Презентацию на тему международные отношения между странами. Международные отношения (презентация) скачать

Траектория лекции 1. Основные проекты экономической интеграции и сотрудничества в Восточной Азии. 1. 1. Институциональная архитектура Восточной Азии (СВА и ЮВА): институты регионального сотрудничества, инициируемые АСЕАН, роль Форума «Азия – Европа» в консолидации идеи регионализма Восточной Азии, Форум АТЭС, Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Причины, препятствующие интеграции ВА. 1. 2. Зоны транснационального сотрудничества в Восточной Азии. 1. 3. Неправительственные организации и их роль в развитии регионального сотрудничества 2. Проблемы безопасности и устойчивого развития в Восточной Азии 2. 1. Двусторонние контакты и институциональные структуры в решении проблем безопасности: АРФ, АТЭС, ШОС, СВМДА, Диалог Шангри-Ла. 2. 1. Роль КЕДО и механизма Шестисторонних переговоров в решении проблем безопасности Корейского полуострова.

Регионоведческий аспект МО Ø Восточная Азия (ВА) – калейдоскоп культур, многообразие форм социальных структур, динамичное экономическое развитие. Ø В процессе исторического развития формируется культурно-цивилизационная и экономическая региональная общность. Ø В 1990 -х на интенсификацию сотрудничества среди стран ВА повлияли следующие факторы: 1. Рост экономической взаимозависимости и объемов торговли между странами ВА (СВА и ЮВА) Ø 2. Азиатский финансовый кризис и его результаты (Чиангмайская инициатива, ориентированная на создание системы взаимной поддержки стран ВА, стала примером защиты региона от валютно-финансовых потрясений извне и от необходимости обращаться за помощью к МВФ. – См. В. Амиров. Истоки и эволюция Чиангмайской инициативы). Ø 3. Расширение региональных организаций в Азии, Европе и Америке. Ø 4. Актуализация поиска восточноазиатской идентичности, благодаря бурному экономическому росту и укреплению позиций на международной арене (Синтаро Исихара (No-сан), Махатхир Мохаммад, Ким Дэчжун). Ø Ø На пространстве Восточной Азии фигурируют разные формы экономической интеграции: от трансграничных зон экономического роста и соглашений о свободной торговли до трансконтинентальных структур (АТЭС, РВЭП, ТТП)

Форум «Азия-Европа» - АСЕМ (ASEM) инициирован Сингапуром и Францией. Первая Конференция состоялась в 1996 г. в Бангкоке Последний саммит прошел в июле 2016 в Улан-Баторе. В АСЕМ входит 53 участника. Ø Деятельность Форума опирается на 3 столпа: политика; экономика; социокультурная и образовательная сфера. Ø Главные задачи: развивать и углублять сотрудничество между континентами, совместно бороться с вызовами и угрозами безопасности, совершенствовать механизмы взаимодействия. Ø

Диалог по сотрудничеству в Азии (Asia Cooperation Dialogue) Ø Ø Ø Цель - создание «моста» между региональными структурами (АСЕАН, АСЕАН+3, СААРК, Совет по сотрудничеству государств Персидского залива, Евразийский Союз), а в перспективе стать ведущей структурой обще азиатского взаимодействия. Действует с 2002 г. по инициативе Таиланда. С 2012 проводятся саммиты. Последний (III) прошел в октябре 2016 в Бангкоке, следующий состоится в Тегеране (2018). Главные задачи Форума – создание механизма обмена идеями и опытом между участниками, синхронизация их партнерства на различных уровнях, выработка стратегии реагирования на новые вызовы и негативные последствия глобализации. В настоящее время Форум объединяет 34 страны/ В рамках Диалога анонсированы 20 программ сотрудничества в сферах энергетики и энергобезопасности, информационных технологий, формирования азиатского фондового рынка, транспорта, туризма, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития малого и среднего предпринимательства и др.

* * Legend * ██ ASEAN full members ██ ASEAN observers ██ ASEAN candidate members ██ ASEAN Plus Three ███ East Asia Summit * ██████ ASEAN Regional Forum ASEAN Way (from TAC) n n n взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности государств право каждого государства на самостоятельный выбор пути развития без внешнего вмешательства, подрывных действий или принуждения невмешательство во внутренние дела друга разрешение разногласий и споров мирным путем отказ от использования силы или угрозы силой налаживание взаимного эффективного сотрудничества

План действия (20152017) по реализации Пномпеньской декларации по развитию инициатив ВАС определяет следующие сферы сотрудничества: 1) Окружающая среда и энергетика; 2) образование; 3) финансы; 4) глобальное здравоохранение и пандемические заболевания; 5) управление природными катастрофами; 6) связи с АСЕАН; 7) торговля и экономика; 8) продовольственная безопасность; 9) институциональные и финансовые мероприятия по реализации Плана действий. ВАС: 10+8 (2005) АПТ: АСЕАН+3 (1997) АСЕАН (1967) Согласно «Совместному заявлению…» в АПТ выделено 8 сфер сотрудничества: 1) экономика; 2) валютная сфера и финансы; 3) развитие человеческих ресурсов и социальная сфера; 4) наука и технология; 5) культура и информация; 6) содействие развитию; 7) политика и безопасность; 8) решение транснациональных проблем (наркоторговля, терроризм, торговля людьми и др.)

§ БИМТЭК (BIMSTEC) Инициатива по многоотраслевой технико-экономической кооперации Бенгальского залива (Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation). Действует с 1997 г. Нацелена на усиление интеграции членов в сфере торговли, инвестиционного, технологического сотрудничества, транспортного обслуживания, энергетики, туризма и рыболовства. § Сотрудничество Меконг-Ганг (Mekong-Ganga Cooperation) создано в 2000. Сфокусировано на 4 сферах сотрудничества: туризм, культура, образование, транспорт с целью создания устойчивого фундамента для торгово-инвестиционного сотрудничества между участниками.

Трансграничные зоны экономического роста в Восточной Азии § Транснациональные (трансграничные) зоны экономического роста преследуют цель развития географически близких регионов двух, трех и более стран на основе совместного использования факторов производства – капиталов, товаров, услуг, природных ресурсов. – См. Г. Костюнина. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. § В настоящее время в Восточной Азии насчитывают 5 (3 «треугольника роста») успешно § § § § § функционирующих зон, включающих в себя районы 13 стран: 1) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Сингапур» - первый с 1989 (Риау-Джохор. Сингапур). 2) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» - с 1993. 3) Восточная зона роста АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины) – с 1994. 4) Южнокитайская зона роста (КНР, Гонконг, Тайвань) – развивается на неформальной основе, активно с 1990 -х гг. 5) Зона «Большой Меконг» (Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, КНР (провинция Юннань)) с 1992 г. Зоны роста в СВА не реализованы: 1) Зона «Кольцо Японского моря» (Россия, КНР, Япония, Южная Корея, Северная Корея) – с 1980 -х. 2) Зона «Кольцо Желтого моря» (Япония, КНР, Северная и Южная Корея). 3) РТИ (Расширенная Туманганская инициатива) – бывший проект «Туманган» (Россия, КНР, Монголия, Южная Корея; Северная Корея в 2009 вышла). – подробнее о соврем. состоянии см. http: //www. iep. ru/files/text/nauchnie_jurnali/kadochnikov_RVV_3 -2016. pdf

Pacific for Integration Экономический Совет Тихоокеанского бассейна (ЭСТБ или PBEC) влиятельная независимая неправительственная деловая ассоциация, основанная в 1967 Уэлдоном Гибсоном (проф. Стэнфордского исследовательского института) с целью содействия развитию бизнеса в АТР. n Совет способствует улучшению делового климата для всех региональных участников, консультирует правительства по вопросам улучшения бизнес-среды и сокращения торговых барьеров, помогает привлечению иностранных инвестиций и поощрению развития и внедрения новых технологий, избегая по возможности ухудшения состояния окружающей среды. http: //www. pbec. org/ n n Совет Сотрудничает с Азиатским банком развития, ОЭСР, Советом Тихоокеанского экономического сотрудничества (PPEC), форумом АТЭС, Глобальным Договором ООН.

Pacific for Integration n n n Тихоокеанская Конференция по торговле и развитию (ПАФТАД или PAFTAD) проводится с 1968 (инициирована ЯЦЭИ) вначале как академическое мероприятие, а затем как триггер тихоокеанского регионализма. В Японии, Австралии и Соединенных Штатах были созданы национальные секретариаты ПАФТАД. Идеи, сформулирвоанные в рамках Конференции, легли в основу положений СТЭС и АТЭС - http: //www. paftad. org Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС или PECC). Создан в 1980 по инициативе Охира Масаёси и Малкольма Фрэйзера. Предвосхитил создание АТЭС. В деятельности Совета основную роль осуществляют национальные комитеты, представленные правительственными, деловыми и научными кругами. Комитет на свои средства осуществляет деятельность по программам СТЭС в этой зоне, а также координирует эту деятельность с правительством своей страны. СТЭС включает 23 национальных комитета (22 от конкретной страны и 1 от Форума Тихоокеанских островов) + 1 ассоциированный член (Тихоокеанские территории Франции) и 2 члена с правом совещательного голоса – ЭСТБ и ПАФТАД СТЭС – пример открытого регионализма.

Институты и модели сотрудничества в области безопасности в Восточной Азии Со второй половины 1990 -х гг. в ВА происходит трансформация многостороннего диалога, получившего название «система безопасности на основе сотрудничества» . Отношения в области безопасности между странами региона базируются как на двусторонних и многосторонних обязательствах (некоторые стали базой альянсов), так и на участии в наднациональных структурах. Особое значение в укреплении сотрудничества в области безопасности играют инструменты «второй» и «полуторной» дорожек дипломатии. Hub and Spokes Япония Австралия Корея Примеры двусторонних соглашений 1951 – договор США и Филиппин о взаимной обороне 1951 – АНЗЮС – тихоокеанский пакт безопасности 1953 – договор США и РК о взаимной обороне 1954 – СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии) до 1977 1961 – договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи КНР и КНДР 1962 – Коммюнике Таната-Раска. 1979 г. - Закон об отношениях США с Тайванем, в соответствии с которым Тайвань имеет неофициальные американские гарантии на случай чрезвычайных ситуаций в зоне соприкосновения с Китаем. 16 июля 2001 г. – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. США Индия Сингапур Филиппины Таиланд

АСЕАНоцентричная архитектура сотрудничества по вопросам безопасности АРФ (с 1994) 27 участников, в т. ч. КНДР С 2009 – переход от реализации CB к PP СМОА (c 2006), с 2010 СМОА+ АСЕАН Бали-1 (1976) – corner stone of ASI ССДЛОА и ССДЛОА+ (впервые в апреле 2017 в г. Себу. Филиппины) ВАС (c 2005) Принцип ASEAN-way является базовым в работе структур ассоциации. Кацумата Хиро выделил базовые факторы AW: неприменение силы, консенсусное принятие решения, невмешательство во внутренние дела Базовые документы 1967 – Бангкокская Декларация 1971 – ZOPFAN (Куала-Лумпурская Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета) 1976 – Бали-1 (Договор о дружбе и сотрудничестве) 1995 – Бангкокский Договор о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (NWFZ)

Институты безопасности в Восточной Азии АТЭС является одним из главных институциональных механизмов поддержания стратегической стабильности и безопасности в АТР. В октябре 2001 г. впервые в истории форума было принято политическое «Заявление по борьбе с терроризмом» . С тех пор вопросы безопасности входят в повестку саммитов. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА или CICA) является важным межправительственным форумом по укреплению сотрудничества в обеспечении мира, безопасности и стабильности в Азии (аналог азиатского ОБСЕ). В 1992 идея озвучена Н. Назарбаевым на 47 Сессии Ген. Ассамблеи ООН. С 2002 – проходят Саммиты. 26 гос-в членов, 12 наблюдателей (8 + 3 межд. организации). До 2018 председательствует КНР. Цели: борьба с незаконным производством и оборотом наркотиков; борьба с терроризмом во всех его формах и проявлениях; расширение торговли и экономического сотрудничества во благо процветания и стабильности в Азии и др. В 2014 – подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатами СВМДА и ШОС.

КЕДО и Шестисторонний процесс элементы урегулирования северокорейской ядерной проблемы. КЕДО – организация по развитию энергетики на Корейском полуострове (Korean Peninsula Energy Development Organization (1995 -2005)), созданная по инициативе США, РК и Японии для реализации положений Рамочного Соглашения между США и КНДР 1994 г. Впоследствии к организации присоединились Австралия, Канада, НЗ (1995), Аргентина, Чили, Индонезия (1996), Евросоюз, Польша (1997), Чехия (1999), Узбекистан (2000). Потрачено почти 2. 5 млн $. 19. 09. 2005 - Совместное заявление (первый коллективный документ), предусматривающее, что целью шестисторонних переговоров является мирная денуклеаризация Корейского полуострова, что Соединенные Штаты и КНДР должны уважать суверенитет друга и мирно сосуществовать, КНДР получает право на мирное использование атомной энергии, Япония и КНДР изъявляют готовность нормализации отношений, 5 стран обязуются оказать КНДР энергетическое содействие. Шестисторонние переговоры (2003 -2009), проводимые Китаем, США, РК, КНДР, Японией и РФ с целью прекращения северокорейской ядерной программы. В октябре 2006 Пхеньян провел первое испытание ядерной бомбы. Затем в мае 2009, феврале 2013, в январе и сентябре 2016. В 2012 КНДР официально признала себя ядерной державой. Резолюции СБ ООН по КНДР: 1718, 1874, 2094, 2270

Институты второй и полуторной дорожки в ВА § Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в области безопасности § § § § § (инициирован на встрече представителей центров стратегических исследований в Сеуле. Функционирует с 1993 г. Участниками АТССБ являются представители 21 страны, в каждой из которых учреждены национальные комитеты). Активно взаимодействует с АРФ. Диалог по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии (функционирует с 1993 г. с конференции, организованной Институтом глобальных конфликтов и сотрудничества Калифорнийского университета и Советом по международным отношениям США. ДССВА нацелен на создание межправительственного консультативного механизма между государствами СВА). Повлиял на запуск шестистороннего процесса. Диалог Шангри-Ла (функционирует с 2002 г. Учреждён в 2002 году Лондонским Международным институтом стратегических исследований. Получил название «азиатского Мюнхена» (по аналогии с Мюнхенской конференцией по безопасности). Cяншаньский форум (ряд экспертов называют его конкурентом Диалогу Шангри Ла. Учрежден в 2006 г. Минобороны КНР. С 2015 форум стал ежегодным). Центральная тема последнего VII форума (октябрь 2016) - «Укрепление диалога и сотрудничества в области безопасности, построение международных отношений нового типа» . В формате существующей архитектуры безопасности в ВА можно выделить 5 элементов: 1. Американоцентричные альянсы и соглашения 2. АСЕАНоцентричные институты 3. Специализированные механизмы (например, шестисторонний процесс) 4. Региональные институты безопасности (например, ШОС) 5. Институты второй и полуторной дорожки.


Основы сотрудничества Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР (25 июня 1988 года) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС») (подписано в июне 1994 г., вступило в силу 1 декабря 1997 г. по причине событий в Чечне).: Коллективная стратегия ЕС в отношении России (4 июня 1999 г.). Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (гг.), (22 ноября 1999 г). Идея создания «четырех общих пространств»


Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР 25 июня 1988 года после 15 лет переговоров заключено соглашение соглашение было скорее символическим включало сферы торговли, а также научных исследований, связей в области транспорта, окружающей среды


Подписано в июне 1994 г., вступило в силу 1 декабря 1997 г. по причине событий в Чечне Экономические связи: 1. асимметрия между уровнем таможенных пошлин, взимаемых Сообществом, и средним уровнем пошлин, принятым в России 2. иностранные инвестиции в России остаются очень слабыми Политический диалог: 1. Положения, связанные с правами человека: введении процедуры повторной консультации в случае трудностей или возникновения противоположных трактовок ситуации, связанной с правами человека Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС»)


Коллективная стратегия ЕС в отношении России Кёльн, 3-4 июня 1999 г. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ Три блока взаимосвязанных проблем: а) статус России как самостоятельного центра многополярного мира; б) сотрудничество и партнерство РФ – ЕС непосредственно в двустороннем режиме; в) к их совместное представительстве, взаимодействие во внешнем мире в качестве партнерства именно РФ – ЕС. страна желает сохранить за собой право на самостоятельное определение своей внутренней и внешней политики


22 ноября 1999 г Отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача присоединения РФ к ЕС не ставится. РФ должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики. В указанный период партнерство РФ с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества. Цели в военно-политической области: 1. Обеспечение европейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без монополизма последних на континенте. 2. Практическое сотрудничество с Россией в сфере безопасности (миротворчество), урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений. 3. Военно-техническое сотрудничество с учетом перспективы создания европейской «оборонной идентичности», предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и преступности в Европе. Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (гг.).


Четыре пространства безопасности 31 мая 2003 год а общее экономическое пространство; общее пространство свободы, безопасности и правосудия; пространство сотрудничества в области внешней безопасности; пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты


«Дорожная карта» по общему экономическому пространству 1) Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества: а) разработка гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия товаров б) Совершенствование законодательной и правоприменительной систем охраны прав интеллектуальной собственности с целью повышения конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата через сближение систем регулирования с наилучшими международными стандартами и соглашениями в) Улучшение инвестиционного климата, содействие и облегчение взаимных инвестиций 2. Содействие торговле и таможня: Облегчить, стандартизировать и автоматизировать процедуры, связанные с внешней торговлей, включая транзитные операции; 3.Телекоммуникации, информационное общество и электронная торговля: сотрудничество по созданию общего пространства Информационного общества Россия – ЕС 4) Окружающая среда: Содействие охране окружающей среды и соблюдению международных экологических соглашений, таких как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Конвенция ООН по биологическому разнообразию, а также региональных конвенций, таких как Конвенция Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по защите и использованию трансграничных водных путей и международных озер, в целях обеспечения устойчивого развития 5) Космос – совместная разработка технологий, совместное использование мкс и исследование космоса, прикладные космические разработки


"Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия 1)Приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; 2)уважение прав человека; уважение и соблюдение принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению эффективности судебной системы России и членов ЕС и независимости суда, развивать судебное сотрудничество.


"Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности 1) Россия и ЕС активизируют сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через консультации в Москве и Брюсселе. 2) Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности.


Упрощение визовых процедур Содействовие принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом.Болонским процессом В сфере культуры: структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовие повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы. "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования


Сегодня ЕС потребляет 13% российской нефти и 24% российского газа 50% - доля ЕС в структуре внешнеэкономических связей России, из которых 75% приходится на нефть и газ. 4%- доля России в системе внешнеэкономических связей ЕС 40%- доля ПИИ в экономике России Россия имела возможность защищать свой рынок от экспорта некоторых европейских товаров до момента вступления в ВТО. Как следствие, средневзвешенный тариф ЕС в отношении России не превышал 1%, тогда как в РФ этот показатель оставался на уровне 16-18%. Экономические отношения. Торговля.


Поставки российского газа и нефти составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах - членах ЕС и существует потенциал их роста. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. - около 80% российского экспорта, главным образом энергоносители, ввозятся беспошлинно; в настоящий момент объем капиталовложений европейских инвесторов в российский нефтегазовый комплекс составляет порядка $55-58 млрд. Объём капиталовложений российских инвесторов в странах - членах ЕС превышает $7 млрд Газовый кризис с Украиной затонул интересы ЕС Энергетический диалог


1. Последствия для России: Внешнеторговая переориентация Закрытие рынков присоединившихся стран от российского экспорта сельскохозяйственной продукции. Последствия для России от применения антидемпинговых правил ЕС:(Ущерб России от антидемпинговых процедур ЕС млн. долларов в год. На пространстве ЕС-26 -возрастет значительно.) 2. Угрозы: Планы расширения не учитывали интересы России Европа без России и СНГ Расширение ЕС на восток одновременно с НАТО Ж. Делор: членов ЕС (стратегия отрыва тяготеющих к России союзников постсоветского пространства) Вероятность появления внутри ЕС государств, подверженных антироссийской риторике Расширение ЕС


Претензии России к ЕС касаются: Предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; Неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калинингардскаой области; Ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; Попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве; Претензии ЕС к России касаются: нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты; заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута. Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия ЕС, планировавшегося на 11 ноября Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией. Проблемы:





















1 из 18

Презентация на тему: Интеграционный процесс в СНГ

№ слайда 1

№ слайда 2

Описание слайда:

Международные отношения в условиях современного мира Современный мир - мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий за несколько лет XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики - идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.

№ слайда 3

Описание слайда:

После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели, весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия и Южная Осетия.Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Начало Истории 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России Президент Б.Н.Ельцин и Госсекретарь Г.Э.Бурбулис, Украины - Президент Л.М.Кравчук и Премьер В.Фокин и Белоруссии -- Председатель Верховного совета БССР С.И.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР «как субъекта международного права и геополитической реальности». Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств.

№ слайда 5

Описание слайда:

Состав 11 декабря заявили о присоединении к СНГ Киргизия и Армения. 13 декабря по инициативе Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства с сторонами, подписавшими Беловежские соглашения. Признанием заслуги Назарбаева было решение собраться всем в столице Казахстана Алма-Ате. Там 21 декабря 1991 г. главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Вновь был подтвержден вывод Беловежских соглашений: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия - всего в СНГ вошло 12 республик из прежних 15. За бортом остались только республики Прибалтики.

№ слайда 6

Описание слайда:

Цели создания союза – осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения;– создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов;– взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности;– мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками;– содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

№ слайда 7

Описание слайда:

Общая информация Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права. Общая территория государств, входящих в состав СНГ (без учета территории Туркменистана) – 21,6 млн. кв. км., население – св. 275 млн. чел. (2006). Штаб-квартира Содружества находится в г.Минск (Беларусь). В странах СНГ сосредоточено ок. 10% мирового промышленного потенциала и почти 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов. Рабочим языком СНГ является русский язык. Содружество имеет собственную официальную символику и флаг.

№ слайда 8

Описание слайда:

Современные изменения В августе 2005 Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя12 августа 2008 года, после начала вооруженного конфликта в Южной Осетии президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе Грузии из СНГВ 2008 году Афганистан заявил о своем желании вступить в СНГ

№ слайда 9

Описание слайда:

Интеграционные процессы в СНГ Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.

№ слайда 10

Описание слайда:

Союзное государство: Россия и Белоруссия Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. 8 декабря 1999 г. они подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. В Союзе предполагаются к учреждению единые Конституция и законодательство, президент, парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта(предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль), армия, паспорт и т. п. В настоящее время символы Союзного государства - флаг, герб и гимн не утверждены. Президент и единый Парламент Союза, возможно, будут избираться всеобщим голосованием.

№ слайда 11

Описание слайда:

Евразийское экономическое сообщество 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан Узбекистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана.

№ слайда 12

Описание слайда:

Центрально-Азиатское сотрудничество Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) образовано 28 февраля 2002 года Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная Цель - создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. 18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. 6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

№ слайда 13

Описание слайда:

ГУАМ ГУАМ - военно-политический блок, созданный в октябре 1997 республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.ГУУАМ - организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась при активной поддержке «внешних сил», в частности, США. Ее участники - Грузия, Украина, Узбекистан(вышел в 2005), Азербайджан и Молдова - заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Практикуются согласованные выступления представителей стран ГУУАМ в ООН и ОБСЕ.

№ слайда 14

Описание слайда:

Организация Договора о коллективной безопасности Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ - предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников.Члены ОДКБ: Республика Армения Республика Белоруссия Республика Казахстан Киргизская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан

№ слайда 15

Описание слайда:

Единое экономическое пространство В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП «четырех») с перспективой учреждения Организации региональной интеграции. Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества - торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, главными партнерами РФ в СНГ. Действительно, на эти государства и Россию приходится 94 % ВВП и 88 % общего товарооборота Содружества. Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес.

№ слайда 16

Описание слайда:

Дезинтегрирующие факторы К факторам, препятствующим интеграции постсоветских республик, прежде всего, относятся разновекторность и различная степень продвинутости экономических и политических преобразований в странах Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные черты политико-правовых структур и экономической политики, параллельно накапливая все новые различия. Увеличивается внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья за счет уменьшения объемов экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При этом СНГ превращается в ресурсный сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между новыми независимыми государствами, как экспортерами сырья. Эти качественные характеристики экономики постсоветских государств также не способствуют углублению взаимодействия. К дезинтегрирующим факторам политического характера относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в направлении сплочения Содружества и повышения эффективности его институтов, расхождения в подходе к вопросам сотрудничества.

№ слайда 17

Описание слайда:

В СНГ складывается ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.

№ слайда 18

Описание слайда:

В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы: - полное равноправие стран-участниц СНГ; - обеспечение гарантированного функционирования суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционных процессах; - опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы; - взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, которая включает свободу передвижения рабочей силы и капитала, объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран; - поэтапность, разноуровневый и разноскоростной характер интеграции, недопустимость ее искусственного формирования; - наличие эффективных механизмов решения спорных вопросов, противоречий. Необходимость первого тезиса не вызывает сомнений - только при условии равноправия, открытости и доверия возможно эффективная интеграция. Как и требование сохранения суверенитета, взаимовыгодности, ориентация на собственные силы логичны и взаимообусловлены. Подлинная интеграция возможна лишь на основе добровольности, по мере созревания объективных условий.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск


ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЬЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ)


Генеральный Секретарь: Пан Ги Мун 1 января 2007 года Пан Ги Мун из Республики Корея был избран восьмым Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и заступил на этот пост, имея за плечами 37- летний опыт работы как в составе правительства, так и на международной арене

Штаб – Квартира:

Центральные учреждения

ООН в Нью-Йорке, где

собираются представители

192 стран для выработки

консенсуса по глобальным

проблемам.


Кратко об ООН:

  • Число государств – членов ОНН составляет 192.
  • Дата создания ООН: 24 октября 1945 года.
  • По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 тыс. сотрудников.
  • Число текущих операций по поддержанию мира: 16.
  • Официальные языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.
  • Первой памятной датой, объявленной Генеральной

Ассамблеей ООН является День Организации Объединенных Наций - 24 октября 1947 года (годовщина вступления в силу устава и утверждение флага)



Генеральный Секретарь: Турбьерн Ягланд – бывший премьер- министр и председатель парламента Норвегии. Он также занимает пост председателя Норвежского Нобелевского комитета.

Штаб – Квартира:

  • Франция,
  • Страсбург.

Создание: 1949 год. Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль. Сейчас в Совете Европы состоят 48 государств.

Цели:

а) Целью Совета Европы является осуществление более

тесного союза между его членами для защиты и продвижения

идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и

содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов

Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий

интерес, заключением соглашений, проведением совместных

действий в экономической, социальной, культурной, научной,

юридической и административной областях, равно как и путём

защиты и развития прав человека и основных свобод.


НАТО (Организация Североатлантического Договора)


Генеральный Секретарь: Андерс Фог Расмуссен - датский политик, с 2009 года генеральный секретарь НАТО. В 2001-2009 гг. был главой правительства Дании

Штаб – Квартира:

Брюссель, Бельгия


Коротко о НАТО: крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами- членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Сейчас в НАТО состоят 28 государств

Цели:

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г.,

определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

- выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

- служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

- осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии

против любого из государств- членов НАТО;

- способствовать эффективному предотвращению конфликтов и

активно участвовать в кризисном регулировании;

- содействовать развитию всестороннего партнерства,

сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Совета Евросоюза (ЕС), верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

Политические центры:

  • Брюссель,
  • Люксембург,
  • Страсбург.

Девиз:

In varietate concordia

(Согласие в многообразии)


ЕС- экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - Анхель Гурриа .

Штаб – Квартира:

Шато де ла Мюетт,

Франция.



Задачи ОЭСР

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу,

платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с

противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые

механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».


ОБСЕ Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе


Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо

Штаб – Квартира:

Вена, Австрия


ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америк, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE).

«Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе» было созвано по

инициативе СССР и социалистических

государств Европы как постоянно

действующий международный форум

представителей 33 европейских государств, а

также США и Канады для выработки мер

уменьшения военного противостояния и

укрепления безопасности в Европе.


Цели ОБСЕ

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  • «Первая корзина», или политико-военное измерение:

контроль над распространением вооружений;

дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

меры по построению доверительных отношений и безопасности;

  • «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

экономическая и экологическая безопасность.

  • «Третья корзина», или человеческое измерение:

защита прав человека;

развитие демократических институтов;

мониторинг выборов;


  • Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.


Генеральный Директор: Паскаль Лами (8 апреля 1947) глава (генеральный директор) ВТО с 2005 года.

Штаб – Квартира:

Женева, Швейцария


  • Темно-зеленый: Основатели ВТО (1 Января 1995)
  • Светло-зеленый: Последующие члены

153 государства-члена


Задачи и принципы ВТО:

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а

установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права

Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ).

Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из

членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов

организации.

Взаимность

Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность

. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые

правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации

другим членам ВТО.




Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и с 14 мая 2015 года Киргизия. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Экономические и политические

центры:

  • Алма-Ата
  • Астана
  • Ереван
  • Минск
  • Москва
  • Бишкек

Подобные документы

    Институт Гёте - учреждение культуры Федеративной Республики Германия, имеет отделения во многих странах мира. Цели организации - популяризация немецкого языка за рубежом и международное сотрудничество в области культуры. Деятельность института в России.

    доклад, добавлен 06.12.2008

    Обзор современной ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном. Сотрудничество в сфере торговли. Политическая, военно-техническая и культурно-гуманитарная сферы сотрудничества. Культурный обмен и религиозный аспект международных отношений.

    курсовая работа, добавлен 12.12.2013

    Военно-техническое сотрудничество (ВТС) как часть внешней политики любого государства. Система и принципы ВТС России. ВТС в системе внешне и внутриэкономических процессов России. Регулирование деятельности в области военно-технического сотрудничества.

    реферат, добавлен 11.08.2010

    Внешняя политика Греции. Участие страны в международных организациях. Отношения с ЕС и НАТО. Греко-российские отношения. Курс Греции на участие в европейской интеграции и создание открытой экономики. Особое значение сферы услуг. Экспорт и импорт.

    контрольная работа, добавлен 23.06.2010

    Основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама. Характеристика состояния торгово-экономических отношений, инвестиционное сотрудничество. Проблемы в развитии торгово-экономических отношений России и Вьетнама и пути их решения.

    курсовая работа, добавлен 31.08.2010

    Деятельность России в интеграционных группировках. Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина. Перспективы интеграции России в мировую экономику. Сотрудничество в рамках Европейского и Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии.

    курсовая работа, добавлен 04.12.2007

    Направления внутренней и внешней политики Грузии в 90-ые годы. Истоки внутриполитической напряженности. Расстановка основных политических сил. В Европу или в НАТО? Особенности развития отношений России и Грузии в 90-ые годы.

    курсовая работа, добавлен 03.06.2003

    Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.

    реферат, добавлен 20.05.2014

    История развития и современное состояние российско-кубинских отношений. Российско-кубинское сотрудничество и Закон "Хелмса-Бертона". Оценка состояния торгово-экономических связей России с Кубой на современном этапе и перспективы их дальнейшего развития.

    курсовая работа, добавлен 27.07.2010

    Коммуникационные диссонансы в российско-германских отношениях. Россия и Германия: динамика сближения и отчуждения, проблемы и перспективы сотрудничества. Приоритеты и задачи внешней политики России в отношении ЕС. Основы формирования единого рынка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: