Отходы животноводства и их утилизация закон. Обращение с отходами животноводства

Время на чтение: 14 мин

5 / 5 ( 1 vote )

5 / 5 ( 1 vote )

С 17.06.2019 в Кодекс об Административных правонарушениях РФ добавлена новая статья - 8.2.3 "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства". Штрафы за отходы животноводства - рассмотрим в этой статье.

Раньше административное наказание, связанное с нарушениями в области обращения с отходами животноводства, применяли по статье 8.2. КоАП РФ, минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляло 100,0 тысяч рублей.

Отныне минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляет от 250,0 тысяч рублей....


Что относится к отходам животноводства?

Ни в ФЗ "Об отходах производства и потребления", в ФЗ "Об охране окружающей среды" термина "отходы животноводства" нет. Поэтому обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов, согласно которого к отходам животноводства относятся:

1 12 000 00 00 0 Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)
1 12 100 00 00 0 - Отходы разведения крупного рогатого скота
1 12 110 00 00 0 - Навоз крупного рогатого скота
1 12 110 01 33 4 - навоз крупного рогатого скота свежий
1 12 110 02 29 5 - навоз крупного рогатого скота перепревший
1 12 121 11 20 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота
1 12 200 00 00 0 - Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных
1 12 210 00 00 0 - Навоз конский
1 12 210 01 33 4 - навоз конский свежий
1 12 210 02 29 5 - навоз конский перепревший
1 12 221 11 40 5 - отходы подстилки из древесных опилок и стружки при содержании лошадей практически неопасные
1 12 300 00 00 0 - Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих
1 12 310 00 00 0 - Навоз верблюжий
1 12 310 01 33 4 - навоз верблюжий свежий
1 12 310 02 29 5 - навоз верблюжий перепревший
1 12 400 00 00 0 - Отходы разведения овец и коз
1 12 410 00 00 0 - Навоз мелкого рогатого скота
1 12 410 01 29 4 - навоз мелкого рогатого скота свежий
1 12 410 02 29 5 - навоз мелкого рогатого скота перепревший
1 12 500 00 00 0 - Отходы разведения свиней
1 12 510 00 00 0 - Навоз свиней
1 12 510 01 33 3 - навоз свиней свежий
1 12 510 02 29 4 - навоз свиней перепревший
1 12 520 01 39 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней
1 12 551 11 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 12 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 21 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 551 22 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 552 11 32 4 - навозосодержащие стоки при гидроудалении навоза свиней
1 12 552 12 32 3 - стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней
1 12 553 11 33 4 - осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях
1 12 700 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 710 00 00 0 - Помет птичий
1 12 711 01 33 3 - помет куриный свежий
1 12 711 02 29 4 - помет куриный перепревший
1 12 711 12 29 4 - помет куриный, выдержанный в пометохранилище, обеззараженный
1 12 712 01 33 3 - помет утиный, гусиный свежий
1 12 712 02 29 4 - помет утиный, гусиный перепревший
1 12 713 01 33 3 - помет прочих птиц свежий
1 12 713 02 29 4 - помет прочих птиц перепревший
1 12 720 00 00 0 - Отходы инкубаторов для птицеводства
1 12 721 11 29 4 - скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров
1 12 790 00 00 0 - Прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 791 01 33 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц
1 12 791 02 39 4 - отходы подстилки из соломы при содержании птиц
1 12 796 11 41 5 - мука яичной скорлупы
1 12 798 00 00 0 - Отходы при очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 91 39 4 - осадок механической очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 92 39 4 - смесь осадков биологической и флотационной очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 900 00 00 0 - Отходы разведения и содержания животных прочие
1 12 910 00 00 0 - Отходы разведения животных в звероводческих хозяйствах и питомниках
1 12 911 00 00 0 - Навоз пушных зверей
1 12 911 01 33 4 - навоз пушных зверей свежий
1 12 911 02 29 5 - навоз пушных зверей перепревший
1 12 912 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании пушных зверей
1 12 970 00 00 0 - Отходы разведения и содержания собак
1 12 971 01 33 4 - экскременты собак свежие
1 12 971 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании собак
1 12 971 21 20 4 - отходы подстилки из сена при содержании собак
1 12 975 11 32 4 - жидкие отходы смыва нечистот при уборке вольеров
1 12 980 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственных животных и птиц в смеси
1 12 981 11 33 4 - смесь навоза сельскохозяйственных животных и птичьего помета свежих малоопасная
1 12 990 00 00 0 - Отходы содержания диких животных в неволе
1 12 991 11 33 4 - навоз диких животных, содержащихся в неволе, свежий
1 12 992 11 30 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании диких животных в неволе.

Таким образом, в отношении всех вышеперечисленных отходов может быть применена статья 8.2.3 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Что относится к несоблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства?

На самом деле - конкретных экологических требований по обращению с отходами животноводства нет, есть требования, прописанные в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.



Согласно вышеуказанных санитарных правил:

5.4. Способы и средства удаления отходов из помещений должны обеспечивать своевременное их удаление. Для гидросмывов должна использоваться непитьевая вода.
5.5. Жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями.
5.6. Твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.
5.7. При возникновении зоонозных инфекционных заболеваний навоз должен обеззараживаться физическим, химическим или биологическим методами. В каждом неблагополучном животноводческом хозяйстве должны быть предусмотрены технические средства для обеззараживания навоза и его фракций (жидкой и твердой), а также фугата, активного избыточного ила в соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза.
5.8. Обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания - в течение 12 мес. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов КРС - 6 мес., свиноводческих предприятий - 12 мес., а полужидкого навоза КРС в подпольных навозохранилищах - 5 мес.
5.9. Твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов крупного рогатого скота, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота их - до 2 м, ширина - до 2,5 м, длина - произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15 - 20 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 °C во всех частях компоста должно быть не менее 1 мес. в теплый период года и не менее 2 мес. - в холодный период года. Навоз, инфицированный возбудителями особо опасных инфекций, следует обеззараживать в соответствии с действующими ветеринарными правилами.
5.10. Навоз и навозные стоки, отвечающие мелиоративным, агрономическим, ветеринарным, водоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям, должны использоваться на сельскохозяйственных полях в качестве удобрений. Ливневые и талые воды с выгульных площадок и территории комплекса подлежат сбору, карантированию, очистке и утилизации.
5.11. Ввод в эксплуатацию производственных помещений животноводческих предприятий должен осуществляться одновременно с системой обработки и использования навоза и навозных стоков.
5.12. Участки, предназначенные для внесения отходов, должны быть обвалованы вдоль открытых водостоков. Дренажный сток следует направлять в пруды-накопители или повторно использовать для орошения. Для полей орошения пригодны все виды почв, кроме щебенистых, гравийных, а также сильно засоленных.
5.13. Распределение неинфицированной жидкой фракции навоза на полях орошения следует осуществлять поверхностными способами, мобильными средствами.
5.14. Системы обработки и транспортировки отходов на сельскохозяйственные поля должны включать обязательное использование специальных расходомерных устройств.
5.15. В проектах земледельческих полей орошения и полей удобрительного полива необходимо предусматривать инженерные сооружения по сбору поверхностного стока с орошаемых участков. При необходимости они оборудуются нагорными канавами по перехвату поверхностного стока с вышележащих по рельефу территорий.
5.16. Не допускается использование жидкого навоза и навозных стоков в качестве удобрения в тех случаях, когда сельскохозяйственные угодья расположены:
а) в пределах округа санитарной охраны курортов;
б) на территории 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного водоснабжения;
в) в радиусе 1 км от водозабора из поверхностного водоисточника;
г) в районе залегания незащищенных подземных вод, пригодных для питьевых целей.

Требования по сбору, накоплению, обработке, утилизации отходов животноводства, могут быть частично прописаны в регламенте на производство удобрения, в технических условиях на удобрения.

При несоблюдении ТУ и регламента в части отходов животноводства, требований, содержащихся в санитарно-эпидемиологических правилах, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 8.2.3. КоАП РФ

КоАП РФ Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Я думаю, здесь комментарии не нужны.

Часть 3 статьи 8.2.3. КоАП РФ

3.Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указанная часть может быть применена только при в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Часть 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ

4.Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Размещение отходов - это их хранение и захоронение.

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

По части 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ будут привлекаться предприятия скорее за хранение отходов. Чтобы уйти от этой части статьи необходимо не осуществлять складирование отходов животноводства на срок более 11 месяцев.

Часть 5 статьи 8.2.3 КоАП РФ

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семи тысяч до восьми тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Отходы животноводства и птицеводства становятся источниками загрязнения окружающей среды. На российских предприятиях по животноводству для содержания скота используется современное оборудование, но хозяйств, оснащенных современной техникой для обработки навоза и помета, крайне мало.

Состав отходов животноводства

Твердые и жидкие экскременты домашней скотины и птицы, которые включают себя воду, остатки корма и газы, называются отходами животноводства.

Продукты жизнедеятельности животных делят на два вида: навоз и помет.

Оба вида экскрементов различают по степени свежести. Они могут быть либо свежими, либо перепревшими.

Из-за возможного присутствия металлических соединений, лекарств и различных химических загрязнений в составе навоза и помета, их относят к нестабильным органическим загрязнениям.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения фекалии животных и стоки для них - рассадники приблизительно ста видов заболеваний, которым подвержены как животные, так и люди.

Обращение с отходами животноводства

Животноводческие отходы относят к 3-5 классам опасности, в зависимости от степени их свежести. Обращение с ними регулируется двумя законами: «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для фермеров навоз и помет – не экологическая угроза, а ценное сырье для производства органических удобрений. Свежие экскременты отправляют в хранилища, где они перепревают, сушатся, и становятся готовыми для удобрения почвы сельскохозяйственных полей.

Однако по последним подсчетам, в России больше половины этой «продукции», не используется и не обезвреживается, поэтому более двух миллионов гектаров земли занято одним хранением навоза. Таким количеством животноводческих отходов можно покрыть почти половину площади Московской области.

Контроль обращения

В России контроль осуществляется тремя органами власти: Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Росприроднадзором. Они уполномочены заниматься сбором, транспортировкой, обезвреживанием и переработкой отходов животноводства и птицеводства.

В начале 2017 года было предложено введение административной ответственности и взыскание штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

К отходам животноводства, как к производственным, можно применить следующие требования законодательства РФ:

  1. Согласно статье № 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 28.12.2017), требуется проведение государственной экологической экспертизы документации мест, которые используются для размещения и утилизации отходов.
  2. Получение лицензии на все виды деятельности обращения с отходами животноводства предписывает закон о лицензировании № 99-ФЗ.
  3. Утвержденный Минприроды приказ о кадастровом учете отходов предполагает внесение хранилищ навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов.
  4. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Также необходима разработка паспортов классов отходов и введение лимита на их размещение.

Сейчас вопрос утилизации экскрементов - источник конфликта между контролирующими органами и фермерами. Однако только при взаимодействии с органами власти возможно создание структурированной системы переработки отходов животноводства.

Способы утилизации

Существует четыре основных технологии утилизации отходов животноводства, в которые входит:

  • Переработка экскрементов в компост.
  • Повторное использование отходов животноводства как корма для скота и птицы.
  • Биоэнергетический метод утилизации.
  • Вывоз на поля.

Вывоз - традиционный способ переработки животных экскрементов, который был удобен при малом содержании скотины на земельном участке. Навоз складывался в одну кучу, где он постепенно превращался в перегной, пригодный для удобрения почвы.

Сейчас этот способ утилизации вызывает большое количество проблем не только финансовых, но и экологических. Для перевозки крупных масс отходов необходимы большие затраты, а хранение бесподстилочного навоза редко осуществляется по правилам, что приводит к загрязнению биосферы.

Техника компостирования предполагает наличие спецплощадок, разной техники и большого количества материалов (например, солома, торф), которые понижают уровень влаги в отходах птице- и животноводства.

На примере куриного помета можно разобрать систему компостирования.

  1. Толстый слой торфяной крошки величиной до 40 сантиметров высыпается на площадку. Сверху на нее закладывается помет.
  2. С помощью бульдозера торф смешивается с пометом.
  3. Получившийся бурт укрывают торфом.
  4. В таком виде компост хранится два месяца зимой, один месяц - летом.

Если соблюдать все технологические правила, то на конечном этапе компостирования получают высококачественное удобрение.

При компостировании до 40% полезных веществ, которые содержатся в отходах животноводства, испаряются.

Большое количество полезных веществ, содержащихся в кормах для птицы и домашней скотины, не перевариваются и остаются в экскрементах. Поэтому обработанные отходы птицеводства и животноводства применяют для повторного кормления скота.

Например, для кормовой добавки бычкам используют обработанный куриный помет. Его перерабатывают и обеззараживают при очень высоких температурах.

Из помета убираются все лишние и опасные для животных компоненты, которые не переварились: семена, перья и пух. В готовом продукте содержится до тридцати процентов протеина, что, в смеси с комбикормом обеспечивает хороший суточный привес.

Биоэнергетический способ утилизации

Биоэнергетический способ помогает решить несколько основных задач, которых требует переработка:

  1. Сбор и утилизация.
  2. Обезвреживание опасных газообразных веществ.
  3. Получение очищенного удобрения для почвы.
  4. Получение топлива.

Новые способы утилизации

Все вышеперечисленные способы используются на сегодняшний день, однако с расширением технологических возможностей, появляются новые, более продуктивные способы утилизации навоза и помета.

Среди них можно выделить вермикультуру и рыбоводно-биологические пруды.

Вермикультура - биотехнология, которая превращает отходы в натуральный белок.

Выращивание червей преследует две цели:

  1. Максимальная переработка отходов в удобрение.
  2. Наращивание биомассы червей.

Процесс происходит следующим образом: черви в несколько раз ускоряют распад биоотходов, и в достаточно короткие сроки превращают экскременты в очищенное удобрение.

Благодаря активной переработке наращивается биомасса самих червей, которые идут в корм свиньям и птице.

Рыбоводно-биологические пруды

Природная система самоочистки водоемов, из-за серьезного антропогенного воздействия на экологию, не справляется с выводом загрязняющих компонентов.

В рыбоводно-биологических прудах отходы служат кормом для водорослей и зоопланктонов, которые, в свою очередь, постепенно их очищают и перерабатывают.

Так происходит добыча органических удобрений на основе отходов животноводства и нового корма для скота (например, излишков ряски).

О бъекты складирования и утилизации отходов животноводства включены в общую схему управления отходами только в трех субъектах РФ. 67 регионов получили рекомендацию проконтролировать уточнение терсхем в части отходов животноводства. Такая статистика, как сообщила 18 июля пресс-служба Минпироды России, была озвучена на оперативном совещании об итогах работы по координации действий всех участников процесса при корректировке территориальных схем обращения с отходами.

Также, по данным Росприроднадзора, 12 субъектов до настоящего времени не представили информацию о наличии/отсутствии в терсхемах объектов по обращению с отходами животноводства. На территории 2 субъектов РФ объекты по утилизации и обезвреживанию таких отходов отсутствуют. По 1 субъекту РФ информация обрабатывается.

Для большинства регионов вопросы образования, размещения, складирования, утилизации отходов животноводства являются очень актуальными. Эта сфера долгое время не регулировалась, что приводило к негативным последствиям и недовольствам жителей территорий, отмечает пресс-служба Минприроды.

Глава ведомства Дмитрий Кобылкин посоветовал не забывать, что за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, а также бездействие должностных лиц, ужесточено законодательство, которое будет применяться при всех выявленных фактах. Принятые в июне поправки в КоАП РФ ужесточили, в том числе ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства.

Согласно статье 8.2.3. КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства», максимальные штрафы за несоблюдение требований при размещении таких отходов:

  • для граждан составят до 8 000 рублей;
  • для должностных лиц - до 70 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 90 000 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 800 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

В случае если действия (бездействие), причинили вред здоровью людей или окружающей среде либо вызвали эпидемию (при отсутствии уголовной составляющей), максимальный штраф:

  • для граждан составит 9 000 рублей;
  • для должностных лиц - до 80 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 100 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 900 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Согласно статье 6.35 КоАП РФ, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства, повлекшее причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан до 14 000 рублей;
  • на должностных лиц - до 100 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 130 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Навоз животных относится к отходам. Утилизация процессов жизнедеятельности контролируется на законодательном уровне. Для осуществления соответствующей деятельности необходимо получение лицензии.

Отходы животноводства

К ним относятся экскременты сельскохозяйственных животных: навоз крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, коз и помет птиц. К каловым массам включаются дополнительные вещества – корм, смывная вода.

Загрязнения животноводства имеют органический характер, но в них присутствуют токсичные химические вещества, гельминты. Они – опасные источники инфекций и болезней. Такие отходы следует правильно утилизировать. Для контроля этого проводится официальное лицензирование.

Навоз и помет, как и другие виды загрязнений, имеют свой класс опасности, по которому выявляется степень токсичности для окружающей среды. Свежий навоз относится к IV классу, а помет к III. После естественной переработки – разложения массы, степень опасности становится V и IV класса. Токсичность снижается. Экскременты можно использовать как прикормку.

Проблема определения загрязнения

Отходы животноводства имеют несколько статусов. В качестве:

  • загрязнений, подлежащих утилизации;
  • полезного удобрения.

В зависимости от классификации к ним складывается различное отношение.

Если рассматривать как загрязнение, то они попадают под строгие требования законодательства по переработке и лицензированию этой деятельности. При оценке как удобрения такого регулирования не происходит.

Сфера переработки отходов регулируется на основе федерального закона «Об отходах производства и потребления». Контроль осуществляется сразу несколькими организациями: Росприроднадзором, Роспотребнадзором и Россельхознадзором.

Получение лицензии

Федеральные службы проводят лицензирование деятельности по обращению с отходами животноводства. Для этого они должны быть официально направлены на утилизацию или обезвреживание, где пройдут экспертизу на класс опасности. После происходит получение лицензии на проведение деятельности по сбору и размещению на специальных площадках.

У лицензиата должно присутствовать помещение для хранения и обезвреживания сырья со всем необходимым оборудованием для утилизации, которое принадлежит ему на правах собственности. Транспортировка и подготовительные мероприятия нуждаются в лицензировании деятельности.

После получение официальной лицензии в государственный реестр объектов размещения отходов вносится помещение, где будет храниться сырье. В конце проводится оплата.

Переработка и хранение отходов животноводства требует лицензирования. Так, обезвреживание экскрементов регулируется на государственном уровне. Это помогает сократить наносимый вред окружающей среде.

Обращение с отходами животноводческих хозяйств остается важным вопросом для природопользователей, и для многих ответ на него совсем неочевиден. Законодательство устроено так, что с одной точки зрения навоз и помет считаются отходами, а с другой - сырьем и товаром, поэтому одновременно к ним применяются разные требования. Milknews разобрался в том, как регулируется сфера обращения с отходами и как предприятия работают с ними на практике.

Как устроено регулирование?

1. Отходы как отходы

Отходы производства делятся на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, их перечень содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, сокращенно ФККО. В каждой группе отходов животноводства (КРС, лошади, свиньи, верблюды и т.д.) прописаны виды навоза на разных стадиях перепревания - свежий навоз (только что образовавшийся) и перепревший (прошедший естественный процесс избавления от влаги и разложения). В соответствии с “состоянием” отходов им присваивается определенный класс опасности, так, например, свежий навоз КРС, МРС и диких животных после перепревания переходит из четвертого в пятый класс опасности, а свежий навоз свиней и помет - из третьего в четвертый.

2. Отходы как удобрение

Одновременно с этим, навоз и помет считаются органическими удобрениями - существует отдельный ГОСТ Р 53042-2008 “Удобрения органические”, в котором прописаны его характеристики, а также методические рекомендации по подготовке отходов к использованию. Требования следующие: отходы необходимо удалять механическим или гидравлическим способом, транспортироваться должны насосами и трубопроводами, а обезвреживать их нужно либо компостированием в буртах в течение полугода, либо анаэробном сбраживанием в метантенках.

В подготовленных к использованию в качестве удобрений отходах не должно быть возбудителей болезней, семян сорных растений, а также должно быть нормализовано количество биогенных веществ в соответствии с ветеринарными и экологическими требованиями.

Можно ли считать отходы безопасными?

Член Ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института органических удобрений и торфа, кандидат биологических наук, заведующий отделом экологии Сергей Тарасов объяснил Milknews, почему к отходам одновременно применяются два требования. В соответствии с ФЗ “Об отходах производства и потребления” под отходами понимаются вещества, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению, в то же время, согласно ГОСТ 30772-2001 удаление отходов - это сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с их захоронением или уничтожением.

“Исходя из этих определений, навоз КРС не может относиться к отходам, поскольку не уничтожается и не подлежит захоронению, а используется либо в качестве органического удобрения, либо сырья для их производства. В настоящее время, согласно разъяснению Минприроды, навоз определяется как побочная продукция производства, которая должна иметь сопроводительную документацию с требованиями безопасности: паспорт продукции - технические условия,
устанавливающих единые требования к их безопасности и качеству, технологический регламент производства, протоколы испытаний и бухгалтерский учет объемов производства и применения в хозяйстве органических удобрений. На практике, документами, которые регулируют безопасность навоза, сегодня являются ГОСТ Р и межгосударственный ГОСТ “Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия”, которые в ближайшее время будут изменены, чтобы относиться только к навозу и помету.

В этих документах прописано, что безопасность навоза КРС регламентируется по биологическим, токсикологическим и радиологическим показателям - в случае, если навоз, получаемый в хозяйствах, отвечает требованиям стандартов, данный продукт в соответствии с указаниями ВНИИВСГЭ может использоваться в виде удобрения, пройдя карантин. Если навоз не соответствует требованиям - побочный продукт перерабатывается в соответствии с типовыми технологиями производства бесподстилочного навоза и твердых органических удобрений”, - рассказал Тарасов.

Пятнадцать лет назад ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии провел исследование, по итогам которого ученые пришли к выводу, что сельскохозяйственные отходы являются малоопасными и нетоксичными, поскольку состоят из органики. Тогда Росприроднадзор, курирующий ФККО, отклонил рекомендации ученых, поэтому классы опасности отходов не изменились и по сей день, а вся деятельность, связанная с отходами, подлежит лицензированию.

В сентябре 2018 года на заседании у замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова заведующий лаборатории зоогигиены и охраны окружающей среды ВНИИВСГЭ Владимир Тюрин защищал позицию института, заявляя, что помет и навоз можно относить к малоопасным отходам. На запрос Milknews рассказать, чем обоснована безопасность отходов, в ВНИИВСГЭ ответили, что больше этой проблемой не занимаются.

Тарасов не разделяет позицию исследователей и не считает, что класс опасности отходов животноводства нужно снижать. По его словам, без обезвреживания отходы нельзя считать безопасными, поскольку недопревший навоз выделяет аммиак, сероводород и токсичные газы. “Если теории недостаточно, есть и практические примеры - в советские времена в одном из суздальских хозяйств произошла авария, ремонтники без противогазов залезли в люки навозоудалительных каналов и погибли”, - подытожил Тарасов.

В чем проблемы для отрасли?

Если рассматривать навоз как отходы производства, то законодательство предъявляет к его владельцу требование разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации объектов (!), получить отдельную лицензию на деятельность, связанную с отходами определенного класса опасности (!!), внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов (!!!) и, конечно же, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Отходы животноводства обычно хранятся около года, поэтому хранилища нужно вносить в ГРОРО (государственный реестр) и получить лицензию. Закон устроен таким образом, что, например, использование перепревшего навоза пятого класса опасности от вашей коровы в качестве удобрения для полей попадает под понятие утилизации, поэтому обязательно должно лицензироваться. Перепревание отходов в лагунах, в свою очередь, по закону вполне подпадает под их обезвреживание, что, в свою очередь, требует проходить экспертизу и, опять же, получать лицензию.

Даже если у предприятия есть свои хранилища, соответствующие всем требованиям и имеющие все необходимые установки для обезвреживания отходов, но находится вне основной производственной площадки - нужно получать лицензию на оба объекта. Кроме того, транспортировка навоза между площадками и подготовительные работы с отходами также должны лицензироваться, потому что подпадают под определения обработки отходов.

Затраты больших предприятий на переработку отходов могут доходить до 400-1500 рублей за тонну, что в годовом разрезе может существенно повлиять на экономику, а малым и средним предприятиям, в свою очередь, может быть накладно даже получить лицензию, не говоря уже о закупке необходимого оборудования. Сайты, оказывающие услуги по оформлению лицензий на все виды деятельности, предлагают заплатить от 250 тысяч до 2 млн рублей за помощь в оформлении лицензии в зависимости от класса опасности и региона.

Кроме лицензии на отходы, понадобится экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение, которое закону предоставляется бесплатно. Сайты с услугами по юридическому консалтингу предлагают “помочь с оформлением” или получить заключение в срочном порядке за 30-150 тысяч рублей. Регистрация и использование агрохимикатов из навоза и помета стоит дороже - от 2 млн рублей при сроке оформления 6 месяцев. К этим затратам стоит прибавить стоимость застройки и всего необходимого оборудования для переработки.

Как бизнес находит пути решения?

Как рассказал Milknews заместитель генерального директора по производству “ЭкоНива-АПК Холдинг” Рамон Шенк, в сельхозпредприятиях холдинга работа с навозом строится следующим образом: навоз помещается в лагуны, где круглосуточно происходит сепарация на твердую и жидкую фазы. Твердая фракция идет на подстилку для животных, жидкая - полностью уходит на удобрение, которое вносится не поверхностно, а внутрипочвенно, через шланговую систему.

Дмитрий Грицких, руководитель отдела охраны окружающей среды ООО “ЭкоНива-АПК Холдинг” рассказал Milknews, что несмотря на, казалось бы, прозрачность нормативных требований, есть противоречия 89-ФЗ с нормативными актами других государственных ведомств.

“Так, 99-ФЗ “О лицензировании” четко направлен на вид деятельности (ОКВЭД). В нашем случае основным видом деятельности является разведение КРС, а не обращение с отходами с получением от этого прибыли. По такой логике, лицензия нам не требуется.

Второй немаловажный момент, обозначенный в 89-ФЗ - то, что отходами называются вещества и предметы, которые удаляются. Однако в нашем случае вещества, именуемые “навоз КРС” и “навоз КРС перепревший” остаются в замкнутом цикле вспомогательных производств, поддерживающих основной вид деятельности. Таким образом, мы навоз не удаляем, а используем. Соответственно, ст.1 89-ФЗ вступает в противоречие со ст. 14. Три года назад ст.1 утверждала, что юридическое лицо самостоятельно определяет, что в процессе производственной деятельности является отходом, а сейчас в ней говорится сразу, что отходы - это вещества и предметы, которые удаляются”, - заявил Грицких.

По словам эксперта, в законодательстве есть и еще одно противоречие: согласно ФЗ “О техническом регулированииюридические лица в производственных процессах могут вовлекать в производственный оборот остатки сырья и материалов.

“Таким образом, если предприятие понимает, что какой-либо побочный продукт своей деятельности может использовать для собственной выгоды, то оно обязано разработать и утвердить Технологический регламент основного производства и Технологический регламент вспомогательного производства. Последний, в нашем случае - это Технологический регламент производства биоорганического удобрения на основе навоза КРС. Разработав ТУ, мы можем смело использовать побочный продукт как сырье, но возвращаемся к ФККО и видим, что на законодательном уровне навоз остается отходом на всех стадиях его возникновения и обработки. Поэтому считаю, что 89-ФЗ необходимо доработать в этой части и разорвать тонкую грань между понятиями “отход” и “сырье”, - комментирует эксперт.

“Работа по совершенствованию законодательства ведется. Осенью прошлого года я выступал представителем Воронежской области на совещании в Министерстве природных ресурсов России с участием крупнейших предприятий АПК, где внес свои предложения по наболевшим вопросам и был услышан”, - заключает Грицких.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: