Законопроект о ликвидации следственного комитета. Следственный комитет россии будет ликвидирован

21:43 — REGNUM В течение всего времени существования Следственного комитета РФ в прессе периодически появлялась информация о его возвращении в состав Генеральной прокуратуры, заявил 16 ноября корреспонденту ИА REGNUM управляющий партнёр юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр , комментируя очередной виток слухов о ликвидации комитета. Он отметил, что подобные идеи могут быть связаны с определёнными бюрократическими вопросами, так как в настоящее время полномочия прокуратуры на этапе предварительного расследования очень ограничены и добиться реальной защиты лица, привлекаемого к уголовной ответственности, практически невозможно. В частности, это вызвано тем, что суд на этапе предварительного расследования рассматривает только процессуальные вопросы, а в существо уголовного дела не вникает.

«Периодически возникают вопросы, связанные с разной позицией ведомств в связи с избираемой мерой пресечения. Следствие, используя различные особенности законодательства, может самостоятельно продлевать срок расследования уголовных дел в течение нескольких лет и не принимать во внимание позицию прокуратуры по этом вопросу. Объединение ведомств приведёт к повышению профессионального уровня руководящих работников прокуратуры, на должность прокурора будут назначаться люди, ранее отработавшие следователями и знающие на практике все особенности предварительного расследования», — считает Роман Скляр.

Он отметил, что если в будущем полномочия Следственного комитета всё-таки будут переданы в ведомство прокуратуры, это должно повысить качество государственного обвинения, так как прокурор будет информирован о ходе уголовного дела с самого начала расследования. В настоящее время прокурор получает все материалы уголовного дела для утверждения обвинительного акта по окончании предварительного расследования, сроки на принятие решения ограничены Уголовно-процессуальным кодексом, и зачастую для качественного изучения существа уголовного дела времени не хватает.

По мнению юриста и правозащитника Александра Хуруджи , озвученные изменения могут быть частью политики властей по сокращению количества сотрудников правоохранительных органов и масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств. Подготовка к этой реформе была начата вскоре после ликвидации ФМС и ФСКН и создания Росгвардии. Ведомственная принадлежность следствия служила предметом спора силовиков ещё в советские времена. Предпосылки для «трёхведомственной» структуры следствия были созданы ещё при Иосифе Сталине .

«Общеизвестен факт, что затраты на правоохранительные органы в структуре бюджета государства Россия выше многих развитых и развивающихся стран. При этом часто многие структуры МВД, СК, прокуратуры и так далее дублируют друг друга, а то и вовсе мешают, контролируя и переконтролируя. А в итоге выходит как в поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза. Так что данные изменения можно только приветствовать: это и сокращение раздутого штата силовиков, и расходов бюджета на подобные службы, и упрощение ведения дел и взаимодействия сотрудников», — считает Хуруджи.

Добавим, 16 ноября в ряде СМИ в очередной раз появилась информация, что МВД России подготовило предложения по реформированию системы предварительного следствия и ликвидации Следственного комитета. Позднее официальный представитель ведомства Ирина Волк опровергла данную информацию, сообщает «Интерфакс».

Напомним, Следственный комитет России был выделен из состава прокуратуры в 2011 году. В 2016 году появлялась информация, что глава СК РФ Александр Бастрыкин якобы покидает свой пост, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту информацией слухами, которые «Кремль не комментирует».

Мы поговорили с экспертами о возможной реформе

Самая реформируемая силовая структура в России - не на практике, правда, а в общественном сознании - Следственный комитет. Как его создали в 2007 году при прокуратуре, а в 2011-м сделали независимым, так с тех пор общество и хочет его реформ. Точнее, не то чтобы целиком общество, скорее отдельные его пласты, умеющие создавать правильный информационный фон вокруг своих желаний. И потому примерно раз в полгода возникают разговоры о скорой ликвидации, урезании функций, добавлении функций, усилении, укрупнении, переподчинении (нужное подчеркнуть) СК.

Сейчас тема реформы Следственного комитета опять будируется - ведь, по слухам, председатель СК Александр Бастрыкин ушел в отпуск, там 27 августа отметит свое 65-летие (в принципе предельный возраст нахождения на службе), а значит, в свое кресло может и не вернуться. И вообще якобы может уже осенью начать работу в качестве судьи Конституционного суда РФ.

А тут еще «поклонники» Бастрыкина в Сеть выложили ролик, как председатель СК танцует на праздничном мероприятии, видимо, приуроченном ко Дню следственного работника (25 июля). И, конечно, последовали далеко идущие выводы: последний танец, мол.

Тут же можно было бы припомнить, что в феврале этого года на коллегии Генпрокуратуры президент Владимир Путин просил прокуроров «существенно усилить надзор за следствием, причем на всех его уровнях». А чуть раньше «на самом высоком уровне» вновь якобы обсуждались два варианта реформы: создание на базе СК единого следственного органа, в который войдут следователи других силовых ведомств, или возвращение следственного органа под контроль Генпрокуратуры РФ.

Вообще количество вбросов о реформе Следственного комитета можно было бы считать удивительным. Но с другой стороны, оно почти соответствует числу связанных с СК громких скандалов. Что далеко ходить, вот последний: по делу о получении взятки от «вора в законе» Шакро Молодого за решеткой оказались высокопоставленные офицеры Следственного комитета, в том числе начальник Управления собственной безопасности СК Михаил Максименко, его заместитель Александр Ламонов, бывший руководитель Главного следственного управления СКР по Москве Александр Дрыманов. Плюс к этому очевидно недовольство отечественных пассионариев методами СК: все эти посадки за репосты, «новые величия» и прочее закручивание гаек. Ну и, конечно, основная причина - дележка силовиками поляны.

Но это все - какая-то ненародная история. А есть очень простой народный вопрос: нам, простым гражданам России, будет лучше от реформы СК? Нужна она вообще?

Его-то мы и задали нашим экспертам.


Эрнест Валеев. Заслуженный юрист РФ, первый зампредседателя Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции. В 1993–2007 гг. - прокурор Тюменской области, в 2007–2010 гг. - заместитель Генерального прокурора РФ:

О реформе СК я бы не стал говорить, но изменения нужны. В первую очередь надо изменить соотношение дел, по которым производится дознание и предварительное следствие. Сегодня очень много составов преступлений отнесены именно к полномочиям предварительного следствия, хотя по ним могло бы проводиться дознание в короткий срок. И поэтому статьи Уголовно-процессуального кодекса, которые определяют, где проводят предварительное следствие, а где дознание, они, безусловно, должны быть пересмотрены в пользу дознания. И соответственно, это за собой должно повлечь и реорганизацию следственного аппарата.

Я однозначно могу сказать, что сегодня неправильно значительно сузили прокурорский надзор за предварительным следствием, когда начальник следственного управления СК стал обладать функцией надзора. Я считаю, что в этом плане законодательство должно быть изменено в пользу увеличения объема прокурорского надзора за предварительным следствием. Нынешнее состояние СК и объясняется как раз отсутствием прокурорского надзора. Изменения, произошедшие в 2007 году, когда СК передали функции, которыми обладала прокуратура, и за предварительным следствием прекратился внешний надзор, повлекли за собой массу отрицательных моментов. Когда прокурор получает доступ к уголовному делу при утверждении обвинительного заключения, многие недостатки уже, к сожалению, невозможно устранить. Поэтому я остаюсь сторонником расширения объема прокурорского надзора. Не может структура сама за собой надзирать - это однозначно. Но расширение должно быть в разумных пределах, не лишая следствие самостоятельности. Я сам работал прокурором и прекрасно понимаю отрицательные последствия отсутствия прокурорского надзора. Тем более что прокурору потом нужно поддерживать обвинение в суде.

Уже были проекты о создании единого следственного аппарата путем объединения следствия МВД и СК; были законопроекты, которые потом были отложены. Но когда и что будет, я затрудняюсь сказать.


Андрей Гривцов. Адвокат, бывший следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ:

В целом существование самостоятельного Следственного комитета - это нормально. Вопрос у нас носит системный характер. Он не связан с тем, кто у нас глава СК, кто его заместители. У нас в большей степени он связан с отношением власти к следствию. До тех пор пока следствие, суды будут восприниматься властью как собственная дубинка и суды не будут носить независимый характер, у нас ничего хорошего не получится.

Мое мнение такое: те реформы, что происходили - а я их наблюдаю, работая в сфере уголовного преследования с разных сторон с 2002 года, - только ухудшали все, что было. У нас декларировалось, что прокурор арестовывает, потом сказали, что суд будет арестовывать. В итоге стало хуже. Декларировалось, что следователи в прокуратуре, потом их вывели из прокуратуры. Все думали, что будет лучше, стало хуже. Поэтому мне кажется, что реформа не нужна. Лучше наконец-то вообще ничего не трогать и дать уже всем нормально работать.

Что касается Следственного комитета, то там все кадровые изменения и перестановки носят какой-то безумный, хаотичный характер. Постоянно что-то упраздняют. На моей памяти следователей центрального аппарата выводили за штат огромное количество раз. Должности переименовывали, создавали какие-то новые управления, укрупняли, сокращали. Можно создавать отдельный следственный комитет, сливать его с кем-то, создавать единый следственный комитет из следственных органов всех структур - ничего не изменится. Все проблемы идут, как говорится, от головы.

Николай Ковалев. Генерал армии запаса, член Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции. В 1996–1998 гг. - директор ФСБ России:

Я считаю, что в целом Следственный комитет со своими задачами справляется, но то, что происходит совсем уж внизу... Руководство идеально реагирует на все жалобы - я скажу из своего опыта, из опыта своих коллег. Абсолютно грамотные ответы приходят, проводят проверки. Почему сейчас многие просят взять расследование именно в центральный аппарат СК? Потому что доверяют квалификации именно этих следователей. Но повторюсь, если дойти до низа, то там существуют и злоупотребления, и работа по заказу. Это совершенно очевидно. Впрочем, о необходимости реформирования СК речи не идет. Мировая практика показала эффективность работы именно такой структуры. Но контроль обязательно нужен. Я за усиление контроля.

Внутриведомственный контроль обязателен, это первый этап, на предмет выявления конфликта интересов. Я стою на той точке зрения, что необходимо создать институт независимых прокуроров, потому что мы все чаще и чаще наблюдаем конфликт между ведомствами. Напоминает это в определенном смысле борьбу. Независимых прокуроров надо вывести из-под контроля Генеральной прокуратуры, чтобы они были абсолютно свободны в принятии своих решений. В наших условиях это означает одно - подчинение этой структуры Президенту Российской Федерации. Это должна быть группа объективных людей, которые имеют неподмоченную, абсолютно безукоризненную репутацию. Я даже разрабатывал по этому поводу законопроект, потом его приостановили. Но идея эта должна сработать.

А организационно все варианты перебрали. Объединять следствие всех структур - МВД, ФСБ и так далее - неэффективно и нецелесообразно. Получается некий монстр с подчинением одному человеку.


Дмитрий Аграновский. Адвокат, правозащитник:

Я вспоминаю Жванецкого. Историю про сантехника, который, посмотрев на кран, сказал: «Да тут всю систему надо менять». Следственный комитет - это отражение тех процессов, которые идут в государстве. Вот и все. Потому что правоохранительная система сейчас стала абсолютно обвинительной, на мой взгляд, абсолютно бесконтрольной, по крайней мере со стороны граждан. Следственный комитет - такая вот вещь в себе, спецслужба - нуждается в постоянном контроле. Я сейчас этого контроля не вижу. Либо параметры этого контроля власть удовлетворяют. Мне один молодой судья - давно, правда, - говорил: я судья начинающий, буду давать построже, чтобы прокуратура была довольна. Понятно, что это не имеет ничего общего с состязательностью процесса.

Как адвокат, как защитник граждан, я плохо представляю, что можно поменять собственно в СК, чтобы изменилось положение с правами граждан. Мне бы хотелось, чтобы изменения были не столько в СК, сколько в надзирающих органах. Потому что любые наши жалобы на действия следователей, они или остаются вообще без ответа, или в 99,9% случаев мы получаем отказ во всем. Мне бы хотелось, чтобы эффективность нашей борьбы со следствием, борьбы в смысле состязательности в процессе, была выше. Чтобы суды к нам внимательнее прислушивались, чтобы внимательнее прислушивались начальники СК. Мы же имеем по закону право обжаловать действия следствия и начальнику Следственного комитета. Но это 100% отказ. А что, могут его сотрудники быть правы в 100% случаев? Суды - почти то же самое, прокуратура - почти то же самое. Не надо забывать, что у нас оправдательных приговоров практически не выносится. Ну, скажем, 99,9% обвинительных. А по тяжким статьям оправдательных вообще нет, кроме как в суде присяжных. При такой ситуации следствие должно быть просто идеальным, безукоризненным. А оно, мягко говоря, далеко от этого. И с каждым годом уровень падает. Конечно, мне бы хотелось, чтобы в Следственном комитете работали более опытные сотрудники. Я когда начинал работать в 1996 году, те следователи, с которыми я имел дело, это были такие дядьки лет за 50. А когда я вел «болотное дело», там было очень много следователей, порядка ста человек; средний их возраст был, наверно, даже до 30. При всем моем уважении к ним - они в таком возрасте не могут быть достаточно опытными просто физически.

Но то, что я говорю, это не пороки собственно СК. Сейчас как ни реформируй, все равно будет получаться как в анекдоте: или пистолет, или пулемет. Я подчеркну - я это вижу: все реформы последних лет - к худшему. И реформы судебные, и реформа следствия. Я не понимаю, зачем нужно было разделять Следственный комитет и прокуратуру. И так все неплохо работало. По крайней мере не хуже, чем сейчас. Я не понимаю, зачем нужно было менять стройную систему обжалования в кассации и надзоре и вводить апелляцию. Вот сейчас делают апелляционные суды. Их будет 5 или 6. У нас огромная страна. Как регионы, где этих судов не будет, будут обжаловать приговоры? Поэтому я, пожив 25 лет при реформах, противник любых реформ. Пусть, наоборот, будут укреплять то, что есть. Потому что во время реформ не до соблюдения прав человека, тут бы разобраться со своими местами и постами.

Наиль Фаттахов

Следственный комитет РФ может быть ликвидирован. Как сообщает издание ПАСМИ , на стол главы администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о реструктуризации следственных органов.

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия, отмечает издание.

Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел, в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это», — заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуется слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70%.

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределены между тремя ведомствами: следственным комитетом России, следственным департаментом МВД и главным следственным управлением ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.

С тех пор информация о ликвидации следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимался вопрос, что следственные органы могут быть объединены указом президента и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

Ирина Мишина

Глава Следственного комитета РоссииАлександр Бастрыкин ушёл в длительный отпуск. Об этом «НИ» сообщил источник в Следственном комитете. Отпуск Бастрыкина продлится чуть ли не до конца сентября - начала октября: в него войдут все не использованные«отгулы» руководителя Следкома. Во время своего отпуска, 27 августа, Александр Бастрыкин отметит свое 65-и летие.В этой связи появились версии о том, что из своегодолгого отпуска шеф СКР может и не вернуться. Александру Бастрыкину уже давно прочат должность судьи Конституционного суда. То, что у Следственного комитета может смениться руководитель – часть проблемы. Намного серьёзнее другой вопрос:что будет с самим ведомством?

Отпуск шефа главногоследственного органа страныдлиной в почти в 2 месяца - что бы это значило?

«По поводу Бастрыкина вопрос давно решён, я думаю. Я не помню, чтобы руководители-силовики уходили в отпуск на столь длительный срок. Да и претензий к Александру Ивановичунакопилось немало». - говорит генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов .

С этим мнением согласен руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков : «Бастрыкин лично отчитывался перед президентом о самых важных делах, ему давались персональные поручения. Я думаю, что новый срок Путина требуетновых подходов».

Агентство «РИА Новости» сообщило о готовящейся отставке главы Следственного комитета и планах назначить его судьёй Конституционного суда еще в мае.Месяцем раньшев СКР упразднили Главное управление процессуального контроля, которое занималосьнадзором за расследованиями. Эксперты связали это сготовящимся расширением функций Генпрокуратуры. Вслед за этимспикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о подготовке законопроекта о возвращении Генеральной прокуратуре контроля над следствием. «Назрело, даже перезрело время вернуть прокуратуре контроль над следствием. Тогда, в ходе реформирования, поторопились, это практика показала», – заявила спикер. Наш источник в Кремле подтвердил, что изменения в структуре силовых ведомств вполне вероятны. Не исключено, что Служба внешней разведки вернётся в ФСБ, а Следственный департамент будет реформирован.

«Староста» российского следствия?

Следственный комитетРоссийской Федерации, созданный по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева, начал свою работу 15 января 2011 года. Он был создан на базебывшего Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ. Согласно закону, СК РФ является федеральным государственным органом прямого подчинения президенту РФ. Ведомство занимается расследованием наиболее сложных и особо опасных преступлений, в том числе связанных с коррупцией.Генерал-полковник юстиции Александр Бастрыкин возглавляет СК РФ смомента его создания. Это было не случайное назначение. На юрфаке Ленинградского государственного университета Александр Бастрыкин был одногруппником Владимира Путина и старостой группы, где учился нынешний Президент. Впоследствии, в узком кругу,Бастрыкиндаже получил кличку “Староста”.

«Фигура Бастрыкина очевидно была завязана на первое лицо.Понятно, что СК был искусственным органом для того, чтобы президент мог лично поручать близкому человеку главные дела», - считает Илья Гращенков.

Первое времяСледственный комитетбыл поставщиком криминальных новостей со всех фронтов. «С моей точки зрения, Александр Бастрыкин получилслишком большую меру доверияпервых лиц и постепенно начал игнорировать профессиональные нормы. По требованию СК человека могли арестовывать, инкриминировать ему серьёзные статьи УК. При этом зачастую Генеральная прокуратура как надзорный орган настаивала на егоосвобождении, поскольку ненаходила состава преступления. В общем, со временем Следком, что называется, «отвязался»: в упор не видел Прокуратуру, действовал безнадзорно», -рассказывает Александр Михайлов.

Резонансных делв ведении Следственного комитета было более, чем достаточно.Однако, большая их часть была связана со скандалами. Так, адвокат Александр Трещёв считает: «Я не помню громких уголовных дел, которые бы Следственный комитет быстро расследовал и доводил до судов. Зато я помню большие провалы. С самого начала, как только ведомство получило самостоятельность, начались скандалы в верхушке».

Действительно, не прошло и месяца после создания СК, как в феврале 2011 годагрянул первый скандал.Его окрестили «Игорный скандал», или «Дело прокуроров». Он разразился после того, как, по данным Следственного комитета,в 15-и городах Московской области обнаружили нелегальные казино. Они якобы приносили доход до 10 млн долларов ежемесячно. Бизнес, как отмечали следователи, «крышевали» высокопоставленные сотрудники региональной прокуратуры. В связи с «игорным делом» всплывало имя и сына Генерального прокурора России - Артёма Чайки. Это дело положило началооткрытой войне силовых ведомств.

А потом, в 2012-2013 годах,страна следила за делом «Оборонсервиса». Среди фигурантов делаоказались бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева и её покровитель (а с недавних пор - супруг), экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Дело «Кировлеса» с Навальным, задержанным вскоре после митингов на Болотной, дело об убийстве Бориса Немцова, логическая точка в котором так и не была поставлена… А ещё дело о коррупции в отношении бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева , бывшего высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко … «Следственный комитет действительно брался за все «громкие дела». Но не факт, что расследованиешло объективно и вправильном направлении: ведь прокурорского или какого-то иного надзора над следствием не было», - считает политолог Станислав Белковский. Ведь в работу СК никто не имел права вмешиваться!

Скандалы сопровождали СКР практически со времени создания этого ведомства. Чего стоит, например, публичная ссора с «Новой газетой» в 2012 году! Тогда Александр Бастрыкин назначил встречу шеф-редактору Сергею Соколову... прямо в лесу и начал запугивать.

В 2015 году к шести годам колонии приговорили старшего следователя СКР из Горно-Алтайска: выяснилось, что следователь Александр Сатлаев на самом деле был маньяком-насильником. Главу местного СУ СКР отправили в отставку.

Постепенно в СМИ начала просачиваться информация о коррупции в «верхушке» Следственного комитета. В 2013 году был задержан замначальника отдела Следственного управления СКР по Ленинградской области Михаил Миронов. Его обвинили в получении взятки в 300 тыс. рублей, дело вела ФСБ. «Следственному комитету передали все экономические преступления. А это- «золотое дно», пахнущее немалыми взятками. Сам Александр Бастрыкин – не коррупционер, но вот подобрать честных, профессиональных сотрудников он не сумел. Кадровая работа была им, по сути, провалена», - комментирует политолог Станислав Белковский .

Как известно, недавно Александр Бастрыкин лишился своей «правой руки» - руководителя Главного следственного управления СК России по Москве генерал-майора юстиции Александра Дрыманова, которому предъявлено обвинение по нескольким эпизодам взяточничества. В данный момент бывший главный следователь столицы находитсяв СИЗО. Его задержали в рамках уголовного дела о подкупе офицеров Следственного комитета людьми "вора в законе" Шакро Молодого. По этому делу уже осуждён на 13 лет колонии строгого режима экс-глава управления собственной безопасности СК РФ Михаила Максименко, а также ряд офицеров Следственного комитета, в том числе бывший первый заместитель Дрыманова Денис Никандров.Следственное управление ФСБ подозреваетгенерала Дрыманова в получении двух взяток - в крупном и особо крупном размере (пункт "в" части 5 и часть 6 статьи 290 УК РФ). Но и это ещё не всё.Экс-заместитель Дрыманова Денис Никандров в ходе расследования заявил следователю ФСБ, что дал своему начальнику (то есть руководителю ГСУ СКР по Москве Александру Дрыманову) взятку в размере 9850 евро за общее покровительство и назначение на должность. Из рапорта ФСБ следовало, что деньги были зачислены на счёт в латвийском банке. Дрыманов получил от Никандрова карточку и iPhone с банковским приложением для управления балансом этой карты. Кстати, стало известно, что за прошлый год Дрыманов заработал 20 млн рублей. Это на 4 млн больше, чем его непосредственный начальник – глава СКР Александр Бастрыкин.

О доходах следователей СКР давно ходили легенды. В этой связи заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный даже внёс предложение контролировать доходы и расходы следователей. «Нужен контроль расходов и доходов, особенно тех должностных лиц, которые не имеют возможности разумно объяснить, как им удалось добиться определённого уровня жизни. И необходимо отрешение от должностей в связи с утратой доверия во всех ведомствах», – считает депутат.

Следственное управление ФСБ долгое время добивалось возбуждения уголовного дела в отношении Александра Дрыманова, соответствующие материалы были направлены руководителю СКР. Но Бастрыкин «прикрывал» Дрыманова до последнего. Не получилось… По странной случайности,почти одновременно с этими событиями ушёл на пенсиюначальник Управления кадров СК РФ, генерал-майор Виктор Долженко…

История с Александром Дрымановым, которогоруководитель Следкома А.Бастрыкин всеми возможными способами«спасал» от ФСБ, обострила войну внутри силовых ведомств.

«Следственный комитет взял на себя слишком много, тем самым восстановив против себя ФСБ и Генеральную Прокуратуру - два мощных силовых ведомства. Если одна силовая структура усиливается, это неизбежно ведёт к противодействию со стороны других «силовиков». Начинается «война кланов»», - считает политолог Станислав Белковский .

Эту мысль продолжает доктор политических наук Юлий Нисневич: «Снова возникла проблема внутренних межклановых разборок, в которой сегодня Генпрокуратура, а точнее, Юрий Чайка выигрывает.В своё время был обратный процесс, когда более сильные позиции занимал Бастрыкин, и СК выделили из состава Генпрокуратуры.В России правовое поле определяет подчасне правильное институциональное построение, а взаимоотношения кланов – какой из них более влиятельный. Одно время Александр Бастрыкин и его клан переигрывал Генеральную прокуратуру во главе с Юрием Чайкой, а сейчас он ему проигрывает».

Действия сотрудников Следственного комитета нередко выходили за пределы правового поля. Это объяснялось одним простым обстоятельством: вмешиваться в расследование или контролировать его никто не имел права. «На последней Коллегии Генеральной прокуратуры говорилось о десятках тысячпроцессуальных нарушений в действиях Следственного комитета, были приведены конкретные примеры. Уровень квалификации сотрудников Следственного комитета, методы их работы, по сути,поставили вопрос о безопасности граждан, да и самого государства», - говоритАлександр Михайлов.

Что же ждёт Следственный комитет России и его руководителя Александра Бастрыкина?

Источники «Новых Известий» сходятся в том, что до осени, когда начнут работу Госдума и Совет Федерации, положение Следственного комитета будет неопределенным. Однако, в последнее время обсуждалисьнесколько вариантов возможного реформирования СК России. Наш источник в МВД высказал предположение, что на базе Следственного комитета будет образован единый следственный орган, в которой вольются следователи и дознавателиМВД РФ.Но есть и иные точки зрения.

Так, доктор политических наук Юлий Нисневич считает, что слухи о том, что Следственный комитет будет вновь объединён с Генеральной прокуратурой, ходят очень давно. Это довольно ожидаемая история».Однако, с этой точкой зрения не согласен политолог Станислав Белковский: « Следственный комитет изначально входил в состав Генеральной прокуратуры. В те времена, кстати, Бастрыкин тоже возглавлял это ведомство и формально был коллегой Генерального прокурора. Сейчас Генеральная прокуратура претендует на то, чтобы ей вернули контроль над следствием. Однако, наш президент как консервативный лидер редко меняет свои решения, поэтому, на мой взгляд, Следственный комитет останется, но будет реформирован».

Александр Михайлов считает, что объединение СК и Генпрокуратуры было бы ошибкой: «Сейчас звучат предложения о том, чтобы вернуть Следственный комитет в состав Генпрокуратуры в качестве самостоятельной структуры. Я даже слышал вероятное название: «Следственный комитет Генеральной прокуратуры». Однако, с процессуальной точки зрения это было бы ошибочным решением: одно и то же ведомство не может вести расследование иосуществлять надзор над ним. Это снова может привести к субъективным решениям, ошибкам и правовому беспределу».

Не менее обсуждаемая тема – новый потенциальный руководитель Следственного комитета. «Слухи об отставке председателя Следственного комитетаходят не первый год, и пока никакна положении АлександраБастрыкина не повлияли. Если всё-таки такая громкая отставка произойдёт, вероятно, его место мог бы занятькто-нибудь изпервых замов Бастрыкина. Например, Игорь Краснов,Эдуард Кабурнеев, либо Расков – руководитель управления по расследованию особо важных дел», - считает адвокат Александр Железников.

"Среди преемниковАлександра Ивановича я бы назвал две кандидатуры. - говорит Станислав Белковский . -Это 42-х летний Игорь Краснов, заместитель председателя Следкома. Кстати, в прошлом годуему было присвоено звание генерал - лейтенанта юстиции. Другая, не менее достойная, на мой взгляд, кандидатура - председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству -54-х летний Павел Крашенинников. Он доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции,но что еще важнее – доказал лояльность власти, будучи депутатом от «Единой России».Крашенинникова знают и в президентских структурах: он ч лен Совета при Президенте РФ по совершенствованию гражданского законодательства, входит вКомиссию при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия».

Однако, представители силовых ведомств высказываются более осторожно. Утечки информации из Администрации президента на сегодняшний день по этому вопросу нет. Президент может принять любое решение, и оно может быть самым неожиданным, считают силовики.

Каждую осень начинаются слухи об ослаблении Бастрыкина и скорой «кончине» Следственного комитета. Но сейчас это могут быть больше, чем слухи: как стало известно Центру «Досье» , глава Следственного комитета Александр Бастрыкин может не вернуться из отпуска, в котором он находится с начала августа. В распоряжении Центра «Досье» оказался план Генпрокуратуры о реформировании СК, согласно которому из Следственного комитета будут уволены 14 тысяч человек, а сам он снова станет частью «надзорного» ведомства, рассказали сайт.

У них есть план

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин может не вернуться из отпуска, узнал Центр «Досье». Место руководителя займет один из заместителей Бастрыкина, утверждает «Досье» источник в Следственном комитете, но кто именно, не называет. При этом в Генпрокуратуре, по данным Центра «Досье», уже разработан план реструктуризации СК. Подлинность плана, полученного «Досье» от надежного источника, подтвердили еще два человека, имеющих отношение к Генпрокуратуре.

По плану реструктуризации, Следственный комитет должен превратиться в Главное следственное управление в структуре Генпрокуратуры с прямым подчинением первому заместителю генпрокурора. Сейчас эту должность занимает Александр Буксман. Он знаком с Юрием Чайкой давно: в 2005 году работал с будущим генпрокурором в Министерстве юстиции, а затем перешел вслед за ним в прокуратуру.

План предполагает сокращение численности СК на две трети (это 14 тысяч человек, всего в СК работает 21 тысяча).

Чтобы «оптимизировать» новую структуру, Генпрокуратура планирует упразднить главное управление СК и «квазиструктуры»: отделы процессуального контроля, контрольное управление, главное управление криминалистики, кадровые и материально-технические отделы. К следователям могут применить модель переаттестации, опробованную на МВД.

Также план предполагает упразднить академию Следственного комитета, оставив институты МВД и академию Генпрокуратуры. Чтобы сделать роспуск менее болезненным, образовательные учреждения СК сначала передадут в ведение прокуратуры. Кстати, ректор академии при прокуратуре - Оксана Капинус, супруга Буксмана.

Больше всего Генпрокуратуру интересуют уголовные дела. Она хочет жестче контролировать расследования уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, следует из плана присоединения Следственного комитета. Предлагается наделить прокуроров «исключительным правом организовывать и контролировать расследование уголовных дел о преступлениях», совершенных следственными работниками, судьями, адвокатами и иными «спецсубъектами». Также планируют объединить надзор за следствием и обвинение в рамках одного дела.

Слишком много полномочий

Как объяснить людям, почему Следственный комитет нужно вернуть Генпрокуратуре, если раньше его специально из нее же вычленяли? И на этот вопрос в плане есть ответ: полномочия СК чрезмерны. «По существующим правилам, следователь СК России или его руководитель может провести проверки или возбудить и расследовать уголовное дело в отношении любого из своих оппонентов - адвоката, прокурора или судьи. При этом в отношении самого следователя СК России никто кроме его руководителя вопрос об ответственности поставить и разрешить не может», - утверждается в документе.

Эту реформу начали планировать осенью 2017 года, рассказал Центру «Досье» источник в Генеральной прокуратуре. По его словам, концепцию разрабатывали сотрудники управления по надзору за расследованиями особо важных дел. Разработка плана поглощения Следственного комитета заняла месяц, после чего план представили Юрию Чайке. Судя по официальным высказываниям генпрокурора, именно эту концепцию он взял за основу. «Я вижу единый Следственный комитет, и он действительно должен быть при прокуратуре, - заявил Чайка 15 июня 2018 года. - Должно быть единое следствие, за исключением, может быть, каких-то государственных преступлений, которые должны остаться в подследственности ФСБ».

Генпрокуратура давно мечтает вернуть Следственный комитет в родные пенаты: несмотря на формально разное начальство, две структуры очень близки друг другу. «Все вместе бухают, вместе работают. Все эти политические разборки в высших эшелонах - они людей, которые работают на земле, не касаются», - рассказывал экс-сотрудник прокуратуры «Медиазоне».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: