Славянские боги и рождение руси. Коляда (мифология)

6 263

(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог Коляда — Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло- древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии (Перуна сияние) его почитали под именем Митра (Мини –минимальное, т- то, Ра – сияние). Колядки празднуются с дня зимнего солнцестояния, когда день «на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е. укороченой). Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений:

«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: — Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды — рождение юного бога света и тепла.

Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога).

Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней.

Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты.

Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб бе­регли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

1. А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
«По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. ……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.

У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.
Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat — благословлять дома…..
Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год…. . Наконец от слова колядование произошло слово «колдование».
Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом боге, боге празднеств. ….

Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году….

Профессор Снегирев говорит (См. Русс.. Прост, празд. и суев. обряды. Вып. 11, 1837 г., стр. 29) что под Москвою был обычай называть сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас - не знаем.
Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ея имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: „Шла Коледа из Новогорода»-… и проч…..

Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам.
Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора - личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня (вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации).

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем.

В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.
В Торопце Псковской губернии святки слывут «Субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.
Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины (Карамз, И.Г.Р.т.9, 2 издание)

Петр любил, святочные игрища, в которых сам принимал, участие, как было выше нами замечено. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.

Гадание. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью.»

Бог Коляда помогает жрецам и воинам. На многих изображениях он вооружен мечом, при этом острие его клинка направляется вниз. Это имеет глубокое значение: бог не стремится воевать, а хочет сохранить божественную мудрость и древние традиции предков. Поэтому он призывает всех следовать законам, установленным богами.

Каждый год в день зимнего Солнцестояния наши предки праздновали менари — день перемен, посвященный славянскому богу Коляде . В этот день мужчины одевались в звериные шкуры и в таком виде ходили по дворам односельчан. Они и были первыми ряжеными, еще их называли дружиной Коляды. Эти люди пели песни, в которых прославлялся их бог-покровитель, и водили хороводы вокруг больных. Древние славяне верили, что такой ритуал способствует скорейшему исцелению.

История праздника Менари имеет мифологические корни. В древние времена из Пекла (царства смерти) были освобождены люди, которые вернулись к своим очагам и были радостно встречены сородичами. Чтобы вернувшихся не забрала нечисть, от нее стали откупаться разными дарами. Так и пошла традиция каждый год отмечать день перемен, который и стал широко известен как Коляда. Люди стали наряжаться в разных чудовищ и ходить по дворам. Не желая их пускать, хозяева откупались печеньями и сладостями. «Чудища», не в силах вытерпеть чужую радость и счастье, уходили от щедрых людей.

За праздником Коляды следовала неделя для воспоминаний о предках. В это время было принято вспоминать людей, так и не пришедших из Пекла. Тогда же Перун ходил по всей Земле, уничтожая всю нечисть и очищая от нее мир.

Согласно древним знаниям, Коляда появился в 7 тысячелетии до н.э. Он должен был предотвратить духовное вырождение человечества. Для этого он собрал 60 жрецов от разных племен и начал обучать их уже почти забытым ведическим знаниям. Его божественное откровение поведало людям о существовании Великого Коло (Круга) Сварога. Он сообщил им о существовании дня и ночи и оставил календарь. Даже в его названии легко прослеживается этимологическая связь с богом — «Коляды дар». То есть главным подарком бога стал его рассказ людям о законах движения времени, прошлом, будущем и настоящем.

Символ бога Коляды — — был очень далек от современного способа исчисления времени. В его основе была 16-ричная система, год состоял из 9 месяцев, неделя - из 9 дней, а в сутках было 16 часов. При этом час в переводе на наше время составил бы полтора часа, делился на доли, мгновения и миги. Самым мелким временным отрезком был сиг. От этого корня впоследствии и появилось слово «сигануть» — то есть практически телепортироваться (существуют предания, что наши предки обладали такой способностью).


Информация из Википедии

Коляда - дохристианский славянский праздник 21 декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками (Ср. лит. Kaledos - Рождество). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение с использованием шкур, масок и рогов).

1. Этимология
Слово Коляда представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae) (от calo "взывать") именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство. Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских.
2. Коляда на Украине
В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь несомненно разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств - черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых - Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о "щедром", богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику. Начинает Колядки Оусень(Овсень) то есть Осень(совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, кот. подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.
Коляда - бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Накануне дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний в зверей, чертей и прочей нечистой, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда - божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи.
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже - после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
3. Коляда в других странах
Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа - кольедари, под Новый год - васильичари; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 8 лет).

Книга Велеса тоже не сможет нам помочь в отыскании смысла Бога Коляды. Вот отрывок из моей книги «Тайны астрофизики и древняя мифология» посвящённой описанию Триглавов.
В главе «Прославление Триглава» книги «Свято-Русские Веды. Книга Велеса.» , изданной Асовым, приведен список общих Триглавов, число которых составляет 72. Это число, умноженное на 360, дает период прецессии земной оси. Двенадцать богов, использованных Асовым, входят в первую треть общих Триглавов, общим числом 24, составляющих наиболее известных богов славянского пантеона. Вторую половину из этих 24 богов составляют 12 славянских месяцев. Перечесление Триглавов начинается с прославления главного Триглава (Сварога–Перуна–Святовита):

«И вот начните
во-первых, – главу пред
Триглавом склоните!
…Сварог – старший Бог Рода Божьего
И Роду всему – вечно бьющий родник…

И Громовержцу – Богу Перуну,
Богу битв и борьбы говорили:
“Ты, оживляющий явленное,
Не прекращай Колёса вращать!”

И Святовиту мы славу рекли,
…Ведь Святовит – это Свет.
Видели мы через Него Белый Свет.
…Ибо тот Бог – Землю с Солнцем носил,
И звёзды держал,
И Свет крепил.
…Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
Ибо тайна великая есть:
Как Сварог, Перун –
Есть в то же время и Святовит».

«…Хорс и Велес, Стрибог,
Затем – Вышень, Леля, Летеница,
Затем Радогощь, Коляда и Крышень,
Каждый – едва ли не Вседержитель

Следом идут Сива, Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, а также Купала,
И Сенич, и Живич, и Венич,
И Зетрич, Овсенич, и Просич,
И Студич, и Ледич, и Лютич».

Коляда здесь идёт в ряду второстепенных Триглавов. В 2003 г. вышла книга «Славянские Веды», изданная А. Асовым. В предисловии С.И. Верковича к книге, вышедшей в 1874 г. сказано:

Это чудесный и преважный памятник, в котором сохранились воспоминания о начальной цивилизации рода людского и который по важности своей превосходит все известные древние памятники, не исключая саму Санскритскую Веду.

Центральную роль в легендах «Славянских Ведах» играет Коляда. Почти треть книги посвящена Коляде, являющимся одним из богов главного Триглава юго-западных славян.
Вот отрывок из легенды «Таинства Колядова дня»:

Там же царь дары давал
Богу требы воздавал
Богу подносил монеты,
Три дуката дал заветных.

Первым Вышню жертвовал,
Коляде второй подал,
Третий Богу Белому воздавал.

«Славянские Веды», содержат устные предания македонских и фракийских болгар-помаков, записанные Верковичем. В легенде «Рождение Коляды» так говорится о Злате Майе и о рождении Коляды:

…Злата Майюшка застонала,
затужилась, заметалась,
а после рассмеялась,
и так она породила
малое дитя, млада Бога,
Бога Коляду пресвятого.

Явилось дитя с чудесными
Знамениями и предвестиями;
И лик Его – Солнце Красное,
И в руках его Книга Ясная.
Златая Книга, прекрасная,
И на Книге той звёзды частые!
И чудо тогда совершилося,
На небе диво явилося.
И зрели люди по всей земле:
В заоблачной звездной мгле
Звезда горит и ярится –
Ясная звезда Зорница.

Запомним, прежде всего, Коляда – это звезда Зарница. В этой Златой книге провозглашались славы Богу:

Мы приносим, взывая к небу,
Три златых алтына, как требу.
Первый золотой – Вышню Богу,
А второй Коляде,
Третий золотой – Белбогу!

Кроме того, в этой книге так описывается появление Божьего Вестника, извлекшего из камня родник:

И тогда садились перед ней,
тридцать царей,
тридцать королей.
И в пещере они сидели,
Ничего еще не узрели,
И не видали, не слыхали,
Чудо-чудное ожидали.
Вдруг перед ними диво явилось,
Будто солнце с неба скатилось,
И пещера вся озарилась.
То пришел и. рассеяв мрак,
Божий Вестник явил свой знак,
Бил златым жезлом по скале,
Молнией сияя во мгле.
Бил по камню он что есть сил,
И тот камень озолотил.
И тотчас в том камне возник
Со водой студеной родник.

Интересно описание некоторых проявлений этой звезды, лик которой блистает и согревает:

Рождается Бог Коляда на земле!
Малое дитя, младой Бог!
И будет расти не по дням –
Он будет расти по часам!
Затем пойдут по земле,
Придут к тебе – млада Дева,
С ней явятся девять вил –
Все девять Юд-Самовил!

Узнают, что лик твой блистает!
Он солнцем ясным сияет –
Блистает и согревает!
Коса Твоя озлатилась,
Брада посеребрилась!

Вышний бог осерчал, что Дивский царь, Черный король решил убить молодого Бога Коляду и Богу Сиве сказал:

О Сива! Мой Сива!
Злат Камень держу я!
И в Камешке том, Святом-Золотом,
Сокрыт свят гром,
Злат гром!
Сей камень я дам,
Тебе подам,
Его Ты метай,
К горам у Дуная…
И пусть также Сурова Ламия
На поле сойдет
Его сотрясёт…
Но Вышний тот камень не передал,
Ещё его не бросал,
Как Бог Коляда над той горой,
Повесил Златую Цепь
От гор Святых к небесам…

Эти отрывки из «Веды славян» вызывают ассоциации со сказками Пушкина, не исключено, что именно аналогичными сказаниями он пользовался при сочинении своих произведений. «Золотою цепью» именовали славяне свои своды сказаний, у Пушкина кот учёный ходил по золотой цепи, рассказывая сказки, есть золотая зепь и в сказаниях о Зевсе. Но данный фрагмент показывает, что золотая цепь имела, возможно, и вполне материальный прообраз, связанный с явлением звезды Зорницы.
Здесь уместно вспомнить о других необычных проявлениях этого небесного явления отражённых, в других мифах. Младая Дева с крылатыми Вилами снова возвращают нас к «Книге Велеса» с птицей Матерь Сва.
«Книга Велеса» древних славян начинается такими словами: «Вот прилетела к нам Птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо Ее – иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи как днём, и поёт Она песни о битвах и междоусобицах». В Прославлении то же описано более подробно:

«И вот Матерь Сва бьет крылами
По бокам Своим с двух сторон,
Как в огне, вся сияя светом.
И все перья Её – прекрасны:
Черемные, синие, рыже-бурые,
Желтые и серебряные,
Золотые и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
Летает по солнопутью,
И так же сияет седьмой красотой,
Завещанной от Богов.

И Перун, увидев Её, возгремит
Громами в том небе ясном.
И вот это – наше счастье.
И мы должны приложить все силы,
Чтобы видеть,
Как отсекают
Жизнь старую нашу от новой,
Так точно, как рассекают
Дрова в домах наших огнищанских».

Это явление, – с нашей точки зрения, есть необычайно яркая вспышка Сириуса, которая аналогична легенде об Исиде, богине звезды Сириус Древнего Египта и легенде о Сириусе-Тиштрии Авесты, получило разное название у разных народов, населяющих Восточноевропейскую равнину. Разные боги носили имя этого явления, но наиболее почитаемым у западных славян был бог Световид (Священный свет). Для него строились особые храмы, состоящие из двух помещений. Одно было окружено пурпурною стеною, в другом находился деревянный идол Святовида, с четырьмя ликами, смотревшими на четыре стороны света.
На каменном идоле, найденном на русско-австрийской границе на реке Збруч, рог в руке Световида с вином означал изобилие, по сохранности вина в роге гадали о том, насколько изобильным будет год. Меч в руках Световида обозначал его как бога защитника и покровителя славян. Световиду посвящали белого коня, на котором он побеждал неприятеля. Он также был изображен на идоле. Сам конь являлся объектом гаданий об исходе войны. Один из ликов идола держал в руке «солярный» знак, представлявший из себя шестилучевую звезду в окружности.
Прекрасное перо бросает огненная птица Гаруда (аналог птицы Матерь Сва – Матаришван и Гарутман в Ригведе, об этом далее) в ответ на громовую стрелу Индры, аналоге Сириуса-Тиштрии в Ригведе, утверждая, что этим пером может поднять поднять Землю, Океан и самого Индру.
В древнеегипетской легенде о Горе Бендехском именно Гор, сын Исиды, в образе Крылатого Солнца участвует в битве с Сетом в образе змея, издающего громовой звук. Возможно, все эти описания являются отражением в мифах видимого с Земли сброса оболочки красного гиганта Сириуса В в виде планетарной туманности, которая впоследствии перетекла на Сириус А.
Явление Коляды в «Веде славян» противоречиво. С одной стороны,

И три года Коляда по земле ходил,
Тех юнаков и юниц вере Он учил…

Три года также шли тридцать царей к Чёрному царю, чтобы сказать

Мы пришли от края земли,
И от края земли, от моря,
Где нет ныне скорби и горя,
Где звезда три года сияла,
Что нам путь в ночи указала.

С другой стороны, Коляда после трёх лет проповедей среди юнаков и ариев-париев, которые, судя по всему, не очень к нему прислушивались:

И чтобы учил он париев,
Всех тех отверженных ариев,
Чтобы в грех они не вводили
И Вышнего не гневили…

А затем к горам летел,
У святых даров сидел…
Он три дня там жил,
Набирался сил,
И тут Вышний Бог цепь к дарам спустил.
Коляда пошёл к дарам,
И поднялся Сам
В горницу небесную,
Чтобы сесть одесную,
Рядом с Матерью Златой,
Божьей и святой.

Упоминание в «Веде славян» ариев и париев (парсов) указывает на то, что источником этих сказаний были предания не позднее середины II тыс. до н. э., когда предки арийцев двинулись из причерноморских степей сначала в Персию, а затем и в Индию. Возможно противоречия «Веды славян» происходят из борьбы различных сказаний как македонских, фракийских и болгарских славян, так и ариев, париев и тех племён, которые были под властью чёрного Дивского короля (Чернобога). Возможно также, что эти сказания оказали прямое влияние и на составителей «Нового Завета», во всяком случае, между Колядой и Златой Майей, с одной стороны, есть много параллелей с Христом и Богоматерью, с другой стороны.

– Бог Молодого Солнца, Бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года. Есть несколько версий происхождения имени Бога Коляды:

  • Этимологический словарь славянских языков определяет происхождение слова «Коляда» от названия обряда, связанного с началом года;
  • Происхождение от слова «колед», что значит «вокруг идущий», либо от слова «коледа», т.е. «круговые яства» (версия Дмитрия Щепкина);
  • Пётр Бессонов считает, что имя Коляда произошло от слова «колода» и связано с традицией сжигания пня во время празднования Коляды;
  • По версии Николая Костомарова, «Коляда» происходит от «Коло», что означает круг.

Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость, воплощение Вышнего Бога, Бога, направляющего людей по дороге Прави. С его приходом связывают не только свет солнца, которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния, но и свет мудрости, знаний.

Согласно славянской мифологии Бог Коляда рожден Майей-Златогоркой , первой супругой Даждьбога . Майя-Златогорка ушла в Навь, не выполнив своего предназначения, не родив ребенка, который станет новым воплощением Вышнего Бога. Тогда Род-Творец попросил Макошь изменить судьбу Златогорки, Вий дал разрешение на время вернуть её душу в мир Яви, а Велес принес Даждьбогу кольцо, способное повернуть время вспять. Так вместе Боги всё уладили, чтобы мог появиться на свет Коляда, Бог Молодого Солнца.

Майю-Златогорку Боги спрятали в пинежских пещерах, чтобы силы Хаоса не помешали ей родить Бога Молодого Солнца. Помогала Златогорке Жива , Богиня Лета. В свой срок родила Златогорка двух детей: Коляду, Бога Зимнего Солнца и Авсеня , Бога Осеннего Солнца. Так и повелось с тех пор, что всюду следуют они друг за другом.

Когда пришла пора Майе-Златогорке вновь уходить в Навь, её детей Коляду и Авсеня передали Хорсу , Богу Солнечного Диска. Так и вырастил Хорс вместе со своей женой Зарей-Заряницей двух юных солнечных Богов.

Легенды и мифы о славянском Боге Коляде

Славянский Бог Коляда недаром рожден в самую длинную ночь. Славянские мифы рассказывают, что Боги решили повернуть время вспять, чтобы смог родиться Коляда, потому что боялись, что люди свернут с пути Прави. Даже Темные Боги помогли рождению Коляды, потому что задача мира Нави - отделять Явь и Правь от Хаоса, стремящегося захватить мир.

Особо почитают Коляду волхвы. По легенде Молодой Бог Коляда собрал 60 волхвов из разных народов и передал им знания о том, как следовать пути Прави. Коляда же научил людей исчислению времени, благодаря чему они смогли чуть дальше заглянуть в будущее, перестали жить одним днем и начали задумываться о результатах своих поступков в далеком будущем.

Оберег – символ Бога Коляды

Самый известный символ Коляды – Колядник . Этот же знак изображен на славянских Резах Рода, обозначая Бога Коляду. Колядник – свастический знак с восьмью лучами, вращающимися посолонь, а хвостики лучей в это время загибаются противосолонь. Символ Колядник носят, чтобы уберечься от неудач и бедствий, привлечь достаток, добиться успехов в работе.

Другой символ Бога Коляды – Черное Солнце. Этот оберег обозначает солнце мира Нави, потому что мать Коляды вернулась из мира Нави и сам Бог Зимнего Солнца проводит там часть года. Такой символ встарь носили только волхвы, сейчас его может носить любой взрослый человек, но только хорошо осознавая силу знака Черное Солнце.

Атрибуты Бога Коляды

Явление природы Зимнее Солнцестояние

Геральдика, предметы – бадняк (сухое дерево или пень, сжигаемое на праздник Коляды), изображение солнца.

Треба (подношение) – козули (особое обрядовое печенье, которое выпекают к празднику Коляды), зерно, каша.

Коляда – Бог-Покровитель

Как Бог-Покровитель, Коляда выбирает людей, схожих с ним характером. Часто это Ведающие, те, кто стремится к знаниям. Те, кому близок Коляда, люди спокойные, выдержанные. Они следуют строгим принципам, стремятся не отступать с пути Прави. Часто такие люди строги к окружающим не менее, чем к самому себе. В то же время, они редко ярко выказывают свое недовольство поведением других людей. У таких людей хорошее чувство времени: они умеют равномерно распределить работу, построить планы так, чтобы успеть всё задуманное.

В характере тех, кому близок Коляда, есть такие качества :

  • Принципиальность;
  • Выдержка;
  • Практичность;
  • Любовь к одиночеству;
  • Постоянство в привычках;
  • Верность;
  • Стремление помочь другим людям.

Коляда в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Коляды символ Колядник, о котором мы писали выше.

Номер Резы – 34.

Реза Коляды приходит в гадании, когда для Спрашивающего наступает период активных действий. Именно сейчас можно многое сделать, чтобы улучшить жизнь, укрепить свое положение. Когда отвечает Реза Бога Коляды, нельзя медлить и сомневаться, нужно действовать.

Со славянским Богом Колядой связаны обряды, которые традиционно проводят на праздник Зимнего Солнцеворота. В это время проводят один из четырех готовых солнечных обрядов защиты дома, семьи, всего нажитого человеком.

Подробнее о значении Резы Бога Коляды в гадании в статье «Реза Рода Коляда».

Праздники, где чествуют Коляду, Бога Славян

Зимнее Солнцестояние – время рождения Коляды, Бога Молодого Солнца. Зимнее Солнцестояние – плавающая дата, приходится на 20-22 декабря . Всегда можно узнать точную астрономическую дату и время праздника.

Традиционно в ночь Солнцестояния праздновали Коляду только волхвы. Миряне празднуют Коляду 25 декабря , когда Зимнее Солнце уже начинает прирастать.

Бог, который имеет множество имен: сербские имена Каледа и Колодий , латинское имя Calenda, персидские имена Кадм и Калёнда. Коляда – это богжество, которое подарило своим Родам Календарь (в переводе означает «Коляды Дар»), а также передал свои Мудрые Веды. Языческий бог Коляда является покровителем всех земледельцев. «Коло» - это древнейшее название солнца, поэтому слово «Коляда» в переводе означает «Круглый».

Почитали славянского бога за его щедрый подарок людям – Календарь. До этого славяне использовали круголет Числобога. Славянское Лето разделялось на три периода: Весна, Зима и Оусень. В каждом времени года имелось по три месяца, поэтому в году было всего 9 месяцев. После ввода григорианского календаря, в году появилось ещё одно время года, и месяцев стало 12. Тем не менее большой разницы между старым и новым календарем не было. Каждый месяц по старому календарю насчитывал 40 дней, поэтому год состоял из 360 дней.

Коляда бог славян, который подарил им не только эффективную систему вычисления времен года, но и считался великим богом, который сеял мир между народами, дабы те жили в полном согласии. Именно поэтому почитали славяне бога Коляду не только в установленные для этого дни (с 21 по 25 декабря), но и после битвы между враждующими племенами.

Славянский бог Коляда относили к солнечным божествам. Считалось, что он является сыном бога Даждыбога – главного бога солнца. Коляда же – это самое малое олицетворение Даждыбога, Солнце-Младенец. Поэтому его праздник выпадает на день, когда солнце почти не видно и тепла от него исходит очень мало – время зимнего солнцестояния. После зимнего солнцестояния солнце поворачивает в направлении лета, и с этого момента оно прибавляет свою силу.

Коляда – это молодое божество, молодое солнце, которое сменяет в праздник старое солнце. Он сильный и ретивый, всегда готов противостоять зиме. В летописях Коляду изображают в виде младенца, фактически новорожденного. Поэтому его рождение и отмечают большим праздником, который в народе так и прозвали – «Праздник Коляды».

Стихотворения, которые принято считать колядками – это некие древние заклинания, которые приносят людям, услышавшим их счастье и уют в дом, мир в семье и окончание вражды между близкими людьми. Обязательно за колядку нужно вручить подарок, так как скупым людям предрекалось в будущем разорение. Читали колядки в разных нарядах: в костюме козы, медведя, оленя, зайца, коровы и т.д. Все эти перевоплощения были символом плодородия.

Бог Коляда и древний Славяно-Арийский Праздник в Его честь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: