Как начать свое выступление. До новых встреч! Какие ошибки совершают во вступлении

Остановимся подробнее на начале выступления. Из чего оно складывается?

1. Выход оратора на сцену. Помните – у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Внимательно следите за позой, походкой, манерой держаться.

2. Выдержав паузу, оратор дожидается тишины.

3. Оратор приветствует аудиторию.

4. Оратор переходит к основной части выступления. Однако прежде чем произнести речь, обращаясь к аудитории, ему стоит проделать ряд подготовительных мероприятий.

Аудитория, не готовая к выступлению оратора, не сможет адекватно воспринять произносимую им речь. Для того, чтобы «разогреть» слушателей, ораторы нередко используют прием, именуемый зачином. Зачин – это первые фразы, произносимые оратором в процессе его выступления. Он необходим для установления контакта с публикой и привлечения к себе внимания.

Таким образом, мы можем выделить следующие задачи зачина:

1. Зачин привлекает внимание слушателей.

2. Он способствует налаживанию эмоционального контакта со слушателями.

3. Он готовит аудиторию к контакту с оратором.

Мы можем выделить около двадцати различных видов зачинов, однако, сегодня мы рассмотрим основные восемь.

2. Событие, пережитое лично. Факты из жизни оратора и истории, основанные на реальных событиях, всегда отлично воспринимаются аудиторией и легко привлекают к рассказчику внимание.

4. Нестандартный вопрос. Нестандартное начало лекции – отличный способ активизировать не только внимание публики, но и её мыслительные процессы.

5. Попробуйте использовать парадоксальное начало. В самом начале лекции попробуйте начать разговор с аудиторией на тему, на первый взгляд, абсолютно никак не связанную с основной идеей повествования. Это приведет к тому, что слушатели начнут волей-неволей прислушаются к вам, стараясь найти закономерность, связывающую их. Со временем вы можете провести параллели между рассматриваемой темой и зачином, объясняя его суть. Однако, главного эффекта вы все же добьетесь – внимание публики будет сосредоточено только на вас и вашей речи!

6. Заинтригуйте публику. Попробуйте максимально задействовать воображение публики, посоветовав слушателям нарисовать в уме необычную картину или представив необычную ситуацию с нестандартной развязкой.

7. Подготовьте интересные факты, способные вызвать у аудитории сильные эмоции.

8. Удивите аудиторию впечатляющими цифрами. Ничто не может произвести на слушателей такое впечатление, как цифры с большим количеством знаков. Помните об этом и не бойтесь использовать этот прием для того, чтобы привлечь и надолго удержать внимание слушателей.

Рассмотреть дополнительные варианты зачинов, которые непременно пригодятся вам в будущем, вам поможет

Представиться – это не просто назвать свое имя. Это целый способ завязать новое знакомство с человеком, начать разговор и выйти на физический контакт. Представиться незнакомым людям не всегда так просто, как кажется, потому что все полностью зависит от того, как вас поймут окружающие. Представиться можно разными способами (в зависимости от аудитории, к которой вы обращаетесь). Например, это может быть представление перед выступлением с речью, перед незнакомыми людьми на каком-то событии, перед девушкой или парнем на вечеринке. Важно представиться подходящим к этой ситуации способом, чтобы понравиться и запомниться людям.

Шаги

Как представиться на общественном событии

    Установите зрительный контакт. Зрительный контакт означает, что ваше внимание направлено на собеседника. Взгляд в глаза – один из способов взаимодействия с человеком. Так вы демонстрируете ему свою заинтересованность. Установив зрительный контакт, вы становитесь более открытым для своего собеседника.

    • Если вы чувствуете себя очень неловко, смотря кому-то в глаза, попробуйте смотреть собеседнику между бровями – возможно, он не заметит разницы.
    • Если вы находитесь на заседании или совещании, периодически смотрите в глаза каждому из присутствующих.
  1. Помните про язык тела. Язык тела должен демонстрировать собеседнику, что вы уверены в себе и чувствуете себя в своей тарелке. Стойте ровно, приподнимите голову и выпрямите спину, старайтесь не ссутулиться. Старайтесь время от времени повторять движения вашего собеседника. Кроме того, старайтесь говорить в таком же тоне и стиле, как и ваш собеседник, чтобы установить невербальный контакт.

    Как представиться незнакомому человеку

    1. Скажите друг другу свои имена. Если приветствие должно быть формальным, можете сказать: «Здравствуйте, я [имя] [фамилия]». Если представление неофициальное, скажите просто: «Привет, я [имя]. Сразу после того, как вы сообщили свое имя, узнайте имя своего нового знакомого, скажите: «А как тебя зовут?». Говорите в приветливых тонах. Как только вы узнаете имя вашего нового знакомого, повторите его, сказав: «Очень приятно познакомиться, [его имя]» или «приятно встретиться с тобой, [ее имя]».

      • Важно повторить имя своего знакомого, чтобы лучше его запомнить, к тому же, это придаст вашему знакомству некую близость.
    2. Будьте готовы пожать друг другу руки или поприветствовать знакомого как-то по-другому. В большинстве культур заведено приветствовать человека, сопровождая приветствие физическим контактом. Во многих странах и культурах это обычное рукопожатие. Следите за тем, чтобы рука была в меру твердой, она не должна висеть, как тряпка, и не должна переломать кости вашему знакомому при рукопожатии.

      Задавайте вопросы. Очень важно проявлять интерес к жизни вашего собеседника. Спросите, откуда он или она, чем занимается, заведите разговор о каком-то совместном деле или интересе. Узнайте, что человеку нравится, какие у него увлечения и интересы. Покажите, что вы внимательно слушаете его и заинтересованы в разговоре.

      Умейте закончить разговор. Если вы встретились с кем-то впервые, разговор нужно закончить тем, что вам было приятно познакомиться и поговорить. Если беседа была формальной, следует закончить разговор фразой: «[имя] [отчество], я очень рад знакомству с Вами. Надеюсь, мы еще увидимся». Если разговор был неформальным, вы можете сказать: «Было здорово познакомиться с тобой, [имя]. Надеюсь, еще увидимся»

    Как представиться перед выступлением

      Поприветствуйте аудиторию и назовите свое имя. Если вы выступаете с речью, важно назвать свое имя и фамилию. Когда вы приветствуете всех и представляетесь, обязательно говорите четко и уверенно.

      • Скажите: «Добрый день, я [имя] [фамилия]». Или: «Как у вас дела сегодня? Меня зовут [имя] [фамилия]».
    1. Поделитесь чем-то о себе. После того как вы скажете свое имя и фамилию, расскажите, какую речь вы собираетесь произнести и почему, постарайтесь правильно себя преподнести. То, что вам нужно сказать аудитории, зависит от характера вашей речи и от события, по поводу которого вы выступаете. Если вы собираетесь читать лекцию о важности правильного питания, обязательно скажите, какое отношение вы к этому имеете. Например, скажите, кто вы – ученый, повар или эколог. Если вы рассказываете о воспитании и развитии ребенка, скажите, что вы детский психолог.

      • Вы можете предоставить аудитории любую полезную информацию о себе, которая имеет отношение к вашему выступлению. Вы можете кратко перечислить какие-то свои профессиональные заслуги. Например, можно сказать: «Меня зовут [имя] [фамилия], я профессор экологических наук. Я проводил исследование в тропических лесах Амазонки и после этого понял, насколько важно искать новые способы для защиты нашей планеты».
    2. Двигайтесь. Произнося речь, стойте прямо, с хорошей осанкой, но время от времени двигайтесь. Выпрямите спину, отведите плечи назад, не сутультесь, руки должны быть свободны, вы можете даже при необходимости жестикулировать. Если вам не обязательно стоять за трибуной, можете иногда медленно ходить из стороны в сторону, чтобы показать аудитории, насколько уверенно и комфортно вы себя чувствуете.

    Как представиться на деловой встрече

      Назовите ваше полное имя. Скажите его четко, чтобы собеседник точно понял и запомнил его. Можете сказать: «Привет, меня зовут [имя] [фамилия]». Или: «Привет, я [имя] [фамилия]». Скорее всего, ваше имя запомнят, если вы его четко произнесете.

    1. Одним предложением опишите то, чем вы занимаетесь. Если вы находитесь на деловой встрече, скорее всего, вы расскажете нескольким людям о том, чем вы занимаетесь. Итак, что вы сделаете, когда новый знакомый спросит вас: «Чем вы занимаетесь?» Вероятно, вы начнете 5-10 минут рассказывать о своей карьере. Есть ли у вас желание читать список своих достижений? Скорее всего, нет. Если у вас не планируется серьезный разговор, вы можете просто одним предложением описать суть своей профессиональной деятельности, донеся до собеседника следующую информацию:

      • Кто вы по профессии? Учитель, менеджер, медицинский работник?
      • С кем вы работаете? С детьми, международными организациями, малым бизнесом?
      • Что вы делаете? Вы помогаете детям получать и развивать новые умения, вы организуете разные международные встречи и переговоры, следите за бюджетом, помогаете организациям расширить рыночную базу в развивающихся странах?
      • Не отводите взгляд и не отвлекайтесь на посторонние предметы, иначе собеседник поймет, что вам скучно.
      • Не говорите с набитым ртом.
      • Сосредоточьтесь на позитивном настрое. При первом знакомстве совсем не время говорить что-то плохое о себе или о ком-то другом.
      • Чтобы разрядить обстановку, начните с комплимента или безобидной шутки.
      • Если у вас обычно потеют руки, протрите их салфеткой, перед тем как знакомиться с кем-то.

Вступление является необходимым элементом любого публичного выступления. Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием ауди-

тории, захватить ее внимание. Ф. Снелл писал: «Первое предложение можно сравнить со стуком торгового агента в вашу дверь».

П. Сопер, уделявший очень большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений... Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движение. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи».

Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их.

– Твой мул глух, – сказал покупатель.

Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.

Покупатель был изумлен.

    Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:

    Сперва надо привлечь его внимание... Внимание действительно надо сначала привлечь. Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте... Внимание бывает непроизвольное – такое внимание возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное – поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать, в первую очередь, произвольное внимание. Исследования показывают, что для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

– Апелляция к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь», – советует П. Сопер. Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в

которой... Вот висит портрет Ленина... Сегодня годовщина... Два месяца назад я выступал в этой же аудитории, и тогда... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают... Сегодня утром в последних известиях сообщили и т. д. и т. п.

Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

– Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересовались бы беседой «Как составлять наши собственные завещания» (с. 65).

П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории.

Он выделил «основные интересы» людей:

вопросы жизни и смерти;

здоровье;

профессия;

социальный престиж;

опасность;

безотлагательные мероприятия.

Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы, как: патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам.

«Групповые интересы», по П. Соперу – это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.

«Злободневные интересы» – эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.

«Конкретные интересы» – автомобиль, дом, пища, вещи обихода, то есть то, с чем мы ежедневно соприкасаемся.

Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принципы выделения таких интересов.

– Возбуждение любопытства.

Затроньте необычный факт, который показывает слуша-

телям, что они еще не все знают. Например: «Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира?» – «Как? В каких?»

Пообещайте рассказать «о чужих землях и народах, таинственных происшествиях, чудесах прошлого и настоящего» (П. Сопер).

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: а как же оратор разрешит этот парадокс? Ср.: «Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Правильно ли это?» Или: «Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим?» Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?».

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой: механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но ей захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

Л. П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» (М., 1970, с. 17) приводит пример постановки дилеммы в начале публичного выступления А. В. Луначарским, который выступал на тему «Пушкин и Некрасов». А. В. Луначарский начал свое выступление так:

«Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше!» И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России.

Так кто выше?»

– Обращение к борьбе, конфликту.

Дейлу Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что

задевает приключенческую жилку; «ищите конфликт: столкновение в борьба вызывают невольный интерес». Вспомните: люди охотно наблюдают за бытовыми конфликтами на улице, остановятся поглазеть на драку, пожар, аварию и т. д. Объявив в самом начале выступления о том конфликте или драматической ситуации, о которой вы намерены рассказывать, вы завоюете внимание аудитории. Стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью... – и аудитория сразу встрепенется» (П. Сопер, с. 137). Или еще вариант начала: «Ссоры между мужем и женой – обычное дело в семьях. Почему это происходит?» Или: «На днях я был свидетелем бурного конфликта в очереди. Из-за чего все началось?..»

– Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем, в ней нет ни слова правды...»

Или: «Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот – «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране?»

– Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из Вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно рассказать о своих переживаниях, ощущениях: «Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что...». Другие возможные варианты «рассказа о себе»: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Недавно я прочитал, что... Однажды со мной произошел такой случай... Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик... и т. д.

– Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

– Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Эйнштейну принадлежит очень любопытная фраза...» и т. д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко

заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

– Исторический эпизод.

Начать можно так: «В XVIII веке при французском дворе был обычай...»; «Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...»; «Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем, мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних пародов. «Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято...» и т.д.

Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...», «Сегодня утром в программе «Время деловых

людей» я услышал любопытное сообщение...»; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...» и т. д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей обязательно будут люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать. Еще неплохо привести некоторые подробности: «Часов в одиннадцать по «Маяку»...», «Утром, я как раз уже собирался уходить, стоял в коридоре и услышал...» и т. д. Дополнительные подробности – когда, где, в каких условиях вы получили информацию, которой делитесь со слушателями, оказывает дополнительное притягивающее» действие.

– Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Данный прием захвата внимания рекомендован Д. Карнеги; его ограниченность в том, что разная аудитория по-разному реагирует на такое начало – малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.

– Риторический вопрос.

Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована – другими, бо-

лее конкретными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, «красиво».

– Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действенен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме.

Есть и некоторые чисто «технические» способы захвата взимания:

    произнесение намеренно громкой фразы;

    совершение необычного действия (например, слушатели долго не успокаиваются, и оратор начинает долго что-то искать в своем портфеле: все утихнут, с любопытством наблюдая – что же такое важное он там ищет?

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления:

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Последняя рекомендация особенно важна для нашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория подобное начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.

Однажды оратор, который должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на темы экологии (а лекцию об экологии аудиторию вынудили слушать), чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!)... Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить (?!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло... А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка... Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества!» Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, и оратор был воспринят как несерьезный. «Фигляр»,

сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.

Лучше всего запоминается первая и последняя информация — закон края

По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорим о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас появится масса вариантов, как Вы сможете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией.

Однажды Дейл Карнеги спросил ректора одного из университетов, какой важнейший урок он как оратор вынес из своей многолетней практики. Подумав с минуту, ректор ответил: «Найти эффектное начало, чтобы сразу завладеть вниманием слушателей». Никто не будет спорить, что начало выступления – это очень сложный и вместе с тем ответственный этап речи, когда слушатель ловит каждое наше слово.

Еще в 19 веке Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Именно поэтому, какой бы теме ни было посвящено ваше выступление, его начало нельзя пускать на самотек. Учтите, от того, как Вы начнете говорить и насколько Вам удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления!

Цель вступления – настроить слушателей на восприятие информации и сразу привлечь их внимание. Поэтому первые слова должны быть просты, доступны, понятны и интересны, чтобы зацепить слушателей. Разумеется, вступительные слова должны быть не только острыми, складными, цепляющими внимание аудитории, но и, собственно, соответствовать предмету выступления.

Вступительная часть речи – это идеальный момент для оратора, чтобы:

1.Показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным.

2.Настроиться самому и настроить аудиторию на общение:

а)вызвать интерес аудитории к себе, овладеть вниманием;

б)установить зрительный контакт с аудиторией;

3.Подготовить благоприятную психологическую атмосферу для восприятия речи:

а)пояснить намерение;

б)сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться, то есть, сообщить план выступления.

Стоит отметить еще один момент. Это проблема «доречевого» представления оратора. Как писал Дейл Карнеги «…еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают…» Поэтому будьте готовы в силу обстоятельств сказать несколько слов, напрямую к делу не относящихся, но необходимых слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Для этого можно использовать положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношении к теме и т.п.

Чтобы не теряться и не мучиться догадками, что же сказать в каждом конкретном случае, имейте в своей «копилке оратора» несколько таких вариантов, которые со стороны будут казаться изящными импровизациями.

Но главное во вступлении – привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи.

С чего начать выступление

Итак, начало… Каким оно может быть? Пусть Вас не смущает некоторая «академичность» изложенного ниже материала, просто возьмите на заметку при подготовке речи тот вариант вступления, который в вашем случает будет наиболее органичным и приемлемым.

1.Обычное начало

Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления напрямую связано с содержанием речи, представляет его. Этот вариант хорош для деловой речи в доброжелательно настроенной аудитории:

Сообщение причины

Сообщение причины, заставляющей оратора выйти на трибуну

Друзья! Подняться на эту трибуну меня заставило желание раскрыть принципы эффективной работы в нашей компании.

Сообщение цели выступления

Уважаемые партнеры! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения маркетинг-плана нашей компании.

Обоснование темы выступления

В последнее время все больше и больше людей приходят работать в нашу компанию, и это можно объяснить тем, что …

Постановка проблем

Этот тип начала речи хорошо в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Некоторые сотрудники не уделяют внимание своему личностному развитию, но именно собственной совершенствование, овладение новыми знаниями, умениями позволяют достигнуть больших успехов в нашей компании.

Указание на единомышленников и сторонников

Иногда оратору приходится выступать против сложившегося мнения, возражать руководителям высокого ранга и т.п. В этом случае он можете опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение компании, ее сотрудников. Дорогие друзья! Сегодня здесь я представляю около десяти тысяч жителей Республики Татарстан, которые являются сотрудниками нашей компании.

Исторический обзор

К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указанию на долгий путь принятия решения, подчеркивает его продуманность, весомость. Наша компания является одной из самых быстро развивающихся компаний в городе. Только за последний год в нашу компанию пришла работать тысяча человек, несколько десятков тысяч стали потребителями продукции нашей компании…

2.Продуманное начало

В этом случае на время забудьте о посторонних замечаниях о составе аудитории или погоде, каждое предложение должно быть выверено. Больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательные, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики, или что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории.

Притча, легенда, сказка

Тут следует помнить, что это должна быть не абы какая легенда, а именно связанная с темой вашей речи. То есть, ее мораль и смысл должны помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратором обязан сам обосновать эту связь, а не оставлять эту работу слушателям. В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся людям.

Афоризм

Он может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно, если Вы выступаете перед критически настроенной аудитории. Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите: «Колеблется, но не тонем» — гордый девиз, который в наше время мог стать девизом все нашей планеты.

Один из лидеров network marketing начал свое выступление о необходимости работать со спонсором следующим образом: «Лучший спонсор достается дистрибьютору, который его достает».

Аналогия

В этом случае оратор использует аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Уважаемые друзья! Я хотел бы поздравить вас с началом года. Начало у нас хорошее. А пословица гласит: «Хорошее начало – полработы». Для того чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, у меня есть два предложения…

Когда К.А.Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе, то свое выступление он начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лапуне, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».

Сопереживание

Заключается в привлечении яркого интригующего эпизода, необычного факта, приковывающего внимание аудитории и заставляющего ее переживать вместе с вами; желательно, чтобы оно сочеталось и с эмоциональной манерой преподнесения текста.

Лекцию о законе всемирного тяготения обычно начинают так: «Великий английский физик Иссак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который формулируется следующим образом….» Хотя можно было бы начать торжественно и загадочно: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Этим ребенком и был Исаак Ньютон. Тот самый Ньютон, на голову которого в саду свалилось большое яблоко, что и привело его к мысли о законе всемирного тяготения. Я думаю, что если бы с двухметровой высоты яблоко упало на голову кого-нибудь из сидящих в зале, он смог бы додуматься и не до такого закона».

Апелляция к непосредственному интересу аудитории

Свяжите тему выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей. Начните с замечания, которое напрямую затрагивает интересы аудитории. Ведь не секрет, что мы питаем живейший интерес к тому, что глубоко касается лично нас. Правда, используя этот прием, оратор должен хорошо знать, что именно волнует слушателей, и усилить интерес к затронутой проблеме. Пример из книги Дейла Карнеги: «Известно ли вам, какова расчетная продолжительность вашей жизни? Продолжительность жизни, как утверждает статистика службы страхования, составляет две трети разницы между вашим настоящим возрастом и восьмьюдесятью годами. К примеру, если вам 35, эта разница равна 45. Ожидаемая продолжительность вашей жизни составляет две третьих этого периода, то есть еще 30 лет. Достаточно ли этого? Нет! Все мы жаждем прожить дольше. Тем не менее, эти данные основываются на многомиллионной статистике. Тогда есть ли у нас шанс их опровергнуть? Есть, если принять необходимые меры предосторожности, и самым первым шагом на этом пути будет тщательное медицинское обследование…»

Юмористические замечания, анекдот

Касающиеся непосредственно темы выступления. Так, например, одни спикер начинает свою лекцию про цели следующим образом: «Попадает праведник в рай после смерти. Встречается с ангелом. Ангел ему говорит: «Вон, видишь дом на берегу моря – вот такой мог быть у тебя. А вон, видишь, поехал 600-й «Мерседес» — вот такой мог быть у тебя». – «А почему у меня этого не было?» — спросил праведник. – «Ну, ты ведь сам заладил: «Запорожец», «Запорожец».

Однажды в жаркий летний день (температура была +32) оратор начал свое выступление следующим образом: «Какая теплая атмосфера в нашем зале…» Естественно, все присутствующие засмеялись, и лекция началась успешно.

В холодном зале один оратор начал свое выступлений так: «Да, сегодня у нас очень прохладно. Что ж, значит, никто из вас не испортится». Такое начало вызвало улыбки на лицах и вступление с первых минут привлекло внимание всех слушателей.

Постановка проблемного вопроса

Задайте вопрос. Это побуждает публику думать и рассуждать вместе с оратором, одновременно привлекая внимание аудитории.

«Жизнь осыпает нас дарами – деньгами и почестями, но при одном условии, — говорил Эльберт Хаббард. – И это условие – инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это значит действовать правильно и без подсказок»

Один спикер свое выступление о лидерстве начал с заявления: «Кто хочет получить 100 долларов? Подойдите к сцене». Большинство сидели в замешательстве, некоторые нерешительно зашевелились, и только один человек направился к сцене». Он эти деньги и получил. Лучше иллюстрации к теме «Лидерство» придумать невозможно.

Апелляция к авторитетам

Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ссылка на высказывание великого человека всегда вызывает большой интерес. Например, так: «Как сказал Харви Маккей: «Мелочи не значат ничего – они решают все».

Рассказ, история из личной жизни, конкретный пример

Прекрасный образец начала вступления демонстрирует К.И.Чуковский в известной оксфордской речи. Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Выступление в Оксфордском университет писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой: как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжку на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну, и о том, что из этого вышло: английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это выступление позволило оратору постепенно завоевать доверие английской публики.

Наглядный материал

Простейший способ завладеть внимание – продемонстрировать аудитории какой-нибудь предмет. Как-то мой знакомый на одной конференции начал с того, что поднял вверх пятидолларовую купюру и спросил: «Что у меня в руках?» Это сразу привлекло внимание всех присутствующих в зале.

3.Неожиданное начало

Когда оратор, взволнованный каким-то событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство: «Я должен говорить, но я еще слушаю… Недавно я присутствовал на подведении итогов работы за год в одной компании. Я был потрясен, приятно потрясен той атмосферой, в которой это все происходило. В дополнение к этому был еще и торжественный бал. На следующий день я проводил тренинг. И начал с того, что открыто сказал о своих чувствах и эмоциях. Таким образом, я привлек к себе внимание и объединился с участниками тренинга.

Один оратор начал свое выступление перед публикой следующим образом: «Некоторые заявляют, что в network marketing есть следующие преимущества: отсутствие начальников, свободное время, свободных график работы и так далее. А я заявляю, что это большой минут и недостаток в нашем бизнесе. И вот почему…» Дальше он начать раскрывать свою тему выступления и все закончилось так, как необходимо – все осознавали действительные преимущества network marketing. Но главное, его слушали с самого начала. Он сумел с помощью неожиданного начала привлечь внимание слушателей и удерживал его до самого финала.

Разновидностью неожиданного вступления может быть начало вашей речи с интриги. Как-то на тренинге по ораторскому искусству, который я проводил в Крыму, один участник начал свое выступление следующим образом: «Доброе утро! Я очень рада снова встретиться с Вами здесь. Позапрошлый век. Холодный Петербург. В кабинете редактора «Современника» находится юноша. Он одет в старенькое пальто. У него до того привыкли зябнуть руки, что он не держит их нормально, а все время поджимает. И этот человек пришел к Панаеву, чтобы потом, впоследствии, стать великим поэтом-писателем, одним из корифеев русской литературы, которого назовут «певец горя народного». Этот человек сказал: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Вы, возможно уже догадались, что речь идет о Николае Алексеевиче Некрасове… Сегодня мы с вами побеседуем о том, как воля, труд и непреодолимое желание помогут нам с вами у себя сотворить дивное диво и помочь другим пробрести его…»

Какие ошибки совершают во вступлении

Хотите, чтобы аудитория разочаровалась в вас как в ораторе с первых же секунд выступления? Тогда смело начинайте свою речь с фраз типа «Я не оратор…», «Я не успел подготовиться…», «Мне нечего вам сказать…» и прочих «извинений». Впрочем, есть и другие варианты провальных вступлений:

— Я хочу начать свое выступление (Вы уже начали свое выступление, так что извольте говорить по существу);

— Если Вы позволите, то я начну говорить (Вы спрашиваете позволения? Тогда отчего же продолжаете речь, не дожидаясь реакции слушателей?)

— Мне хочется вам сказать (хочется, так и говорите, тем более что уже начали говорить)

— Вот здесь, как Вы слышали, многие говорили, что (сколько сорных слов, но все они говорят о неуверенности выступающего и действуют почти гипнотически по расхолаживанию зала…)

— Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз я вышел на трибуну (худший вариант начала, так как большинство слушателей про себя скажут, что лучше бы не выходил).

Постарайтесь избегать этих ошибок, а нелишним будет накануне выступления продумать, какие еще специфические, касающиеся именно вашей темы ошибки возможны. Разумеется, для того, чтобы предотвратить их.

Резюме

Итак, лучше всего запоминается первая и последняя информация. По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорили о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас теперь появилось масса вариантов, как Вы можете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией. Эффектных Вам выступлений.

А если Вы желаете на практике «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья понравилась, то добавьте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P . S . Помните, спикерами не рождаються, ораторами становяться!

Однажды я спросил доктора Линна Гарольда Хау, бывшего президента Северо-Западного университета, что он считает наиболее важным для оратора на основании своего многолетнего опыта в этой области. После минутного размышления он ответил: "Захватывающее начало, которое сразу же привлечет внимание". Он заранее планировал почти до последнего слова все, чем он должен был начать и закончить свое выступление. Так же делали Джон Брайт, Гладстон, Вебстер, Линкольн. Фактически каждый оратор, обладающий здравым смыслом и опытом, поступает точно так же.

А начинающий? Редко. Планирование отнимает время, требует умственных усилий и силы воли. Работа мозга - это мучительный процесс.

На стенах своих мастерских Томас Эдисон прикрепил таблички со следующим высказыванием сэра Джошуа Рейнольдса: "Нет такой уловки, к которой не прибегал бы человек, чтобы избежать настоящих трудностей, связанных с процессом мышления".

Новичок обычно надеется на вдохновение момента, и в результате выясняется, что ему приходится идти по дороге, на которой множество ям и ухабов.

Покойный лорд Нортклифф, который прошел путь от жалкого служащего до самого богатого и влиятельного владельца газет в Британской империи, говорил, что следующие три слова Паскаля помогли ему больше в достижении успехов, чем все остальное, что он когда-либо читал:

"Предвидеть - значит управлять".

Когда вы планируете свое выступление, то этот великолепный девиз должен быть на вашем письменном столе. Постарайтесь предвидеть, с чего вы начнете, когда ваш ум свеж, чтобы осознать каждое слово, которое вы произносите. Попытайтесь предвидеть, какое впечатление вы в конце концов оставите, когда ничто уже не сможет его стереть.

Еще со времен Аристотеля книги на эту тему делили речь на три части: вступление, собственно речь и заключение. Вплоть до сравнительно недавнего прошлого вступление своей неторопливостью - и это можно было себе позволить - часто походило на поездку в кабриолете. В этом случае оратор сообщал новости и в то же время развлекал слушателей. Сто лет назад он часто заполнял тот пробел в обществе, который в настоящее время заполняют газеты, журналы, радио, телевидение, телефон, кинотеатр.

Однако ситуация радикально изменилась. Мир перестроили.

Изобретения в последние сто лет ускорили жизнь больше, чем это было сделано во все времена, начиная с Валтасара и Навуходоносора. Благодаря автомобилям, самолетам, радио, телевидению мы движемся со все увеличивающейся скоростью, и оратор должен не отставать от этого нетерпеливого темпа времени. Если вы собираетесь начать со вступления, то поверьте мне, что оно должно быть таким же коротким, как афиша. Вот что пришлось бы по вкусу обычной современной аудитории: "У вас есть что сказать? Хорошо. Только давайте побыстрей и как можно меньше украшений. Никакой риторики! Сообщите нам побыстрей факты и садитесь на свое место".

Когда Вудро Вильсон выступал перед конгрессом по такому важнейшему вопросу, как ультиматум по поводу подводной войны, он объявил тему своего выступления и сконцентрировал внимание своей аудитории на этом вопросе при помощи лишь следующих слов: "Во внешнеполитических отношениях нашей страны возникла такая ситуация, что моей прямой обязанностью является искренне рассказать вам о ней".

Когда Чарлз Шваб выступал в обществе "Пенсильвания" в Нью-Йорке, то он сразу перешел к сути дела уже во втором предложении: "Главным в умах американских граждан в настоящее время является следующий вопрос: как надо понимать существующий спад деловой активности и что нас ожидает в будущем? Лично я настроен оптимистически..."

Коммерческий директор компании "Нэшнл кэш реджистер" в одном из выступлений обратился следующим образом к своим сотрудникам. Во вступлении к его речи было всего три предложения, и их было легко слушать, так как они были полны энергии и перспективы: "Те из вас, кто получает заказы, должны, как предполагается, следить, чтобы из трубы нашей фабрики шел дым. Количество дыма, выпущенного из нашей трубы за последние два летних месяца, было недостаточным для того, чтобы в сколько-нибудь значительной степени затемнить окружающий пейзаж.

Теперь, когда тяжелые дни позади и начался сезон восстановления деловой активности, мы обращаемся к вам с короткой, но решительной просьбой: мы хотим побольше дыма".

Удается ли неопытным ораторам обычно достигать столь похвальной быстроты и краткости во вступлении к своим речам? Большинство неопытных и неквалифицированных ораторов начинают свои выступления одним из двух неудачных путей. Давайте их обсудим.

Остерегайтесь в начале выступления рассказывать так называемую смешную историю

По каким-то достойным сожаления причинам оратор-новичок часто предполагает, что он должен быть остроумным. По своей природе он может быть столь же серьезным, как энциклопедия, полностью лишенным какого бы то ни было чувства юмора. Тем не менее в то мгновение, когда он начинает выступать, он представляет, что на него снизошел дух Марка Твена. Поэтому он стремится начать свое выступление смешным рассказом, особенно если выступает после званого обеда. Что же получается? Можно поставить двадцать против одного, что и рассказ и манера изложения у этого новоявленного рассказчика будут столь же тяжелыми, как словарь.

Его рассказ наверняка не будет иметь успеха. Выражаясь бессмертными словами бессмертного Гамлета, он окажется "ничтожным, плоским и тупым".

Если рассказчик допустит несколько подобных осечек перед слушателями, которые заплатили за свои места, на него начнут шикать, и в зале послышатся нелестные для него возгласы. Однако обычно слушатели относятся к оратору с симпатией, и поэтому из чисто филантропических соображений они приложат все усилия к тому, чтобы несколько раз хихикнуть, хотя в глубине сердец они будут испытывать жалость к неудавшемуся юмористу за его провал! Они сами будут чувствовать себя не в своей тарелке. Разве вам никогда не приходилось наблюдать такого рода фиаско?

Нет ничего более сложного и более редкого во всем нелегком ораторском искусстве, чем умение заставить смеяться слушателей. Юмор - дело спонтанное, связанное с индивидуальностью, личностью.

Запомните, рассказ сам по себе редко бывает смешным. Все зависит от того, как рассказывать. Из ста человек девяносто девять потерпят сокрушительный провал, рассказывая те же истории, которые сделали Марка Твена знаменитым. Прочтите рассказы, которые Линкольн повторял в тавернах восьмого судебного округа штата Иллинойс, те рассказы, послушать которые приезжали люди за много миль, рассказы, которые они слушали до утра и которые иногда, по словам очевидца, заставляли слушателей громко хохотать и падать со стульев. Прочтите эти рассказы вслух вашей семье и посмотрите, вызовут ли они улыбку. Вот один из рассказов, который приносил Линкольну потрясающий успех. Почему бы вам не попробовать рассказать его? Только сделайте это, пожалуйста, без посторонних, не перед аудиторией: "Однажды запоздалый путник, пытавшийся добраться домой по грязным дорогам штата Иллинойс, был застигнут грозой. Ночь была черна, как чернила. Дождь лил с такой силой, будто на небе прорвало плотину. Молнии разрывали сердитые тучи, словно динамитом. Непрерывные вспышки освещали падавшие вокруг деревья. Грохот оглушал путника. Наконец, удар грома, который был наиболее страшным и ужасным, чем все то, что этот беспомощный человек когда-либо в жизни слышал, поверг его на колени. Обычно он никогда не молился, но теперь, задыхаясь, запричитал: "О боже правый, умоляю, пошли больше света и поменьше шума"".

Вы можете быть одним из людей, счастливо наделенных редким даром юмора. Если это так, то культивируйте в себе этот дар всеми средствами.

Вас будут приветствовать в три раза теплее, где бы вы ни выступили. Но если ваш талант лежит в других областях, то будет безрассудством и даже, можно сказать, государственным преступлением с вашей стороны пытаться надеть на себя мантию Чонси М. Депью.

Если вам придется когда-нибудь прочесть его речи, выступления Линкольна или Джоба Хеджеса, то вас, видимо, удивит, что они рассказывали своим слушателям очень мало всяких историй, особенно в начале речи. Эдвин Джеймс Кэтелл поведал мне, что он никогда не рассказывал забавных историй только ради смеха. Такие истории должны быть к месту и иллюстрировать какое-либо высказанное положение. Юмор должен быть глазурью на торте, шоколадом между слоями торта, но никак не самим тортом. Стрикленд Джиллилан, один из самых лучших лекторов-юмористов в Соединенных Штатах, поставил для себя за правило никогда не рассказывать никаких историй в течение первых трех минут своего выступления. Если он считал это для себя подходящим, то я думаю, что и вы, и я можем последовать его примеру.

Должно ли тогда начало выступления быть тяжеловесным, слоноподобным и исключительно торжественным? Ни в коем случае.

Возбудите смешливость, если вы можете это сделать, используя ссылки на характерные местные особенности, связанные с данной ситуацией или с замечаниями кого-либо из предыдущих ораторов. Отметьте какую-либо несообразность. Преувеличьте ее. Такого рода шутки в сорок раз быстрее принесут вам успех, чем устаревшие анекдоты про Пэта и Майка, про тещу или про козу.

Пожалуй, самым легким путем к тому, чтобы создать веселое настроение, является шутка в свой собственный адрес. Расскажите о себе, как вы попали в какое-нибудь смешное и затруднительное положение, и это сразу обеспечит юмористическую атмосферу. Эскимосы смеются даже над человеком, который сломал себе ногу. Китайцы хихикают над собакой, выпавшей из окна второго этажа и разбившейся насмерть. Мы несколько более добры, но разве мы не улыбаемся, если кто-нибудь пытается поймать свою шляпу или поскользнется на кожуре банана?

Почти каждый может заставить людей смеяться, если сопоставит несопоставимое, как, например, сделал в заявлении один журналист, написавший, что он "терпеть не может детей, кушанья из рубца и демократов".

Посмотрите, как умно сумел Редьярд Киплинг вызвать смех слушателей в начале одного из своих политических выступлений в Англии. Он не рассказывал готовые анекдоты, а делился своим собственным опытом и весело сопоставлял несопоставимое:

"Уважаемые лорды, дамы и господа! Когда я был молодым человеком и находился в Индии, я обычно освещал уголовные дела в газете, в которой служил. Это была интересная работа, так как она познакомила меня с фальшивомонетчиками, растратчиками, убийцами и другими предприимчивыми "спортсменами" такого рода. (Смех). Иногда после того, как я составлял отчет из зала суда, я посещал в тюрьме своих друзей, отбывавших там наказание. (Смех). Я вспоминаю одного человека, который был приговорен за убийство к пожизненному тюремному заключению. Это был умный, хорошо выражавший свои мысли парень, и он рассказал мне то, что назвал историей своей жизни. Он сказал: "Поверьте мне - если человек стал на нечестный путь, то один поступок влечет за собой другой до тех пор, пока он не окажется в таком положении, что ему нужно убрать кого-нибудь со своей дороги, чтобы снова выйти на прямой путь". (Смех). Именно это определяет теперешнее положение кабинета министров. (Смех. Одобрительные возгласы.)"

Таким же образом Уильям Говард Тафт сумел внести долю юмора на ежегодном банкете руководящих работников компании "Метрополитэн лайф иншуренс". Самое замечательное заключается вот в чем: он шутил и одновременно делал слушателям изящный комплимент:

"Господин президент, господа сотрудники компании "Метрополитэн лайф иншуренс"!

Я посетил свои родные места около девяти месяцев назад и услышал там на банкете выступление одного джентльмена, который говорил с подъемом. Он сказал, что заранее проконсультировался со своим другом, обладавшим громадным опытом в деле произнесения банкетных речей, и этот друг сообщил ему, что самой лучшей аудиторией для такого рода выступлений служит аудитория интеллигентная, хорошо образованная, но в подпитии. (Смех и аплодисменты.) Сегодня я должен сказать, что для специалиста по банкетным выступлениям ваша аудитория является одной из лучших, которые я когда-либо видел. Правда, у вас отсутствует тот элемент, который упоминался в предыдущей фразе (аплодисменты), но, я думаю, его компенсирует дух компании "Метрополитэн лайф иншуренс".

(Продолжительные аплодисменты.)"

Не начинайте с извинений

Вторая грубейшая ошибка, которую новичок обычно совершает в начале выступления, состоит в том, что он произносит извинения: "Я не оратор... Я не подготовился к выступлению... Мне нечего сказать..."

Ни в коем случае! Ни в коем случае! Одно из стихотворений Киплинга начинается словами: "Нет смысла двигаться дальше." Именно такое ощущение возникает у слушателей, когда оратор начинает свое выступление подобным образом.

Так или иначе, если вы не подготовлены, некоторые из нас заметят это без вашей помощи. Другие же не заметят. Зачем же привлекать их внимание к этому? Зачем оскорблять своих слушателей, внушая им мысль о том, что вы не сочли нужным подготовиться и что любое старое блюдо, которое случайно оказалось у вас на плите, подойдет для того, чтобы потчевать их? Нет, ни в коем случае! Мы не желаем слушать ваши извинения. Мы пришли сюда, чтобы нас проинформировали и заинтересовали, заинтересовали, запомните это.

В ту же секунду, как вы появились перед слушателями, они, естественно, неизбежно отдали вам свое внимание. Нетрудно сохранить его в течение следующих пяти секунд, но нелегко удержать его в течение следующих пяти минут. Если вы его потеряете, то вам будет вдвойне трудно снова вернуть его. Поэтому начинайте свое выступление с какого-нибудь интересного сообщения уже в самом первом предложении. Не во втором и не в третьем, а в первом, ПЕРВОМ!

"Как это сделать?" - спросите вы. Признаю, что это непросто.

Пытаясь собрать материал для этой цели, мы должны пройти по разным окольным и извилистым тропинкам, ибо так много зависит от вас, от ваших слушателей, темы, собранного материала, ситуации и т.д. Тем не менее мы надеемся, что те рекомендации, которые будут рассмотрены и проиллюстрированы в оставшейся части данной главы, принесут вам определенную пользу и окажутся ценными.

Возбудите любопытство

Вот как начал свое выступление в клубе "Пенн атлетик" в Филадельфии Хоуэлл Хили. Нравится ли оно вам, привлекает ли оно сразу ваше внимание?

"Восемьдесят два года назад, приблизительно в это же время года, в Лондоне была опубликована небольшая книга, которой суждено было стать бессмертной. Многие называли ее "величайшей маленькой книжечкой в мире". Когда она впервые появилась, то друзья, встречавшиеся на Стрэнде или Пэлл-Мэлл, спрашивали друг друга: читали ли вы ее? И в ответ всегда слышалось: "Да, читал, да благословит его господь".

В тот день, когда книга вышла в свет, была продана тысяча экземпляров. В течение двух недель спрос достиг пятнадцати тысяч. С того времени книга выдержала бесчисленное множество изданий. Несколько лет назад Дж. П. Морган приобрел рукопись этой книги за баснословную сумму, и в настоящее время она хранится среди других его бесценных богатств в этой восхитительной картинной галерее в Нью-Йорке, которую он называет своей библиотекой.

Что же это за всемирная известная книга? "Рождественская песнь"

Диккенса..."

Считаете ли вы такое начало успешным? Привлекло ли оно ваше внимание, усиливало ли ваш интерес по мере того, как велся этот рассказ? Почему? Связано ли это было с тем, что рассказ возбудил ваше любопытство и держал вас в напряжении?

Любопытство! Кто не подвержен ему?

Я видел птиц в лесу, которые летали в течение часа, наблюдая за мной из чистого любопытства. Я знаю одного охотника в Альпах, который приманивал серн, накинув простыню и ползая туда и сюда, возбуждая тем самым любопытство животных. Любопытством обладают собаки, кошки, все виды животных, в том числе и известный genus homo .

Поэтому возбудите любопытство ваших слушателей с первой же фразы, и они будут внимать вам с интересом.

Один писатель обычно начинал свою лекцию о полковнике Томасе Лоуренсе и его приключениях в Аравии следующим образом:

"Ллойд Джордж говорит, что он считает полковника Лоуренса одним из наиболее романтичных и колоритных личностей нашего времени".

Такое начало обладает двумя преимуществами. Цитата из высказываний известного человека, во-первых, всегда привлекает большое внимание.

Во-вторых, она вызывает любопытство. "Почему романтичный и почему колоритный? - возникает естественный вопрос. - Я никогда не слышал о нем раньше... Что он такого сделал?"

Лоуэлл Томас начинал свою лекцию о полковнике Томасе Лоуренсе следующим образом:

"Однажды я шел по Кристиан-стрит в Иерусалиме и встретил человека, облаченного в роскошные одежды восточного владыки. У него на боку висела кривая золотая сабля, которую носят только потомки пророка Магомета. Однако этот человек был совершенно не похож на араба. У него были голубые глаза, а глаза у арабов всегда черные или карие".

Такое начало приковывает ваше внимание, не правда ли? Вы хотите услышать еще. Кем он был? Почему он одевался, как араб? Чем он занимался? Что с ним произошло?

Один лектор, который начинал свое выступление вопросом "Знаете ли вы, что рабство существует в семнадцати странах современного мира?", не только вызывал любопытство, но и поражал слушателей: "Рабство? В наше время? В семнадцати странах? Звучит не правдоподобно. В каких государствах? Где они находятся?"

Часто удается возбудить любопытство аудитории, начав со следствия и заставив слушателей почувствовать острое желание услышать причину.

Например, один мой слушатель начал свое выступление с такого заявления:

"Недавно член одного из наших законодательных органов выступил и предложил принять закон, запрещающий головастикам превращаться в лягушку ближе, чем на расстоянии двух миль от любого школьного здания".

Вы улыбаетесь. Оратор шутит? Какая ерунда. Было ли это в действительности? ...Да. Выступающий объясняет, как это произошло.

"Действительно ли гангстеры организованы? Как правило, да. Как?.."

Вы видите, что в этих немногих словах автор статьи сообщил о теме, рассказал вам кое-что о ней и возбудил ваше любопытство по поводу того, как организованы гангстеры. Это очень похвально. Каждый человек, который хочет выступать публично, должен изучить методы, которые используются журналистами для того, чтобы немедленно привлечь внимание читателя. От них вы почерпнете значительно больше относительно того, как начинать выступление, чем если вы будете изучать подборки напечатанных речей.

Почему бы не начать с какого-нибудь рассказа?

Нам особенно нравится, когда оратор рассказывает о своих личных впечатлениях. Рассел Э. Конуэлл прочел свою лекцию "Акры алмазов" более шести тысяч раз и получил за нее миллионы. А как начинается эта исключительно популярная лекция?

"В 1870 году мы плыли вниз по течению реки Тигр. Мы наняли проводника, чтобы он показал нам Персеполь, Ниневию и Вавилон..."

И он начинает рассказывать историю. Именно это привлекает внимание. Такое начало почти безошибочно. Оно вряд ли может оказаться неудачным. События развиваются. Приобретают динамизм. Мы следуем за ними. Мы хотим узнать, что произойдет дальше.

Ниже приводятся начальные предложения, взятые из двух рассказов, напечатанных в одном из выпусков "Сатердей ивнинг пост".

1. Резкий треск револьверного выстрела нарушил тишину.

2. Инцидент, тривиальный сам по себе, но совсем не тривиальный по своим возможным последствиям, произошел в первую неделю июля в гостинице "Монвью" в Денвере. Он вызвал такое любопытство Гебеля, управляющего, что тот рассказал о нем Стиву Фарадею, владельцу гостиницы "Монвью" и еще полдюжины других гостиниц, когда Стив приехал сюда несколько дней спустя, следуя своему желанию провести очередную проверку в середине лета.

Заметьте, что эти предложения полны действий. Они что-то начинают.

Даже неопытному новичку, как правило, удается успешно начать выступление, если он использует этот прием рассказа и возбуждает любопытство слушателей.

Начинайте с какой-нибудь конкретной иллюстрации

Трудно, очень трудно для средней аудитории в течение длительного времени слушать абстрактные заявления. Легче, и причем намного легче, слушать иллюстрации. Почему бы не начать с одной из них? Трудно заставить ораторов делать это. Я знаю. Я уже пытался. Им кажется, что они должны сначала сделать несколько общих заявлений. Ничего подобного.

Начните выступление с иллюстрации, возбудите интерес, а затем продолжайте, делая свои замечания общего характера. Если вам нужен пример такого метода, то, пожалуйста, посмотрите начало главы шестой.

Какой метод был использован в начале этой главы, которую вы сейчас читаете?

Используйте какой-нибудь предмет

Пожалуй, самый легкий способ в мире, чтобы привлечь внимание, - держать что-нибудь в руках, чтобы слушатели могли смотреть на этот предмет. Даже дикари и слабоумные, младенцы в колыбели и обезьяны в витрине магазина, а также собаки на улице обратят внимание на такой стимул. Иногда он может быть использован с успехом даже перед самой уважаемой аудиторией. Например, С. С. Эллис из Филадельфии начал одно из своих выступлений, держа высоко над головой монету между указательным и большим пальцами. Естественно, все слушатели стали смотреть на нее. Тогда он спросил: "Приходилось ли кому-нибудь из присутствующих находить такую монету на тротуаре? Все говорит за то, что нашедший ее счастливчик получит множество благ в виде недвижимого имущества. Ему стоит лишь прийти и предъявить эту монету..." Затем Эллис начинал разоблачать незаконную и неэтичную деятельность.

Задайте вопрос

В используемом Эллисом начале имеется еще одно положительное качество. Его выступления начинается с вопроса, который заставляет аудиторию думать вместе с выступающим, сотрудничать с ним. Заметьте, что статья о гангстерах в "Сатердей ивнинг пост" начинается с двух вопросов в первых трех предложениях: "Действительно ли гангстеры организованы?.. Как?" Использование такого ключевого вопроса в самом деле является одним из простейших и наиболее надежных методов для того, чтобы возбудить воображение ваших слушателей и войти в него. Если другие способы окажутся бесполезными, то всегда можете применить этот метод.

Почему бы не начать с цитаты из речи какого-нибудь знаменитого человека?

Слова какого-нибудь известного человека всегда привлекают внимание, поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступления. Нравится ли вам, как началась дискуссия, посвященная успеху в коммерции?

"Общество одаряет нас большими наградами, как деньгами, так и почестями, за все, кроме одного, - говорит Элберт Хаббард. - И это одно - инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просили".

Такое вступление заслужило несколько похвальных слов. Первое предложение вызывает любопытство, оно увлекает нас, и мы хотим узнать больше. Если оратор делает искусную паузу после слов "Элбер Хаббард", то это провоцирует чувство ожидания. "За что общество одаряет нас большими наградами?" - спрашиваем мы. Расскажите нам побыстрее. Мы можем не согласиться с вами, но в любом случае сообщите нам свое мнение. Второе предложение вводит нас сразу в суть дела. Третье - представляющее собой вопрос, предлагает слушателям принять участие в обсуждении, подумать, что-то сделать. А слушатели это очень любят. Им это очень нравится! Четвертое предложение дает определение инициативы... После такого начала оратор приводит в качестве примера случай из собственной жизни.

Свяжите тему своего выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей

Начните с какого-нибудь замечания, которое непосредственно касается интересов аудитории. Это один из самых лучших способов начинать выступления. Оно обязательно привлечет внимание. Мы очень заинтересованы в таких вещах, которые непосредственно и сильно затрагивают нас.

Это всего лишь здравый смысл, не правда ли? Тем не менее применяется этот способ крайне редко. Я, например, слышал, как один выступавший начинал свою речь, посвященную необходимости периодических медицинских осмотров. Как он начинал свое выступление? Он начинал его с рассказа об институте, занимавшемся вопросами продления человеческой жизни. Он рассказывал, как организован этот институт и какие услуги он предоставляет. Чепуха! Наши слушатели не проявляют ни малейшего интереса к тому, как и где функционируют какие-то компании. Однако они глубоко и вечно заинтересованы в самих себе.

Почему бы не признать этот важный фактор? Почему бы не продемонстрировать, насколько эта компания жизненно важна для слушателей? Почему бы не начать, например, так: "Известно ли вам, какова предполагаемая продолжительность вашей жизни, согласно таблицам, разработанным страховыми компаниями? Как утверждают статистики в области страхования жизни, продолжительность вашей жизни составляет две трети времени между вашим теперешним возрастом и восьмьюдесятью годами.

Например, если вам сейчас тридцать пять лет, то разница между вашим теперешним возрастом и восьмьюдесятью годами составляет сорок пять. Вы можете ожидать, что проживете две трети этого срока, то есть еще тридцать лет... Достаточно ли этого? Нет, нет, всем мы страстно желаем прожить дольше. Тем не менее вышеупомянутые таблицы были составлены на основе миллионов случаев. Можем ли мы с вами рассчитывать на то, чтобы опровергнуть их? Да, можем, если примем необходимые предосторожности, и самым первым шагом в этом направлении явится тщательное медицинское обследование..."

В этому случае, если мы объясним детально, почему периодические медицинские обследования являются необходимыми, то слушатель может заинтересоваться каким-либо учреждением, созданным для оказания ему таких услуг. Однако начинать с рассказа о подобном учреждении будет катастрофической ошибкой!

Возьмем другой пример. Я слышал, как один выступавший начинал свою речь о необходимости сохранения лесов. Он говорил приблизительно так:

"Мы, американцы, должны гордиться нашими национальными богатствами..."

После такого вступления он стал доказывать, что мы растрачиваем древесину позорным образом. Однако начало было неудачным, слишком общим, слишком расплывчатым. Он не сделал ничего для того, чтобы слушатели почувствовали важность этого вопроса для самих себя. Среди слушателей находился работник типографии. Уничтожение лесов означает нечто весьма конкретное для его работы. Среди слушателей был банкир.

Уничтожение лесов отзовется и на нем, так как скажется на нашем общем благосостоянии... и так далее. Так почему бы не начать выступление следующим образом: "Вопрос, который я собираюсь затронуть, касается вашего бизнеса, мистер Эпплби, и вашего, мистер Сол. Собственно говоря, он в определенной степени окажет воздействие и на стоимость продовольствия, и на квартплату. Он затрагивает благосостояние и процветание всех нас".

Пол Гиббонс, бывший президент Клуба оптимистов в Филадельфии, начал свое выступление, посвященное проблемам преступности, следующими привлекающими внимание утверждениями:

"Американцы являются самыми ужасными преступниками в цивилизованном мире. Каким бы поразительным ни было это утверждение, оно соответствует действительности. В Кливленде, штат Огайо, происходит в шесть раз больше убийств и в сто семьдесят раз больше ограблений, чем в Лондоне, с учетом численности населения. Каждый год в Кливленде значительно большее количество людей подвергается ограблению или нападениям с целью ограбления, чем во всей Англии, Шотландии и Уэльсе, вместе взятых. Каждый год в Сент-Луисе убивают больше людей, чем во всей Англии и Уэльсе. В Нью-Йорке зарегистрировано больше убийств, чем во Франции, Германии, Италии или на Британских островах. Печальная истина заключается в том, что преступник не несет наказания. Если вы совершили убийство, то существует менее одного шанса из ста, что вас когда-нибудь за это казнят. Как мирный житель вы в десять раз больше имеете шансов умереть от рака, чем быть повешенным, если застрелите человека".

Как вам нравится нижеследующее начало, а если нравится, то почему?

Мэри Е. Ричмонд обратилась к ежегодному собранию Лиги женщин-избирательниц Нью-Йорка в тот период, когда готовилось законодательство против браков несовершеннолетних:

"Вчера, когда поезд, в котором я ехала, проходил через город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнила о свадьбе, которая была здесь несколько лет назад. В связи с тем, что многие другие браки в этом штате были столь же поспешными и катастрофическими, как этот, я собираюсь начать с того, что расскажу о нем сегодня и приведу некоторые подробности этого конкретного случая.

Это было 12 декабря. Пятнадцатилетняя ученица средней школы встретила впервые юношу в соседнем колледже, который только что достиг совершеннолетия. 15 декабря, то есть всего три дня спустя, они раздобыли лицензию на брак, поклявшись, что девушке было уже восемнадцать, и поэтому нет необходимости в разрешении родителей. Выйдя из муниципалитета с этим разрешением, они немедленно обратились к священнику (девушка была католичкой), однако он вполне справедливо отказался повенчать их. Каким-то образом, возможно, через священника, мать девочки узнала об этой попытке выйти замуж. Однако, прежде чем она смогла найти свою дочь, эту пару соединил мировой судья. Жених взял свою невесту и поехал с ней в гостиницу, где они провели два дня и две ночи, после чего он бросил девушку и никогда больше не возвращался к ней".

Лично мне это начало очень нравится. Самое первое предложение является хорошим. Оно предполагает интересные воспоминания, и нам хочется услышать подробности. Мы начинаем слушать интересную историю человеческой жизни. Кроме того, она кажется весьма правдоподобной. Не имеет академического привкуса, рассказана не для проформы, не надумана... "Вчера, когда поезд, в котором я ехала, проходил через город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнила о свадьбе, которая была здесь несколько лет назад". Это звучит естественно, непринужденно, по-человечески. Кажется, что один человек рассказывает другому интересную историю. Это нравится любой аудитории. Однако вполне вероятно, что слушателям не понравилось бы то, что выглядело бы слишком тщательно подготовленным, с заранее обдуманным намерением. Мы любим искусство, которое скрывает искусство.

Лишь очень немногие люди - очень, очень, очень немногие - могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их рассказать. Юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом... Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.

4. Оратор может завоевать внимание своей аудитории следующими способами: а) возбудив любопытство слушателей (как в случае с книгой Диккенса "Рождественская песнь"); б) по-человечески поведав интересную историю (как, например, в лекции "Акры алмазов"); в) начав с конкретной иллюстрации (см. начало главы шестой данной книги); г) использовав какой-либо предмет (например, монету, которая дает право нашедшему ее на земельный участок); д) задав вопрос (например: "Находил ли кто-либо из вас такую монету на тротуаре?"); е) начав с какой-либо потрясающей цитаты (как сделал, например, Элберт Хаббард в своем выступлении о ценности инициативы); ж) Показав, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей (например, заявив: "...продолжительность вашей жизни составляет две трети времени между вашим теперешним возрастом и восьмьюдесятью годами. Вы можете продлить вашу жизнь, если будете периодически проходить тщательные медицинские обследования", и т.д.); з) начав с потрясающих фактов (например, с утверждения, что "американцы являются самыми ужасными преступниками в цивилизованном мире").

5. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, что только что говорилось (например: "Вчера, когда поезд, в котором я ехала, проходил через город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнила...").

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: