«В современном мире дети учатся не только в школе.От того что они видят,слышат,от того что они читают,во многом зависит морально нравственный климат,зависит общество в целом»В.В.Путин ЕГЭ обществознание. Рассуждения психолога о школе: Учиться должны дети,

Автор данного высказывания поднимает проблему значения морального и нравственного состояния общества.Суть проблемы в том, что внутреннее состояние общества формируется не только под влиянием образовательного процесса, но и вне.Данная проблема очень актуальна, так как от морального восприятия и нравственного поведения людей зависит благосостояние и уровень культурного развития страны.Автор считает, что существуют и другие источники позволяющие человеку общаться.Я полностью соглашусь с мнением автора так как тоже считаю что в современном обществе существуют множество субъектов формирующих личность и выступающих агентами социализации.Рассмотрим понятие социализации и ее субъектов для аргументации выбранной мной точки зрения.Социализация представляет собой процесс формирования личности.Агентами социализации выступают:школа, СМИ, церковь, а наиболее главный объект - это семья.В дополнение к теоретической аргументации хотелось бы привести ряд фактических примеров.

Во-первых, по данным ученых за 2013 год выяснилось, что интернет оказывает огромное влияние на детский организм.В частности видеоигры, содержащие фрагменты насилия и убийств, что приводит к аморальному состоянию личности, и знаний общества в целом.

Во-вторых, другим примером может служить произведение Льва Толстого "Война и мир" уровень морального и нравственного воспитания в семье Ростовых был достаточно высок.Родители Наташи Ростовой приучали ее к благородию и воспитывали в ней лучшие качества личности, такие как:доброта и честность.

Таким образом, проанализировав теоретическую аргументацию и приведя ряд фактических примеров можно сделать вывод о том, что В.В.Путин был абсолютно прав с своем высказывании говоря о том, что внешние факторы оказывают большое влияние на морально нравственный климат в обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Почему? Они очень стеснительные, несмелые. Уверены, что целиком состоят из недостатков, а положительных качеств у них нет. Эти дети боятся выглядеть смешными в глазах учителя и одноклассников. Им страшно отвечать у доски, потому что там нужно говорить что-то умное, а они чего-то не знают и не умеют. А если и знают, то все равно что-то пойдет не так - кому-то покажется, что они не так причесаны, одеты...

Робкие и застенчивые дети редко проявляют инициативу, часто сомневаются в своих силах. Им трудно принять решение и защитить себя. Поэтому обычно их просто не замечают, а свои возможности и таланты они не реализуют.

Советы родителям:

  • Отмечайте любые победы и достижения ребенка - это повышает его уверенность в себе, поднимает самооценку.
  • Окружите его дружелюбно настроенными людьми - приглашайте в гости знакомых с детьми, отдыхайте в семейных лагерях, помогайте ребенку находить друзей на детских площадках. Чем шире будет круг общения, тем легче ему будет справляться с робостью.
  • Не опекайте его и постепенно «отпускайте» - попросите, например, чтобы он сам купил что-то в магазине. Почаще создавайте безопасные ситуации, в которых он мог бы общаться с другими людьми.
  • Отрепетируйте дома «опасные» ситуации. Пусть, например, представит, что он отвечает у доски.
  • Ведите календарь достижений. Вместе с ребенком отмечайте любые его победы - сегодня он не побоялся и сделал доклад, завтра прочитал стихотворение на школьном утреннике.
  • Выберите подходящий кружок. Есть теория, по которой у ребенка старше 6 лет обязательно должно быть три социальные роли - во дворе, в стенах школы, на секции.
  • Обратитесь к психологу и пройдите групповой тренинг по развитию коммуникативных навыков.

Левши

Почему? Если у правшей доминирует левое полушарие мозга, то у левшей функции между полушариями распределяются более сложным образом. Это объясняет различия в познавательной деятельности.

Левшам чаще, чем правшам, «не дается» счет, письмо и чтение - все то, в основе чего лежит зрительно-пространственное восприятие. Они часто путают овал с кругом, прямоугольник с ромбом, часто «зеркалят» буквы. Им труднее запоминать сложные сочетания букв, а потому они, как правило, медленнее читают, пишут с ошибками.

Советы родителям:

  • Не переучивайте ребенка в правшу. Просто научите правильно держать ручку в левой руке - можно купить специальные прописи для левшей.
  • Выполняйте упражнения на координацию действий обеих рук - их могут посоветовать нейропсихологии. Хорошо подойдут игры с мячом, плетение, лепка, вышивание.
  • Отдайте ребенка на плавание, фигурное катание, фехтование, теннис. Выберите такой вид спорта, где особенно важна скоординированность движений.

Тревожные дети

Почему? Все, что связано со школой, вызывает у них страх. Они боятся самостоятельных работ, публичных выступлений, «троек» и «двоек». При этом они очень старательные и ответственные, часто испытывают чувство вины. Из-за постоянного внутреннего напряжения их работоспособность снижается, им трудно переключаться с одной деятельности на другую.

Часто тревожностью страдают дети, которых слишком рано отдали в школу. Они постоянно расстраиваются, очень эмоционально реагируют на замечания педагога. Такая возрастная тревожность постепенно пройдет. А вот если ребенок стал тревожным в 5-11 классе, имеет смысл посетить психотерапевта.

Советы родителям:

  • Не ругайте ребенка, не предъявляйте к нему чрезмерных требований. Чтобы он не тревожился из-за оценок, можно даже посоветовать ему хотя бы раз в четверти получать «двойку». Поставить такой эксперимент - получится ли?
  • Почаще проговаривайте с ним тревоги и страхи. Попросите ребенка нарисовать его страх, сочинить про него сказку: превращенный в рисунки и слова, страх теряет силу.
  • Говорите ребенку, что ошибки бывают у всех, и их не надо бояться. Ведь на самом деле любая ошибка - это ценный опыт. На ошибках учатся, без них невозможно ни одно достижение.
  • Помогите ему найти любимое дело. Для тревожных детей крайне важна точка опоры.
  • Выберите талисман. Наделите волшебной силой игрушку, ручку, браслет, кулон - пусть эта вещь помогает на уроке, во время самостоятельных работ, на экзаменах.
  • Обучите сына или дочь техникам саморегуляции: визуализация, «мысли на бумаге», расслабляющее дыхание.
  • Не смейтесь над его страхами. Если ребенок боится темноты, позвольте ему спать с ночником.

Агрессивные дети

Почему? Они с трудом вписываются в детский коллектив, постоянно всем мешают - могут делать какие-то пакости на переменах или уроках, провоцировать драки, устраивать травлю. Они ужасно надоедливые, небрежно относятся к чужим вещам, часто их ломают или пачкают.

Интересно, что «агрессивные» мальчики дерутся «как девочки» - царапаются, кусаются, нападают и отступают, плюются. Стараются обидеть или унизить обидчика. Эти дети всеми пытаются манипулировать. Сверстники «агрессоров» не любят, стараются с ними не общаться, и те в итоге часто превращаются в изгоев.

Советы родителям:

  • Поймите, в чем причина агрессивности. Может быть, ребенок просто привык быть центром вселенной? Такое бывает с долгожданными, единственными детьми в семье. А может, ему, наоборот, недостает внимания и заботы. Часто «агрессоры» вырастают у жестких, авторитарных родителей. Или становятся такими после травматичных событий. В этих случаях показана семейная психотерапия.
  • Проговаривайте с ребенком каждый неприятный инцидент. Объясняйте ему, что происходит, как реагируют другие люди, почему надо договариваться, а не «махать кулаками». Предлагайте иные пути решения проблемы: «Можно было бы сделать так и так, и тогда все было бы по-другому». Ребенок должен знать, что существуют альтернативные модели поведения, которые менее травматичны и в итоге более выгодны.
  • Исключите агрессивные мультики, криминальные программы, боевики и ужастики. Не разрешайте ребенку играть в «войнушки» на компьютере и планшете. Проговаривайте, что происходит на экране, оценивайте, хорошо это или плохо, переключайте сына или дочь на другие активности.
  • Не унижайте ребенка, не наказывайте физически, не обсуждайте его поведение при других. Почаще обнимайте его, используйте позитивное подкрепление - хвалите за то, что сегодня он ни разу не подрался, а в конфликтной ситуации повел себя достойно.
  • Следите, чтобы он гулял не меньше двух часов в день. Физическая активность очень важна. Хороший вариант - спортивная секция. Будет лучше, если занятия проводятся на свежем воздухе. Обучите ребенка приемам, которые снимают напряжение и дают выход эмоциям («скомкай бумагу», «побей грушу», «покалякай на холсте» и т.д.)

Часто болеющие дети

Почему? Из-за того, что они часто пропускают уроки, им постоянно приходится «догонять» одноклассников. И пропускают они не только уроки, но и школьные праздники, экскурсии, и со временем становятся «выключенными» из жизни класса. Болезненные дети быстрее, чем другие, устают, они часто склонны к эмоциональным вспышкам. Как правило, у них заниженная самооценка.

Советы родителям:

  • Подберите для них оптимальный уровень нагрузки. Не старайтесь записать в самую сильную школу, к самому сильному учителю, «нагрузить» дополнительными занятиями - от этого ребенок будет только страдать.
  • До мелочей продумайте режим дня. Пусть встает, обедает, учится «по часам». Чем более предсказуемым будет день, тем легче ребенку будет переключиться с одной деятельности на другую. По возможности чаще бывайте на свежем воздухе.
  • Создавайте ситуации, в которых ребенок будет общаться с другими детьми, желательно - на улице.
  • Следите за тем, чтобы болезнь не стала для ребенка «вторичной выгодой».

Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Любовь к Отечеству, гордость за свою Родину, чувство причастности к судьбе родного края не возникают сами по себе, а воспитываются.

Давняя дружба связывает Отличника народного просвещения, преподавателя иностранного языка Золотухинской средней общеобразовательной школы Галину Викторовну БОРИСЕНКО с районной газетой «Золотухинская жизнь»: статьи и фоторепортажи об организованных ею мероприятиях вызывают неподдельный интерес и многочисленные отклики читателей, а предложенные ею новые рубрики прочно закрепляются на страницах районки. Она идёт в ногу со временем, берёт на вооружение всё новое и передовое, и самое рядовое мероприятие умеет провести так, что запоминается оно участникам надолго. В День народного единства Галине Викторовне вручена Почётная Грамота администрации Золотухинского района за патриотическое воспитание молодёжи.

Сегодняшний наш разговор о патриотизме я хочу предварить её личным жизненным кредо: «Не склонять головы; не подличать; не унижаться; всегда оставаться самим собой, не поступаясь человеческим достоинством!».

Г.В.Борисенко

Н.М.Кащавцева вручает Г.В.Борисенко Почётную грамоту администрации Золотухинского района за патриотическое воспитание молодёжи

А что такое, по-Вашему, Галина Викторовна, патриотизм в широком понимании этого слова?

Я думаю, это такая нравственная сила, которая определяет поведение людей, является источником героизма, мужества и благородства. А говоря словами Президента страны Владимира Владимировича Путина, - это «уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и её будущее». Само по себе чувство патриотизма не возникает. Это продукт воспитания.

Воспитания именно в школе?

В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят и слышат в семье и детском садике, что они читают и какие фильмы смотрят, во многом зависит морально-нравственный климат общества в целом. Дети всегда равняются на окружающих их взрослых. Для меня лично это равнение на лучших началось именно в родной Золотухинской школе, которую сорок лет назад я окончила с Золотой медалью. Уроки добра и нравственности, высокого служения долгу нам преподавали директор Михаил Петрович Сайков, учитель русского языка и литературы Клавдия Ивановна Шалаева, а классный руководитель Галина Логвиновна Рогова определила мою дальнейшую судьбу - привила любовь к английскому языку. Всё полученное тогда от своих наставников я теперь стремлюсь вложить в мальчишек и девчонок, веду их от пятого до одиннадцатого класса, неоднократно повторяя, что любовь к Родине начинается с любви к матери и отцу, к родному уголку, где родился и живёшь.

Как Вы думаете, почему последнее время так часто акцентируется внимание общества на патриотическом воспитании? Ведь молодёжь грамотна, многие имеют не одно высшее образование. Может быть, и нет нужды ветеранам волноваться о будущем?

Всё очень просто: быстро мелькают года, пролетают столетья. У эпохи полёт, а не шаг. Уходят отцы, завещая свои традиции детям. И от того, как будет воспитано молодое поколение, зависит наше будущее. Всё дело в том, что в современном обществе молодёжи в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными ценностями. И не секрет, что система прежних духовных ценностей в какой-то степени утрачена, а новое только начинает создаваться. И тут велика роль родителей. Они должны оставлять своим детям не только титулы, недвижимость и фамильные драгоценности, а самое святое в нашем духовном мире - любовь к Отечеству, стремление служить ему, веру в волшебную силу дружбы, в святость любви. Дети должны помнить всё, что было в жизни их отцов, чтобы нравственные ценности стали для каждого святыми и незыблемыми, как личная честь и достоинство.

Судя по Дипломам и Грамотам в портфолио вашего выпуска-2014 «Ступени интересных дел», за семь лет проведено множество разнообразных патриотически направленных классных мероприятий. Назовите, пожалуйста, хотя бы по одному в каждом классе.

Стараемся проводить мероприятия не для галочки, а те, которые будят совесть. Ведь человек с разбуженной совестью - это громадная сила. Он способен созидать, творить, бороться, отстаивать добро. Пожалуй, в прошлом пятом классе всем запомнилось путешествие на Планету Добрых Мам; в шестом - экскурсия в областной музей известного астронома Семёнова и изобретателя Уфимцева; в седьмом - историко-познавательный час «Символы России» и урок памяти «Дети военной поры»; в восьмом - классный час «Наши замечательные земляки»; в девятом - мероприятие об истории иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, а также победа Екатерины Пахомовой и Елены Широбоковой в номинации «Пример стойкости духа и верности своему призванию» на региональной открытой научно-практической конференции «Куряне - подвижники Святаго Духа»; в десятом - литературно-музыкальная композиция «Семья и семейные ценности» и победа класса в общешкольном конкурсе плакатов «Молодёжь XXI века против наркотиков», ну а в выпускном - Урок толерантности.

Да-да, на этом уроке присутствовала и я - очень сильное впечатление. А что из этого для Вас самое близкое и дорогое?

Конечно, мне лично близки по духу мероприятия, приуроченные к неделям иностранного языка. Это викторины о Курском крае и песни о России, это литературный праздник «Детский поэт и переводчик Самуил Маршак» и школьный конкурс о выдающихся людях англоговорящих стран, и многое другое. Самым ярким праздником для всех поколений считаю День Победы. Я привожу своих учеников в парк райцентра, и над Братской могилой льются из детских сердец слова Роберта Рождественского: «Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны! Памяти павших будьте достойны!..». Эти слова говорят о необходимости быть Человеком: перед собой, перед людьми. И перед памятью павших - самым строгим судьёй наших дел и поступков. Эти минуты духовного становления не проходят бесследно для детей разного возраста. Недаром же для моих воспитанников самое увлекательное - это участие в военно-спортивной игре «Зарница» и стремление к обязательной победе. С пятого по десятый класс наш «А» выходил победителем в общекомандных состязаниях, в поэтапных конкурсах песни, плакатов, экологических листков.

И я очень рада, что все мои воспитанники продолжают учиться в вузах Курска, Белгорода, Москвы, и что они не забывают свою родную школу и учителей.

Вот уже миновала первая четверть учебного года, и всё Ваше время посвящено теперь новому пятому классу. Что увлекательного приготовили Вы для них?

Продолжая тему военно-пат-риотического воспитания, совершили экскурсию по памятникам и мемориальным захоронениям нашего посёлка Золотухино, почтили минутой молчания погибших на фронте. Недавно посетили участницу Великой Отечественной войны Раису Павловну Зиборову: ребята выслушали её рассказ о событиях 70-летней давности, подержали в руках боевые и памятные медали, получили ответы на вопросы. А в завершение Года культуры провели в детской модельной библиотеке конкурс на лучшего чтеца стихотворений русских поэтов «Осень-волшебница». Вы бы видели, с каким воодушевлением читали девочки и мальчики стихи Тютчева, Пушкина, Фета об этом прекрасном времени года!

Вернёмся к портфолио и статьям в районной газете: многочисленные мероприятия Вы проводите с детьми вне класса и школы. Это чем-то обусловлено?

Дети разного возраста любят прогулки и путешествия, им нравится, когда встречи и уроки организуются в библиотеках, там, где книги Шекспира, Пушкина, Гёте, Блока, Толстого и Тургенева. Кажется, эти великие люди протягивают к нам свои руки через века, раскрывают детям свои мысли и чувства. Сотрудники нам помогают, подбирая вопросы к викторинам, загадки и пословицы. Мы репетируем песни и учим стихи, разыгрываем сценки в рамках Недели детской книги. А какая интересная встреча получилась, когда мои старшеклассники пригласили на Пушкинский вечер слушателей Университета пожилого человека! Взрослые люди вернулись в свою юность, повторяя за чтецом незабвенное: «Я помню чудное мгновенье - передо мной явилась ты!..», а юноши и девушки восторженно слушали, как Александра Николаевна Глебова наизусть прочитала отрывок из поэмы «Полтава», который учила в школе полвека назад.

Как здорово, Галина Викторовна, Вы всё это рассказываете - слушала бы и слушала. Но позвольте вернуться к теме нашего разговора - к патриотизму.

Так мы и не уклонялись от темы. Всё, о чём ведём разговор, и есть патриотическое воспитание. Через любое наше мероприятие красной нитью проходит тема образованного патриотизма. Для подтверждения опять обращусь к цитате из выступления Президента страны: «…хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня - это значит быть готовым отдать свои знания, своё умение своей стране завтра». Я стараюсь воспитывать в своих учениках доброту и честность, любовь к родной земле и ко всему живому на ней, великодушие и терпение. Думаю, что без этих чувств немыслима жизнь людей в самом цивилизованном мире. Особенно в нынешнем. А ещё добавлю, что патриотическое воспитание не должно быть кампанией на какой-то ограниченный срок. Оно должно иметь длительный, повседневный и систематический характер.

Где черпаете силы для такого повседневного и напряжённого труда, и кто Вам помогает?

Прежде всего, помогают мои коллеги. Каждый учитель нашей школы по-своему талантлив, отсюда и работа - разнообразная, целенаправленная и эффективная. Недаром же в районной газете о ней подробно рассказывалось летом, как о школе творчества и созидания, вдохновения и преодоления. Школьные традиции, бережно передаваемые из поколения в поколение, и есть то самое связующее звено, которое объединяет учителей, учеников и их родителей в стремлении быть первыми в науках, брать высоты в спорте и блистать на творческих мероприятиях. Думаю, мы в этом преуспеваем. Наши будни насыщенны и праздничны, а в праздники человек особенно счастлив. Пожалуй, я подведу черту разговору поэтической строкой: «Кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек!».

Успехов Вам, Галина Викторовна, на благородном поприще, а воспитанникам Вашим - быть лидерами, всегда и во всём!

Спасибо.

Давно дружит Галина Викторовна Борисенко и с редакционным коллективом Московского журнала-сборника сценариев для школ и библиотек «Читаем, учимся, играем», поэтому о Золотухинской средней школе, наших детской и центральной библиотеках знают читатели всей необъятной России. И многие её патриотически настроенные коллеги из российских школ, я твёрдо уверена, провели по опубликованным сценариям и музыкально-поэтический вечер «Прекрасная страна Любовь…», и Урок страноведения, посвящённый истории, культуре и литераторам Туманного Альбиона «На Британских островах», и увлекательный классный час, посвящённый профессии переводчика, и комплексный урок английского языка и экологии «Давайте же Землю беречь!». А не менее известный в педагогических кругах журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» отвёл несколько страниц для сценария на английском языке внеклассного мероприятия, разработанного Галиной Викторовной для детей девяти-десяти лет, посвящённого году Великобритании в России. Вопросы задавала

Возможно ли в современном мире совместить советскую школу и царскую гимназию? Оказывается, да. Такой проект успешно реализуется в Ярославской области , недалеко от Переславля-Залесского , где в начале девяностых была возрождена Свято-Алексиевская Пустынь, а в 1996 году открыта Православная Классическая Гимназия.

Букварь и прописи К сожалению, сегодня государственная политика в области образования пошла по западному пути развития. Детей не учат, а заставляют заучивать. У любой современной школы одна задача - ее выпускники должны успешно сдать ЕГЭ. От этого зависит финансирование школы, ее статус среди образовательных учреждений. Что останется после такой «учебы» в головах будущего поколения, современных учителей практически не волнует. Между тем, любая наука начинается с «букваря». Ребенок должен научиться читать и, что не менее важно, писать. Разве в современных школах учат писать? Окончательно ушло в прошлое такое понятие, как «каллиграфический почерк». Дети печатают в телефоне, но на бумаге пишут уже с трудом. В свою очередь на западе давно поняли свои ошибки и сегодня стараются «вернуться к истокам». В частности, исследователи из Принстонского университета , который, как известно находится в США , провели ряд тестов, доказывающих, что информация усваивается лучше, если записывать ее от руки, а не с помощью ноутбука или другого гаджета. Студентам было предложено на выбор конспектировать лекции с помощью ноутбука или обычной ручки и тетради. После окончания лекций молодые люди в течение тридцати минут выполняли несколько отвлекающих заданий, а затем им задали вопросы, ответы на которые содержались в просмотренном ими в ходе занятий видеоматериале. Ответы на фактические вопросы были почти одинаковыми и у тех, кто пользовался ноутбуком, и у тех, кто по старинке писал ручкой. В итоге первенство однозначно захватили приверженцы «дедовского» способа записи. Их ответы были более полными и развернутыми и содержали больше важной информации. Ученые считают, что во время набора текста на мобильном устройстве пишущему бывает сложно перефразировать услышанную речь. Возможно, именно это объясняет, почему пользователи гаджетов хуже запоминают информацию. Записи же, сделанные от руки, помогают их авторам более эффективно использовать информацию и более глубоко изучать заданную тему.

Согласны с выводами американских ученых и в ста километрах от Москвы , в Православной Классической Гимназии, которая входит в состав необычного образовательного комплекса, где кроме самой гимназии, успешно работает кадетский корпус, школа искусств и более двадцати музеев. Комплекс возник в результате возрождения в 1991 году Свято-Алексиевской Пустыни. Известность комплекс приобрел, в том числе и в связи с высокими показателями уровня образования. Здесь успешно соединили педагогический опыт дореволюционной России и Советского союза. Например, обучение детей письму происходит по традиционной системе, в тетрадях с косыми линейками для выработки нужного наклона и горизонтальными линиями, регулирующими высоту. В современном обучении, в обычных школах, это практикуется только в первом классе. Что же дают классические прописи, кроме хорошего почерка? Аккуратное письмо систематизирует процесс мышления. Кроме того, ученики пишут при помощи перьевой ручки. Она позволяет регулировать нажим, приучает писать аккуратнее. А уже это - фактически упражнение из области мелкой моторики, которая положительно влияет на развитие левого полушария мозга, и интеллекта в целом. Математика и труд Что касается точных наук, например, математики, то в Классической Православной Гимназии также используются традиционные методики. Прежде всего, речь идет о трудах знаменитого педагога и математика Андрея Петровича Киселева , который посвятил всю свою жизнь работе над школьными учебниками. И они были действующими в русской, а затем советской школе с 1884 по 1960 год. В современном мире роль математики не исчерпывается исключительно прикладным ее применением. Иначе, например, многие деятели искусства могли бы с чистой совестью сказать, что время, посвященное в школе решению задач и доказательству теорем, было потрачено впустую. Тем не менее это не так. Предположим, что ваш ребенок «чистый гуманитарий». Его душа воспринимает только литературу и поэзию. Казалось бы, поэзия - сплошная романтика и вдохновение, в ней нет места анализу и расчету. Вспомнив стихотворные размеры ямб или хорей, приходит понимание, что математика и тут приложила свою руку. Ритм, словесный или музыкальный, также описывается и просчитывается с применением знаний этой науки. Для писателя или психолога часто важны такие понятия, как достоверность информации, единичный случай, обобщение и так далее. Все они либо напрямую являются математическими, либо строятся на основе закономерностей, разработанных царицей наук, существуют по ее правилам.

Увы, но не во всех современных школах понимают эти азбучные истины. Зачастую детей разделяют на «физиков и лириков», и они буквально тонут в профилирующих предметах, и, в итоге, развиваются в прямом смысле однобоко. «Лирики» не понимают значения точных наук, а «физики» не видят пользы в уроках истории и литературы. В Классической Православной Гимназии считают, что ребенок должен развиваться полноценно, иначе ему будет очень сложно профессионально состояться в современном мире. Кстати, следующий фактор, который влияет на успешное обучение - это применение такого традиционного метода в классической русской и советской школе, как физический труд. Его необходимость никогда не подвергалась сомнению ни в академических кругах, ни у практикующих педагогов. Это абсолютно необходимая составляющая начального образования, которую нужно возрождать и которая успешно реализована в Свято-Алексиевская Пустыни. На практике трудовое обучение выглядит следующим образом: с 1 по 7 класс трудовая школа, по два часа в день. С седьмого класса занятия в техникуме, зимой расчистка дорожек и работы в живом уголке. В летнее время школьный огород, участие в содержании садов, ягодников, уход за зверятами на ферме. Такой подход к обучению помогает добиться значительных результатов. Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Труд оказывает большое влияние на умственное развитие ребёнка и на развитие его мышления. «Трудные» дети и понимание прекрасного Так сложилось исторически, в этом, собственно, и одна из сверхзадач, что в Свято-Алексиевскую Пустынь учатся так называемые «трудные» дети. У каждого из них своя история и свой набор социальных факторов. У кого-то родители со слабым здоровьем или бедная семья. Есть даже такие, которые не видели школы, то есть, в местности, где они проживали до этого, ее попросту нет. Как вернуть такого ребенка к адекватному социальному поведению? Выход один - привлечь интерес к учебе, мотивировать. Кроме того, должно быть обеспечено и другое условие: постоянный контроль, дисциплина. Очень многие дети учатся плохо, не потому, что они не способны учиться лучше, а потому что не умеют прикладывать усилия. Если родители не контролируют, делает ли ребенок домашнее задание, то в большинстве случаев он его делать не будет. Детей, сознательных до такой степени, чтобы они без мамы и без папы делали свою работу - таких очень мало. В основном дети идут путем наименьшего сопротивления. Задача педагогов - найти золотую середину. Не заставить, а заинтересовать. Контролировать, но не быть охранником. С учетом того, что в Свято-Алексиевской Пустыни воспитательный и учебный процесс происходит круглосуточно, у педагогов есть возможно создать исключительный микроклимат и наиболее приемлемую психологическую обстановку. С одной стороны, учитель заменяет родителей, но с другой, все-таки остается учителем. Большинство учеников это понимают и для них учеба и воспитание становятся единым и единственно правильным образом жизни.

Что же еще помогает в воспитании и образовании детей? Один из самых правильных педагогических методов - это образование искусством, вовлечение в него. Он был принят и в советской школе, и в дореволюционной гимназии. Несравнимо больше было уроков рисования, пения, детей регулярно вывозили в музеи, в театры, где происходило знакомство с искусством. Сейчас, в современной школе, это все делается чаще всего формально. Задача Классической Православной Гимназии и Свято-Алексиевской Пустыни исправить сложившуюся ситуацию. Живопись, скульптура, пение, как, впрочем, и искусство в целом, основа счастливого детства и понимания прекрасного. Финансы и мирские заботы Как ни печально осознавать, но все мы живем в материальном мире. Электричество, вода, продукты - все это стоит денег. Сегодня Свято-Алексиевская Пустынь испытывает колоссальные проблемы с финансированием. Дело в том, что уникальный образовательно-музейный комплекс существует фактически только за счет добровольных пожертвований. Часто учителям приходиться задумываться о житейских проблемах, что, к сожалению, замедляет процесс там, где его можно ускорить. Содержание всего образовательного комплекса обходится катастрофически дорого, и поэтому приходиться искать помощи у благодетелей. Важной помощью являются и любые «сто рублей» частных жертвователей. Например, сейчас, то есть буквально, в эту минуту, очень остро стоит вопрос о строительстве артезианской скважины, так как старая отработала свой ресурс и в любой момент может остановиться. Дети могут остаться без питьевой воды. О какой полноценной учебе тогда пойдет речь?

Почему-то все больше учителей ждут, что родители будут учиться вместе с детьми. Но как же детская самостоятельность? Иногда за нее приходится вести настоящую войну, ведь дети начинают привыкать к тому, что мама напишет, нарисует, сделает проект… Как победить в этой схватке «родитель vs учитель» рассказала в своем блоге опытный психолог Екатерина Бурмистрова.

Что происходит сегодня со школой? Почему родители вдруг стали так плотно вовлекаться в учебный процесс?

– Сегодня очень сильно изменилась школа, изменились ожидания школы от родителей, причем не только в Москве, но и в маленьких городах, в обычных, не специализированных школах. Учителя предполагают, что родители будут контролировать, помогать, а фактически – будут учиться вместе с ребенком.

Как сказала одна очень достойная учительница в возрасте, не желая брать ребенка в свой класс: «Вы с ней уроки делать не будете. Да, девочка, конечно, способная, но я одна точно ребенка не потяну». И это не критика, а некая квинтэссенция подхода.

Несколько лет назад изменились образовательные стандарты. Программа начальной школы сделалась более интенсивной. Когда-то никто не учил иностранные языки в начальной школе, например. Их начинали учить с четвертого-пятого класса (кроме специализированных языковых школ), когда ребенок был уже сам в состоянии осваивать грамматику другого языка в достаточном темпе.

Сейчас одна из самых проблемных областей – это как раз иностранные языки. Изучение в любой школе построено так, что ребенок без взрослого не может справиться с программой, выполнить задания. Причем на иностранные языки выделено совсем не то количество часов, за которые ребенок в состоянии освоить сложный материал.

Это либо концептуальные недоработки, либо специально сделано так, чтобы больше было выполнено заданий за короткое время, хотя теряется качество. Главное – выдать какой-то освоенный учебный материал, а каким образом освоенный, это уже никого не волнует. Учитель оказывается вынужден программой строить свои запросы так, чтобы родители включались в обучение. А ведь есть и русский язык, математика, где требования стали более интенсивными.

В итоге от родителей требуется колоссальная включенность: кроме собственно домашних заданий – еще и чаты, и участие в делах класса и школы. Как будто при ребенке-школьнике есть неработающий взрослый.

А если все-таки пытаться ребенка делать ответственным за собственную учебу?

– Это ставит его в безвыходную ситуацию. Если со всеми учатся родители, а ваш ребенок пытается учиться сам, он оказывается в очень сложном положении и фактически может стать изгоем, если учитель еще немного поднажмет на него. И это очень грустно.

Ведь учитель начальной школы ребенка выпустит и дальше учить не будет, а мы останемся с человеком, который сам не умеет выполнять домашние задания, не может даже контролировать, записаны ли они у него.

Поэтому мне кажется, что, учитывая всю сложность ситуации, за время с первого по четвертый класс мы, родители, должны каким-то образом ухитриться сами сформировать учебную самостоятельность. Ведь теперь учитель этого делать не будет. Это больше не то, что делает учитель в школе.

Я, как и психологи, которые работают с возрастом начальных классов, понимаю, что, если родитель будет завязан с каждодневным выполнением уроков, однозначно почти у всех будет конфликт. Причем мы рассматриваем норму, ребенка без образовательных трудностей.

Так вот, этот ребенок будет сопротивляться, потому что роль родителей и роль учителя – это совершенно разные роли. Они не должны совпадать. Мама должна хвалить, поддерживать, вдохновлять, быть на стороне ребенка. А роль педагога – требовать выполнения, следить за качеством. Когда мама делает уроки с ребенком – это однозначный ролевой конфликт, а ребенок сам не поймет, почему обижается.

Родителям есть за что бороться. Прежде всего речь о формировании самостоятельности ребенка, ответственности за то, что он делает. Хотя технически достичь поставленной цели очень сложно – задания большие, и если ребенок их не сделал, учитель обращается не к ребенку, а к родителю: «Почему вы не сделали?»

Если вам вдруг повезло и позиция ваших учителей такая, что ребенка, несмотря на все требования программы, прежде всего важно обучить самостоятельности, – это просто счастье. Вы сможете сформировать учебную самостоятельность буквально за полгода.

А если не повезло?

– Если нет, если учитель уверен, что родители должны быть полностью включены в учебный процесс, надо понимать это и объяснять ребенку, почему вы не включаетесь так, как ждет учитель. Главное, что должен понять ребенок в первом классе: выполнение уроков – зона его ответственности.

Он должен сам про них помнить, сам контролировать, что задано. А сейчас у нас сплошь и рядом – запись домашнего задания не в бумажном дневнике, а электронном, или в родительском блоге. Это тоже передоверие родителям того, за что должен отвечать ребенок. Значит, нужно обратно отдавать ответственность. Следить, чтобы были записаны домашние задания. Если учитель пишет их у вас в родительском блоге, пусть ребенок переписывает их себе в блокнотик.

Родителю нужно позиционировать себя как помощника, а не как человека, который будет руководить и следить за тем, сделаны уроки или нет. Помогать – только по просьбе ребенка.

Но в таком случае учитель начнет давить на родителей, те – на ребенка, вновь начнутся сидения за уроками вместе. Как все-таки разорвать этот замкнутый круг?

– Надо четко поставить себе задачу: передать ответственность ребенку и делать это постепенно. Если, скажем, он очень невнимательный, непоседливый, можно поделить ту же математику или русский на части, сказать: «Вот ты это сделаешь, мне покажешь». Но ни в коем случае не сидеть рядом.

Можно мотивировать. Скажем, самостоятельно сделанные уроки, причем сделанные достаточно качественно – какой-то бонус. Это не покупка и не торговля. Это система положительного подкрепления, и она работает. Лучше мотивировать не экранным временем, не сладостями.

Лучше, если это какое-то совместное с родителями дело. Скажем, ты уроки сделал, мы вечером погуляли, на следующий день – кино вместе посмотрели, на следующий – после выполнения домашнего задания пошли в кафе. Бонусы можно копить, чтобы потом ребенок мог потратить их на что-то, что ему хочется.

Если есть какие-то образовательные затруднения и ребенок на самом деле самостоятельно не может, то при минимальной возможности нужно брать тьютора, репетитора, соседскую маму, старшего ребенка соседей, а вы позанимаетесь с их ребенком.

Только не смешивать роли мамы и учителя!

Нужно понимать, что если вы отдаете ребенку самостоятельность, то на время будет спад успеваемости. Причем спад довольно сильный. Потому что ребенок первое время сам делать уроки не будет так, как делал их с вами. И этот спад нужно пережить. Не запаниковать, не поссориться с учителем и со всеми в семье, а верить в то, что постепенно ребенок выйдет из пике и начнет делать чуть лучше, чуть внимательней, он поймет, что это действительно его работа.

Как в этой ситуации грамотно строить отношения с учителем, чтобы обошлось без конфликтов?

– Очень сложно, потому что сама по себе ситуация конфликтная, если у учителя позиция, согласно которой родители должны учиться вместе с детьми. При этом учителям тоже непросто – классы большие, по тридцать и более человек, программа плотная. И часто они позиционируют все так: если вы, родители, не будете участвовать в обучении, мы просто не справимся.

Надо отдавать себе отчет, ради чего вы решились на все это: скажем, у моего ребенка не будет, условно говоря, пятерок в начальной школе, хотя способности на пять, а из-за отсутствия контроля будут четверки. Зато в среднюю и старшую школу он перейдет спокойно, потому что будет уметь брать задание, удерживать и даже уже немного контролировать качество.

Уроками надо интересоваться. Надо вдохновлять. Находить удачные моменты. Но ни в коем случае не контролировать.

Можно позволить забыть тетрадь. Кстати, есть люди очень рассеянные, требующие особенного подхода, и им можно позволить забыть тетрадь, но так, чтобы он расстроился и в следующий раз взял. Иначе сформируется комплекс разгильдяя, и тогда тоже может быть очень сложно.

Вообще все, что я говорю сейчас, – это общие рекомендации, которые не могут подойти всем. Мы говорим о детях, которые в норме. У которых достаточная воля, нет образовательных особенностей: дислексии, дисграфии, гиперактивности. И у этих детей нужно воспитывать самостоятельность и ответственность, но здесь – свои нюансы и нужно в каждом конкретном случае советоваться с психологом и логопедом.

Стоит ли специально оговорить с учителем такую установку, что родители планируют давать ребенку самостоятельность?

– Можно поговорить заранее. Но сначала нужно понять, насколько будет адекватным ответ. Если у вас есть какое-то единомыслие, если учитель и хотел бы, чтобы ответственность за учебу полностью лежала на детях, но просто он не может из-за современных требований к школе, это один вариант. Идеально, если концепция школы и концепция учителя совпадает с вашей концепцией.

А если учитель категорически настроен на то, что родитель должен быть включен и активно участвовать в учебной жизни ребенка, то, возможно, речь может идти о смене педагога или о том, чтобы работать над самостоятельностью ребенка «партизанским образом». Хотя это сложно: ребенок маленький, ему трудно вписаться в системы разных требований.

В такой непростой ситуации родителям нужно находить пути минимального сопротивления. Если вы не хотите сидеть над уроками, недовольны концепцией учителя, вы можете работать в родительском комитете или организовывать какие-то поездки, или еще как-то помогать, чтобы учитель понимал: вы не делаете домашние задания с ребенком не потому, что вам все равно.

А для ребенка, кстати, может стать полезным опыт умения приспосабливаться к очень разным сложным условиям и строить свои отношения с разными людьми. Надо просто родителям четко видеть ситуацию, быть последовательными и терпеливыми. Здесь нет такого, что обстоятельства формируются: раз, два и сам сел за уроки. Самотеком формируется лишь несамостоятельность в уроках. И это стандартная ситуация сейчас.

Вы не раз говорили, что самостоятельности в школьных делах способствует загрузка соответственно возрасту домашними делами.

– Да, учебную самостоятельность нужно формировать через домашние обязанности, включенность ребенка в жизнь семьи. Чтобы он не был королем на троне, которого все обслуживают, а был человеком, который заботится и о других. Для этого нужно включать ребенка в домашнее хозяйство по мере его сил. В первом классе эта включенность может быть символической, но все равно она формирует такую ответственность и целеполагание.

Еще один момент – формированию учебной самостоятельности очень мешает экранная зависимость, когда ребенок дома только и делает, что играет на планшете или смотрит телевизор. Он не будет сам делать уроки, потому что телевизор – дело поинтересней. И вот, чтобы ответить на вопрос, как сформировать самостоятельность, надо для начала исключить длительное экранное время или, по крайней мере, вернуть контроль над этим временем. До класса пятого-седьмого это возможно.

Мы все говорили про то, что школа требует включенности родителей. Но нередко родители сами требуют от учителей, чтобы их по максимуму вовлекали в учебный процесс. Раньше такого не было. Что происходит?

– Отчасти это действительно связано с тем, что много однокарьерных семей, где мама уделяет ребенку много времени. Вообще ценность каждого ребенка очень сильно выросла.

К тому же сильно удлинилось детство, статистически достоверно, что сегодня дети взрослеют позже, и если мы в 14 лет, в 15 были более-менее самостоятельны – могли приготовить обед, поехать в другой город, то сегодня в этом возрасте подросток еще сам в метро не перемещается. Потому что есть готовность и желание взрослого подстраховывать.

Мне кажется, что изменились не столько дети, сколько возможность и желание родителей продолжать участвовать как можно дольше в жизни детей, гиперопекать, контролировать, неровно дышать над каждым действием ребенка. И в школе сложилась печальная ситуация, что там не могут создать условия, чтобы дети учились сами по себе. И нередко в средней школе продолжают требовать родительского контроля, поощряя так гиперопекающих родителей.

У таких родителей вокруг школы часто формируется вся жизнь, круг общения. Они контролируют всю программу обучения, контролируют учителей.

Сегодня и на законодательном уровне все изменилось. По действующему законодательству у родительского коллектива огромная власть – по его требованию могут и учителя заменить, и сменить программу…

Как выжить учителю в этой ситуации? Родители могут в выходной в родительском чате спросить учителя, что задали по тому или иному предмету…

– А что, удобно. И почти все учителя отвечают сразу, кстати. Родительские чаты живут своей жизнью. Это одна из примет времени, демонстрация степени включенности. Люди же уверены, что так они проявляют любовь. Потом эти же мамы несут с ребенком документы в институт, решают проблемы, возникшие на первой сессии, а потом приходят на собеседование к потенциальным работодателям со взрослым ребенком.

А как выжить учителю… Либо искать места, где учатся все-таки дети, а не родители. Их мало, но они есть. Либо отключаться от чатов и ограничивать свое внерабочее пространство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: