Интервью с известным канадским фотографом джои лоуренсом. Интервью с уличным фотографом яниделем

ЕЛЕНА ДУДАРЬ: «Чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать».

В сферу профессиональной фотографии Елена Дударь пришла прямо-таки из горячей точки: когда-то юношеский максимализм подтолкнул девушку на работу в криминальной журналистике, теперь же - её работы красуются на сайте Vogue Italia.
В фотографиях Елены вы не увидите «пластиковые» лица, искусственно вызванную мимику и поддельные эмоции: свою работу она называет «созданием психологического портрета». Здесь - истинные чувства и переживания, откровенный разговор и движение.
О поиске вдохновения, важности постановки целей и о том, каково это - быть творческим человеком, Елена рассказала Beatrice Magazine.

Как давно ты занимаешься фотографией и как начался твой профессиональный путь в этой сфере?

Фотографией я занимаюсь 8й год. И началось все с падения с высоты двух метров – у меня был двойной компрессионный перелом позвоночника. Но, сказать честно, этот путь для очень-очень упрямых и глупых людей, которые не умеют и не хотят слышать подсказки Вселенной.

До этого я 7 лет работала журналистом, и в один прекрасный момент все начало медленно и уверенно катиться вниз. После парочки таких месяцев мудрый человек задумался бы над происходящим, но не я. Я начала верить в то, что Вселенная сговорилась и решила уничтожить мою жизнь. На самом деле, мне очень тонко и красиво показывали, что пора уходить из журналистики, тем более криминальной. Юношеский максимализм и отсутствие инстинкта самосохранения – точно не лучшие спутники в данной профессии. Конечно, если не хочешь стать героически погибшей песчинкой в системе.

Когда произошёл тот чудесный случай с падением, я задумалась над многим. И в том числе над тем, что случилось бы, если бы я умерла. Например, даёт ли моя деятельность незаменимую для души наполненность и удовлетворение? Деньги она давала, но ведь они лишь способ, но никак не цель. Журналистику я любила бешеной страстью: экстрим, 24 часа у тебя кипит мозг, ты обязана держать руку на пульсе и приезжать за 15 минут до пожара… Но этот «роман» подходил к концу, а я все никак не хотела себе в этом признаваться.

Фотографией я занималась только для себя, но на неё было мало времени. И вот создалась такая ситуация, после которой не было отхода назад.

Как бы странно это не звучало, но при падении в меня словно вбили душу. Не выбили, а именно вбили. Вот так.

В своей работе ты стремишься показать человека настоящего, не одевая на него глянцевую маску и слои ретуши. Всегда ли твоя точка зрения сходится с видением результата коммерческим заказчиком?

Мнение фотографа – это 70% составляющей коммерческой съёмки. Поддаваться капризам клиента может только непритязательный фотограф, который снимает все и вся и придерживается принципа «кто платит – тот и музыку заказывает».
Фотограф – режиссёр. И ко мне идут за моим стилем и видением. У меня нет в портфолио глянца и гламура, нет свадеб. Но да, порой случаются курьёзы, и от меня хотят «тапочек» с пушком и «инстателочку», простите за прямоту. Но я отказываю.
Качественно я могу сделать только то, что мне искренне нравится. Я не умею имитировать интерес. Портретная съёмка – это интимный диалог, а он может быть только с человеком, близким по духу.

И все же, что важнее: искусство как свободное творчество и самовыражение или коммерческая составляющая?

Хороший вопрос. Как по мне, деньги – это одно из подтверждений того, что дело которым ты занимаешься, – востребовано и получается у тебя ну как минимум неплохо. Легко творить в стол, и говорить, что тебя никто не понимает (улыбаюсь, даже ухахатываюсь).
Искусство – и есть дыхание тебя, как души. Это и есть язык твоего сознания. А необходимость в деньгах (благо, я родилась в бедной семье) заставляет тебя развиваться, крутиться, выживать, а потом уже учится жить, создавая. Ты узнаешь себя лучше, учишься понимать людей, развиваешься. Помню, как один психолог на своём семинаре попросила родителей с высоким заработком не делать из своих детей «психологических инвалидов: «Давайте им только необходимое и знания. Все остальное они должны получить сами»
Чтобы уметь создавать и жить, а не выживать, надо уметь ну очень хорошо напрягать мозги. Творчество требует вдохновения: путешествий, образования, а порой двух-трех дней бесплодного шатания, которые тоже надо самостоятельно оплатить.

В какой-то момент фотограф начинает осознавать, что у него появляется индивидуальный стиль. Расскажи, как формировался твой? И как, определив его, не застрять на месте?

По началу я снимала все. Но, правда, всегда людей. Я снимала и свадьбы, и детей, и репортажи. Время от времени пересматривала все свои фотоработы и удаляла слабые. Такая традиция случалась у меня раз в 2-3 года. Но основной стиль сформировался, когда беспристрастно, как чужой человек, посмотрела на все свои работы и выбрала те, которые считала лучшими. Было чувство, будто самостоятельно, с мазохистским удовольствием, отрезала часть себя. Больно, но надо.
В финале я увидела черно-белые одиночные портреты. Дети, свадьбы, травка с детишками – все ушло на задний план.
На счёт « как не застрять » … Скорее, этот вопрос можно поставить иначе: хотите – застревайте. Но если хотите развиваться – улучшайте то, что вам нравится. Не надо пробовать новые жанры, на осуществлении которых вас не накрывает волна страсти. Делайте лучше уже то, что есть. И если тебя «прет» дело, которое тебе нравится, ты в любом случае (!) будешь развиваться.

Какой из своих проектов был для тебя самым значимым?

По-хорошему, ты сейчас спросила: «Кого из детей ты любишь больше всего?». Каждая съёмка, каждый проект для меня дорог. Запоминаются, конечно, самые сложные. Например, когда под ногами лазят ядовитые змеи или когда приходится связывать шнурки всех участников, чтобы привязать тканевый фон к нужному дереву.
Приятный лёгкий аромат все же оставляют сами люди, которые приходят на съемку творчества ради, а не для лайков в соцсетях. Такие люди умеют пахать и еще раз пахать. Люблю таких, очень. Было пару случаев, когда снимала начинающих актеров, которые просили и гримёрку в оливковый цвет покрасить, и т.д и т.п. И тут ты понимаешь, что ни тебе, ни визажисту с парикмахером, ни стилисту просто нет места в студии. Все заполнило эго актёра.

Твоё портфолио украшают публикации в VOGUE Italia — как тебе это удалось?

Мне было интересно узнать мнение главного редактора VOGUE и никакого-то, а именно итальянского, – этот журнал является для меня иконой красоты и стиля. Отправила несколько работ. Из шести две работы им понравились, и они предложили создать свое портфолио у них на сайте. Сказать, что я была счастлива – это ничего не сказать. К чему мы пришли с журналом, пока оглашать не могу, но уже сам факт публикации работ на сайте VOGUE Italia – немалое счастье.

Нужно ли тебе настроение и вдохновение для работы, и ждешь ли ты его? Или просто берешь в руки фотоаппарат и начинаешь творить?

Вдохновение надо, но хорошо бы, для начала, честно признаться себе: лень ли подкралась из-за холодильника, жалость к себе или действительно нет ресурса для съёмки? Мой труд требует к себе особого режима: я должна нормально спать – бессонные ночи и работа с синяками под глазами – точно не мой вариант. Должна следить за здоровьем: спорт и здоровое питание – маст хев.
Не употребляю алкоголь перед съемками, так как он вытягивает очень много сил. Тоже касается переедания. В общем, перво-наперво – физическое здоровье.

У меня есть свой темп в обработке. На съёмку я выделяю определённое количество дней. И в этот период закладываю 2-3 дня на «подумать» и один день после, для отдыха. Но к этому пришла не сразу.
Если съемки особенно сложные, я накапливаю ресурс, можно назвать это и «поиском вдохновения», но «накапливание ресурса» мне ближе. Так как после самой съемки я больше напоминаю до капли выжатую губку, со мной могут говорить, а я нахожусь в некой прострации и просто вижу, как шевелятся губы у человека. Звука нет. Следующий день после съёмки обычно сплю, ем и читаю.
Для накопления ресурса я могу гулять по городу одна. Могу зайти в любимые музеи и посидеть на лавочке, глядя на то или иное произведение искусства. Люблю сидеть в парке и наблюдать за людьми. Обычно на мне большие наушники, но музыки там нет.
Невероятный клондайк для творчества – путешествия. И не обязательно это острова Фиджи или Камбоджа. Можно поехать на выходные в соседний город. Снять квартиру, побродить по новым улочкам, познакомиться с новыми людьми.
Под лежачий камень вода не течет. Помните, как в «Алисе»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть – надо бежать, как минимум, вдвое быстрее!»

Бывает ли у тебя состояние творческого кризиса? Если да, посоветуй, как с ним бороться, как переключиться и вернуться в творчество с новыми силами?

Конечно, бывают. И это вызов, граничащий с победой. И вот почему. Для начала надо понять почему этот кризис произошел, как получилось так, что у тебя нет ресурса на самое важное. Чаще всего ты сам виноват и надо хорошо проанализировать ситуацию. Во-вторых, хорошо, когда заканчиваются ресурсы, и тебе приходится отказать себе во всем, кроме самого необходимого. Надо взять некий «пост», моральный. А еще лучше – добавить к нему физический. Не обязательно строгий, но все же. Так ты поймешь, где и куда уходят впустую силы.
Дальше, я еду на любимый рынок «Петровка» к букинистам и интуитивно покупаю книги – те, которые просто приглянулись цветом обложки, качеством бумаги, шрифтом или запахом. И, если позволяет время и возможности, уезжаю куда-то. Огромным источником вдохновения для меня является солнечный Узбекистан с его самобытным укладом, с его простыми и искренними людьми. Будучи там, даже к стенам старых зданий прикасаться в радость. Любуюсь красотой лиц людей: дети, женщины, мужчины… Мне они особенно близки. Там нет женщин с наращенными ресницами, с безобразно накачанными губами, там царят вечные, исконные ценности, которые формируют Красоты души. Конечно, часто туда не налетаешься, но, если повезло туда отправиться, меня переполняет радость ребенка перед Рождеством.
Даже поехать куда-то к морю на пару дней – уже хорошо. Только море люблю зимой, а горы – летом. Ах да, важное условие: в поисках ресурса я всегда путешествую одна.
А еще я поняла, что чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать. Делать и делать. Везёт тому, кто везёт. От самобичевания и жалости к себе результата не будет. Мне нравится цитата Артемия Лебедева: «Как себя мотивировать? Никак, оставайтесь в жопе».

Ты называешь приглашение на свою съемку «записью на психологический портрет». Расскажи, как ты находишь нужные слова и как налаживаешь связь с моделью?

Ну, я точно не читаю книги из серии «Как научиться управлять людьми и заставить их делать то, что тебе надо». Никакой гештальтпсихологии или танцев с бубнами. Как я уже говорила, я снимаю только тех, кто мне интересен. Интересны мне люди с интеллектом и характером, а такие всегда видят манипуляции. Искренность и неподдельный интерес, желание показать, в первую очередь, самой модели ее лучшие стороны – прекрасный фундамент.
Конечно, диалог с моделью ведётся глубокий и проникновенный, но рассказать об этом у меня не получится. Чужого слона продать смогу, если верю в его красоту. А вот с продажей своего – проблемка. Я думаю, о процессе съёмки лучше расскажут сами модели, не я.

Я знаю, что во время работы с тобой модель получает своеобразный психологический тренинг. Бывало ли такое, что после съемки человек раскрывал в себе нечто новое или, возможно, что-то менял в своей жизни?

Так бывает часто. Даже очень. После съёмок женщины или разводятся, или напротив – находят свою любовь. А кто-то, наконец-то, начинает заниматься своим любимым делом. Помню, был случай, когда после съёмки я пошла рассчитываться за студию, а модель решила подождать в холле. Она ходила и рассматривала стены. Потом подошла ко мне и сказала: «Лен, студия будто вовсе поменялась. Меня тут час красили, я осмотрела каждый уголок. А теперь… теперь все иначе».
Конечно, поменялась не студия, изменилась она сама.
Есть клиенты, которые приходят ко мне раз в полгода и не ради лайков в социальных сетях, а ради того, чтобы увидеть себя и понять, куда двигаться дальше. Фотосъёмка – лучшее зеркало. Домашнее зеркало, и друзья тебе не покажут правды, а фотосъёмка – да.

Используешь ли ты опыт признанных мастеров фотографии? Кто твой любимый фотограф?

Придерживаюсь мнения, что лучший опыт – твой, который ты прожил с потом и кровью. Можно читать тысячи книг о фотографах, но лучше пойти и снимать, и снимать, и снимать. Я человек не теории, а практики.
Но любимые фотографы, конечно, есть. Одни из них: Стив МакКари – гений композиции и цвета, люблю работы Герба Ритца – его любовь к женскому телу, чувство композиции и стиль не могут оставить равнодушным. Один из самых-самых любимых – Ричард Аведон. А именно его портреты. Фэшн он снимал как никто – безукоризненно и потрясающе, но вот его портреты – вечны.

"Какие ваши эмоции и мысли оттого, что немного приоткрыта часть вашей личной, более интимной жизни?"
Не однозначно... Но, считаю, что она пока еще не приоткрыта...

Ля: Если бы тебе был дан шанс прожить давно ушедший в прошлое один день. Что за день бы это был и почему именно он?

Константин Трубников:
Ля, а можно два?... а три?... а… Как ты говоришь: «Может совсем остаться?» …
Если серьезно, Ля, меня сегодня с утра свербела только одна мысль: Кому я и что сделал в прошедшей жизни плохого, кому могу помочь, дабы исправить положение в будущем (словно слетал в прошлое на машине времени и поменял свое реальное). Чтобы моя душа была чиста… В течение дня мои мысли не одиножды возвращались в прошлое – перед глазами пробегали год за годом, отмеряя один этап за другим… И понял – что это за день – ради которого готов отказаться от много – лишь бы побывать там… Детство… Когда я мог беззаботно стучать палкой-хлыстом по луже и смотреть как разлетаются капли воды, а потом обратить внимание как светит солнышко, и под каким углом попадает его лучик, чтобы зацепить кончик листочка… Или на сколько раз больше сейчас прокукукает кукушка нежели в прошлый… А куда откладывает яйца соседский петух и за чем он мучает куриц… Сегодня сосед Васька принес стрижа, нечаянно сбитого удочкой на рыбалке и его жалко (конечно стрижа, ведь Васька еще тот сорванец…) А почему, когда раздавишь камнем лягушку – значит будет дождь – так говорила баба Клава… И почему она обманула…Как хорошо сидеть на теплом песке голой задницей и смотреть на Машку с соседней улицы, которая бегает по воде и искать внешние отличия… Сегодня пойдем собирать щавель – так сказала мама… Но когда я уснул в траве и меня долго не могли найти… Ну почему она так плачет – ведь кот жив и встал на ноги – а дядя Боря говорил что они даже с девятого этажа спрыгивают и ничего не бывает –только чуть-чуть поболеют… Красивые грибы, зато у меня их больше всех… Ну почему она меня так сильно прижимает (мама) ей меня жалко, нет - она меня лю-ю-бит…
Спасибо тебя, Ля… Я действительно там побывал. В детстве… Там так здорово!!!...

Axidy: Говорят "красота спасет мир" - согласны ли вы с этим высказыванием?

Константин Трубников:
С высказыванием полностью согласен. Человек, способный отличить хорошее от плохого – способен увидеть и красивое… Сколько на свете людей столько и мнений относительно этого понятия. У кого-то максимально обостренное восприятие красивого, у кого-то сильно зажатое в сравнении с средне –взятым большинством… Кто-то боготворит «Мадонну», кто-то «Черный квадрат». Очень важно понять какое чувство вкладывает человек, говоря о красоте. Вдохновляющей или разрушающей… Поет соловей – для большинства - прекрасная песня, символ весны…, но находятся те, для кого слышать это мученье и боль… Эйфелева башня – для кого-то это чудо света, а кто-то ее ненавидит, поскольку туристы уже достали и хочется передохнуть… Пока эти соотношения, находясь в максимальном пике разногласий - показывают равновесие – «красота спасет мир»!

Axidy: Нужно ли вообще спасать современный мир?

Константин Трубников:
Думаю, что на этот вопрос ответил предыдущим...

Axidy: Если не красота, то что может спасти его?

Константин Трубников:
Любовь!

Константин Трубников:
Ура-а-а! Я смог ответить на все вопросы "Интервью...!"
Всем огромное спасибо за умные, серьезные и юморные вопросы!!!
Вы, предоставили мне шанс скурпулезно, день за днем, вновь прожить свою жизнь, заглянуть глубже себе в душу, обдумать сделанное и настроиться на свершение новых замыслов. Еще раз, Всем - большое СПАСИБО!

Джои Лоуренс, более известный под своим профессиональным именем, Joey L. - это канадский коммерческий фотограф, режиссер и писатель из Бруклина, Нью-Йорк.

PetaPixel : Могли бы вы рассказать о себе и о том, как начали карьеру фотографа?

Joey L: В средней школе все мои друзья играли в группах. Я никогда не мог петь или играть и вместо этого стал фотографом, когда мне было 16 лет. Я помогал ребятам создавать информационные материалы и веб-сайты, экспериментируя по пути, и учась всему, чему только мог о технической стороне фотографии.

Когда я стал профессионально заниматься фотографией, я начал зарабатывать свои первые деньги. До этого у меня никогда не было "нормальной" работы, которая позволяла бы накопить на собственное дело. Таким образом, я использовал любые дополнительные средства, чтобы отправиться в путешествие по разным странам, и это сформировало личную сторону моего портфолио.

Жажда путешествий исходила от того, что в молодости у меня не было возможности поехать куда-нибудь за пределы Канады. Меня всегда гипнотизировали и привлекали иностранные места и культуры, о которых я читал в книгах или в Интернете, но я никогда не мог туда поехать. Тогда, вдруг, у меня появилась такая возможность и меня до сих пор притягивают самые отдаленные уголки мира. Мои личные фотографии всегда были очень важны для меня, поэтому людей они привлекают в первую очередь.

PP: Какой была ваша первая камера, и какое оборудование вы используете сейчас?

JL: Моим первым фотоаппаратом был Olympus D-600L. Это была просто прелесть с 1,4 мегапикселями ярости.

Сейчас снаружи у меня хорошая камера, но внутри у нас отношения любовь/ненависть. Я использую цифровой задник Phase One P65, который монтирую на Mamiya 645DF. К сожалению, конкуренции в среднеформатных камерах очень мало и Phase One не сильно утруждается делать более инновационные продукты. Например, на момент написания статьи, все цифровые задники среднего формата дают слабое качество в условиях низкой освещенности. С того момента, как вышла моя P65+ были некоторые достижения, но они все еще далеки от совершенства. Иногда камера выдает ошибки, которых я никогда прежде не видел, и даже эксперты отмахиваются со своим "выньте батарейки, а затем положите их обратно"

Но камера работает прекрасно, если использовать ее в определенной ситуации. Качество и разрешение достойны уважения. Видите ли, я очень любил Phase One до недавнего времени, но теперь могу сказать вам правду. Есть некоторые ужасные стороны этой системы, но это все, что у нас есть на данный момент. Я высказываю свое мнение о камере с надеждой, что это побудит их сделать лучший продукт. Я делаю это, потому что я люблю и ненавижу тебя, Phase One.

Я также надеюсь, что Canon или Nikon сделают конкурентную модель, но это небольшой рынок.

PP: Как бы вы описали ваши фотографии для тех, кто никогда их не видел?

JL: Как "стилизованные экологические портреты".

В моей личной работе, я люблю стилизовать "древние" предметы с намеком на современный вкус. Например, некоторые видят племя из Эфиопии и ошибочно полагают, что это древний образ жизни, сохранившийся неизменным. Правда в том, что эти племена нормально живут в 21 веке и много моих фотографий из этой местности в Африке рассказывают о современных влияниях на их повседневную жизнь.

Всегда трудно найти баланс между стилизованным фото и просто безвкусием. У фотографа есть только оно чувство для создания фото: визуальное. Таким образом, мы полностью зависим от изобразительных предметов, рассказывая историю.

Я уже говорил об этом в других статьях - мои любимые фотографы обычно делают две вещи: 1) они раскрывают что-нибудь об объекте, и 2) они также раскрывают что- то о фотографе. Мне нравится, когда видение фотографа настолько сильное и сплоченное, что даже его личный контакт слегка просматривается в изображении, и выходит за рамки обычного фото.

PP: В какой момент вы поняли, что фотография является тем, чем вы хотели бы заниматься?

JL: Я помню, как еще ребенком смотрел короткометражный фильм о том, как создавали «Парк Юрского периода». Он вышел в 1993 году, так что мне было около четырех лет. С этого момента я понял, что хочу снимать кино и стать фотографом. Это до сих пор одна из моих любимых картин.

PP: Что вы думаете о формальном образовании в фотографии? Вы за или против?

JL: У меня никогда не было формального образования в фотографии, но я не против в любом случае. Вы должны знать себя и свою обучаемость для того, чтобы принять такое решение.

Что касается меня, я никогда особо не любил школу, хотя у меня были хорошие учителя. Оглядываясь назад, я знаю, что многие молодые люди не уверены в том, чем хотят заниматься по жизни, и мне в этом случае очень повезло, так как я знал, чего хочу. Это, конечно, сформировало мой путь и повлияло на решение не получать формальное образование.

Я работал как профессиональный фотограф в последнем году обучения в школе, и я чувствовал, что домашние задания сдерживали меня и отвлекали от професионального роста. Если бы я учился фотографии позже в колледже или университете, то уверен, что чувствовал бы то же самое. Я учился лучше экспериментируя в этой области.

Существует очень много информации в Интернете и есть доступ к студиям других фотографов, поэтому деньги за обучение лучше использовать иначе. Это работает только для людей, у которых независимый стиль обучения. Многие предпочитают классную комнату. У меня есть друзья, которые учились в школе фотографии и это большая часть их успеха. Они наладили много контактов с которыми работают до сих пор и проще узнали те вещи, которые я узнавал намного сложнее.

PP: Сколько стран вы уже посетили? Какие у вас цели в путешествии?

JL: Я был во многих странах мира, но я ценю повторные поездки больше, чем просто скольжение по континенту. Я предпочитаю сосредоточиться на одной конкретной области или группе людей в пределах страны. Я был в Эфиопии (5 раз), Индии (4 раза), Индонезии (два раза) и во многих других странах. Для стиля, в котором я работаю не подходят быстрые поездки. Это занимает очень много времени.

Это важно потому, что я фотографирую людей. Наиболее важные вещи делаются до того, как начинаешь снимать. Сама съемка занимает наименьше времени. До этого я пытаюсь понять культуру, место, и свет. Например, вы можете заметить большую разницу в том, как выглядят люди на портретах с моей первой поездки по Эфиопии и с последней. На последних снимках им более комфортно, они принимают более активное участие в съемке, и больше доверяют мне при создании их образа. Мы намного лучше понимаем друг друга.

PP: Как у вас получается завязать контакт с портретируемыми людьми? Что вы узнали об этом за многие годы?

JL: Мой процесс заключается в следующем: я еду в новое место и встречаю группу людей которых хочу сфотографировать. Я хорошо исследую их культуру задолго до приезда, и знаю некоторые ключевые элементы, с которыми редко пересекается обычный иностранец. Это может быть информация от антрополога, который работал в этой области, переводчика или гида, с которыми я познакомился до поездки. Зачастую я изучаю религиозные убеждения или конкретные события в истории этой культуры.

Я могу не снимать в течение нескольких часов, дней или даже недель. Я просто наблюдаю, но в то же время даю понять, что я фотограф и что намерен делать снимки позже. Я пытаюсь ознакомиться с местным языком и обычаями, чтобы показать дружелюбие и укрепить связь. Если мне предложат остаться, то я живу с ними, но никогда не пытаюсь делать вид, что я являюсь "частью племени". Я по-прежнему аутсайдер, который пришел почтительно понаблюдать. Я путешествую чтобы понять, как другие люди интерпретируют мир и уважаю различия.

Я объясняю людям, что мои работы могут сообщить миру об их??образе жизни, и почему это хорошо. Если они не понимают, почему фотография важна, то я объясняю, что это способ рассказывать истории в моей культуре.

Если местные люди расспрашивают меня о месте, где я живу, и хотят посмотреть фото моей семьи, то это говорит о взаимной заинтересованности. Это, как правило, момент, когда я могу приступить к фотосъемке. С этой точки зрения, это сотрудничество, потому что они действительно хотят предстать перед камерой теми, кем являются.

Когда/если я возвращаюсь в один прекрасный день, я приношу им распечатанные снимки. На этом этапе самая сложная часть позади и люди будут открыты для вас все больше с каждой минутой, которую вы посвятите проекту.

PP: Можете кратко рассказать нам о вашем новом проекте «Люди Дельты»?

JL: Я ездил в Эфиопию, в долину реки Омо на протяжении четырех лет. То, что начиналось как небольшое увлечение племенами, проживающими в области, в настоящее время превратилась в многочисленные личные фото-поездки и приключения.

До этого момента целью моих путешествий была в основном фотосъемка. Но сейчас, когда у я лучше понимаю эту местность и людей, я чувствую, что пришло время начать съемки фильма.

(Примечание редактора: Вы можете узнать больше об этом проекте и финансово поддержать его на сайте Kickstarter.)



PP: Есть ли у вас какие-нибудь фишки для обеспечения безопасности вашей команды и снаряжения при выезде за границу?

JL: Что касается сохранности техники, я всегда рекомендую делать так, чтобы ваша камера выглядела как можно менее дорогой. Вы можете положить ее вместе с какими-то пленками и коробками в старый ящик или сумку, которые не кричат «Эй, у меня тут куча дорогих штучек».

Я чрезвычайно параноидален по отношению к жестким дискам с моими фотографиями. Я знаю, что самое ценное у меня с собой это не камера, а сделанные снимки. Технику можно заменить, фотографии - нет. Обычно у меня с собой 2-4 внешних накопителя. В путешествиях один со мной все время, а другие находятся в безопасных местах или я на полпути отправляю их по почте домой.

Что касается поддержания безопасности команды, то все сводится к исследованиям перед поездкой. Интернет это невероятный ресурс, в котором вы можете найти различные статьи из первых рук, а также отчеты других путешественников и журналистов, которые уже побывали в этих местах.

PP:Каковы ваши основные источники дохода, и сколько людей работает с вами?

JL: Моим глав ным источником дохода является коммерческая фотография. Хотя ее меньше по количеству, чем редакционных заданий, тут требуется гораздо больше подготовки и времени из-за сложности выполнения. Мне очень повезло иметь постоянных клиентов, с которыми я люблю сотрудничать, например, History Channel, National Geographic Channel, Pennzoil, FX, Nickelodeon и др.

Вторым источником являются выставки моих работ в галереях. Хотя они представлены лишь в нескольких заведениях, (надеемся расширить их количество в будущем), они дают неплохую прибыль и я стараюсь представлять новые работы как можно чаще.

Как ни странно, еще одним источником дохода являются мои учебники для других фотографов, которые охватывают методы из моих фотосессий. Они очень важны для меня, так как я провожу много времени за личными работами.

PP: Что является самым сложным в ведении фото-бизнеса, и вы можете посоветовали в этом отношении?

JL: Самое сложное в ведении собственного бизнеса это фокусироваться на одном деле, понимая что количество часов в сутках ограничено (иногда я работаю до 4 утра). Все время, посвященное проекту должно быть стратегическим потому, что если бизнес не удается, то и я тоже.

Я обнаружил, что, когда посвящаю себя одной задаче, то часто отвлекаюсь на новые проекты и идеи, которые встречаются по пути. За эти годы я научился выбирать проект и придерживаться его до конца, но признаю, что постоянно хочется прыгнуть с корабля, когда работаю под напряжением.

Раньше я сжигал себя, хватаясь абсолютно за все, что попадалось под руку. Если появляются хорошие проекты, но мне просто не хватает на них времени, я обнаружил, что люди на самом деле уважают их еще больше, если я вежливо отказазываюсь и объясняю, что у меня друние приоритеты. Работа может пострадать, если я не могу выполнять ее с полной отдачей.

Я почувствовал определенную свободу в последнее время, когда сумел отказываться от проектов, которые мне не по душе. Например, я люблю ретуширование и делаю это с 99% моих фотографий, но я всегда боялся делать это с кожей и волосами в коммерческой фотографии. Я по-прежнему тонирую и изображения и корректирую цвет, но после того, кок начал передавать ретуширование своему другу, у меня освободилось много свободного времени.

Я сделал то же самое с такими заданиями, как бухгалтерский учет, обслуживание клиентов в моем магазине по учебникам, контроль продаж печати и т.д. Хотя это стоит денег, эти процессы происходят в фоновом режиме и освобождают время, чтобы посвятить внимание наиболее необходимым вещам.

PP: Чем бы вы занимались, если вам пришлось бы отказаться от фотографии и кино?

JL: Я бы перестал быть таким бездельником и начал бы изучать антропологию. Мне нравится идея возможности интерпретировать то, что я ценю в фотографии с академической точки зрения.

PP: Что бы вы посоветовали начинающему фотографу, желающему следовать по вашим стопам?

JL: Иметь четкое видение очень важно при реализации любой карьеры, особенно если речь идет о фотографии. Очень легко объединить всех коммерческих фотографов в одну категорию. Мы все используем камеры, но места и клиенты с которыми мы работаем, а также наши фотографии очень разные. Вы не идете к отоларингологу, чтобы лечить глаза. Таким же образом, фотографы, которые снимают еко-портреты часто отличаются от тех, которые снимают архитектуру.

Вы должны специализироваться в самом начале, и быть действительно хорошим в одном, а не посредственным во многом. Тогда люди в этой области будут узнавать стиль работы, за который в один прекрасный день будут платить. Я бы начал с выбора темы, которая является важной для вас, которая будет побуждать в вас страсть в трудные времена.

Это не значит, что такой стиль будет единственным видом работы, которую вы будете делать, но он станет стартовой площадкой для признания ваших работ и поможет создать уникальную идентичность в целом море фотографов.

Оригинал статьи на сайте

Для тех, кто занимается фотографией, не нужно объяснять кто такой Илья Рашап . Для непосвященных, рассказываем. Илья один из известных российских фотографов, cостоит в Союз фотохудожников России. Илья позиционирует себя, как независимый фотограф, проводит масстер-классы по всей России и странам СНГ и ведет свой блог, к которому стремятся многие фотографы из всей страны чтобы получить совет и критику своих снимков.

Одним не теплым августовским утром мы встретились с Ильей , чтобы лично услышать чем дышит его искусство, как развивается фотография в России и почему фотография в стиле «ню» потеряла свою актуальность .

⁃ Мы заметили, что ты очень занятой. Твоя занятость связана с фотографией или есть еще какая-то работа?

⁃ У меня накопилось очень большое количество второстепенных проектов, которые нужно реализовывать. Они уже очень давно висят, это гложет, поэтому я уделяю этому все свое время. Есть несколько коммерческих проектов. К тому же, я выпускаю свою книгу — фотоальбом, который тоже надо делать и верстать. Осенью, наверно, уже выйдет. Поскольку я 10 лет работал дизайнером, к сожалению, не могу это доверить никому кроме себя.

— Это будет промо — вариант или полноценная книга?

— Нет, это законченная книга. Фотоальбом с избранными работами, которые я отснял за эти годы. Я рассчитываю где-то на сто фотографий. Книга будет на двух языках, на русском и английском, поскольку я планирую продвигать ее и заграницей. Почему заграницей, потому что там вообще развита та фотография которой я занимаюсь. А выйти на европейский, американский рынок очень интересно. Поэтому я сейчас очень плотно занялся английским, потому что просто обязан на нем говорить, ездить на фестивали, общаться с людьми, каким-то образом развиваться.

— Ты сказал о коммерческих проектах? Сотрудничаешь с журналами?

⁃ С журналами я работаю крайне редко. Потому что интерес с кем-то работать составляет либо коммерческий интерес, либо творческий. Коммерческого интереса от наших журналов, скажу честно, практически нет никакого. Порядок цифр, которые в нашем глянце озвучивают фотографам, обычно не впечатляет. Это очень маленькая сумма. Я коммерчески работаю на прямую с заказчиками и это совсем другие деньги.

⁃ Мне было интересно работать с журналами на заре своего становления. Потом я быстро отошел от этого. А с творческой точки зрения наша fashion — индустрия, к сожалению, развита настолько, что те проекты, которые предлагаются, тоже не интересны: это то, что в мире снималось 15-20 лет назад. Не то чтобы это плохо, это просто прошлый век. В портфолио я это не положу. Так и получается, что ни одного интереса, ни другого нет.

— А над какими коммерческими проектами работаешь ты?

— Частные заказчики. Например, сделать корпоративные календари. Т.е. заказы, где можно и снять что-то интересное, и заработать хорошо. В принципе, нет проектов, за которые я по своим моральным принципам не возьмусь. Просто у меня есть определенная цена, и если человек готов оплатить мое время, я готов сделать ему проект, независимо от тематики.

— Когда впервые узнал о существовании профессии «фотограф»?

— Все случайно. Я фотографировал всегда для себя, просто потому что мне это нравится и это какое-то средство самоактуализации. А потом, видимо, я сделал какие-то вещи, которые понравились людям и они нашли меня сами. Я никогда не стремился найти, например, клиента. Я вообще считаю, что это довольно безграмотный подход, что клиент должен найти меня. Я должен произвести какой-то интересный продукт, и люди должны сами ко мне обратиться. Это в плане коммерции. В плане творчества, это возможно. Если я хочу творческий проект реализовать, я могу пригласить человека, попросит его у меня сняться.

— Какой девушке ты можешь предложить поработать с тобой? У тебя есть образ идеальной модели?

— А не бывает такого! Я знаю, что у большинства людей, особенно, девушкам это свойственно, есть какие-то личностные предпочтения, из серии «Я люблю только блондинок» или «только брюнеток». Я этого не понимаю, мне либо человек нравится, либо нет. Я людей на запчасти не разбираю. Хорошо некое гармоничное единство, т.е. либо человек смотрится в этой гармонии, либо нет. Есть, конечно, каноны европейского лица и естественно, это все как-то используется, например, при обработке, если нужно что-то изменить, но это не значит, что нужно всех подгонять под единый шаблон.

— Фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?

— Обязан! Обязан учиться! Это основная проблема фотографов в нашей стране. В том, что у нас нет классического фотографического образования. Из-за этого, 99 из 100 фотографов в нашей стране занимаются салонной фотографией, в том числе и я. Это как раз тот этап перезагрузки от которого я хочу отойти и делать художественные проекты, интересные именно, с музейной точки зрения. И все не потому что у нас талантливых людей не хватает, их много, а потому что люди даже не знают на что посмотреть, т.е. кругозор среднестатистического фотографа — это просмотр фотографий на фотосайтах. Нужно смотреть совершенно другие вещи, присутствовать на фестивалях, вероятно, смотреть кураторские выставки. А образования не хватает и как я понимаю, в России его получить практически негде. У нас нельзя пойти учиться куда- то. У нас можно пойти учиться к кому-то. Вот я нашел девушку, которая хорошо разбирается в трендах и я беру у нее частые уроки. А чтобы была какая-то школа....школы нет.

— А что касается твоего образования, ты где-то учился?

— Я как раз нигде и не учился. Я — самоучка. Сейчас я подошел к такой точке, многие называют это творческим кризисом, но я считаю, что это определенный виток, когда ты знаешь: этого уже не хватает, тебе это уже не интересно, и надо искать способы получать новую информацию. Я нахожу ее сам, ищу какие-то варианты, где-то у кого-то поучиться, чтобы развиваться дальше. А сейчас у меня творческий перерыв. В первую половину я очень много работал и в итоге понял, что случился перебор. Это те деньги, которые уже радость не приносят и убивают художника, так сказать.

⁃ Раз уж мы заговорили о деньгах, задам тебе меркантильный вопрос. Сколько должен зарабатывать молодой мужчина, чтобы не чувствовать себя ущемленным в этой стране?

— Деньги дают степени свободы. Это такой перманентный процесс и он зависит от финансовых амбиций. У некоторых они безграничны. Возьмите любого олигарха, обогащение после определенной суммы становится самоцелью. Например, есть у тебя 20 или 60 млн. от этого твоя жизнь не изменится ни на йоту. А если говорить, именно о нашей стране, то у меня всегда вертелась в голове сумма из разряда 30 т. $ в месяц на семью. Я считаю — это очень хорошо. Можно больше, но, наверно, за этими деньгами будет больше минусов чем плюсов. Вообще, когда ты зарабатываешь определенную сумму, и ты не знаешь, сколько, к примеру, стоит еда — это здорово. Я понятия не имею сколько стоит килограмм мяса и это степень свободы. Следующая степень свободы, когда, например, не знаешь, сколько стоят джинсы. И чем больше зарабатываешь, тем больше у тебя степеней свободы.

— А какие у тебя жизненные приоритеты помимо денег?

— Мне важно что-то оставить после себя. Например, чтобы обо мне написали где-то в учебнике по фотографии. Мне это гораздо важней, чем деньги. Хотя, миф о голодных художниках я отрицаю. Когда у человека все время болит голова, что его ребенок не дополучает колбасы, то о каком творчестве можно говорить?

— Давай вернемся к творчеству. Твои мастер- классы проходят по всей стране. Помнишь самое первое занятие?

— Это было давно. Год 2009. Первый мастер-класс я провел, кажется, в Уфе.

— С тех пор, тактика преподавания сильно поменялась?

— Когда долго чем-то занимаешься, это видоизменяется. С первого мастер- класса прошло много времени, сейчас и философия другая, и рассказываешь уже немножко по другому, пусть даже те же вещи, но уже абсолютно по-другому. Мне кажется, преподавание — это тоже искусство. Это очень квалифицированный труд. Нужно быть профессионалом. И с точки зрения, ты как преподаватель должен достаточно сильно изменять программу. Подход должен меняться. Ты делаешь определенные метки для себя на что люди лучше реагируют, как лучше подать определенный материал, учишься понимать аудиторию. На самом деле, это отдельный драйв такой.

— Ты достаточно часто снимаешь в стиле «ню». Это как-нибудь помогло тебе лучше понять женщин? Что ты о них узнал?

— О, наверно, их черную сторону (смеется). Эксгибиционизм присутствует у всех девушек, которые снимаются в стиле «ню». Они могут сколько угодно кривляться, но им безусловно это нравится. Но снимаю не только ню. У меня более 50 процентов других фотографий. Но, я люблю этот жарн. Хотя, современные мировые тренды практически отрицают «ню». Потому что его стало настолько много и это так приелось, что, например, у многих кураторов на международных фестивалях, на столе стоят таблички: " Ню не приносить«. Настолько это «заюзано», что «ню» в виде красоты уже никому не интересно.

— К тому же у нас, фотография в стиле «ню» совершенно бессмысленная. Все начинается с того что, вот я покажу раздетую девушку и этим же и заканчивается. Почему, зачем, что это фотография должна донести зрителю, о чем она говорит, об этом не задумывается, обычно, не фотограф и не зритель.

— Какую первоочередную цель видишь впереди себя (заглядывая далеко вперед) ?

— Хотелось бы в музеях висеть, конечно. Но, я прекрасно понимаю, что это длинный путь и я еще даже не начал снимать то, что могло бы быть интересно «музейщикам». Но, лошадей я не гоню, потому что если слишком много взять на себя, это превратится в складывание кирпичей.

Жизнь — это самореализация..... все, на этом все!

Интервью брала Алена Тимченко для интернет-журнала .
Фотограф: Lana Pavlova /

Жанр: постановочное, студийное фото

Опыт работы: более 10 лет

Часть первая, коммерческая

Расскажите о себе, откуда вы, как давно работаете в Англии и что заставило вас переехать?

Я из Латвии, рижанин. В Англию переехал 8 лет назад. На этот шаг меня сподвиг мировой экономический кризис, случившийся в 2008 и лишивший меня работы в том же году. Мое образование художника-оформителя (сейчас это называется дизайнер) было совершенно не востребовано в период тотального безденежья. Все, что мне могли тогда предложить – это работать в магазине дизайнером занавесок за копейки, на которые было просто невозможно прожить.

Как вы ощущаете себя в новой стране?

Хорошо ощущаю, особенно когда светит солнце.

С какими трудностями вы сталкивались, когда только начали работать фотографом в Англии?

Когда только начал снимать трудностей не было. Трудности появились, когда я решил, что из разряда хобби, пусть даже иногда оплачивающегося, я перешел к профессиональной деятельности (я сейчас не о профессионализме как о качестве, я о профессионализме как фулл-тайм деятельности, о профессии)

Мне понадобилось покупать страховки, потому что я столкнулся с клиентами, которые нанимают при условии наличия страховок. Даже студии не все сдают фотографам без страховок. Недавно вот пришлось оформлять бумагу об отсутствии криминального бэкграунда, потому, что клиентом была школа, для которой я снимал популярный mannequin challenge. Эта бумага мне сразу пригодилась, когда меня наняли снимать дом с дорогим интерьером. Пришлось составлять контракты и научиться выписывать инвойсы, вести бухгалтерию. Я понял что нужно просить разрешения на съемку в публичных местах заранее – были случаи, когда я этого не сделал и пришлось иметь дело с «секьюрити». Купив дрон, я столкнулся с неоднозначностью законов, я изучил все законы, что можно и нельзя снимать, и на какую высоту я могу взлететь в том или ином месте. Ведь если я беру за это деньги, то и мой клиент должен чувствовать, что я обо всем позаботился и проблем не будет.

В каком городе вы работаете? (Название студии если таковая есть)

Я базируюсь на северо-западе Англии, моя студия находится под Манчестером в небольшом городе Уоррингтон, но я так же выезжаю по всей Англии и Шотландии если моему клиенту это нужно.

Ваш сайт

У меня два сайта, один охватывает всю мою деятельность www.davidsilis.co.uk . Второй больше специализируется на коммерческой фотографии, дизайне и видео – kotmedia.co.uk

В каком жанре вы работаете?

Я многостаночник, работаю во многих жанрах, и это зависит не от того, что я люблю, а от того что хочет мой клиент, в том числе, снимаю видео и занимаюсь digital дизайном.

Как давно вы занимаетесь фотографией?

Как хобби, мне нравилось снимать со школы, тогда еще на старый отцовский «Зенит», а первую цифровую «зеркалку» я купил лет 10 назад и с того момента, можно сказать, начался мой путь к профессии.

Предоставляете ли вы услуги фотографа или работаете только над определенными проектами?

Я предоставляю услуги фотографа и видеографа в равной степени, для меня фото и видео это две стороны одной медали, это всегда работа с кадром и объектом кадра.

Что стало для вас ключевым моментом в вашей карьере?

Ключевым моментом стало мое решение работать самому на себя.

Расскажите о вашем самом успешном проекте

Трудно сказать о самом успешном, хотелось бы верить, что самый успешный у меня впереди.

Кого из ваших коллег из Великобритании вы можете отметить как хороших фотографов?

Понятие «хороший фотограф» – не совсем корректное, на мой взгляд. Есть – нравится и не нравится, но тот, что не нравится, не означает что он однозначно плохой. Я слежу за творчеством многих фотографов в Великобритании и не хочу никого выделять.

Состоите ли вы в какой-нибудь группе/клубе фотографов?

Нет не состою. Все, что меня интересует я всегда могу найти в интернете, а также у меня есть коллеги, к которым можно обратится за советом.

Говорят, что британский уровень фотографии сильно отличается от постсоветского. Что вы думаете по этому поводу? Если видите различия, то какие?

На мой взгляд корни существенного отличия кроются в том что уже с 70 годов, а может и раньше я точно не знаю в Британии активно использовались полуавтоматические камеры в которых установка экспозиции происходила по символам погоды с отсутствием опций изменить сочетание выдержка –диафрагма,а проявка и печать фотографий проходила в фото-салонах, поэтому средний англичанин имея огромное разнообразие развлечений даже не углублялся в фотографию, он просто нажимал на кнопку на дне рождении своего ребенка, а кто-то это потом печатал. А для советского человека, труженика фабрик и заводов, было немного вариантов развлечений и народным увлечением стала фотография. В СССР в основном были шкальные или зеркальные фотокамеры в которых приходилось экспозицию настраивать мануально, тем самым, каждый человек работая с выдержкой и диафрагмой, становился немного художником. К каждому кадру относились очень бережно, потому, что пленки и реактивы стоили недёшево, да еще и дефицит. И вот, отсняв пару пленок, советский фотолюбитель начинал магию проявления и печати фотографий у себя дома, создав мини-лабораторию.

Отсюда и существенная разница в уровне фотографов. Требования постсоветского рынка фотографии очень высокие, потому, что люди понимают толк в фотографии и от фотографов требуют уровень, а у британцев все проще, фотография для них часто это всего лишь фотография, они даже не стараются делать из этого искусство. Это просто картинка на память без претензий. Особенно разница заметна на рынке студийной фотографии, английская студийная фотография и студии в восточной Европе – это небо и земля. В фэшн-индустрии, возможно, Британия знает толк больше.

Как показывает статистика, в Великобритании очень много русскоязычных фотографов. Ощущаете ли вы конкуренцию?

Конечно конкуренция есть и это хороший повод становится лучше.

Исходя из вашего опыта, скажите отличаются ли восточноевропейские клиенты от британских? И если да, то чем?

Возможно отличия менталитета накладывает отпечаток на поведение клиента, но выделить какое-то конкретное отличие очень сложно. Клиент, – он или легкий или сложный, и это никак не связано с его национальностью.

Расскажите о самом запомнившемся вам клиенте/заказной работе

Самая приятная и запомнившаяся работа для меня стала съемка видеоролика для своего сына, который мы опубликовали в ютубе, после чего с нами связался представитель BBC и ролик был использован ими в передаче, также об этом написали в местной Guardian и даже глава городского совета нашего города прислал личную благодарность. Это был очень приятный опыт.

За какой проект вы возьметесь с радостью?

Денежный (смеюсь).

В каком случае будете вынуждены отказать клиенту?

Если я не смогу выполнить того, что клиент просит.

Возникали ли у вас недопонимания с клиентом до или после работы? Как вы справляетесь с ситуациями, когда клиент недоволен? Приведите в пример историю из вашей практики.

Каждый профессионал в любом деле сталкивается с недовольством клиентов. Я – не исключение, и потому, для себя выделил три типа недовольных клиентов:

  • Первый тип получит вашу работу, скажет спасибо, может даже выставить пару фотографий в сети, а потом ты узнаешь, что он был недоволен, но сам тебе он этого не скажет. С этим типом недовольства вы ничего не поделаете.

  • Второй тип это конструктивно недовольный клиент. Однако недовольство должно быть не только конструктивным, но и объективным — это тоже важно, есть необъективные конструктивные претензии, и яркий пример тому, была моя клиентка, требовавшая переделать всю фотосессию бесплатно по причине того, что ей не понравилась как выглядит ее макияж и прическа на фотографиях. Претензия вроде конструктивна, но подходит ли ей этот макияж и прическа – понятия субъективные, более того, макияж и прическу делал не я, почему я должен нести за это ответственность? Поэтому, если недовольство конструктивно, и клиент укажет на конкретные детали недовольства, а я, если это в моих силах, попытаюсь это решить или мы будем искать компромисс.
  • Третий тип – это самый плохой тип недовольных клиентов – это когда всё плохо; обычно этот тип клиентов недоволен всем. Тут без вариантов, ведь я не волшебник и не могу изменить всё.

Один мой клиент был очень недоволен моей работой, всё от начала до конца было ужасно на его взгляд, не было ни одной фотографии, которая удовлетворила бы. Я искренне пытался что то переделать, но как решить проблему с клиентом, если ему не нравится всё, он даже не знает, что ему конкретно не нравится, у этой задачи нет ответа, поэтому с такими клиентами я расстаюсь.

Тогда я высказал свое сожаление, что не смог угодить и я вправду сожалел, но при этом, высказал, что несмотря на недовольство, мне не стыдно за свою работу и я считаю что сделал свою работу хорошо. Но клиента это не удовлетворило, и он стал ходить по разным инстанциям в поисках legal advice (юридической поддержки, – прим. сайт) . Для меня безусловно это был стресс. Мои более опытные английские коллеги давали мне советы как действовать, ведь в Британии очень распространены иски (claim), то у моих коллег был опыт в этих вопросах и очень поддержали меня правильными советами. В итоге, везде клиенту было отказано в компенсации и тогда клиент обратился на популярный британский телеканал. Продюсеры этого телеканала бомбили меня разными имэйлами и звонками, я рассказал им свою версию этой ситуации и меня пригласили на передачу, на которую после долгих раздумий и советов более опытных коллег-англичан я решил не идти.

Расскажите о ваших планах на будущее.

Расти и развивать свое дело.

Очень мне нравится название книги Ричарда Брэнсона – «К черту все! Берись и делай!». По-моему, это лучший совет.

Посоветуйте, как клиенту найти правильного фотографа.

Все просто: просмотрите портфолио и сделайте выбор. Наилучший выбор – это выбор не по цене, а по работам.

Часть вторая, творческая

Расскажите подробнее о жанре вашей работы

Признаюсь честно, я люблю ретушь, и люблю постановочные фотографии. Это не единственный жанр в котором я работаю, но он – самый любимый. Я люблю преувеличенные цвета и сказочность картинки.

Почему вы выбрали для себя именно это направление?

Для меня это отдушина, эта работа позволяет мне раздвинуть рамки дозволенного которыми я скован снимая предметку для компаний или конкретные проекты с обозначенным стилем, где надо снять именно так как хочет клиент.

Какой ваш любимый законченный вами проект/серия работ?

Пожалуй, одна из самых любимых работ была сделана для одного маленького журнала Fruk это серия работ « Tribal»

Расскажите, о чем этот проект/серия и как вам пришла идея?

Великой идеи заложенной в этом проекте нет. Это был совместный проект для журнала на заданную тему. Тема была « Дикарь» , мы с мэйкап артистом и моделью создали образ который я запечатлел.

Легко ли было реализовывать идею?

Эту идею реализовать было легко, потому что все участники были заинтересованы и работали очень профессионально.

Кто из фото мастеров оказал на вас большее влияние в плане развития?

Я слежу за творчеством многих фотографов. Пара имен, которые первые приходят в голову – Эрик Алмас, Марина Гондра, Анна Лейбовиц.

Что вас мотивирует в большей степени в творческом развитии?

Материальная мотивация для меня важна, так как мое ремесло меня кормит и значит увеличив свой доход я смогу улучшить свой уровень жизни. Нематериальная мотивация, наверное звучит немного тщеславно, но правдиво, – это похвала и признание. Очень приятно, когда твоя работа нравится.

Есть ли проект, над которым вы работаете сейчас? Расскажите о нем.

Какого то проекта которым я могу похвастаться у меня сейчас нет, есть просто текущие работы и проекты, которые вряд ли достойны внимания.

Подскажите, как начинающему фотографу найти свой индивидуальный стиль?

Не знаю что посоветовать, несмотря на мой стаж я тоже считаю себя начинающим фотографом, я до сих пор пробую разные стили и жанры, что-то получается лучше, что-то хуже. Вот и другим советую пробовать разные стили, а там, может, повезет и вы поймете, какой из них на самом деле ваш.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: