Словарное богатство русского языка сообщение. Тема: «Словарное богатство русского языка

Словарное богатство русского языка.

Словарный состав русского языка исключительно богат и разнообразен. Так, в четырёхтомном „Словаре русского языка", изданном Институтом русского языка Академии наук СССР и охватывающем только общеупотребительные слова, их насчитывается более 83 000.

Каждое слово, входящее в словарный состав языка, имеет определённое значение. Например, слово договор означает „письменное или устное соглашение о чём-либо"; слово гирлянда - „сплетённые в виде цепи цветы, зелень, ветви"; слово добротный - „хорошо сделанный, обладающий большой прочностью", и т. д.

Слова могут обладать и несколькими значениями (такое свойство слова называется многозначностью). Например, слово зенит означает: 1) „наивысшую точку небесной сферы над головой наблюдателя": Солнце находится в зените. (Т. С), 2) „высшую степень чего-либо": Заполье находилось в зените своей славы. (М.-С); или слово день означает: 1) „часть су­ток": Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Поел.), 2) „сутки, промежуток времени в 24 часа": В январе тридцать один день. (Т. С), 3) „число месяца, посвященное какому-либо событию": Наташа праздновала день рождения. (Эр.), 4) „время, пора, период": Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (П.).

Чтобы хорошо владеть языком, необходимо отчётливо понимать значения слов и правильно употреблять их. Каждое неверно использованное слово может вести к неясности или искажению мысли. Например, слово гарцевать имеет в русском литературном языке значение „искусно ездить верхом", например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. (Р.) В следующем же предложении это слово использовано неверно: Ионыч гарцует на тройке с ленивым кучером на козлах. Неправильное употребление слова привело к серьёзному нарушению смысла предложения. Рассмотрим ещё один пример: Триумфом пьесы М. Горького „На дне" являются слова Сатина о человеке. Слово триумф значит „блестящий успех, победа", и использование его в данном предложении совершенно неправильно.

Проверь себя

Упражнение 1. Прочитайте и разберите примеры.

Определите, где слово картина имеет значение: 1) произведение живописи; 2) то, что можно видеть, представить в наглядных образах; 3) яркое словесное изображение чего-либо; 4) часть действия драматического произведения, требующая самостоятельной дикорации. 5) кинофильм.

1) Выставка картин московских художников прошла с успехом. (Газ.) 2) „Недоросль" сохранится навсегда в русской исто­рии и литературе как картина нравов русского дворянства. (Герц.) 3) Настроение в зале повышалось с каждым актом, с каждой кар­тиной. (Тел.) 4) Киностудии страны выпускают на экран несколько новых картин. (Газ.) 5) Я смотрел кругом, наслаждаясь дивной картиной вечера. (М. Г.)

Источник : “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы” Авторы: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. ст. 6-7.

Словарный состав современного русского языка очень богат. Русский язык располагает огромным количеством наименований предметов, явлений, признаков реальной действительности, позволяющих с предельной выразительностью и ясностью передавать тончайшие оттенки мысли.

Большую часть словарного состава языка составляет общеупотребительная лексика -слова, которые обозначают явления, жизненно важные для всех людей - носителей данного языка. К общеупотребительной лексике относятся названия важнейших предметов и явлений окружающей действительности (город, река, лес. гора), времен года (весна, зима,лето, осень), наиболее распространенных профессий(учитель, врач, строитель, инженер), действий (работать, говорить, смотреть), признаков (высокий, горячий, белый) и т. д.

Общеупотребительные слова стилистически нейтральны и используются преимущественно в своем прямом значении. Например, в следующем отрывке из рассказа К. Паустовского «Желтый свет» большинство слов принадлежит к общеупотребительным.

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет - неяркий и неподвижный - был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей - от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.

Щетникова Анастасия

Тема раскрывает содержание понятий "язык, речь, слово" и их значение в жизни человека. Особое внимание уделено разделу речи, изучающему выразительные и образные обороты, меткие и крылатые слова, называемые фразеологизмами. Рассмотрена история их происхождения и значение. Теоретический материал сопровождается презентацией, в которой наглядно представлены фразеологические обороты с разъяснением их значений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Словарное богатство русского языка. Фразеологизмы.

I. Великий и могучий – русский язык

Можно увидеть много удивительных вещей, созданных разумом человека: самолеты, ракеты, телевизоры, компьютеры и др. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык. Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. У языка есть своя жизнь, законы, правила, история. Язык помогает людям понимать друг друга при общении. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки: «от доброго слова язык не усохнет», «у языка костей нет», «человеческое слово стрелы острее», «живое слово дороже мертвой буквы» и др. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её образной и яркой. Русский язык - живой язык. Это великое сокровище народа, созданное на протяжении веков.

К. И. Чуковский назвал свою книгу о русском языке «Живой как жизнь». Родной язык надо беречь, не портить его грубыми словами, не искажать. Учеными установлено, что искажения в речи, неумение выражать свои мысли пагубно влияет на развитие мозга и мышления человека. Чем ярче и богаче язык, тем более развитой становится и личность.

Иван Сергеевич Тургенев дал завет последующим поколениям: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками… обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

Словарный состав языка постоянно изменяется. Какие – то слова исчезают, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось, какие – то слова появляются, чтобы назвать новые предметы.

Чтобы понимать друг друга, достаточно 4 – 5 тысяч слов. Хотя этого мало для выразительной и красивой речи. Словарное богатство языка создаётся не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов и выражений, которые имеют прямой и переносный смысл, многозначность, одинаковый смысл разных слов и разный смысл похожих слов, объясняет происхождение новых и устаревших слов, заимствованных у других народов, а также объясняет смысл ярких словарных сочетаний и оборотов. Этот раздел речи, изучающий словарное богатство языка называется лексика .

Понять, почему мы так говорим, всегда интересно. Изучение происхождения того или иного сочетания слов – увлекательное занятие.

II. Красиво говорить – красиво мыслить

Особое богатство языка и интерес представляет раздел речи, изучающий выразительные и образные обороты, меткие и крылатые слова, называемые фразеологизмами.

Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта и верований наших предков, реальные события далекого прошлого.

Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Они воспринимаются нами как естественный элемент речи, идущий от народа из глубины веков.

« Из глубины веков», «крылатые выражения » - это уже и есть фразеологизмы. Фразеологизмы – это украшение речи.

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Это значит, фразеологические обороты часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Например: намылить шею - проучить, зуб на зуб не попадает – мёрзнуть, зарубить на носу – запомнить, как в воду глядеть - предвидеть и другие.

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь образной, эмоциональной и колоритной.

Большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка – предка(пришло из старины).

Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало «топорная работа», от скорняков «небо с овчинку». Новые профессии дали новые фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение «зеленая улица». Успехи нашей страны в космосе способствуют возникновению фразеологизма «выйти на орбиту».

Другие фразеологизмы заимствованы из других языков. Например: Фома неверующий, соль земли, нести свой крест.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Первоначальный смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Например: бить баклуши – бездельничать возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан или баклуши(чурки для изготовления ложек), т.е. делать нетрудное дело.

Многие фразеологические сочетания создавались на основе пословиц и поговорок. Например: голод не тетка, рука руку моет.

Некоторые выражения пришли в язык из мифов, фольклора, литературных произведений. Например: ахиллесова пята, сказка про белого бычка, разбитое корыто, мартышкин труд.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: вольный казак - свободный, мокрая курица –размазня, недотепа.

У фразеологических оборотов есть синонимы и антонимы. Например: два сапога – пара и одного поля ягода(синонимы); засучив рукава и спустя рукава, заварить кашу и расхлебывать кашу(антонимы).

(Показ слайдов)

Заключение

Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой. Их изучение помогает глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним. Во фразеологии отражаются разные стороны жизни народа.

Установить время и место возникновения множества фразеологизмов трудно, поэтому существует лишь предположение о том, где они возникли и как.

Писатели видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности. Их привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление.

Образность речи с помощью использования фразеологизмов заставляет переживать сказанное сильней. Например: Документ, не имеющий никакой силы (филькина грамота), много получать, зарабатывать(лопатой грести), человек низкого роста(от горшка два вершка), человек, которого не обмануть(тертый калач), вносить неразбериху, запутывать(мутить воду) и другие.

Изучение фразеологии помогает развитию речи человека и повышению речевой культуры. Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Для глубокого изучения служат фразеологические словари .

Литература

  1. Бабайцева В,В., Чеснокова Л.Д., Русский язык. Теория 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Дрофа, 2006
  2. Жуков В.П., Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Прсвещение, 2008.
  4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Прсвещение, 2009.
  5. Ушакова О.Д., Почему так говорят. Фразеологический словарик школьника. – Санкт – Петербург, 2008.

1 вариант . Богатство речи

Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств:

Большой объем активного словаря,

Разнообразие используемых морфологических форм,

Синтаксических конструкций.

Оценочные слова "богатая" и "бедная" по отношению к речи применяют и ученые-филологи, и писатели, и литературные критики, и преподаватели. Они исходят из речевого опыта, что художественная речь, например, русских писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова - богатая, а по сравнению с ней речь газеты, конечно, бедная.

Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Например, "Словарь церковнославянского и русского языка", изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов, "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля включает более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков включил в "Толковый словарь русского языка" около 90 тыс. слов.

Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Много в нашем языке различных омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, которые делают нашу речь красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, то есть обладают экспрессией. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Вот пример речи выразительной, эмоциональной:

"Хотя Ниловне только сорок лет, она считает себя старухой. Она почувствовала себя старой, не пережив по-настоящему ни детства, ни юности, не испытав радости "узнавания" мира. Горький рисует её портрет Ниловны так, что в нем преобладают печальные, серые тона: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком... Над правой бровью был глубокий шрам... Вся она была мягкая, печальная и покорная". Удивление и страх -- вот что постоянно выражало лицо этой женщины. Печальный образ матери не может нас оставить безучастными..."

А вот берем с книжной полки сборник статей о передовых методах в сельском хозяйстве и читаем:


"Введение в севооборот бобовых культур, с которыми связана деятельность клубеньковых бактерий, а также создание необходимых условий для лучшего развития этих растений являются важными мероприятиями для накопления азота и обеспечения им последующих культур. Так, внесение фосфатных и калийных удобрений под горох увеличивает его урожай и, следовательно, способствует большему накоплению азота".

Эта речь лишена живости, эмоциональности, лишена живых красок, такая речь скучная и стандартная, построена из громоздких высказываний.

2 вариант

Лексика - это совокупность слов того или иного языка. Словарный состав русского языка (его лексическое богатство) насчитывает десятки тысяч слов. В словарных запасах воплощены процессы и результаты познавательной деятельности человека, отражено развитие культуры народа.

Человек не в состоянии знать все слова родного языка, но, чем богаче и разнообразнее его словарный запас, тем легче ему пользоваться языком, тем точнее, понятнее он может выражать свои мысли. Лексическая система русского языка изменчива, подвижна, динамична. Одни слова уходят вместе с той реалией, которую они обозначали, или заменяются другими (слово шея заменило «выю», рука - «десницу»). В нашей жизни появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет потребность в их назывании. Так рождаются новые слова.

Словарный запас русского языка обогащается разными путями, важнейший из них - словообразование, т. е. Появление новых слов путем конструирования их из имеющихся в языке морфем по известным моделям.

Широко распространен способ появления новых слов путем развития у уже существующих нового значения (семантическая деривация): слово ракушка стало обозначать гараж, баран - ручное сверло, башмаки - это еще и шины, словом челнок называют лицо определенного рода занятий и т. д. Определенная часть слов появляется в результате заимствований из других языков. Этот процесс очень активизировался в последние годы в связи с многочисленными зарубежными контактами. Примеры: ваучер, лизинг, брокер, клиринг, бартер, дилер, инвестиции и т. д.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексика - словарный состав языка.

Лексикология - раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.

Лексическим значением слова называется его смысловое содержание.

ГРУППЫ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

По лексическому значению

По происхождению

По употреблению в речи

Однозначные и многозначные слова: телефон, рукав (пальто, реки): синонимы: смелый, храбрый, отважный: антонимы: день - ночь:

омонимы: лук - огородное растение; лук - ручное оружие для метания стрел,

паронимы: адресат - адресант

Исконно русские слова. Некоторые их признаки: сочетания оро, оло, ере в эле. начальные сочетания ро, ло: начальные о, у: префиксы вз-, с-, вы-: хороший, берег, один, взвод. Заимствованные слова. Некоторые их признаки: первая буква а: есть буквы ф, э, сочетания кс, пс, ди-, -логия, нео-, соц-, -ция и др.: арбуз, флаг, кекс, нация

Общеупотребительные слова: солнце, дом, мама, дерево. Слова, ограниченные в употреблении:

Профессионализмы (октава);

Диалектизмы (бурак),

Жаргонизмы (борода - запутавшаяся часть лески);

Неологизмы (менеджер, риэлтор);

Устаревшие слова (кулек, авоська, лучина)

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Фразеологизм - средство именования, которое состоит из нескольких элементов (слов) и обладает устойчивым (постоянным) переносным значением: набрать в рот воды, делать из мухи слона, волчий аппетит, себе на уме, как снег на голову.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Аукцион известный

Рассмотрите таблицу. Какую группу словарного состава русского языка вы изучали ранее? Нибудь запишите примеры слов этой группы.

Какие группы словарного состава языка вы будете изучать? Проанализируйте материалы схемы: какие слова в каждой группе будут изучаться?

2. Ознакомьтесь с некоторыми признаками заимствованных слов. Найдите заимствованные слова в материалах таблицы. Подберите и нибудь запишите 1-2 примера заимствованных слов на каждый указанный в таблице случай.

3. Как вы понимаете смысл терминов профессионализмы, устаревшие слова, неологизмы? Сверьте правильном своего суждения с материалами § 4, 6.

4. Нибудь запишите, распределив по группам, профессиональные слова моряка, медика.

Швартовать, скальпель, камбуз, глазное яблоко, бахилы.

5. Нибудь запишите по группам слова, вышедшие из употребления, и слова, вошедшие в нашу речь недавно.

Спонсор, волость, получка, банкомат, человеческого, принтер, мобильный телефон, авоська.

6. Прочитайте в § 1 информацию о богатстве языка, заменяя словосочетание устойчивые выражения термин фразеологизмы. Объясните смысл данных фразеологизмов.

Во весь опор, не солоно хлебавши, семи пядей во лбу, как с гуся вода, как сыр в масле.

7. Нибудь запишите примеры фразеологизмов со словами нос, голова, глаза (очи).

8. Работа в группе. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

§4-5 Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова

27 Эксперимент

1. Прочитайте отрывок из повести Максима Горького «Детство». Какие слова были непонятны мальчику? Ознакомьтесь с темой параграфа и предположите, к какой лексике - общеупотребительной или ограниченной в употреблении - относятся эти слова. Свое мнение обоснуйте.

2. Прочитайте в словаре толкование слов и определите род занятий людей, которые работали в этом дворе.

Я очутился на дворе. Двор был неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпки, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:

Сандал - фуксин - купорос...

Словарь

Сандал - краситель, извлекаемый из древесины этого дерева, а также некоторых других деревьев.

Фуксин - синтетический краситель ярко-красного цвета.

Купорос - техническое название некоторых солей серной кислоты.

3. Сделайте словообразовательный разбор выделенного слова. Назовите способ образования. Докажите, что с помощью частицы не образовано новое слово. Для этого подберите к слову синоним или дайте толкование этому слову, то есть объясните его смысл. Разберите это слово по составу.

28 Анализ теоретического материала

1. В какой группе словарного состава русского языка рассматриваются общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова? (См. таблицу на с. 16.) Какие группы слов являются ограниченными в употреблении? Что бы о них знаете?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа. Отметьте, что нового вы узнали о словах, ограниченных в употреблении и общеупотребительных словах.

Основная часть словарного состава русского языка - это слова, которые употребляют все люди, говорящие на русском языке, независимо от места проживания, рода занятий, образа жизни.

Такне слова называются общеупотребительными: небо, земля, хлеб, веселый, добрый, говорит, смеяться, идти, один, два и т. д. Общеупотребительные слова уместны в любой речевой ситуации, в любом стиле речи, в письменной и устной формах речи.

Существует в языке также лексика, ограниченная в употреблении. К ней относятся диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы.

Слова русского языка, которые употребляются только бы речи жителей определенной местности, называются диалектными словами или диалектизмами: тремпель, тормозок.

Люди определенной профессии используют бы своей речи специальные слова. Такие слова называются профессиональными, или профессионализмами: глазное яблоко (мед.), плечевой пояс (мед.), башмак (техн.), форзац (полигр.).

В каждой науке есть специальные слова - термины, которые называют какое-либо понятие: склонение, квадрат, хромосома.

Люди, объединенные одной профессией, связанные общими занятиями, интересами, иногда употребляют в речи слова и выражения, заменяющие общеупотребительные слова. Такие слова называются жаргонизмами. Это своеобразная языковая игра, которая часто вызвана желанием создать «свой», понятный определенной группе людей, язык: нулевой («новый»), винт («винчестер», «жесткий диск»), хвост («задолженность по предмету»).

В произведениях художественной литературы слова, ограниченные в употреблении, выступают как дополнительное средство характеристики персонажа.

В каждой тематической группе-нибудь запишите по пять примеров общеупотребительных слов.

1. Пища: ....

2. Движение:....

3. Цвет....

4. Родственники:....

1. В каждой паре представлены профессиональные слова и жаргонизмы, называющие один и тот же предмет или явление. Как вы думаете, в какой ситуации общения неуместно употребление в речи жаргонизмов?

2. Выпишите из каждой пары только профессиональные слова

1. Саморез (винт, который сам нарезает резьбу) - клоп.

2. Процессор (центральное устройство компьютера) - проц.

3. Драйвера (в компьютере) - дрова.

4. Руль (машино) - баранка.

5. Пенальти (в футболе) - точка.

6. Желтая карточка (в футболе) - горчичник.

1. Прочитайте текст. Назовите профессиональные слова. На какую профессию героя они указывают? Предположите, когда, где, в каких условиях происходило действие, что ему предшествовало. Свое мнение обоснуйте. Правильном своего предположения вы можете проверить, прочитал рассказ М. Булгакова «Вьюга».

2. Спишите текст.

3. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Я не заметил, как оделся. Одевание было непростое: брюки и блуза валенки сверх блузы кожаная куртка, потом пальто, а сверху баранья шуба шапка сумка. В сумке кофеин камфора адреналин торционные пинцеты стерильный материал шприц зонд браунинг спичке стетоскоп.

4. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Словарь

Блуза - просторная верхняя рубаха, которую носят, не заправляя в брюки: свободная женская кофта, которую носят, выпустив поверх юбки.

Нибудь запишите лингвистические термины, которые вы используете на уроках русского и украинского языков.

Образец. Имя прилагательное - прилагательное.

33 Диктант по памяти

1. Прочитайте текст.

2. Укажите слова, ограниченные в употреблении. С какой целью автор вводит в текст жаргонизмы?

Пальто

Стерильный

3. Составьте пунктуационные схемы предложений. Нибудь запишите текст по памяти, строя предложения в соответствии с составленными пунктуационными схемами.

Осенью охотники жаловались, что зайцы куда-то пропали. Пришел следопыт Родионыч и сказал: «“Синий лапоть весь лежит под кучами грачевника».

Охотники у нас зайца называют «косым чертом», а Родионыч эго всегда называл «синим лаптем». Конечно, заяц на черта похож не больше, чем на синий лапоть. Да и синих лаптей на свете не бывает...

По Г. Пришвину

4. Выпишите слова, в которых все звуки мягкие. Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

Словарь

Грачевник - мелкий хворост.

1. Восстановите последовательность предложений в тексте.

Можно ли понятий смысл текста, не зная школьных жаргонизмов? С какой целью автор вводит их в художественный текст?

2. Спишите восстановленный текст.

Да, я учился в классе «Б», - сказал папа гордо.

Папа, ты «ашка» или «бэшка»? - спросил я. - Вот я «ашка», и мама тоже в школе была «ашкой», а ты, наверное, «бэшка».

Но потом я перешел в «А», - поспешил добавить папа.

Так вот оно что. И почему я не поинтересовалась этим до свадьбы? - засмеялась мама.

К. Драгунская

3. Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте. Определите инициатора общения.

1. Прочитайте текст. Укажите в нем диалектные слова. С какой целью автор вводит их в художественный текст?

2. Понятен ли текст, в котором употреблено много диалектных слов? Можете ли вы объяснить их значение?

3. Составьте письменно 2 вопроса к тексту, начинающиеся со слов почему, что. Обменяйтесь вопросами и нибудь запишите ответы на них.

Что на завтрак. Матрена не объявляла, да это и так догадаться было легко. Картовый необлупленная, или суп картонный. Так выговаривали все в деревне.

Я безропотно съедал все наваренное мне. У меня не хватало духу упрекнуть Матрену. В конце концов она сама меня предупреждала: «Не умемши, не варемши - как утрафишь?»

Спасибо, - вполне искренне говорил я.

Ну, а к ужоткому что приготовит? - спрашивала она.

К ужоткому значило - к вечеру. Что я мог заказать к ужоткому? Все из того же. Картовый необлупленная да суп картонный.

По А. Солженицыну

4. Разберите выделенное слово по составу.

1. Спишите высказывание А. Пушкина. Объясните его смысл. Подчеркните все члены предложения. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания.

Изучайте значение слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений.

2. Используя приведенные ниже элементы предложений, передайте разными способами смысл высказывания.

1. Многих конфликтов можно было бы избежать, если бы....

2. Надо вдумываться в смысл слов, чтобы....

3. Люди лучше понимали бы друг друга, если бы....

4. Понимание смысла слова позволяет... .

3. Нибудь запишите одно простое и одно сложное предложения. Охарактеризуйте их по цели высказывания.

Проворьте свои знания

Восстановите определение.

1. Общеупотребительными называются слова, которые....

2. Диалектизмы - это....

3. Профессиональные слова используются....

4. Жаргонизмами называются слова, которые....

Вариант 1.1. Спишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

2. Выпишите диалектизмы и напишите рядом с ними их литературные аналоги.

Теперь я увидел крохотный базарец. По раны единственная жен..щина стояла там. т..ргуя м..л..ком. Я взял бутылоч..ку, стал пить тут же.

Меня поразила ее речь.. . Она не г..ворила, а нап..вала умильно, и слова ее были то самые, за которыми пот..миновала меня тоска из Азии.

Пей, пей с душою желанной. Ты, тайком. пр..езжий.

А вы откуда? - просв..тлел я.

М узнал, что не все вокруг торфоразработчики, что есть за полотном железной дороги-бугор, а за бугром - д..ревня, а д..ревня эта - Тальново. А дальше целый край идет д..уровень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, вот железной дороги подале, к озерам.

Л. Солженицын

Вариант 2. Расспросите своих родственников и знакомых, какие профессиональные слова и жаргонизмы используют они в своей речи. Нибудь запишите примеры

профессиональных и слов жаргонизмов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: