Абызов: ряд надзорных органов отклоняется от обязательств ликвидировать лишний контроль. Снизить это количество можно

СОЧИ, 30 сен — РИА Новости/Прайм. Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов рассказал о восьми проектах в рамках реформы госконтроля, которые позволят обеспечить безопасность жизни человека, снизить уровень угроз и материального ущерба и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, сообщил министр в пятницу в ходе инвестиционного форума в Сочи.

Все отнять или все раздать: кому поднимать экономику России? Перед предстоящими 18 сентября выборами в Государственную думу РИА Новости сравнивает позиции основных политических партий России по основным пунктам их предвыборных программ. О том, как разные партии выборов видят будущее экономики, – в обзоре Владимира Ардаева.

"Мы провели несколько итераций нашего взаимодействия с предпринимательскими объединениями. Эти проекты и их показатели являются результатом нашего профессионального экспертного и общественного обсуждения. У нас еще есть время для внесения в них некоторых корректировок, и наше сегодняшнее обсуждение может в этом помочь", — сказал Абызов на сессии по госконтролю в ходе форума.

Первый проект касается перехода на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре. Уже в 2018 году он должен быть внедрен на 90%. "Сплошные проверки, согласно такой модели, будут проводиться только на объектах повышенной опасности, а объекты, не представляющие потенциальной существенной угрозы, могут быть и вовсе освобождены от них", — сообщил министр.

Хватит ли России времени и нефти? У российского правительства есть всего несколько лет для того, чтобы провести структурные реформы в экономике и окончательно избавиться от "нефтяной зависимости", считают эксперты, с которыми беседовал Владимир Ардаев.

Второй проект направлен на замену "палочной" системы оценкой достижения измеримых показателей сокращения уровня угрозы и ущерба. Третье направление — с 2017 года в обязательном порядке каждый контрольно-надзорный орган должен будет публично представлять информацию о результатах своей деятельности, а предприниматели, ознакомившись с ними, смогут превентивно устранять нарушения.

Четвертый проект — устранения устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований. Их, по словам министра, в общей сложности насчитывается около 2 миллионов. Пятое и шестое направления — снижение уровня коррупции и развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов, которые, в свою очередь, связаны с седьмым направлением — информатизацией контрольно-надзорной деятельности.

В рамках восьмого проекта реформирование системы контроля и надзора на федеральном уровне будет масштабировано на уровне регионов и муниципалитетов. "Все эти проекты должны будут найти свои производные в показателях для каждого контрольно-надзорного ведомства", — заключил Абызов.

Молодые специалисты контрольно-надзорных органов, отобранные по итогам обучающего курса для инспекторов, подготовят свои предложения по внедрению «на местах» инструментов реформы госконтроля, таких как риск-ориентированный подход к проверкам и развитие профилактики нарушений. «Меню» инициатив будет сформировано в рамках двухдневной проектно-аналитической сессии, с участниками которой 27 апреля встретился куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов . Для выявления инициатив, которые будут реализованы наилучшим образом, запускается конкурс «Реформа на практике», итоги которого подведут в конце года.

«Кадровый актив реформы контрольно-надзорной деятельности» - программа по развитию сообщества лидеров изменений среди сотрудников контрольно-надзорных органов. Они отбираются в два этапа. На первом этапе в ходе онлайн-обучения, которое уже прошли 3 тыс. сотрудников надзорных органов, определяется 10-15% лучших слушателей. Затем после тестирования на определение лидерских компетенций выделяется от 20 до 50% лучших по лидерским качествам слушателей. Далее ведётся образовательная работа, цель которой - развить в них управленческие и лидерские компетенции. Сейчас в кадровый актив реформы входит 200 сотрудников из 12 контрольно-надзорных органов.

Основная работа лежит на плечах территориальных органов и инспекторского состава, который работает «на земле». Одним из приоритетов является обучение новым компетенциям людей, которые работают в регионах. Первые 3 тысячи такое обучение прошли, из них отобраны лучшие. В этом году обучение пройдут в общей сложности 20 тыс. человек, в следующем - уже 50 тыс. Формат работы с кадровым активом, с людьми, которые неравнодушны, профессиональны и заинтересованы в преобразованиях, - такой формат очень важен. Мы хотим сделать вас соучастниками этого процесса. С другой стороны, мы хотим, чтобы вы стали носителями изменений и помогали внедрять лучшие практики вашим коллегам», - сказал Михаил Абызов.

Одна из задач проектной сессии - подготовка предложений по улучшению системы государственного контроля и надзора. Разрабатывая предложения, нужно ответить на вопрос, какие проекты могли бы быть наиболее востребованными и приоритетными через 10-15 лет.

Через 15 лет основная задача контрольно-надзорных органов будет состоять в профилактике и дистанционном мониторинге поднадзорных объектов. Внеплановые и плановые проверки будут составлять лишь 10-15% в работе надзорных органов. Огромное значение приобретут такие компетенции и функции, как аналитика, а также инженеры по управлению рисками - то, чего в наших органах на сегодняшний день нет. У нас нет постоянной онлайн-аналитики по управлению рисками. Тем не менее инженер по управлению рисками - это отдельная компетенция, отдельный комплекс знаний, и он будет одним из самых важных уже через 5 лет. Сейчас же мы похожи на банк, который выдаёт кредиты, как-то их собирает, но никак не оценивает риски заёмщиков, за исключением крупных клиентов», - отметил министр.

Цифровые технологии также помогут освободить инспекторов от ненужной работы. Только 30% рабочего времени они сейчас тратят на проверки, остальное - на бюрократию и отчёты, указал он.

Одна из важнейших задач, по словам министра, - построить эффективную систему государственного контроля и надзора как часть системы госуправления. Госслужбу надо сделать более компактной, эффективной, направленной не на процесс, а на результат с привлечением профессиональных кадров, подчеркнул министр.

Михаил Абызов напомнил участникам кадрового резерва о первой и самой главной задаче государственного контроля и надзора - радикально снизить уровень ущерба и вреда по тем рискам, которые контролирует государство. Ежегодно в России в связи с наступлением этих рисков погибает более 160 тыс. человек. Задача - к 2025 году в 2 раза снизить смертность и травматизм и выйти на показатели, сопоставимые с лучшими международными практиками. Вторая задача - радикально сократить давление на бизнес. Министр напомнил о недавней трагедии в Кемерово , когда в результате пожара в торговом центре погибли десятки человек.

Прикрываясь «надзорными каникулами» и теми благами, которые государство везде дарит бизнесу, чтобы избавить от излишних издержек, связанных с государственным контролем и надзором, предприниматели просто игнорировали и не исполняли все требования. За последние 5 лет показатели смертности на пожарах снизились более чем на 15%. Но каждый такой случай сильно влияет на имидж всей системы государственного контроля и надзора и на репутацию наших отдельных надзорных ведомств», - отметил Михаил Абызов.

Философия нового госконтроля, по словам министра, заключается в том, чтобы выстроить партнёрскую модель взаимодействия бизнеса и инспектора, не отказываясь от репрессивных функций там, где они нужны. По видам надзора, по которым любое нарушение фатально, например, по атомному надзору, будет продолжать действовать «палочная» система, пояснил министр. Он также выступил за ужесточение санкций за уклонение от госконтроля, подчеркнув при этом, что большинство поднадзорных субъектов - это дисциплинированные участники рынка.

Именно за счёт профилактики, по его словам, можно радикально расширить вовлечённость поднадзорных субъектов. 30% предпринимателей не знают сути требований, которые к ним предъявляются, а ещё 40% знают их плохо, сказал министр.

Михаил Абызов ответил на вопросы участников сессии. Они интересовались, в том числе, как вовлечь в реформу инспекторов старшего поколения, которые по природе своей более консервативны и менее склонны к изменениям. По словам министра, они обладают критически важными компетенциями и должны быть обязательно вовлечены в реформу.

Важно вовлекать этих профессионалов в те преобразования и изменения, которые мы проводим. Они все готовы и умеют учиться. В советское время это было постоянным элементом работы на госслужбе. Вопрос в их доверии. Если они будут чувствовать в отношениях с федеральными руководителями, что это не новая «фенечка», а неотъемлемая часть работы, то они будут вовлекаться. Эти люди являются для нас источником важных знаний», - подчеркнул Михаил Абызов.

Отвечая на вопрос о трудоустройстве сотрудников надзорных органов, которые могут быть высвобождены в ходе реформы, министр сказал, что такая оценка пока не проводилась, но компетенции людей, которые сегодня работают в госнадзоре, таковы, что их с удовольствием берёт на работу частный сектор.

Госслужба в целом, по мнению министра, требует реформирования. Надо провести разграничение, кто является сотрудником по найму, а кто определяет госполитику. Для них должны быть разные требования. Это задача на 5 лет, считает он.

Ряд надзорных ведомств уже внедрил чек-листы - списки контрольных вопросов, без которых инспекторы не смогут проводить плановые проверки. Утверждены 9 «дорожных карт» по устранению избыточных и устаревших требований к бизнесу. Бизнес принимает непосредственное участие в принятии ключевых решений в рамках реформы. Первые итоги реализации приоритетной программы по реформе госконтроля, а также дальнейшие шаги по её выполнению обсуждались 10 октября на заседании Общественно-делового совета реформы с участием куратора реформы, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Министр сообщил, что разработанный в тесном сотрудничестве с бизнесом фундаментальный закон, в котором будут зафиксированы новые принципы госконтроля, планируется принять до конца года, а «нулевое» чтение документа пройдёт 19 октября в Государственной Думе РФ.

Один из наиболее сложных проектов реформы, по мнению Михаила Абызова, - это пересмотр избыточных, устаревших и дублирующих требований. Для этого в Общественно-деловом совете, состоящем из чиновников и представителей бизнеса, создано 19 рабочих групп. Они подготовили около 400 предложений по ликвидации лишнихтребований. На основе этих предложений подготовлены и утверждены 9 «дорожных карт», содержащих конкретные шаги по внесению изменений в нормативно-правовые акты. В планах утверждение ещё целого ряда таких «дорожных карт».

Если требования не будут изменены, реформа не будет успешной. Чтобы наша работа по реформированию госконтроля была необратима и результативна, надо сконцентрироваться именно на изменении требований, потому что они устанавливают правила игры в законах и нормативно-правовых актах», - подчеркнул Михаил Абызов.

Ревизия требований, как отметил министр, идёт в целом по графику. Тем не менее в Минюсте констатируют, что некоторые надзорные органы уже отклоняются от сроков выполнения взятых на себя обязательств по внесению изменений в нормативную базу, направленных на ликвидацию ненужных требований.

Реальный продукт, который бизнес уже увидел по ряду видов надзора, это проверочные листы - списки вопросов, на которые предприниматель в ходе проверки исполнения требований может ответить «да» или «нет». По некоторым надзорам они заработали с 1 октября, а с 1 июля 2018 года на чек-листы должны будут перейти все 12 надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе.

В работе по чек-листам важно, чтобы в них были отражены наиболее значимые обязательные требования, а не весь перечень требований, вытекающий из существующей нормативной базы», - подчеркнул председатель Общественно-делового совета, глава РСПП Александр Шохин.

Надзорные ведомства зачастую включают в чек-листы требования, которые не являются приоритетными, но существуют в нормативно-правовой базе, указал Михаил Абызов. Роструд, например, считает, что надо включать в проверочные листы все требования без исключения.

Один из возможных вариантов - визуально выделять в чек-листах наиболее значимые требования, подлежащие проверке в приоритетном порядке, - предусмотреть так называемый красный бланк. Практику применения чек-листов мы будем оценивать регулярно. Каждый месяц мы будем проводить обсуждение применения чек-листов в ходе проверок, получать обратную связь, чтобы ликвидировать ситуации, которые могут привести к избыточному давлению на бизнес», - сказал Михаил Абызов.

Чек-листы, как подчеркнул министр, должны иметь электронный формат, кроме того, они должны размещаться в открытом доступе, чтобы представители бизнеса имели возможность провести самоаудит и устранить нарушения до прихода инспектора. Однако чек-листы действуют лишь при проведении плановых проверок. Это около 400 тыс. проверок в год, в то время как общее число проводимых надзорными ведомствами проверок превышает 2 млн. До мая необходимо внедрить риск-ориентированный подход при проведении внеплановых проверок, подчеркнул министр. Согласно этому подходу, инспектор будет выезжать на проверку лишь в том случае, когда речь идёт о значительной угрозе жизни и здоровью. В остальных случаях можно будет ограничиться дистанционным контролем.

Министр поддержал предложение «технологизировать» формат сбора предложений от бизнеса по ликвидации избыточных и устаревших требований и сделать его регулярным. Для этого, по его словам, нужно установить порядок модерации этих предложений, а также обеспечить информационную платформу - создать специальный ресурс в интернете. Минэкономразвития при этом предстоит подумать, как увязать этот формат с существующей процедурой оценки фактического воздействия. Михаил Абызов также предложил Минэкономразвития, Минюсту и проектному комитету реформы проработать возможность прохождения новых нормативных актов через рабочие группы Общественно-делового совета, но не допустить при этом дублирования оценки регулирующего воздействия.

Михаил Абызов сообщил, что в ближайшее время стартует пилотный проект по кодификации законодательства, содержащего требования к бизнесу. Уже определены 3 направления: полномочия ФАС по регулированию тарифов естественных монополий, полномочия Роспотребнадзора в части СанПиНов и полномочия Росприроднадзора. Опыт кодификации законодательства есть за рубежом, у некоторых российских надзорных ведомств он также имеется. Так, эту работу с 2004 года вело МЧС в части пожарного надзора.

Профилактика - главный принцип, на базе которого должны будут работать контролёры. На базе утверждённого проектным комитетом реформы Стандарта профилактики нарушений обязательных требований все надзорные органы должны будут разработать свои программы внедрения профилактических мер. Один из элементов профилактики - проведение балансовых публичных мероприятий, на которых надзорные органы и бизнес обсуждают результаты проверок и наиболее типичные нарушения. Михаил Абызов пригласил членов Общественно-делового совета к участию в таких «балансовых», подчеркнув, что это не выставочная работа, а обязательная ежеквартальная процедура, которая проводится каждым терорганом по тем надзорам, которые вошли в приоритетный проект. Это удачный формат, который позволяет изменить коммуникацию между проверяющими и проверяемыми, считает министр. Он сообщил о планах поднять подобные мероприятия до уровня вице-премьеров. Так, в 4 квартале уже запланировано проведение подобных встреч с участием Игоря Шувалова - по налоговому и таможенному надзору,с участием Аркадия Дворковича - по полномочиям Россельхознадзора, с Александром Хлопониным - по вопросам работы Росприроднадзора.

19 октября, как сообщил Михаил Абызов, в Госдуме пройдут парламентские слушания законопроекта о государственном и муниципальном контроле, который более 2 лет разрабатывался на площадке Открытого правительства и профильной подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций с участием делового сообщества и претерпел множество итераций.

В ближайшее время предполагается вынесение законопроекта на обсуждение правительственной комиссии по законопроектной деятельности, затем он будет вынесен на заседание правительства. В целом мы идём в графике, и до конца года этот законопроект будет внесён в Государственную Думу и рекомендован к принятию. Он, по сути дела, будет замещать нынешний 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий и будет устанавливать единые правила игры, поэтому для предпринимателей он имеет очень большое значение», - отметил Михаил Абызов.

Михаил Абызов подчеркнул, что последняя версия законопроекта обсуждалась с представителями всех бизнес-объединений, и в ней были учтены все направленные ранее замечания. Более того, деловые объединения поддержали принятие законопроекта на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций. Если с тех пор появились новые идеи по редактированию законопроекта, то они должны быть представлены, но это не должно стать препятствием для дальнейшего движения законопроекта, подчеркнул министр.

Нам очень важно по базовым, принципиальным вопросам до мая 2018 года все зафиксировать и преобразовать из документов проектных в документы нормативные. Тогда это будет фундаментом проводимой реформы и в порядке преемственности будет реализовываться новым кабинетом министров», -заключил Михаил Абызов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: