Стрибог – дыхание Рода.  Веды

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:

Посвист - старший ветер, считается богом бури;

Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;

Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;

Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый; Сиверко(Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;

Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный; Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем.

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.

«Книга Велеса», Род 1, 2:7

Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.

«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.

«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,

Стратим-птица вострепенится,

Окиан-море восколыхнется,

Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

«Голубиная книга» «На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»

Стрибог - это название в мифологии востояно-славянских племен является именем бога ветров. Этимологический анализ имени приводит к старославянскому корню «стрег». Перевести его можно как «старший». Это значение и было реализовано в «Слове о полку Игореве». В этом произведении многочисленные ветры - участники исторического действия - названы «стрибожьими внуками».

Согласно славянским легендам, Стрибог является сыном главы пантеона - . Появился он из дыхания своего отца. Под властью Стрибога - все существующее на свете ветры. Именно он в гневе вызывает бурю, но ему же под силу и укротить ее. При необходимости он превращается в свою помощницу — птицу славянской мифологии Стратим.

Внешне бог Стрибог выглядел как седовласый старик. По легенде, он обитал на самом краю света, например, в самой глуши леса или на расположенном посреди моря одиноком острове. Иногда он изображался летящим над землей на корабле из воздуха либо на ладье, которая не спеша плывет по Небесным Хлябям. Бог сообщает о своем приближении, трубя в рог, а вооружен он копьем. Существуют и другие этнографические описания, в которых Стрибог предстает в виде Лучника, готового поразить врагов. Его вооружением является лук и стрелы.

Поклонение славян Стрибогу было очень велико. Ведь он повелевает стихиями, может послать на поля облака и влагу, которая дарит жизнь. Чтобы сделать землю плодородной, Стрибог посылает на землю свои стрелы-ветры. Но в его же власти и наслать на поля засуху или ураган, которые могут погубить всходы. Почитание бога было основано и на том, что древние славяне издавна были мореплавателями, поэтому ветер был им нужен, чтобы передвигаться по рекам и морям.

У славян было 4 праздника в году, посвященные поклонению только Стрибогу. В апреле правил Вешний. Его задачей было посылать с ветрами первое тепло на луга. В августе приходил Ветрогон или Летний, приносящий собой первые новости о скорой осени. Сентябрь был ознаменован действием Листобоя или Осеннего Стрибога, с которым приходили первые холода. Наконец, в феврале отмечали день Весновея (Зимнего Стрибога), который приносил долгожданные вести о наступающей весне.

Славянский бог Стрибог имел четырех детей. Это были ветра с разных сторон света. В черной одежде ходил Посвист-Хладовей — северный ветер, который леденил душу и тело. Красный наряд был у Догоды-Тепловея — теплого южного ветра. Западный Сумрачный считался посланцем смерти и носил белоснежную одежду. Наконец, в зеленом платье щеголял предвестник рассвета — Восточный Светокрылый.

Поклонение Стрибогу было столь велико, что его кумир стоял в Киеве среди 7 важнейших . Впрочем, о существовании праздника только в его честь этнографических материалов не сохранилось. Историки считают, что он удостаивался такого же поклонения, как и боги Солнца и Дождя, потому что вкупе с ними влиял на плодородие земель.

Храмы для поклонения Стрибогу обычно строили у устья реки, на островах в море — то есть там, где часто останавливались корабли купцов. Один из известнейших храмов стоял в Березани — это остров в самом устье Днепра. Перед тем как отправиться в открытое море, русы обязательно останавливали свои ладьи и проводили обряд жертвоприношения и дарения даров богу ветра Стрибогу.

Стрибог (Ветровей, Ветродув, Стриба) – славянский Бог Воздуха и Ветра, отец всех ветров. Стремительный Стрибог первым узнает новости и старается успеть везде, он участвует во многих славянских мифах, помогает другим Богам. Стрибог – Бог стихии Воздуха, один из славянских стихийных Богов, к которым традиционно обращаются в заговорах и обрядах.

Стрибог – один из Сварожичей, детей Бога Сварога , Небесного Отца. Однако, Стрибог рожден не Матерью Ладой . Славянский Бог Ветра появился, когда Сварог ударил своим молотом по Алатырь-камню. Это было во времена, когда Боги готовились к первой войне между Правью и Навью, где встретились светлые и темные Боги славян.

У Стрибога много сыновей и внуков. Среди них Догода – Бог Хорошей Погоды и Теплого Ветра. Посвист – Бог Бурь и Холодных Ветров. Подага – Бог Жарких Ветров. Сиверко – Бог Северного Ветра. Полуденник и Полуночник – легкий дневной ветерок и ветерок ночной.

Легенды и мифы о славянском Боге Стрибоге

Славянский Бог Ветра Стрибог участвует во многих славянских мифах. От быстрого Бога Ветра и его сыновей мало что может укрыться в мире Яви, поэтому славянские Боги обращаются к ним, когда хотят узнать новости. Стрибог и его сыновья часто бывают и вестниками Богов. Иногда для этого Стрибог оборачивается птицей Стратим.

Стрибог вместе с другими Богами-Сварожичами помогал найти Перуна , похищенного Скипер-Зверем . Стрибог летал над миром в образе птицы Стратим и искал Перуна вместе с другими Богами, но нигде в мире Яви не встретили Боги Перуна. Когда Перуна помог найти его волшебный конь, Стрибог и его сыновья-ветра помогли разрушить гору земли и песка, под которой был спрятан спящий Перун.

Оберег – символ Бога Стрибога

Символ славянского Бога Ветра называется Стрибожич, или Вихрь , и напоминает ветряную мельницу или закручивающийся вихрь. Оберег Стрибога постоянно находится в движении, подобно самому Богу Воздуха. Такие символы встречаются на украшениях, вышивке, в северной домовой резьбе. Оберег Стрибога носят, чтобы защититься от непогоды, от несчастных случаев и бедствий. Знак Стрибожич дает почувствовать радость жизни, помогает в работе, особенно если человек хочет добиться славы, признания.

Ещё один символ Стрибога называется Птица оберег . Этот знак изображен на славянских Резах Рода.

Атрибуты Бога Стрибога

Животное – все птицы.

Геральдика, предметы – перо.

Треба (подношение) – мука, зерно, ленты, хлеб.

Стрибог в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Стрибога изображен символ Птица, связанный со стихией воздуха.

Номер Резы – 16.

Реза Стрибога выпадает, когда спрашивающему необходимо научиться быстро ориентироваться в ситуации, менять решение при необходимости, пользоваться моментом. Бог Ветра учит радоваться жизни, получать удовольствие от её непостоянства и перемен. Однако, не стоит становиться и слишком ветреным человеком.

Подробнее о значении Резы Бога Стрибога в гадании в статье «Реза Рода Стрибог» .

Праздники, где чествуют Стрибога, Бога славян

8 августа – летний день Стрибога, время, когда теплые летние ветра постепенно сменяются осенними.

В древней мифологии наших предков древнерусский бог ветров носил имя Стрибог (иногда его ещё звали Стрый и Ветрыла). Стрибог является одним из верхов славянского пантеона, а также один из самых первых богов, которые родились из искр, что вспыхивали, когда Стрибог бил своим могучим молотом об священный камень Алатырь. Существует также и другая версия, где Стрибог рождается из дыхания бога Рода – создателя бытия и небытия. Но эта версия лишь догадка. Бог ветров Стрибог является братом Дажьбога и Семаргла.

Значение Стрибога в славянском пантеоне

Стрибог также сражался плечом к плечу со Сварогом и Семарглом в Изначальной войне, когда они и победили Чернобога. Он бился против Скипера вместе с Перуном, и помогал Хорсу в борьбе с Месяцем. Таким образом, можно сделать выводы, что Стрибог довольно воинственное божество, которое участвовало во многих важных для нашего мира сражениях, и всегда выходил из схватки победителем.

Бог Стрибог был очень почитаемым божеством в славянском пантеоне, и славяне иногда его называли Рассеивателем богатства, так как он обладал довольно крутым нравом. Стрибог – единый бог ветра и правитель всего воздушного пространства, и в его подчинении были все виды птиц, а также эфирные духи-ветра.

Этимология имени «Стрибог»

Что касается этимологии имя бога ветров Стрибога, то некоторые исследователи полагают, что она восходит к древнеславянскому корню «стрег», что также переводиться, как «дядя к отцу». Исходя из этого утверждения, плюс добавим к этому ещё и тот факт, что Стрибог чаще всего упоминается вместе с Дажьбогом, то напрашивается вывод, что Стрибог – не брат Дажьбога, а его племянник. Подобную версию невозможно окончательно подтвердить или же опровергнуть, так как родословная всех славянских Ясуней ещё не до конца систематизирована.

Но не смотря на это, благодаря этимологии имени «Стрибог» напрашивается ещё одна теория о его происхождении, а именно теория довольно знаменитого лингвиста и востоковеда Тамаза Гамкрелидзе. Т. Гамкрелидзе утверждал, что само имя славянского бога ветра является производным от индоевропейского словосочетания «devas-pater», что переводится как «небо-отец». С другой стороны русский лингвист Олег Трубачев предложил теорию, сущность которой заключалась в том, что теоним Стрибог имеет в своей основе праславянское слово stret, что переводится, как «распространяться». К сожалению, теории так и остаются теориями, а единственная принятая на данный момент версия о происхождении покровителя ветров Стрибога продолжает утверждать, что Стрибог – один из первейших богов древних славян, а также брат Семаргла и Дажьбога.

Образы Стрибога

Стрибог бог ветров у славян имел под своим началом все воздушное пространство, и кроме того, он также подобно Перуну мог управлять погодными явлениями, причем в гораздо больших масштабах. В человеческом мире у Стрибога было свое физическое тело – птица Стратим-буревесница)хотя по некоторым данным она была физическим воплощением бога Велеса).

В человеческом образе древние славяне представляли бога ветров в образе седовласого старца, который был разодет в лазурные одежды и держал в своих сильных руках золотой лук и стрелы. Проживал он на самом краю земли, поэтому редко общался с другими богами, лишь изредка приходя на выручку во время очередной судьбоносной битвы между злом и добром.

Храмы бога ветров, а также упоминания о нем в летописях

Сила ветра – воистину могучая сила, причем как в хорошем значении, так и в плохом. Например, Стрибога очень почитали земледельцы, так как он мог нагнать тучи для полива земель, чтобы принести богатый урожай, а также призвать бурю и сильнейший ветер, которые были способны полностью уничтожить посевы и поломать ветви деревьев. Помимо сельчан, не менее трепетно относились к великому божеству и моряки. Для моряков попутный ветер являлся знаком удачного плаванья, поэтому чаще всего храмы и кумиры воздвигались на островах и побережьях рек и морей. Самый известный храм Стрибога находится в устье Днепра на острове Березань. Дабы попутный ветер сопровождал их корабли, купцы после очередного плаванья приносили щедрые дары в этот храм, за счет чего тот процветал.

Бог ветров в древнерусском язычестве упоминается также и в знаменитой «Повести временных лет» Нестора летописца, который описывал ветер как «стрибожьего внука». Очевидно, что Стрибога почитали во многих городах Древней Руси. Один из его кумиров распологался также и в Киеве, но сейчас о нем нет никаких сведений.

Сила Стрибога и его помощники

Стрибог заключает в себе множество противоречивостей. Так, например, он обладает мощью дождя, которая дарит земле жизнь и позволяет ей развиваться. Эта мощь зовется осознанной и осознаваемой, а вот вестниками хаоса, неконтролируемой силой бури и града можно наоборот полностью её уничтожить, нанести непоправимый вред. Очевидно, что древние славяне видели в образе Стрибога некую метафору, которая поветствует о единстве разума и чувств.

Из всего пантеона славян я выбрал шесть божеств: Сварога, Ладу, Дажбога, Пуруна, Велеса и Стрибога. В период правления Владимира в его капище их было так же шесть: Перун, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл, Макошь.

Я так же взял шесть как, хотя по логике вещей необходимо было еще рассмотреть и богиню Макошь. Если руководствоваться днями недели, то получим
Понедельник - Сварог, вторник Лада (где-то Диво?); Среда-Велес(где-то Триглав);
Четверг-Перун; Пятница Макошь (Парасковья Пятница не путать с христианской). Суббота -Купало; Воскресень- Световит(по сути Сварог). Но вместо Макоши я взял Ладу и то как оборотную сторону Сварога.
Девятидневную неделю считают так: Хорс, Арей, Перун,Варуна Индра Стрибог Сварог, Мерцана, Ярило. Но Макошь я рассматривать не стану, не вижу в этом необходимости, как и в том, чтобы рассматривать Хорса и Симаргла -это дублеры.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе шести важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. По сути Стрибог дублер Дажбога, даже точнее как Лада оборотная сторона Сварога, так Стрибог оборотная сторона Дажбога.
Родился Стрибог из дыхания Рода, он может вызывать и укротить бурю и может оборачиваться своим помошником, мифической птицей Стратим (название звучит очень и очень по-греческие). Представляется Стрибог в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в лесу или на острове посредине моря -океяна.

Специалисты по "этимологии" путем сопоставления слов (корневых частей) возводят имя Стрибога к древнему (прибавляя для солидности) корню "стрег", что означает "старший", "дядя по отцу". И для большей убедительности начинают подтаскивать, что значение дяди в родоплеменном укладе более значимо, чем отец. Я даже не буду смеяться над этим.

И тем не менее в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля находим среди прочих слова:

1) Стрый - отцов брат, дядя по отцу;

2) Стрыти, стрывати - стирать, сокрушать;

3) Стрела - копейцо, пускаемое с лука.

Однокоренные и родственные Имени Стрибога слова: стремительный и быстрый, стрела и стремление, пространство и страх.

Согласно народным верованиям:

1) Ветры - Стрибожьи вестовые, Божские посланцы;

2) Ураган - воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;

3) Стриж - птица Стрибога, прилетающая на Русь по весне вместе с тёплыми ветрами.

Я бы сюда еще добавил слова настоящего времени "стриптиз"
(striptease - от англ. strip - раздевать, раздеваться, tease -дразнить), "стрижка", "стригун" (лишай), ну или "стрингер"-продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми.

Вот эта игра словами (корневой их частью) натолкнула меня на мысль написать об этом статью, чтобы, наконец, уяснить, что занимаясь такими передергиваниями мы не подтверждаем сути явления, а лишь говорим о богатстве нашего языка, что может служить величиной значимости его для нас и всего рода человеческого, но ни как не подтверждением наших домыслов.

Вернемся к "нашим баранам. Российский лингвист О.Н. Трубачев в свою очередь считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер).

Базой и исходной точкой для большинства исследователей Стрибога является данная цитата из "Слова о полке Игореве":
"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы".

И вероятнее всего данная фраза натолкнула на мысль исследователей 19 в. истолковать Стрибог, как «старый бог» — дядя, тятя, отец, старший, опираясь на древнерусское стрый — «дядя по отцу». Последнее слово сравнивают с др. — инд. pitşvyas «брат отца, дядя», авест. tűirya-, лат. patruus «брат отца, дядя», греч. πάτρως — то же, д.-в.-н. fatureo — то же, fetiro, нов.-в.-н. vetter, «кузен, двоюродный брат». Сюда же относят древнерусское собственное имя Строй (Фасмер; Трубачев, 2006, с. 79-81).

Академик Б. А. Рыбаков предполагал, что Стрибог не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца Вселенной: «Стрибог (бог-отец)… Род (рождающий) — эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах» (Рыбаков, 1981; также см. Гаврилов, Наговицын, 2002, с. 377-382).

По мнению индоевропеиста Т.В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть dievas заменилась на иранское baga (праслав. bogъ). Индоевропейское pater перешло у славян в "стрый". Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов Отмечают, что «в древнерусской традиции Стрибог(ъ) представляет уже не верховное божество, а выражает, по-видимому, функции, связанные с некоторыми природными явлениями».

Лингвистическое обоснование к такой трактовке подвел М. Касторский. Он ввел в оборот слово из языка моравских чехов "stri" переводя его как "воздух". С этими доводами согласилось большинство ученых, в их числе Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, С. Гедеонов.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он наполнил ветром паруса. У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус.

Д.К. Зеленин, производя Стрибога из праславянского глагола "стрити" (*sъtьri) — "уничтожать", считал его "уничтожающим, истребляющим богом", богом войны. Погодин возводил имя Стрибог к древневерхненемецкому "strît" — "спор", также полагая Его богом войны.

И.В. Ягич сравнивает корень "stri" с литовским "styreti", "styru" - "быть жёстким, делаться жёстким".

Р. Якобсон обратил внимание на "соседство" Дажбога и Стрибога в летописном перечне Владимирского "пантеона" (и в "Слове Иоанна Златоуста"): "Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго - с ветром". В.В. Иванов и В.Н. Топоров согласились с точкой зрения Якобсона. Даждьбог и Стрибог, по их мнению, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй разносит их. Получается что Стрибог просто расширяет функции Дажбога.

Высказываются и противоположные мнения. Л.В. Соколова пишет: "Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под" .

Такое сочетание функций закономерно в индоевропейском контексте. Например, Ваю, индийский бог ветра, также связан с морем (его сыновья — Маруты, что значит «веющие с моря»), с войной — он сопровождает Индру в битвах. Иранский Вайу, ко времени парфян и Сасанидов, стал богом войны, олицетворяющим собой бога смерти, рождения и благополучия.

Может нам что-то прояснит отражение Стрибога в христианской литературе св. Касьян. В описании этого святого мы видим много мифологизированных образов. О том как скованный и плененный он вырывается на свободу и при этом освобождает 12-ть(?) прикованных посреди океана к скале ветров.

Одна из характерных особенностей народного образа св. Касьяна - губительный взгляд. Ничего нового.
Русские поговорки: "Касьян на скот взглянет, скот валится"; "Касьян на что ни взглянет — все вянет"; "Касьян на народ — народу тяжело"; "Касьян на траву — трава сохнет"; "Касьян на скот — скот дохнет". В некоторых местах ему приписываются тяжелые веки, ресницы достигают колен. Двадцать девятого февраля нечистая сила поднимает ему веки, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, вянут растения, случается мор и неурожай.

Многие исследователи упоминают о том, что у Стрибога суровый взгляд, что в свою очередь роднит его с Вием - охранником мертвого царства. И тут стоит обратить внимание на то, что индоевропейские представления о Ветре часто помещают его в различные пропасти, ямы и пещеры. Такова, например, греческая Эолова пещера - подземное жилище ветров. Южных славяне считали, что такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.

По мнению Г.А. Глинки Стрибог «божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого подобно индийскому Сибе, или разрушителю, точно как бог Живот сохранитель сходствует с индийским божеством Вишну. Его мести предавались заслужившие проклятие».
Я. Е. Боровский считает «Стрибога божеством ветра, бури, урагана и вообще всякой погоды. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звездами. Может быть, именно поэтому он попал в пантеон князя Владимира».

А.А. Ишутин отмечал тот факт, что «Стрибог связан с ветрами. Ср. также рус. стремиться, струя, чеш. strumen, пол. strumyk ‘ручей’, англ. stream ‘поток’, storm ‘буря’, нем. streben ‘стремиться, добиваться’». «что имя Стрибога сохранилось в названии села Стрибож (в Житомирской области) и речки Strzibog в Польше».

У Стрибога как и у греческого его аналога (Кроноса) много детей. Вспомните как его описывал отзывался А.С.Пушкин «Тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор. Тут тебе и море, и ветер и старый дядька. К стате "дядькой" в древности на Руси называли того, кто воспитывал юношей, воспитатель. Как правило, это был ведун (знающий законы природы, силы и пр.)

Мнение же других исследователей сводится к тому, что Стрибог исконно славянское божество, которое означает - «устроитель добра» и сближают его с глаголом «строить». Хотя последующее описание его "подвигов" никак не подтверждает это. Нельзя быть полезным, все разрушая.

Еще в XIX веке, на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.)

Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.

Кроме этого из топонимики известно много названий, образованные от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, село Стрибож на Житомирщине, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc.

Вместе с тем в Польше имеется название населённого пункта близ Скерневиц Strzyboga, что делает сомнительным предполагаемое Фасмером и Трубачёвым заимствование из древнеиранского Srobaza — «возвышенный бог». «Это имя толковалось как исконнослав. — "устроитель добра" — и сближалось со strojiti (см. строить)… Но от striti ожидалось бы striibogb» (Фасмер). Г. Ловмянский (2003), правда, сомневается и в связи Strzyboga с именем божества, указывая на отсутствие притяжательной формы. Однако насколько она обязательна? Как топоним мог меняться во времени? Вот почему такой довод кажется не очень убедительным. Слова в русском языке имеющие корень "стр" настолько многообразны и разноплановы, что притягивать их к Стрибогу это сплошное шулерство.

Праздники - данный раздел я просто передрал из инета, так как не вижу смысла все это писать своими словами

"В Лета Вращении (Кологоде) выделяют четыре Святодня, посвящённых Стрибогу особливо:
1) Стрибожье Зимнее — день Стрибога-Весновея — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей».
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».
2) Стрибожье Вешнее — день Стрибога-Ветренника — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали Федула Ветренника и Федору Ветренницу. В народе говорили: «Пришёл Федул — теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».
3) Стрибожье Летнее — день Стрибога-Ветрогона — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».
Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи — к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».
4) Стрибожье Осеннее — день Стрибога-Листобоя — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».
В народе Астафия называли ещё — Астафий Мельник, поэтому сей день отмечали как праздник мельников и водяных мельниц. Тако же Астафий Листобой почитался днём проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны".
Подводить итог сути данного божества не составит труда, он выразится всего не более чем в двадцати строчках.

Стрибог это суть расширения функций более древнего божества Дажбога и заключается во владении ветрами и как следствие покровительство морякам. Именно морякам, а не идущим на стругах и ладьях по рекам. В девятидневной недели(которую впрочем нынче в расчет брать вообще не пристало) он соответствует шестому дню, когда в семидневной недели на этом месте находится Купало. И если предположить, что суботу (именно одно "б", так как "шаббат"- это просто чистота) это старославянский день, день всеобщей чистоты (убирают в доме, на дворе и ходят в баню), то Купало тут как-то более к месту. Этот день никакого отношения к прочим не имеет, это день исконо наш.

Вот и все, пожалуй, более сказать про данное божество и нечего. Оттого не вижу ни его самостоятельности ни его особой значимости. Бог скучный и однозначный даже исследователи более спорят о том, что значит само название, чем о его сути. Неоязычники и те не очень утруждают себя в этом.

В книге "Свято - Русские Веды. Книга Коляды и Книга Велеса" А.И. Асова данного божества нет. А в иных - вскользь.

В книге "Родные боги" Велеслава - его нет, в книге Хиневича А.Ю. "Славяно-арийские Веды. Инглизм" о нем 10 строк.

Вот, пожалуй, и все. Да я понимаю, ничего возвышенного, ничего таинственного я не писал. Не старался вызвать восхищение и удивление, тем более национальный трепет в груди. "Прошелся" по нашему пантеону как бесстрастный комментатор. Кто -то цепляясь к этим словам скажет, что если нет в душе отклика не можешь называться русским. Отвечу прямо: русский, но отклика в душе ни одно божество (кроме Велеса) не вызывает. Почему?

А кому понравится картина Веласкеса, замазанная краской, поверх которой нарисован натюрморт господином Хинасовым и иже с ними.

Если задел кого-то за "живое", сделал это не нароком. Это лишь мое мнение.

Будьте здоровы живите богато!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: