Забытые боги древних славян. Коляда

– Бог Молодого Солнца, Бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года. Есть несколько версий происхождения имени Бога Коляды:

  • Этимологический словарь славянских языков определяет происхождение слова «Коляда» от названия обряда, связанного с началом года;
  • Происхождение от слова «колед», что значит «вокруг идущий», либо от слова «коледа», т.е. «круговые яства» (версия Дмитрия Щепкина);
  • Пётр Бессонов считает, что имя Коляда произошло от слова «колода» и связано с традицией сжигания пня во время празднования Коляды;
  • По версии Николая Костомарова, «Коляда» происходит от «Коло», что означает круг.

Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость, воплощение Вышнего Бога, Бога, направляющего людей по дороге Прави. С его приходом связывают не только свет солнца, которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния, но и свет мудрости, знаний.

Согласно славянской мифологии Бог Коляда рожден Майей-Златогоркой , первой супругой Даждьбога . Майя-Златогорка ушла в Навь, не выполнив своего предназначения, не родив ребенка, который станет новым воплощением Вышнего Бога. Тогда Род-Творец попросил Макошь изменить судьбу Златогорки, Вий дал разрешение на время вернуть её душу в мир Яви, а Велес принес Даждьбогу кольцо, способное повернуть время вспять. Так вместе Боги всё уладили, чтобы мог появиться на свет Коляда, Бог Молодого Солнца.

Майю-Златогорку Боги спрятали в пинежских пещерах, чтобы силы Хаоса не помешали ей родить Бога Молодого Солнца. Помогала Златогорке Жива , Богиня Лета. В свой срок родила Златогорка двух детей: Коляду, Бога Зимнего Солнца и Авсеня , Бога Осеннего Солнца. Так и повелось с тех пор, что всюду следуют они друг за другом.

Когда пришла пора Майе-Златогорке вновь уходить в Навь, её детей Коляду и Авсеня передали Хорсу , Богу Солнечного Диска. Так и вырастил Хорс вместе со своей женой Зарей-Заряницей двух юных солнечных Богов.

Легенды и мифы о славянском Боге Коляде

Славянский Бог Коляда недаром рожден в самую длинную ночь. Славянские мифы рассказывают, что Боги решили повернуть время вспять, чтобы смог родиться Коляда, потому что боялись, что люди свернут с пути Прави. Даже Темные Боги помогли рождению Коляды, потому что задача мира Нави - отделять Явь и Правь от Хаоса, стремящегося захватить мир.

Особо почитают Коляду волхвы. По легенде Молодой Бог Коляда собрал 60 волхвов из разных народов и передал им знания о том, как следовать пути Прави. Коляда же научил людей исчислению времени, благодаря чему они смогли чуть дальше заглянуть в будущее, перестали жить одним днем и начали задумываться о результатах своих поступков в далеком будущем.

Оберег – символ Бога Коляды

Самый известный символ Коляды – Колядник . Этот же знак изображен на славянских Резах Рода, обозначая Бога Коляду. Колядник – свастический знак с восьмью лучами, вращающимися посолонь, а хвостики лучей в это время загибаются противосолонь. Символ Колядник носят, чтобы уберечься от неудач и бедствий, привлечь достаток, добиться успехов в работе.

Другой символ Бога Коляды – Черное Солнце. Этот оберег обозначает солнце мира Нави, потому что мать Коляды вернулась из мира Нави и сам Бог Зимнего Солнца проводит там часть года. Такой символ встарь носили только волхвы, сейчас его может носить любой взрослый человек, но только хорошо осознавая силу знака Черное Солнце.

Атрибуты Бога Коляды

Явление природы – Зимнее Солнцестояние

Геральдика, предметы – бадняк (сухое дерево или пень, сжигаемое на праздник Коляды), изображение солнца.

Треба (подношение) – козули (особое обрядовое печенье, которое выпекают к празднику Коляды), зерно, каша.

Коляда – Бог-Покровитель

Как Бог-Покровитель, Коляда выбирает людей, схожих с ним характером. Часто это Ведающие, те, кто стремится к знаниям. Те, кому близок Коляда, люди спокойные, выдержанные. Они следуют строгим принципам, стремятся не отступать с пути Прави. Часто такие люди строги к окружающим не менее, чем к самому себе. В то же время, они редко ярко выказывают свое недовольство поведением других людей. У таких людей хорошее чувство времени: они умеют равномерно распределить работу, построить планы так, чтобы успеть всё задуманное.

В характере тех, кому близок Коляда, есть такие качества :

  • Принципиальность;
  • Выдержка;
  • Практичность;
  • Любовь к одиночеству;
  • Постоянство в привычках;
  • Верность;
  • Стремление помочь другим людям.

Коляда в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Коляды символ Колядник, о котором мы писали выше.

Номер Резы – 34.

Реза Коляды приходит в гадании, когда для Спрашивающего наступает период активных действий. Именно сейчас можно многое сделать, чтобы улучшить жизнь, укрепить свое положение. Когда отвечает Реза Бога Коляды, нельзя медлить и сомневаться, нужно действовать.

Со славянским Богом Колядой связаны обряды, которые традиционно проводят на праздник Зимнего Солнцеворота. В это время проводят один из четырех готовых солнечных обрядов защиты дома, семьи, всего нажитого человеком.

Подробнее о значении Резы Бога Коляды в гадании в статье «Реза Рода Коляда».

Праздники, где чествуют Коляду, Бога Славян

Зимнее Солнцестояние – время рождения Коляды, Бога Молодого Солнца. Зимнее Солнцестояние – плавающая дата, приходится на 20-22 декабря . Всегда можно узнать точную астрономическую дату и время праздника.

Традиционно в ночь Солнцестояния праздновали Коляду только волхвы. Миряне празднуют Коляду 25 декабря , когда Зимнее Солнце уже начинает прирастать.

КОЛЯДА (КАЛЕДА) – вышний славянский Бог, он управлял великими изменениями в жизни всех Родов Расы Великой.

РОДОСЛОВНАЯ: Коляда — сын бога света — и . У Коляды есть брат-близнец — .

Говорят, что у Коляды была жена- и родился у них сын — .

В МАГИИ: В традициях Коляды — помогать людям в планировании. Этому и посвящен .

Коляда является священным Богом-Покровителем для людей служивых и ратных, для землепашцев и Жрецов. Он — Бог-Покровитель и Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Часто Коляду упоминали рядом с звали их, в знак отличия от творцов великих - да малыми творцами,.

Мы знаем, что Крышень принес людям пламя огня, научил их варить священный напиток богов — сурью да еще и спас от вымирания. А что, как творец, сделал Коляда?

Оказывается, он появился на свет 8500 лет назад с великой миссией — спасти все человечество от неминуемого духовного вырождения. Коляда начал учить людей. Это было уже третье по счету божественное откровение.
Первый закон жизни о том, что жизнь бесконечна и вездесуща, дал Род. Второй закон жизни принес Велес — люди движутся от Тьмы к Свету, вслед за Солнцем. Коляда поведал людям третий закон.

ОСНОВНОЙ ДАР КОЛЯДЫ ЛЮДЯМ. Говорят, что в давние времена бог славян Коляда подарил людям календарь, чтобы им было удобнее планировать свои сезонные работы. И числится с тех пор славянский бог Коляда покровителем планов и планирования. В традициях Каляды — помогать с планированием: получения ли богатства и прибыли, с получением ли урожая… Существует даже специальный , что Богу Коляде посвящен и на читается.

Коляда прямо таки диаметрально противоположен богу .

Символизирует он умирание старого и зарождение сильного да молодого. Знаменует собой сезонный поворот и прибытие света.

Коляда считался Богом, который несет человечеству мир, он содействует пониманию между народами и полного согласия. Потому чествовали Коляду не только в привычные ему сроки — 21-25 декабря, но и каждый раз, когда устанавливался на земле мир после войн с враждебно настроенными племенами.

КОЛЯДА — ПОКРОВИТЕЛЬ КАЗАКОВ. Бог Коляда – сильный бог, он является родоначальником многих родов славянских. Казаки его своим батькой считают. В сказе, опубликованном Ю.Миролюбовым прямо так и указывается на явную божественную родословную казаков:«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

(10)Подборка выполнена специально для сайта

22 декабря -Рождение Бога Коляды. Также в этот день Перун победил зверя Скипетра и освободил из Пекла наших Предков, завлечённых туда обманом.

Коляда-Солнцеворот
Стань у наших у ворот
Разгони Сварог потемь
Верни на Русь красный день
Огнем возгори Коло воздыми
Води Коло горе а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись
Красное разожгись
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Богъ Коляда
- Бог, давший Родам переселившим в западные земли: Календарь (Коляды
дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во
Сварожьем Круге.


Бог Коляда - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.

В
древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в
западные земли, систему исчисления сезонного времени, для ведения
полевых работ -Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды,
заповеди и наставления.

Коляда
является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто
изображали с мечем в руке, причём, клинок меча был обращён остриём в
низ, и в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а
также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом
Сварогом для всех чертогов Сварожьего Круга.


Праздник,
в честь Бога Коляды, приходится на день зимнего Солнцестояния, этот
праздник также называют Менари, т.е. День Перемен. В праздник ходили по
дворам группы мужчин, облачённых в шкуры различных зверей (ряженные),
которых называли дружины Коляды. Они пели гимны, прославляющие Коляду, и
устраивали особые хороводы вокруг больных людей, чтобы исцелить их.
известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому
ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки:

Уродилась Коляда

Накануне Рожества,

За горою, за крутою,

За рекою, за быстрою...

Ой, Коляда, Коляда,

Ты бываешь, Коляда,

Накануне Рождества!

Но вот кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник
приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал. Высказывались разные
предположения, что, мол, Коляда — древний бог веселых застолий, что имя его
образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то
отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль
только, что люди забыли великого учителя жизни. В древности его имя всегда
упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих
творцов — Рода и Сварога.

Крышень принес людям огонь, научил варить священный напиток сурью и спас от физического
вымирания. Что же сделал Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы
спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных
народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье
божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и
вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения
Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда
же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в
Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за
движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам
о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь
(название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за
пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких
перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды»,
рассказывает о Большом и Малых Триглавах.
В северном полушарии зимнее солнцестояние происходит 21 декабря или 22
декабря и тогда наблюдается самый короткий день (и самая длинная ночь), а
летнее — 20 или 21 июня и тогда наблюдается самый длинный день (и самая
короткая ночь).

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименный бог.
Празднуется в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря) - не всегда
в один и тот же день, как и все остальные главные славянские праздники
(Купала, Масленница), связанные с четырьмя основными ежегодными
астрономическими событиями.

«Потрудилась Златогорка…Ой, Коляда, наш, Коляда! Потрудилась, потужилась и родила млада бога. Млада бога - Коляду!

Девять месяцев Майя не ела, девять месяцев не пивала во пещере горы
Сарачинской. И родила она млада бога! Златогорке служила Жива. Омывала
Живушка Майю, Коляду она принимала!

Засияло на небе Солнце. Хорс с младою Зарёй запели:

Слава Божичу Коляде!

Звёзды с Месяцем заплясали и цветами мир забросали:

Слава Божичу Коляде!

Звери во лесах заревели, рыбы во морях заплескали:

Слава Божичу Коляде!

И запели люди по всей Земле:

Коляда -Бог Сущий! Бог Сущий -Святой! Святой и Пресветлый! Пресветлый и Истинный! И вседержитель!…»

Свято-Русские Веды. Книга Коляды.

Великий праздник Рождества Божича определялся в день, когда зимнее
солнце поворачивало на лето, а день начинал прибавляться. Коляда - Бог,
который начинает Сварожий круг, он знаменует собой новогодний цикл.

Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск
Солнца, издревле называемый Коло. Младенца Коляду захватывает ведьма
Зима и превращает его в волчёнка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и
сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на
возу отправляют на юг, встречать весну.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством,
причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали
предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые
впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение
Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась
славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в
новогодние празднества веселые ватаги молодежи»

А. Стрижев «Народный календарь»

Что ещё нам известно о Коляде?

«Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н.
э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших
жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому
знанию. Это было третье божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь
бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от
постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына
Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части:
Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к
небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг
него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также
учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными
словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования,
подробно изложив, как движется время и каких от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.»

Празднование Коляды происходило с 25 декабря по 6 января (Велесовы
дни). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям
совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды
своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в
неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде
победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели
и плясали вокруг них.

Это время перехода от старого года к новому, а также «перевал» года
через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время
колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки - это один из
отголосков старого славянского праздника Коляды. Этот праздник является
полным противостоянием летнему празднику Купалы и знаменует собой
переход от старого и умирающего к новому, сильному и молодому.

Однако откуда же взялся праздник Коляды? Коляда - это древний
славянский бог времени, родившийся как раз во время зимнего
солнцестояния восемь с половиной тысяч лет назад. Отцом его является бог
неба Даждьбог. Коляда принес людям знание о том, как понимать время, и
открыл им первый календарь (Коляды дар). Сделав это, Коляда дал людям
ощущение временной перспективы, выведя их за пределы простого выживания и
сиюминутного существования.

Дар Коляды сильно отличался от привычного нам календаря, например,
основой его является 16-ричная система исчисления. В году (называемом
летом) - 9 месяцев, в неделе - 9 дней, в сутках - 16 часов, каждый час
равен полутора нашим часам. Час делится не на минуты, а на части, затем
на доли, потом на мгновения, после этого - на миги, а уж последней,
самой маленькой частицей времени, является сиг. Этой частицей
пользовались наши предки, чтобы определять скорость телепортации,
которой они владели - а иначе откуда появились такие слова, как сигать,
сигануть?

Другая версия о боге Коляде рисует его как бога застолий и веселья,
поэтому-то его и зазывали ватаги молодежи, гуляющие по деревням с
песнями и празднующие конец старого и начало нового года, поворот от
темного и страшного времени года к свету и возрождению, к весне.

25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался
народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных
из натуральных материалов - меха, кожи, мочала, бересты (пластмассовая
маска инопланетянина тут не пройдет). Переодевание (превращение) в
чудище лесное - тура, медведя - подчеркивало дух праздника. Опять же,
чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.

Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом
пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие
богатство, счастливое замужество (кому что, в зависимости от ситуации):

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,

Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок.

Колядки в Україні, художник Константин Трутовський, 1864 р.

Во многих колядках обязательно в том или ином виде присутствовала
коза, она была одним из главных действующих лиц (морд), поскольку
приносила изобилие, хороший урожай, радость и благополучие. В качестве
даров ряженым выдавались специально выпеченное печенье в виде животных,
сласти, иногда даже деньги.

После колядования принимались за пир-горой. А как определить, что пир
- горой? Садился хозяин за стол, а на стол начинали накрывать,
складывать принесенное и приготовленное угощение, чем больше, тем лучше.
Время от времени хозяин спрашивал: «Видно меня?» Вот когда гости
ответят, что не видно (за горой угощения), тогда и можно начинать
пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с
воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие
Коляду.

Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели
кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись
на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо,
олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись».
Самые стойкие встречали и настоящее солнце - холодным зимним утром.

«…На Святой вечер вся семья и вся живность должна быть дома, если
кого не будет - целый год блуждать будут. До прихода солнца Коляды
хозяину необходимо успеть во время восхода открыть все имеющиеся двери в
хозяйстве и ворота на дорогу. Вместе с Колядой сходят по солнечным
лучам на землю бог урожая Спас и бог хозяйства Велес. В это волшебное
время войдут в дом и до самого Щедрого вечера в снопе Дедухе будут
находиться добрые духи-души дедов-прадедов, опекуны нив и семей, поэтому
в Святой вечер и для них ставят пустые миски и ложки к ним. Так же
делают и для отсутствующих живых. Все люди ждут на приход бога Коляды,
он должен осветить всё хозяйство, весь двор, всю землю.

В час «схода» хозяйка должна успеть вынуть из печи узвар и кутью и поставить на стол. Также достаются калачи, пирожки,…

Кликом к началу Святого вечера является первая вечерняя Звезда. Кто
первым в семье увидит Рождественскую звезду, будет весь год счастливым.

Вдохновлённые звездным благословением, уже все накупанные, приодетые к
торжественному событию. В доме прибрано, помыто, стол празднично
застелен. На столе - тонкий слой сена. Сверху первой скатерти, что для
добрых духов, хозяйка стелит другую - для людей. В четырёх углах стола
под скатертью хозяйка обязательно кладёт часнок.

Хозяин с хозяйкой приглашают наиважнейших гостей: «Пресвятое Солнце,
Месяц ласковый, зори ясные, дожди проливные, идите к нам на Святой Вечер
- кутью есть!»

В окно кличут Мороза:» Мороз, иди к нам ужинать да не морозь ни
телят, ни ягнят, ни гусей, ни курей». Быстро поужинав, хватают макогон,
бьют ним по праздничному столу и прогоняют Мороза:»Иди Мороз, на своё
место, чтобы не был ты тут, поужинавши».

Хозяин зовёт в дверь или в окно следующих гостей:»Буйный Ветер,
пылающий Огонь, лютая Буря, плохое и злое - идите кутью есть!». Попробуй
не пригласить таких. Сказав это трижды, добавляет:»Зову вас! Не идёте,
так не идите и на жито, пшеницу и всякую пашницу!»

В углу, ещё до захода солнца, ставят снопик жита - Дедух - кладут
возле него разные железные вещи, чтобы оберегали дом от злых сил.
Сохранился обычай, когда хозяин прячется за сноп и спрашивает:

Видите меня, дети?

Те, хором отвечают:

Не видим!

Хозяин отвечает:

Дай Бог, чтобы и на следующий год не видно было света за копнами и снопами!

Это по одной весии. А по другой:

В далёкой древности Бог Перун освободил из Пекла людей. Всех кого
туда завлекли обманом и силой, и дал им возможность вернуться к родным
очагам. Когда люди вышли из Пекла, Бог Перун завалил вход (Врата
Междумирья) в Пекло Кавказкими горами… но на Землю, помимо людей
выскользнула из Пекла и всякая нечесть…

Освобожденных людей с радостью встречали их родные, а когда к ним в дома стала заявляться нечисть, от неё откупались дарами.

С той поры, люди отмечают Праздник Перемен (сейчас он известен, как
Коляда). Часть людей обряжаются в различных чудищь (ряженые), изображая
нечисть, и ходят по домам… Чтобы не пускать нечисть (ряженых) в дом и не
иметь в доме несчастья, им на пороге дают откуп, в виде печенья, сдобы и
других вкусностей… получив их, нечисть уходит, ибо она хоть и любит всё
сладкое и вкусное, но терпеть не может радости и счастья.

После Праздника Перемен (Коляды) народ вспоминал о тех, кто так и
невернулся из Пекла… поэтому в народе стали отмечать Неделю Памяти
Предков (старославянская неделя состояла из 9 дней). И пока люди
вспоминали о всех своих предках, Бог Перун ходил по Земле и уничтожал
нечисть… ибо нечесть объедалась сладким так обильно, что не могла
двигаться. Девять кругов пришлось сделать Перуну по Земле, по одному
кругу в день, чтобы найти и уничтожить всю нечисть…. и как сказано в
Ведах: «и победиша злыя силы вонзил в землю свой сияющий меч Бог Перун…»

С той поры, люди стали отмечать «Зимний День Перуна», как праздник
победы над злом… и проходят 9 кругов по свастичному лабиринту, который
называется - Перунов Путь.

Бог (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия…» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло — древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда — древнейший Бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии ( сияние) его почитали под именем Митра (Мини – минимальное, т- то, Ра – сияние).
Коляду почитали также как Бога, который подарил людям новый кален-дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога). Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны, и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял, как мы видели, из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась более 13 тыс. лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то время была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным, и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом, продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Оберег Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Коляда, кроме того, что дал людям календарь, считался и Богом, который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки, например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным, как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был Бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У Чехов, Болгар и Сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто, что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat — благословлять дома… Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год… Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, собственно накануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…


Информация из Википедии

Коляда - дохристианский славянский праздник 21 декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками (Ср. лит. Kaledos - Рождество). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение с использованием шкур, масок и рогов).

1. Этимология
Слово Коляда представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae) (от calo "взывать") именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство. Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских.
2. Коляда на Украине
В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь несомненно разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств - черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых - Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о "щедром", богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику. Начинает Колядки Оусень(Овсень) то есть Осень(совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, кот. подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.
Коляда - бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Накануне дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний в зверей, чертей и прочей нечистой, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда - божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи.
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже - после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
3. Коляда в других странах
Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа - кольедари, под Новый год - васильичари; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 8 лет).

Книга Велеса тоже не сможет нам помочь в отыскании смысла Бога Коляды. Вот отрывок из моей книги «Тайны астрофизики и древняя мифология» посвящённой описанию Триглавов.
В главе «Прославление Триглава» книги «Свято-Русские Веды. Книга Велеса.» , изданной Асовым, приведен список общих Триглавов, число которых составляет 72. Это число, умноженное на 360, дает период прецессии земной оси. Двенадцать богов, использованных Асовым, входят в первую треть общих Триглавов, общим числом 24, составляющих наиболее известных богов славянского пантеона. Вторую половину из этих 24 богов составляют 12 славянских месяцев. Перечесление Триглавов начинается с прославления главного Триглава (Сварога–Перуна–Святовита):

«И вот начните
во-первых, – главу пред
Триглавом склоните!
…Сварог – старший Бог Рода Божьего
И Роду всему – вечно бьющий родник…

И Громовержцу – Богу Перуну,
Богу битв и борьбы говорили:
“Ты, оживляющий явленное,
Не прекращай Колёса вращать!”

И Святовиту мы славу рекли,
…Ведь Святовит – это Свет.
Видели мы через Него Белый Свет.
…Ибо тот Бог – Землю с Солнцем носил,
И звёзды держал,
И Свет крепил.
…Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
Ибо тайна великая есть:
Как Сварог, Перун –
Есть в то же время и Святовит».

«…Хорс и Велес, Стрибог,
Затем – Вышень, Леля, Летеница,
Затем Радогощь, Коляда и Крышень,
Каждый – едва ли не Вседержитель

Следом идут Сива, Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, а также Купала,
И Сенич, и Живич, и Венич,
И Зетрич, Овсенич, и Просич,
И Студич, и Ледич, и Лютич».

Коляда здесь идёт в ряду второстепенных Триглавов. В 2003 г. вышла книга «Славянские Веды», изданная А. Асовым. В предисловии С.И. Верковича к книге, вышедшей в 1874 г. сказано:

Это чудесный и преважный памятник, в котором сохранились воспоминания о начальной цивилизации рода людского и который по важности своей превосходит все известные древние памятники, не исключая саму Санскритскую Веду.

Центральную роль в легендах «Славянских Ведах» играет Коляда. Почти треть книги посвящена Коляде, являющимся одним из богов главного Триглава юго-западных славян.
Вот отрывок из легенды «Таинства Колядова дня»:

Там же царь дары давал
Богу требы воздавал
Богу подносил монеты,
Три дуката дал заветных.

Первым Вышню жертвовал,
Коляде второй подал,
Третий Богу Белому воздавал.

«Славянские Веды», содержат устные предания македонских и фракийских болгар-помаков, записанные Верковичем. В легенде «Рождение Коляды» так говорится о Злате Майе и о рождении Коляды:

…Злата Майюшка застонала,
затужилась, заметалась,
а после рассмеялась,
и так она породила
малое дитя, млада Бога,
Бога Коляду пресвятого.

Явилось дитя с чудесными
Знамениями и предвестиями;
И лик Его – Солнце Красное,
И в руках его Книга Ясная.
Златая Книга, прекрасная,
И на Книге той звёзды частые!
И чудо тогда совершилося,
На небе диво явилося.
И зрели люди по всей земле:
В заоблачной звездной мгле
Звезда горит и ярится –
Ясная звезда Зорница.

Запомним, прежде всего, Коляда – это звезда Зарница. В этой Златой книге провозглашались славы Богу:

Мы приносим, взывая к небу,
Три златых алтына, как требу.
Первый золотой – Вышню Богу,
А второй Коляде,
Третий золотой – Белбогу!

Кроме того, в этой книге так описывается появление Божьего Вестника, извлекшего из камня родник:

И тогда садились перед ней,
тридцать царей,
тридцать королей.
И в пещере они сидели,
Ничего еще не узрели,
И не видали, не слыхали,
Чудо-чудное ожидали.
Вдруг перед ними диво явилось,
Будто солнце с неба скатилось,
И пещера вся озарилась.
То пришел и. рассеяв мрак,
Божий Вестник явил свой знак,
Бил златым жезлом по скале,
Молнией сияя во мгле.
Бил по камню он что есть сил,
И тот камень озолотил.
И тотчас в том камне возник
Со водой студеной родник.

Интересно описание некоторых проявлений этой звезды, лик которой блистает и согревает:

Рождается Бог Коляда на земле!
Малое дитя, младой Бог!
И будет расти не по дням –
Он будет расти по часам!
Затем пойдут по земле,
Придут к тебе – млада Дева,
С ней явятся девять вил –
Все девять Юд-Самовил!

Узнают, что лик твой блистает!
Он солнцем ясным сияет –
Блистает и согревает!
Коса Твоя озлатилась,
Брада посеребрилась!

Вышний бог осерчал, что Дивский царь, Черный король решил убить молодого Бога Коляду и Богу Сиве сказал:

О Сива! Мой Сива!
Злат Камень держу я!
И в Камешке том, Святом-Золотом,
Сокрыт свят гром,
Злат гром!
Сей камень я дам,
Тебе подам,
Его Ты метай,
К горам у Дуная…
И пусть также Сурова Ламия
На поле сойдет
Его сотрясёт…
Но Вышний тот камень не передал,
Ещё его не бросал,
Как Бог Коляда над той горой,
Повесил Златую Цепь
От гор Святых к небесам…

Эти отрывки из «Веды славян» вызывают ассоциации со сказками Пушкина, не исключено, что именно аналогичными сказаниями он пользовался при сочинении своих произведений. «Золотою цепью» именовали славяне свои своды сказаний, у Пушкина кот учёный ходил по золотой цепи, рассказывая сказки, есть золотая зепь и в сказаниях о Зевсе. Но данный фрагмент показывает, что золотая цепь имела, возможно, и вполне материальный прообраз, связанный с явлением звезды Зорницы.
Здесь уместно вспомнить о других необычных проявлениях этого небесного явления отражённых, в других мифах. Младая Дева с крылатыми Вилами снова возвращают нас к «Книге Велеса» с птицей Матерь Сва.
«Книга Велеса» древних славян начинается такими словами: «Вот прилетела к нам Птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо Ее – иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи как днём, и поёт Она песни о битвах и междоусобицах». В Прославлении то же описано более подробно:

«И вот Матерь Сва бьет крылами
По бокам Своим с двух сторон,
Как в огне, вся сияя светом.
И все перья Её – прекрасны:
Черемные, синие, рыже-бурые,
Желтые и серебряные,
Золотые и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
Летает по солнопутью,
И так же сияет седьмой красотой,
Завещанной от Богов.

И Перун, увидев Её, возгремит
Громами в том небе ясном.
И вот это – наше счастье.
И мы должны приложить все силы,
Чтобы видеть,
Как отсекают
Жизнь старую нашу от новой,
Так точно, как рассекают
Дрова в домах наших огнищанских».

Это явление, – с нашей точки зрения, есть необычайно яркая вспышка Сириуса, которая аналогична легенде об Исиде, богине звезды Сириус Древнего Египта и легенде о Сириусе-Тиштрии Авесты, получило разное название у разных народов, населяющих Восточноевропейскую равнину. Разные боги носили имя этого явления, но наиболее почитаемым у западных славян был бог Световид (Священный свет). Для него строились особые храмы, состоящие из двух помещений. Одно было окружено пурпурною стеною, в другом находился деревянный идол Святовида, с четырьмя ликами, смотревшими на четыре стороны света.
На каменном идоле, найденном на русско-австрийской границе на реке Збруч, рог в руке Световида с вином означал изобилие, по сохранности вина в роге гадали о том, насколько изобильным будет год. Меч в руках Световида обозначал его как бога защитника и покровителя славян. Световиду посвящали белого коня, на котором он побеждал неприятеля. Он также был изображен на идоле. Сам конь являлся объектом гаданий об исходе войны. Один из ликов идола держал в руке «солярный» знак, представлявший из себя шестилучевую звезду в окружности.
Прекрасное перо бросает огненная птица Гаруда (аналог птицы Матерь Сва – Матаришван и Гарутман в Ригведе, об этом далее) в ответ на громовую стрелу Индры, аналоге Сириуса-Тиштрии в Ригведе, утверждая, что этим пером может поднять поднять Землю, Океан и самого Индру.
В древнеегипетской легенде о Горе Бендехском именно Гор, сын Исиды, в образе Крылатого Солнца участвует в битве с Сетом в образе змея, издающего громовой звук. Возможно, все эти описания являются отражением в мифах видимого с Земли сброса оболочки красного гиганта Сириуса В в виде планетарной туманности, которая впоследствии перетекла на Сириус А.
Явление Коляды в «Веде славян» противоречиво. С одной стороны,

И три года Коляда по земле ходил,
Тех юнаков и юниц вере Он учил…

Три года также шли тридцать царей к Чёрному царю, чтобы сказать

Мы пришли от края земли,
И от края земли, от моря,
Где нет ныне скорби и горя,
Где звезда три года сияла,
Что нам путь в ночи указала.

С другой стороны, Коляда после трёх лет проповедей среди юнаков и ариев-париев, которые, судя по всему, не очень к нему прислушивались:

И чтобы учил он париев,
Всех тех отверженных ариев,
Чтобы в грех они не вводили
И Вышнего не гневили…

А затем к горам летел,
У святых даров сидел…
Он три дня там жил,
Набирался сил,
И тут Вышний Бог цепь к дарам спустил.
Коляда пошёл к дарам,
И поднялся Сам
В горницу небесную,
Чтобы сесть одесную,
Рядом с Матерью Златой,
Божьей и святой.

Упоминание в «Веде славян» ариев и париев (парсов) указывает на то, что источником этих сказаний были предания не позднее середины II тыс. до н. э., когда предки арийцев двинулись из причерноморских степей сначала в Персию, а затем и в Индию. Возможно противоречия «Веды славян» происходят из борьбы различных сказаний как македонских, фракийских и болгарских славян, так и ариев, париев и тех племён, которые были под властью чёрного Дивского короля (Чернобога). Возможно также, что эти сказания оказали прямое влияние и на составителей «Нового Завета», во всяком случае, между Колядой и Златой Майей, с одной стороны, есть много параллелей с Христом и Богоматерью, с другой стороны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: