Противокорабельная гиперзвуковая ракета «Циркон. Не верьте шумихе по поводу российской гиперзвуковой ракеты Минерал и российская гиперзвуковая ракета

Гиперзвуковые ракеты, созданные для прорыва оборонительных систем, — новинка в давней гонке вооружений. Российская ракета «Циркон» может быть принята на вооружение уже в 2018 году. Несмотря на многочисленные газетные заголовки, об этой ракете пока известно не так много для того, чтобы можно было определенно сказать, представляет ли она непреодолимую угрозу для кораблей на море.

«Спутник», принадлежащее российскому государству новостное агентство, расхваливает возможности этой ракеты и отмечает, что «британские авианосные ударные группировки вынуждены будут находиться вне радиуса действия ракеты «Циркон», а у палубных самолетов не окажется достаточно топлива для того, чтобы преодолеть необходимую дистанцию».

Угрожающая авианосцам ракета представляет собой дешевое средство для противодействия смертельной угрозе, однако угроза эта хорошо известна. В течение многих лет военные планировщики вводили в состав авианосных ударных группировок другие корабли, оснащенные системами противоракетной обороны и использующие свои собственные радары и ракеты-перехватчики для защиты массивных авианосцев от известных в настоящее время реактивных снарядов. Серьезной угрозой гиперзвуковые крылатые ракеты делает не только скорость.

Скорость — это только средство, а не самоцель. Сложными для перехвата ракеты делает то, что они способны сделать со своей скоростью. «На мой взгляд, вопрос относительно ракеты «Циркон» состоит в ее характеристиках — того, можно ли ее обнаружить на дальнем расстоянии и от того, на какой скорости она способна маневрировать в конечной фазе. Это более интересные вопросы, чем просто скорость», — отметил Джеймс Эктон (James Acton), один из директоров программы по ядерной политике (Nuclear Policy Program) Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace).

Контекст

Российские ракеты не остановить

Il Giornale 23.02.2017

«Сармат» - убийца американской ПРО?

The National Interest 16.02.2017

Новая российская ракета - это важно

The National Interest 01.02.2017 Одной скорости еще недостаточно, потому что существующие системы противоракетной обороны созданы как раз для того, чтобы сбивать значительно более быстрые цели.

«Это на самом деле высокая скорость для крылатой ракеты, однако она не особенно высока, если вспомнить о баллистических ракетах», — подчеркнул Дэвид Райт (David Wright) из Союза обеспокоенных ученых (Union of Concerned Scientists).

Системы противоракетной обороны, призванные перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, только начинают демонстрировать некоторые успехи в борьбе против учебных мишеней. Против менее крупных баллистических ракет используются комплексы Patriot, и они стоят на вооружении многих стран-членов НАТО, в том числе Соединенных Штатов. Ракеты комплекса Patriot обладают скоростью примерно в 4 Маха. Этого более чем достаточно для того, чтобы поразить существующие крылатые ракеты и самолеты. Кроме того, ракеты комплекса Patriot продемонстрировали определенный успех в борьбе с баллистическими ракетами, летящими по предсказуемой траектории.

Перехват осуществляется за счет скорости и обнаружения.

Самая высокая скорость межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III составляет 20 Махов. Это в три или в четыре раза быстрее, чем предполагаемая скорость ракеты «Циркон». Однако баллистические ракеты летят по довольно ясной траектории — сначала вверх, потом вниз, и все это в открытом небе, где радары и спутники легко могут проследить за всем их полетом.

«Другой способ обойти радар — по крайней мере, в определенной степени — состоит для ракеты в возможности низкого полета. Профиль полета очень важен для того, чтобы осложнить обнаружение, — подчеркнул Эктон. — Даже если ракету заметят, ее вряд ли перехватят, если она способна на маневры для уклонения от удара». Ракеты в буквальном смысле слова уворачиваются от противоракет, пытающихся их перехватить.

То, как именно будет летать ракета «Циркон», скажет в конечном итоге значительно больше о ее возможностях, чем просто данные о ее скорости. Если эта ракета сможет двигаться по низкой траектории, а затем после внезапного и неожиданного маневра уже в самом конце своего полета поразит корабль, то тогда она будет именно такой смертоносной, как все трубят. Если же она не будет способна на подобный маневр, то, возможно, существующие системы противоракетной обороны смогут ее перехватить. Хотя маловероятно, что конструкторы и военные планировщики не наделили ее такими возможностями. Однако такого рода информация сейчас недоступна, и поэтому, в любом случае, еще слишком рано определенно говорить о том, обеспечит ли ракета «Циркон» огромное преимущество России в морских сражениях.

«Я очень серьезно отношусь к тому, что говорят о ракете «Циркон», а также к тому факту, что она может представлять угрозу для американских кораблей, — отметил Эктон. — Однако одна лишь скорость не является единственным важным фактором. По данным средств массовой информации, ее скорость составляет 6 Махов, и якобы именно поэтому ее нельзя будет остановить. На самом деле это довольно безграмотное предположение».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.


Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий...

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров - 2,8М, на уровне моря - 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км - 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат - число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” - гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.


Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 - 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой - 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе - до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М - следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса - стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть - осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ - до 200 км.

Скорость - до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).


ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком - высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 - зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями - для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет - наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы - в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

Вторая проблема - слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.


Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000-10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).

Дальность первой модификации «Циркона» составляла около 500 км при скорости 2,5 км/сек. Другими словами, скорость ракеты почти в восемь раз превышает скорость звука. А это означает лишь одно: никакими средствами противовоздушной обороны ее не сбить. Для примера, время реакции ракетного комплекса ПВО США системы Aegis составляет порядка 8–10 сек. «Циркон» при скорости 2,5 км/сек за это время пролетит 20-25 км. Ракеты-перехватчики наземного базирования просто не успеют его догнать.

Уже есть информация, что первыми кораблями, которые будут вооружены ЗК22, станут тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» и атомный крейсер «Петр Великий». Каждый из них имеет 20 пусковых установок ПКР «Гранит», в каждой установке сможет разместиться по три «Циркона». То есть 60 новейших ракет вместо 20.

Как отметил военный эксперт Константин Сивков, принятие «Циркона» на вооружение приведет к тому, что роль авианосных сил США будет сильно ослаблена в пользу российских атомных крейсеров.

Американский конгрессмен Тренд Френкс так прокомментировал российскую военную новинку: «Приближается гиперзвуковая эра. Вражеские разработки коренным образом меняют фундаментальные законы войны». Конгрессмен прав. Появление «Циркона» с ядерными боеголовками делает бессмысленной любую систему ПРО на ближайшие лет тридцать. Америка уже начала переписывать свой главный милитаристский документ - военную доктрину, так как приёмы и сценарии, указанные в текущем варианте, утратили актуальность. В частности, Западу придется кардинальным образом обновить защитное вооружение. Как это сделать, они ещё не придумали, но налогоплательщикам США это влетит в копеечку.

Гиперзвуковые технологии, которые воплотились в российской ракете «Циркон», это новое слово в военной сфере. Признают этот факт и русские, и зарубежные эксперты. В «Цирконе» удалось достигнуть высочайшей технологичности. И пусть проект засекречен, уже известно об удачных испытаниях.

Судя по заявленным характеристикам, главный козырь этого оружия – скорость. Около 8 М, это более 9000 км/час, которые зафиксировали на пике траектории – это гарантия того, что перехватить ракету существующими средствами защиты абсолютно невозможно.

История гиперзвуковых ракет

Эру гиперзвуковых ракет можно отсчитывать с появления первых прототипов. Уже нацистская Германия вела такие разработки, но, очевидно, технологии не были развиты настолько, чтобы подготовить успешное решение. Гиперзвук всегда привлекал внимание ведущих военных держав мира. Обладание таким вооружением гарантировало весомое преимущество в любом возможном конфликте.

Первых успехов пришлось ждать долго. Советский Союз получил удавшийся проект только в 80-е годы двадцатого столетия. Ракета Х-90 ГЭЛА смогла достичь примерно 3000 км/ч. Но разработки были экстренно свернуты по причине развала страны и катастрофической нехватки бюджета.

Х-90 ГЭЛА получилась очень успешным оружием.

Она могла нести две ядерные боеголовки, из-за образующегося вокруг нее плазменного облака – оставаться незаметной для систем обнаружения. Главные же козыри – скорость в 2,5 М и еще способность маневрировать – делали перехват ракеты очень сложным занятием. Напомним, что скорость М – это скорость Маха, или число Маха. По сути это скорость распространения звука, она разная на разных высотах: у земли это 1224 км/ч, на высоте 20 км – 1062 км/ч

Второй виток разработки гиперзвукового оружия стартовал уже в новой стране, России. Предположительно, испытания начали проводиться в середине 00-х годов. Уже в 2011 году проект начал дорабатываться и совершенствоваться. Новая ракета получила название 3К22 «Циркон». Испытания и доработки прошли достаточно быстро. На это потребовалось лишь несколько лет, с 2012 по конец 2013 года. Уже в 2016 году было объявлено, что проект признан успешным и будет поступать на вооружение.

Основные сложности на гиперзвуковых скоростях

Гиперзвуковые и сверхзвуковые технологии так долго разрабатывались по той простой причине, что для их внедрения потребовались самые новые идеи и уникальные инженерные решения.

Сегодня повсеместно используются противокорабельные ракеты, которые развивают скорость в 3-4 тыс. км/час или 2,5-3 М. Но у такого крылатого вооружения есть свои минусы. Так, они запускаются в направлении цели, лишены возможности эффективно маневрировать. Ракеты набирают большую высоту, что практически сразу позволяет их обнаружить и вычислить траекторию движения. У атакуемого объекта появляется больше шансов успешно покинуть зону поражения.

Более высокие скорости (которые сейчас развивает «Циркон») привели к понятным трудностям.

Полеты даже в верхних слоях атмосферы (около 20 км) с более чем 3 М скорости ознаменовались возникновением теплового барьера. Из-за сопротивления воздуха основные детали подвергались серьезному нагреву. Так, воздухозаборники достигали 3000С, а другие части даже с прекрасными качествами обтекаемости разогревались до 2500.


В ходе испытаний стало понятно, что:

  • достаточно широко применяемые в авиации дюралюминиевые элементы сильно теряют в прочности уже на 2300;
  • при 5200 начинает деформироваться титан и его сплавы;
  • при 6500 начинается плавление магния и алюминия, даже жаропрочная сталь значительно теряет в своей жесткости.

Если же говорить о высоте полета меньшей, чем 20 км (что привело бы к сложностям в обнаружении и перехвате), то нагрев обшивки достигал бы10000С, чего не выдерживает ни один известный металл. Температура – основная проблема гиперзвуковых скоростей.

Даже если не учитывать огромный разогрев металла и необходимых для наведения частей, топливо начинает закипать и разлагаться, теряя свои свойства.

Решить проблему можно было с использованием водорода. Но в жидком виде он достаточно опасен и сложен в хранении. А в газообразном занимает большой объем и имеет низкий КПД. Серьезных и долгих разработок потребовала антенна, работающая на радиочастоте. Классические приемники сигнала непременно сгорали за считанные секунды полета на гиперзвуке. Отсутствие же связи с центром привело бы к неуправляемости оружия и потере очень важных преимуществ.

Гиперзвуковая ракета «Циркон»

Решения, применяемые на гиперзвуковой ракете «Циркон» были опробованы еще на Х-90 ГЭЛА. Тогда уникальные разработки позволили существенно увеличить максимальную скорость нового носителя. Например, для того, чтобы ловить радиосигнал стали использовать плазменное облако, которое образовывалось в полете.

Для того чтобы уменьшить нагрев всех частей ракеты, было принято решение использовать топливо с большим содержанием водорода с примесями воды и керосина. Суть сводилась к тому, что смесь нагревалась и подавалась в мини-реактор, где и выделялся водород для разгона. Сама же реакция сопровождалась снижением температуры, что позволяло охлаждать оболочку и детали. Все эти идеи дали возможность вплотную приблизиться к достижению даже сверхзвука.

Известные технические характеристики 3К22 «Циркон»

Скорость «Циркона» позволяет ему беспрепятственно обходить все существующие на данный момент средства ПРО и ПВО. В подтверждение этих слов приводятся данные из открытых источников, что передовые американские системы противоракет реагируют на объект за 8-10 секунд. Очевидно, что «Циркон» даже на маршевой скорости преодолеет за это время 15-20 км и превратится в недостижимую цель. Его не получится ни догнать, не перехватить.


О вооружении ракеты известно мало. Однако сегодня «Циркон» позиционируется как комплекс противокорабельных ракет. Вероятно, основными его целями будут хорошо укрепленные авианосцы. Отсюда и второе название – «убийца авианосцев».

Конструкция и где будет использоваться «Циркон»

Ракета «Циркон» долгое время держалась в строжайшем секрете. И сегодня очень немногим людям удалось видеть это вооружение воочию.Тем не менее, можно сделать выводы, что длина ракета достигает 8…10 м. У нее имеется хвостовое оперение, а также обтекатели в средней части.

Характерной особенностью можно назвать носовую часть, которая представляет собой сплюснутый обтекатель, раздающийся в стороны.

Гиперзвуковыми ракетами планируется заменить комплекс П-700 Гранит. На сегодняшний день ими и носителями типа «Оникс», «Калибр» были вооружены флагманы флота – «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». После их реконструкции, вероятно, основу вооружения составят именно «Цирконы».


Уже в 2018 году «Адмирал Нахимов» должен пройти полную модернизацию. «Петр Великий» – в 2022 году. Новые проекты также рассчитываются для вооружения «Цирконами».
К ним относятся:

  • атомные эсминцы проекта «Лидер»;
  • подводные лодки проектов 885М «Ясень-М» и «Хаски».

По возможному количеству ракет предполагается установка до 60 «Цирконов» на корабли «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий».

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Ведущие аналитики мира признают, что России удалось практически невозможное, преодолев скорость в 7 М. Еще недавно такой разгон считался недостижимым. «Циркон» же летит на скорости 8 М.

Конкуренты «Циркона»

Главным конкурентом «Циркона» считаются проект США AHW, который способен разгоняться до 7,5 Мах. Он так же, как и русская разработка, находится в секрете. Известно только, что испытания у него проходят с переменным успехом. На 2011 год из двух запусков, один закончился взрывом. В 2014 году американцы, предположительно, тоже потерпели неудачу.


Еще одно направление – ракеты Х-43А и Х-51 Wave Ryder выдают 9,65 и 5,1 М соответственно. Но первые испытания показали, что двигатель на X-43 работал не больше 11 секунд, а на X-51 – 6 минут. Серьезную конкуренцию России и США навязывает Китай. КНР разрабатывает проект DF-ZF. Считается, что скорость ракеты колеблется в диапазоне 5…10 М. Серьезное преимущество китайцев заключается в том, что они планируют разработать гиперзвуковое оружие для установки на самолеты.

Будущее проекта 3К22 при удачной реализации очевидно.

Если этот суперсекретный проект и правда выдает заявленные характеристики по скорости и дальности поражения, то подобный вид оружия опередил свое время на десятилетия. Эксперты полагают, что нивелировать достоинства «Циркона» самые передовые державы смогут не раньше, чем через 30…50 лет.

Принятые на вооружение ракеты обеспечат преимущество России на море. Базируясь на борту подводных лодок, они защитят ближайшие границы нашей страны, угрожая крупным морским соединениям врага.

Видео

Ракета «Циркон» достигла 8 скоростей звука

Гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука. Сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов», — сказал собеседник агентства.

Также источник агентства отметил, что ракеты «Циркон» могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». При этом собеседник агентства не уточнил, когда и с какой платформы был проведен запуск.

По данным источников ТАСС в этом году «Циркон» проходит государственные испытания. Принятие на вооружение ожидается в 2018 году.

Этот же собеседник отметил, что ракетами «Циркон» будут вооружены новейшие российские многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) пятого поколения класса «Хаски», а также российский тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

Впервые заявления о начале разработок комплекса с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» морского базирования появились в СМИ в феврале 2011 года. Испытания ракеты «Циркон» начались в марте 2016 года. Они проходили с наземного стартового комплекса, так как по всей видимости морские носители не были готовы.

Ракету «Циркон» разрабатывает «НПО машиностроения» (Реутов, Московская область) для ВМФ России. В ней будет реализован принцип так называемого моторного гиперзвука.
Гиперзвук — это скорость выше пяти чисел Маха. 1 Мах соответствует скорости звука — примерно 300 метров в секунду или 1 тыс. 224 км/ч.

Гиперзвуковая ракета «Циркон»

Циркон (3M22) – российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета, которая входит в состав комплекса 3K22 «Циркон». Принципиальным отличием данной ракеты является значительно большая (8 Мах) скорость полёта как по сравнению с другими российскими противокорабельными ракетами, так и с противокорабельными ракетами стоящими на вооружении других стран. На начало 2017 года в мире не существует зенитных ракет, способных сбивать гиперзвуковые цели. Данной ракетой планируется заменить тяжёлую противокорабельную ракету П-700 «Гранит». Циркон также будет дополнять новейшие российские ПКР П-800 «Оникс», Калибр (3М54), Х-35 «Уран».

Приблизительные тактико-технические характеристики:
— дальность 350-500 км.
— длина 8-10 м.
— скорость 8 Махов
— наведение: ИНС+АРЛГЛС

Возможные носители: ТАРКР «Адмирал Нахимов»; ТАРКР «Петр Великий» (в ходе модернизации 2019-2022 годов); атомные эсминцы проекта 23560 «Лидер»; АПЛ проекта 885М «Ясень-М»; АПЛ пятого поколения «Хаски» в модификации для уничтожения авианосных ударных групп.

В 2015 году стало известно, что для гиперзвуковых крылатых ракет в России уже создано принципиально новое топливо - «Децилин-М», которое позволяет увеличить дальность применения стратегических крылатых ракет на 250–300 км.

По словам Дмитрия Булгакова заместителя министра обороны РФ, «рецептура уже создана, и та энергетика, которая аккумулирована в этом топливе, позволит нашим изделиям превысить скорость 5 Махов». Представитель Минобороны добавил, что специалисты разработали с применением наночастиц алюминия ряд компонентов ракетного топлива с плотностью и энергоемкостью, увеличенной почти на 20%. Это позволяет увеличивать полезную нагрузку.

Прогнозы и комментарии

В сентябре 2016 года гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое оружие может появиться в России «в начале следующего десятилетия». «Ведется ряд проектов и с Фондом перспективных исследований при Военно-промышленной комиссии. Поверьте, у нас уже есть интересные результаты по этому направлению», — сообщил глава КТРВ и отметил, что при работе над гиперзвуковыми проектами российские ученые используют наработки СССР - НИР «Холод» и «Холод-2».

Он подчеркнул, что «сделать с нуля гиперзвуковое оружие было бы просто невозможно», но сегодня «технологии достигли необходимого уровня».

Трудность, по словам Обносова, заключается в том, что никто не знал, как будет влиять на работу ракеты скорости в 8–10 Махов. «При таких условиях у поверхности ракеты образуется плазма, температурные режимы запредельны», - сказал он.

Сравнение

В своей статье военный аналитик, доктор военных наук Константин Сивков пишет: «Сопоставление ТТХ «Циркона» и «Стандарта-6» показывает, что наша ракета попадает на границу зоны действия американской ЗУР по высоте и почти вдвое превосходит допустимую для нее максимальную скорость аэродинамических целей - 1 500 против 800 метров в секунду. Вывод: поразить нашу «ласточку» американский «Стандарт-6» не может. В целом можно констатировать, что у «Стандарта-6» - самой эффективной ЗУР западного мира, мизерные возможности поражения «Циркона»».

Исследователь подчеркивает, что «и в США интенсивно разрабатывают гиперзвуковые СВН. Но основные усилия американцы направили на создание гиперзвуковых ракет стратегического назначения. Данных о разработке в США противокорабельных гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону», пока нет, по крайней мере, в открытом доступе. Поэтому можно предполагать, что превосходство РФ в этой сфере продержится довольно долго - до 10 и более лет».

Испытания МБР, оснащенной отделяемым от носителя планирующим гиперзвуковым боевым блоком, Китай произвел еще в 2014 году. В настоящее время высокотехнологичное гиперзвуковое стратегическое оружие помимо США, России и Китая разрабатывает еще и Индия.

Советская Х-90

X-90 (по классификации МО США: AS-X-21) – гиперзвуковая крылатая ракета
Основные тактико-технические характеристики:
— Масса = 15 т
— Скорость, крейсерская = 4-5М
— Размах крыла = 6,8-7 м
— Длина = 8-9 м
— Дальность пуска = 3000-3500 км (РМД-2)
— Число/мощность ББ, шт/кт = 2/200

По мнению конструкторов, машина быстро нагревалась от сопротивления воздуха, что разрушало аппарат или приводило в нерабочее состояние механизмы внутри корпуса. Для достижения гиперзвука для прямоточного реактивного ракетного двигателя требовался водород или хотя бы топливо, состоящее в значительной мере из водорода. А это трудно осуществить технически, так как газообразный водород имеет малую плотность. Хранение жидкого водорода создавало другие непреодолимые технические сложности. Также во время гиперзвукового полета вокруг Х-90 возникало плазменное облако, которое сжигало радиоантенны, что приводило к потере управляемости аппаратом.

Эти недостатки были исправлены. Проблему охлаждения корпуса и водородного топлива решили тем, что в качестве его компонентов стали использовать смесь керосина и воды. Она после нагрева подавалась в специальный каталитический мини-реактор, в котором проходила эндотермическая реакция каталитической конверсии, в результате которой вырабатывалось водородное топливо. Этот процесс приводил к сильному охлаждению корпуса аппарата. Также была решена проблема обгорания радиоантенн, в качестве которых стали использовать само плазменное облако.

При этом плазменное облако позволило аппарату не только двигаться в атмосфере со скоростью 5 км в секунду, но и делать это «ломаными» траекториями. Кроме того, плазменное облако еще и создавало эффект невидимости аппарата для радаров. Х-90 не поступила на вооружение, работа над ракетой была приостановлена еще в 1992 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: