Французские танки. Какой французский танк лучший? Обзор моделей Как выглядит французские легкие и средние танки

D2 (фр. Char de bataille D2).

В 1929 году на вооружение французской армии был принят средний танк Д-1, разработанный фирмой "Рено". Он предназначался для непосредственной поддержки пехоты и как все "пехотные" машины, отличался усиленным бронированием и невысокой скоростью движения. В конструкции широко использованы броневые литые детали. Литой выполнена башня, в которой установлены 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет. При этом пушка и пулемет имели раздельные маски. Для поворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости использовались механизмы с ручным приводом. Для управления огнем был смонтирован танковый телескопический прицел. В ходовой части использовались 14 опорных катков малого диаметра на борт.

Первые передние катки являлись вспомогательными и работали при преодолении окопов, стенок и т.д. Вторые передние катки несли небольшую нагрузку от веса машины, на ровном твердом грунте они были разгружены, что улучшало поворотливость машины. Крайние задние катки предназначались для обеспечения натяжения гусеницы, нагрузки от веса машины они не несли. Для защиты ходовой части навешивались броневые экраны. Модификация этой машины (танк D2) начал выпускаться в 1936 г. В отличие от предыдущей модификации он имел более мощный двигатель (150 л.с. вместо 100 л.с. на танке Д-1) и усиленное бронирование. Максимальная толщина брони была повышена до 40-мм. Соответствующим образом увеличился и вес: вместо 12 т. он стал весить 20 т. Скорость движения повысилась незначительно. Танки Д-1 и Д-2 выпускались до 1938 г. По состоянию на 10 мая 1940 г в войсках имелось 213 единиц этих двух типов.

К началу Второй мировой войны Франция подошла с крайне спорным набором танков. В то время, как в большинстве танкостроительных держав к тому моменту взялись за разработку и производство средних танков, во французской армии ситуация с машинами среднего класса сложилась почти катастрофическая. Ориентация производства на выпуск лёгких танков Renault R 35 и «боевых» (фактически тяжелых) танков Char B1 bis привела к тому, что средних танков у французской пехоты насчитывалось всего полсотни.

На этом фоне еще достаточно неожиданным выглядит тот факт, что средние танки в больших количествах Франция все же строила, правда, для кавалерии, причем официально они именовались бронеавтомобилями. Речь идет о SOMUA S 35, кавалерийском танке, который по совокупности боевых характеристик был лучшим французским танком предвоенного периода.

Толстокожий кавалерист

Достаточно сильные позиции кавалерии во французской армии привели к тому, что к началу 30-х годов здесь сложилась ситуация, очень похожая на происходившее в то время в США и Японии. Официально своих танков во всех этих странах кавалерия не имела, ведь такие машины традиционно предназначались для поддержки пехотных частей. Но фактически появился новый тип танка, в разных странах именовавшийся либо как «боевая машина», либо как «бронеавтомобиль». На самом же деле это были самые настоящие танки, иногда даже среднего класса, но, как правило, речь шла о легких танках с экипажем в 2–4 человека и основным вооружением в виде пулеметов. Основным требованием к подобным боевым машинам была высокая подвижность.

Поначалу французские кавалерийские танки развивались в этом же направлении. Бронированным первенцем французской кавалерии стал AMR 33 (Automitrailleuse de reconnaissance, «разведывательный бронеавтомобиль»), позже появился более совершенный AMR 35. Эти двухместные машины с пулеметным вооружением вполне соответствовали классическому представлению о кавалерийских танках. Параллельно с программой AMR, начатой в 1931 году, стартовала и программа создания более мощного «броневика» - AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль). Здесь первенцем стал полугусеничный бронеавтомобиль Schneider P16, имевший более серьезное вооружение в виде 37-мм пушки SA 18 и спаренного с ней пулемета.

Но с 1933 году ситуация начала меняться. Не в последнюю очередь это было связано с активностью фирмы Hotchkiss, которая предложила концепцию легкого танка, в конструкции которого массово использовалось литье. 2 августа была разработана спецификация для новой боевой машины, на которую откликнулось 14 фирм. Фирма Hotchkiss, впрочем, довольно быстро от участия в конкурсе отказалась. Не исключено, что в Сен-Дени здраво оценили свои шансы на победу и стали искать альтернативного заказчика, который нашелся в лице кавалерийского командования. В результате очень похожий на Renault R 35, но почти в полтора раза более быстрый танк, получивший обозначение Hotchkiss H 35, оказался на вооружении французской кавалерии. Больше того, здесь он умудрился «съесть» AMR 35, заняв, в том числе, и его нишу.

В том самом конкурсе на разработку легкого танка участвовал и концерн Schneider-Creusot. К сожалению, никаких данных по этой машине нет, известно лишь, что она проектировалась двухместной. Разработку вела дочерняя компания Société d"outillage mécanique et d"usinage d"artillerie (SOMUA). Стоит отметить, что еще начиная со Schneider CA1 , первого серийного французского танка, именно SOMUA занималась бронетанковыми заказами концерна. Это касалось и разработок то теме Char B , и кавалерийских боевых машин.

Еще до того, как начался конкурс на легкий 6-тонный танк, фирма из Сент-Уэн разрабатывала полугусеничный бронеавтомобиль SOMUA AC 1 в рамках темы AMC. В отличие от Schneider P16, у этой трехместной машины компоновка была больше похожа на танковую. Позже стал проектироваться более тяжелый бронеавтомобиль SOMUA AC 2. Вместе с тем, командование кавалерии все отчетливее понимало, что вместо броневика ей нужен именно танк.


Характерная деталь макета – большой глушитель. В металле была изготовлена менее громоздкая конструкция

В начале весны 1934 года состоялось совещание между SOMUA и командованием кавалерии. В его ходе родилась концепция нового танка, в конструкции которого сочетались технические решения легкой машины, создававшейся на конкурс 1933 года и (отчасти) требования к бронемашинам AMC. Боевая масса трехместной машины оценивалась в 13 тонн, при этом она должна была развивать скорость не менее 30 км/ч, иметь броню толщиной 30 мм и запас хода в 200 километров.

В мае толщину брони увеличили до 40 мм, чего должно было хватить для уверенной защиты от противотанковой пушки калибром 25 мм. В качестве вооружения предполагалось использовать 47-мм пушку и спаренный с ней пулемет. В целом получался не бронеавтомобиль, а самый настоящий средний танк, похожий на Renault D2 , но имеющий при этом более высокую скорость. Окончательно программу утвердил 26 июня 1934 года командующий французской кавалерией генерал Флавиньи.


190-сильный двигатель, который был разработан при участии фирмы Janvier, Sabin et Cie

Разработка машины, получившей обозначение SOMUA AC 3, стала для фирмы из Сент-Уэн настоящим вызовом. Возник целый ряд серьезных вопросов, который требовалось оперативно решить. Особенно это касалось силовой установки. SOMUA выпускала грузовые автомобили, но их двигатели мало подходили для нового танка. Требовалась более мощная силовая установка, и довольно срочно. SOMUA обратилась к фирме Janvier, Sabin et Cie, которая занималась проектированием моторов. В довольно короткий срок там разработали 8-циллиндровую V-образную силовую установку. Был приобретен комплект чертежей, на базе которого на SOMUA построили свой мотор, по конструкции отчасти перекликающийся с авиационным двигателем Hispano-Suiza 8B. При объеме 12,7 литров он развивал мощность 190 лошадиных сил.


Конструкция подвески AC 3 оказалась похожей на ту, что для своих танков спроектировали на Škoda

Не менее остро стоял вопрос с ходовой частью. Ничего подходящего в гамме техники SOMUA не имелось, так что ходовую требовалось разрабатывать с нуля. Именно здесь и всплыл любимый многими историками «чехословацкий» след. Действительно, между Schneider-Creusot и Škoda существовали партнерские отношения, и именно они позволили SOMUA облегчить себе задачу. Правда, в качестве основы для копирования ходовой части и особенно подвески почему-то обычно указывается Škoda Š-II-a, он же LT vz.35 . Крайне сомнительное утверждение, ведь разработка этого чехословацкого танка началась примерно в то же время, что и AC 3. Почему-то исследователями забывается тот факт, что аналогичную подвеску Škoda использовала и ранее – на легком танке Š-II, он же Škoda SU . Разработанная на этой базе подвеска SOMUA несколько отличалась по конструкции. Тем не менее, ее чехословацкое происхождение сомнения не вызывает.


Automitrailleuse de combat AC 3 на испытаниях, весна 1935 года. Вместо башни установлен балласт

Эскизный проект AC 3, а также его деревянная модель в масштабе 1:10, были подготовлены SOMUA к октябрю 1934 года. На Renault также не сидели сложа руки: не желая терять возможность заполучить внушительный контракт на выпуск шестисот AMC, заводское КБ быстро разработало проект, обозначавшийся как AMC 40 mm. Подробной информации по этой разработке нет, но, вероятнее всего, речь шла о развитии кавалерийского танка Renault YR, он же AMC 34. В любом случае, этот проект кавалерия отвергла, даже не став тратить деньги на изготовление опытного образца. А вот для AC 3 ситуация обернулась совсем по-другому: 12 октября 1934 года был получен заказ на изготовление опытного образца машины.


Хорошо видно, насколько AC 3 спереди отличается от серийного танка

Работы по конструированию SOMUA AC 3 начались в ноябре 1934 года, а уже 11 апреля 1935 года машина с регистрационным номером 745-W1 была готова. С учетом того, что по многим узлам и агрегатам начинать пришлось с нуля, сроки выглядят очень сжатыми. В ходе разработки пришлось вносить заметные правки в изначальное техническое задание. При указанной толщине брони удержать боевую массу в пределах 13 тонн оказалось нереально, так что планку для AC 3 подняли до 17 тонн. Поскольку башни на момент постройки еще не было, вместо нее сверху на машину установили балласт. В таком виде кавалерийский танк и проходил испытания, продолжавшиеся с 4 июля по 2 августа 1935 года в Венсене.


AC 3 после переделки, март 1936 года. Танк получил башню APX 1 и 47-мм пушку SA 34

Получившийся у инженеров SOMUA танк оказался типичным для французского довоенного танкостроения. В нем максимально была использована идея Hotchkiss, заключавшаяся в сборке корпуса танка из крупных литых деталей. Состоял корпус всего из четырех основных деталей: двух половинок нижней части корпуса, подбашенной коробки и коробки, прикрывающей моторно-трансмиссионное отделение. Крепились между собой эти детали при помощи болтовых соединений. Конечно, при изготовлении таких крупных деталей требовалась высочайшая точность, зато собирать их было несложно.

Стоит отметить, что конфигурация корпуса у AC 3 еще была далека от той, которую имели серийные машины. Имелись и откровенные промахи, самым видимым из которых были фары, размещенные прямо во лбу корпуса. Не самой удачной конструкцией стали и смотровые приборы в передней части корпуса. Они получились громоздкими и крепились на болтах, такая конструкция была уязвима. Впрочем, на то и был сделан опытный образец, чтобы в ходе испытаний выявить конструктивные недостатки и их устранить.

Гораздо важнее было то, что по своим характеристикам SOMUA AC 3 оказался едва ли не лучшим средним танком. Обладая противоснарядной броней, которая на дистанции свыше 300 метров достаточно уверенно «держала» снаряд немецкой противотанковой пушки 3.7 cm Pak , эта машина имела то, чего оказался лишен аналогичный ей Renault D2 – хорошую подвижность. Результаты испытаний превзошли ожидания кавалерии. Максимальная скорость гусеничного «броневика» на 10 км/ч превысила требования, при этом машина обладала достойными характеристиками с точки зрения проходимости. Удачная конструкция подвески обеспечивала приемлемую плавность хода, да и обзорность, несмотря на необходимость доработки смотровых приборов, оказалась вполне достойной.

После окончания испытаний танк отправился на завод, где до марта 1936 года проводились работы по его переделке. Уже в конце ноября 1935 года было принято решение о том, что AC 3 пойдет в серию. На вооружение его приняли 25 марта 1936 года под обозначением Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S. Позже он назывался Char 1935 S, но более известен этот танк как SOMUA S 35.

Шедевр в среднем классе

Контракт №60 178 D/P на изготовление 50 танков был заключен 25 марта 1936 года, но на деле о нем было известно еще 21 ноября 1935 года. Первоначально на SOMUA AC 3 у кавалерии имелись грандиозные планы: предполагалось, что в общей сложности будет закуплено 600 танков этого типа. Такое количество требовалось для оснащения трех легких механизированных дивизий (Division Légère Mécanique, или DLM). Впрочем, довольно быстро эти планы пришлось корректировать, поскольку возможности SOMUA оказались ограничены. Именно благодаря этому фирма Hotchkiss и смогла найти лазейку для своего легкого танка. Заказ разделили пополам: предполагалось закупить по 300 SOMUA S 35 и Hotchkiss H 35.

Согласно штатному расписанию DLM, в ее составе должно было быть 96 SOMUA S 35. Из этого числа 84 машины включалось в состав восьми эскадронов, еще 4 машины выступали в роли командирских танков, а оставшиеся 8 числились в резерве.


SOMUA AC 4 без установки подбашенной коробки и крыши моторно-трансмиссионного отделения

На испытания опытный образец вернулся в марте 1936 года. Помимо устранения конструктивных недостатков, обнаруженных в ходе испытаний, он отличался тем, что на него, наконец, установили башню. Особого раздолья в выборе этой части танка у кавалеристов не было: как и на Renault D2, на машину поставили башню APX 1, оснащенную 47-мм пушкой SA 34.

Впрочем, в исходном виде использовалась она недолго: к тому моменту стало очевидно, что SA 34 слабовата для борьбы с танками, имевшими толщину брони порядка 60 мм. Именно так был защищен Char B1 bis. По этой причине вскоре в башне «прописалось» более мощное орудие – SA 35, снаряд которой пробивал броню толщиной 60 мм на дистанции в километр. Тем не менее, первые 4 серийные SOMUA S 35 получили башни APX 1 с пушками SA 34, которые позже заменили на башни APX-1 CE с пушками SA 35. Эти машины были изготовлены в январе 1936 года и отправились в 4-й танковый (кирасирский) полк на испытания.


SOMUA S 35, регистрационный номер 67225, третий серийный экземпляр танка. Хорошо видны дополнительные баки с топливом

По итогам испытаний и доработок появился модернизированный вариант AC 3, который получил заводское обозначение AC 4. Именно эта машина и стала образцом серийного варианта SOMUA S 35. Первые танки крупной серии стали выпускаться с июля 1936 года, но вплоть до января 1937 года эти машины оставались неготовыми. На этот раз узким местом оказались производственные возможности смежника в лице APX. Ждать поставок башен пришлось полгода, за это время в их конструкцию башни было внесено одно важное изменение. Дело в том, что диаметр погона APX 1 составлял всего 1022 мм, для нормального использования 47-мм орудия этого было недостаточно. Результатом доработок стало появление улучшенной башни, получившей обозначение APX 1 CE (chemin élargi, то есть увеличенный погон). Диаметр погона башни вырос до 1130 мм, и дополнительные 11 см оказались совсем не лишними.

Ждать пришлось и пушек: серийное производство SA 35 началось только в январе 1937 года.


Этот же танк с левого борта. На подбашенной коробке виден литой номер, который говорит о том, что это шасси №3

Хватало изменений и в конструкции шасси. По итогам переделок боевая масса выросла до 19,5 тонн, но динамические характеристики машины остались практически на том же уровне, что и у AC 3. Была изменена конструкция лобовой части корпуса. Конструкторы убрали кожухи фар, а сама их форма стала более технологичной.

Заметно улучшилась конструкция смотровых приборов, кроме того, место механика-водителя сместилось чуть вперед, что позволило улучшить обзорность. Передний смотровой прибор был сделан откидывающимся вверх, благодаря чему улучшался обзор в походном положении. Смотровые приборы поменяли и на башне, которая хоть и называлась APX 1 CE, но конструктивно почти не отличалась от APX 4.

Ряд изменений претерпела и кормовая часть корпуса. С бортов надмоторной плиты были убраны жалюзи, которые вполне справедливо считались уязвимым местом. Несколько изменилась конструкция траков. Еще одним важным нововведением стало появление дополнительных топливных баков. Их разместили на правом борту, благодаря удачно проработанной конструкции креплений баки можно было быстро снять.


У этого танка еще нет смотровых приборов. С их поставкой случилась задержка, по этой причине часть танков ушла в войска без них

Контракт на выпуск первых 50 танков удалось закончить во втором квартале 1937 года. Изготовленные по нему машины получили регистрационные номера 67 225 – 67 274. Все построенные по этому контракту танки ушли в 1 DLM. Между тем, еще в 1936 году с SOMUA был заключен второй контракт, №61 361 D/P, который также предусматривал выпуск 50 танков. По ряду причин, в основном связанных с неспешными действиями смежников, работы по производству этой партии затянулись. К 15 января 1938 года было сдано лишь 17 танков, а все 50 машин были построены к 15 апреля. При этом машины попали в части недоукомплектованными, в том числе и смотровыми приборами.

На параде в честь Дня взятия Бастилии, проводившемся 14 июля 1938 года, SOMUA S 35 впервые предстали перед публикой. В строю шли танки второй производственной серии, попавшие в состав 2-й DLM. Так вот, даже на этих машинах отсутствовали смотровые приборы в корпусе. Впрочем, это лишь вершина айсберга: в виду неторопливости фирмы APX, танковое производство которой к тому моменту было национализировано и переименовано в ARL, даже к лету 1938 года не все SOMUA S 35 имели башни.

Танки второй серии получили регистрационные номера 22 332 – 22 381.


Танк с регистрационным номером 67237, вид сзади. Цепи в то время были весьма распространенным типом средств для сцепки при транспортировке

Проблемы со смежниками коснулись и машин третьей серии, выпускавшейся по контракту №70 919 D/P, подписанному в 1937 году. В отличие от первых двух контрактов, третий предусматривал выпуск 100 танков. Машины, получившие регистрационные номера 819–918, шли на доукомплектование 1-й и 2-й DLM. К 15 июлю 1938 года было выпущено 28 танков, но при этом из всех 128 принятых к тому моменту SOMUA S 35 только 96 имели башни. Окончательно танки третьей серии были сданы в марте 1939 года.

Может показаться, что работы по выпуску SOMUA S 35 шли медленно, но на деле 200 танков за 2,5 года для французского танкостроения мирного времени – это очень много. Для сравнения, первый заказ на Char B1 bis поступил 8 октября 1936 года, а к марту 1939 года усилиями трех фирм удалось выпустить всего 90 таких танков.


Первая публичная демонстрация SOMUA S 35, Париж, 14 июля 1938 года. Танки все еще не получили смотровые приборы

Благодаря исполнению первых контрактов удалось полностью насытить средними кавалерийскими танками две легкие механизированные дивизии. На этом, разумеется, выпуск не закончился. Больше того, заказ расширили до 500 танков. В 1938 году был подписан контракт № 80 353 D/P на выпуск 125 танков. Эти машины предполагалось направить на комплектование 3-й DML, которая к тому моменту еще не была сформирована. К 1 сентября 1939 года успели сдать 61 машин, еще 9 находились в постройке. После начала Второй мировой войны темп выпуска вырос: если в сентябре SOMUA сдала 11 танков, то в последующие месяцы Сент-Уэн покидало по 13 машин ежемесячно. Благодаря этому уже в первой декаде января 1940 года последние танки по контракту № 80 353 D/P покинули завод. Эти машины получили регистрационные номера 10 634 – 10 758.


Сборка танков на заводе SOMUA, ноябрь 1939 года. Технология использования больших литых деталей, собираемых на болтах, заметно упрощала сборку. В результате SOMUA обеспечивала относительно высокий темп выпуска

В конце сентября 1939 года планы выпуска SOMUA S 35 были вновь пересмотрены. Общий объем сократили до 450 штук, далее предполагалось производить более совершенную модель, получившую обозначение SOMUA S 40. Последним контрактом на постройку SOMUA S 35 должен был стать заключенный еще в 1938 году №88 216 D/P, который предусматривал выпуск 125 танков. Исполнять его начали с января 1940 года, когда выпустили 16 танков. Начиная с марта 1940 года объемы производства выросли, уже в мае ежемесячно сдавалось по 22 танка. За выпускавшимися по этому контракту машинами были зарезервированы регистрационные номера 50 210 – 50 334. На деле танков было выпущено меньше, чем планировалось: уже в июне производственные мощности SOMUA оказалась захвачена наступавшими немецкими частями. К тому моменту, по разным данным, было выпущено от 427 до 440 танков.

Ложка мёда

Как и другие французские танки, SOMUA S 35 имел ряд «врожденных» недостатков. Наиболее существенным из них оказалась одноместная башня. Кроме того, прогрессивная конструкция и достойные характеристики обошлись в копеечку. За каждый SOMUA S 35 приходилось платить огромную для того времени сумму в 982 000 франков, то есть почти как за пять Renault R 35.

Но вот с точки зрения боевой эффективности кавалерийский «броневик» не имел себе равных. В отличие от тихоходных пехотных танков, SOMUA S 35 имел вполне достойную подвижность. Достаточно сказать, что средняя скорость его движения по шоссе составляла 30 км/ч, что было больше, чем максимальная скорость танков французской пехоты. Не менее важно и то, что кавалерийские танки обладали высокой надежностью.


Грустный финал кампании мая-июня 1940 года. Полугусеничный тягач на снимке – SOMUA MCG, ближайший «родственник» AC 1

Но даже при наличии 400 качественных танков решить все проблемы французской армии было невозможно. Важно и то, что по-настоящему обученными были экипажи SOMUA S 35 из состава 1-й и 2-й DLM. Спешно сформированная 3-я DLM отличалась куда более низкой подготовкой, о чем вспоминал и де Голль. Попытки французского командования заткнуть кавалерийскими танками все новые бреши в обороне оказались не слишком удачными. SOMUA S 35 были той самой ложкой меда в большой бочке дегтя.

Тем не менее, можно констатировать тот факт, что командование французской кавалерии оказалась более разумным, чем пехотное командование. SOMUA S 35 был на начало войны одним из лучших танков. Эти машины довольно долго воевали, правда, в основном уже не под французским флагом. Но об этом речь пойдет уже в другом материале.

Источники и литература:

  • Материалы Centre des archives de l"Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
  • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
  • GBM 105, 106, HS1


Здравствуйте, товарищи танкисты! Сегодня мы рассмотрим французскую ветку развития танков игре World of Tanks), а точнее я вам опишу все её плюсы и минусы как можно подробнее с моей точки зрения и, возможно, помогу вам определиться в выборе нации.

Популярность танков Франции в World of Tanks

Vive La France! И правда, славься, Франция! Французская техника - лучшая техника в игре! Так могут сказать многие. И не зря. Французские танки считаются танками мастеров и «нагибаторов», а всё из-за их многих отличных способностей, о которых вы сможете прочитать в разделе «плюсы/минусы».

Достоинства и недостатки французских танков

Самыми быстрыми, динамичными, скоростными и т.д. в игре принято считать французские танки. Также за ними прочно прилипло прозвище «барабашки». Всё это считается положительными аспектами. А теперь подробнее. Как и говорилось ранее, огромными плюсами французской техники является скорость и манёвренность (кроме начальных уровней и таких танков, как АМХ 40). Хорошая динамика во французах начинает чувствоваться с лёгкого танка ELC AMX. После шестого уровня (кроме лёгких танков, у них с пятого) идут быстрые танки, включая тяжёлые.
  • Значительными плюсами являются французские орудия. Для многих спорным является наличие , хотя в целом он часто выручает в трудных ситуациях. Настоящим плюсом их пушек является бронепробитие. У каждого танка оно отличное. Разовый урон нельзя отнести к плюсам (кроме топовых пт-сау), но он перекрывается всё тем же барабаном. Французские танки имеют неплохой обзор, углы наклона, по которым часто проходят и хорошую проходимость (по грунтам, дорогам и т.д.).
  • Минусом Французов является бронирование корпуса. Практически у всех машин оно сильно страдает. Даже тяжёлые танки довольно легко пробиваются в лобовую броню и могут танковать только через башню или гусеницу. К большому минусу относится долгое время перезарядки барабана орудия.

Общее

Техника делится на 4 начальные ветки развития WoT: пт-сау, бронированные лёгкие танки (до D2), тяжело бронированные лёгкие танки (до ELC AMX) и САУ (артиллерия).

Пт-сау

Французские противотанковые установки славятся своими пушками, а топовые танки этой ветки барабанами и неплохой бронёй. Можно получить море удовольствия от их пробития и урона на любом уровне боёв, а также не унывать от их скорости. В целом о них можно сказать, что на них приятно играть и они могут решать исход боя. Единственный минус – броня и скорость (не для всех противотанковых самоходных артиллеристских установок), а пушки – самые лучшие на уровне. Самыми популярными машинами этого направления техники являются SAu-40, AMX50Foch, AMX50F155 и некоторые мелко-уровневые пт-сау.

Бронированные лёгкие танки

Лёгкие танки Франции начальных уровней – эта интересная и весёлая тема. Они настолько «лёгкие», что приползают на позиции последними, а пробивать их трудно. Пушками особо не блещут. На своём уровне от новичков могут получать «плюхи» только в виде непробитий и рикошетов. Это всё о D1. Следом за ним идёт практически идентичный танк D2, у которого также неплохая броня и слабая пушка. По этой ветке начинаются тяжёлые танки. А начинаются они с плохо бронированного, даже для своего уровня, танка B1. Дальше идёт также «картонные» танки, но с уже более пригодными для игры пушками, а с AMX M4 45 в танковых орудиях появляется барабан заряжания и динамика.

Тяжело бронированные лёгкие танки

Миролюбивая черепашка медленно выползает погреться на солнышке, но после долгих поисков «места под солнцем» на неё вылетают мелкие насекомые и начинают стрелять по панцирю. Черепашке это всё быстро надоедает, она вытаскивает свой ствол и начинают уничтожать неприятелей с меньшим неудобством для себя. Так можно охарактеризовать танки, начиная с H35 и заканчивая АМХ 40. Эти танки имеют отличную броню, но не самые лучшие орудия. Мало кто из новичков знает, куда пробивать такие машины. Они являются настоящими стальными монстрами, но также и слишком медленными. Про АМХ 40, как и про американскую пт-сау т95 сочиняется много шуток и мемов, так что её тоже можно отнести к «легендарным» World of Tanks. После АМХ 40 идёт не менее интересный лёгкий танк ELC AMX (или же просто «ёлка»), которая удивит своей скоростью, топовым орудием и низким силуэтом. После ELC AMX идут лёгкие танки с барабанным механизмом заряжания: AMX 12t, AMX 13 75, AMX 13 90. После идут средние танки, где находится топовая машина BatChat 25, со своей ни с чем несравненной популярностью среди топовых средних танков.

САУ

Французская артиллерия такая же неоднозначная, как и все танки Франции. Она быстрая, манёвренная, имеет худший урон, но лучшее пробитие на своём уровне, а B.Chat. 155 имеет неизменный барабан заряжания и поворачивающуюся на 360 градусов башню. Про французскую артиллерию тонко подмечено в шутке: «Французская артиллерия настолько сурова, что сама себе». Орудия довольно точные, что даёт возможность стрелять «голдовыми» снарядами.

Итог

Подытожив, можно сказать, что французские танки хороши для опытных игроков и профессионалов, удобны своей скоростью и пробитием орудий, но они явно не для новичков, т.к. ввиду своего бронирования не прощают никаких ошибок (кроме начальных уровней танков этой нации). На них интересно играть, но в одиночку довольно трудно, а опять же из-за брони и барабана не подержать направление в одиночку. Они вполне могут составить неплохую конкуренцию любой нации, а во взводе и вовсе полностью подогнуть под себя весь бой. Французские танки рекомендуется качать для участия в клановых чемпионатах, а также просто поднабравшись опыта, чтобы ощутить весь вкус этих занимательных машин. Качая эту нацию стоит помнить, что это скоростные машины и больше подойдут для поддержки союзников.

Второй страной применившей танки на поле боя была Франция. Увязшие в статичной , они понимали превосходство оборонительных средств над атакующими. Для изменения равновесия необходимо было применение кардинально нового оружия атаки.

Первый боевой французский танк был готов в сентябре 1916 года благодаря активности Ж. Этьена которого принято считать основателем французского танкостроения. Будучи начальником штаба артиллерийского полка, он, как и другие проницательные командиры, видел основные возможности изменения положения на фронте. Его идея заключалась в прорыве первой полосы обороны гусеничной техникой, и, уже находясь непосредственно на первой линии, подавлять огнем артиллерии последующие не доступные для полевой артиллерии. То есть артиллерию поставить на штурмующие оборону повозки. Забегая наперед, надо сказать, что боевые бронированные машины, которые у нас называли «танки» у французов именовались именно как «штурмовые артиллерийские трактора».

Генералитет Франции, как и военачальники других стран, к идее постройки танка отнеслась весьма скептически, но благодаря настойчивости Ж. Этьена и поддержке главнокомандующего генерала Ж. Жоффра, удалось получить разрешение на постройку прототипа.
Лидером машиностроения тех годов выступала фирма «Рено», во главе с ее основателем Л. Рено, поэтому вполне очевидно, что первым построить танк Ж. Этьен предложил именно ему. Тот в свою очередь отказался, мотивируя ответ отсутствием опыта работы с гусеничным движетелем. Тогда Этьен обратился к конструктору Э. Брийе, главе фирмы «Шнейдер» — крупнейшего производителя вооружения, тем более, что тот уже имел некий подобный опыт, некоторое время до этого он забронировал трактор «Холт». В январе 1916 года при содействии Ж. Жоффра, фирма получила заказ на создание 400 машин. Позже эти машины станут известны под названием «Шнейдер» или СА1.

По каким-то неизвестным причинам начальник армейского управления моторизации отдельно от главнокомандующего разместил заказ на конструирование тоже 400 танков в фирме «FАМН» города Сен-Шамон, под названием которого танки и выйдут в серию.

Конкретная концепция танка сформулирована не была, поэтому Франция получила два разных образца танков, размещенных на базе гусеничного трактора «Холт». В отличие от английских танков гусеницы не охватывали корпус по периметру, они располагались с боков и под ним, а ходовая часть подрессоривалась, что значительно упрощало управление танками и повышало комфорт экипажа. Но из-за нависания передней части корпуса танка над гусеницами любая вертикальная преграда становилась непреодолимой.
После первых успехов Этьен снова обратился к Луи Рено, на этот раз он не отказал, тем более что Этьен смог более конкретно сформулировать задачу — легкий танк сопровождения пехоты на поле боя, с менее заметным силуэтом и меньшей уязвимостью. Результатом стал один из самых культовых танков мира — «Рено» FT.

Развитие танкостроения

До конца Первой мировой фирмой «FCM» разрабатывались тяжелые танки 1А, 1В, но дальше разработки прототипов дело не пошло.

После войны Франция имела самое большое количество боевых танков. На этой основе генерал Этьен пытался организовать самостоятельные танковые войска с разделением на легкие, тяжелые, и средние танки.
Генералитет думал иначе, и с 1920 года все танковые подразделения были отданы в подчинение пехоте. Появилось деление на пехотные и кавалерийские.

Но активность Этьена не прошла даром, до 1923года фирмой «FCM» выпускается 10 тяжелых многобашенных танков 2С, а компания «FАМН» выпускает целую серию легких танков образца 1921, 1924, 1926 и 1928года, под обозначением М21, М24, М26 и М28. На моделях этой серии французы первые в мире применили возможность двойной проходимости: гусеничный двигатель+ колеса. Тип движителя менялся в зависимости от обстоятельств. Самое оригинальное решение применялось на М24 и М26.

Жалея списать с таким трудом созданные «Рено» FT, их постоянно модернизировали. После очередной модификации в 1927году танк уже называется NS1, а NS3 становится прототипом D1, в 1936 году D1 «вырастает» в средний D2.

Не обошло Францию повальное увлечение 30-х годов танкетками. С 1931 до 1940 французы выпустили 6200 легких гусеничных машин UE компании «Рено», внешне напоминающие английские танкетки «Виккерс- Карден-Лойд» Мк VI. В войсках их называли «пехотными тракторами».

После принятия Францией в 1931 году программы моторизации армии, особое внимание уделяется только развитию колесных и разведывательных машин. Под эту программу компания «Рено» представляет легкий танк AMR. Не имея особой поддержки со стороны высших чинов. «Рено» и «FСМ» начинают совместный выпус тяжелого танка В1, во всех отношениях не ординарного танка.

Из-за непонимания возможностей танков и отводящимся им другорядным ролям поддержки пехоты, за 17 послевоенных лет Франция постоила всего 170 новых танков. Танковых войск страна на 1936 год не имела, на тот момент в армии числилось, кроме морально устарелых FT — 17 В1, 17 D2 и 160 D1. После известных событий в Испании и Эфиопии командование, понимая приближающуюся угрозу и полное не соответствие собственной армии новой маневренной войне, принимает 4-х летний план строительства армии. За период 1936-1940 годов должно было бы организовано 3 легкие механизированные, 2 танковые дивизий и 50 отдельных танковых батальонов оснащенных танками новых разработок.

Начинается массовое серийное производство только что созданных фирмами «Гочкис» и «Рено» легких танков Н35 и R35. (цифра в названии французских танков зачастую обозначает год создания).
Н35 считался кавалерийским. Компания «FСМ» представила интересную модель FCM36, но до начала войны из-за большой стоимости было выпущено только 100 шт.

В 1936 основным средним танком становится SOMUA S-35, который изначально создавался для действий в составе кавалерийских подразделений. Через отсутствие других подобных танков, ему приписывают роль танка способного самостоятельно решать тактические задачи.

На момент вторжения Германии на службе Франции состояло 2700 легких танков, немного больнее 300 средних, 172 тяжелых, старые 1600 «Рено» FT и 6 штук 2С. Хотя количество боевых машин и выросло, отсутствие понимания доктрины использования танков на поле боя и плохая подготовка и укомплектованность экипажей не принесли, каких-либо серьезных результатов, все танки были подбиты или перешли в руки немцев.

Современные танки Франции

После войны танкостроительная, как и другие промышленные отрасли, находилась в полностью разрушенном состоянии. На вооружении армии состояли американские или трофейные танки. Первый послевоенный танк ARL-44 выпустили в 1945 году, по сути, он являл собой воплощение довоенных идей, но ему и не отводилась «конкурентная» задача, выпуском 50 шт. возрождалось отрасль.

В соответствии с принятой в 1946г. программой танкостроения полноценное серийное производство началось с 1951г. легким танком АМХ-13, его отличительная черта — качающаяся башня.

Пытаясь догнать СССР, в 1951 году малой серией выпускается тяжелый танк АМХ-50, с виду очень напоминающий ИС-ы. Следующая модель тяжелого танка АМХ-65 была комбинацией «щучьего носа» ИС-а и копии Королевского Тигра.

Нишу средних танков занимал АМХ-63 поступающий, в войска с 1965года.

В том же году начал поступать на вооружение основной боевой танк АМХ-30, который со временем стал основой бронетанковых войск. Его дальнейшим развитием стала представленная в 1983году модель АМХ-40. Модели АМХ-32 и АМХ-40 разрабатывались исключительно на экспорт.

В конце 70-х специалисты Германии и Франции объединились для совместного создания танка «Наполеон-1» и KPz-3, в 1982 году совместные работы были прекращены. Но французы продолжили развивать общие наработки, в результате чего в 1991 году на вооружение армии начал поступать основной боевой танк третьего поколения АМХ-48 «Леклерк».

Серийные танки Франции

Название танка

Год выхода

АМХ-48 «Леклерк»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: