты должен выносить мусор» и «ты еще маленький, ты должен быть дома в 9 часов». Двойные стандарты очень часто свойственны и взрослым: хороший семьянин - наружу, грубиян, женоненавистник - внутри. Важен возрастной кризис «пересадки корней», когда человек как бы переходит в иную информационную коммуникативную среду. На этом этапе многие люди часто вступают в брак. Многое зависит от качества «почвы», на которую они попадают.

Очень важный кризис - это кризис середины жизни в 35-45 лет. Он связан с утратой смысла жизни, когда меняются работа, друзья, личная жизнь. Идет обесценение того, что человек достиг. Заедает быт, когда часть своей энергии и времени надо тратить на стирку, приготовление еды, походы в магазин и. сглаживание противоречий с тещей, женой и детьми. К этому периоду накапливаются противоречия.

Последний кризис - это «узелковый период». Он не имеет временных рамок. Условно, это когда человек собирает вещи в узелок и хранит их, готовясь к смерти. Он существует как бы в двух мирах. Некоторые больше себе позволяют, стремятся получить то, чего у них не было. Отсюда поздняя любовь, творчество, большая свобода. Как в последний раз. Другие люди действуют как раз наоборот.

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все они связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа «Зачем я живу? Для кого?» Вторая важная черта кризиса - это проблема личной свободы, борьба за нее на всех этапах жизни.

Вход в кризис - это начало этого математического уравнения. Главное - правильно сократить компоненты уравнения, найти эквивалентный обмен.

Возрастные кризисы как следствие развития. Общие принципы возрастного психического развития

В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций, а также свойственной для каждого из них сенситивностью, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций. Выделяются также критические периоды, или кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, «скачка» развития. Физиологически критический период характеризуется «преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде». Критичность развития ВПФ, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода. В этой связи понятия сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются. Известно, что неравномерность психического развития является его неотъемлемым, внутренне ему присущим свойством. При этом необходимо рассматривать ее не только во внешнем аспекте, как неравномерность темпов развития психики в целом - чередование периодов ускорения и замедления темпов развития, а в критические фазы возможность кратковременного регресса - но и во внутреннем, структурном аспекте, как асинхронность развития отдельных функциональных систем, либо различных подсистем внутри одной системы. Гетерохрония, являясь отражением внутренней противоречивости развития, может рассматриваться как его внутренний источник. Другим основополагающим принципом психического развития представляется принцип эпигенеза, являющийся общим системным принципом прогрессивного развития, формирования систем все более возрастающей сложности с переходом к более высоким уровням организации путем интеграции прежних способов организации с новыми с последующей их модификацией.

Кризисы по возрастным параметрам. Кризис новорожденности и младенческий возраст

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выгодскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Кризис одного года и раннее детство

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности - коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого - общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам - новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Кризис трех лет предшествует кризису семилетнего возраста и является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребенка. Ребенок выделяет свое «Я», отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие «более взрослые» отношения. Известный отечественный психолог Л.С. Выгодский выделяет несколько характеристик кризиса трехлетнего возраста.

Негативизм. Негативная реакция ребенка на просьбу или требование взрослого. Эта реакция не направлена против самого действия, которое требуется от ребенка. Она направлена на саму просьбу. Главное, что движет ребенком в этот момент - сделать наоборот.

Проявление упрямства. Ребенок настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что он требует чтобы с его мнением считались.

Очень четко прослеживаются линия проявления самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам. В общем-то это хорошо. Но все хорошо в меру. Гипертрофированное проявление самостоятельности нередко не соответствует возможностям ребенка. Что может привести к внутреннему конфликту с самим собой, и конфликту со взрослыми.

Бывает, что конфликты детей со взрослыми становятся как бы системой отношений. Складывается впечатление, что они постоянно находятся в состоянии войны. В таких случаях можно говорить о протесте-бунте.

В семьях, где ребенок один, может проявиться деспотизм.

В семьях, где много детей, вместо деспотизма может проявиться ревность по отношению к другим детям. Ревность в данном случае будет расцениваться как тенденция к власти и нетерпимого отношения к младшим.

Обесценивание старых правил и норм поведения, привязанностей к тем или иным вещам и игрушкам. В психологическом плане ребенок отдаляется от близких взрослых и осознает себя как самостоятельного субъекта.

Кризис семи лет

Кризис семи лет может проявиться в промежутке приблизительно от 6 до 8 лет.

Этот кризис - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни - и как реакция на эти новые требования - кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделяют достаточного внимания состоянию ребенка.

Часто мы уделяем слишком много внимания тому, как малыш научился считать, рисовать, вести себя, и со всеми этими заботами забываем заглянуть во внутренний мир ребенка. А что же происходит с ним в это время? Чтобы понять этот кризис изнутри, давайте посмотрим на него снаружи.

Внешние проявлении кризиса семи лет

Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении.

Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса.

Возрастные кризисы взрослости

На протяжении жизни любого из нас ждет несколько возрастных кризисов.

Кризис первый наступает в совсем еще юном возрасте, около 10-ти-12-ти лет. Ребенок в этот период перестает быть малышом и становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты, он учится формировать собственные мнения и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них.

Кризис второй настигает нас в пору юности - примерно в 16-20 лет. Молодой человек уже является формально и считается взрослым. Более того - взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же… и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак… За спиной молодого человека перестают стоять родители, он действительно начинает самостоятельную жизнь, питая многочисленные надежды на будущее.

Третий кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.

Кризис четвертый выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное - смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие - в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Кризис пятый приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями… Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век - завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Каждый кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения - вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Заключение

Возрастные кризисы это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся не долго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека.

Длительность этих кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий, в которых находится человек в тот или иной период времени. Под условиями понимается как семья, так и социальное окружение.

Мнения психологов по поводу возрастных кризисов расходятся. Одни считают, что кризис - это результат неправильного воспитания, что развитие должно проходить плавно и гармонично. Другие считают, что кризис - это нормальный процесс перехода на более сложный возрастной этап. Некоторые психологи считают, что человек, не переживший кризис, не будет развиваться дальше.

Отечественными психологами выделяются стабильные и кризисные периоды развития. Они чередуются между собой и являются закономерным процессом развития ребенка. Проявляются явные сдвиги в развитии, ребенок сильно меняется в поведении, конфликты со взрослыми. Теряется интерес к занятиям. Это наблюдается не только в школе, но и в кружках. У некоторых детей возникают неосознанные переживания, внутренние конфликты.

Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин говорил: «К каждой точке своего развития р-к подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после кот. идет развитие той стороны, кот. отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Список литературы

1. К.Г. Юнг. Психологические типы. - М.: Прогресс-Универс, 1995 - 718 с.

2. Л.С. Выгодский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, №2.

4. И.А. Аршавский. Основы возрастной периодизации. - В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 - С. 60

6. Я.Л. Коломинский. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986 - 223 с.

7. И.С. Кон. Психология юношеского возраста-М.:Просвещение, 1979 - 175 с.

8. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. - Л.:Изд. ЛГУ, 1968 - 338 с.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

8 психологических кризисов

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.


Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов - 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым " наступают на пятки " более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: " Кто я есть? " и " Куда я иду? ". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано

Кризисы жизни человека

По теории известного психолога Эрика Эриксона кризисы жизни человека делится на 8 ступеней. И на каждой поджидает кризис. Но не катастрофический. Просто наступает некий переломный момент, к которому стоит подготовиться…

Кризисы жизни человека 18 - 20 ЛЕТ
Жизнь проходит под девизом «Нужно оторваться от родительского дома». А в 20 лет, когда человек уже по-настоящему отдалился от семьи (институт, военная служба, краткие поездки и пр.), возникает другой вопрос: «Как удержаться в мире взрослых?»

Кризисы жизни человека 30 ЛЕТ
Одолевает мысль: «А чего я достиг в жизни?» Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала.
Одинокий человек начинает искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. А бездетные родители - завести детей.

Кризисы жизни человека 35 ЛЕТ
После 30 лет жизнь становится более рациональной и упорядоченной. Мы начинаем обосновываться. Люди покупают дома и делают резкие попытки продвинуться по служебной лестнице.
Женщины, как правило, достигают пика своей сексуальности. Но при этом требуют, чтобы мужчины питали к ним прежде всего уважение. Мужчины понимают, что в сексе они «уже не те, что в 18 лет». У них ярче, чем у женщин, проявляются первые признаки старения.

Кризисы жизни человека 40 ЛЕТ
К 40 годам заканчивается «возраст молодости» молодых ученых, начинающих писателей и т. д.
Достигнув середины жизненного пути, мы уже видим, где он заканчивается.
Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может привести к кризису.
У 40-летних вряд ли появятся новые друзья.
Чтобы добиться наивысших достижений, необходимы еще и пробивные способности. В 40 лет уходят последние шансы вырваться вперед.
Кто до сих пор не был замечен, тот будет обойден при последующих повышениях.

Кризисы жизни человека 45 ЛЕТ
Мы начинаем всерьез задумываться о том, что смертны. И если мы не поспешим определиться, жизнь превратится в выполнение тривиальных обязанностей для поддержания существования. Эта простая истина вызывает у нас шок. Переход ко второй половине жизни кажется нам очень жестким и слишком быстрым, чтобы его принять.
Бесстрастная статистика констатирует: число разводов у людей, достигших 40 - 45 лет, возрастает.

Кризисы жизни человека 50 ЛЕТ
Нервная система становится железной: многие уже слабо реагируют на внешние раздражители типа окрика начальника или ворчания жены. А в своей профессиональной сфере остаются ценными работниками. Именно в этом возрасте они умеют отделять главное от второстепенного, полностью концентрируются на главных вопросах, что и дает высокие результаты.
К 50 годам многие люди словно заново открывают для себя радости жизни - от кулинарии до философии. И буквально в один день могут принять решение об изменении образа жизни, осуществляя его с завидной педантичностью.
Очевидные плюсы сильно омрачает существенный минус: у многих 50-летних мужчин заметно слабеет потенция.

Кризисы жизни человека 55 ЛЕТ
В эти годы приходит теплота и мудрость. Особенно у тех, кто сумел занять высокие руководящие должности. Друзья и личная жизнь становятся важны как никогда. Дожившие до 55 лет чаще всего заявляют, что их девиз сейчас - «не заниматься ерундой». И у некоторых появляются новые творческие способности.
Кризис наступает тогда, когда мужчина понимает, что все-таки занимается ерундой.
И женщина выходит на распутье. Кто-то жалуется: «Я никогда ничего не могла делать для себя. Все только для семьи… А теперь уже поздно…»
А некоторые с удовольствием принимают, что способны жить для других, наслаждаться своим садом или вживаться в роль бабушки.

Кризисы жизни человека 56 ЛЕТ И ДАЛЕЕ
Удивительным образом этот возраст встречается почти у всех ученых, достигших славы. Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше 70 лет.
По преданию, японский художник Хокусай сказал, что все созданное им до 73 лет ничего не стоит. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в 100 лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и другие композиторы творили до 80 лет.
Кстати, писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и бизнесменами часто могут дольше выполнять свою работу. Причина в том, что в глубокой старости человек все глубже погружается во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

КСТАТИ…
Как измерить психологический возраст
Надо попросить человека ответить на вопрос: «Если все содержание вашей жизни условно принять за сто процентов, то какой процент этого содержания реализован вами к сегодняшнему дню?» И уже зная, как человек оценивает сделанное и прожитое, можно установить его психологический возраст. Для этого достаточно умножить «показатель реализованности» на то число лет, которое человек надеется прожить.
Например, кто-то считает, что его жизнь наполовину реализовалась, и предполагает прожить всего 80 лет. Его психологический возраст будет равен тогда 40 годам (0,5 х 80) независимо от того, 20 или 60 лет ему в действительности.

Photo: wikipedia.org

Понравилось?
Подпишитесь на обновление через Е-Майл:
и Вы будете получать самые актуальные статьи
в момент их публикации.

В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже.

Помочь справиться с критической ситуацией поможет осознание того, что не только вы испытываете на себе воздействие кризиса.

Самым первым жизненным кризисом является кризис одного года . На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди – любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности.

Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет . Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», проявлять упрямство, стараться показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так.

Семь лет – очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходить социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет . В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения.

В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности.

Когда человек достигает возраста тридцати пяти – тридцати семи лет , то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты.

В пятьдесят три – пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста. Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения.

Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к смерти. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно.

В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.

Психологи выявили, что за всю свою жизнь человек проходит восемь кризисов (в частности, такую теорию выдвинул в свое время известный американский ученый Эрик Эриксон). Однако не стоит воспринимать кризис как нечто роковое. Просто это такой переломный момент, к которому стоит подготовиться заранее… Итак, какие же кризисы нам предстоит пережить в течение жизни и каковы пути выхода из них?

18-20 лет

Жизнь проходит под девизом: «Пора в самостоятельное плавание». Это время учебы, службы в армии. Подросток (а затем и юноша) стремится отдалиться от семьи, продемонстрировать свою самостоятельность. В 20 лет, когда человек отдалился от семьи (хотя бы и чисто психологически) возникает другой вопрос: «Как удержаться в мире взрослых?». Человек понимает, что он в этом мире может далеко не все, что его знаний и сил еще недостаточно, чтобы справиться со всеми проблемами…

Что делать?

Не отказываться от поддержки семьи, особенно если родители в состоянии ее предоставить и делают это с радостью. И усвоить себе философию постепенного продвижения к цели. Для этого полезно повесить у себя над письменным столом бумажку с фразой: «Человек переоценивает то что может сделать за год, и недооценивает то, что может сделать за десять лет» и почаще задумываться над этой фразой.

30 лет

Это время переоценки ценностей. Человек подводит первые итоги и задает себе вопрос: «А чего я в жизни добился?». Появляется стремление начать все сначала. Многие задумываются о смене профессии. Одинокие люди становятся обзавестись парой бездетные родители – детьми… Мы понимаем, что много времени потрачено зря и «все могло бы быть иначе», но прошлого не вернешь…

Что делать?

Есть такая поговорка – «самая темная пора - обычно перед рассветом». Не надо торопиться с кардинальными переменами. Возможно, успех не за горами – просто не все количественные изменения еще успели перерасти в качественные.

35 лет

После 30 лет жизнь становится более рациональной и упорядоченной. Мы начинаем «обосновываться». Люди покупают дома, делают попытки круто продвинуться по служебной лестнице. Женщины достигают пика своей сексуальности. Мужчины, наоборот, понимают, что в постели они уже не те, что в 18 лет… У людей проявляются первые существенные признаки старения.

Что делать?

Осознать, что стабильность – это не так уж плохо. Точнее, стабильность – основа успеха. Ведь успех в любом деле приходит при регулярности. А стабильность опять-таки позволяет совершать те или иные действия регулярно и закреплять успехи. Это дает и мощный ресурс для решения имеющихся проблем: замедлить старость помогут регулярные физические нагрузки, а поддерживать сексуальный тонус поможет регулярный, размеренный секс без «марафонов».

40 лет

Достигнув середины жизненного пути, люди уже видят, где он заканчивается. Утрата молодости угасание физических сил, обострившиеся хронические болезни – любой из этих моментов может привести к кризису. В это время уходят последние шансы выбиться вперед…

Что делать?

Взять листок бумаги и перечислить все то, чего удалось достичь к этому возрасту. Скорее всего, наберется внушительный список. И не надо утверждать, будто он состоит и банальностей. Ведь даже если кому-то из нас удалось получить высшее образование – этим можно гордиться, т.к. всего 2% населения страны имеют законченное высшее образование. Второй шаг – выявить так называемую «проблемную зону» и начать над ней работать. Например, если человеку кажется, что он не достиг должного признания – самое время начать его зарабатывать. Причем это не обязательно должна быть область, связанная с карьерой и движением вверх. Можно попробовать написать и издать книгу – стать известным писателем можно и в 40 лет (как, например, Алексей Иванов)

45 лет

Человек начинает всерьез задумываться о том, что смертен. Если не придать ежедневной деятельности дополнительный смысл и импульс, жизнь превратится в выполнение тривиальных обязанностей по поддержанию существования. Эта простая истина способна вызвать настоящий шок… Кроме того в это время люди переживают волну разводов. Причины, как правило, одни и те же: дети выросли, и супруги понимают, что их мало что связывает друг с другом…

Что делать?

Срочно найти новое интересное дело, которым можно будет увлечься до такой степени, чтобы не погружаться в грустные раздумья. Это может быть полузабытое хобби из детства или посещение групп самосовершенствования и личностного роста. Неплохие результаты дает изучение какого-нибудь иностранного языка (только не очень экзотического).

50 лет

Нервная система становится более устойчивой: человек перестает реагировать на многое из того, что раньше вызывало раздражение и гнев. Окружающие все больше и больше ценят человека, перешагнувшего 50-летний рубеж: он считается ими «опытным», мудрецом. Он уже профессионал своего дела, состоявшийся семьянин, имеющий опыт воспитания детей, но еще не «старик» - до пенсии еще целых 10 лет… Кризис в это время вызывают, в основном, серьезные проблемы со здоровьем: у многих диагностируется рак и другие серьезные заболевания…

Что делать?

Только одно – раз в год (а лучше в полгода) проходить обязательную диспансеризацию. Если в 30-40 лет этим можно пренебречь, то после 50 – увы, никак. Женщинам обязательно посещать маммолога (для исключения болезней груди), мужчинам – уролога (для предотвращения рака простаты).

55 лет

В эти годы приходит теплота и мудрость. Друзья и близкие люди становятся важны как никогда. Дожившие до 55 лет часто заявляют, что их девиз «не заниматься ерундой». У некоторых пробуждаются новые творческие способности. Кризис возникает тогда, когда люди все-таки считают, что занимаются ерундой, тратят время зря…

Что делать?

Осознать, что в этом мире любое занятие может быть важным. Тем более, если речь идет о каких-то вещах, связанных с поддержанием жизни и здоровья родных и близких. Жить для других, ухаживать за своим садом, вжиться в роль бабушки или дедушки – в этом, если задуматься, можно найти глубокий смысл и пользу.

56 лет и далее…

До этого возраста доживают почти все ученые и творческие люди, достигшие славы. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в 100 лет. Верди, Штраус, Сибелиус и другие композиторы творили до 80 лет… Кризис наступает тогда, когда человек, достигший данного возраста, чрезмерно погружается в себя свой внутренний мир и окружающие люди и обстоятельства как бы перестают его интересовать…

Что делать?

Перечитать биографии известных людей в том числе и долгожителей. Как правило, все они с удовольствием делились своим жизненным опытом с более молодыми людьми. Это происходило и в виде общественной деятельности, и в виде бесед в кругу семьи… Кстати, контакт с молодежью играет для пожилого человека роль своего рода «эликсира молодости», при том – совершенно бесплатного. Так почему бы им не воспользоваться?

Здоровья вам и долголетия!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: