Методическая разработка (7 класс) на тему: Интеллектуальная игра "Знатоки истории". Почему национальная церковь Англии оказалась удобнее вселенской

Сергей Ходнев

Генрих VIII:

Да будет установлено властью настоящего Парламента, что король, наш суверенный государь, равно как и его преемники и наследники, владыки государства, должен приниматься и почитаться как единственный земной верховный Глава Церкви Англии, именуемой Anglicana Ecclesia.

Из Акта о супрематии, 1534 год.

Король Англии в 1509-1547 годах. В борьбе за внешнеполитическое влияние страны оказался втянут в многолетнюю серию конфликтов с императором Карлом V и королем Франции Франциском I. Провозгласив разрыв с Римом и создание независимой церкви Англии, во многом оставался тем не менее сторонником католических традиций - и заложил тем самым основы умеренно-компромиссной природы англиканства.

Буквально на днях монетный двор Великобритании начал чеканить новую однофунтовую монету. Она гораздо легче, чем прежние «лобанчики», и вообще современна настолько, насколько может быть современен в 2017 году такой вымирающий вид, как металлическая денежка,- многогранная, биметаллическая, защищенная голограммой (что бы это ни значило). Но иконография аверса, собственно, та же, что и всегда. Монарший профиль и надпись кругом: «Elizabeth II D. G. Reg. F. D.» - «Елизавета II, Божиею милостию королева, защитник веры».

Вот это вот F. D., «fidei defensor», Елизавета II унаследовала по прямой от своего, кажется, в пятнадцатом поколении дядюшки - Генриха VIII. В 1521 году «король Гарри» - еще не одышливый златопарчовый монстр с заплывшими глазами, каким мы его знаем по поздним портретам, нет, он образцовый рыцарь, бодрый двадцатилетний галант, надежда гуманистов, рьяный охотник, немножко музыкант, немножко поэт, немножко певец. И даже немножко богослов. Благо ему, как младшему сыну (в короли-то предназначался его старший брат, умерший в юности принц Артур), перепало менее государственно-прозаическое образование; как знать, может, при других обстоятельствах он сделался бы кардиналом - веселым ренессансным кардиналом, каких было предостаточно. Но он стал королем и в том самом 1521 году написал антилютеранский трактат в защиту католической доктрины таинств.

За это папа Лев X и пожаловал ему титул «защитника веры» - предвидя, наверное, что это звание так и останется достоянием английской монархии, вроде того как французские короли с гордостью назывались «христианнейшими», испанские - «католическими», а венгерские - «апостолическими». Папа не предвидел сущей малости: того, что Генрих станет первым королем на Земле, по всей форме порвавшим с Римом.

Уж конечно, не схемы лютерова богословия его на этот шаг подвигли. Трудно сосчитать романы, дамские и не вполне дамские, описывающие невиданную коллизию: молодой король пленяется фрейлиной своей жены, но та, сюрприз-сюрприз, вместо того чтобы просто выждать пристойное для чести время, да и пустить-таки монарха на свое ложе, следует совету Мефистофеля из «Фауста» Гуно - «до обрученья дверь не открывай». Король мыкается, но дверь таки не открывается, а чтобы обручиться - надо развестись, и так начинается самый скандальный - и самый оглушительный по своим последствиям - бракоразводный процесс в истории европейских монархий. Император Карл V никак не может решить, что ему дороже: супружеское счастье его тетушки (Екатерины Арагонской, первой из шести генриховых жен) или участие Англии в антифранцузском союзе; папа Климент VII Медичи, ютящийся в провинциальной дыре после того, как его Рим разграбили испанские головорезы и немецкие ландскнехты того же Карла V, жалко пытается тянуть время; раввины европейских гетто в кои веки раз привлечены к решению исторического вопроса - к ним обращаются за консультацией по поводу брачных установлений Книги Левит (официальный повод для развода - то, что Екатерина прежде брака с Генрихом была сосватана его брату). А Анна Болейн знай одергивает с погибельной улыбкой юбки в ответ на рычание обезумевшего от уже не совсем юношеской страсти короля: нет, Гарри, нет, только после свадьбы.

Будем справедливы к Генриху: возможно, дело не только в либидо и не только в непреклонной леди, которую, как многие считают, король увековечил в самом знаменитом ренессансном шлягере - песенке про «Зеленые рукава», «Greensleeves». Союз с Испанией против Франции, вековечного соперника Англии, предначертал еще его батюшка, скопидомный Генрих VII; то, что Мария Тюдор, Bloody Mary, вышла потом замуж за Филиппа II Испанского и ненадолго отменила генрихову Реформацию - тоже следствие все тех же геополитических идей. Но сам Генрих VIII альянсом с Испанией и империей подчас тяготился, и развод с инфантой можно себе представить и бесстрастной стратегической мерой. Тем более что наследник мужского пола королю тоже был необходим.

И все же: когда Рим так и не дал развода королю Англии, когда умер кардинал Уолси, последний медиатор, умевший доносить до Генриха идею безусловного авторитета римской церкви, король решил действовать. Сначала по совету умных правоведов он обратил против всего английского духовенства (подчиненного, натурально, римскому понтифику) статут XIV века, запрещавший английским подданным апеллировать к заграничному властителю - хотя бы и папе. Духовенству оставалось только подчиниться: на дворе был не XIV век и политическое могущество папства выглядело материей как никогда сомнительной. Далее последовал тайный брак Генриха с Анной Болейн, а после него (именно что после) - формальное аннулирование его брака с Екатериной Арагонской. А еще чуть позже, в 1534-м, парламент после серии антипапских законов издал Акт о супрематии - и провозгласил тем самым полное и никакими зарубежными авторитетами не ограниченное всевластие короны над церковью Англии. Королю оставалось только саркастически улыбнуться «преемнику князя апостолов, викарию Иисуса Христа»: кто защитник веры? я защитник веры! И вы сами это удостоверили.

Это большое событие в истории протестантизма, но действовал Генрих все-таки иначе, чем немецкие князья, пошедшие за Лютером. Те очень рано почуяли, что новая доктрина сулит им огромные доходы от секуляризации церковных земель. Генрих тоже запустил кампанию по упразднению монастырей и по перераспределению их собственности (именно поэтому многие поместья и до сих пор называются как-нибудь наподобие «Аббатство Даунтон»), однако занялся этим все-таки во вторую очередь. И самое главное: при всех стараниях своих протестантски настроенных советников, он совершенно не собирался выстраивать свою Реформацию по готовым выкройкам - хоть лютеранским, хоть цвинглианским, хоть кальвинистским.

Пока у власти была Анна Болейн, король не без ее подачи хотя бы рассматривал благосклонно эти выкройки - особенно когда предлагаемые ему меры совпадали с его собственной выгодой (как в случае ликвидации монастырей). Но после того как королева Анна отправилась на плаху, Генрих совсем потерял интерес к реформаторам. Новое вероучительное определение, изданные парламентом «Шесть статей», повторяло вполне католические нормы: реальное присутствие Христа в Евхаристии, причащение мирян под одним видом, необходимость устной исповеди, целибат духовенства и так далее. Совершенно не нужны были Генриху всеобщее священство, смутьяны-проповедники и «дешевая церковь». Зачем? Лучше старая латинская месса, пышные облачения и ладан. Только бы без папы.

Считается, что в полную силу Реформация в Англии развернулась только после смерти Генриха VIII, при юном Эдуарде VI. Потом Мария I ее отменила, а Елизавета I восстановила - хотя все равно в очень своеобразном, компромиссном виде: англиканство так и осталось via media, «срединным путем» в ряду христианских исповеданий. Но с легальной точки зрения все эти кульбиты основывались именно на генриховых достижениях, на убежденности в том, что король Англии, «император в своих землях», имеет полную власть в церковных делах.

Это было очень удобно - в условиях, когда религиозные вопросы были напрямую связаны с температурой общественных настроений, иметь возможность решать их без апелляции хоть к папе, хоть к Вселенскому собору. Определять обычным парламентским биллем, как людям крестить детей, хоронить покойников и отмечать праздники. Рачительно содержать церковь на казенный кошт, отняв у нее и финансовую автономию, и средневековые социально-культурные прерогативы. Жестко контролировать течения и партии, которые неминуемо возникали в церковном сообществе, аккуратно купируя крайности - и все же позволяя вольному религиозному сознанию «стравить пар». И вообще сделать церковь, по сути, одним из государственных департаментов.

По условиям XXI века все это звучит угрожающе. Но на самом деле «старая добрая Англия» со всеми ее чудачествами и свободами, сплином и промышленной революцией, викторианской чопорностью и «бременем белого человека» - она ведь восходит именно к тем временам, к тюдоровской Реформации (а вернее, реформациям). И, пожалуй, Чаадаев был не так уж неправ, когда писал об англичанах: «Последняя их революция [имеется в виду «Славная революция» 1688 года.- СХ], которой они обязаны своей свободой и процветанием, а также и вся последовательность событий, приведших к этой революции, начиная с Генриха VIII, не что иное, как религиозное развитие».

Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...

В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись:

Отличия англиканской церкви от католической

При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.

Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника. Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации.

Перед рассмотрением последующих событий истории Англии во второй половине XVI в. перед учащимися ставятся проблемные задания, указанные в технологической карте.


Рассказ ведется по учебнику и дополняется обращением к документам. Говоря о Елизавете I как защитнице англиканской церкви и протестантизма, следует подчеркнуть, что королева была далека от религиозного фанатизма. Об этом свидетельствует следующий факт: Елизавета I Тюдор, как и ее отец, Генрих VIII, объявила себя главой англиканской церкви, а протестантизм - официальной религией королевства. Многие приближенные подталкивали ее к дальнейшей реформе англиканской церкви и уничтожению «папистских пережитков». Но Елизавета не стала вводить никаких новшеств и заявила: «Я лучше тысячу раз отстою католическую мессу, чем позволю совершиться тысяче преступлений во имя ее отмены».

Для более полного представления о правлении Елизаветы Тюдор и ее личных качествах учащимся для исследования могут быть предложены карточки с извлечением из речи королевы в Тилбери.

В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них - форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь.

Из речи королевы Елизаветы в Тилбери,
обращенной к английским солдатам (1588)

Мой добрый народ, те, кто пекутся о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас, пасть во прахе во имя моего Господа, моего королевства, моего народа, моей чести и моей крови. Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля, и короля Англии... Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом, вашим судьей и вознагражу каждого по заслугам на поле брани.

В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания. В тетради можно записать перечень тех мероприятий Елизаветы I, которые принесли успех ее почти полувековому правлению.

Домашнее задание дается по вопросам методического аппарата учебника и проблемным заданиям в технологической карте.

УРОК 15. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции: 1. «Один король, но две веры». 2. Начало жестоких религиозных войн. 3. Варфоломеевская ночь. Французы - жертвы религиозного фанатизма. 4. Война трех Генрихов. 5. Генрих IV - «король, спасший Францию». 6. Кардинал Ришелье. Усиление Франции к середине XVII в. Возможная личностно значимая проблема: религиозный фанатизм приводит к кровавым гражданским войнам, к гибели сотен тысяч жизней
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся знакомятся с особенностями Реформации и религиозных войн во Франции; осознают, что религиозные войны являются бедствием для жителей страны, что к середине XVII в. Франция становится сильнейшим государством континентальной Европы
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Как вы думаете, соответствует ли признанию прирожденных прав человека лозунг католиков: «Один король, один закон и одна вера»? 2. В истории Франции фигура короля Генриха IV Бурбона стала воплощением национального единства и государственной независимости. По ходу урока подберите факты, которые могли бы подтвердить точку зрения французских историков. 3. Католики-фанатики называли Генриха IV «сатаной», «тираном»; гугеноты были признательны ему за предоставление им религиозного и светского самоуправления; народ слагал о нем легенды, называл его «наш добрый король»; историки называют его первым королем Нового времени. Чем вызваны эти характеристики? Исключают ли они друг друга? Каким же был на самом деле Генрих IV? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом и текстом параграфа, обучение решению учебных проблем. На уроке используются внутрикурсовые связи (§ 3, 11, 12, 13)
Развитие умений учащихся Учащиеся учатся делать сравнительный анализ, работать с документом (Нантский эдикт, «Политическое завещание» Ришелье), с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать явления с позиций разных слоев населения Франции XVI в. (оценка Варфоломеевской ночи, правления Генриха IV, государственная деятельность Ришелье), составлять характеристику исторического деятеля (Генрих IV, Ришелье)
Основные понятия и термины Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 14. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Реформация в Европе в XVI в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. - М.: Аванта +, 1995. - Т. 1. - С. 385-395. А. Дюма. Две Дианы; Королева Марго; Графиня де Монсоро; Сорок пять. П. Мериме . Хроника времен Карла IX. Г. Манн. Молодые годы короля Генриха; Зрелые годы короля Генриха IV. Репродукции портретов Генриха IV. Филипп де Шампань . Тройной портрет кардинала Ришелье. Телефильм «Графиня де Монсоро»

отношение к написанию злополучной речи. Звали его Жан Кавен, хотя сам он предпочитал писать свою фамилию в латинизированной форме: Кальвин.

Молодой теолог находит приют вначале в Страсбурге, затем – в Базеле.

Изгнание и последующее тесное общение с протестантами превратило Кальвина из сочувствующего Реформации в ревностного ее сторонника. С

целью более глубокого и последовательного уяснения своего нового кредо он пишет «Наставление в христианской вере» – самое последовательное и систематичное на тот момент изложение протестантской религиозной доктрины. В этой книге очень мало новых идей, но ее феноменальный успех у современников объясняется не оригинальностью содержания, а тем, как они поданы. Кальвин был на 26 лет – на целое поколение – младше Лютера и Цвингли. Они для него уже корифеи, а их идеи – безусловная истина.

Мучительные сомнения в своей правоте, терзавшие реформаторов первого поколения, ему совершенно не свойственны, и то, что они решались говорить лишь в пылу спора, Кальвин формулирует с бесстрастием ученого-педанта. И

эта холодная рассудочность проявляется не только в манере, но и в предмете его теологического анализа: «Не человек с его страданиями и сомнениями занимает Кальвина, – замечает по этому поводу Р.Ю. Виппер, – а

восстановление истинного понятия о Боге, умаленного папизмом». Особенно наглядно это проявляется в трактовке центрального звена теологической системы Кальвина – учении об абсолютном предопределении. Собственно, и

здесь он не был первооткрывателем: отрицание свободы воли человека логически вытекало из лютеровского учения об оправдании верой. На это указывал в полемике с реформатором Эразм Роттердамский, а Лютер,

соглашаясь с доводами оппонента, даже написал особый трактат «О рабстве воли». Но если для Лютера это – неразрешимая антиномия, вызывающая смятение ума и чувств, то Кальвин в своих рассуждениях безжалостно хладнокровен, отчего безжалостной выглядит в его трактовке и сама божественная милость. Как афористично выразил эту мысль известный историк Реформации А. Маграт, «для Лютера милость Божия выражена в

том, что Он оправдывает грешников, людей, которые недостойны такой привилегии. Для Кальвина милость Божия проявляется в Его решении искупить отдельных людей, независимо от заслуг: решение об искуплении человека принимается, независимо от того, насколько данный человек достоин этого. Для Лютера Божественная милость проявляется в том, что Он спасает грешников, несмотря на их пороки; для Кальвина милость проявляется в том, что Бог спасает отдельных людей, несмотря на их заслуги».

Кальвин подчеркивает, что предопределение к спасению является не

«продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения». Поэтому человек не вправе спрашивать о том, кто и почему удостоился избранничества, но можно увидеть спасающихся , ибо знаком божественного благоволения избранным является их успешность в труде.

Таким образом, богатство как объективный результат профессионального успеха предстает божественным даром, что означает греховность его растраты на удовлетворение плотских помыслов. Следовательно, эти средства необходимо вернуть туда, откуда получены – в оборот. Так скаредность буржуа получает религиозное оправдание, превращаясь в мирскую аскезу.

«Наставление в христианской вере» впервые увидело свет в 1536 г. и

сразу завоевало признание среди протестантов, еще при жизни автора выдержав четыре издания. В том же, 1536 году Кальвин оказался проездом в Женеве и местные протестанты, видя в нем авторитетнейшего теолога,

просят его остаться в городе. Вскоре Кальвин становится признанным лидером реформационного движения. Тем не менее, его требование распространить выборное начало не только на церковь, но и на светскую власть, а также меры контроля за соблюдением горожанами проповедуемых им религиозно-нравственных принципов, вызвали определенное недовольство в среде патрициата. В 1538 г. Кальвин был вынужден покинуть Женеву, но через три года, в ответ на многочисленные просьбы горожан, он

согласился вернуться. Кальвин с удвоенной энергией приступает к воплощению в жизнь своих идеалов, проявляя при этом все возрастающую нетерпимость. Из Женевы изгоняются все инакомыслящие, вводится строжайшая регламентация всех сторон жизни горожан. Любые отступления от норм мирской аскезы беспощадно наказывались. Запрет был наложен на светские увеселения, нарядную одежду, изысканную еду, расточительность в быту. Самым ярким проявлением нетерпимости Кальвина, после чего он заслужил репутацию «женевского папы», стало сожжение в 1553 г.

испанского ученого М. Сервета, обвиненного в антитринитарианской ереси.

благодаря которым кальвинизм завоевывал все новых сторонников за пределами Швейцарии. Его последователей в странах континентальной Европы стали называть реформатами, а на Британских островах – пресвитерианами. Эти идеи наложили отпечаток на такие эпохальные события раннего Нового времени, как религиозные войны во Франции и борьба Нидерландов против испанского господства, пуританская колонизация Северной Америки и Великая Английская революция.

3.6. Королевская реформация в Англии. Англиканская церковь

Истоки антипапских настроений, издавна бытовавших в английском

обществе, коренятся в раннем средневековье. Норманнское завоевание было активно поддержано Римским престолом, рассчитывавшим с помощью Вильгельма Завоевателя окончательно покончить со своим давним конкурентом в христианизации Британских островов и всего севера Европы – Ирландской церковью. Вильгельм оправдал надежды курии, он окончательно запретив в своем королевстве богослужение по ирландскому обряду. Таким образом, именно нормандцы, говоря словами Б. Рассела, «вернули Англию римскому миру». Но покоренное население вряд ли испытывало восторг от

этого «возвращения», для которых новые церковные власти были такими же завоевателями, как и нормандские бароны.

В то же самое время церковная политика Вильгельма Завоевателя привела к возникновению «антиримских» настроений и в среде самой властной элиты. После англосаксонского восстания 1069 г. Вильгельм стал рассматривать всю местную знать как мятежников, а потому – конфисковал все ее земли и раздал их своим приближенным. Ту же политику он проводил и в отношении церкви, заменив местных прелатов нормандцами. Но подобно тому, как от всех баронов Вильгельм требовал личной вассальной присяги, со стороны поставленных им епископов и примаса английской церкви архиепископа Кентерберийского он ожидал такой же покорности. А когда примас попытался отстоять свою независимость от короля, апеллируя к авторитету папы, Вильгельм запретил английскому духовенству повиноваться Римской курии. С тех пор отношения между королем и примасом (а соответственно и с папством) редко бывали гладкими.

Временами же они переходили в открытую конфронтацию. Пример тому – столкновение между Генрихом II, издавшим в 1164 г. так называемые Кларендонские постановления о подчинении церкви королевскому суду, и

архиепископом Томасом Бекетом, закончившееся гибелью последнего.

Не менее острый конфликт вспыхнул в 1207 г., когда король Иоанн Безземельный попытался опротестовать возведение папой в сан архиепископа Кентерберийского Стивена Лэнгтона. В ответ Иннокентий III

в 1208 г. наложил на Англию интердикт, а когда король конфисковал церковные земли – отлучил Иоанна от церкви и освободил его подданных от присяги на верность. Его вассалы не замедлили этим воспользоваться, и

король был вынужден капитулировать. Он признал себя вассалом папы и обязался выплачивать по тысяче марок ежегодно. Это не могло, разумеется,

прибавить Римской курии симпатий ни со стороны королевской власти, ни со стороны паствы, с которой эти деньги взимались в виде налогов. Лишь Эдуард I (1272-1307) прекрватил выплату этой унизительной дани.

Еще больше обострились отношения между Англией и папством в период Столетней войны, поскольку курия в этом конфликте заняла сторону Франции. Для покрытия военных расходов Эдуард III облагает налогами духовенство, а оксфордский теолог Уильям Оккам пишет трактат о праве короля распоряжаться церковной собственности. В дальнейшем он пишет еще три трактата – «Восемь вопросов о власти и достоинстве папы», «Диалог» и «Трактат о власти императоров и понтификов», –

обосновывающих независимость светской власти от Римской курии. Таким образом,

Младшим современником Оккама был Джон Виклиф (1320-1384),

считающийся одним из предтеч Реформации. В его учении находят свое отражение не только антипапские настроения, равно разделяемые как низами английского общества, так и его элитой, но и свойственный нарождающемуся бюргерству религиозный индивидуализм. Объектом критики Виклифа становится не только супрематия пап, но и культ святых,

монашество, практика торговли индульгенциями. Настаивая на суверенном праве каждого искать свой путь богопознания, Виклиф вместе со совими единомышленниками переводит на английский язык Священное Писание,

по-английски пишет трактат, проповедует сам и благословляет на проповедь странствующих «бедных священников». Одним из них был Джон Болл,

выводивший из учения Виклифа осуждение социального неравенства и ставший идеологом восстания Уотта Тайлера. В проповеди перед восставшими он произнес знаменитые слова: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?». Джон Болл сблизился с фламандскими эмигрантами, принадлежавшими к благотворительному братству лоллардов,

оппозиционному официальной церкви, превратившемуся под его влиянием в массовое крестьянско-плебейское движение. К концу XIV влияние лоллардов в английском обществ было таково, что в 1395 г. лолларды подали в парламент петицию с требованием реформирования церкви в соответствии с идеями Виклифа и Болла. С начала XVI в. власти, напуганные

радикализмов лоллардов начинают гонения на них, поэтому многие из них бежали в Шотландию и на континент. Но и в самой Англии лолларды,

несмотря на преследования, продолжали свою деятельность, готовя тем самым почву для будущей Реформации.

Таким образом, идеи, провозглашенные Лютером, в Англии пали на благодатную почву, но в отличие от стран континента призыв к ниспровержению власти папы встретил поддержку не только в общества, но королевской власти, что позволило ей возглавить реформирование английской церкви.

Формальным поводом к разрыву с Римом послужил отказ папы Климента VII признать развод короля Генриха VIII и Катарины Арагонской.

Аргументом английской стороны было отсутствие у августейшей четы наследников мужского пола, что грозило пресечением династии и связанными с этим политическими проблемами. Противодействие папы объяснялось не только каноническими мотивами, но и зависимостью курии от могущественного императора Священной Римской империи и кроля Испании Карла V, приходившегося Катарине племянником: в том же 1527 г.,

когда Генрих VIII попросил развода, императорская армия жестоко разграбила Рим, и папу отнюдь не вдохновляла перспектива повторения подобного эксцесса.

Ответом на отказ папы стало принятие парламентом в течение 1530-

1533 гг., урезавшего прерогативы курии в отношении английской церкви. В

всего через неделю после этого английский парламент принимает «Акт о супрематии», гласящий: «Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений,

существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем,

почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии». В

следующем году была предпринята «ревизия-визитация» церковных учреждений, право на которую королевская власть получала согласно «Акту о супрематии». В феврале 1536 г. в парламенте был зачитан отчет о ревизии о по его итогам закрыто около 400 монастырей с конфискацией их имущества в пользу короны. К 1539 г. были ликвидированы оставшиеся монастыри, а в

1545 – часовни, и вся принадлежавшая им собственность также поступила в казну.

В то же время в вероучительных вопросах королевская власть не проявляла такого же рвения, как в имущественных. В 1536 г. был опубликован символ веры, в котором осталось очень многое от католичества:

источником вероучения признается не только Св. Писание, но и акты первых четырех вселенских соборов; в отношении к иконам осуждается

«злоупотребление», но не само поклонение; не отрицается пост, культ святых, молитва за умерших, целибат духовенства, признаются три таинства

(крещение, исповедь, причащение) и учение о пребывании тела и крови Христа в евхаристии. Все эти положения были закреплены «Биллем 6

статей», принятых парламентом в 1539 г.

Насколько далеко отстояла политика Генриха VIII от идеалов Джона Виклифа, требовавшего от всех верующих знания Библии, можно судить по указу, запрещавшему простолюдинам самостоятельно читать и толковать Св.

При сыне Генриха VIII Эдуарде VI (1547-1553)церковная политика приобрела более выраженный протестантский характер. При участии приглашенных кальвинистских теологов было разработано новое исповедание веры – «42 статьи», однако смерть короля помешала официально утвердить этот документ.

После кончины Эдуарда VI к власти приходит дочь Генриха VIII от брака с Катариной Арагонской Мария, воспринявшая от матери горячую приверженность к католичеству. О мерах, которыми она осуществляла

возвращение Англии в лоно Римской церкви красноречиво говорит прозвище

«Кровавая», под которым Мария вошла в историю.

Полномасштабная реставрация политического курса Генриха VIII

была осуществлена его дочерью от брака с Анной Болейн Елизаветой I (1558-

1603). Именно в годы ее правления постепенно складывается религиозная традиция, за которой закрепилось наименование «англиканство». В 1559 г.

был принят новый «Акт о супрематии», подтверждавший акт 1534 года и уточнявший статус короля как «верховного правителя Церкви Англии». В 1571 г. парламентом был утвержден «Билль 39 статей», определяющий основы вероучения Церкви Англии. В этом документе основополагающие идеи Реформации выражены более последовательно, чем в исповедании Генриха VIII. Так, 5-я статья билля провозглашает: «Священное Писание заключает в себе все необходимое для спасения, все же, чего нельзя в нем вычитать, не признается учением церкви, и никто не обязан веровать в это».

Столь же твердо составители документа стоят и в вопросе о литургическом языке, заявляя, что «противно слову Божьему и обычаю первобытной церкви,

чтобы в храме возносились молитвы или совершались таинства на языке,

непонятном для народа». Решительно осуждаются в билле власть папы,

институт монашества, культ святых, поклонение иконам и мощам, учение о пресуществлении (субстанциональном присутствии тела и крови Христа в евхаристии).

В то же время, в англиканской церкви сохранился епископат;

положение священников во многом, за исключением целибата, сходно с положением духовенства в католический церкви; богослужение и внутреннее убранство церкви также указывают на более близкое родство англиканства с католицизмом, нежели с лютеранством или кальвинизмом. Наряду с протестантской доктриной спасения личной верой в англиканстве признается догмат о спасающей силе церкви.

В этом проявляется доктринальная особенность англиканства,

декларируемая как «средний путь» между католицизмом и протестантизмом.

В то же время, именно эта особенность английской церкви является причиной ее фактического разделения на несколько фракций. Так называемая «высокая церковь», имеющая поддержку в аристократических кругах, стремится к сохранению католических традиций, в то время как противоположная ей «низкая церковь» тяготеет к кальвинизму. В XVII в. из

«низкой церкви» выделилось течение, требовавшее полного очищения англиканства от наследия «папизма». Его сторонников стали называть

«пуританами» (лат. purus – чистый) или пресвитерианами, поскольку они отвергали епископальную организацию официальной церкви и главную роль

в жизни общин верующих (конгрегаций) отводили пресвитерам.

В свою очередь, в среде пуритан зародилось движение, лидер которого Р. Браун требовал полной независимости конгрегаций, утверждая, что всякая церковь, контролируемая государством, греховна. Эта группировка,

приверженцев которой стали называть конгрегационалистами или индепендентами (англ. independent – независимый) в годы Великой английской революции трансформировалась в наиболее радикальную политическую партию, выражавшую интересы буржуазии и так называемого

«нового дворянства». Часть конгрегационалистов еще до революции,

спасаясь от преследований властей, эмигрировала в Голландию, где восприняла учение Я. Арминия о свободе воле и отказалась от кальвинизма.

Одновременно, под влиянием меннонитов эта группа пуритан усвоила идею крещения во взрослом возрасте, тем самым положив начало новому течению в протестантизме – баптизму.

Промежуточное положение между крайними фракциями в англиканстве занимает «широкая церковь», призывающая к примирению противоборствующих направлений. Поскольку с точки зрения адептов данного течения в англиканстве догматические и культовые расхождения менее значимы, чем сохранение церковного единства, эту фракцию нередко называют «индифферентной церковью».

Проектное задание

Сопоставьте и проанализируйте причины и предпосылки реформационного движения в Германии, Швейцарии и Англии. Составьте таблицу, отражающие основные черты сходства и различия трех вариантов Реформации, сгруппированные по следующим группам факторов:

религиозные;

внутриполитические;

внешнеполитические;

социокультурные.

Тест рубежного контроля

9. Какое из таинств в православии может совершать священник, а в католицизме – только епископ?

крещение

миропомазание

исповедь

10.Какой из перечисленных католических догматов появился до Разделения

11.Какая из перечисленных ниже библейских книг признается канонической

католиками и отвергается протестантами?

Песнь Песней

12.Кому принадлежат слова: «На том стою и не могу иначе»?


Цель урока: Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.).

Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Оборудование: Учебник, §13. Карта «Англия в XVI – первой половине XVII вв.»

Репродукции портретов Елизаветы I. Дж. Гауэр. Портрет Елизаветы на фоне гибнущей армады.

Фильмы: «Елизавета (1998) и «Золотой век» (2007) с участием Кейт Бланшетт.

Основные понятия и термины: Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, корсар, капер.

Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты проблемных заданий:

1. Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью.

2. Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание.

3. Подумайте, какие новые методы управления и пропаганды использовала Елизавета I. Почему она была популярна во всех слоях английского общества?

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала на этом уроке опирается на ранее полученные знания об абсолютизме и о Реформации. В связи с этим учащимся предлагается ответить на вопросы, при помощи которых они актуализируют ранее полученные знания об абсолютизме: вспомните, что такое абсолютизм. Укажите основные признаки абсолютной королевской власти. Как вы думаете, можно ли считать абсолютизм явлением, приносящим пользу государству и подданным? Выскажите ваше мнение.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель отмечает, что в XVI в. Реформация охватила и Англию. В результате этого движения была создана англиканская (национальная) церковь, укрепилась королевская власть.

Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и проблемными заданиями (первое задание выполняют все, второе и третье — по выбору учащихся).

III. Изучение нового материала.

1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской Реформации.

Учащимся дается задание: по ходу рассказа учителя и работе с документами записать в тетрадь ответ на вопрос «Отличия англиканской церкви от католической». Работу по анализу документа (Томас Кромвель. «Инструкция английскому духовенству») учащиеся проводят индивидуально (в случае затруднения это может быть комментированное чтение). Дополнительно нескольким учащимся могут быть предложены для анализа карточки с извлечением из Акта о супрематии (верховенстве).

Акт о супрематии (1534)

...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...

В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись:

Отличия англиканской церкви от католической

1.Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.

2. Главой англиканской церкви является король.

3. Церковь и монастыри лишаются имущества.

4. Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.

5. В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой».

6. Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.

7. Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.

8. Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.

При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.

2. Мария Кровавая и попытки Контрреформации.

Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника (стр. 109). Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации.

3. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма.

Перед рассмотрением последующих событий истории Англии во второй половине XVI в. перед учащимися ставятся проблемные задания.

Рассказ ведется по учебнику (стр. 110-111) и дополняется обращением к документам. Говоря о Елизавете I как защитнице англиканской церкви и протестантизма, следует подчеркнуть, что королева была далека от религиозного фанатизма. Об этом свидетельствует следующий факт: Елизавета I Тюдор, как и ее отец, Генрих VIII, объявила себя главой англиканской церкви, а протестантизм — официальной религией королевства. Многие приближенные подталкивали ее к дальнейшей реформе англиканской церкви и уничтожению «папистских пережитков». Но Елизавета не стала вводить никаких новшеств и заявила: «Я лучше тысячу раз отстою католическую мессу, чем позволю совершиться тысяче преступлений во имя ее отмены».

4. Борьба с Испанией за морское первенство.

В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них — форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь (сокращенная версия представлена в учебнике на стр. 112).

Из речи королевы Елизаветы в Тилбери, обращенной к английским солдатам (1588)

Мой добрый народ, те, кто пекутся о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас, пасть во прахе во имя моего Господа, моего королевства, моего народа, моей чести и моей крови. Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля, и короля Англии... Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом, вашим судьей и вознагражу каждого по заслугам на поле брани.

Вопросы к документу: 1. Подумайте, о каких чертах личности королевы говорит ее приезд в армию и текст этого выступления. 2. Как вы оцениваете ее поступок: как искренний порыв или ловкий дипломатический ход?

IV. Закрепление изученного материала.

В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания.

V. Домашнее задание.

§13, задание по контурной карте. В тетради можно записать перечень тех мероприятий Елизаветы I, которые принесли успех ее почти полувековому правлению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Акт о супрематии (1534)


...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1. В каком году был принят документ, отрывок из которого представлен ниже?

«Будет кто каким умышленьем учнёт мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию».

  1. 1497 г.
  2. 1550 г
  3. 1649 г.
  4. 1714 г.

2. Как называется документ, отрывок из которого представлен ниже?

«…да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии».

  1. Золотая булла 1356 г.
  2. Акт о супрематии 1534 г.
  3. Нантский эдикт 1598 г.
  4. Хабеас корпус акт 1679 г.

3. В каком году был составлен документ, отрывок из которого представлен ниже?

«И во оных президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из своих собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради его царское величество запотребно рассудить изволил, всем в вышеписанных государственных коллегиях обретающимся вышним и нижним служителям обще, и каждому особо, …всемилостивейшее своё повеление в нижеписанных главах объявить».

  1. 1699 г.
  2. 1711 г.
  3. 1720 г.
  4. 1729 г.

Ответ :

1 2 3
3 2 3

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 6 баллов за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу.

4. Какие из представленных ниже территорий к началу XVIII в. НЕ входили в состав Российского государства?

  1. Смоленск
  2. Крымский полуостров
  3. Белоруссия
  4. Лифляндия
  5. Левобережная Украина

5. Кто из перечисленных ниже европейских правителей был участником Третьего крестового похода?

  1. Ричард I Львиное Сердце
  2. Генрих II Плантагенет
  3. Филипп II Август
  4. Фридрих I Барбаросса
  5. Эдуард Чёрный Принц
  6. Людовик IX Святой

6. Какие из перечисленных ниже сражений произошли в ходе Столетней войны?

  1. сражение при Пуатье
  2. сражение на Каталаунских полях
  3. сражение при Адрианополе
  4. сражение при Босворте
  5. сражение при Креси
  6. сражение при Азенкуре

Ответ :

4 5 6
245 134 156

По 3 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указан-ными верными ответами приводится один неверный). Всего 9 баллов за задания 4–6.

Задание 7

Перед Вами перечень событий, произошедших в ходе трёх русско-турецких войн. Укажите их хронологические рамки и соотнесите с ними соответствующие события. Занесите всю информацию в таблицу.

  1. Чесменское сражение
  2. сражение на реке Рымник
  3. Чигиринские походы
  4. сражение при Кагуле
  5. сражение у мыса Калиакрия
  6. сражение у Рябой Могилы

Ответ :

Война 1676 (1677)–1681 1768–1774 1787–1791
События 3 146 25

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа. (Хронологические рамки войн принимаются только полностью верными.) Всего за задание 9 баллов .

Задание 8

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

  • 8.1. А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, А.У. Брауншвейгский, А.В. Суворов.
  • 8.2. Сражение у мыса Гангут, взятие Ниеншанца, сражение при Лесной, Гренгамское сражение.

Ответ :

  • 8.1. Российские генералиссимусы.
  • 8.2. Сражения Северной войны.

По 3 балла 6 баллов .

Задание 9

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

  • 9.1. Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой, Иван Заруцкий, Михаил Шеин.
  • 9.2. 1661, 1686, 1721, 1743, 1790.

Ответ :

По 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 6 баллов .

Задание 10

Расположите в хронологической последовательности перечисленные события:

  • А) Опубликование «95 тезисов» Мартином Лютером
  • Б) Флорентийская уния
  • В) сражение русских князей с половцами на реке Альте
  • Г) Четвёртый крестовый поход
  • Д) Тридцатилетняя война
  • Е) княжение Владимира Мономаха в Киеве

Ответ :

В Е Г Б А Д

Критерии оценивания

  1. 5 баллов
  2. 2 балла
  3. 0 баллов

Задание 11

Расположите в хронологической последовательности (по времени возникновения) государственные учреждения России:

  • А) Правительствующий сенат
  • Б) Конференция при высочайшем дворе
  • В) Посольский приказ
  • Г) Приказ тайных дел
  • Д) Преображенский приказ

Ответ :

В Г Д А Б

Критерии оценивания

  1. 5 баллов – полностью верная последовательность.
  2. 2 балла – последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов).
  3. 0 баллов – допущено более одной ошибки.

Задание 12

Установите соответствие между событиями отечественной и зарубежной истории, произошедшими в том же веке. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ :

А Б В Г Д
5 1 4 3 2

Критерии оценивания

  1. 4 балла – полностью верное соответствие.
  2. 2 балла – допущена одна ошибка.
  3. 0 баллов – допущено более одной ошибки.

Задание 13

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Реформы (1 – неофициальный орган управления ) коснулись прежде всего управления и суда. В (2 – год ) году был созван первый (3 – название органа ) – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых – и от (4 – название категории крестьян) ). Выполняя его решения, правительство в следующем году приняло (5 – название документа ). По нему была ограничена власть (6 – название должности ) и (7 – название должности ): их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и (4) ).

Складывалась система органов центральной исполнительной власти – (8 – название органов ), которые поначалу назывались «избами». В них служили бояре, окольничьи, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Функции и предметы ведения между (8 ) были разграничены: так, например, (9 – название органа ) ведал дворянским войском, (10 – название органа ) осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.

Ответ :

По 1 баллу за каждую верную вставку. Всего 10 баллов .

Задание 14

Внимательно рассмотрите карту и выполните предложенные задания.

  1. В результате похода, обозначенного в легенде карты цифрой _____, его предводитель стал русским царём.
  2. Территории, обозначенные на карте штриховкой «А», отошли к противнику по __________________ (назовите договор).
  3. Поход, обозначенный в легенде карты цифрой ____, номинально возглавлял человек по прозвищу Тушинский вор.
  4. Поход, предводителями которого являлись князь и «выборный всею землёю человек», обозначен в легенде карты цифрой _____.
  5. Территории, обозначенные на карте штриховкой «Б», были возвращены по ______________________ (назовите договор).

Ответ :

По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего за задание 10 баллов .

Задание 15

Соотнесите имена исторических деятелей, указанные в списке, с соответствующими фрагментами текста и связанными с ними изображениями. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите имя деятеля, в третью колонку таблицы запишите номер соответствующего фрагмента текста.

Фрагменты текстов :

    «Я только что получила ваше письмо от 22-го декабря, в котором вы решительно даёте мне место среди небесных светил. Я не знаю, стоят ли эти места того, чтобы их домогаться, но я, во всяком случае, нисколько не желала бы находиться в числе всего того, чему человечество поклонялось столь долго. А потому, прошу вас, оставьте меня на земле; тут, по крайней мере, я буду в состоянии получать письма ваши и ваших друзей, Дидро и д’Аламбера, тут, по крайней мере, я могу быть свидетельницей того участия, с которым вы относитесь ко всему, что служит к просвещению нашего века. Впрочем, будьте уверены, что всякое ваше одобрение служит мне весьма сильным поощрением».

    «Писание твоё принято и прочитано внимательно. А так как змеиный яд ты спрятал под языком своим, поэтому хотя письмо твоё по замыслу твоему и наполнено мёдом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал пророк: «Слова их мягче елея, но подобны они стрелам». Так ли привык ты, будучи христианином, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?.А когда ты вопрошал, зачем мы истребили, данных нам богом для борьбы с врагами нашими воевод различным казням предали, и их святую и геройскую кровь в церквах божиих пролили, и кровью мученическою обагрили церковные пороги, и придумали неслыханные мучения, казни и гонения для своих доброхотов, полагающих за нас душу, обличая православных и обвиняя их в изменах, чародействе и в ином непотребстве, то ты писал и говорил ложь. Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряли; мучеников за веру у нас нет; А как в других странах сам увидишь, как там карают злодеев ‒ не по- здешнему! Это вы по своему злобесному нраву решили любить изменников; а в других странах изменников не любят и казнят их и тем укрепляют власть свою».

    «Гасударыне моей матушке царице Наталье Кириловне. Изволила ты писать ко мне с Васильем Соймоновым, что я тебя, государыню, опечалил тем, чт(о) о приезде своём не отписал. И о том и ныне подлинно отписать не могу, для того что дажидаюсь караблей; а как ане будут, о том нихто не ведает, а ожидают вскоре, потому чт(о) болше трёх недель отпущены из Амстердама; а как оне будут, и я искупя, что надабет, поеду тот час день и ночь. Да о едином милости прошу: чего для изволиш печалитца обо мне? Изволила ты писать, что предала меня в паству Матери Божией; и, такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и претстателст(в)ом не точию я един, но и мир сохраняет Господь.За сем благословения прошу».

    «А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. Всех моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из оков. Избито их в разное время около двухсот. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днём, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам всё делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал. Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите своё дело, как даст вам Бог».

    «…Во имя Отця и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду, никимь не нужен, целымь своимь умомь, в своемь здоровьи. Аже Бог что розгадаеть о моемь животе, даю ряд сыном своим и княгини свoеи. Приказываю сыном своим очину свою Москву. А се есмь им роздел учинил: Се дал есмь сыну своему болшему Семёну: Можаеск, Коломъну со всими Коломеньскими волостми, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки… А при своемь животе дал есмь сыну своему Семёну: 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчуги, блюдце золото с женчугомь с каменьемь. А к тому ещё дал есмь ему 2 чума золота болшая. А ис судов ис серебрьных дал есмь ему 3 блюда серьбрьна…»

Имена деятелей:

  • Владимир Мономах
  • Протопоп Аввакум
  • Пётр I
  • Екатерина II
  • Иван Калита
  • Дмитрий Донской
  • Иван IV Грозный
  • Дмитрий Шемяка
  • Василий Шуйский
  • Анна Иоанновна

(Обратите внимание, что в списке представлено большее, чем требуется, количество имён .)

Ответ :

По 2 балла за каждый верный элемент ответа.

Всего за задание 20 баллов .

Задание 16

Перед Вами фрагмент из исторического источника. Заполните таблицу.

«Умер сей князь (1 ) в 7014 году от сотворения мира. Ему наследовал его сын князь (2 ). Он во многом подражал отцу и сохранил в целости то, что тот ему оставил; сверх того, он присоединил к своей державе множество областей не столько войной, в которой он был менее удачлив, сколько своей хитростью. Как отец его подчинил себе Новгород Великий, так и сам он поступил с союзным (сему Новгороду) Псковом; присоединил он и Смоленское княжество.

После размышлений и совещаний насчёт своей женитьбы он решил в конце концов сочетаться лучше с дочерью кого-нибудь из своих подданных, чем с иностранкой, отчасти имея в виду избежать чрезвычайных расходов, отчасти не желая иметь супругу, воспитанную в чужеземных обычаях и в иной вере. Произведя смотрины, государь выбрал себе в супруги (3 ), дочь боярина Иоанна Сабурова. Но затем, так как у него в течение двадцати одного года не было от неё детей, заточил её в монастырь. (…) Заточив её в монастырь, государь женился на (4 ), дочери князя Василия Глинского».

Ответ :

1. Напишите указанный в первой фразе источника год в современном летосчислении. 1505 год. (1 балл )
2. Напишите дату присоединения Пскова. Укажите, при каких обстоятельствах было присоединено Смо-ленское княжество. 1510 год. (1 балл )

Смоленское княжество было присоединено в результате войны с Великим княжеством Литовским. (2 балла )

3. Назовите теорию, которая стала основой государственной идеологии в период правления князя, о котором говорится в источнике укажите имя автора теории. Теория «Москва – третий Рим»;
4. Назовите имена обозначенных в тексте порядковыми номерами участников событий.
  1. ‒ Иван III;
  2. Василий III;
  3. ‒ Соломония;
  4. ‒ Елена.

По 1 баллу за каждое названное имя.

Всего 4 балла .

Максимум за работу 100 баллов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: