Противодействие коррупции в здравоохранении. Коррупция в сфере здравоохранения


Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории
ГОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет"

В настоящее время коррупция остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном.

Для того, чтобы разобраться с данной проблемой необходимо рассмотреть основные понятия: Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. – коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества и практически все сферы деятельности, то есть стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. В международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из ста вместе с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты .

Принято считать, что медицина традиционно является одной из наиболее коррумпированных областей в сфере оказания услуг населению. Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система "врач-пациент"). В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения .

Большинство коррупционных правонарушений совершается на уровне "врач-пациент" или же близком к нему. Это создает известную сложность, поскольку для их пресечения законодателю необходимо, находясь на высоком иерархическом уровне, принимать антикоррупционные программы, направленные на регулирование деятельности, осуществляемой на самом близком к пациенту уровне . Именно на данном уровне ВОЗ выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и дезинформация с целью личной выгоды .

Целью настоящей работы явились анализ коррупционных проявлений в сфере здравоохранения, исследование актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, для выработки мер по оптимизации антикоррупционных мероприятий в медицине. Для решения поставленной цели использовались исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный методы исследования.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Соответствующие задачи были поставлены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.г., утвержденной распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789-р. (Еще ранее, в ноябре 2003 г., Президент России В.В.Путин подписал декрет об образовании Совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого премьер-министром и объединившего в своем составе, в том числе, председателей обеих палат парламента и председателей Верховных судов).

Соответствующее развитие административной реформы в Республике Татарстан было обеспечено принятием Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127, а затем закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 «О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» и далее Законом Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 08.04.2005 г. № УП-127 и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" была разработана ведомственная программа, предусматривающая меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции, в том числе по правовой экспертизе ведомственных актов на предмет их коррупциогенности, по контролю за соблюдением сотрудниками требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной службе, а также другие меры согласно Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

В 2009 г. правоохранительными органами республики выявлено и пресечено 603 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что примерно соответствует уровню прошлых лет (636 – в 2008 г., 572 - в 2007 г.).

По результатам расследования в суд направлены уголовные дела в отношении 209 лиц, из которых 138 по делам о взяточничестве. Среди коррупционных преступлений в 2009 г. сфера здравоохранения занимает 2 место (19,6% против 12,4% в 2008 г.).

Преобладающее количество выявляемых правоохранительными органами преступлений отмечается, в первую очередь, в образовании и здравоохранении (почти три четверти от общего количества преступлений данной категории). За попытку подкупа должностных лиц к уголовной ответственности привлечены 69 человек. За вымогательство и получение взятки привлечены 12 медицинских работников.

Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического диспансера был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за госпитализацию в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг .

Латентность коррупционных преступлений не позволяет оценить реальный уровень коррупции, основываясь на анализе лишь уголовной статистики.

Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения, проведённого Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, и анализ обращений граждан в государственные органы.

При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2005 г. количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Повышение уровня коррупции за последние четыре года граждане, в частности, отмечают в системе здравоохранения.

Доля граждан республики, попадавших в коррупционную ситуацию (объем охвата бытовой коррупцией) в течение последних четырёх лет, имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 37,1%, 2007 г. – 29,9%, 2009 г. – 22,1%). Около половины опрошенных в течение года сталкивались с коррупцией один раз и примерно четверть – два и более раза.

По результатам опроса отмечается высокая степень готовности граждан к бытовой коррупции – 65,6% (доля тех, кто в коррупционной ситуации предпочитал давать взятку). То есть, примерно треть населения республики, оказываясь в коррупционной ситуации, предпочитали дать взятку (совершить активный подкуп). Таким образом, значительное число граждан, говоря о коррупции как о негативном явлении, требующем искоренения, поведенчески настроено на совершение коррупционных правонарушений. Об отсутствии интереса граждан к противодействию коррупции свидетельствуют и данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (http://wciom.ru) в январе 2009 г., согласно которым коррупция занимает лишь четвёртое место в рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому – неверие в свои силы и надежда на «руководство» (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что анализ коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, свидетельствуют о необходимости повышения правовых знаний медицинских работников в данном вопросе, выработке предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине. При всем многообразии возможных мер борьбы с коррупцией ее краеугольным камнем должно стать создание условий нетерпимости к данному явлению как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.

Cписок литературы

  1. Абросимова М.Ю., Максимов И.Л., Исмагилова Л.В., Хаертдинова Л.М. Основы антикоррупционной деятельности в системе образования и здравоохранения / Методическое пособие. – Казань: КГМУ, 2010. − 30 с.
  2. Салагай О.О. Противодействие коррупции в сфере здравоохранения: политико-правовой аспект / Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. − № 6. – С.3-8.
  3. Сводный отчёт о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2009 году / Подготовлен отделом при Президенте Республики Татарстан по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. − Казань, 2010.
  4. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. − 2009. − № 6.
  5. Corruption in health services. Editorials // J.Hlth Serv. Res.Policy. – 2007. - №2 (12). – P. 67-68.
  6. European Observatory on Health Care Systems Series // www.eur.who.int .

Коррупция в сфере здравоохранения это характерное явление для России. Несмотря на то, что в стране проводится антикоррупционная политика, различные скандалы в данной сфере есть свидетельство о том, что полностью искоренить коррупцию практически невозможно. «Противоправные деяния коррупционного характера в ходят в число наиболее негативных факторов социально-экономического и общественно-политического развития социума и государства…».

Медицинские работники честно работают и исполняют свой долг, однако, случаи со взяточничеством и вымогательством не прекращаются. Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы. Можно привести частный пример, когда в больницах люди с уверенностью дают взятку хирургу, чтобы тот, в свою очередь, провёл успешно операцию. Другие же люди, не зная этого, приходят по медицинскому полису и имеют полное право претендовать на бесплатное проведение операции. Операция будет проведена благополучно в любом случае, независимо от такого фактора, как дача взятки.

Многие люди не понимают этого и идут на поводу у хирурга, а он от этого получает выгоду в личных интересах. Существует несколько различных видов коррупции. Это может быть растрата и расхищение средств, которые были выделены на здравоохранение. Лекарства могут использоваться в личных целях, а также для перепродажи. Также коррупционными действиями можно считать подделку страховых документов, медицинских справок, больничных листов, за которые медицинские работники получают вознаграждение. Услуги, которые должны оказываться бесплатно начинают оказываться платно на непонятном основании. Одними из самых крупных взяток в здравоохранении являются взятки за искажение причины смерти. Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске.

Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы: Экономические причины заключаются в дифференциации населения по имущественному признаку, а также экономической нестабильности. Политические: недостаточно высокий уровень квалификации медицинских работников из-за халатной подготовки управленческих кадров. Социальные: рост потребностей не соответствует возможностям их удовлетворения. Организационные: недостаточное ознакомление медицинского персонала с нормативноправовыми актами, посвященными противодействию коррупции. Правовые: отсутствие полной правовой защищенности и гарантий прав граждан на оказание медицинской помощи. Духовно-нравственные: происходит преломление норм морали. Пациент может своим поведением показать врачу, что он готов вступить в коррупционную сделку, и врач также может провоцировать пациента на дачу взятки. Механизмы противодействия коррупции в сфере здравоохранения:

В сфере социально-экономических отношений можно усовершенствовать систему оплаты труда медицинского персонала, повысить их социальную роль и значимость; предоставлять полную информацию пациентам об их правах и обязанностях, обеспечить защиту прав. В организационной сфере ужесточить контроль над использованием бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение; повысить открытость деятельности медицинских учреждений и непосредственно контролировать процесс оказания медицинских услуг. В политической сфере необходимо укрепить государственность, усилить демократические ценности, развивать общественный контроль. В духовной сфере следует повышать уровень правовой культуры молодых специалистов и нравственное поведение медицинских сотрудников. В правовой сфере выстроить четкую регламентацию мер по противодействию коррупции, искоренить двусмысленность права и дать более логичное и точное определение коррупции. И еще немаловажной мерой противодействия коррупции является ужесточение ответственности лиц, являющихся участниками коррупционного правонарушения.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции следует повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу, создать компетентный медицинский орган, который мог бы контролировать качество лечения и расход бюджетных средств, и, конечно, развернуть практическую работу по антикоррупционному просвещению , в целях формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Только общими усилиями государства и общества можно преодолеть коррупцию. Для снижения уровня коррупции необходимо продолжить совершенствовать антикоррупционное законодательство в сфере здравоохранения, развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок медицинской техники и оборудования. Содействовать развитию отечественной медицинской промышленности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. №52. Ст. 6228. 2. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // СевероКавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111. 3. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. – 2009. – № 6. 4. ООО Издательство «Моя семья», Москва, 2018. 5. Антаева Л.А., Паулов П.А. Коррупция в современной России: проблемы противодействия // В сборнике: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. Материалы 15-й международной научно-практической конференции. 2016. С. 12. ©

Соболева Р.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Введение 3

    Коррупция в здравоохранении и ее виды 4

    Причины коррупции в здравоохранении 8

    Коррупция в системе здравоохранения России 11

Заключение 16

Список использованных источников 17

Введение

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

Выявить причины коррупции в здравоохранении;

Проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

1. Коррупция в здравоохранении и ее виды

Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

За выписку «нужного» рецепта;

За искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

Искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

Постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно - на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

«Коррупционная зараза» проникла практически во все отрасли медицины, что признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

  • - За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;
  • - За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;
  • - За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);
  • - За выписку «нужного» рецепта;
  • - За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;
  • - За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.
  • - За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

  • 1) характеристики служебной среды;
  • 2) характеристики работников;
  • 3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Разберем подробнее, каким образом на практике осуществляется коррупция в системе здравоохранения, по ее видам.

«Выписка «нужных» лекарств. Суть такой махинации проста - больному выписывают, помимо основных препаратов, которые входят в стандартную схему лечения, несколько дополнительных, без которых можно обойтись. Заподозрить махинацию можно, если врач посылает вас в конкретную аптеку. От покупки «нужного» лекарства врач получает процент от аптеки. Это составляет от 5 до 20%, - как рассказал на суде осужденный за получение взятки семейный врач Д.И. Пастерин: «Я, к примеру, сотрудничаю таким образом с двумя фирмами. Получаю 10% за лекарство по 50 руб. - это 5 руб. и 20% за лекарство по 80 руб. - это 16 руб. В месяц мой выторг - в пределах 300 - 400 руб.». То же самое касается так называемых БАДов (биологически активных добавок), которые некоторые врачи предлагают в качестве дополнительного лечения. Но БАДы не лечат. Эти препараты не прошли официальные исследования, и их эффективность не имеет задокументированных результатов. Говорить пациенту, что без этого «лекарства» выздоровление будет не полноценным - это пиар БАДов, не больше. «Для лечения угрозы прерывания беременности «по стандартам» назначаются препараты прогестерона, витамин Е, спазмолитики, а некоторые из врачей к этому стандартному лечению добавляют БАДы (на основании кошачьего когтя и т.д.) на сумму от 400 руб., имея откат с этих препаратов 15-20%. Таким образом, пациентки платят не 100 руб. за стандартную терапию, а 400.

«Подделка справок». Вторая распространенная схема, которую практикуют рядовые медработники, - продажа справок. Согласно неофициальным источникам, к примеру, «липовый больничный» на неделю в регионах России в среднем стоит 150-300 руб. за один день. Кроме того, часто обращаются родители за подделкой справки о сделанных прививках ребенку. Такой документ стоит по в среднем 300-400 руб. Доход от этой «подработки» больше, чем от выписки лекарств - за месяц получается от 800 до 1200 руб.

Подделывают и более сложные документы, к примеру, о непригодности к службе в армии. В этом случае в долю входят несколько врачей, соответственно, и стоит такой документ дороже - от нескольких сотен у. е. до нескольких тысяч. Очень популярны также липовые справки о беременности и подтверждении побоев. Средняя стоимость $300-500.

Отдельно стоит сказать об оформлении инвалидности. Это очень длительный процесс, поэтому и затраты немаленькие. Чтобы получить такой документ, нужно пройти несколько циклов обследований и подтвердить свою профнепригодность. Если человек действительно болен, ему, как правило, дают группу, но временную (на 2-3 года). Затем свой статус нужно подтверждать, иначе с инвалидности просто снимают. Для этого проходят более дорогостоящее обследование или, как минимум, надо заплатить взятку. Суммы таких поборов в регионах разные и колеблются от пары сотен до тысячи долларов.

«Взятка за операции». Этот вид коррупции - хлеб для хирургов. Если это какая-то срочная операция, то она делается, как правило, без обсуждения оплаты. Хотя и в таком случае родственникам говорят до операции, что бесплатно оперирует только дежурная бригада, но можно «попросить» и хорошего хирурга уделить вам внимание за деньги. Либо после операции говорят, сколько нужно за нее заплатить. Если же предстоит любая плановая операция, без конверта не оперируют. Стоимость несложной операции - минимум 600 у. е. Деньги делятся на бригаду: львиная доля - хирургу, что-то анестезиологу, что-то медсестре.

«Дерибан благотворительных взносов» - характерен для медиков уровнем повыше - главврачей, а также главных бухгалтеров. Для того, чтобы понять, как делят благотворительные деньги, вспомним, что в каждом государственном лечебном учреждении сегодня официально существуют т.н. больничные кассы, в которые каждый больной, при обращении за какой угодно медпомощью (от консультации терапевта до сложной хирургической операции), вносит определенную сумму денег. Сколько именно нужно заплатить, подсказывают врачи: сумма колеблется в районе 200 - 600 руб., и если вы заплатите меньше, отношение к пациенту со стороны медперсонала будет соответствующее. Цель благая - использовать полученные взносы на зарплату сотрудникам, закупку аппаратуры, ремонт и т.п. Однако в реальности деньги часто уходят не по назначению, а в карман главврачу, главбуху и дальше по вертикали. И это помимо «взноса» в карман врачу (от $100), скажем, за хорошую палату - с холодильником и одним соседом.

«Нецелевое использование средств». Если четыре предыдущие схемы умело вуалируются, из-за чего редко становятся предметом расследований госслужб, то, начиная с этого уровня, шило в мешке становится утаить все сложнее. Речь идет уже не о тысячах, а о десятках и сотнях тысяч рублей. Нарушения в финансово-хозяйственной деятельности больниц превышают не одну сотню тысяч рублей. Схемы тут используют самые разные. Например, проводят махинации с выплатой зарплат: должны платить из одного фонда, а платят из другого, из которого идут меньшие отчисления государству, в результате часть сэкономленной суммы уходит в карман. Или вводят в штат лишние должности. К примеру, для работы нужно 6 машинистов по стирке белья, а вводят 17. На их зарплату уходит 226 тыс. руб. Это уже трактуется как растрата.

«Откат на закупке». Эта схема используется уже не медиками, а медицинскими чиновниками. Откат - это получение чиновником, связанным с закупками, взятки за то, что он заказывает за государственные деньги определенный товар. Как правило, товар в несколько раз более дорогой, чем его аналог, присутствующий на рынке, или вообще не очень-то и нужный медикам. Взятку дает фирма, заинтересованная в продаже этого товара. Пример закупки не очень подходящего товара - машины скорой помощи. Например, закупили десять новых машин скорой помощи - фургоны, рассчитанные на четырех человек - водителя, врача, фельдшера и медсестру. А кто-то спрашивал у практиков, нужно ли им такое количество? И нужны ли нам именно такие машины? Скорее всего, нет. Но, если бы спросили, то узнали бы, что нам больше нужны не фургоны, а легковые машины, ведь в девяти вызовах из десяти помощь больному может оказать и один врач. И чтобы побыстрее добраться до больного, ему нужна шустрая легковушка. Так работают во многих странах. В итоге учреждение вынуждено кормить не только врача, но и раздутый штат водителей, фельдшеров и медсестер, а также покупать количество бензина в два раза больше, чем это было бы нужно для легковушек. Если машины скорой помощи хоть и не совсем подходят, но используются, то множество закупленного оборудования вообще простаивает. Еще в 2012 году на расширенной коллегии Минздрава была озвучена информация, что, согласно проведенной инвентаризации, выявлено новое медоборудование, которое не используется, на сумму свыше 130 млн. руб. Именно схемы коррупционных закупок наиболее ощутимо грабят наше здравоохранение. По неофициальным данным, из того, что выделяет государство на здравоохранение, чиновники умудряются положить каждый третий рубль себе в карман.

Продажа запрещенных средств. Факты мошенничества часто фиксируются и в фармакологическом бизнесе. На сегодняшний день в аптеке без рецепта можно приобрести практически любое лекарство, за исключением разве что психотропных и наркотических препаратов. Эти препараты отпускаются строго по специальным рецептурным бланкам №3, на которых должен присутствовать штамп медицинского учреждения, личная печать и подпись врача. Но, несмотря на это, такие препараты большими партиями попадают в незаконный оборот наркорынка. Причины этого нужно искать не в аптеках, а на верхушке фармбизнеса или у производителей и оптовиков. В аптеках действуют более примитивные схемы: некоторые препараты в больших дозах обладают наркотическим действием, но продавать мы их обязаны, просто по одной упаковке в руки. И «любителям кайфа» несложно пройтись по нескольким аптекам и купить нужную дозу. Например, в состав сиропов, которые широко применяются для лечения верхних дыхательных путей входят псевдоэфедрин или кодеин. В концентрациях, превышающих суточную дозу, они действуют как наркотик. Еще одна уловка фармбизнеса - продажа рецептурных средств лицами, не имеющими на это лицензии. В первую очередь это касается интернет-аптек. Некоторые из них реализуют запрещенные препараты, причем без рецептов.

«Псевдодиагнозы». Вопрос лечения несуществующих болезней, безусловно, является чистой коммерцией в медицине. В последнее время на консультацию обращается все больше пациентов, чтобы выслушать второе мнение. Все они, как правило, приходят с «псевдодиагнозами» - микоплазменной или урепалзменой инфекцией, хламидиозом, поставленными только на основании сомнительных анализов. Дело в том, что эти микроорганизмы обитают в минимальном количестве почти в каждом организме, и высокочувствительные методы их улавливают. Но это не повод лечить человека курсом тяжелых антибиотиков стоимостью от 400 до 1500 руб.

Согласно официальным данным о коррупции в медицине, предоставленным в Департаменте общественных связей МВД, в течение 2009 года в учреждениях и организациях здравоохранения раскрыто 319 преступлений. Из них 218 - тяжкие и крайне тяжкие (неоказание медицинской помощи, стерилизация, аборты без показаний, лечение без лицензии и т.д.). Больше всего преступлений касаются сферы служебной деятельности - 241, из них 130 связаны со взятками. Кроме того, выявлено 58 фактов присвоения и растраты госимущества.

Состояние медицины в РФ вообще представляет собой яркий пример того, что способна сделать коррупция со здравоохранением. На сегодняшний день столичная медицина, когда-то одна из лучших в стране, полностью развалена. И дело тут не в рядовых медиках - те мелкие благодарности, которые им дают больные, лишь помогают им хоть как-то выживать. Главные коррупционеры сидят в правительстве.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция в здравоохранении развивалась в условиях официального крайне низкого размера содержания работников, нерегулярной его выплаты, неясной правовой основы предоставления дополнительных льгот работникам, фактического участия структур здравоохранения и их сотрудников в частной практической деятельности, не вытекающей из задач и правового статуса соответствующей здравоохранительной структуры. Существуют самые различные виды проявления коррупции. Все они не могут быть решены одним нормативно-правовым актом, или же какой-либо проверкой с последующим наказанием и осуждением виновных в коррупционных действиях. Необходима тщательная проработка антикоррупционных механизмов, начиная с самого низа и заканчивая верхами правительства.

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.


1. Коррупция в здравоохранении и ее виды


Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

за выписку «нужного» рецепта;

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.


2. Причины коррупции в здравоохранении


Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Нравственно-духовные - преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач - пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

И другие.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство - это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.


3. Коррупция в системе здравоохранения России


В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. <#"justify">Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.


4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении


Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

В сфере политических отношений:

укрепление государственности;

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

В духовной сфере общественной жизни:

внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.


Вывод


В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: