Танки венгрии. Бронетехника Венгрии Второй мировой войны

Словосочетание «венгерское танкостроение» само по себе вызывает сегодня улыбку. Справедливости ради стоит отметить, что в 1940-е годы не так много европейских стран могли позволить себе выпуск танков. Несмотря на все попытки, венгерским конструкторам не удалось создать конкурентоспособные боевые машины, они всегда отставали от ведущих танкостроительных держав. Шансов догнать советские танки по защищенности и огневой мощи у венгерского танка Turan не было.

Средний танк 41.M Turan II

При всех своих недостатках танки Turan приняли активное участие в боевых действиях на Восточном фронте, а сама Венгрия была одним из самых верных союзников гитлеровской Германии. Венгерские войска сражались на стороне гитлеровцев практически до самого завершения войны в Европе. Всего за время серийного производства с 1942 по 1944 год в Венгрии было собрано по разным оценкам до 459 танков Turan различных модификаций. Последней боевой операцией Второй мировой войны, в которой приняли участие танки «Туран», стали бои у озера Балатон в марте-апреле 1945 года. Именно в этом районе были потеряны последние боеспособные венгерские танки, а часть машин оказалась захвачена советскими войсками.

Чехословацкие корни венгерского танка Turan

Несмотря на то, что венгерские войска принимали активное участие в боях на Восточном фронте, какой-то славы в этих сражениях с советскими войсками они не снискали, да и заметных успехов в сражении с бойцами РККА у венгров было не очень много. Венгерские части наиболее активно использовались на южном направлении Восточного фронта, а основным театром боевых действий для венгерской армии стали степи, на которых лучше всего раскрывались возможности моторизованных и танковых подразделений. Но с бронетехникой у мадьярских подразделений были серьезные проблемы, на равных противостоять советским средним танкам Т-34 и тяжелым КВ венгерская бронетехника просто не могла. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что венгерского танкостроения берет начало лишь в конце 1930-х годов.

До этого венгерское правительство пыталось заключить контракты на поставку бронетехники сразу с несколькими странами. Так, в Швеции был заказан легкий танк «Толди», основным вооружением которого стало 20-мм противотанковое ружье. Масса этих боевых машин не превышала 8,5 тонны, а бронирование первых серий - 13 мм. Танк был создан на основе шведского Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были приобретены Венгрией. Естественно, венгерские военные мечтали получить в свое распоряжение более совершенные танки с лучшим вооружением и защищенностью. Но попытки договориться с Германией о покупке танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV закончились ничем. Такая же судьба ожидала переговоры с Италией на передачу лицензии на производство средних танков M13/40, переговоры затянулись до лета 1940 года, когда потребность в итальянских машинах просто исчезла.


Прототип чехословацкого танка T-21

Спасителем венгерских бронетанковых войск стала Чехословакия, которая была полностью оккупирована гитлеровскими войсками в марте 1939 года. В руках Германии оказалась хорошо развитая промышленность страны, а также многочисленные военные разработки, среди которых был танк S-II-c или T-21, разработанный конструкторами фирмы «Шкода». Боевая машина была разработана на основе удачного чешского танка LT vz.35, который широко использовался в частях Вермахта. Немцев T-21 не заинтересовал, поэтому они были не против передачи Венгрии готовых опытных образцов. В свою очередь венгерские специалисты посчитали танки лучшим среди всех доступных для страны образцов средних танков. При этом разместить заказ на выпуск танков на заводах «Шкоды» венгры не могли, так как те были полностью загружены германскими заказами.

Первый опытный образец будущего танка «Туран» прибыл в Венгрию в начале июня 1940 года. После проведения испытаний и прохождения 800 км без поломок машина уже в июле того же года была рекомендована к принятию на вооружение после внесения в конструкцию ряда доработок и усовершенствований. К важным изменениям относились: появление командирской башенки; увеличение лобового бронирования до 50 мм; и увеличение экипажа танка до пяти человек, с размещением трех человек в башне. Примером для венгров при внесении изменений в конструкцию танка являлись немцы, которые считались признанными авторитетами в танкостроении и применении танковых войск.

Модернизированная венграми версия танка была принята на вооружение 28 ноября 1940 года под обозначением 40.M, при этом танк получил и имя собственное «Turan». Задержки с передачей технической документации и развертыванием серийного производства танков, которого до конца 1930-х годов в Венгрии просто не существовало, привели к тому, что первые серийные танки «Туран» попали в танковую школу в венгерском городе Эстергоме только в мае 1942 года.


Танк, опоздавший на войну

Для своего времени Turan вовсе не был самой плохой боевой машиной в мире. Важно понимать, что первый прототип будущего венгерского танка чехословацкие инженеры представили еще зимой 1937 года. Танк изначально разрабатывался на экспорт, планировалось, что его покупателями станут армии Италии, Румынии и Венгрии. В мае 1939 года танк сменил обозначение на Т-21 и под этим индексом через год оказался в Венгрии. Для конца 1930-х годов боевые возможности чешского танка еще годились. Усиленное до 30-мм лобовое бронирование (по сравнению с LT vz.35) и наличие 47-мм пушки Skoda A11 делали машину вполне грозным на поле боя.

Основная проблема была в том, что разработанный в конце 1930-х годов танк опоздал на войну, для которой он создавался. Венгерская адаптация хоть и получила усиленное до 50-60 мм лобовое бронирование (все бронеплиты устанавливались вертикально или с незначительными углами наклона) и командирскую башенку, отличалась установкой 40-мм полуавтоматической пушки собственного производства 41.M, созданной на базе немецкой противотанковой пушки PаK 35/36. Несмотря на неплохую длину ствола в 51 калибр, пушка не могла похвастаться большим бронепробитием. На расстоянии в 300 метров при угле встречи с броней в 30 градусов бронебойный снаряд данного орудия пробивал лишь 42 мм брони, на дистанции в километр – 30 мм. Возможностей 40-мм пушки было более чем достаточно для борьбы с легкими советскими танками Т-26 и БТ-7, которые составляли основу танкового парка РККА в 1941 году, но противостоять новым советским танкам Т-34 и КВ «Тураны» не могли.


Венгерский средний танк 40.M Turan I c 40-мм орудием

Проблема усугубилась тем, что первые серийные венгерские танки начали сходить с конвейера только в 1942 году, они не успели принять участие в наступлении на Сталинград и Кавказ. Но это же спасло их и от последующей катастрофы, в которой 2-я венгерская армия, сражавшаяся на Восточном фронте, по различным оценкам потеряла до 150 тысяч человек личного состава, до 70 процентов своей материальной части и все тяжелое вооружение.

Оценка возможностей танка Turan

Полноценный боевой дебют танков «Туран» затянулся на два года, они приняли участие в боях с советскими войсками только в апреле 1944 года. К тому моменту опоздавшие на войну танки попытались модернизировать. Уже в 1942 году параллельно с «Туран I» в Венгрии решили начать сборку танка «Туран II», главным отличием которого было наличие 75-мм короткоствольного орудия с длиной ствола 25 калибров. Масса данной версии венгерского танка увеличилась с 18,2 до 19,2 тонн. При этом оставшийся тем же 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 265 л.с. разгонял машину до 43 км/ч при движении по шоссе, у варианта с 40-мм пушкой показатели были чуть лучше – 47 км/ч. Обновленная модификация получила обозначение 41.M Turan II.

Попытки венгерских военных подарить проекту танка из конца 1930-х годов вторую жизнь следует признать неудачными. Но неудачными они были именно из-за времени появления танка на полях сражений. Еще в 1940 и 1941 годах машина смотрелась бы выигрышно по сравнению с легкими танками с противопульным бронированием, которые составляли основу бронетанковых сил РККА. Но в 1944 году основным противников «Туранов» стали средние танки Т-34 и Т-34-85, бороться с которыми на равных венгерские танкисты просто не могли. 40-мм пушка не пробивала лобовую броню Т-34 ни с каких дистанций, хоть как-то эффективно пробить можно было только нижнюю часть бортовых бронелистов «тридцатьчетверки». Переход на короткоствольную 75-мм пушку существенно ситуацию не изменял. По сути, в 1944 году на поля сражений вышел венгерский аналог немецкого танка Pz.Kpfw. IV, с которым Германия начала войну против СССР. Как танк поддержки пехоты 41.M Turan II можно было назвать хорошей машиной, 75-мм снаряд обладал неплохим осколочно-фугасным действием, но бороться с современной советской бронетехникой и ленд-лизовскими «Шерманами» для венгерского танка было очень трудной задачей.


Средние танки 41.M Turan II с 75-мм орудием в танковом парке

Противоснарядное бронирование в 50-60 мм лобовой брони хорошо смотрелось в начале 1940-х годов. Этого было достаточно, чтобы противостоять большинству противотанковых орудий довоенного периода до 45-мм включительно. На деле же «Тураны» столкнулись с массовым использованием советскими войсками 57-мм и 76-мм пушек, которые гарантированно пробивали их броню на дистанции до 1000 метров, а 85-мм пушка обновленных «тридцатьчетверок» вообще не оставляла венгерским танкистам никаких шансов. Никак не могли исправить ситуацию и противокумулятивные экраны, которые венгры начали устанавливать на свою бронетехнику в 1944 году. При этом устаревшая клепаная конструкция установки бронелистов также не повышала боевую эффективность и живучесть машин. При попадании снаряда в броню заклепки отлетали и даже при непробитии брони могли поражать оборудование и экипаж боевой машины. Не спасала ситуацию и трехместная башня с командирской башенкой, которая позволила разгрузить командира, который получал возможность руководить боем, не отвлекаясь на другие задачи.

Достойным ответом советским танкам Т-34 мог бы стать третий вариант модернизации «Турана», получивший обозначение 43.M Turan III. Но этот танк, вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой (длина ствола 43 калибра), с усиленным до 75-мм лобовым бронированием был представлен лишь парой прототипов, серийно он никогда не производился. В реальности же при встрече с советской бронетехникой, которая была представлена в 1944 году не только новыми Т-34-85 и ИС-2, но и различной самоходной артиллерией, венгерские танки «Туран» быстро переходили из разряда боевых машин в разряд металлолома и братской могилы для экипажа из пяти человек.

Венгерский средний танк «Туран», разумеется, не оказал никакого переломного влияния на ход Второй мировой войны. Машины, которые начали поступать в войска в мае 1942 года и уже на то время, мягко говоря, бывшие не совсем современными, венгерское командование слишком долго продержало в резерве. Большая часть этих танков, названных в честь прародины мадьяр, была перебита советскими бронетанковыми войсками, которые несли в таких противостояниях минимальные потери. Однако свой след в истории мирового танкостроения венграм, безусловно, оставить удалось.

Дебют-кульминация-развязка по ускоренной программе

В апреле 1944 года у украинского города Коломыя наступавшие советские войска были контратакованы новыми танками непривычного вида. Их примитивная ходовая часть напоминала подвеску отечественного Т-26, а в роли основного вооружения танков выступали 40-мм и короткоствольные 75-мм орудия. Броня крепилась на каркасе заклёпками, корпус и башня выглядели угловатыми – внешне новые боевые машины больше напоминали танки начального периода Второй мировой. Особенно выраженным было сходство с лёгкими чехословацкими танками LT vz.35, которые в немного модернизированном виде (с немецкой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и дополнительным четвёртым членом экипажа) широко использовались вермахтом на восточном фронте под названием PzKpfw.35(t).

Как и следовало ожидать, особых неприятностей наступавшим советским войскам эти танки не доставили. Даже по венгерским донесениям в первом боевом столкновении с участием «Туранов» (а это были именно они) 2-я танковая дивизия, имевшая на вооружении в числе других, уже известных советской армии венгерских машин («Толди» и «Нимрод») 120 танков «Туран-I» и 55 «Туран-II», смогла подбить только два советских танка. При этом к 26 апреля, когда наступательный порыв венгров окончательно иссяк, безвозвратные потери венгерского соединения в бронетехнике составили 30 машин. Безусловное качественное превосходство советских бронетанковых войск усугублялось для венгров и их количественным перевесом. Тем не менее, к 13 мая, по венгерским данным, «Тураны» подбили 27 танков, включая несколько Т-34–85 и как минимум один «Шерман».

Были, конечно, у венгерских средних танков и сильные стороны. Достаточно интересным выглядит «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности» начальника штаба бронетанковых и механизированных войск 18-й армии гвардии подполковника Боронного от 11 ноября 1944 года. В этом документе есть краткий и ёмкий портрет венгерского танка:

“Туран” I и II относятся к типу средних танков с двигателем мощностью 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим прогрев двигателя на месте 15–20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе с большой точностью стрельбы. Имелись случаи задержек в работе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка перемены передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП её необходимо вытаскивать вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении лёгкое, но большой радиус поворота снижает манёвренность…

Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.

Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушения производятся незначительные и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадания снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения вплоть до полного вывода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата и других кумулятивных снарядов танки загораются”.

Как видно из доклада подполковника Боронного, несмотря на то, что к моменту своего появления на фронте «Туран» морально устарел, он всё же не был совсем уж безнадёжен. Более того, захваченные венгерские танки более-менее успешно применялись и Красной армией: в 18-й армии был создан Отдельный армейский батальон трофейных танков, укомплектованный машинами разгромленной венгерской 2-й танковой дивизии. На вооружении этой воинской части находилось в том числе и восемь «Туранов».

Тем не менее, в течении года, от дебюта в апреле 1944-го до развязки в марте-апреле 1945-го (сражение у озера Балатон, где венгерские танковые войска закончили свой боевой путь), «Тураны» с лихвой хлебнули танкового горя.

Попробуем разобраться, что же это за танк такой – «Туран», и почему Венгрия во время Второй мировой войны, в отличие от многих других небольших стран, не удовлетворилась принятием на вооружение среднего танка иностранного производства, а в очередной раз принялась «изобретать велосипед».

Из чехословацких лёгких - в венгерские средние

Самобытное венгерское танкостроение опиралось на относительно высокоразвитую промышленность и талантливых инженеров-конструкторов вроде Миклоша Штраусслера. Тем не менее, несмотря на наличие отечественных разработок, первый серийный венгерский танк, «Толди», опирался в своей конструкции на шведскую машину L-60 .

Прототип шведского среднего танка Lago

Таким образом, в 1940 году, когда у венгров появилась потребность в среднем танке (а попытки получить немецкие машины оказались неудачными – Вторая мировая была в разгаре, и промышленные мощности Германии работали, в первую очередь, на нужды своей армии), они уже имели успешный опыт работы по организации производства танка на шведской базе. Вполне понятно, что одним из образцов, которые венгры рассматривали как основу для своего среднего танка, стала ещё одна шведская машина – танк Lago . Многие его узлы и агрегаты были унифицированы с уже освоенным в слегка модифицированном виде венгерской промышленностью L-60, что для быстрой организации производства было большим плюсом.

Ещё один вариант, который рассматривался венграми - итальянский танк M11/39. Доводом в пользу этого танка могло быть то, что значительную часть венгерского парка бронетанковой техники составляли итальянские же танкетки CV 3/33 и CV 3/35.

Однако на этот раз венгры взяли за образец детище чехословацкой танковой промышленности. В контексте чехословацко-венгерских отношений такой выбор мог показаться странным – отношения между странами были натянутыми. Венгрия считала Чехословакию неполноценным, искусственным государственным образованием и не теряла надежды вернуть утраченные северные земли. Однако в связи с известными мюнхенскими событиями Чехословакия в два этапа исчезла с карты Европы.

Венгрия частично утолила свои реваншистские амбиции, присоединив заселённый преимущественно мадьярами юг Словакии и Закарпатье. А в поле зрения венгерских танкостроителей попали два опытных чехословацких танка, Praga V-8-H (он же ST vz. 39) и Škoda Š-II-c (он же T-21), которые они отнесли к разряду «средних». Второму из них, работы по которому были почти завершены (начались ходовые испытания), и суждено было стать «прародителем» венгерских средних танков периода Второй мировой войны.

Венгерские военные и инженеры Института военной техники сошлись во мнении, что Т-21 является оптимальным выбором. Если с итальянским образцом были определённые проблемы со стороны поставщика, то в чём было преимущество чехословацкого танка перед шведской машиной – до конца не ясно. Существует мнение, что венгры посчитали его более простым в производстве.

Вполне возможно, что у венгров были и другие мотивы такого выбора – но с тем, что танк был действительно прост, спорить сложно. Т-21 был экспортным вариантом массового чехословацкого легкого танка LT vz.35 , который вермахт после захвата Чехословакии с удовольствием принял на вооружение. Простая подвеска на четырёх тележках была перенята у «Виккерса шеститонного» (вспомним, как подполковник Боронный в своём докладе про «Туран» писал: «ходовая часть по типу Т-26» - ещё одного массового «потомка» британского танка). Следует добавить, что зубцы и обода на ведущем и направляющем колёсах чехословацкого танка существенно уменьшали вероятность соскока гусеницы при резких поворотах и преодолении склонов, чем «грешили» советские Т-26. Ещё одним отличием чехословацкой подвески от советского аналога было наличие дополнительного катка между передней тележкой и направляющим колесом, который помогал преодолевать вертикальные препятствия.

Корпус Т-21 тоже был прост в производстве. Бронелисты толщиной от 8 до 25 мм крепились посредством уголков и заклёпок на стальном каркасе – что не внушало особых надежд с точки зрения снарядостойкости, но было гораздо проще сварки и литья. Существенным усовершенствованием по сравнению с LT vz.35 были сервоприводы управления – подполковник Боронный как раз и писал о лёгкости управления унаследовавшими их «Туранами». Вооружение у Т-21 и LT vz.35 было одинаковым – 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта. Разными были формы башен – у Т-21 она была восьмиугольной, с вращающейся командирской башенкой. Что касается двигателя, по разным источникам на Т-21 устанавливался либо 120 (как у LT vz.35), либо более мощный 240-сильный двигатель. Трансмиссия в носовой части корпуса машины состояла из 12-ступенчатой коробки передач с пневматическими сервоприводами и бортовых фрикционов. Экипаж Т-21 состоял из трёх человек.


Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-мм пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована
fotowow.io.ua

Немцы, которые с марта 1939 года заправляли на чехословацких заводах, обкатали Т-21 на полигоне в Куммерсдорфе, но на них танк не произвёл большого впечатления в силу устарелости конструкции, и они без лишних вопросов согласились передать Т-21 венграм. Самих немцев больше заинтересовал LT vz.38. Хотя венгры проявили интерес к Т-21 ещё в октябре 1939 года, до зимы танк испытывался в Румынии – там его тоже оценили и собирались принимать на вооружение как танк R-3. У румын, впрочем, что называется, «не срослось» - заключив контракт с фирмой Skoda Werke на производство 216 танков, они остались ни с чем - Германии самой были необходимы производственные мощности захваченных чешских предприятий.

Затем начались бюрократические проволочки – переговоры о поставке Т-21 венграм пришлось вести и со Skoda Werke, и с вермахтом, в распоряжении которого находился танк. В итоге в Будапешт его отправили только 3 июня 1940 года. Венгры устроили его испытания, в ходе которых танк без поломок прошёл 800 километров (это уже после заводских, вермахтовских и румынских пробегов), и 7 августа был подписан лицензионный контракт. Для производства была выбрана усовершенствованная версия чехословацкого танка, которая называлась Т-22.

Но история самого Т-21 на этом не заканчивается – став «прародителем» венгерского среднего танка, он отправился выводить из тупика итальянскую танковую промышленность. Столкновения в североафриканской пустыне самых современных танков Муссолини M11/39 с британскими «крусейдерами» показали полную их несостоятельность. Изношенный Т-21 прошёл сравнительные испытания с трофейным французским Somua S35 и новыми итальянскими М13/40 и M14/41 и показал лучшую управляемость при примерно равных прочих характеристиках. Единственным серьёзным недостатком, с точки зрения итальянцев, стало недостаточное охлаждение силовой установки.

Производство и модификации

Туран – степной регион за Каспийским морем, который был древней прародиной мадьяр до их миграции в Европу. Приняв на вооружение новую машину 3 сентября 1940 года под обозначением 40М, венгры позже добавили к нему это романтичное название. Заказ на производство 230 «Туранов» был получен четырьмя венгерскими заводами 19 сентября 1940 года, но задержки с поставками документации фирмой Skoda Werke привели к тому, что реально производство началось лишь весной 1941-го. Первый прототип венгерской постройки из неброневой стали был закончен только в июле – к этому моменту ещё не появившиеся серийно «Тураны» как средние танки уже можно было считать устаревшими. Только в апреле 1942 года серийные 40М вышли из ворот завода «Манфред Вейсс», а в мае они поступили в войска. Первое же боевое столкновение с участием венгерских танков произошло, как мы помним, в апреле 1944 года – в это время на Восточном фронте типичными средними танками были уже «Пантеры» и Т-34–85.

Что же могли им противопоставить 40М, известные также как «Туран I» или «Туран 40»?

Под руководством инженер-фирмы «Манфред Вейсс» в конструкцию Т-22 были внесены следующие изменения. Во-первых, было усилено бронирование – лоб башни и корпуса до 50 мм, борта и корма – до 25 мм, крыша – до 15 мм. На танк массой в 18,2 тонны установили венгерский 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью в 235 л.с. Запас топлива в 265 литров обеспечивал дальность хода до 165 километров. 6-скоростная планетарная коробка передач и планетарный механизм поворота управлялись с помощью пневматического сервопривода, который дублировался на случай поломки механическим. Достаточная энерговооружённость в совокупности с удобными и не требующими больших физических усилий органами управления придавали «Турану» неплохую подвижность и манёвренность. Скорость танка на твёрдом грунте составляла 47 км/ч. В целом по защищённости и манёвренности машина вполне соответствовала реалиям 1941–42 годов. Немецкие PzKpfw III и IV по этим параметрам были вполне сопоставимы с «венгром».

Но вот с основным вооружением всё было гораздо хуже. Вместо чехословацкой 37-мм пушки А3 на «Туран» установили более мощную 40-мм венгерскую 41М 40/51. По табличным данным бронепробиваемость этого орудия при угле встречи 30° бронебойным снарядом с дистанции 300 метров составляла 42 мм, с 500 метров - 36 мм, с 1000 метров - не более 30 мм. К моменту контрнаступления 2-й венгерской танковой дивизии у Коломыи такое вооружение среднего танка с известной долей условности можно было считать символическим. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту, боекомплект включал 101 бронебойный и осколочный снаряд. Чехословацкие пулемёты ZB vz.35\37 на «Туране» заменили на 8-мм 34/40AM Gebauer с боекомплектом в 3000 патронов. Экипаж танка состоял из пяти человек.


Экипаж венгерского среднего танка 40М Turan I, стоящий рядом со своей машиной на Восточном фронте
waralbum.ru

Командирская модификация танка с дополнительной радиостанцией, визуально отличающаяся от линейного танка штыревой антенной на кормовом бронелисте башни, получила название «Туран» R.K.

Венгры, столкнувшиеся с советскими танками на Восточном фронте, прекрасно понимали, что их средний танк устарел, ещё не сойдя с конвейера. Как мы помним, первые серийные «Тураны» начали поступать в войска только с мая 1942 года – а за год до этого, в мае 1941-го, уже рассматривался вариант перевооружения танка короткоствольной 75-мм пушкой 41М с боекомплектом из 52 снарядов. Внешне танк отличался более высокой башней и достаточно оригинальным бронированием противооткатных устройств на маске орудия.

Новый танк «потяжелел» до 19,2 тонн, что несколько уменьшило его скорость и запас хода.


Два венгерских средних танка 41M Туран II, брошенных на железнодорожной платформе недалеко от Вены
waralbum.ru

В мае 42-го (практически одновременно с поступлением в войска танков предыдущей модификации) был одобрен проект новых танков 41М (или «Туран II», «Туран 75»). Серийное же их производство было налажено только в 1943-м, когда и этот танк уже успел устареть. Его командирская модификация отличалась тем, что в ней устанавливались целых три радиостанции (R/4T, R/5a и немецкая FuG 16), антенны которых размещались на правой стороне башни. Вооружён такой танк был только курсовым пулемётом – в башне ни пулемёта, ни орудия не было, а вместо последнего устанавливалась деревянная имитация.


Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трёх радиоантенн на башне. Из вооружения сохранён лишь курсовой пулемёт; башенный пулемёт и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)
fotowow.io.ua

В 1944 году на «Тураны» стали навешивать комплект противокумулятивных экранов.


Боец Красной армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год
fotowow.io.ua

Дальнейшие эксперименты по усилению вооружения танка и его бронирования привели к созданию на базе серийного танка прототипа, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой в декабре 1943 года. Усиленное до 75 мм в лобовой проекции бронирование, новая башня со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой, противокумулятивные экраны и новое орудие увеличили массу 43М «Туран III» до 23 тонн. Значительно снизившаяся удельная мощность должна была существенно повлиять на ходовые качества машины, но информации об испытаниях машины не сохранилось. Советское наступление на территорию Венгрии и массовые бомбардировки промышленных районов положили конец непродолжительной истории развития «Турана». К лету 1944 года выпуск бронетанкового вооружения в Венгрии прекратился.

Что касается общего числа произведённых венграми средних танков, разными источниками оно оценивается в интервале от 424 до 459 танков, из них 139 машин было выпущено в модификациях 41М/43М («Туран II»).

Говоря о модификациях самого «Турана», следует упомянуть и о машинах на его базе. В январе 1943 года на вооружение было принято штурмовое орудие «Зриньи II» - вероятно, лучший образец венгерской бронетехники периода Второй мировой войны. Боевая машина с низким профилем и удовлетворительным бронированием (лобовой лист рубки – 75 мм) вооружалась 105-мм пехотной гаубицей с горизонтальными углами наводки +/-11 градусов и максимальным углом возвышения до 25 градусов. Боекомплект составлял 52 выстрела раздельного заряжания. Таких самоходок венгры успели выпустить 66 штук. «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности», который упоминался в начале статьи, не обошёл вниманием и эту машину:

«СУ „Зриньи“ имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам - малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою ».

Как штурмовые орудия «Зриньи II» вполне годились для поддержки пехоты, но как противотанковое средство в 1944 году они были уже малоэффективны.

Для этих целей под наименованием «Зриньи I» венгры разрабатывали на базе «Турана» 75-мм самоходное противотанковое орудие, вооружённое лицензионной версией немецкой пушки KwK 40. Выпуск этой машины ограничился одним прототипом по причине того, что наладить серийное производство орудия венгры так и не смогли. Впрочем, в некоторых источниках утверждается, что 4 серийных ПТ-САУ они всё же успели выпустить.

Путешественник во времени

Созданный на основе чехословацкого танка середины 1930-х годов, «Туран» к моменту появления на полях сражений Второй мировой превратился в своеобразного «гостя из прошлого». Если бы его подготовка к серийному производству не задержалась и венгерское командование не тянуло бы до последнего с его боевым применением, например, в 1941 году «Туран» стал бы грозным противником для советских Т-26, БТ-5, БТ-7 и Т-60. Но в апреле 1944-го он выглядел как наглядная иллюстрация к энциклопедической статье «Анахронизм». Полноценное разделение функций членов экипажа, хорошие средства связи, качественные немецкие приборы наблюдения, удобное управление, несомненно, были его плюсами – но из трёх главных для танка параметров (защищённость, вооружённость и манёвренность) только последний на заключительном этапе войны соответствовал объективным требованиям.


Танк «Туран II» с пехотинцами на броне буксирует грузовик

Попытки перенять немецкий опыт по перевооружению средних танков венгры предпринимали с изрядным опозданием – к тому моменту, когда в войска начали поступать танки «Туран II» с короткоствольными 75-мм орудиями, немцы уже перевооружали свои PzKpfw IV с таких коротких пушек на длинноствольные противотанковые. В итоге даже грамотные действия венгерских танкистов на морально устаревшей технике не приносили ощутимого результата. Летом 1944 года, например, 1-я венгерская кавалерийская дивизия, имевшая на вооружении танки «Туран», в составе группы армий «Центр» сдерживала наступление РККА в восточной Польше. Действия дивизии получили высочайшую оценку со стороны германского командования, но, потеряв все танки, она была выведена в тыл. При обороне Будапешта и в Балатонской операции венгерские танковые войска (1-я, 2-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии) прекратили своё существование, как и подавляющее большинство танков «Туран» в их составе.

Еще одной участнице Венгрии, как и Германии, Трианонским мирным договором запрещалось иметь, создавать и покупать тяжелую бронетанковую технику. Но уже весной 1920 года венгры тайно вывезли из Германии 12 танков «LKII».

Специально созданные комиссии так и не нашли никаких следов ни в одной из стран. Спустя 8 лет, уже открыто приобрели две английские танкетки «Carden-Loyd» Mark VI, 1931 году 5 штук итальянских «FIAT-3000».

Первая многочисленная партия была закуплена в Италии в августе 1935г. Под венгерским обозначением «35М» в войска поступили 25 танкеток «CV 3/33», а на следующий год еще 125 танкеток «CV 3/35» (37М).

После известных испанских событий 1936г, правительство Венгрии приняло экстренный план развития и модернизации вооруженных сил. Организации танковых войск отводилась важная роль. Планировалось оснастить армию легкими и средними танками. Хотя венгерская промышленность и конструкторы были в состоянии создать и производить собственные танки, правительство чувствовало приближение «большой» войны в Европе, со своим танком они могли и не успеть. В целях ускорения процесса выбрали производство по лицензии.

Танки Венгрии времен Второй Мировой войны

Для выбора выпускаемого танка в марте 1938 решили провести испытания между шведским Landsverk «L60B» и немецким Pz.lA. (обратите внимание, фактически выбирали между немецким и немецким танком). Как бы там ни было но для собственного серийного производства выбрали «L60B», что вполне естественно, ведь шведский танк по техническим и боевым характеристикам на порядок превосходил немецкий. Танк венгерского производства получил название 38М «Toлди». На базе «Toлди» в 1941 – 1942 г выпускалась зенитная установка «Нимрод».

Для среднего танка в 1940 году Венгрия приобрела в Чехословакии (читай в Германии) лицензию на производство недоработанного танка «Т-21». После целой серии доработок, например новой башни под новое орудие, с апреля 1942 года под обозначением 40М «Туран» танк начал серийно производится. Для выполнения первого заказа на 230 машин понадобилось два года. В 1943 – 1944 годах на базе танка «Туран» выпустили 66 полностью бронированных самоходок «Зриньи».

Были попытки создать и тяжелый танк, результатом которых стал построенный в 1944 г. опытный образец тяжелого танка под названием «Таш». Планировалось на его базе также выпускать противотанковую самоходку с 88-мм немецким орудием.

За годы венгерская промышленность выпустила всего около 700 танков и самоходок, для страны, которая принимает активное участие в военных действиях, этого было явно не достаточно.

Средний танк «Туран»

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком.из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 - 60 мм, бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8 - 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.

На фото вверху - массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре - автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу - броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе - сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения - +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

После оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1939 г. немцы провели тщательный учет всех чешских танков, как серийных, так и опытных, для того чтобы решить – какие из них вводить в состав вермахта и производить в дальнейшем. Варианты разрабатывавшихся чехами средних танков (в том числе наиболее «доведенный» Т-21) их не заинтересовали, поскольку были менее совершенны, чем Pz. III или Pz. IV. Тем не менее, танку Т-21 была суждена долгая жизнь в венгерской службе. Венгры, в 1939 г. получившие сведения о чешских танках, весьма заинтересовались ими, так как планировали дополнить свои бронетанковые силы более защищенной и вооруженной машиной, чем легкие танки Toldi. С разрешения немцев венгры приобрели лицензию на производство доработанного танка Т-21, получившего наименование 40M Turan. От прототипа он отличался установкой венгерского двигателя, радиостанции, несколько измененной башней и установкой полуавтоматического 40мм танкового орудия 41М (вместо 47мм чешкой пушки).

Принимая во внимание факт несоответствия танков Turan современной военной обстановке весной 1941 года появилось несколько проектов их модернизации. Вариант, рассмотренный в мае 1941 г., предусматривал установку 75-мм пушки 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Для этого пришлось увеличить высоту башни на 45 мм и изменить размеры командирской башенки.

Модернизированный таким образом танк визуально отличался оригинальной бронировкой противооткатных устройств орудия. После затяжного периода проектирования и испытаний танк был принят на вооружение в мае 1942 года под обозначением Turan II. Его серийное производство было развернуто в 1943 году.

Последняя модификация 44М Turan III появилась в декабре 1943 года и была связана с попыткой установки длинноствольной 75-мм пушки по аналогии с немецким танком Pz.IV Ausf.F2\Ausf.G. Параллельно предполагалось усилить броню лобовой части корпуса и башни до 80 мм, а также доработать башню путем установки надстройки со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой. Соответственно, масса танка Turan III увеличилась до 23 тонн, что при прежней мощности двигателя Turan-Z снизило удельную мощность с 13,5 до 11,3 л.с.\т.

В 1943 г. разрабатывался еще один проект САУ на базе танка Turan – 105 мм длинноствольная гаубица для стрельбы с закрытых позиций – близкое по конструкции к немецким САУ Grille и Hummel. Однако проект не вышел из стадии проектирования.

Поскольку танк 40М к 1942 г. явно устарел, а, с другой стороны, он был уже хорошо отработан промышленностью, было принято решение создать на его основе САУ в двух вариантах: противотанковом и штурмовом. Артиллерийская установка, в соответствии с венгерской традицией получила собственное имя – Zrinyi.

Изначально рассматривался вариант создания открытой штурмовой САУ со 105мм гаубицей, близкой по типу к немецким Sturmpanzer.

Но он реализован не был – военные приняли решение, что САУ, действующая в непосредственном контакте с противником, должна иметь полностью забронированное боевое отделение.

Первый прототип САУ 44М Zrinyi I начали строить в мае 1943 г. и завершили к январю 1944 г. Для него было выбрано шасси танка без каких-либо улучшений. Вместо башни была установлена низкая бронированная рубка (лобовая броня была увеличена до 100мм, бортовая и кормовая аналогично танку Turan), полностью закрытая со всех сторон, в которой устанавливалась 75-мм длинноствольная пушка MAVAG 43.M (длина ствола 43 калибра) с боезапасом 80 снарядов. Всего было построено 6 единиц противотанковых САУ.

Второй вариант САУ – 43М Zrinyi II, поступил на испытания раньше - в декабре 1942 г. На нем устанавливалось 105-мм орудие 40\43.М (длина ствола 20 калибров), эффективное не только против укреплений, но и против легких и средних танков. Толщина лобовой брони была немного меньше – 75 мм, но в остальном эта модификация не уступала 43М Zrinyi I. Этот вариант стал самым массовым типом венгерских САУ – произведено больше 100 машин. Как САУ поддержки пехоты машина показала себя неплохо, но как противотанковое средство (а в этой, несвойственной ей роли, САУ приходилось также выступить) в целом неудачно.


Последним танком, созданным в период Второй Мировой войны в Венгрии, стал опытный тяжелый танк Tas.
Танк начали проектировать в 1943 г., и в августе уже приступили к созданию опытного образца без башни. Корпус танка и башня были сварными, лоб корпуса имел толщину от 100 до 120мм, борта 50мм. Танк предполагалось вооружить 75мм длинноствольной венгерской пушкой 43М, позднее было решено остановиться на немецком 75мм орудии, аналогичном тому, что устанавливалось на танк Pz. V Panther. Венгры приобрели лицензию на производство этих пушек. С пушкой должен был быть спарен 8мм пулемет, а второй предполагалось расположить в корпусе. Новый мощный двигатель для этого танка был только в стадии разработки, поэтому на прототип установили спарку двигателей по 260 л.с., что обеспечивало танку массой 38 т. Скорость до 45 км/ч. Опытный образец с башней готовился к испытаниям, но был уничтожен в ходе одной из бомбардировок в 1944 г.

Существовал вариант макета танка Tas с башней похожей на башню на Pz. VI Tiger, для установки в нее 88мм орудия, однако более никаких подробностей об этом проекте неизвестно.

Вместе с танком Tas проектировалась и противотанковая САУ на его базе, вооружить которую планировалось 88 мм орудием KwK 36 или KwK 43 (стоявшее на Pz. VI Ausf. B «Tiger II») по другому проекту. Лобовое бронирование, установленное под хорошими углами, составляло по плану 120 мм. Однако, провал программы создания танка Tas похоронил и эту очень интересную по концепции САУ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: