Интервью с фотографом. Интервью с фотографом: David Silis

Вы помните свою первую свадьбу?

Cамо собой. Существует парадокс: чтобы выйти на свадебный рынок, у вас должно быть портфолио, но, чтобы наработать портфолио, необходимо выйти на свадебный рынок. Поэтому единственный выход - снимать свадьбы приятелей. Также было и у меня, знакомая пара доверила фотографировать их торжество. В тот день я годился только на роль наблюдателя. Потому что понятия не имел, как проходит свадебная процедура. И конечно стеснялся привлекать к себе излишнее внимание. Сейчас, уже имея солидный опыт свадебной съемки, считаю, что, если фотограф профессионал, он обязан дирижировать свадьбой. Иначе ничего путного не получится. Сегодня я держу под контролем все этапы свадебного дня, и только на банкете передаю бразды правления ведущему. Потому что, несу ответственность за происходящее. Как говорится - торт съедят, цветы завянут, платье повесят в шкаф, и единственное, что останется от свадьбы - снятые кадры. И ваши воспоминания сохранятся только благодаря фотографиям, потому что память человеческая, увы, ненадежна. Люди старшего поколения, помнят, что раньше в загсе имелся лишь штатный фотограф, который заученно делал десяток дежурных снимков, среди которых - обязательный групповой кадр на лестнице. И в итоге в семейных архивах сейчас можно встретить одинаковые выцветшие карточки с обменом кольцами и росписью. Но кто теперь вспомнит, как наша мама - тогда еще невеста, готовилась к этому важному дню? Что висело на стенах ее коммуналки или общежития? «Победа» или «Волга» с отцом, а тогда - женихом, везла молодых в загс? А может они ехали на трамвае? Или шли пешком? Как они отмечали регистрацию? Что стояло на столе? Какие подарки им дарили, и кто из гостей играл на гитаре или баяне? Но теперь уже не взглянешь в лица ушедших бабушек и дедушек. Не вспомнишь соседей, которые вышли на улицу встретить молодых. Все это кануло в небытие… А вот цифровая фотография не экономит каждый кадр, как это делалось на пленке, что позволяет протоколировать мельчайшие подробности. И будущие поколения теперь увидят, во что наряжались их родители, как они друг друга обнимали, и как у них лучились глаза. Они смогут рассмотреть, как выглядели улицы и добродушно посмеяться, как забавно отплясывали гости в ресторане. Я уверен, что вот эта визуальная культура играет важную роль в воспитании ребенка. Дети должны зримо представлять себе прошлое. Тогда у них будет будущее. И пусть это звучит слегка пафосно, но свадебная фотография - не формальность - пришел, щелкнул, получил гонорар. Это часть истории семьи. И свадебный фотограф вставляет туда собственный кусочек мозаики.

Свадебная фотография за последние годы стремительно развивалась. Вы помните основные этапы эволюции?

Как я уже сказал - раньше все было унифицировано. В загсах служили штатные фотографы и посторонние туда не допускались. Но потом времена изменились, и молодожены стали сами выбирать мастера. Что, собственно, и привело к буму свадебной фотографии, которая стала одним, если не единственным, направлением фотобизнеса, где можно было гарантировано зарабатывать. Если говорить о внутренних жанрах, то поначалу была популярна «свадебная фотожурналистика». Это подчеркнуто репортажная съемка, когда композиция и гармоничность кадра приносилась в жертву скорости реакции. Однако, как сказал один мудрый человек: «если фотограф в течение дня не сделал хотя бы один кадр, который молодожены смогут повесить на стену, то его позвали зря». И всем быстро наскучили эпатажные кадры, на которых ловко «поймана» в кадр резвая невеста, снятая сквозь ноги пляшущего жениха. Этому жанру пришел на смену новый - свадебное «арт-фото». А самый быстрый способ добиться квази-художественности - использовать необычную оптику. Появился спрос на объективы, дающие намеренно расфокусированное изображение - тилт-шифт объективы и «ленсбэби». Потом ситуация стабилизировалась. И тренд сегодняшнего дня - классика. Но вот ее то, как раз, снимать труднее всего.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Судя по форумам и общению с коллегами, многие фотографы любят снимать то, что не требует усилий, например, сборы, когда невесте делают мейк, надевают платье, а фотограф просто это фиксирует. Я же предпочитаю «прогулку», когда молодожены одни и полностью сконцентрированы на результате. Прогулка - единственный момент в течение свадебного дня, когда фотограф может режиссировать съемку.

Как избежать того, чтобы прогулки выглядели шаблонно?

Для начала не стоит замыкаться на одних и тех же местах. В Петербурге есть не только Медный всадник и Стрелка. Важно выяснить у жениха с невестой - что именно они хотят? Любят природу? Тогда поедем в живописные парки. Архитектуру? Значит будем выбирать памятники зодчества. Воду? Спустимся к Неве или Фонтанке. Если кто-то мечтает сняться на фоне парусника - в Петербурге и это не проблема. При этом, я предпочитаю разделить прогулку на две части. Одну часть сделать «классической», вторую - «личной». Можно и по-другому: одна часть «статичная», другая - «динамичная». В «классической» мы используем красивые места. «Личная» часть - это любимые кафе, памятные парадные, места знакомства или первого свидания. «Статичную» часть можно отснять в студии или интерьерах. А в «динамичной» я попрошу молодых что-то делать: играть в футбол или волейбол, кататься на лодках. Или же пойдем в тренажерный зал и будем готовить еду на арендованной кухне. Все зависит от личной истории каждой пары.

Расскажите о таких «личных» историях

Интересных сюжетов вспоминается много. Например, одна пара, они были страстными болельщиками «Зенита», поэтому арендовали целый стадион, где жених с невестой самозабвенно играли в футбол. Другой жених - альпинист, и я предложил метнуться на скалодром. В этом году снимал креативную пару, в которой будущий муж играл в рок-группе. Поэтому мы отправились на репетиционную точку, где жених с невестой отжигали на ударной установке. Считаю такой алгоритм съемки прогулки оптимальным. Потому что в итоге у молодоженов будут и классические кадры, которые можно послать бабушке, и живые, над которыми можно прикалываться и выставлять в соцсетях. И потом, годы спустя, ребятам будет, что вспомнить, их фотосессия окажется неповторимой, потому что у других пар будут иные сюжеты.

Самая запомнившаяся свадьба?

Если говорить об эмоциональных ощущениях, то я всегда провожу съемку весело и непринужденно. Поэтому каждую свадьбу вспоминаю с удовольствием. Тем более, судьба иногда преподносит такие повороты сюжета, что и не снились киносценаристам. Расскажу один такой случай. В прошлом году намечалась съемка свадьбы с весьма спокойной программой. Общий план таков. Молодые встречаются у загса. Туда же приезжают гости. После церемонии все направляются пешком в Таврический сад на короткий пикник. А потом в ресторан на банкет. Но жизнь привнесла в размеренный сюжет неожиданную динамику. Все началось с того, что невеста прожгла платье, когда его гладила. Пришлось срочно мчаться в прокат, подбирать новый наряд. На следующий день - мы стоим с невестой у загса, ждем жениха - а его нет! Он едет с родителями, и попадает в ужасную пробку. В итоге жених выскакивает из машины, садится на метро, и приезжает. Но родители машину бросить не могут, потому что там все для пикника. Поэтому регистрацию откладывают минут на 40. Затем родители приезжают, в загсе церемония проходит хорошо, все радостные выходят на улицу. Но пока шла церемония, машину… эвакуировали, потому что в спешке ее оставили в каком-то неположенном месте. Одного из гостей срочно посылают за шампанским и закуской в магазин. Но когда свадебная процессия приходит в парк… начинается дождь. Причем не просто дождь, а какой-то тропический муссон! У жениха с невестой нет ни зонтов, ни дождевиков, все осталось в машине. В этот момент невеста понимает, что терять уже ничего, и… идет танцевать под дождем! А у нас с ассистентом были плащи, защита для камер, и мы делаем совершенно уникальные, романтичные, очень эмоциональные кадры, на которых жених с невестой танцуют под дождем. И это еще не все! Впереди - банкет, а жених с невестой мокрые до нитки! Что сделали ребята? Они сняли одежду и завернулись в скатерти, которые были в ресторане, и у них получились такие римские тоги. Большую часть банкета они провели в этих тогах - принимали поздравления, танцевали свадебный танец. Вот так традиционная свадьба превратилась в сплошной драйв. И я сказал жениху с невестой - вы понимаете, что сейчас у вас родилась семейная легенда? Ваши дети будут смотреть на свадебные фото и скажут - смотрите какие у нас были прикольные родители, какая у них была необычная свадьба!

Что присуще вашей свадебной съемке?

Во-первых, я тщательно подхожу к планированию. Фотограф - это единственный свидетель всего свадебного дня. Поэтому, когда знаешь все возможные грабли, на которые можно наступить, твой долг - дать советы новобрачным, скорректировать тайминг, сделать так, чтобы день был тщательно продуман. Это залог хорошего настроения и комфортной работы. Во-вторых, я всегда использую дополнительную технику. Интересный кадр почти невозможно сделать одним фотоаппаратом, необходимо работать с дополнительным оборудованием. Иначе фотограф превратиться в обычного «щелкунчика», нажимающего на кнопку. Он не сможет создавать кадр, который задумал, а будет вынужден идти на компромисс, подстраиваться под погоду и доступный свет. Мой коллега - петербуржский фотограф Александр Медведев однажды метко заметил: «Сейчас фотограф вынужден конкурировать со смартфоном». Ведь теперь стали выпускать телефоны с хорошей матрицей и приличной оптикой. И теперь сносный снимок может сделать каждый. И профессиональный фотограф заведомо находится в менее выигрышной ситуации, чем гость со смартфоном. В том смысле, что на человека со смартфоном никто не обращает внимания, и он может между делом снять живые, непосредственные кадры. И жених с невестой могут задуматься - а зачем приглашать фотографа, если мы сами легко сможем делать куда более живые кадры на смартфон? Единственный выход сегодня - не конкурировать со смартфоном. Снимать так, как не могут снять приятели с телефоном. Мне нравится, когда мои кадры молодожены рассматривают с «открытым ртом». Значит я смог удивить. Достичь вау-эффекта.

То есть профессионалам все-таки конкуренция со стороны смартфона не грозит?

Нет не грозит. При условии, что фотограф умеет делать такую картинку, которую не получит никто, снующий рядом со смартфоном. Например, часто приходится снимать в пасмурные дни, это скучно, картинка получается плоской и неинтересной. Значит надо с собой брать вспышки, синхронизаторы, генераторы. Да это лишние хлопоты, но зато на выходе получаем результат, который недоступен любителю.

То, что, вы психолог по образованию, помогает в работе?

Наверное, какую-то роль играет. Но не столько образование, сколько практическая психология. А это подразумевает искренний интерес к людям. Я с вниманием отношусь к каждой паре. Ведь если ты не стремишься поближе узнать людей, как ты сможешь их фотографировать? Когда же знакомишься с людьми, то узнаешь, что им нравится, какова история их отношений, выясняешь какое у них хобби. И после этого уже можешь оперировать полученными знаниями и создавать индивидуальный сценарий съемки. Поэтому я никогда не фотографирую тех, с кем заранее не встречался и не разговаривал. Это принципиально. Умение фотографа не в том, чтобы выучить какую выдержку и диафрагму выставить. Современные камеры справляются с этим и без нас. Главное, фотограф должен находить общий язык с людьми. Если он этого не умеет, ему стоит поменять профессию. Как говорил знаменитый фотограф Валерий Плотников, который стоял у истоков отечественной фэшн-фотографии: «на съемочной площадке должно царить хорошее настроение». Я всегда делаю так, чтобы молодожены не стеснялись, а чувствовали себя естественно. Мне доводилось работать с чрезвычайно замкнутыми людьми, чуть ли не аутистами. И высшей похвалой для было, когда после съемки они признавались, что не заметили, как прошел их свадебный день и благодарили за то, что мне удалось создать для них непринужденную и комфортную атмосферу.

Как вы формируете свое портфолио?

Каждый кадр должен излучать энергию. Нужно, чтобы фотографии чем-то удивляли зрителя, отличались друг от друга. Важно выбрать не просто красивые кадры, но сделать так, чтобы они гармонично сочетались между собой. Потому что, если вы отберете для портфолио много привлекательных картинок, но они будут похожи как близнецы-братья, никто смотреть их не станет. Необходимо, чтобы кадры были разноплановыми. А для этого нужно не повторяться.

Самое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Можно привести много примеров. Потому что ко мне тянуться необычные пары. Видимо они интуитивно чувствуют, что я уважительно и с интересом отнесусь к их внутреннему миру. Но тут нужно оговориться. «Место бракосочетание» у всех одно - загс или дворец. Ну или загородный ресторан, если это выездная регистрация. Поэтому скорее правомерно говорить о необычных местах для прогулки. Или нестандартной стилистике свадьбы. У меня, например, была одна пара, которых я в шутку прозвал «готы». Хотя они, конечно, никакие не готы, а любители рока, фаны группы «Король и Шут». Они даже познакомились на их концерте. Так вот у них вся свадьба была построена на любви к року. У невесты на платье черный пояс с бантом, на пальцах кольца, украшения - трайбл. Даже на банкете у них играли живой рок. И вот, когда мы планировали прогулку, выяснилось, что на родине невесты до сих пор в чести такая свадебная традиция: жених должен перенести невесту на руках через семь мостов. А в Питере, сами понимаете, найти семь мостов не проблема, и я предложил сделать это концепцией прогулки. Вышло стильно. Необычность локаций и действия хорошо зарифмовалась со стилистикой свадьбы.

В Питере, наверное, многие на крыши рвутся, за красивыми видами?

Часто молодожены действительно восклицают - ой, здорово бы залезть на крышу! Я объясняю, что это не так здорово, как кажется на первый взгляд. Ведь если речь идет об аутентичной крыше, то придется лезть через чердак, продираться сквозь паутину, и потом балансировать на крохотном свободном пятачке. Вряд ли разумно проделывать это в свадебном платье. Но, благо, существует немало фотостудий и ресторанов, у которых есть выход на крышу. Туда и едем.

Предложение - момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?

Тут вспоминается много забавных историй. Например, один молодой человек, собирался сделать предложение на праздновании годовщины знакомства. Для этого снял номер в загородном коттедже, набил в рюкзак цветочные лепестки и спрятал внутрь футляр с кольцом. И попросил друга приехать и снять предложение это на камеру. И вот, время уже к вечеру, а приятеля все нет. Оказывается, у него сломалась машина. Не беда, думает жених, обойдемся и без видоса, сейчас мы с избранницей пойдем на нашу любимую полянку и там-то я и вручу кольцо. Ну не откладывать же предложение! И вот они идут по тропинке, а у девушки, которая весь день надеялась, что ее ожидает какой-то сюрприз, начинает стремительно портиться настроение. Еще бы. Через полчаса уже пора ехать домой, а так ничего и не произошло. И маловероятно, что произойдет в оставшиеся минуты. И не в силах совладать с эмоциями, она начинает плакать навзрыд. Теперь посмотрим на это глазами жениха: они гуляют с любимой, за спиной рюкзак с лепестками роз и кольцом, осталось десяток шагов до поляны, где он скоро опустится на колено и сделает предложение, а тут вдруг его избранница захлебывается от слез. Причем, непонятно почему? Он с испугом начинает допытываться в чем дело. Чем он ее обидел? Но она, естественно, молчит, как партизан. Не может же сознаться, что рассчитывала на нечто большее. Так проходит полчаса. Она молча рыдает. Он ее утешает. Но потом, разумеется, наступил хэппи-энд. Другой пример. Невеста жила на девятом этаже. Жених нанял скрипача, подогнал машину с вышкой к окну невесты, условился, чтобы близкие подвели ее к окну. И ничего не подозревающая девушка вдруг видит своего избранника с букетом роз и скрипачом, будто бы парящих в воздухе… Уверен, что такое предложение запомнится на всю жизнь.

На что следует обратить особенное внимание при подготовке свадьбы?

Два ключевых момента: фотосъемка и банкет. Для банкета главное, найти достойного ведущего. Что, честно говоря, происходит редко. Многие надеются, что если арендовать дорогой ресторан, то успех обеспечен. Это заблуждение. Потому что с хорошим ведущим будет классно и в недорогом кафе, а с плохим - уныло и в самом пафосном ресторане. То же касается и фотографии. Можно выбрать не самое дорогое платье, но, если у вас работает профессиональный фотограф, невеста в нем будет выглядеть, как с обложки журнала. А можно снять супердорогой номер в отеле, заказать наряды от топовых дизайнеров, но в исполнении плохого фотографа это будет выглядеть дешево и вульгарно. Если вы не готовы заплатить профессионалу, то лучше попросить снимать кого-то из гостей. Потому что разницы между «работой» дешевого фотографа и любителя нет вообще.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Когда вы осознали, что вам нужен профессиональный фотограф, дальше нужно посмотреть портфолио, и оценить его разнообразие. Чем меньше похожих кадров, тем лучше. Потому что это доказывает, что человек умеет работать в самых разных условиях. Второй момент - личная встреча. Потому что вам предстоит целый день общаться с этим человеком. Если говорить о технической стороне, то отмечу две вещи. Первое, свадьбу обязательно нужно снимать вдвоем - с помощником или ассистентом. Одному не под силу справиться со всей необходимой техникой, кто же будет держать софтбокс или лайт-диск? Кроме этого, съемка интереснее, когда каждый из фотографов снимает свой сектор торжества. Например, один - молодоженов, а второй - гостей. Особенно это важно в какие-то ключевые, эмоциональные моменты. Поэтому, если фотограф работает один, не стоит его кандидатуру рассматривать всерьез. Второй момент, на который следует обратить внимание - сколько у него камер. Потому что любой фотоаппарат может подвести. И тогда вся съемка будет безвозвратно загублена. А повторить свадебный день невозможно. Поэтому запасная камера у фотографа обязательна. И третье: профессиональный фотограф всегда использует камеру с двумя слотами для флеш-карт. Потому что карты памяти глючат гораздо чаще, чем камеры. И это тоже зона риска.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Если проводить параллели с фотографией, то уместнее говорить об интересных операторских работах. Знаете, в кинематографе есть такое понятие, как «закрытый» и «открытый» кадр. Закрытый кадр самодостаточен, а открытый имеет продолжение в следующем кадре. Современный кинематограф построен преимущественно на открытых кадрах. Как, впрочем, и репортажная фотография. Мне же нравятся закрытые кадры, которые, напоминают живопись. За это я ценю классику Голливуда, где кадры выверены по цвету, свету и композиции. Прекрасна работа в фильме Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» операторов Франца Планера и Филиппа Х.Лэптропа. Замечателен Кристофер Дойл работавший с Вонгом Кар-Ваем и Чжаном Имоу. Из отечественных мастеров неповторим Георгий Рерберг, снимавший «Зеркало» Тарковского или оператор Эйзенштейна - Андрей Москвин. Всегда профессиональны работы Павла Лебешева. Весьма самобытен Александр Антипенко в «Мольбе» Тенгиза Абуладзе. Из наших относительно молодых операторов можно упомянуть Максима Осадчего. Из западных - Эммануэля Любецки.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Почему буду делать? Я делаю) Последние два года я часто снимаю под дождем, потому что в Петербурге побиты все рекорды по числу дождливых дней. Для съемки в дождливую погоду есть три варианта. Первый - используем портики, галереи, колоннады, например, у Исаакиевского собора, или у Казанского. Второй вариант, он очень моден сейчас - аренда студий. И третий вариант - интерьерная съемка во дворцах или особняках. В Петербурге их много. Лучше, разумеется, обо всем договориться заранее. Но даже если этого не произошло, из любой ситуации всегда можно найти выход. Например, один раз съемка планировалась в Петергофе, и молодожены отнеслись к моему вопросу о дожде с легкомыслием, и пошутили - «Все будет хорошо, ведь мы заказали хорошую погоду!» Но с утра уже стало ясно, что “заказ” не сработал, и такой погоды не предвидится. И тогда мы с моим постоянным вторым фотографом Анной Го прямо из автомобиля, по дороге в Петродворец, стали искать студию, созваниваться. Слава богу, студия в Петергофе нашлась, и, к счастью, она была свободна. А вот в другой раз, в декабрьском Кронштадте, когда с утра зарядил дождь со снегом, никаких студий обнаружить не удалось. Но мы не растерялись и нашли кафе с симпатичным интерьером, куда хозяева согласились нас пустить. Конечно, у нас было с собой профессиональное световое оборудование. Если же у фотографа в такой ситуации только накамерная вспышка, результат будет плачевен.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Если ты любитель или дилетант, то придаешь много значения выбору камеры и оптики. Это происходит от неуверенности в собственных силах, когда хочешь «спрятаться» за рисунок дорогого объектива или полнокадровую матрицу. Когда же работаешь профессионально, в корне меняется отношение к выбору техники. Спрашиваешь себя: а что изменится, если куплю новую модель камеры? Я смогу сделать что-то такое, чего не мог раньше? Мои кадры станут лучше? Заказчики готовы будут заплатить дороже за мой труд? Чаще всего честный ответ будет - «нет». Я не стану снимать лучше, а клиенты не заметят разницы. Поэтому, зачастую, ежегодная покупка новой камеры - это либо желание поюзать новую игрушку, либо словить завистливые взгляды коллег к загсе, а стало быть, лишь средство повысить на пару минут собственный социальный статус. Я снимаю на две камеры: Canon 1DsIII и Nikon D3. Мой второй фотограф работает на Canon 1DIV. Это надежные профессиональные репортерские аппараты. Они меня вполне устраивают. Скажем, Canon 1DsIII снимают такие корифеи мировой фотографии, как Себастьян Сальгадо и Патрик Демаршелье. И их не смущает, что эти камеры не последнего поколения. Так почему же это должно волновать меня? Кстати, однажды Демаршелье приехал в Петербург, снимать русский балет для журнала Vogue. Он планировал взять 1DsIII в прокате, но в прокате такой камеры не обнаружилось, и мне посчастливилось одолжить маэстро свой фотоаппарат. Так что моей камерой снимал сам Патрик Демаршелье и мне приятно думать, что она энергетически заряжена) Если говорить про объективы, когда я только начинал снимать свадьбы, то от усердия, на первую лавстори взял штук пятнадцать объективов. Таскал их, высунув язык, и в какой-то момент осознал, что не столько снимаю, сколько раздумываю - какой же объектив выбрать, чтобы оправдать его присутствие на съемке. Не зря же брал с собой - хоть один кадр на него, но нужно сделать. А сегодня перед каждой съемкой я тщательно обдумываю, какая оптика мне понадобятся. И, чаще всего, осознаю, что достаточно двух-трех.

Большинство фотографов отдают предпочтение какой-то одной системе, вы снимаете на камеры разных систем, почему?

Так я нахожусь вне споров: какая система лучше! Это, разумеется, шутка. Истинная причина в том, что у каждой системы есть свои интересные объективы. И они не пересекаются. Например, у Сanon, на мой взгляд, нет интересного широкоугольника, а у Nikon есть - Nikkor 14-24mm f/2.8G ED AF-S. Он прекрасен. Зато у Сanon имеется отличный полтинник - Canon EF 50/1.2 L, а у Nikon нет вообще автофокусных объективов с такой светосилой. Кроме того, камеры Nikon имеют специфический рабочий отрезок, и на них трудно поставить стороннюю оптику. А на Сanon это элементарно делается, и через переходники можно ставить мануальные объективы с уникальным рисунком. И поэтому я не отдаю предпочтение какой-то одной системе, использую сильные стороны каждой марки и получаю оптимальное сочетание. ##Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снимать национальные свадьбы в разных частях земного шара. Было бы интересно снять монгольскую свадьбу в пустыне с верблюдами, а потом бразильскую свадьбу на карнавале. Было бы здорово одну церемонию снять в морозной Норвегии, а следующую - в знойной Мексике. Это позволило бы не замыкаться в рамках одного города или культуры одной страны, а играть на контрастах.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Всегда трудно выбрать только одного любимого писателя, фильм, или блюдо. Или кадр) Поэтому мне легче говорить о серии кадров. В этом случае я бы выделил две лавстори. К каждой из них мы тщательно готовились: подбирали костюмы, грим и локации. Одна сделана в фольклорном стиле - в русских костюмах, в декорациях деревянного зодчества.

"Какие ваши эмоции и мысли оттого, что немного приоткрыта часть вашей личной, более интимной жизни?"
Не однозначно... Но, считаю, что она пока еще не приоткрыта...

Ля: Если бы тебе был дан шанс прожить давно ушедший в прошлое один день. Что за день бы это был и почему именно он?

Константин Трубников:
Ля, а можно два?... а три?... а… Как ты говоришь: «Может совсем остаться?» …
Если серьезно, Ля, меня сегодня с утра свербела только одна мысль: Кому я и что сделал в прошедшей жизни плохого, кому могу помочь, дабы исправить положение в будущем (словно слетал в прошлое на машине времени и поменял свое реальное). Чтобы моя душа была чиста… В течение дня мои мысли не одиножды возвращались в прошлое – перед глазами пробегали год за годом, отмеряя один этап за другим… И понял – что это за день – ради которого готов отказаться от много – лишь бы побывать там… Детство… Когда я мог беззаботно стучать палкой-хлыстом по луже и смотреть как разлетаются капли воды, а потом обратить внимание как светит солнышко, и под каким углом попадает его лучик, чтобы зацепить кончик листочка… Или на сколько раз больше сейчас прокукукает кукушка нежели в прошлый… А куда откладывает яйца соседский петух и за чем он мучает куриц… Сегодня сосед Васька принес стрижа, нечаянно сбитого удочкой на рыбалке и его жалко (конечно стрижа, ведь Васька еще тот сорванец…) А почему, когда раздавишь камнем лягушку – значит будет дождь – так говорила баба Клава… И почему она обманула…Как хорошо сидеть на теплом песке голой задницей и смотреть на Машку с соседней улицы, которая бегает по воде и искать внешние отличия… Сегодня пойдем собирать щавель – так сказала мама… Но когда я уснул в траве и меня долго не могли найти… Ну почему она так плачет – ведь кот жив и встал на ноги – а дядя Боря говорил что они даже с девятого этажа спрыгивают и ничего не бывает –только чуть-чуть поболеют… Красивые грибы, зато у меня их больше всех… Ну почему она меня так сильно прижимает (мама) ей меня жалко, нет - она меня лю-ю-бит…
Спасибо тебя, Ля… Я действительно там побывал. В детстве… Там так здорово!!!...

Axidy: Говорят "красота спасет мир" - согласны ли вы с этим высказыванием?

Константин Трубников:
С высказыванием полностью согласен. Человек, способный отличить хорошее от плохого – способен увидеть и красивое… Сколько на свете людей столько и мнений относительно этого понятия. У кого-то максимально обостренное восприятие красивого, у кого-то сильно зажатое в сравнении с средне –взятым большинством… Кто-то боготворит «Мадонну», кто-то «Черный квадрат». Очень важно понять какое чувство вкладывает человек, говоря о красоте. Вдохновляющей или разрушающей… Поет соловей – для большинства - прекрасная песня, символ весны…, но находятся те, для кого слышать это мученье и боль… Эйфелева башня – для кого-то это чудо света, а кто-то ее ненавидит, поскольку туристы уже достали и хочется передохнуть… Пока эти соотношения, находясь в максимальном пике разногласий - показывают равновесие – «красота спасет мир»!

Axidy: Нужно ли вообще спасать современный мир?

Константин Трубников:
Думаю, что на этот вопрос ответил предыдущим...

Axidy: Если не красота, то что может спасти его?

Константин Трубников:
Любовь!

Константин Трубников:
Ура-а-а! Я смог ответить на все вопросы "Интервью...!"
Всем огромное спасибо за умные, серьезные и юморные вопросы!!!
Вы, предоставили мне шанс скурпулезно, день за днем, вновь прожить свою жизнь, заглянуть глубже себе в душу, обдумать сделанное и настроиться на свершение новых замыслов. Еще раз, Всем - большое СПАСИБО!

Это банальнейшая история. Я учился в институте, начал заниматься фотографией, и она настолько меня увлекла, что я стал не экономистом, как планировал, а профессиональным фотографом. В 2007 году я принял участие в свадебном фотоконкурсе у нас в Казани и победил в нем, к тому времени я всего год снимал свадьбы. Победа в конкурсе оказалась как нельзя кстати, потому что после этого меня начали активно приглашать свадебные агентства.

Вы помните свою первую свадьбу?

Меня пригласили знакомые. Это была совершенно стандартная свадьба в пригороде Казани, с традиционным выкупом, с поездкой по городу и визитом к Вечному огню. Но она произвела на меня впечатление, так как это было для меня что-то абсолютно новое. Захотелось снимать еще.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Раньше мне нравилось снимать фотосессию на прогулке, а сейчас, наверное, нет какого-то одного любимого момента. Мне нравится утро невесты, когда мы начинаем снимать интересные портреты и одновременно репортаж: завтрак невесты, общение с подругами. Мне очень нравится время после регистрации, потому что молодожены уже расслаблены, они никуда не спешат, и иногда можно за полчаса сделать столько хороших фотографий, сколько до регистрации и за два часа не удастся. Люблю снимать на закате, потому что очень красивый свет, но к сожалению это редко получается. Что еще? Многие фотографы не любят снимать банкет. А мне нравится. Потому что на банкете люди открытые, они танцуют, общаются, улыбаются, возникают веселые ситуации и проявляются эмоции. А если банкет сделан в формате фуршета на улице, это вообще круто.

Самая запомнившаяся свадьба?

Один раз я снимал свадьбу в Стамбуле на берегу Босфорского залива. Организаторы подобрали красивый особняк с большой террасой и видом на море. Гостей было немного, только самые близкие люди, свадьба запомнилась удачной локацией и душевной теплой атмосферой. Раньше меня удивляли масштабные богатые свадьбы, но когда ты снял их много, замечаешь, что все они чем-то похожи друг на друга. На небольших свадьбах больше бывает эмоций, возникает душевная, дружеская атмосфера, и такие свадьбы зачастую снимать интереснее.

Как эволюционировала свадебная фотография за последнее время?

Эволюционировала не только фотография, но и сами свадьбы. Появилась культура организации и проведения свадебного дня, открылось много агентств, которые организуют красивые свадьбы. Сильный скачок был, пожалуй, с 2008 до 2013 года. Вначале все организаторы копировали европейские и американские свадьбы, так в моду у фотографов вошел стиль файнарт, получалось мило, но довольно однотипно - у всех одно и то же. Сейчас, на мой взгляд, от файнарта уже уходят многие. Раньше брали чью-то идею и пытались ее повторить, а сейчас этап копирования прошел, и люди стараются придумать что-то свое, новое, какие-то интересные форматы. Подготовка свадеб стала более индивидуальной, организаторы общаются с парой и предлагают идеи конкретно под каждую историю.

Как вы формируете свое портфолио?

В интернете у меня портфолио практически нет. Новые заказчики видят работы у моих клиентов - в альбомах, соцсетях. Обычно, когда мы первый раз разговариваем с ребятами по телефону, я узнаю, какую они планируют свадьбу, и на встречу приношу фотокниги или серии, похожие по формату на то, что им хотелось бы получить в итоге, чтобы они могли представить, как это будет. Я заметил, что личная рекомендация на 100 процентов лучше работает, чем просто портфолио. Очень часто ко мне обращаются друзья тех, кому уже я снимал свадьбу, или какую-то семейную историю.

Сейчас время цифровых технологий, в то же время, есть ощущение, что фотокниги становятся все более популярными?

Мне кажется, завершенный продукт на свадьбе - это именно фотокнига. Гораздо приятнее взять в руки книгу, чем рассматривать фото на мониторе. В книге фотографии расставлены в нужном порядке, в правильном масштабе, это как если смотришь кино, перед тобой разворачивается история, возникает целостный образ, и точно также в книге, за 5-10 минут можно посмотреть и полностью увидеть всю свадьбу. У меня уже есть клиенты, которые раз в год, а иногда и два раза, заказывают фотокниги о жизни семьи. У некоторых из них уже более 10 книг. А начинается такая библиотека чаще всего именно со свадебной съемки.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Классический стиль, естественные позировки. Мне кажется, свадебная фотография - это прежде всего ремесло. Люди хотят увидеть себя на фото красивыми и счастливыми, хотят выглядеть лучше, чем в обычной жизни. И профессионал должен уметь такие фотографии сделать. А реализация каких-то своих творческих идей, это уже как вишенка на торте. Но прежде всего сам «торт»)

Самое необычное место бракосочетания?

Мне очень запомнилась свадьба, во время которой, молодожены прилетели к месту регистрации на гидроплане. Мы сделали фотосессии и с места взлета, и с места посадки. Через Казань проходит речка Казанка, а в центре города на берегу расположен отель «Ривьера», и вот у этого отеля гидроплан сел на воду, и после этого регистрация прошла прямо на пирсе. А однажды я снимал пару на площади возле кремля. Это самое баянное в Казани место. Проблема этой площади в том, что там всегда толпа людей. А мы сделали кадр, я уже не помню - то ли перед дождем, то ли сразу после дождя, когда площадь опустела, и это хорошо знакомое всем место выглядело очень необычно.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Нужно встречаться. Выберите сначала 5-10 фотографов, чьи фото вам нравятся, затем позвоните по телефону, пообщайтесь, выберите трех фотографов, и встречайтесь лично. Смотрите, с кем из них вам интересно и комфортно. Дело в том, что сейчас уже большинство свадебных фотографов снимают хорошо, но в то же время, человек может быть крутым профессионалом, но если вам с ним не комфортно, то фотографии не получатся. Потому что в процессе съемки очень важна взаимосвязь фотографа и людей, которых он снимает. Без этого ничего не получится.

Вы сами недавно женились, этот опыт был вам полезен, как свадебному фотографу?

Для свадебного фотографа действительно важно пережить свою собственную свадьбу. Потому что, оказавшись «по ту сторону камеры» ты начинаешь понимать чувства женихов и невест. Я, например, как и все люди, люблю хорошие фотографии, но сам фотографироваться не люблю. Сам процесс, когда меня фотографируют, для меня очень тяжелый, и в день свадьбы я почувствовал, насколько жениху не хочется позировать, гораздо интереснее просто весело проводить время, общаться с людьми. И вот таких моментов, которые я прочувствовал изнутри, их много. Поэтому сейчас я стараюсь не напрягать молодоженов, чтобы им было комфортно, чтобы они получали удовольствие от того, что происходит. Если я вижу например, что ребята устали, мы пойдем с ними куда-нибудь погуляем, если некомфортная погода, я не буду мучить их на улице. Со временем более «человекоориентированным» становишься. И своя свадьба помогает прийти к этому. Постановочных фотографий я теперь делаю немного, в основном репортаж. Но в этом случае важно, чтобы день был организован интересно, потому что, если ты снимаешь репортаж, нужно чтобы было что снимать.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Пойдем в студию или в какой-то новый отель, в те места, где можно комфортно провести съемку. Но если ребята молодые и заводные, и регистрация уже прошла, можно и в ливень пофотографировать. =) Однажды после регистрации прошел дождь, мы снимали практически при штормовом ветре, и получилась интересные кадры с зонтиком. Ребята были веселые, открытые, было классно. Но ситуации разные, и если человек неуверенно себя чувствует в дождь, зачем его туда тащить? На самом деле в дождь снимать не всегда интересно, мне больше нравится время, когда дождь только закончился и выходит солнце. Вот это - идеальное время для фотографии, все отражается, оживают краски, на фоне темного неба появляется яркий свет. У меня было несколько таких съемок.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

У меня есть любимый оператор. Это Эммануэль Любецки. Он часто снимает с очень близкого расстояния на широкий угол. Иногда я сам пытаюсь так снимать свадьбы. Не всем бывает комфортно, когда так близко снимаешь, крупные портреты - буквально сантиметров с 30, но результат того стоит, возникает ощущение присутствия, ощущение, что ты сам находишься рядом с происходящим. Есть очень интересные работы мастеров старшего поколения, например фильм 1964 года Михаила Калатозова “Я - Куба”, я его советую посмотреть всем коллегам фотографам и операторам.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я уже пять лет снимаю на камеры Fujifilm. Три года назад я стал амбассадором Fujifilm, официальным X фотографом и с тех пор снимаю только на беззеркалки. У меня две камеры: Х-Т2 и Pro-2. На первой обычно установлен объектив 56 мм, а на второй - 23 мм. Любимый объектив - Fujifilm XF 56/1.2, у него просто волшебная картинка, получаются объемные портреты, а за счет того, что диафрагма 1.2, можно снимать практически в темноте. А Fujifilm XF 23/1.4 - это объектив с комфортным фокусным расстоянием, на которое можно и репортаж снять, и портреты, и детали. В путешествия я беру еще объективы Fujifilm XF 55-200 мм, это очень удобный компактный зум-телевик, и Fujifilm XF10-24 мм - сверхширокоугольный объектив со стабилизатором, я на него не только фото, но и видео снимаю.

А как вы стали амбассадором Fujifilm?

Я снимал и выкладывал в соцсетях фото с хештегом #FujifilmRu, и меня заметили. А накануне этого года мою фотографию отобрали для календаря «Fujifilm calendar World Landscapes by X-photographers», который ежегодно выпускает Fujifilm. Там всего семь фотографий в нем, и одна из них моя. Я ее сделал в Армении, когда мы организовывали фототур для нашей школы фотографии в 2015 году.

Расскажите, как вы открыли «Фотошколу Самойлова».

Все началось с фотокроссов - это такие соревнования для фотографов, нужно за установленный отрезок времени выполнить задание, при этом, кто наберет больше баллов, тот выигрывает. Я сначала сам участвовал в таких фотокроссах, и даже победил в одном всероссийском. Потом мы их проводили у себя в Казани. И вот в 2008 году в таком фотокроссе неожиданно набралось более 300 участников. Фотография тогда еще была не так популярна, и учиться фотоделу было негде. И люди начали массово просить - научите фотографировать. Мы с друзьями собрали первую группу, и что знаем, то и рассказали, людям понравилось. Сейчас у нас идет обучение с нуля, когда человек только купил фотоаппарат, мы в максимально короткое время даем базовые нужные знания, а потом можно перейти на профильные курсы - свадебная, студийная, портретная фотография. У нас сейчас есть необычный интересный проект - это годовой закрытый клуб фотографов, обучение идет круглый год. Там есть и офлайн часть, и онлайн. Человек в течение года находится в общении с разными фотографами, проходит лекции, выполняет домашние задания. Когда ты каждый месяц что-то новое узнаешь, тебе хочется снимать, применять это на практике. И за год получаешь большой рывок вперед. Этот формат я считаю очень удачно у нас получается и для учеников дает максимальный результат.

Я бы советовал обязательно провести репетицию выездной регистрации. Потому что у тех, кто проводит свадьбу без репетиции, бывает очень много заминок. Кто-то слишком быстро прошел, кто-то слишком медленно, не так встали, не так повернулись. За день до регистрации лучше отрепетировать это все, и вам гораздо проще и спокойнее будет в день свадьбы. Папа невесты, как правило, очень волнуется и может встать так, что спиной закроет картинку и операторам, и фотографам, и гостям. Поэтому лучше все это отрепетировать, чтобы понимать, насколько быстро идти, где остановиться, чтобы получились хорошие снимки, и в день свадьбы не париться по этому поводу.

Вы сталкивались с ситуациями, когда что-то пошло не так?

Это довольно часто на свадьбах происходит. Однажды за три минуты до регистрации оказалось, что жених забыл дома кольца. Родители бросились за ними, регистрацию на полчаса отложили, но невесте ничего не сказали, чтобы она не расстраивалась. Она так и не узнала настоящую причину задержки. В другой раз, это было в 2007 году, мы снимали в парке, и тогда было модно фотографировать невесту в прыжке. Невеста у нас подпрыгнула… и в этот момент у нее слетело кольцо. Перед свадьбой она очень хотела похудеть, старалась изо всех сил, и в итоге, кольцо ей стало велико, поэтому, собственно и слетело. Все гости бросились искать кольцо в траве, буквально вырывали траву руками из газона) Это продолжалось минут 20, пока мой ассистент не нашел кольцо. Вобщем, мы там хорошо «скосили» газон)

Предложение - момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?

Я даже иногда снимаю cам момент предложения. В Казани есть очень хорошее агентство «GetLoud». Они придумали вместе с женихом интересный концепт. Он пригласил невесту в парк, на прогулку, и в какой-то момент неожиданно зазвучал рояль в кустах. Затем они подошли к месту, где под деревьями был накрыт стол, для невесты это был абсолютный сюрприз - романтический ужин в парке. Во время ужина зазвучала скрипка, и жених сделал предложение. А я снимал этот исторический момент издалека, на телевик, чтобы мое присутствие не было заметно. А уже после того, как он сделал предложение, я подошел поближе, и мы сделали небольшую фотосессию. Еще одно необычное предложение, которое мне запомнилось, жених организовал тоже на природе, но к площадке пришлось лететь на вертолетах. Жених выбрал место на горе с очень красивым видом на Волгу, в 140 километрах от Казани. На одном вертолете мы заблаговременно вылетели с декораторами, чтобы украсить площадку. Жених пригласил невесту на пикник, сказал, что знает классное место, и они уже после нас туда тоже на вертолете прилетели. Кольцо он спрятал в книгу, там была сделана специальная прорезь, чтобы сразу его не было заметно. Невеста получила книгу в подарок, открыла ее и увидела кольцо. Очень романтичное и необычное предложение, на мой взгляд. Единственное, я не смогу показать фото этих эпизодов, потому что так мы договорились с ребятами. Для них это очень личные моменты.

Жанр: постановочное, студийное фото

Опыт работы: более 10 лет

Часть первая, коммерческая

Расскажите о себе, откуда вы, как давно работаете в Англии и что заставило вас переехать?

Я из Латвии, рижанин. В Англию переехал 8 лет назад. На этот шаг меня сподвиг мировой экономический кризис, случившийся в 2008 и лишивший меня работы в том же году. Мое образование художника-оформителя (сейчас это называется дизайнер) было совершенно не востребовано в период тотального безденежья. Все, что мне могли тогда предложить – это работать в магазине дизайнером занавесок за копейки, на которые было просто невозможно прожить.

Как вы ощущаете себя в новой стране?

Хорошо ощущаю, особенно когда светит солнце.

С какими трудностями вы сталкивались, когда только начали работать фотографом в Англии?

Когда только начал снимать трудностей не было. Трудности появились, когда я решил, что из разряда хобби, пусть даже иногда оплачивающегося, я перешел к профессиональной деятельности (я сейчас не о профессионализме как о качестве, я о профессионализме как фулл-тайм деятельности, о профессии)

Мне понадобилось покупать страховки, потому что я столкнулся с клиентами, которые нанимают при условии наличия страховок. Даже студии не все сдают фотографам без страховок. Недавно вот пришлось оформлять бумагу об отсутствии криминального бэкграунда, потому, что клиентом была школа, для которой я снимал популярный mannequin challenge. Эта бумага мне сразу пригодилась, когда меня наняли снимать дом с дорогим интерьером. Пришлось составлять контракты и научиться выписывать инвойсы, вести бухгалтерию. Я понял что нужно просить разрешения на съемку в публичных местах заранее – были случаи, когда я этого не сделал и пришлось иметь дело с «секьюрити». Купив дрон, я столкнулся с неоднозначностью законов, я изучил все законы, что можно и нельзя снимать, и на какую высоту я могу взлететь в том или ином месте. Ведь если я беру за это деньги, то и мой клиент должен чувствовать, что я обо всем позаботился и проблем не будет.

В каком городе вы работаете? (Название студии если таковая есть)

Я базируюсь на северо-западе Англии, моя студия находится под Манчестером в небольшом городе Уоррингтон, но я так же выезжаю по всей Англии и Шотландии если моему клиенту это нужно.

Ваш сайт

У меня два сайта, один охватывает всю мою деятельность www.davidsilis.co.uk . Второй больше специализируется на коммерческой фотографии, дизайне и видео – kotmedia.co.uk

В каком жанре вы работаете?

Я многостаночник, работаю во многих жанрах, и это зависит не от того, что я люблю, а от того что хочет мой клиент, в том числе, снимаю видео и занимаюсь digital дизайном.

Как давно вы занимаетесь фотографией?

Как хобби, мне нравилось снимать со школы, тогда еще на старый отцовский «Зенит», а первую цифровую «зеркалку» я купил лет 10 назад и с того момента, можно сказать, начался мой путь к профессии.

Предоставляете ли вы услуги фотографа или работаете только над определенными проектами?

Я предоставляю услуги фотографа и видеографа в равной степени, для меня фото и видео это две стороны одной медали, это всегда работа с кадром и объектом кадра.

Что стало для вас ключевым моментом в вашей карьере?

Ключевым моментом стало мое решение работать самому на себя.

Расскажите о вашем самом успешном проекте

Трудно сказать о самом успешном, хотелось бы верить, что самый успешный у меня впереди.

Кого из ваших коллег из Великобритании вы можете отметить как хороших фотографов?

Понятие «хороший фотограф» – не совсем корректное, на мой взгляд. Есть – нравится и не нравится, но тот, что не нравится, не означает что он однозначно плохой. Я слежу за творчеством многих фотографов в Великобритании и не хочу никого выделять.

Состоите ли вы в какой-нибудь группе/клубе фотографов?

Нет не состою. Все, что меня интересует я всегда могу найти в интернете, а также у меня есть коллеги, к которым можно обратится за советом.

Говорят, что британский уровень фотографии сильно отличается от постсоветского. Что вы думаете по этому поводу? Если видите различия, то какие?

На мой взгляд корни существенного отличия кроются в том что уже с 70 годов, а может и раньше я точно не знаю в Британии активно использовались полуавтоматические камеры в которых установка экспозиции происходила по символам погоды с отсутствием опций изменить сочетание выдержка –диафрагма,а проявка и печать фотографий проходила в фото-салонах, поэтому средний англичанин имея огромное разнообразие развлечений даже не углублялся в фотографию, он просто нажимал на кнопку на дне рождении своего ребенка, а кто-то это потом печатал. А для советского человека, труженика фабрик и заводов, было немного вариантов развлечений и народным увлечением стала фотография. В СССР в основном были шкальные или зеркальные фотокамеры в которых приходилось экспозицию настраивать мануально, тем самым, каждый человек работая с выдержкой и диафрагмой, становился немного художником. К каждому кадру относились очень бережно, потому, что пленки и реактивы стоили недёшево, да еще и дефицит. И вот, отсняв пару пленок, советский фотолюбитель начинал магию проявления и печати фотографий у себя дома, создав мини-лабораторию.

Отсюда и существенная разница в уровне фотографов. Требования постсоветского рынка фотографии очень высокие, потому, что люди понимают толк в фотографии и от фотографов требуют уровень, а у британцев все проще, фотография для них часто это всего лишь фотография, они даже не стараются делать из этого искусство. Это просто картинка на память без претензий. Особенно разница заметна на рынке студийной фотографии, английская студийная фотография и студии в восточной Европе – это небо и земля. В фэшн-индустрии, возможно, Британия знает толк больше.

Как показывает статистика, в Великобритании очень много русскоязычных фотографов. Ощущаете ли вы конкуренцию?

Конечно конкуренция есть и это хороший повод становится лучше.

Исходя из вашего опыта, скажите отличаются ли восточноевропейские клиенты от британских? И если да, то чем?

Возможно отличия менталитета накладывает отпечаток на поведение клиента, но выделить какое-то конкретное отличие очень сложно. Клиент, – он или легкий или сложный, и это никак не связано с его национальностью.

Расскажите о самом запомнившемся вам клиенте/заказной работе

Самая приятная и запомнившаяся работа для меня стала съемка видеоролика для своего сына, который мы опубликовали в ютубе, после чего с нами связался представитель BBC и ролик был использован ими в передаче, также об этом написали в местной Guardian и даже глава городского совета нашего города прислал личную благодарность. Это был очень приятный опыт.

За какой проект вы возьметесь с радостью?

Денежный (смеюсь).

В каком случае будете вынуждены отказать клиенту?

Если я не смогу выполнить того, что клиент просит.

Возникали ли у вас недопонимания с клиентом до или после работы? Как вы справляетесь с ситуациями, когда клиент недоволен? Приведите в пример историю из вашей практики.

Каждый профессионал в любом деле сталкивается с недовольством клиентов. Я – не исключение, и потому, для себя выделил три типа недовольных клиентов:

  • Первый тип получит вашу работу, скажет спасибо, может даже выставить пару фотографий в сети, а потом ты узнаешь, что он был недоволен, но сам тебе он этого не скажет. С этим типом недовольства вы ничего не поделаете.

  • Второй тип это конструктивно недовольный клиент. Однако недовольство должно быть не только конструктивным, но и объективным — это тоже важно, есть необъективные конструктивные претензии, и яркий пример тому, была моя клиентка, требовавшая переделать всю фотосессию бесплатно по причине того, что ей не понравилась как выглядит ее макияж и прическа на фотографиях. Претензия вроде конструктивна, но подходит ли ей этот макияж и прическа – понятия субъективные, более того, макияж и прическу делал не я, почему я должен нести за это ответственность? Поэтому, если недовольство конструктивно, и клиент укажет на конкретные детали недовольства, а я, если это в моих силах, попытаюсь это решить или мы будем искать компромисс.
  • Третий тип – это самый плохой тип недовольных клиентов – это когда всё плохо; обычно этот тип клиентов недоволен всем. Тут без вариантов, ведь я не волшебник и не могу изменить всё.

Один мой клиент был очень недоволен моей работой, всё от начала до конца было ужасно на его взгляд, не было ни одной фотографии, которая удовлетворила бы. Я искренне пытался что то переделать, но как решить проблему с клиентом, если ему не нравится всё, он даже не знает, что ему конкретно не нравится, у этой задачи нет ответа, поэтому с такими клиентами я расстаюсь.

Тогда я высказал свое сожаление, что не смог угодить и я вправду сожалел, но при этом, высказал, что несмотря на недовольство, мне не стыдно за свою работу и я считаю что сделал свою работу хорошо. Но клиента это не удовлетворило, и он стал ходить по разным инстанциям в поисках legal advice (юридической поддержки, – прим. сайт) . Для меня безусловно это был стресс. Мои более опытные английские коллеги давали мне советы как действовать, ведь в Британии очень распространены иски (claim), то у моих коллег был опыт в этих вопросах и очень поддержали меня правильными советами. В итоге, везде клиенту было отказано в компенсации и тогда клиент обратился на популярный британский телеканал. Продюсеры этого телеканала бомбили меня разными имэйлами и звонками, я рассказал им свою версию этой ситуации и меня пригласили на передачу, на которую после долгих раздумий и советов более опытных коллег-англичан я решил не идти.

Расскажите о ваших планах на будущее.

Расти и развивать свое дело.

Очень мне нравится название книги Ричарда Брэнсона – «К черту все! Берись и делай!». По-моему, это лучший совет.

Посоветуйте, как клиенту найти правильного фотографа.

Все просто: просмотрите портфолио и сделайте выбор. Наилучший выбор – это выбор не по цене, а по работам.

Часть вторая, творческая

Расскажите подробнее о жанре вашей работы

Признаюсь честно, я люблю ретушь, и люблю постановочные фотографии. Это не единственный жанр в котором я работаю, но он – самый любимый. Я люблю преувеличенные цвета и сказочность картинки.

Почему вы выбрали для себя именно это направление?

Для меня это отдушина, эта работа позволяет мне раздвинуть рамки дозволенного которыми я скован снимая предметку для компаний или конкретные проекты с обозначенным стилем, где надо снять именно так как хочет клиент.

Какой ваш любимый законченный вами проект/серия работ?

Пожалуй, одна из самых любимых работ была сделана для одного маленького журнала Fruk это серия работ « Tribal»

Расскажите, о чем этот проект/серия и как вам пришла идея?

Великой идеи заложенной в этом проекте нет. Это был совместный проект для журнала на заданную тему. Тема была « Дикарь» , мы с мэйкап артистом и моделью создали образ который я запечатлел.

Легко ли было реализовывать идею?

Эту идею реализовать было легко, потому что все участники были заинтересованы и работали очень профессионально.

Кто из фото мастеров оказал на вас большее влияние в плане развития?

Я слежу за творчеством многих фотографов. Пара имен, которые первые приходят в голову – Эрик Алмас, Марина Гондра, Анна Лейбовиц.

Что вас мотивирует в большей степени в творческом развитии?

Материальная мотивация для меня важна, так как мое ремесло меня кормит и значит увеличив свой доход я смогу улучшить свой уровень жизни. Нематериальная мотивация, наверное звучит немного тщеславно, но правдиво, – это похвала и признание. Очень приятно, когда твоя работа нравится.

Есть ли проект, над которым вы работаете сейчас? Расскажите о нем.

Какого то проекта которым я могу похвастаться у меня сейчас нет, есть просто текущие работы и проекты, которые вряд ли достойны внимания.

Подскажите, как начинающему фотографу найти свой индивидуальный стиль?

Не знаю что посоветовать, несмотря на мой стаж я тоже считаю себя начинающим фотографом, я до сих пор пробую разные стили и жанры, что-то получается лучше, что-то хуже. Вот и другим советую пробовать разные стили, а там, может, повезет и вы поймете, какой из них на самом деле ваш.

ЕЛЕНА ДУДАРЬ: «Чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать».

В сферу профессиональной фотографии Елена Дударь пришла прямо-таки из горячей точки: когда-то юношеский максимализм подтолкнул девушку на работу в криминальной журналистике, теперь же - её работы красуются на сайте Vogue Italia.
В фотографиях Елены вы не увидите «пластиковые» лица, искусственно вызванную мимику и поддельные эмоции: свою работу она называет «созданием психологического портрета». Здесь - истинные чувства и переживания, откровенный разговор и движение.
О поиске вдохновения, важности постановки целей и о том, каково это - быть творческим человеком, Елена рассказала Beatrice Magazine.

Как давно ты занимаешься фотографией и как начался твой профессиональный путь в этой сфере?

Фотографией я занимаюсь 8й год. И началось все с падения с высоты двух метров – у меня был двойной компрессионный перелом позвоночника. Но, сказать честно, этот путь для очень-очень упрямых и глупых людей, которые не умеют и не хотят слышать подсказки Вселенной.

До этого я 7 лет работала журналистом, и в один прекрасный момент все начало медленно и уверенно катиться вниз. После парочки таких месяцев мудрый человек задумался бы над происходящим, но не я. Я начала верить в то, что Вселенная сговорилась и решила уничтожить мою жизнь. На самом деле, мне очень тонко и красиво показывали, что пора уходить из журналистики, тем более криминальной. Юношеский максимализм и отсутствие инстинкта самосохранения – точно не лучшие спутники в данной профессии. Конечно, если не хочешь стать героически погибшей песчинкой в системе.

Когда произошёл тот чудесный случай с падением, я задумалась над многим. И в том числе над тем, что случилось бы, если бы я умерла. Например, даёт ли моя деятельность незаменимую для души наполненность и удовлетворение? Деньги она давала, но ведь они лишь способ, но никак не цель. Журналистику я любила бешеной страстью: экстрим, 24 часа у тебя кипит мозг, ты обязана держать руку на пульсе и приезжать за 15 минут до пожара… Но этот «роман» подходил к концу, а я все никак не хотела себе в этом признаваться.

Фотографией я занималась только для себя, но на неё было мало времени. И вот создалась такая ситуация, после которой не было отхода назад.

Как бы странно это не звучало, но при падении в меня словно вбили душу. Не выбили, а именно вбили. Вот так.

В своей работе ты стремишься показать человека настоящего, не одевая на него глянцевую маску и слои ретуши. Всегда ли твоя точка зрения сходится с видением результата коммерческим заказчиком?

Мнение фотографа – это 70% составляющей коммерческой съёмки. Поддаваться капризам клиента может только непритязательный фотограф, который снимает все и вся и придерживается принципа «кто платит – тот и музыку заказывает».
Фотограф – режиссёр. И ко мне идут за моим стилем и видением. У меня нет в портфолио глянца и гламура, нет свадеб. Но да, порой случаются курьёзы, и от меня хотят «тапочек» с пушком и «инстателочку», простите за прямоту. Но я отказываю.
Качественно я могу сделать только то, что мне искренне нравится. Я не умею имитировать интерес. Портретная съёмка – это интимный диалог, а он может быть только с человеком, близким по духу.

И все же, что важнее: искусство как свободное творчество и самовыражение или коммерческая составляющая?

Хороший вопрос. Как по мне, деньги – это одно из подтверждений того, что дело которым ты занимаешься, – востребовано и получается у тебя ну как минимум неплохо. Легко творить в стол, и говорить, что тебя никто не понимает (улыбаюсь, даже ухахатываюсь).
Искусство – и есть дыхание тебя, как души. Это и есть язык твоего сознания. А необходимость в деньгах (благо, я родилась в бедной семье) заставляет тебя развиваться, крутиться, выживать, а потом уже учится жить, создавая. Ты узнаешь себя лучше, учишься понимать людей, развиваешься. Помню, как один психолог на своём семинаре попросила родителей с высоким заработком не делать из своих детей «психологических инвалидов: «Давайте им только необходимое и знания. Все остальное они должны получить сами»
Чтобы уметь создавать и жить, а не выживать, надо уметь ну очень хорошо напрягать мозги. Творчество требует вдохновения: путешествий, образования, а порой двух-трех дней бесплодного шатания, которые тоже надо самостоятельно оплатить.

В какой-то момент фотограф начинает осознавать, что у него появляется индивидуальный стиль. Расскажи, как формировался твой? И как, определив его, не застрять на месте?

По началу я снимала все. Но, правда, всегда людей. Я снимала и свадьбы, и детей, и репортажи. Время от времени пересматривала все свои фотоработы и удаляла слабые. Такая традиция случалась у меня раз в 2-3 года. Но основной стиль сформировался, когда беспристрастно, как чужой человек, посмотрела на все свои работы и выбрала те, которые считала лучшими. Было чувство, будто самостоятельно, с мазохистским удовольствием, отрезала часть себя. Больно, но надо.
В финале я увидела черно-белые одиночные портреты. Дети, свадьбы, травка с детишками – все ушло на задний план.
На счёт « как не застрять » … Скорее, этот вопрос можно поставить иначе: хотите – застревайте. Но если хотите развиваться – улучшайте то, что вам нравится. Не надо пробовать новые жанры, на осуществлении которых вас не накрывает волна страсти. Делайте лучше уже то, что есть. И если тебя «прет» дело, которое тебе нравится, ты в любом случае (!) будешь развиваться.

Какой из своих проектов был для тебя самым значимым?

По-хорошему, ты сейчас спросила: «Кого из детей ты любишь больше всего?». Каждая съёмка, каждый проект для меня дорог. Запоминаются, конечно, самые сложные. Например, когда под ногами лазят ядовитые змеи или когда приходится связывать шнурки всех участников, чтобы привязать тканевый фон к нужному дереву.
Приятный лёгкий аромат все же оставляют сами люди, которые приходят на съемку творчества ради, а не для лайков в соцсетях. Такие люди умеют пахать и еще раз пахать. Люблю таких, очень. Было пару случаев, когда снимала начинающих актеров, которые просили и гримёрку в оливковый цвет покрасить, и т.д и т.п. И тут ты понимаешь, что ни тебе, ни визажисту с парикмахером, ни стилисту просто нет места в студии. Все заполнило эго актёра.

Твоё портфолио украшают публикации в VOGUE Italia — как тебе это удалось?

Мне было интересно узнать мнение главного редактора VOGUE и никакого-то, а именно итальянского, – этот журнал является для меня иконой красоты и стиля. Отправила несколько работ. Из шести две работы им понравились, и они предложили создать свое портфолио у них на сайте. Сказать, что я была счастлива – это ничего не сказать. К чему мы пришли с журналом, пока оглашать не могу, но уже сам факт публикации работ на сайте VOGUE Italia – немалое счастье.

Нужно ли тебе настроение и вдохновение для работы, и ждешь ли ты его? Или просто берешь в руки фотоаппарат и начинаешь творить?

Вдохновение надо, но хорошо бы, для начала, честно признаться себе: лень ли подкралась из-за холодильника, жалость к себе или действительно нет ресурса для съёмки? Мой труд требует к себе особого режима: я должна нормально спать – бессонные ночи и работа с синяками под глазами – точно не мой вариант. Должна следить за здоровьем: спорт и здоровое питание – маст хев.
Не употребляю алкоголь перед съемками, так как он вытягивает очень много сил. Тоже касается переедания. В общем, перво-наперво – физическое здоровье.

У меня есть свой темп в обработке. На съёмку я выделяю определённое количество дней. И в этот период закладываю 2-3 дня на «подумать» и один день после, для отдыха. Но к этому пришла не сразу.
Если съемки особенно сложные, я накапливаю ресурс, можно назвать это и «поиском вдохновения», но «накапливание ресурса» мне ближе. Так как после самой съемки я больше напоминаю до капли выжатую губку, со мной могут говорить, а я нахожусь в некой прострации и просто вижу, как шевелятся губы у человека. Звука нет. Следующий день после съёмки обычно сплю, ем и читаю.
Для накопления ресурса я могу гулять по городу одна. Могу зайти в любимые музеи и посидеть на лавочке, глядя на то или иное произведение искусства. Люблю сидеть в парке и наблюдать за людьми. Обычно на мне большие наушники, но музыки там нет.
Невероятный клондайк для творчества – путешествия. И не обязательно это острова Фиджи или Камбоджа. Можно поехать на выходные в соседний город. Снять квартиру, побродить по новым улочкам, познакомиться с новыми людьми.
Под лежачий камень вода не течет. Помните, как в «Алисе»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть – надо бежать, как минимум, вдвое быстрее!»

Бывает ли у тебя состояние творческого кризиса? Если да, посоветуй, как с ним бороться, как переключиться и вернуться в творчество с новыми силами?

Конечно, бывают. И это вызов, граничащий с победой. И вот почему. Для начала надо понять почему этот кризис произошел, как получилось так, что у тебя нет ресурса на самое важное. Чаще всего ты сам виноват и надо хорошо проанализировать ситуацию. Во-вторых, хорошо, когда заканчиваются ресурсы, и тебе приходится отказать себе во всем, кроме самого необходимого. Надо взять некий «пост», моральный. А еще лучше – добавить к нему физический. Не обязательно строгий, но все же. Так ты поймешь, где и куда уходят впустую силы.
Дальше, я еду на любимый рынок «Петровка» к букинистам и интуитивно покупаю книги – те, которые просто приглянулись цветом обложки, качеством бумаги, шрифтом или запахом. И, если позволяет время и возможности, уезжаю куда-то. Огромным источником вдохновения для меня является солнечный Узбекистан с его самобытным укладом, с его простыми и искренними людьми. Будучи там, даже к стенам старых зданий прикасаться в радость. Любуюсь красотой лиц людей: дети, женщины, мужчины… Мне они особенно близки. Там нет женщин с наращенными ресницами, с безобразно накачанными губами, там царят вечные, исконные ценности, которые формируют Красоты души. Конечно, часто туда не налетаешься, но, если повезло туда отправиться, меня переполняет радость ребенка перед Рождеством.
Даже поехать куда-то к морю на пару дней – уже хорошо. Только море люблю зимой, а горы – летом. Ах да, важное условие: в поисках ресурса я всегда путешествую одна.
А еще я поняла, что чем сложнее, чем больше придавила плита обстоятельств, тем быстрее надо вставать и начинать что-то делать. Делать и делать. Везёт тому, кто везёт. От самобичевания и жалости к себе результата не будет. Мне нравится цитата Артемия Лебедева: «Как себя мотивировать? Никак, оставайтесь в жопе».

Ты называешь приглашение на свою съемку «записью на психологический портрет». Расскажи, как ты находишь нужные слова и как налаживаешь связь с моделью?

Ну, я точно не читаю книги из серии «Как научиться управлять людьми и заставить их делать то, что тебе надо». Никакой гештальтпсихологии или танцев с бубнами. Как я уже говорила, я снимаю только тех, кто мне интересен. Интересны мне люди с интеллектом и характером, а такие всегда видят манипуляции. Искренность и неподдельный интерес, желание показать, в первую очередь, самой модели ее лучшие стороны – прекрасный фундамент.
Конечно, диалог с моделью ведётся глубокий и проникновенный, но рассказать об этом у меня не получится. Чужого слона продать смогу, если верю в его красоту. А вот с продажей своего – проблемка. Я думаю, о процессе съёмки лучше расскажут сами модели, не я.

Я знаю, что во время работы с тобой модель получает своеобразный психологический тренинг. Бывало ли такое, что после съемки человек раскрывал в себе нечто новое или, возможно, что-то менял в своей жизни?

Так бывает часто. Даже очень. После съёмок женщины или разводятся, или напротив – находят свою любовь. А кто-то, наконец-то, начинает заниматься своим любимым делом. Помню, был случай, когда после съёмки я пошла рассчитываться за студию, а модель решила подождать в холле. Она ходила и рассматривала стены. Потом подошла ко мне и сказала: «Лен, студия будто вовсе поменялась. Меня тут час красили, я осмотрела каждый уголок. А теперь… теперь все иначе».
Конечно, поменялась не студия, изменилась она сама.
Есть клиенты, которые приходят ко мне раз в полгода и не ради лайков в социальных сетях, а ради того, чтобы увидеть себя и понять, куда двигаться дальше. Фотосъёмка – лучшее зеркало. Домашнее зеркало, и друзья тебе не покажут правды, а фотосъёмка – да.

Используешь ли ты опыт признанных мастеров фотографии? Кто твой любимый фотограф?

Придерживаюсь мнения, что лучший опыт – твой, который ты прожил с потом и кровью. Можно читать тысячи книг о фотографах, но лучше пойти и снимать, и снимать, и снимать. Я человек не теории, а практики.
Но любимые фотографы, конечно, есть. Одни из них: Стив МакКари – гений композиции и цвета, люблю работы Герба Ритца – его любовь к женскому телу, чувство композиции и стиль не могут оставить равнодушным. Один из самых-самых любимых – Ричард Аведон. А именно его портреты. Фэшн он снимал как никто – безукоризненно и потрясающе, но вот его портреты – вечны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: