В случае изменения действующего законодательства. Изменение договора при изменении законодательства

Многие законы и подзаконные акты начинают действие с первого января. Но как быть с теми правоотношениями, которые начались до наступления Нового года? При каких обстоятельствах они будут сохраняться в прежнем виде, а при каких должны «подстроиться» под новую правовую реальность, узнала Анна Мишина.

Многие законы и подзаконные акты начинают действие с первого января. Но как быть с теми правоотношениями, которые начались до наступления Нового года? При каких обстоятельствах они будут сохраняться в прежнем виде, а при каких должны «подстроиться» под новую правовую реальность?

Начав работу после новогодних праздников, компании, скорее всего, должны будут ориентироваться не только на уже известные законы и акты, в соответствие с которыми давно приведены все внутренние бумаги, налоговые документы и хозяйственные договоры. Фирмам также предстоит «встретиться» с законодательными поправками, дополнениями, доработками, а также с отменами одних норм и заменой их на новые. Но ведь при этом все внутренние акты и коммерческие контракты останутся прежними, то есть, по сути, соответствующими «прошлогоднему» законодательству без учета нововведений. Соответственно, неминуемо возникает - нужно ли приводить все вышеперечисленные бумаги в соответствие с новыми требованиями закона? Могут ли новшества распространяться на отношения, возникшие до их появления?


В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ, стороны вправе распространить действие заключенного ими соглашения на свои отношения, сложившиеся еще до подписания контракта. Это – одно из проявлений принципа свободы договора, и обязательное условие его реализации – четкое согласие на это парнетров.


«Новый» закон может распространяться на «старые» отношения несколькими способами. Например, он будет регулировать только те ситуации, которые начнутся уже после вступления в действие поправок (т.е. так называемое перспективное действие). Само собой, «подстраивать» под них уже применяемые внутренние бумаги, хозяйственные договоры и внутрикорпоративные процедуры не нужно. Второй вариант, когда обновленный закон имеет зону влияния не только на будущее, но и на настоящее время, то есть он может регулировать те отношения, которые «работают» (так называемые «длящиеся» отношения) на момент вступления новых правил в силу. Вот здесь уже от и бухгалтера потребуется внимание и работа по приведению документов в соответствие с новыми требованиями. «Обратите внимание, - напоминает московский адвокат Сергей Воронин, - в этом случае принятые решения и совершенные действия в период господства «старого» правила сохранят свою силу. Кроме того, изменения, вызванные поправками, могут оказаться для настолько ощутимыми, что, если бы стороны соглашения имели бы возможность предположить такие изменения, то не стали бы вообще заключать контракт, или подписали бы его на совершенно других условиях. На мой взгляд, такая ситуация вполне соответствует правилам пункта 1 статьи 451 ГК, и может быть достаточной для заявления требования об изменении или расторжении договора».

Как правило, временные рамки действия нового закона прописываются в нем самом. Если бухгалтер или юрист обнаружат поправки, устанавливающие новые требования к содержанию или оформлению «старых» документов или отношений, следует, во-первых, четко высчитать дату его вступления в силу. Она может быть либо указана в самом документе, либо может даваться формула ее определения (со следующего дня после опубликования, через 10 дней со дня опубликования, через месяц после принятия определенного нормативного акта и т.п.). Во-вторых, следует просмотреть сам документ или его «обновление» и выяснить, какое правило о его действии во времени в нем содержится.

Обратная сила

Кроме вышеперечисленных принципов, действия новых правил, которые мы рассмотрели в первой части статьи, хотелось бы обратить внимание еще на один. Суть еще одного принципа в том, что при нем нововведения распространяются на отношения, возникшие до «активации» нормы. Такой принцип действия называется обратной силой закона.

По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим только после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ). Впрочем, закон может иметь обратную силу в двух, исключительных, случаях. Во-первых, когда об этом сказано в нем самом (абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ). И во-вторых, если норма смягчает или устраняет


Наделить договор обратной силой могут только участники самого контракта. И если предприниматели вдруг окажутся в арбитраже и судьи решат, что применение обратной силы – вполне целесообразно, деятельность служителей Фемиды будет незаконной. По мнению «высших» арбитров, суд не вправе заменить своим решением соглашение сторон.


«Исключение, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты, - предупреждает адвокат Сергей Воронин. - В пункте 1 статьи 4 ГК РФ указано, что действие нормы распространяется на отношения, возникшие до введения ее в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено этим же законом. Наделить НПА обратной силой может только законодатель (определение КС РФ от 15.04.2008 г. № 262-О-О), а если новый закон ухудшает положение граждан или организаций, то он вообще не может иметь обратной силы. Поэтому, например, краевая администрация или муниципалитет не вправе распространить нормативный акт о повышении коэффициентов за аренду земли на договоры, заключенные до даты его вступления в силу (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8.04.2011 г. по делу № А63-6494/2010, а также аналогичное решение - постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 г. по делу № А12-16768/2008)».


По соглашению сторон

Принцип обратной силы может быть характерен не только для нормативных актов, но и для хозяйственных договоров (так называемая ретроактивная сила договора). Распространить действие последний на прошедшее время можно на основании пункта 2 статьи 425 ГК РФ, в которой указано, что стороны вправе что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения контракта.

«Иногда партнеры по бизнесу рады бы распространить действие контракта на «дела давно минувших дней», - признает Александр Польских, начальник юридического отдела одного из подмосковных складских комплексов, - Но их смущает фраза типа «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами». Скажу сразу - эта фраза не мешает придать контракту обратную силу, если это нужно обеим сторонам сделки. Во-первых, соглашение начинает действовать только после его подписания не столько из-за вышеуказанной формулировки, сколько из-за императивного правила, закрепленного в пункте 1 статьи 425 ГК РФ. А во-вторых, вы не подменяете момент вступления в силу, вы как бы «раздвигаете временные рамки его действия», то есть увеличиваете срок действия соглашения.

Таким образом, если партнерам придать своему контракту обратную силу, то они вправе составить и подписать изменения к нему, включив туда примерно такую формулировку: «Стороны подтверждают, что действие настоящего Договора распространяется на отношения, возникшие между сторонами настоящего Договора по поводу Объекта настоящего договора (например - арендуемого помещения), начиная с 1-ого (Первого) марта 2014 года». Если же бизнесменам нужно, чтоб обратную силу приобрело только отдельное условие, зафиксированное в определенном допсоглашении, то в нем же нужно прописать, что «…настоящее Изменение к Договору №… распространяется на отношения…) а дальше, как в договоре.

Ну а если партнерам, наоборот, нужна определенность и они не хотят, чтобы контракт или его дополнения приобретали силу «задним числом», можно включить в договор примерно такое условие: «Настоящий Договор, а также изменения и дополнения к нему обратной силы не имеют».

В заключение хотелось обратить внимание на то, что наделить договор обратной силой могут только участники самого контракта. И если предприниматели не хотят «поворачивать время вспять», но потом условия такого соглашения окажутся предметом судебного разбирательства, и судьи решат, что применение обратной силы - вполне целесообразно, деятельность служителей Фемиды будет незаконной. Потому что, по мнению «высших» арбитров, а также окружных судей Уральского арбитража, суд не вправе заменить своим решением соглашение сторон (постановление ФАС Уральского округа от 25.07.2005 г. № Ф09-2280/05-С6, а также определение ВАС РФ от 14.11.2008 г. № 14200/08).

Анна Мишина, для журнала «Расчет»

В жизни организаций, осуществляющих свою закупочную деятельность по 44-ФЗ или 223-ФЗ, могут возникать ситуации, когда в силу различных причин нормативно-правовые основания для этой деятельности изменяются. Например, государственное или муниципальное бюджетное учреждение может изменить свой тип с бюджетного на автономный, что влечет перевод большей части, если не всех их закупок с 44-ФЗ на 223-ФЗ 1 . Переход с одного закона на другой может произойти из-за изменений в законодательстве. Например, с 01.01.2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия, работающие пока по 223-ФЗ, будут должны осуществлять почти все свои закупки по 44-ФЗ 2 . Кроме того, переход с одних нормативно-правовых «закупочных» оснований на другие может сопровождаться реорганизаций заказчика, связанной с изменением его организационно-правовой формы. Например, то же самое унитарное предприятие может быть преобразовано в бюджетное учреждение.

В связи с такими переменами у заказчиков появляется много вопросов, и некоторые из них связаны с договорными отношениями, которые возникли в результате закупки, произведенной на основании одного закона, но распространяются на период, когда закупочная деятельность заказчика уже осуществляется по другому закону. Например, еще в 2016 году унитарное предприятие может произвести закупку и заключить договор в соответствии с 223-ФЗ и своим положением о закупке, но реализовываться этот договор будет уже в следующем 2017 году, когда на предприятие будет распространяться уже 44-ФЗ. Повлечет ли это какие-то последствия для уже заключенного договора с учетом того, что правила исполнения, расторжения и изменения договора, установленные в 44-ФЗ, могут заметно отличаться от аналогичных правил заказчика по использовавшемуся при заключении договора положению о закупке? Если имела место реорганизация, связанная с изменением организационно-правовой формы заказчика, то нужно ли заключать дополнительное соглашение к договору с указанием нового наименования заказчика? Вот с такими вопросами и попробуем разобраться в данной статье.

Во-первых, в соответствии с ГК любой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения 3 . Это означает, что если, например, унитарное предприятие по результатам проведенной закупки заключает договор до 31.12.2016 включительно, то этот договор должен быть заключен в соответствии с нормами 223-ФЗ и нормами предусмотренного этим законом положения о закупке, несмотря на то, что с 01.01.2017 на унитарное предприятие уже будет распространяться не 223-ФЗ, а 44-ФЗ.

Во-вторых, опять же согласно ГК если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (то есть, если закон не имеет обратной силы) 4 . Иными словами, договор, заключенный по 223-ФЗ, не должен в ходе своего исполнения подвергаться каким-либо изменениям только потому, что после его заключения у заказчика появилась обязанность при заключении и исполнении «закупочных» руководствоваться не 223-ФЗ, а 44-ФЗ. Но обратим внимание на одну деталь - в данной норме ГК речь идет именно о принятии закона с «иными правилами», а не о вступлении его в силу . Поэтому если договор по 223-ФЗ был заключен унитарным предприятием до 03.07.2016 (дата принятия федерального закона, который «перевел» таких заказчиков с 223-ФЗ на 44-ФЗ 2), то ситуация тут однозначна - обратной силы 321-ФЗ не имеет и поэтому заключенный договор должен продолжать исполняться в том виде, в котором он был заключен. Однако что делать в случае, если договор был заключен, скажем, осенью 2016 г, то есть в период после принятия закона, но до вступления его в силу? Можно ли применительно к данной норме ГК РФ считать срок вступления закона в силу сроком принятия закона?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к другой норме ГК, согласно которой по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, а отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии с нормами ГК, рассмотренными в предыдущих двух абзацах (ст. 442 ГК РФ) 5 . Таким образом, здесь мы уже видим, что «водоразделом» применения старых и новых «правил игры» является уже не «принятие закона», а «введение акта гражданского законодательства в действие», то есть вступление закона в силу.

Можно обратиться и к судебной практике, причем практику судов самых высших инстанций. Приведем конкретный пример.

В марте 2015 г. был принят федеральный закон 42-ФЗ о внесении изменений в часть первую ГК РФ, вступивший в силу 01.06.2015 (внесенные изменения касались исполнения субъектами гражданского права своих обязательств, процедур поручительства и т.д.) 6 . В следующем году Верховный суд РФ по результатам рассмотрения применения судами отдельных положений ГК РФ об ответственности за исполнение обязательств постановил, что положения ГК РФ в измененной законом 42-ФЗ редакции, например, касающиеся процентов по денежным обязательствам 7 , не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 01.06.2015), а, рассматривая споры по таким договорам, следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией ГК РФ 8 . Причем Верховный суд в этом решении в числе прочего ссылался именно на указанную выше норму ГК РФ 4 . Таким образом, в данном случае Верховный суд приравнял понятие «вступление в силу закона» к понятию «принятие закона», поэтому аналогично можно трактовать данные понятия и применительно к рассматриваемой нами ситуации, и, следовательно, если договор по результатам закупки был заключен унитарным предприятием после принятия 321-ФЗ, но до вступления этого закона в силу, то никаких изменений вносить в него не нужно.

Если переход с одного «закупочного» закона на другой сопровождался реорганизацией заказчика как юридического лица, то сам факт такой реорганизации не является основанием для расторжения или изменения заключенных ранее договоров. Если реорганизация имела место в форме преобразования (например, унитарное предприятие было преобразовано в бюджетное учреждение), то в гражданском законодательстве в явном виде говорится о том, что в данном случае права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией 9 . Если реорганизация произошла в форме слияния или присоединения, то права и обязанности при слиянии переходят в вновь возникшему юридическому лицу, при присоединении - к тому юридическому лицу, к которому было присоединено другое юридическое лицо, а при разделении или выделении права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам (лицу) в соответствии с передаточным актом 10 . В любом случае документально фиксируется правопреемник прав и обязательств по ранее заключенным договорам, а действующее законодательство никак не связывает переход прав и обязанностей при реорганизации юридического лица с необходимостью внесения изменений в заключенные этим лицом договоры. Поэтому здесь достаточно соответствующего официального письменного уведомления контрагента с указанием основания и даты правопреемства, а также новых реквизитов. Это нужно, чтобы поставщик (подрядчик, исполнитель) использовал новые реквизиты при выставлении счетов и т.п.

На практике после получения уведомлений контрагенты могут «на всякий случай» настаивать на заключении дополнительного соглашения к ранее заключенному договору с указанием новых сведений о заказчике. Такое взаимное право в принципе есть у обоих сторон, но здесь заказчику следует учитывать то, что обязанности такой у него все же нет, а если длящихся договоров очень много, то процесс заключения к ним дополнительных соглашений может оказаться весьма трудоемким. Также отметим, что в некоторых случаях заключение дополнительного соглашения при реорганизации сторон по договору может быть одним из условий самого заключенного договора - в этом случае от заключения такого соглашения уже никуда не деться.

В заключение упомянем еще об одном важном вопросе, хотя непосредственного отношения к теме статьи он и не имеет. Как заказчику, который переходит с одного «закупочного» закона на другой, заключать договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если извещение о закупке было размещено в период применения прежнего закона, но договор должен заключаться уже в период применения нового закона? Аналогичный вопрос возникает и в отношении той ситуации, когда определение победителя закупки было произведено в период действия прежнего закона, а договор можно заключить уже только после наступления «новой эпохи», ведь, скажем, у многих заказчиков, работающих по 223-ФЗ, в их положениях о закупке установлены ограничения по минимальному сроку заключения договора после определения победителя закупки в результате применения того или иного способа закупки (например, 10 дней). При наличии такого ограничения если победитель закупки, например, определен 25 декабря, а новый «закупочный» закон начинает действовать в отношении заказчика с 1 января, то до срока начала его действия договор не заключишь в силу вышеуказанного ограничения, и его придется заключать уже после 1 января, когда будет действовать новый закон. Для сравнения укажем, что в свое время, когда принимался 44-ФЗ на смену предыдущему 94-ФЗ, в 44-ФЗ была введена конкретная норма, согласно которой его положения должны были применяться только к тем отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены после дня вступления в силу 44-ФЗ 11 . А вот в 321-ФЗ, переводящем унитарные предприятия с 223-ФЗ на 44-ФЗ с 01.01.2017, аналогичной нормы нет.

Однако по логике процедуры осуществления закупки (в том числе заключение договора), начатые на основе действующего законодательства, должны быть завершены по правилам в соответствии с законодательством, действовавшим на момент начала процедуры осуществления закупки. В подтверждение правомерности такого подхода можно привести позицию Минэкономразвития РФ, которая касается аналогичного случая - перехода на 94-ФЗ с 01.01.2006 12 .

1 Ч. 1-2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 П. 1 ст. 1, пп. «а» п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц»

3 Ч. 1 ст. 422 ГК РФ

4 Ч. 2 ст. 422 ГК РФ

5 Ч. 2 ст. 4 ГК РФ

6 Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

7 Ст. 317.1 ГК РФ, введенная Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (раздел «Заключительные положения»)

9 Ч. 5 ст. 58 ГК РФ

10 Ч. 5 ст. 58 ГК РФ

11 Ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Cогласно Кодекса РФ об административных правонарушениях усилена ответственность по части 1 ст. 20.8 за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния:

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 370-ФЗ, начало действия документа - 06.12.2014).

Внесены изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства от 21.07.2014 № 814 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.11.2014 N 1178, начало действия документа - 25.11.2014).

Так, согласно п.п. «г» п. 59 Правил гражданам РФ дополнительно предоставлено право на ношение оружия в целях самообороны. Данный пункт относится только к оружию ограниченного поражения так как, согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», запрещено ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия.

П. 69. Юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений органов внутренних дел, выдаваемых в порядке, установленном МВД России. Для транспортирования оружия и патронов юридические лица обязаны:

п.п. «б» обеспечить сопровождение огнестрельного оружия в количестве более 20 единиц и (или) патронов к огнестрельному оружию в количестве более 20 тысяч штук в пути следования охраной в количестве не менее одного человека, вооруженного огнестрельным оружием.Без сопровождения охраной, вооруженной огнестрельным оружием, допускается транспортирование спортивного огнестрельного оружия и (или) патронов к нему спортсменами, тренерами и иными работниками спортивных организаций и образовательных организаций, занимающимися видами спорта либо физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой, которые связаны с использованием спортивного огнестрельного оружия, и назначенными ответственными за транспортирование оружия и (или) патронов;

п.п. «в» Спортивные и образовательные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствующих видах (виде) спорта, связанных с использованием оружия и (или) патронов к нему, осуществляют транспортирование оружия и (или) патронов к нему на основании копии разрешения на хранение и использование оружия, заверенной в установленном порядке (в случае необходимости с приложением списка номерного учета оружия), а также копии Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и приказа руководителя юридического лица об организации транспортировки оружия и патронов.

В целях снижения давления на бизнес приказом МВД РФ от 30.12.2014 № 1149 внесены изменения в приказ МВД РФ от 29.06.2012 № 646 утвердившего «Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия».

Так согласно п. 24. Административного регламента срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов … осуществляется в следующие сроки:

П. 24.2. в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов, - не реже 1 раза в полугодие по месту хранения и (или) использования.

П. 24.3. В отношении юридических лиц, занимающихся производством или торговлей оружием и патронами, - не реже 1 раза в полугодие по месту хранения оружия и патронов. Срок осмотра оружия и сверки его с учетными данными исчисляется из расчета не более 15 минут на 1 единицу оружия.

Внесены изменения в ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ. Так, с 01 января 2015 года увеличен размер государственной пошлины:

1. За следующие действия уполномоченных органов, связанных с лицензированием:

Предоставление лицензии - 7 500 рублей;

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах - 3 500 рублей;

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 750 рублей;

Предоставление (выдача) дубликата лицензии - 750 рублей;

Продление срока действия лицензии - 750 рублей;

2. За следующие действия уполномоченных органов, связанные с выдачей удостоверения частного охранника:

выдача удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника - 2 000 рублей;

переоформление удостоверения частного охранника в связи с продлением срока действия удостоверения - 650 рублей;

внесение в удостоверение частного охранника изменений в связи с изменением места жительства или иных данных, указываемых в удостоверении - 350 рублей.

Многие законы и подзаконные акты начинают действие с первого января. Но как быть с теми правоотношениями, которые начались до наступления Нового года

Многие законы и подзаконные акты начинают действие с первого января. Но как быть с теми правоотношениями, которые начались до наступления Нового года? При каких обстоятельствах они будут сохраняться в прежнем виде, а при каких должны «подстроиться» под новую правовую реальность?

Начав работу после новогодних праздников, компании, скорее всего, должны будут ориентироваться не только на уже известные законы и акты, в соответствие с которыми давно приведены все внутренние бумаги, налоговые документы и хозяйственные договоры. Фирмам также предстоит «встретиться» с законодательными поправками, дополнениями, доработками, а также с отменами одних норм и заменой их на новые. Но ведь при этом все внутренние акты и коммерческие контракты останутся прежними, то есть, по сути, соответствующими «прошлогоднему» законодательству без учета нововведений. Соответственно, неминуемо возникает вопрос – нужно ли приводить все вышеперечисленные бумаги в соответствие с новыми требованиями закона? Могут ли новшества распространяться на отношения, возникшие до их появления?

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ, стороны вправе распространить действие заключенного ими соглашения на свои отношения, сложившиеся еще до подписания контракта. Это – одно из проявлений принципа свободы договора, и обязательное условие его реализации – четкое согласие на это парнетров.

«Новый» закон может распространяться на «старые» отношения несколькими способами. Например, он будет регулировать только те ситуации, которые начнутся уже после вступления в действие поправок (т.е. так называемое перспективное действие). Само собой, «подстраивать» под них уже применяемые внутренние бумаги, хозяйственные договоры и внутрикорпоративные процедуры не нужно. Второй вариант, когда обновленный закон имеет зону влияния не только на будущее, но и на настоящее время, то есть он может регулировать те отношения, которые «работают» (так называемые «длящиеся» отношения) на момент вступления новых правил в силу. Вот здесь уже от юриста и бухгалтера потребуется внимание и работа по приведению документов в соответствие с новыми требованиями. «Обратите внимание, – напоминает московский адвокат Сергей Воронин , – в этом случае принятые решения и совершенные действия в период господства «старого» правила сохранят свою силу. Кроме того, изменения, вызванные поправками, могут оказаться для партнеров настолько ощутимыми, что, если бы стороны соглашения имели бы возможность предположить такие изменения, то не стали бы вообще заключать контракт, или подписали бы его на совершенно других условиях. На мой взгляд, такая ситуация вполне соответствует правилам , и может быть достаточной для заявления требования об изменении или расторжении договора».

Как правило, временные рамки действия нового закона прописываются в нем самом. Если бухгалтер или юрист обнаружат поправки, устанавливающие новые требования к содержанию или оформлению «старых» документов или отношений, следует, во-первых, четко высчитать дату его вступления в силу. Она может быть либо указана в самом документе, либо может даваться формула ее определения (со следующего дня после опубликования, через 10 дней со дня опубликования, через месяц после принятия определенного нормативного акта и т.п.). Во-вторых, следует просмотреть сам документ или его «обновление» и выяснить, какое правило о его действии во времени в нем содержится.

Обратная сила

Кроме вышеперечисленных принципов, действия новых правил, которые мы рассмотрели в первой части статьи, хотелось бы обратить внимание еще на один. Суть еще одного принципа в том, что при нем нововведения распространяются на отношения, возникшие до «активации» нормы. Такой принцип действия называется обратной силой закона.

По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим только после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ). Впрочем, закон может иметь обратную силу в двух, исключительных, случаях. Во-первых, когда об этом сказано в нем самом (абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ). И во-вторых, если норма смягчает или устраняет ответственность.

Наделить договор обратной силой могут только участники самого контракта. И если предприниматели вдруг окажутся в арбитраже и судьи решат, что применение обратной силы – вполне целесообразно, деятельность служителей Фемиды будет незаконной. По мнению «высших» арбитров, суд не вправе заменить своим решением соглашение сторон.

«Исключение, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты, – предупреждает адвокат Сергей Воронин . – В пункте 1 статьи 4 ГК РФ указано, что действие нормы распространяется на отношения, возникшие до введения ее в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено этим же законом. Наделить НПА обратной силой может только законодатель (определение КС РФ от 15.04.2008 г. № 262-О-О), а если новый закон ухудшает положение граждан или организаций, то он вообще не может иметь обратной силы. Поэтому, например, краевая администрация или муниципалитет не вправе распространить нормативный акт о повышении коэффициентов за аренду земли на договоры, заключенные до даты его вступления в силу (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8.04.2011 г. по делу № А63-6494/2010, а также аналогичное решение – постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 г. по делу № А12-16768/2008)».

По соглашению сторон

Принцип обратной силы может быть характерен не только для нормативных актов, но и для хозяйственных договоров (так называемая ретроактивная сила договора). Распространить действие последний на прошедшее время можно на основании пункта 2 статьи 425 ГК РФ, в которой указано, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения контракта.

«Иногда партнеры по бизнесу рады бы распространить действие контракта на «дела давно минувших дней», – признает Александр Польских , начальник юридического отдела одного из подмосковных складских комплексов, – Но их смущает фраза типа «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами». Скажу сразу – эта фраза не мешает придать контракту обратную силу, если это нужно обеим сторонам сделки. Во-первых, соглашение начинает действовать только после его подписания не столько из-за вышеуказанной формулировки, сколько из-за императивного правила, закрепленного в пункте 1 статьи 425 ГК РФ. А во-вторых, вы не подменяете момент вступления в силу, вы как бы «раздвигаете временные рамки его действия», то есть увеличиваете срок действия соглашения.

Таким образом, если партнерам выгодно придать своему контракту обратную силу, то они вправе составить и подписать изменения к нему, включив туда примерно такую формулировку: «Стороны подтверждают, что действие настоящего Договора распространяется на отношения, возникшие между сторонами настоящего Договора по поводу Объекта настоящего договора (например – арендуемого помещения), начиная с 1-ого (Первого) марта 2014 года». Если же бизнесменам нужно, чтоб обратную силу приобрело только отдельное условие, зафиксированное в определенном допсоглашении, то в нем же нужно прописать, что «…настоящее Изменение к Договору №… распространяется на отношения…) а дальше, как в договоре.

Ну а если партнерам, наоборот, нужна определенность и они не хотят, чтобы контракт или его дополнения приобретали силу «задним числом», можно включить в договор примерно такое условие: «Настоящий Договор, а также изменения и дополнения к нему обратной силы не имеют».

В заключение хотелось обратить внимание на то, что наделить договор обратной силой могут только участники самого контракта. И если предприниматели не хотят «поворачивать время вспять», но потом условия такого соглашения окажутся предметом судебного разбирательства, и судьи решат, что применение обратной силы – вполне целесообразно, деятельность служителей Фемиды будет незаконной. Потому что, по мнению «высших» арбитров, а также окружных судей Уральского арбитража, суд не вправе заменить своим решением соглашение сторон (постановление ФАС Уральского округа от 25.07.2005 г. № Ф09-2280/05-С6, а также определение ВАС РФ от 14.11.2008 г. № 14200/08).
Анна Мишина , для журнала «Расчет»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: