Налог на прибыль в казенных учреждениях. Транспортный налог в бюджетных учреждениях Транспортный налог счет учета бюджет

Начисление транспортного налога (бухгалтерские проводки)

Каждый бухгалтер, сопровождающий деятельность компании, на которую оформлено транспортное средство из перечня статьи 358 НК РФ (мотоциклы, автомобили, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства), рано или поздно сталкивается с вопросом отражения начисления транспортного налога в проводках. Ведь согласно нормам налогового законодательства такая компания является плательщиком транспортного налога.

Следует применять общие правила и нормы признания расходов при отражении транспортного налога в бухгалтерском учете. Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета и ПБУ 10/99 «Расходы организации» для того, чтобы с практической стороны разобраться с вопросом.

Бухучет транспортного налога

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», предусмотренный Планом счетов, применяется, в том числе, для отражения и учета транспортного налога. Следует создать субсчет к 68 счету именно для проводок по начислению транспортного налога.

По каждому транспортному средству сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по завершении налогового периода, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется отдельно.

Поэтому целесообразно в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат — либо на производство, либо в составе прочих расходов. Выбор конкретного корреспондирующего счета будет зависеть от того, где именно применяется транспорт: во вспомогательном или основном производстве, в каком именно подразделении.

Если транспорт используется в основном производстве, то транспортный налог относится к обычным расходам и его начисление отражается в корреспонденции со счетами для учета обычных расходов 20 (23, 25, 26, 44 …).

Рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу:

А теперь рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу в ситуации, когда транспортное средство используется не в основной деятельности, а, например, передано в аренду (при этом аренда транспорта не является основным видом деятельности компании).

В этом случае необходимо отразить начисление транспортного налога в корреспонденции со счетом учета прочих расходов и сделать следующие проводки:

Согласно ст. 362 НК РФ авансовые платежи по транспортному налогу являются квартальными, поэтому начисление и уплата транспортного налога производятся поквартально.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 начисленные суммы авансовых платежей по транспортному налогу принимаются в качестве соответствующих расходов квартала, за который начисляется авансовый платеж.

Начисление транспортного налога при разных системах налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены от уплаты транспортного налога. Поэтому компании, избравшие УСН в качестве режима налогообложения, исчисляют и уплачивают транспортный налог в аналогичном порядке с теми компаниями, которые применяют в своей деятельности общий режим налогообложения.

Так как компании на «упрощенке» в настоящий момент не освобождены от ведения бухгалтерского учета, то и проводки по начислению транспортного налога при УСН будут теми же самыми.

Основанием, подтверждающим расчет транспортного налога, его конкретную величину, будет справка-расчет бухгалтера.

Является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Вопросы налогообложения казенных учреждений являются очень актуальными, при этом основные проблемы возникают при расчетах с бюджетом по и по налогу на прибыль.

Реформирование бюджетной сферы, связанное с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <1>, привело к созданию трех типов государственных (муниципальных) учреждений. В действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) <2> (ст. 120 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и при этом государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
——————————–
<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // СЗ РФ. 10.05.2010. N 19. Ст. 2291.
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ <3>, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г., изменяется понятие юридического лица. Так, в новой редакции понятие юридического лица (в части, имеющей отношение к казенным учреждениям) дается следующим образом:
"Статья 48. Понятие юридического лица
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения".
——————————–
<3> Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Если в действующей до 1 сентября 2014 г. редакции ГК РФ было определено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом <4>, то в новой редакции перечень некоммерческих организаций носит закрытый характер и значительно уточнен.
——————————–
<4> Пункт 3 ст. 50 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).

С 1 сентября 2014 г. согласно новой редакции юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из относящихся к одиннадцати типам организационно-правовых форм, в их числе (пп. учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
При этом в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В таблице 1 представлены данные о количестве действующих в Российской Федерации государственных (муниципальных) учреждений.

Таблица 1

Государственные (муниципальные) учреждения <6>


Федеральный округ

Тип государственного (муниципального) учреждения

казенное

бюджетное

автономное

Центральный

Дальневосточный

Приволжский

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Сибирский

Уральский

Казенное учреждение, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", также введенной Федеральным законом N 83-ФЗ, является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 <5> казенным учреждениям присвоен код 2 09 04. Данные по казенным учреждениям в Российской Федерации представлены в таблице 2.
——————————–
<5> Приказ Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012".

Таблица 2

Казенные учреждения

Федеральный округ

В том числе

федеральные КУ

КУ субъекта Федерации

муниципальные КУ

Центральный

Дальневосточный

Приволжский

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Сибирский

Уральский


Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Рассмотрим особенности правового положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 БК РФ, касающиеся вопросов налогообложения:
– Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
– Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
– Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
– Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
– Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Следует отметить, что изменения в ГК РФ, внесенные вышеуказанным Федеральным законом N 99-ФЗ, не привели к изменениям в Бюджетном кодексе в части казенных учреждений.
Согласно новой редакции ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а ответственность казенного учреждения по своим обязательствам определяется правилами, приведенными в таблице 3.

Таблица 3

Ответственность казенных учреждений в соответствии с ГК РФ


Ответственность

Статья 123.21

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения

Статья 123.22

Государственное учреждение и муниципальное учреждение
1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества


Кроме финансирования из соответствующего бюджета согласно смете, а также осуществления, в соответствии с учредительными документами, приносящей доход деятельности, казенные учреждения могут быть получателями грантов. В современных условиях гранты, предоставляемые (как правило, в результате конкурсного отбора) для реализации конкретных проектов в области науки, культуры, образования и т.д., получили широкое распространение. В части казенных учреждений законодательство Российской Федерации не ограничивает права юридического лица на участие в конкурсе на получение гранта <7>, и если будет определено победителем конкурса, финансовое обеспечение для реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, установленных ст. 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, предусмотренных ст. 161 БК РФ. Гранты могут быть учреждены Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями, гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований, при этом порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
——————————–
<7> См. Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843.

Если – победитель конкурса на получение гранта находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), являющегося организатором конкурса, данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение соответствующих лимитов бюджетных обязательств до учреждения. Если ГРБС не является организатором конкурса, то соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке от ГРБС организатора конкурса тому ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение, для доведения до него соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом в соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения, увеличивающие бюджетные ассигнования, предусмотренные соответствующим казенным учреждениям – получателям бюджетных средств, в объемах поступивших грантов <8>.
——————————–
<8> Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 06-03-07/2.

Казенные учреждения в настоящее время являются плательщиками (а в ряде случаев и/или налоговыми агентами) налогов и сборов, установленных в ст. ст. 13 – 15 НК РФ и подразделяемых на федеральные, региональные и местные, порядок исчисления и уплаты которых регулируется нормами НК РФ.
К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым казенными учреждениями, относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента);
– налог на прибыль организаций;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– водный налог;
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– государственная пошлина.
К региональным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относятся:
– налог на имущество организаций;
– транспортный налог.
К местным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относят земельный налог.
Нельзя не отметить и тот факт, что казенные учреждения также являются плательщиками обязательных страховых взносов (эти платежи в настоящее время не являются налоговыми, т.е. их уплата не устанавливается НК РФ):
– на обязательное пенсионное страхование;
– на обязательное медицинское страхование;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ранее первые три из перечисленных видов страховых взносов входили в состав единого социального налога (ЕСН), начисление и уплата которого регламентировались нормами гл. 24 НК РФ <9>.
——————————–
<9> Глава 24 НК РФ утратила силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В настоящее время исчисление и уплата данных страховых взносов казенными учреждениями осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответственно.
В российской налоговой системе предусмотрены также специальные налоговые режимы, однако НК РФ прямо устанавливает невозможность применения некоторых из них для казенных учреждений.
Например: в части ЕСХН – пп. 4 п. 6 ст. 346.2; в части – пп. 17 п. 3 ст. 346.12.
Однако в части ЕНВД НК прямо не устанавливает невозможность его применения казенными учреждениями.
К сожалению, налоговая статистика и аналитика, представленная на интернет-сайте налоговых органов, не дает возможности выявить суммы налоговых поступлений от казенных учреждений. Это связано с тем, что форма 1-НОМ рассматривает начисления и поступления налогов и сборов в разрезе основных видов экономической деятельности, а казенные учреждения, с одной стороны, можно отнести к коду 1400 "Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение", а с другой стороны, казенные учреждения оказывают услуги и выполняют работы, связанные с разными направлениями деятельности <10>.
——————————–
<10> На сайте www.bus.gov.ru в разделе "Аналитика по учреждениям" можно получить развернутую информацию о видах деятельности учреждений.

При этом казенные учреждения обязаны ежегодно подтверждать основной вид фактически осуществляемой деятельности <11>, в зависимости от которого определяется риск травматизма работников и соответствующее страховое обеспечение, которое регулируется размером тарифа, зависящим от классов профессионального риска по различным видам деятельности.
——————————–
<11> Согласно Постановлению ФАС ВСО от 30.04.2013 N А33-12934/2012 основной вид деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены общие сведения о видах экономической деятельности организации (учреждения).

Казенные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению <12>, в котором для расчетов по платежам в бюджеты предусмотрен счет 0 303 00 000. На этом счете отражаются суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате им в качестве налогоплательщика (плательщика взносов). Также на данном счете учитываются расчеты учреждения по налогам, которые перечисляются им в бюджет в качестве налогового агента (например, ).
——————————–
<12> Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (ред. от 24.12.2012).

Согласно п. 103 Инструкции N 162н учет расчетов по платежам в бюджеты ведется на следующих счетах:
0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц";
0 303 02 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
0 303 03 000 "Расчеты по налогу на прибыль организаций";
0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость";
0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет";
0 303 06 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
0 303 07 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС";
0 303 08 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС" (до 2012 г.);
0 303 09 000 "Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование";
0 303 10 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой ";
0 303 11 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой " (до 2014 г.);
0 303 12 000 "Расчеты по налогу на имущество организаций";
0 303 13 000 "Расчеты по земельному налогу".
Казенное учреждение должно утверждать учетную политику как для целей бухгалтерского учета согласно ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", так и для целей налогообложения. Применительно к казенным учреждениям вопросы, подлежащие закреплению в приказе по учетной политике в части налогообложения, рассмотрены С. Валовой <13>.
——————————–
<13> Валова С. Учетная политика для целей налогообложения // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 1. С. 20 – 27.

Наиболее значимыми при рассмотрении вопроса о налогообложении казенных учреждений являются вопросы, связанные с и налогом на прибыль. Отметим, что казенные учреждения, являющиеся работодателями, исполняют обязанности налогового агента в части и здесь никаких специфических особенностей не существует. Особенности обложения налогом на добавленную стоимость установлены в гл. 21 НК РФ. При этом применительно к казенным учреждениям в ст. 143 НК РФ не сказано, что казенные учреждения не являются плательщиками , однако в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 не признается объектом налогообложения выполнение казенными учреждениями работ (оказание услуг). Согласно позиции Пленума ВАС РФ, высказанной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 <14>, государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК РФ.
——————————–
<14> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (размещено на сайте ВАС РФ 24.06.2014).

В том случае, когда получает от контрагента доходы в виде неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту, эти доходы не включаются в налоговую базу по (они не поименованы в перечне операций, признаваемых объектом обложения , который определен в п. 1 ст. 146 НК РФ).
Казенные учреждения являются плательщиками в случае реализации объектов основных средств. При этом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации объекта, в стоимости которого был учтен , определяется как разница между продажной (рыночной) ценой с учетом налога и остаточной стоимостью и к данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ.
Плательщиком будет и в случае выдачи трудовой книжки работнику, который заключает впервые <15>. В случае увольнения сотрудника казенного учреждения и удержания из заработной платы компенсации за стоимость спецодежды М. Алексеева отмечает неоднозначность позиций Минфина России (компенсация подлежит обложению ) и судебных органов (компенсация не подлежит обложению ) <16>.
——————————–
<15> См. Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508.
<16> Алексеева М. Вопрос-ответ // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 75 – 76.

Если казенное учреждение осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в части в соответствии со ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 80 НК РФ с 1 января 2014 г. казенные учреждения – плательщики обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота <17>. При этом казенные учреждения, являющиеся плательщиками , должны вести в соответствии с п. 3 ст. 160 НК РФ в общеустановленном порядке журналы полученных и выставленных счетов-фактур, а также книгу покупок и книгу продаж, правила ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Однако с 1 января 2015 г. казенные учреждения – налогоплательщики не будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в соответствии с пп. "а" п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
——————————–
<17> См. Письмо Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875, Информацию ФНС России "О представлении декларации по в электронной форме", Письмо ФНС России от 18.02.2014 N ГД-4-3/2712.

Налогообложение прибыли организаций, в том числе и казенных учреждений, осуществляется в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 247 прибылью признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, которые определяются по правилам гл. 25 НК РФ.
В части налога на прибыль перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, установлен ст. 251 НК РФ. На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. В целях налогообложения прибыли доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 НК РФ <18>.
——————————–
<18> См. Письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 30.01.2013 N 03-03-05/1758, от 30.01.2013 N 03-03-06/4/1760, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32650, от 20.05.2014 N 03-03-06/4/23877.

Казенным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе и закреплено в уставе. С 1 января 2012 г. доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). При этом действует не от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а только от своего имени, заключая не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор.
Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности, получаемые казенными учреждениями, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, не учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ <19>.
——————————–
<19> См. также Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18915.

В случае получения казенными учреждениями средств в виде неустойки (штрафа, пени), полученных от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, данные средства признаются доходами соответствующего публично-правового образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, т.к. РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. Соответственно, такие средства не учитываются у казенного учреждения (государственного (муниципального) заказчика) при формировании базы по налогу на прибыль <20>.
——————————–
<20> См. Письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745, от 09.07.2012 N 03-03-06/4/70, от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112.

Казенные учреждения могут получать денежные средства или имущество в виде пожертвований. При этом в соответствии со ст. 582 ГК РФ, а также п. 2 ст. 251 НК РФ при получении имущества в виде пожертвований должен быть обеспечен раздельный учет. При соблюдении условий, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ, пожертвования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций <21>, однако при заполнении декларации по налогу на прибыль необходимо заполнить лист 07 <22>.
——————————–
<21> См. Письмо Минфина России от 14.12.2012 N 03-03-06/4/115.
<22> См. разъяснения УФНС России по г. Москве, представленные в Письме от 03.09.2012 N 16-15/082383@.

В соответствии с положениями ст. 41 БК РФ пожертвования от физических и юридических лиц являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и если получило пожертвование от юридического или физического лица в виде денежных средств, то они подлежат перечислению в бюджет, а в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Соответственно, на сумму денежных поступлений могут быть увеличены лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенного учреждения <23>.
——————————–
<23> См. Письмо Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.

Нередко казенные учреждения списывают объекты основных средств. В целях налогообложения прибыли при списании объектов основных средств стоимость материалов, полученных при демонтаже объектов, признается внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).
При реализации лома черных и цветных металлов обязанности по уплате у казенных учреждений не возникает на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако в части налога на прибыль в силу п. 1 ст. 249 НК РФ выручка, полученная от продажи металлолома, в целях налогообложения прибыли признается доходом, полученным от реализации. Однако согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от продажи материальных запасов (в частности, металлолома), учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного, определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
В случае выявления казенным учреждением излишков материально-производственных запасов и прочего имущества в результате инвентаризации доходы в размере рыночной стоимости имущества подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов <24>. Это касается и выявленных в ходе инвентаризации излишков денежных средств в кассе казенного учреждения. При этом доходы, полученные казенным учреждением от выявленных излишков, относятся на статью 180 "Прочие доходы" КОСГУ <25>.
——————————–
<24> См. Письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-03-05/11.
<25> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Мы не рассматривали полный перечень доходов, получив которые казенные учреждения обязаны уплатить налог на прибыль. В частности, Т.В. Липкина выделяет 13 видов таких доходов <26>.
——————————–
<26> Липкина Т. Налоговый учет казенных учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. 2013. N 12. С. 11 – 15.

Государственная пошлина является федеральным сбором. Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении казенных учреждений НК РФ не предусмотрено.
Транспортный налог является региональным налогом, и согласно ст. 356 НК РФ законодательной власти субъектов РФ предоставлено право предусматривать налоговые и основания для них при установлении транспортного налога <27>. Специальных льгот для казенных учреждений по уплате транспортного налога не установлено. Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения по транспортному налогу, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
<27> См. разъяснения Минфина России, представленные в Письме от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16.

Казенное учреждение обязано начислять транспортный налог с момента регистрации транспортного средства. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства или снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано у налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета автотранспорта в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц <28>. Важно учитывать, что если автомобиль находится длительное время на ремонте и не эксплуатируется, то не освобождается от начисления и уплаты транспортного налога <29>. Однако если транспортное средство числится в угоне и данный факт соответствующим образом задокументирован, на период его розыска казенное учреждение освобождается от уплаты транспортного налога (при представлении в налоговый орган документа, подтверждающего факт кражи (угона) в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
<28> См. Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-05-06-04/33827.
<29> См. Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Специальных льгот для казенных учреждений по уплате налога на имущество не установлено. Однако имеются в перечне, установленном в ст. 381, которые могут быть применены к казенным учреждениям. Следует учитывать, что 1 января 2013 г. вновь приобретенные транспортные средства, являющиеся движимым имуществом казенного учреждения, в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество (ранее автотранспорт включался в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу для расчета налога на имущество).
Земельный налог является местным налогом и порядок его исчисления и уплаты регулируется нормами гл. 31 "Земельный налог" НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если у учреждения земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно, согласно п. 2 ст. 388 НК РФ, не является плательщиком земельного налога.
В данной статье мы не рассматривали налоги и сборы, уплачиваемые казенными учреждениями в связи с осуществлением специфических видов деятельности.
Соглашаясь с мнением Л.С. Смирновой <30> о несправедливости отсутствия возможности у казенных учреждений уменьшать доходы на величину расходов при налогообложении прибыли, считаем целесообразным исключить из перечней плательщиков налогов и сборов казенные учреждения.
——————————–
<30> Смирнова Л.С. Комментарий к Письму Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634 [Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой] // Нормативные акты для бухгалтера. 2013. N 18. С. 15.

Это обосновывается тем, что финансирование казенных учреждений осуществляется на основе сметы, все доходы казенных учреждений являются доходами соответствующего бюджета, соответственно, при налогообложении доходов и имущества происходит фактически "перекладывание средств из одного кармана в другой". Так, федеральные казенные учреждения будут уплачивать налоги на имущество и транспортный налог в региональный бюджет, земельный налог в местный бюджет и налог на прибыль в соответствии с установленным распределением. Таким образом, налоговые расходы казенных учреждений формируют налоговые доходы того же бюджета или бюджетов другого уровня. Исключение казенных учреждений из состава налогоплательщиков приведет к тому, что у казенных учреждений не будет обязанности вести налоговый учет и подавать налоговую декларацию. При этом существенно снизится и трудоемкость ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях, а также объем работ по операциям, связанным с санкционированием расходов, лимитами бюджетных обязательств, снизится нагрузка на органы Федерального казначейства и налоговые органы.
Бухгалтерский учет и налогообложение должны быть эффективными, но при этом разумными и экономными. Денежные средства, получаемые бюджетами разных уровней как налоговые доходы от казенных учреждений, на наш взгляд, не покрывают затрат на их учет и администрирование. Однако для этого необходимо провести детальный анализ налоговых доходов, поступающих в бюджеты всех уровней от казенных учреждений.

Расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для этого к счету 68 открывается субсчет "Расчеты по транспортному налогу" (Инструкция к Плану счетов). Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.

При начислении и уплате транспортного налога делаются проводки :

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу", Кредит 51

Уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог.

При расчете налога на прибыль сумму транспортного налога учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то сумму налога включают в состав расходов только после перечисления ее в бюджет (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, сумму транспортного налога включают в расходы в момент начисления - в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 1 п. 7 ст. 272 и п. 1 ст. 318 НК РФ).

Отметим, что при расчете налога на прибыль можно учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, передан на хранение в другую организацию и т. д.). Это следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Транспортный налог соответствует всем критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:

У организации имеется обязанность заплатить налог (даже по неиспользуемым транспортным средствам);

Сумма налога подтверждена документально (декларацией, расчетом авансовых платежей, платежными поручениями).

Если организация применяет "упрощенку" и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включают в состав расходов (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывается.

Если организация применяет ЕНВД, то объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на формирование налоговой базы по ЕНВД расходы в виде транспортного налога не влияют.

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Если транспортное средство используется в одном из видов деятельности, то транспортный налог распределять не надо.

Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на общей системе налогообложения, можно учесть при расчете налога на прибыль. Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на ЕНВД, при налогообложении учесть нельзя.

Чтобы распределить транспортный налог, необходимо определить долю доходов, полученных от разных видов деятельности. При этом долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения рассчитывают по формуле:

Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения делятся на Доходы от всех видов деятельности .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения, рассчитывают так:

Транспортный налог умножается на Долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитывают по формуле:

Общий транспортный налог за минусом Транспортного налога, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения .

При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используют показатели за месяц, в котором распределяется сумма транспортного налога (авансового платежа). Такой порядок предусмотрен в Письме ФНС России от 23 января 2007 г. N САЭ-6-02/31@.

Пример . ООО "Крата" (г. Тамбов) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Выручка, полученная ООО "Крата" от различных видов деятельности в июне 2010 г., составляет:

По оптовой торговле (без учета НДС) - 700 000 руб.;

По розничной торговле - 300 000 руб.

Организация использует несколько грузовых автомобилей для доставки товаров оптовым и розничным покупателям. В июне по этим транспортным средствам начислен авансовый платеж по транспортному налогу за II квартал 2010 г. в сумме 20 000 руб.

Расходы по транспортному налогу относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер ООО "Крата" сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Доля выручки от оптовой торговли в общем объеме доходов от реализации за июнь составляет 0,7 (700 000 руб. : (700 000 руб. + 300 000 руб.)).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна 14 000 руб. (20 000 руб. x 0,7).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которая относится к деятельности организации на ЕНВД, равна 6000 руб. (20 000 руб. - 14 000 руб.) (эта сумма при налогообложении не учитывается).

Налоговое законодательство обязывает лиц, владеющих транспортными средствами, ежегодно начислять и уплачивать налог. Периодичность данной процедуры увеличивается, если регион предусмотрел обязательные авансовые платежи по транспортному налогу по итогам каждого квартала.

Каждый раз, проводя исчисление налогового обязательства в отношении ТС, организация сталкивается с необходимостью отражения полученных результатов в бухучете с помощью двойных записей на учетных регистрах. Проводки совершаются по факту проведенного расчета (начисление налога), а также по факту перечисления начисленной налоговой суммы в местный бюджет (уплата налога).

Так как обязанность по ведению бухгалтерского учета ложится только на организации, то вопрос о корректном отражении начисления и уплаты транспортного налога в бухучете встает только перед юридическими лицами. Физлица с образованием ИП налог по своим транспортным средствам уплачивать должны, но отражать эти сведения с помощью проводок в бухучете не требуется.

Понятие транспортного налога

Организации, на которые в ГИБДД зарегистрированы средства передвижения, обязаны платить транспортный налог в сроки и в размере, определяемыми местными законодательными актами. Уплата выполняется в местный бюджет. НК РФ устанавливает величину ставки, регионы корректируют ее в пределах дозволенного (не более чем в 10 раз), определяют необходимость уплаты квартальных авансов по налогу, устанавливает крайние даты для перечисления налоговых сумм.

Расчет налога юридические лица проводят самостоятельно на основании формулы, приведенной ниже:

Налог = База * Ставка * Кв * Кп

  • база – мощность ТС в л.с.;
  • ставка – определенная регионом для конкретного типа ТС ставка;
  • Кв – коэффициент, определяющий сколько месяцев в году организация была собственников транспорта, в отношении которого проводится расчет;
  • Кп – повышающий коэффициент, позволяющий учесть отнесение автомобиля к дорогостоящему транспорту.

Окончательная величина налога зависит от марки передвижного средства, его мощности, а также положенных льгот.

Если МО устанавливает обязанность платить не только годовой налог с транспорта, но и квартальные авансы, расчет налога проводится по той же формуле с учетом деления на 4.

Начисление транспортного налога

Начисление налога выполняется по факту проведенного расчета по формуле, приведенной выше, исходя из двигательной мощности, региональной ставки, времени владения транспортом, а также возможного включения в число дорогостоящих ТС.

Начислить транспортный налог должно то лицо, которое выступает владельцем транспорта в соответствии с регистрационной документацией ГИБДД.

Не имеет значение, кто действительно эксплуатирует ТС, находится ли объект налогообложения в исправном состоянии или подлежит списанию, наступил ли по ТС моральный или физический износ. Ответы на все эти вопросы не волнуют налоговую инспекцию. Если на организацию зарегистрирован в ГИБДД транспорт, то обязанность по уплате налога с данного имущества присутствует.

Организация имеет право не начислять налог, если проведена стандартная государственная процедура снятия с учета ТС.

Не нужно начислять транспортный налог за те месяцы, в которых организация не являлась владельцем ТС.

Например, при постановке или снятии с учета транспорта в течение периода (квартала или года) не нужно платить налог за неполные месяцы владения (если постановка на учет произведена после 15-того числа месяца или снятие с учета произведено до 15 числа месяца).

Расчет транспортного налога проводится в бухгалтерской справке, которая впоследствии выступает документальным основанием для фиксации проводки о начислении налога.

Вычислительная процедура проводится в последний день периода (квартала или года), этой же датой отражается проводка о начислении в бухучете.

Проводка об уплате начисленной величины налога выполняется по факту перечисления денежных средств со счета плательщика. В каждом регионе свои сроки уплаты, поэтому дата отражения двойной записи об уплате может варьироваться в каждом конкретном случае.

Проводки по начислению транспортного налога

Учетные данные о начисленных, уплаченные и возмещаемых налоговых суммах показываются на счете 68:

  • Дебет – вносятся перечисляемые суммы, а также суммы, подлежащие возврату из бюджета;
  • Кредит – вносятся начисляемые величины по транспортному налогу, подлежащие дальнейшей уплате.

68 счет для удобства отражения сведений обо всех видах налоговых обязательств разбивается на несколько субсчетов, назначение каждого – показывать сведения о каждом отдельном типе налога.

Для отражения информации о начисленном и уплаченном транспортном налоге также открывается самостоятельный субсчет, который может быть назван по наименованию налога.

Для отражения рассчитанной суммы транспортного налога в бухучете выполняется запись по кредиту 68 счета в корреспонденции с дебетом счетов учета расходов организации.

Транспортный налог относится к расходам по обычному виду деятельности (согласно ПБУ)

В дальнейшем транспортный налог учитывается в качестве расхода при исчислении налога с прибыли.

Выбор нужного счета для списания налога в расходы зависит от того, для чего и где применяется транспортное средство:

  • Деб.20 Кр.68.Тр.нал. – показано начисление налога (или аванса по нему) с транспортного средства, используемого для нужд основного производства организации;
  • Деб.23 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (аванса) по транспорту, занятому во вспомогательном производстве;
  • Деб.25 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (или аванса) по ТС, используемому в общепроизводственных целях;
  • Деб.26 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (или аванса) по транспорту, используемому в общехозяйственных целях (например, для доставки руководителя до места назначения);
  • Деб.44 Кр.68.Тр.нал. – начисление транспортного налога (аванса по нему) по ТС, занятому в торговой деятельности, например, доставка товаров до покупателей.

Если в регионе действуют авансовые платежи, то даты отражения проводки по начислению авансов следующие:

  • 31 марта за 1кв.;
  • 30 июня за 2кв.;
  • 30 сентября за 3 кв.

Дата отражения записи о начислении годового налога:

  • 31 декабря за 4 кв.

Проводки по уплате транспортного налога

В срок, обозначенный в законах МО, нужно заплатить начисленную величину транспортного налога, показанную по кредиту 68 счета. При этом в бухучете показывается следующая двойная запись:

  • Деб.68 Тр.нал. Кр.51 – произведена уплата начисленного транспортного налога.

Дата отражения указанной выше проводки – фактический день перечисления денежных средств. Документальное обоснование – платежное поручение, на основании которого банк снимает денежные средства со счета клиента в пользу другого лица.

Пример отражения транспортного налога в бухучете организации

Компания имеет автомобиль, который используется для доставки товаров до клиентов, его мощность составляет 130л.с. Местная ставка 10 руб. за одну л.с. Автомобиль приобретен в мае 2016г., 14 мая ТС поставлен на учет. Стоимость авто не превышает 3000000руб., то есть не нужно в формуле учитывать повышающий коэффициент. Региональные власти обязывают владельцев ТС платить авансовые платежи за каждый квартал в течение следующего месяца, годовой налог – до 1 марта следующего года.

Расчет за 2016г.:

  • Аванс за 2кв. = (130 * 10 * 2/3) / 4 = 217
  • Аванс за 3кв. = (130 * 10) / 4 = 325
  • Годовой налог = 130 * 10 * 8/12 – (217 + 325) = 325

Проводки:

Дата Сумма Дебет Кредит Наименование операции Документальное основание
30.06.2016 217 44 68 Тр.нал. Отражено начисление аванса по налогу за 2 квартал Бухгалтерская справка
28.07.2016 217 68 Тр.нал. 51 Уплачена сумма аванса за 2 квартал Платежное поручение №111 от 28.07.2016
30.09.2016 325 44 68 Тр.нал. Отражение начисление аванса за 3 квартал Бухгалтерская справка
27.10.2016 325 68 Тр.нал. 51 Уплачена сумма аванса за 3 квартал Платежное поручение №222 от 27.10.2016
31.12.2016 325 44 68 Тр.нал. Отражено начисление налога за год Бухгалтерская справка
27.02.2016 325 68 Тр.нал. 51 Уплачен годовой налог за 2016г. Платежное поручение №55 от 27.02.2016

В образовательных учреждениях числится большое количество различных транспортных средств: централизованно поступают автобусы для перевозки школьников, за счет субсидий и средств от приносящей доход деятельности приобретается иной транспорт. Немало вопросов по поводу учета возникает, например, когда техника приходит в негодность и требует списания. Рассмотрим особенности учета автотранспорта в статье.

Поступление и принятие к учету ТС

Вариантов поступления транспортных средств в образовательную организацию несколько:

  • безвозмездное поступление и централизованное снабжение;
  • приобретение за счет субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели;
  • приобретение за счет средств от приносящей доход деятельности.

Купить транспортное средство не так-то просто. Стоимость автотранспорта довольно высока, и поэтому учреждению, скорее всего, при покупке придется прибегнуть к процедуре проведения конкурса или запроса котировок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (для казенных и бюджетных учреждений) или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (для автономных учреждений).

Первоначальная стоимость этого вида нефинансового актива будет отражаться в бухгалтерском учете на счете 0 106 00 000 «Вложения в основные средства» следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н***)

Приняты к учету вложения в ОС при приобретении у поставщика

1 106 31 310

1 302 31 730

0 106 21 310

0 106 31 310

0 302 31 730

0 106 21 000

0 106 31 000

0 302 31 000

Приняты к учету вложения в ОС при безвозмездном поступлении

1 106 31 310

1 304 04 310

1 401 10 180

0 106 21 310

0 106 31 310

0 304 04 310

0 401 10 180

0 106 21 000

0 106 31 000

0 304 04 310

0 401 10 180

*Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

**Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

***Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Согласно Инструкции № 157н принятие к учету основных средств осуществляется на основании первичных учетных документов.

Исходя из Приказа Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» при принятии к учету транспортного средства таким документом будет являться акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

На примере бюджетного учреждения рассмотрим принятие к учету транспортного средства.

Бюджетное образовательное учреждение приобрело автомобиль стоимостью 450 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном ОФК. Данное основное средство принято к учету по своей первоначальной стоимости.

В бухгалтерском учете учреждения эти операции будут отражаться в соответствии с п. 9, 51, 73 Инструкции № 174н следующим образом:

Сумма, руб.

Заключен договор на поставку автомобиля

2 106 31 310

2 302 31 730

Произведена оплата по договору

2 302 31 830

2 201 11 610

Принят к учету автомобиль

2 101 35 310

2 106 31 310

Поступившее ТС необходимо застраховать по договору ОСАГО

и зарегистрировать в ГИБДД. Данные действия может совершить по доверенности механик или иной сотрудник учреждения. При этом учреждение также несет дополнительные расходы.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Под владельцем транспортного средства подра-зумевается его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (праве аренды, на основании доверенности на право управления транспортным средством, распоряжения соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.).

Застраховать гражданскую ответственность владелец транспортного средства обязан до его регистрации, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им (получения в хозяйственное ведение или оперативное управление и т. д.).

Владелец автотранспортного средства, заключивший договор ОСАГО, уплачивает страховщику страховую премию. Ее размер определяется исходя из страховых тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, служит страховой полис ОСАГО, составляемый страховщиком. Бланк страхового полиса имеет единую форму на всей территории РФ. Срок действия страхового полиса, как правило, составляет один год (ст. 10 Федерального закона № 40-ФЗ).

В бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения расходы на ОСАГО отражаются как расходы будущих периодов по счету 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» и подлежат списанию в течение срока действия договора.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 № 171н (далее - Приказ № 171н), оплата услуг по страхованию гражданской ответственности относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В бухгалтерском учете операции по начислению и оплате по договору ОСАГО будут выглядеть следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Произведена оплата по договору ОСАГО

1 302 26 830

1 304 05 226

0 302 26 830

0 201 11 610

0 302 26 000

0 201 11 000

Приняты к учету расходы по договору ОСАГО

1 401 50 226

1 302 26 730

0 401 50 226

0 302 26 730

0 401 50 226

0 302 26 000

Отнесены расходы будущих периодов на финансовый результат текущего года

1 401 20 226

1 401 50 226

0 401 20 226

0 401 50 226

0 401 20 226

0 401 50 226

После оформления страховки ТС необходимо зарегистрировать в ГИБДД.

На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или десяти суток после приобретения.

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, связанной с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобиль, составляет 1 500 руб., с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства - 300 руб. (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

У бухгалтеров часто возникает вопрос: обязательно ли включать сумму уплаченной госпошлины за государственную регистрацию транспортного средства в его первоначальную стоимость или можно списать ее на расходы учреждения?

Напомним, что согласно п. 47 Инструкции № 157н при определении первоначальной стоимости объекта ОС в нее включаются регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства. С учетом данного пункта регистрационные сборы нужно включать в первоначальную стоимость объекта. Однако стоит отметить, что регистрироваться должен объект, уже принятый к учету.

Поскольку приведенный вопрос является спорным, учреждение должно самостоятельно определить правила учета расходов по уплате госпошлины, закрепить их в учетной политике и согласовать их с учредителем. По нашему мнению, уплату госпошлины за регистрацию транспортного средства следует отнести на общехозяйственные расходы учреждения потому, что на момент его принятия к бухгалтерскому учету регистрация еще не произведена.

Налог на имущество и транспортный налог

Налог на имущество. С момента принятия к учету и регистрации транспортного средства до 01.01.2013 его стоимость включалась в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу по налогу на имущество. С этого года внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которые исключают двойное налогообложение транспортных средств, и вновь поступающий автотранспорт будет включаться только в расчет по транспортному налогу. На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основного средства.

Транспортный налог . Напомним, что организации должны представлять в налоговые органы декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. По истечении налогового периода они уплачивают разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Организации самостоятельно производят расчет суммы налога и суммы авансового платежа, подлежащих уплате в бюджет. Данные суммы исчисляются в отношении каждого транспортного средства отдельно. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и зависят от мощности двигателя принятого к учету транспортного средства.

В учете государственных (муниципальных) учреждений начисление и уплата транспортного налога отражаются следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начислен транспортный налог

1 401 20 290

1 303 05 730

0 401 20 290

0 303 05 730

0 401 20 290

0 303 05 000

Произведена уплата транспортного налога

1 303 05 830

1 304 05 290

0 303 05 830

0 201 11 610

0 303 05 000

0 201 11 000

Эксплуатация ТС и связанные с ней расходы

В ходе эксплуатации транспортных средств постоянно требуются дополнительные материальные вложения, которые могут быть связаны:

  • с профилактическими техническими осмотрами и ремонтными работами;
  • с установкой дополнительного оборудования;
  • с переоснащением ТС в зависимости от погодно-климатических условий (например, со сменой зимней и летней резины);
  • с ремонтом узлов и агрегатов при выходе их из строя.

Будет ли меняться стоимость ТС при проведении этих работ? Изменить первоначальную (балансовую) стоимость объектов нефинансовых активов могут достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация (разукомплектация), а также переоценка объектов нефинансовых активов. Ремонт объектов основных средств не может повлиять на изменение их балансовой стоимости.

А вот затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию транспортного средства увеличат его первоначальную (балансовую) стоимость. Увеличение отражается в бюджетном учете после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования транспортного средства по результатам проведенных работ.

Автономное учреждение приобрело комплект зимних автомобильных шин стоимостью 16 000 руб. и воспользовалось услугами шиномонтажа для переоснащения автомобиля - за 1 500 руб. Указанное транспортное средство числится на учете учреждения по коду вида финансового

обеспечения (КВФО) деятельности 4 («Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»). Оплата всех произведенных расходов осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

Расходы на шиномонтаж относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. В бухгалтерском учете учреждения данные факты хозяйственной жизни будут отражены в соответствии с Инструкцией № 183н следующим образом:

Сумма, руб.

Уплачена стоимость шин поставщику

4 302 34 000

4 201 11 000

Получен комплект шин от поставщика

4 105 36 000

4 302 34 000

Оплачены услуги шиномонтажа

4 302 25 000

4 201 11 000

Приняты к учету расходы по оплате услуг шиномонтажа

4 109 80 225

4 302 25 000

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

4 109 80 272

4 105 36 000

Согласно п. 349 Инструкции № 157н установленные шины в течение периода их эксплуатации учитываются на забалансовом счете 09.

Другой текущий ремонт автотранспортных средств учреждения будет отражаться в учете аналогичным образом.

На основании Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 и Приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 с 1 апреля 2013 года оснащаются тахографами выпускаемые и находящиеся в эксплуатации на территории РФ:

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (категория М2) и превышает 5 т (категория М3);

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (категория N2) и имеющие максимальную массу более 12 т (категория N3).

Куда отнести расходы по установке тахографа? Этот вопрос следует урегулировать с учредителем. С одной стороны, тахограф - это объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н). С другой стороны, контрольное устройство (тахограф) не может использоваться по своему прямому предназначению без автомобиля, на который оно устанавливается. Поэтому необходимо согласовать с учредителем, как нужно учитывать данный прибор: как самостоятельный объект ОС или в составе ТС.

Казенное учреждение заключило договор на поставку тахографа для автобуса. По условиям договора в стоимость поставки входит установка тахографа на транспортное средство. Авансовый платеж не предусмотрен. Цена договора составляет 50 000 руб. По согласованию с учредителем это оборудование будет учитываться в учреждении как самостоятельное основное средство.

Приведенные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете учреждения будут отражаться в соответствии с Инструкцией № 162н следующим образом:

Сумма, руб.

Отражена стоимость приобретенного оборудования

1 106 31 310

1 302 31 730

Произведена оплата тахографа поставщику

1 302 31 830

1 304 05 310

Принят к учету тахограф

1 101 34 310

1 106 31 310

Ремонт и возмещение ущерба при ДТП

Рассмотрим, какие факты хозяйственной жизни учреждения подлежат отражению в бухгалтерском учете, если транспортному средству причинен ущерб в результате ДТП.

Ремонтные работы по восстановлению транспортного средства будут отражаться в бухгалтерском учете аналогично способу, приведенному в примере 2.

Кроме того, если потерпевшей стороной в ДТП признано учреждение, то по договору ОСАГО страховая организация обязана выплатить ему страховку в размере причиненного ущерба.

Согласно Приказу № 171н возмещение по ОСАГО, полученное от страховщика, относится на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Суммы принудительного изъятия, полученные бюджетными и автономными учреждениями, являются их доходами и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (письма Минфина РФ от 20.12.2012 № 02-13-06/5292, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374).

В казенных учреждениях средства, поступающие от страховых компаний, подлежат зачислению в бюджет по нормативу 100% (п. 1 ст. 51 БК РФ, приложение 1 к Федеральному закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», письма Минфина РФ от 07.11.2012 № 02-13-06/4672, от 16.05.2012 № 02-03-09/1740).

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражаться следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начислен доход на сумму страховой выплаты

1 205 41 560

1 401 10 140

2 205 41 560

2 401 10 140

2 205 41 000

2 401 10 140

Отражена задолженность перед бюджетом на сумму страхового возмещения

Поступили денежные средства от страховщика

1 304 04 140

1 303 05 730

2 201 11 510

2 205 41 660

2 201 11 000

2 205 41 000

Зачислена в доход бюджета сумма страхового возмещения

1 303 05 830

1 205 41 660

Выбытие транспортных средств

Выбытие объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете в соответствии с п. 51 Инструкции № 157н:

в случаях принятия решения о списании этих объектов по основанию их выбытия помимо воли учреждения (хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов);

в случаях ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

в случаях по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объектов основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа данных объектов, нецелесообразности дальнейшего использования, их непригодности, невозможности или неэффективности их восстановления;

передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ, другому учреждению, органу государственной власти, органу местного самоуправления;

в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;

в случаях возврата объектов, являющихся предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю.

Основная часть имущества государственных (муниципальных) учреждений не является их собственностью, а находится в оперативном управлении. На федеральном уровне разработано Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Этим документом регламентирован порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. На его основании разработаны соответствующие положения на уровнях субъектов РФ, которые должны строго соблюдаться.

Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты о списании при согласовании решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с учредителем) и наличии утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в учете выбытия основных средств и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) не допускаются.

В результате разборки (демонтажа) основных средств у учреждения могут оставаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования. Они должны быть соответствующим образом оприходованы, и эти операции необходимо отразить в бухгалтерском учете.

Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском учете различных типов учреждений выбытие транспортных средств в зависимости от основания их списания.

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ

1 104 х5 410

1 401 10 172

1 101 х5 410

0 104 х5 410

0 401 10 172

0 101 х5 410

0 104 х5 000

0 401 10 172

0 101 х5 000

Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий

1 104 х5 410

1 401 20 273

1 101 х5 410

0 104 х5 410

0 401 20 273

0 101 х5 410

0 104 х5 000

0 401 20 273

0 101 х5 000

Безвозмездная передача

Между головным учреждением и обособленными подразделениями

1 304 04 310

1 104 х5 410

1 101 х5 410

1 304 04 310

0 304 04 310

0 104 х5 410

0 101 х5 410

0 304 04 310

0 304 04 310

0 104 х5 000

0 101 х5 000

0 304 04 310

Безвозмездная передача между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям

Безвозмездная передача органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе прекращение права оперативного управления

1 401 20 241

1 104 х5 410

1 101 х5 410

1 401 20 241

0 401 20 241

0 104 х5 410

0 101 х5 410

0 401 20 241

0 401 20 241

0 104 х5 000

0 101 х5 000

0 401 20 241

Безвозмездная передача организациям,

за исключением государственных (муниципальных)

1 401 20 242

1 104 х5 410

1 101 х5 410

1 401 20 242

2 401 20 242

2 104 х5 410

2 101 х5 410

2 401 20 242

2 401 20 242

2 104 х5 000

2 101 х5 000

2 401 20 242

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: