К какой группе относятся насекомоядные. Представители и характеристика отряда насекомоядные

У большинства растений корни выполняют две основные функции — опорную и функцию почвенного питания, и имеют обычное строение. Но у некоторых растений в процессе эволюции корни видоизменились, и стали выполнять дополнительные функции.

Выделяют следующие видоизменения корней:

    • Запасающие корни
    • Воздушные корни
      • Ходульные корни
      • Досковидные опорные корни
      • Эпифитные корни
      • Дыхательные корни
    • Корни-присоски
    • Корни-прицепки
    • Втягивающие корни

Запасающие корни

У некоторых многолетних растений запасающая функция корня становится основной. Такие корни называют запасающими. Запас питательных веществ позволяет растению переживать холодное время года. Существует два вида запасающих корней — корнеплоды и корневые шишки.

Корнеплоды образуются за счет разрастания главного корня и нижней части стебля. У некоторых растений (свекла, редис, репа) основная масса запасных питательных веществ (крахмал, сахар, минеральные соли, витамины) откладывается в стеблевой части корнеплода, а собственно корень — его нижняя часть, на которой развиваются боковые корни. У других растений (морковь, петрушка) запасные питательные вещества откладываются в паренхиме корня. Корнеплоды содержат много витаминов, минералов и других питательных веществ, и имеют важное хозяйственное значение. Многие из них употребляются в пищу в сыром, вареном и тушеном виде, их сушат и консервируют (морковь, свекла, редис, репа, редька, петрушка). Сочные корнеплоды являются ценным кормом для домашних животных.

Корневые шишки — это разрастания боковых или придаточных корней в мочковатой корневой системе. Корневые шишки образуют георгин, батат, чистяк, ятрышник и многие другие растения. Иногда корневые шишки называют корневыми клубнями.

На корневых шишках образуются придаточные почки, которые служат для вегетативного размножения.

Воздушные корни

Ходульные корни

Ходульные корни (корни — подпорки) — это придаточные корни, растущие вниз от стебля растения и служащие для его дополнительного укрепления на почве. У растений, живущих в зоне затопления, приливов, ходульные корни приподнимают растения над водой, а также выполняют дыхательную функцию. Ходульные корни образуются у особых растительных сообществ тропических лесов — мангровых зарослей, а также у некоторых тропических деревьев и пальм, и даже у кукурузы. Примером ходульных корней также является особая жизненная форма фикуса — баньян.

Досковидные опорные корни

В отличие от ходульных, досковидные корни — это боковые корни. Расположенные у самой поверхности почвы, или выступая над ней, они образуют плоские выросты, создающие дополнительную опору для дерева. Досковидные корни характерны для крупных тропических деревьев.

Эпифитные корни

Эпифиты — это растения, живущие на деревьях. Воздушные корни эпифитов свободно висят в воздухе, впитывая влагу — дождь или капельки росы особой покровной тканью — веламеном. К эпифитам относятся орхидеи, живущие в тропических лесах.

Дыхательные корни (пневматофоры)

Дыхательные корни образуются у деревьев, растущих на затапливаемых или бедных кислородом почвах. Они растут вверх, отходя от подземных боковых корней. Главная функция дыхательных корней — снабжение кислородом подземных частей растения. Кислород проникает через крупные чечевички, расположенные на дыхательных корнях.

Корни-присоски (гаустории)

Некоторые ползучие растения, например, плющ, ваниль, некоторые фикусы, имеют корни-прицепки. Это видоизмененные придаточные корни, с помощью которых растение может прикрепляться к любой поверхности, даже к голым камням, а значит, выносить листья к свету.

Втягивающие корни

Такое видоизменение корней, как втягивающие корни, характерно для многих луков, пролесок, шафрана (крокуса), многих орхидей, водных растений и др. Втягивающие корни благодаря особому строению способны укорачиваться на 10-70%, и втягивать луковицы, клубнелуковицы, корневища и т.д под землю, что предохраняет растения от замерзания в зимний период. Внешне втягивающие корни толстые, с поперечной исчерченностью.

Большинство растений имеют корни типичного строения. Но у многих видов в процессе эволюции корни приспособились к выполнению особых функций, в связи с чем, строение их изменилось. Такие изменения называются метаморфо­зами.

Запасающие корни. У многолетних растений запасные питательные вещест­ва могут откладываться и в корнях. Если функция запаса становится основной, то такие корни называются запасающими. По происхождению и структуре раз­лича­ют два типа запасающих корней: корнепло­ды и корневые шишки (рис. 5.8.).

Корнеплоды образуются за счет разрастания главного корня. В образовании корнеплода принимает участие нижняя часть стебля, причем у свеклы , репы , редиса она составляет большую часть корнеплода, а собственно корень – только нижняя его часть, на котором развиваются боковые корни.

Запасные про­дукты у корнеплодов (крахмал, инулин, различные сахара) могут откладываться в паренхиме вторичной коры (морковь, петрушка ) или в паренхиме древесины (редька , репа, редис ). Изредка запасные вещества откладываются в паренхиме, образованной деятельностью нескольких добавочных колец камбия (свекла ) – пример третичного строения (установлено, что образование добавочных ка­­м­би­альных колец стиму­ли­руется деятельностью ли­­стьев – их число примерно равно числу листьев, деленному на два).

Корневые шишки (корневые клубни ) возникают при разрастании боковых корней (у георгина, чистяка, ятрышника, батата ). Об­разовывают при­да­точ­ные почки и служат не только для перезимовки, но и для вегетативного раз­множения.

Микориза. Микориза представляет собой мутуалистический симбиоз корней многих растений с гифами грибов (некоторые зигомикоты и аскомикоты, но главным об­разом базидиальные грибы) (рис. 5.9.). Грибной компонент облег­чает кор­ням получение во­ды и минеральных веществ из почвы, а также, видимо, передает им некоторые органические вещества. Гриб в свою очередь получает от растения углеводы и дру­гие питательные вещества.

Р

азличаютэктотрофную микоризу, когда гифы гриба охватывают корень только снаружи, иногда проникая в межклетники коровой паренхимы (сосна, береза, дуб, ива и др.), и эндотрофную микоризу, когда грибной чехол вокруг корня не образуется, а гифы проникают глубоко в корень и внедряются в клетки коровой паренхимы (яблоня, груша, земляника, злаки, орхидные и др. – характерна для большинства покрытосеменных).

В

Рис. 5.10. Втягивающие корни.

а – крокуса, б – кислицы, в – лилии;

1 – втягивающие корни.

тягивающие или контрактиль­­­ные корни. Характерны для многих корне­вищных и луковичных растений, обитающих чаще всего в экстремальных условиях (регио­ны с сухим жарким климатом или суровой зимой), а также характерны для многих сельскохозяйственных растений (клевер, гречиха, люцерна, морковь, свекла ). Укорачиваясь у основания, такие корни (более длинные, чем обычные) способны втягивать луковицы или корневища в почву на оптимальную для их сохранения глубину (рис. 5.10.).

Клубеньки. Клубеньки пред­­ставляют собой разрастание паренхимной ткани корня (у многих бобовых ), вызванное некоторыми видами бактерий из рода Rhizo ­ bium (рис. 5.11). Эти микроорганизмы способны фиксировать атмосферный молекуляр­ный азот, переводя его в связанное легкоусвояемое растением состояние. С другой стороны, бак­терии используют вещества, находящиеся в корнях растения, а также стиму­лируют разрастание корней. Благодаря дан­ному симбиозу проис­ходит обо­гащение почвы азотом.

На корнях ольхи, лоха, облепихи также образуются клубеньки, однако они возникают в результате симбиоза с актиномикотами , которые также способны фиксировать ат­мос­ферный азот.

У

В

Рис. 5.12. Омела на ветке тополя.

1 – корень-гаустория, 2 – корень в коре тополя.

оздушные корни. Объединяют группу корней, разнообразных по морфоло­гии и часто выполняющих особые функции (рис. 5.13.):

ходульные корни – образуются у растений своеобразных растительных со­обществ – мангровых зарослей, а также встречаются у некоторых небольших де­ревьев тропического дождевого леса, особенно на болотистой почве; они имеются также у некоторых пальм и даже у кукурузы. Образуясь на стволах и ветвях де­ревьев и стеблях трав (т.е. они придаточные), они растут вниз, укрепляются в почве и прочно удерживают растение. Наиболее эффектны ходульные корни не­которых видов фикуса, образующие экзотическую жизненную форму – баньян;

досковидные опорные корни наиболее характерны для крупных деревьев тропического дождевого леса. В отличие от ходульных – это боковые корни. Рас­положенные у самой поверхности почвы или над ней, они развивают более или менее плоские прилегающие к стволу вертикальные надземные выросты, при­дающие дополнительную опору растению;


Рис. 5.13. Воздушные корни.

1 – ходульные корни мангровых зарослей, 2 – ходульные корни кукурузы,

3 – досковидные корни, 4 – пневматофоры.

вентиляционные (дыхательные ) корни, или пневматофоры, развиваются у ряда тропических деревьев, растущих на бедных кислородом почвах. Они имеют­ся у мангровых деревьев, а также у деревьев, произрастающих в лесах на пресно­водных тропических болотах. Образуются из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над почвой или водой (отрицательный геотро­пизм). Значение пневматофоров заключается, прежде всего, в снабжении подзем­ных частей корня воздухом;

Клетки веламена постепенно отмирают, и поэтому вода всасывается не осмотиче­ским, а капиллярным путем, проникая внутрь через большие поры и сквозные от­верстия.

Корни, помимо своих основных функций, часто выполняют другие функции. При этом происходят так называемые метаморфозы корней. Метаморфозы — это эволюционные видоизменения формы и строения органов.

Рассмотрим их подробнее.

1. Симбиоз корней с почвенными грибами.

Явление симбиоза корней высших растений с почвенными грибами широко распространено в природе.

Окончания корней могут быть либо оплетены с поверхности гифами грибов, либо гифы грибов могут содержаться в коре корня. Такое явление называют микоризой , дословный перевод — «грибокорень «. Микориза может быть наружной (эктотрофной), внутренней (эндотрофной) или наружно-внутренней.

Эктотрофная (наружная) микориза может заменять растению корневые волоски. При этом, корневые волоски часто просто не развиваются. Наружная и наружновнутренняя микориза встречается у древесных и кустарниковых растений (к примеру, береза, клен, дуб, орешник и т.д.).

Внутренняя микориза часто встречается у различных видов травянистых и древесных растений (к примеру, это большинство видов злаков, лук, грецкий орех, виноград и т.п.). Существуют такие виды семейств, которые существовать без микоризы не могут (вересковые, грушанковые и орхидные).

В чем же проявляются симбиотические отношения между автотрофными растениям и грибами? Автотрофные растения снабжают грибной симбионт доступными для них растворимыми углеводами. Грибной симбионт, в свою очередь, обеспечивает растение важными минеральными веществами. Например, азотофиксирующий грибной симбионт снабжает растение азотными соединениями, ферментирует и доводит до глюкозы трудно растворимые запасные питательные вещества. Избыток глюкозы увеличивает всасывающую деятельность корней.

2. Симбиоз корней с бактериями.

Помимо микоризы (микосимбиотрофии ), которая часто встречается в природе, существует другой симбиоз, который встречается не так широко, как первый. Это симбиоз корней растения с бактериями (бактериосимбиотрофия ).

Наиболее часто у бобовых растений, но иногда и у некоторых других растений на корнях образуются паренхимные наросты , которые еще называют клубеньками . Внутри этих клубеньков находится множество клубеньковых бактерий. Особенность этих бактерий в том, что они могут фиксировать атмосферный азот в виде соединений, которые усваиваются растениями. Например, бобовые клевер и люцерна могут накапливать в своих клубеньках 150-300 кг/га азота. Поэтому в сельском хозяйстве бобовые часто высаживают для того, чтобы обогатить почву азотом.

3. Запасающие корни.

В корнях любых растений, как правило, в некоторых количествах откладываются запасные питательные вещества такие, как сахар, крахмал, инулин и т.д. Но встречаются случаи, когда эта запасающая функция гипертрофирована и выходит на первый план. Корни при этом утолщаются и становятся мясистыми.

Такие видоизмененные стержневые корни, которые выполняют функцию запасания назвали «корнеплодами ». Наиболее часто такая структура встречается у двулетников. К примеру, это морковь, свекла, репа, редис и т.д. В формировании этих корнеплодов принимает участие также и часть стебля — гипокотиль (или подсемядольное колено).

Корнеплоды на рисунке: 1 — брюква; 2 — свёкла египетская; 3 — свёкла сорта Маммут; 4 — морковь; с - семядоли; гп - гипокотиль; гк - главный корень .

У некоторых видов растений встречаются так называемые корневые шишки, которые являются сильно утолщенными придаточными корнями. Это, например, георгина, любка, чистяк и т.д. Между корневыми шишками и «корнеплодами» встречаются многочисленные переходы.

4. Втягивающие или контрактильные корни.

Существуют некоторые виды растений, у которых корень резко сокращается в продольном направлении у его основания. К примеру, такое происходит у луковичных растений.
У покрытосеменных растений часто встречаются втягивающие корни , которые обеспечивают плотное прилегание к земле розеток (одуванчик, подорожник и т.д.).
Благодаря подземному положению корневой шейки и вертикального корневища, обеспечивается углубление клубней в почве. Т.е. втягивающие корни дают возможность побегам выбирать наиболее благоприятную глубину залегания в почве. В неблагоприятных климатических условиях, например в Арктике, втягивающие корни помогают пережить сложный зимний период цветковым почкам и почкам возобновления.

Многие тропические растения эпифиты имеют воздушные корни . К примеру, такие корни встречаются у растений семейства орхидных, аронниковых и бромелиевых. У этих растений есть, так называемая аэренхима. Это специальная рыхлая воздухоносная ткань из тонкостенных паренхимных клеток, из которой образованы перемычки между большими воздушными полостями. Благодаря аэренхимы эти растения способны поглощать атмосферную влагу.

В тропиках на заболоченных почвах у деревьев часто образуются дыхательные корни или пневматофоры. Эти дыхательные корни поднимаются вверх (обратите внимание — это отрицательный геотропизм!) над поверхностью заболоченной почвы, чтобы снабжать воздухом подземные органы растения через систему отверстий.

В мангровых зарослях, растущих в приливно-отливной полосе тропических морей, встречаются деревья с так называемыми ходульными корнями . Эти придаточные корни сильно разветвлены и растут вниз, благодаря чему деревья сохранят устойчивость на зыбком грунте.

К наиболее интересным и эффектным ходульным корням можно отнести корни-подпорки мощных ветвей фикуса-баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна также растут вниз, как это видно на рисунке. Внизу они сильно утолщаются, укореняются, развивая при этом свою собственную корневую систему. В результате этого одно единственное дерево баньяна может разрастись в целую «рощу», и занимать при этом площадь до 500 м 2 .

Опорные досковидные корни часто встречаются у крупных деревьев тропического дождевого леса. На мой взгляд, они не менее интересны, чем ходульные корни. Стволы деревьев первого яруса дождевого леса могут достигать гигантских размеров, при этом корневая система у них поверхностная. Этим гигантам необходимо удерживаться в почве (которой практически нет) во время частых штормов и ливней. И корни обычного строения никогда не смогли бы заякоривать такие растения в таких условиях. Поэтому, у таких деревьев на корнях, стелющихся по поверхности почвы, развиваются особые вертикальные выросты. Эти выросты как доски прилегают к стволу дерева. На первом этапе досковидные корни в своем сечении округлы, но затем постепенно происходит сильный односторонний вторичный рост. Высота таких досковидных корней В тропическом дождевом лесу может легко превышать рост человека.

8. Корни-прицепки.

Придаточные корни-прицепки часто встречаются на стеблях различных корнелазающих лиан. К таким, например относится плющ. Окончания этих корней-прищепок густо покрыты всасывающими волосками, которые выделяют слизь. Благодаря этой слизи они очень крепко приклеиваются к своей опоре. Корни-прицепки прочно удерживают растения, проникая в различные неровности или трещины дерева, стены, скалы, или какой-то другой опоре.

У плюща — корни-прицепки

Животные насекомоядные имеют основной отличительный признак от других млекопитающих - это вытянутая голова с удлиненной мордочкой, значительно выступающей за пределы черепа, в отдельных случаях похожей на хобот. Эти животные относятся к отряду примитивных млекопитающих. Они различны по облику и образу жизни. Но все представители довольно милые и забавные насекомоядные животные (фото служит тому доказательством). Их конечности пятипалы и снабжены когтями. Зубы у этих животных насекомоядного типа, то есть приспособленные для разгрызания хитина. Обязательно присутствуют клыки. Резцы довольно длинные, образующие между собой клещи. покрыты бугорками. Уши и глаза имеют незначительные размеры и в глаза не бросаются. Головной мозг у насекомоядных животных примитивный (большие полушария не имеют борозд) и не покрывает мозжечок. Эти существа населяют весь кроме Австралии и значительной части Южной Америки. Виды насекомоядных животных делятся на четыре семейства: тенрековые, ежовые, землеройковые и прыгунчиковые.

Ископаемые насекомоядные

Животные насекомоядные являются одной из наиболее древних групп высших зверей. Археологи нашли их останки в верхнемеловых отложениях мезозойской эры. Это приблизительно 135 миллионов лет тому назад. В те времена на Земле было довольно много насекомых, которые являлись пищей для других животных, поэтому многие древние млекопитающие (если судить по строению челюсти) употребляли их в рационе питания. Многие виды древних зверей были крупнее, чем современные тому - диеногалерикс и лептицидиум. Их хорошо сохранившиеся останки найдены в Германии, в эоценовых отложениях вблизи Месселя. В целом же представители насекомоядных животных всегда имели небольшие размеры.

Образ жизни

Отдельные виды насекомоядных животных ведут различный образ жизни: древесный, подземный или полуводный. Большинству присуща ночная активность. Отдельные виды бодрствуют практически круглосуточно. Основа рациона питания - это, конечно, насекомые и небольшие подземные звери. Но некоторые животные насекомоядные являются и хищниками. Отдельные представители едят сочные сладкие плоды, а в период бескормицы их пищей могут стать и семена растений. Желудок у этих зверей простой. отсутствует у некоторых видов. Все представители этого отряда полигамны. У самок У самцов семенники располагаются в пахах или в мошонке. Беременность у самок протекает от декады до полутора месяцев. В течение одного года чаще всего бывает только один помет, в котором может быть до 14 детенышей. Полновозрастными насекомоядные звери становятся в период от 3 месяцев до 2 лет. Сам внешний вид животных различен, например, у ежей присутствуют иглы, у выдровой землеройки - уплощенный по бокам длинный хвост, а у кротов - две лопатообразные передние лапы.

Насекомоядные животные России

В нашей стране насекомоядные животные представлены видами: кротов, выхухолей, ежей и землероек. Исстари ежи и землеройки считались в народе полезными животными, поскольку истребляют исключительно вредных насекомых. Кротов считали наполовину полезными зверями - они уничтожают различных почвенных обитателей, в том числе личинок майских жуков, но поедают и полезных дождевых червей. Также, прорывая свои бесконечные подземные ходы, кроты вредят лесным, садовым и огородным посадкам. Но мех этих животных считается дорогой пушниной, и они являются объектами охотничьего промысла. Ранее на Руси охотились и на выхухолей.

Биологическое и хозяйственное значение

Животные насекомоядные являются звеньями различных природных биоценозов. Например, рыхлят почву, улучшая ее качество, и регулируют численность насекомых в подстилке леса. Для человека их существование также немаловажно, поскольку эти звери поедают и сельскохозяйственных вредителей. Некоторые виды насекомоядных животных являются объектами пушного промысла (выхухоли, кроты и прочие). Но эти звери могут представлять серьезную опасность для человека, поскольку некоторые из них - переносчики клещей, а с ними и многих опасных заболеваний (лептоспироз, и т. д.). Такие редкие виды, как щелезубы или выхухоль, занесены в Красную книгу и находятся под защитой государства.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Сколько насчитывается видов сумчатых?

2. Для чего используется сумка сумчатых?

Для хранения воды

Для вынашивания детенышей

Для хранения пищи

3. Чем питаются кенгуру?

Насекомыми

Растительной пищей

4. Как передвигаются кенгуру?

Кувырками

Прыжками

5. Какой представитель сумчатых питается рыбой?

Речной опоссум

Сумчатый волк

6. На каких деревьях живут коала?

На соснах

На эвкалиптовых

7. Как называют коалу?

Сумчатый крот

Сумчатый медведь

Сумчатый зверь

8. Как из представителей сумчатых живет в почве?

Сумчатая кошка

Сумчатый крот

С опоссум

9. Каких размеров может достигать взрослый кенгуру?

2 метра

10. Где не обитают сумчатые?

В Австралии

В Северной Америке

В Азии

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Отряд Насекомоядные.

Краткая характеристика отряда . Сюда относятся зверьки средней и мел-кой величины, с вытянутой мордочкой, заканчивающейся хоботком. К насекомоядным относятся ежи, кроты, выхухоли, землеройки, бурозубки. Самым крупным представителем отряда явля-ется выхухоль обыкновенная, длиной до 22 см, с не менее длин-ным чешуйчатым хвостом, сжатым с боков. У всех насекомоядных, кроме ежей, короткий шерстный покров. Самый маленький пред-ставитель — землеройка-крошка, длиной до 4 см. Звери данного отряда считаются древними млекопитающими.

Жизненно важные органы представителей данного отряда сохранили примитивные черты, которые были присущи древним животным. Так, большие полушария мозга насекомоядных почти не содержат извилин, череп имеет удлиненную форму, зубы острые, бугорчатые, их сложно разделить на группы. Большинство зверей, которые относятся к этой группе, имеют небольшие размеры, кожный покров представлен короткими мягкими волосками либо недлинными колючками, лапы имеют по пять пальцев. Многие из этих существ ведут в основном ночной образ жизни, однако некоторые активны и днем. Из названия отряда понятно, что основу их рациона составляют различные насекомые

Садовый воин. Тайная жизнь европейского ежа

Крот — также яркий пример насекомоядных животных . Этим представителям млекопитающих присущи многие характерные черты данного класса, но имеются и отличительные особенности. Кожный покров кротов, в отличие от рассмотренных выше ежей, представлен в виде короткой темной шерсти. Передние лапы этих животных имеют довольно специфический для насекомоядных вид — они увеличены, на них расположены длинные когти, так как предназначены они для удобного рытья земли. Кроты обитают в грунте, где устраивают себе норы с многочисленными гнездами и тоннелями. Здесь им удобно находить пищу в виде дождевых червей, личинок разнообразных насекомых и т. д. Еще одной отличительной особенностью крота являются недоразвитые глаза — так как он живет под землей, они ему практически не нужны; основной орган чувств — нос. -

как кроты себя ведут на земле

Крот — Mole

Землеройки. Говоря о том, какие животные - насекомоядные, нужно упомянуть и их. Каждому из нас хотя бы раз приходилось слышать об этом забавном зверьке. Он является таким же распространенным на Евразийском континенте, как и описанные выше "собратья". Встречаются эти животные практически везде, кроме Австралии, Южной Америки и Антарктики. Это небольшие существа, покрытые негустой шерсткой, активные в любое время суток. Питаются, понятное дело, насекомыми и... другими мелкими животными, которых находят в земле, что ясно из их названия. Иногда они также едят семена. К семейству землероек относятся бурозубки и белозубки. Они приносят огромную пользу, как и ежи, уничтожая множество вредных насекомых.

Землеройки

Землеройка !

Малоизвестные представители данного отряда

А теперь поговорим о тех представителях рассматриваемого нами отряда, которых далеко не все знают, так сказать, в лицо (ну, или в морду). Итак, какие животные относятся к насекомоядным? К примеру, семейство тенрековые. Эти существа очень похожи на ежей, раньше их даже причисляли к одному семейству. Тенреки обитают на Мадагаскаре и Коморских островах. Это очень древнее семейство насекомоядных, представители которого известны еще с мелового периода. Они так же, как и ежи, обладают колючками, обычно темного цвета. Некоторые виды имеют на них желтые пятна. Интересной особенностью упомянутых животных является крайне низкий обмен веществ и абсолютно низкая температура тела, что обычно не свойственно млекопитающим.

Тенреки . Щетинистые ежи

Еще один интересный и малоизвестный обычным людям вид - щелезуб . Это насекомоядные животные, отличающиеся довольно крупными размерами. Зона их обитания — Куба и Гаити. Они похожи на больших землероек или на крыс, но имеют более длинные ноги и, в отличие от крыс, более длинную морду наподобие хоботка. Интересным является то, что щелезуб принадлежит к немногочисленным ядовитым млекопитающим, яд выделяется железой, проток которой расположен на нижней челюсти. Занесены в Красную книгу. Прыгунчик — также пример насекомоядных животных. Больше всего он напоминает тушканчика, а живет в Африке. Основу его рациона составляют термиты, другие насекомые, семена, мелкие плоды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: