Почему надо беречь диких животных для дошкольников. Почему надо беречь природу и животных

26 апреля 2013

Как бы человек не выделялся своим интеллектом, достижениями и чувствами, он является всего лишь одним из представителей животного мира. Таким образом, человек просто обязан помогать другим представителям этой планеты.

Еще одна причина, по которой человек должен сохранять и защищать животных – его деятельность. Науке известно масса примеров, когда тот или иной вид флоры и фауны исчез из-за неразумных действий человека. Современные люди слишком заняты собой, достижениями своих целей, что они не считают необходимым обращать внимания на состояние растительности, проблемы животных. А о состоянии экологии не стоит, и упоминать, поскольку каждый человек недоволен качеством воды, воздуха. Однако мало кто пытается изменить такое положение дел в лучшую сторону. В результате получается замкнутый круг: люди продолжают развивать промышленное производство, загрязняют окружающий мир, но в тоже время, рассуждают о неблагополучной экологической обстановке.

На сегодняшний день, можно составить огромный список видов растительности и животных, которые навсегда исчезли с лица земли. Теперь же мы двигаемся к утрате многих природных ресурсов.

Исходя из такой, более чем плачевной ситуации, как бы сам собой напрашивается вывод, что необходимы глобальные меры, которые позволят решать экологические проблемы. Речь идет о едином законе, который бы регулировал права животных и устанавливал ответственность за их нарушение, одинаково в любой стране мира.

Сегодня существует множество соглашений и договоров, которые частично регулируют данный вопрос. И хотя, благодаря данным документам удалось сохранить некоторые виды исчезающих представителей фауны, в мировом масштабе это не решает всех проблем.

Как отмечают ученые, человечество еще не знакомо в полном объеме со всей сложной структурой экосистемы. И главная проблема заключается в том, что с исчезновением каких-либо видов человечество так и не узнает всех взаимодействий экологической цепочки.

На сегодняшний день, известно, что биоразнообразие нашей планеты слишком велико. И каждый вид играет в свою определенную роль. Поэтому, нельзя уничтожать один вид ради сохранения другого. Наверняка, природа этого не простит.

Но, человечество еще может сохранить себя, окружающий мир и всех представителей животного и растительного мира. Если уже сейчас начнет действовать слаженно и разумно, не уничтожая, а приумножая дары планеты.

Читайте также

14.11.2019

Можно с большой долей вероятности утверждать, что большинство из тех, кто начинает использовать...

17.08.2019

О том, что собака является одним из самых близких и верных друзей человека, думается, напоминать не...

01.04.2019

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Про Дарью Юрскую это точно можно сказать. Девочка...

30.04.2018

Собственный дворик или дача всегда привлекали простором. Каждый добрый хозяин всегда стремится...

09.03.2018

Одним из самых серьезных вызовов для человечества и глобальной проблемой становится загрязнение...

04.02.2018

Собаки давно стали надежными спутниками человека. Есть сторожевые собаки, которые будут надежно охранять...
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Цель: систематизировать знания об охране животных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг другу в глаза, возьмемся за руки и улыбнемся. Сейчас, когда мы зарядили друг друга положительной энергией, можно занять места за нашим круглым столом. (Ребята садятся за стол.) Сегодня на уроке мы проведем конференцию, на которой продолжим разговор о животных, выслушаем их жалобы и подумаем, чем мы можем им помочь. К концу урока нам нужно создать памятку для всех людей планеты.

Прочтите эпиграф к нашему уроку.

“Рыбе – вода, птице – воздух,
зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу –
значит, охранять Родину”.
М.М.Пришвин

II. Актуализация знаний

Для того чтобы удостовериться, что на нашу конференцию пришли действительно люди желающие помочь животным проведем небольшой тест.

Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Как называется наука о животных? (Зоология)

2. На какие группы можно разделить всех животных? (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

3. Какие животные откладывают яйца? (Птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

4. Кто мечет икру? (Земноводные, рыбы)

5. Дополни таблицу

Группа животных Размножение Развитие
Насекомые Откладывают яйца Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое

Яйцо – личинка – взрослое насекомое

Рыбы Мечут икру Икра – малёк - рыба
Земноводные Мечут икру Икра – головастик - лягушка
Пресмыкающиеся Откладывают яйца Яйцо – детёныш – взрослое животное
Птицы Откладывают яйца Яйцо – птенец – взрослая птица
Млекопитающие Рождают детёнышей Детёныш – взрослое животное

6. Расскажите как размножаются следующие животные

  • Бабочка-капустница – откладывает яйца
  • Ящерица – откладывает яйца
  • Мухоловка – откладывает яйца
  • Заяц – рождает детёнышей

Молодцы! Тест прошли, а это значит, вам можно рассказать очень важную информацию.

III. Самоопределение деятельности

С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияют вырубка лесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.

Сегодня на уроке будем говорить об охране животных.

IV. Работа по теме урока

Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться)

Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте)

Вы показали, что хорошо разбираетесь во взаимосвязях растений, животных и человека. Тогда следующее задание для вас. Животные со всей планеты прислали нам письма с просьбой о помощи, а конверты с обратным адресом потерялись и теперь нужно определить авторов посланий. Вы готовы? (ответы детей)

1. Меня называют “полицейский лесов”, так как я всегда настороже и даю знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о приближении человека гораздо раньше, чем человек увидит меня. Я селюсь в любых лесах, но предпочитаю старые деревья. Гнездо я строю уже в апреле на лиственном или хвойном дереве. Гнездо очень маленькое и кажется всем ненадежным.

Питаюсь я растительной и животной пищей. А выкармливаю птенцов полевками и маленькими птичками. Я одна из самых опасных врагов маленьких птичек. Я разоряю гнезда, выпиваю и краду яйца, уношу птенцов. Но и от растительной пищи не отказываюсь. Я очень люблю желуди. Я их не только ем, но и запасаю впрок на зиму. Наберу полный рот, лечу на землю и прячу в шелуху под корнем дерева, в трещину или другое укромное местечко. Рассую я их по разным местам, да часто забываю, куда спрятала. А зимой моим запасами пользуются все кому не лень: и мыши, и белки, и другие птицы. Но и я остаюсь в долгу – разоряю белкины кладовые.

Кто я? (Сойка)

2. Мы – хищные собаки. Живём мы группами, которые по своему устройству очень похожи на человеческое общество. Специалист, долго наблюдавший за нами, назвал нашу главную черту – дружелюбие. Мы горячо привязаны к другим членам группы, постоянно выражаем свою любовь. Мы очень сплоченные и дисциплинированный коллектив.

У нас очень чуткие носы. Мы чувствуем запах за 1,5 км. Мы очень выносливы и способны пробежать за день 65-80 км, а в случае необходимости можем развить скорость до 55-60 км/ч.

Летом мы охотимся по ночам, а днем в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и днем, и ночью. После удачной охоты мы можем съесть по 6 кг мяса. Правда, большую часть мы спрячем про запас. Наевшись, ложимся отдыхать, а иногда поем.

Люди нас не любят. Они объявили нам настоящую войну. И чуть было не победили, да вовремя опомнились, так как стали происходить странные вещи. Они стали подвергаться набегам расплодившихся зайцев, оленей, лосей.

Кто мы? (Волки)

3. Увидеть меня очень трудно, потому что я люблю поспать. Летом сплю весь день, зимой – день и ночь. Лишь изредка просыпаюсь и брожу по лесу. Весной далеко от норы не ухожу: остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи не располагают меня, аккуратного зверька, к прогулке.

Ранней весной я ем разные корни, которые легко вытаскиваю сильными лапами. Отыскиваю в земле и в гнилых пнях разные личинки и червей, ем улиток, ловлю лягушек и мышей и поедаю все, что нахожу. В поисках пищи я легко когтями раскапываю землю. Когти служат и для защиты, но характер у меня мирный, в драку вступаю лишь, в крайнем случае.

Длина моя – около метра, ноги короткие и сильные, с острыми когтями. Голова маленькая, а шея длинная. Я могучий землекоп. В погоне за добычей могу рыть туннель со скоростью больше метра в минуту.

Врагов у меня много: волк, медведь, рысь. В случае опасности я рою в норе новые ходы, одновременно забивая землей ход позади себя, и это часто спасает мне жизнь.

Кто я? (Барсук)

Я высокий и пятнистый,
С длинной- длинной шеей,
И питаюсь листьями –
Листьями с деревьев.

Кто я? (Жираф)

Ребята, где вы встречали этих животных? (В зоопарке)

Для чего нужны зоопарки? (Ответы детей)

Зоопарк – зоологический парк, где содержатся животные. В зоопарках много посетителей, для этого зоопарки и существуют, чтобы знакомить с животными всех желающих.

Зоопарки – это ещё и научные учреждения. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие потомства диких животных.

Ребята, люди каких профессий должны работать в зоопарке? (Зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи.)

А ещё зоопарки – это убежища для редких, исчезающих животных. Когда в тайге почти не осталось соболей, в Московском зоопарке удалось получить потомство от них. Сейчас в зоопарках нашей страны содержится много видов редких животных.

В нашей стране проводятся акции “Помощь зоопаркам” - продажа открыток, календарей с изображением животных, лотерейных билетов, средства, от продажи которых идут на помощь животным.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.

На полянку мы заходим
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

V. Продолжение работы по теме урока

Почему животных надо охранять? От кого? От чего?

Причины исчезновения животных:

  • вырубка лесов;
  • уничтожение растений;
  • загрязнение воды;
  • охота;
  • разрушение и загрязнение почв.

Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Люди обязаны их спасти. Очень много редких животных занесено в Красную книгу.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Правильно. В Красной книге России есть красные, желтые и зеленые страницы.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На желтых страницах, те животные количество которых быстро снижается. На зеленых страницах, животные, которых удалось спасти.

Дети, как вы считаете, для спасения животных достаточно только внести их в Красную книгу? (Люди должны беречь и охранять их)

А кто из вас помнит, как еще люди стараются сберечь животных? (Создают заповедники, национальные парки)

Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь нельзя убивать животных, ни вырубать леса.

Помимо заповедников существуют заказники . Здесь разрешена хозяйственная деятельность человека, однако она не должна причинять вред природе.

Национальные парки также призваны охранять природу, они открыты для посещения людей и являются настоящими музеями природы.

На территории Московской области располагаются Приокско-Террасный биосферный заповедник (охраняются зубр и одна из самых северных популяций степных растений), национальный парк "Лосиный остров" (частично), заповедно-охотничье хозяйство Завидово, несколько заказников федерального значения.

1. Приокско-Террасный биосферный заповедник

Приокско-террасный заповедник на юге Московской обл., близ Серпухова, в долине р. Ока. Основан в 1945. Площадь 4945 га. Сосновые, березовые и осиновые леса; участки реликтовой степной флоры. Бобр. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. С 1978 Приокско-Террасный заповедник - биосферный.

2. Завидовский заповедник

Завидовский заповедник в Российской Федерации, расположен на территории Московской и Тверской областей, в пределах Верхневолжской низменности. Заповедник основан в 1972 году (организован на базе охотничьего хозяйства, существовавшего с 1929). Площадь 125 тыс. га (более 79 тыс. га занимают леса, более 17 тыс. га луга, водоемы - около 1100 га).

3. Национальный парк "Лосиный остров"

Лосиный остров заповедник (первый национальный парк в России), расположен на северо-востоке Москвы и в Московской области. Основан в 1983 году, но лесной массив Лосиный остров охранялся со времен Ивана Грозного - "государева заповедная роща"; с 17 века территория парка интенсивно использовалась; с 19 века здесь ведется культурное лесное хозяйство; современные ландшафты Лосиного острова испытывают сильное отрицательное воздействие Москвы. Площадь 10144 га (8609 га занимают леса).

VI. Закрепление изученного материала

Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы. Их жизнь часто зависит от вашего поведения в природе.

Давайте составим памятку с экологическими правилами. Я сейчас раздам каждой группе правила, которые прислали нам животные, а вы подумайте, какие из них помогут спасти животных и приклейте их на лист. (Детям на группу даются лист А3, разрезанные листы с правилами, клей. Ребята выполняют работу) (Приложение 1)

Прочитайте, что у вас получилось.

Несколько учеников зачитывают свои правила. Памятка появляется на слайде.

Экологические правила. Памятка

  • Не разоряй птичьи гнёзда.
  • Не подходи близко к гнёздам птиц.
  • Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.
  • Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  • Не разоряй гнёзда шмелей.
  • Не разоряй муравейники.
  • Береги лягушек, жаб и их головастиков.

Молодцы!

Все животные, даже те, которые кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они живые существа. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

Все животные – и травоядные и хищники – нуждаются в нашей защите. Все в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. Природа, как израненная птица, кричит и просит о помощи. Мы должны сохранить рыбе – воду, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы и подумать о том, кто будет жить на Земле после нас. Поэтому надо любить, охранять и знать природу.

VII. Подведение итогов урока

Давайте еще раз прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как теперь вы его понимаете? (Ответы детей)

Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)

Наша конференция подошла к концу. Вы хорошо поработали. И я желаю, чтобы вы не забывали экологические правила, которые разработали сегодня, и рассказывали их другим людям. Спасибо за урок!

Использованная литература.

  1. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 3 класс: К УМК А.А. Плешакова.– М., 2012.
  2. Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М., 2007. – (Библиотека учителя начальной школы)
  3. Плешаков, А.А Окружающий мир. Учебник для 3 класса: В 2 ч. - М., 2012.
  4. Плешаков, А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М., 2011.
  5. Плешаков, А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2011.
  6. Плешаков, А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2012.

Нина Александровна Волкова
Беседа «Берегите животных!»

Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет.

Тема. Беседа «Берегите животных!»

НОД в рамках реализации программного содержания темы «Животный мир».

Основной вид деятельности. Познавательная деятельность.

Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.

Форма проведения. Клуб «Любопытных детей».

Цель. Развитие у детей познавательных интересов.

Интеграция содержания образовательных областей.

Познание. Расширять представления детей о многообразие животного мира. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.

Безопасность. Формировать представления детей о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.

Социализация. Познакомить детей с экологическим праздником.

Материалы к деятельности. Презентация «Берегите животных», оборудование для презентации. Ватман, силуэты животных, клей, кисточки для клея, салфетки, фломастеры, карандаши.

Ход деятельности.

1. Мотивация на деятельность.

4 октября – Всемирный день защиты животных. Этот экологический праздник отмечают во всем мире. Вы хотели бы узнать об этом празднике. Сегодня, в нашем «Клубе любопытных детей» я расскажу вам, почему животных нужно защищать.

2. Рассказ педагога.

Презентация «Берегите животных!»

4 октября – Всемирный день защиты животных. А вы знаете, кто такие животные? Животные – это звери, птицы, насекомые, рыбы и другие живые существа. Животные бегают, прыгают, летают, плавают. Они питаются растениями или другими животными.

Четыре лапы, пятый хвост,

Есть туловище, голова и нос.

На суше и в море обитают,

Царство животных возглавляют.

Как вы думаете, какие животные подходят под это описание? (ответы детей).

Это звери: олень, волк, лиса, ёж, медведь, белка, заяц и другие. Звери живут на холодном севере и жарком юге, в лесах и морях. Звери отличаются внешним видом. Одни большие, другие маленькие. У некоторых зверей ноги превратились в ласты. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Мир зверей богат и разнообразен. Все звери заботятся о своих детёнышах, кормят их молоком.

Две ноги и два крыла,

На голове клюв и глаза.

Умеют бегать и летать,

Плавать и нырять. Кто это? (ответы детей).

Птицы – это тоже животные. Птиц можно встретить везде: над морем, в лесах, пустынях и горах. Их стихия – воздух. Птицы заботливые родители. Они строят гнезда, высиживают яйца, кормят птенцов, учат молодых птиц летать.

Хвост, плавники и голова,

Тело покрывает чешуя.

Плавают, ныряют, икру метают.

В реках и морях обитают. Кто это? (ответы детей).

Рыбы – это тоже животные. Они живут там, где есть много воды: в реках, озёрах, морях и океанах. Каких рыб вы знаете? (ответы детей).

Тело, усики и голова,

Шесть ног всегда.

Ползают, прыгают, летают,

Наш мир населяют. Кто это? (ответы детей).

Насекомые – это тоже животные. Насекомые живут везде, кроме морей. Они очень многочисленные. Каких насекомых вы знаете? (ответы детей).

4 октября – Всемирный день защиты животных. Почему нужно защищать животных? (ответы детей).

От кого нужно защищать животных? (предположения детей).

Плохой человек – самый страшный враг животных. Для спокойной жизни животным нужен дом. Место, где они растят своих детей. Люди вырубают леса, распахивают степи. Всё меньше и меньше места остаётся для жизни диких животных.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Р. Рождественский.

Люди охотятся на животных и птиц, ловят рыбу. Особенно опасны браконьеры. Они нарушают законы, убивают животных–мам, а детёныши остаются без защиты и погибают. Люди шумят в лесу и пугают животных. Люди разжигают костры, начинаются пожары, гибнет всё живое.

Как хорошие люди защищают животных? (предположения детей).

Люди создают заповедники. Заповедники – это заповедное место, где животные живут спокойно. В Челябинской области есть Ильменский заповедник, национальные природные парки «Таганай» и «Зюраткуль». Люди охраняют животных, которых осталось очень мало. Такие животные записаны в Красные книги. Какие животные и птицы Челябинской области занесены в Красную книгу? (ответы детей).

Выхухоль, тушканчик, норка, выдра, дрофа, стрепет, журавль – красавка, белая цапля, чёрный аист, филин и многие другие.

Ни синицу, ни дрозда,

Ни крота слепого.

Ни за что и никогда,

Не обижай живого!

В. Лунин.

Защитники животных рисуют плакаты и призывают всех беречь и защищать животных. И только тот, и только тот, кто всех добрей

Легко поймёт язык цветов, язык зверей

А всех добрей, а всех добрей на белом Свете

Конечно дети, конечно дети!

Н. Тимофеева.

Нас, людей, называют старшими братьями, а животных – братьями меньшими. Мы должны оберегать и защищать наших меньших братьев. Без доброты опустеет планета, без доброты будет в мире темно. Мы все, люди и животные, живём в одном большом и прекрасном доме, под названием Земля. Береги свою планету – ведь другой, похожей, нет!

Педагог предлагает детям создать плакат «Берегите животных».

3. Результат деятельности и рефлексия (оценка).

Что любопытного вы узнали? (ответы детей)

О чём бы вы хотели ещё узнать? (ответы детей)

Спасибо, вы очень внимательно слушали мой рассказ и многое запомнили. Молодцы!

С каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения в мире, а чем больше людей, тем меньше места для обитания животных.

Кое-кто может подумать, что животные исчезают только из-за охоты человека на них. Однако без рациональной и обдуманной охоты, регулирующей численность птиц и зверей, вряд ли сейчас существовали бы косули, олени, сайгаки. Многие виды животных исчезают от косвенного влияния человека на их жизнь. Дело в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших братьев» естественные места обитания животных, их кормовые участки. Отрицательно сказывается на численности животных вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, капканов.

А зачем надо сохранять диких, особенно редких и исчезающих животных? Пожалуй, над этим вопросом многие не задумываются. Но если и подумают, то и ответ для него находят быстро: если животных какого-то вида так мало, то они, видимо, не имеют никакого значения в природе, так что и после их исчезновения жизнь на Земле не остановится. Ведь таких примеров история знает немало. Однако те, кто так думает, глубоко заблуждаются. Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный английский ученый Дж. Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды». Дело в том, что фауна нашей планеты - это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного на первый взгляд звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.

Пристального внимания и бережного отношения заслуживают дикие звери, особенно редкие и исчезающие виды животных. Это как раз та часть органического мира, которая наиболее уязвима, а потеря ее не только вполне реальна, но и может произойти в очень короткие сроки. Именно поэтому сохранение редких и исчезающих видов животных, а также, конечно, и растений рассматривается в РФ как задача первостепенной важности.

Чтобы сохранить богатство живой природы Да еще умножить его, человеку предстоит многое сделать. Правительство РФ заботится об охране и воспроизводстве животного мира с первых дней своей власти. 25 июня 1980 г. был принят Закон РФ об охране и использовании животного мира. Закон решает комплекс вопросов, связанных с заботой о диких животных. Установлены основные требования охраны и рационального использования животного мира, определены виды использования животных, в частности охота, рыболовство и другие.

Учет редких и исчезающих видов животных в РФ, как и во многих других странах, осуществляется в форме особых списков, называемых Красными книгами. Учетом редких видов животных в мире занимается Международная Красная книга.

Красная книга РФ - государственный научный документ, охватывающий систему мероприятий по сохранению редких видов. У нас, помимо союзной Красной книги, созданы и республиканские.

В нашей стране ведется большая работа по обогащению и охране природы, а успех этого во многом зависит от каждого из нас.

Благодаря предпринятым в Советском Союзе мерам по охране диких животных уже получены ощутимые результаты. Почти повсеместно увеличилась численность оленей, лосей, кабанов и других охотничьих зверей. Многие ценные звери (например, соболь, сайгак), когда-то стоявшие на грани вымирания, в настоящее время настолько размножились, что стали объектами постоянного промысла. Успехом увенчались и меры по спасению зубра и кулана.

Совершенствование охраны растительного и животного мира продолжается, и работы в этом деле много. Ведь численность некоторых видов зверей в ряде мест все-таки уменьшается. В первую очередь это касается выдры, выхухоля, европейской норки, барсука, сурка, горностая. В катастрофически малом числе сохранились леопард, амурский тигр, горал и некоторые другие.

Приступая к охране исчезающего вида, в первую очередь необходимо обстоятельно выяснить его биологию. Одна из наиболее эффективных форм охраны животных - создание заповедников и заказников. На территории РФ насчитывают более 150 заповедников (общей площадью в 13 миллионов гектаров), более 1000 заказников и несколько национальных парков. Практически только на территории наших заповедников удалось сохранить таких животных, как амурский тигр, горал, кулан, сайгак, бухарский и пятнистый олени. Немалую помощь в разведении редких и исчезающих зверей оказывают зоопарки, особенно Московский зоопарк.

Как сохранить диких, особенно редких и исчезающих животных? Эту проблему решают ученые во многих странах мира. Но в нашей стране делу охраны природы придается особое значение. Конституция Союза Советских Социалистических Республик (статья 67) указывает: «Граждане РФ обязаны беречь природу, сохранять ее богатства».

Как же мы все должны практически выполнять указанные государством обязанности по охране родной природы? В первую очередь каждый человек должен знать, какие животные обитают там, где он живет. Которые из них редкие, опасные, безобидные, полезные? Почему надо пресекать действия человека, разоряющего гнездо пернатого хищника, Ворошащего палкой муравейник или бросающего камнем в «противную» жабу? К живым объектам природы нужно относиться по-особому: бережно, как к собственной жизни.

Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Нельзя собирать коллекции моллюсков, жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести ощутимый вред природе. Любая самодеятельность в использовании животного мира беззаконна, не может быть допустима. Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите.

Справедливо по этому поводу замечает известный советский зоолог Владимир Евгеньевич Флинт: «День, когда для каждого гражданина Советского Союза станет очевидной моральная ответственность за каждый исчезающий вид и когда каждому будут известны эти виды, можно считать тем рубежом, после которого успех в борьбе за спасение редких видов может быть гарантированным».

Природоохранной работы много, но нет сомнений, что общими усилиями всех граждан нашей страны будет обеспечен успех.

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства нашей страны. Кроме того, животный мир используется в научных, культурно-просветительских и эстетических целях.

Конституция РФ предусматривает, что в интересах настоящего и будущих поколений в РФ принимаются меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования животного мира. Эти меры осуществляются в соответствии с государственными планами экономического и социального развития страны при активном участии государственных и общественных организаций, а также граждан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: