Детские общественные объединения: понятия, сущность. Детские общественные организации и объединения Виды государственной поддержки

Альтернативные скаутские организации были и есть порождением групп энтузиастов. Трудно определить черты, одинаково присущие всем им. Если в 1920-х гг. они не получили массовой поддержки в обществе из-за отрицания господствовавших церквей, совместного воспитания мальчиков и девочек (что в английском обществе не очень приветствовалось), участия в мероприятиях политических партий, то сегодня альтернативные движения и организации в сновном выступают за сохранение старых (“консервативных”) традиций, против модернизма, чрезмерной социализации скаутского движения. Хотя, конечно, это присуще далеко не всем группам (особенно новомодным). Сегодня трудно однозначно заявить, что обязательно победит это “новаторство”. Но в условиях, когда новолиберальные идеи завоевывают все больше сторонников (и не только в США), скаутинг вынужден будет либо измениться в очередной раз или резко и кардинально разделиться организационно. Так или иначе, и тогда и сейчас ни одно детское и подростковое движение не смогло противостоять массовому распространению скаутинга. Все эти группы не были и не являются какой-либо серьезной альтернативой скаутингу, существующему на принципах ВОСД или ВАГГГС.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, построенное на принципах самоуправления, самодеятельности и организационной самостоятельности.

Деятельность детской общественно организации регламентируется следующими государственными нормативными актами: Гражданский Кодекс РФ; Закон РФ “О некоммерческих организациях”; Закон РФ “Об общественных объединениях”; Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”.

По своему юридическому статусу детская общественная организация обладает следующими важнейшими признаками: наличие добровольного, официально оформленного членства. участие членов организации в управлении ее делами: выборы руководящих органов, контроль за их деятельностью, выработка программ деятельности организации и т.п. участие в обеспечении имущественной основы организации и организационно-структурная самостоятельность.

Цель деятельности ДОО можно рассматривать в 2-х аспектах. С одной стороны – как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой стороны как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые создавшие эту организацию для детей.

Детская общественная организация Свердловской области «Соболята» работает на территории Свердловской области 2,5 года. Главная цель организации - помочь юным жителям Свердловской области в гражданском становлении. Благодаря ее деятельности Свердловская область должна получить социально-полезные дела детей сегодня, и самостоятельных и активных взрослых граждан завтра.

Ежедневная деятельность отряда "соболят" планируется таким образом, чтобы дети имели возможность приобретать необходимые им знания по тем или иным специальностям не только теоретически, но и через участие и организацию различных мероприятий, акций, праздников, сборов, походов и т.д.

Каждый отряд (территориальная организация "Соболята") сдает план своей деятельности, принятый на совете отряда (организации) в областной совет детской общественной организации Свердловской области "Соболята", 1 раз в три месяца. Кроме того, к плану прикладывается информационный отчет о работе отряда (организации) за предыдущие три месяца.

Изучив ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Соболята» мы пришли к выводам:

־большинство членов первичной организации идеалами своего

־объединения считает Правду и Добро;

־законы деятельности первичной организации и свое участие в ней основывает прежде всего на Дружбе;

־реализацию своих прав видит в существовании Равенства и Справедливости;

־из всех обязанностей и поступков членов объединения наиболее ценит Дела;

־основными нормами объединения считает Добровольность и Творчество;

־принципами деятельности первичной организации - Духовность и Гуманизм;

־ориентирами для деятельности - Милосердие и Миротворчество;

־заботами для своих дел и размышлений - Семью и Общество;

־организационная структура и деятельность первичной организации БРСМ построена, по мнению ее членов, прежде всего на принципе Сотрудничества.

Участие в деятельности детских объединений дает детям и молодым людям богатый неповторимый опыт общения, романтики, приключений, а также формирует активную гражданскую позицию, ответственность, инициативность и целеустремленность, знакомит с демократическими и правовыми нормами. Волонтерская деятельность на благо других людей, природы формирует в активистах детского движения нравственные ценности, гуманные качества. Такие дети и молодые люди могут принести много пользы обществу и своей стране.

Список использованных источников и литературы

2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24июля 1998г. .№124-ФЗ)Закон РФ об образовании (12.05. 1995)

4. Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” (28 июня 1995г. №98 –ФЗ).

5. Актуальные проблемы современного детства: Сб. научных трудов. Вып. 4.

6. Богомолова Л.В., Голубева Т.Л. Подростковая культура. На подступах к диалогу. - М., 1992.

7. Борисова Л.А. Детское движение в современном обществе: концепция развития и воспитательные возможности // Народная школа. 1995. №6.

8. Быков А.К. // Социальные Технологии, Исследования, №2,2005. - с. 58-63

9. Детское движение. Вып.4Под руководством Т.А.Васильевой.Сост. и ред.:Т.В. Трухачева – М.,2004

10. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Н. Тагил, 1995.

11. Детское движение Москвы Ресурсы развития. Материалы социологического исследования. Сборник статей / под редакцией М.Е Кульпединовой. - М.: ИСПС РАО, 2005.

12. Детское движение. Вып.1. Сост. Т.В. Трухачева – М.,2004

13. Дымовска М., Колодзейчик У., Лимановска Б., Секутович К., Ставицка Б. Как эффективно действовать в организации - Варшава: Центр Инф. Жен. Об-в ОСЬКА, 1999. -164 с.

14. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001.

15. Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения. / Проблемы выживания. 2003. №6.- С.73-83.

16. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).- М., Наука, 1988.

17. Крупская Н.К. РКСМ и Бойскаутизм // Вожатый. 1990. №1-2.

18. Кудинов В.Т. Общественное движение и организации детей и молодежи в России в XX веке: Афтореферат дис... д-ра пед. наук. -СПб., 1994.

19. Кульпединова М.Е. Детские общественные объединения как субъект воспитания. - М., 2002

20. Лебедев Д.Н. Подготовка юных организаторов. - М., 1993.

21. Максимова И.А., Федорова М.И. Что хотят школьники от детских общественных организаций. Воспитание школьников.2004, №6.

22. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков. Монография. – Ижевск: ГОУВПО «УдГУ», 2005. – 352 с.

23. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Развитие социального партнерства в детском общественном движении // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы Международной научно-практической конференции 24-26 июня 2004 г.: В 2 кн. Кн. 1. Ежегодник Российского психологического общества / Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. М.-Ижевск, 2004. С. 139-144 (50%)

24. Мальцева Э.А. Детская общественная организация и социальное воспитание // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конференции 1-4 декабря 2005 г. / Отв. ред. Э.А. Мальцева, О.А. Фиофанова. Ижевск: УдГУ, 2005.

25. Мальцева Э.А. Законы детских объединений и организаций. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 72-74.

26. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 77-78.

27. Мальцева Э.А. Цель детского объединения. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 83-84.

28. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Детские общественные организации как объект и субъект социальной работы. Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 года / Под ред. Вострокнутовой Т.Ф., Сунцовой А.С. Ижевск: Издательство Министерства социальной защиты, 2005. С. 15-20.

29. Мальцева Э.А. Детская общественная организация // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 54. (20%)

30. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Концепция взаимодействия государства и детского общественного объединения // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 140.

31. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 250-251. (75%)

32. Мальцева Э.А. Социальное воспитание в деятельности педагога и детских общественных организаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». - 2006. - Т. 12. - № 1. - С. 85-87.

33. Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. - М., 1997.

34. Никитина А.Е., Тетерский СВ. Общественные объединения социальных и молодежных институтов: Сб. док. и матер. - М.: АСОПиР, 1997.

35. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями: Сб. мат. и докл. Вып. 1. - М., 1995.

36. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национальный план действий в интересах детей). - М.: Синергия, 1997.

37. Пятков А.Г. Оппозиция в молодежном движении в 20-х годах: мифы и реалии: Автореф. дис... канд. истор. наук. - М.: Знамя, 1974.

Публикации

Детские общественные организации: инвариант и вариативность

Издание: Нар. образование.– 2007.– №7.– С. 207–214

Сущность детских общественных организаций

Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях: возрастной, социально-педагогической, общественной, организованной.

Возрастные особенности общественных организаций подростков связаны с принадлежностью к одному поколению и возрасту.Они определяются атрибутами повседневности, общими ориентациями, настроениями и ожиданиями. Различие между миром взрослых и миром детей определяется разницей в степени социальной зрелости, отличием в уровне полноправного участия в системе социальных отношений. Пространство проявления особенности детского мира – культура, право и социальное взаимодействие. Культура взрослых – господствующая, а детская (подростковая) является субкультурой. В правовом плане – взрослые – дееспособны, а дети – не дееспособны, поэтом детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемые в правовом плане группы населения. В социальном смысле взрослый человек ориентирован в своей деятельности на продуктивность, рационализм, а для ребенка прежде всего важен процесс, эмоциональное состояние.

Социально-педагогическая составляющая в детско-подростковых общественных организациях существенно ограничена в правовом аспекте. Правовой статус вожатого может быть не выше, чем у подростков – участников сообщества. Характерной чертой детских общественных организаций является их автономность по отношению к государственной системе образования.

В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и метод работы, являются примером некоммерческих организаций. Они потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной власти и бизнеса. В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» – поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Спонсорами могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие структуры.

В организационном плане детско-подростковое общественное объединение обладает чертами любой социальной организации. Существенным является наличие корпоративных ценностей и символики, которые регламентируют поведение участников группы.

Характерные черты детских общественных организаций

В качестве первой характерной черты детских общественных организаций следует рассматривать добровольность вхождения в них учащихся. Она связана с потребностью в общении, в новом социальном статусе, в самореализации и самоутверждении, стремление принести пользу обществу. Детская общественная организация предлагает ему писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых.

Вторая характерная черта – назначение детских общественных организаций, которое можно рассматривать как цель, которую ставят перед собой дети и как воспитательные задачи, которые решает взрослое сообщество. Эти задачи – составляющие духовно-ценностной ориентации на: самоорганизацию добровольной совместной деятельности, преобразование окружающей действительности, самосовершенствование, осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей.

Третья характерная черта – опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового взаимодействия, корпоративную культуру.

Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях. С одной стороны субъектом выступает вся организация, с другой – существенную роль играет взрослый, участник детской общественной организации. Процесс организации деятельности в сообществе становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг, что означает: консультирование подростков, использование технологии развития способностей, отказ взрослого от экспертной позиции, создание условий для принятия подростком решений.

Вариативность форм детских общественных организаций

Формы детских организаций (объединений), встречающихся наиболее часто:

«общество любителей» (группа собравшихся для реализации сходных интересов); «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой); «добровольцы (группа, ориентированная на служение обществу); «коммуна» (объединение для решения актуальных задач по месту жительства, работы или учебы).

Ключевым словом для понимания ядра деятельности «общества любителей»

является хобби, увлечение. Общественная организация становится условием для успешных занятий своим любимым делом. Деловые отношения в обществе носят либеральный характер, отличаются высокой степенью свободы и независимости.

Вторая распространенная форма детских общественных организаций «группа добровольцев». Добровольцами, или волонтерами, называют лиц, добровольно оказывающим помощь нуждающимся. Главная задача таких объединений – глубоко внутренняя, личностная. За счет сплоченности и чувства ответственности ее членов она достигает весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. Главное в этой группе – ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность. Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров.

Данную форму отражает общественная детская организация «Лига юных журналистов». Представители Лиги участвуют в фестивалях и конкурсах кино-теле-видопрограмм, конкурсах детского и юношеского радо, прессы, информационных форумах. Примером также такой формы объединений может служить Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» (ДИМСИ). В основе идеологии организации – добровольческое служение молодежи в гражданском обществе.

К третьей форме организации можно отнести деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Межрегиональной детско-юношеской организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей». В таких объединениях для значительного числа подростков приход в отряд – это испытание себя, самоутверждение и самореализация. Ведущим способом бытия отряда является инициация – специфическая форма продвижения в социальном статусе. Участники объединения включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, марш-бросок.

Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций позволяет отнести их также к третьей форме.

Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации «коммуна», характерен способ совместного решения актуальных проблем в обустройстве окружающей жизни. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммуны – социальное проектирование. В организации преобладает демократический стиль межличностных отношений, взрослые выполняют роль консультантов или руководителей отдельных проектов.

В чистом виде формы детских общественных организаций встречаются редко, но в каждой из них можно обнаружить доминанты, характерные для той или иной формы, объединения.

  • Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
  • § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
  • § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
  • § 3. Профессиональное самовоспитание учителя
  • § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
  • Общие основы педагогики
  • Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке
  • § 1. Общее представление о педагогике как науке
  • § 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • § 3. Образование как социальный феномен
  • § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
  • § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
  • § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
  • § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
  • § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • § 4. Организация педагогического исследования
  • § 5. Система методов и методика педагогического исследования
  • Глава 7. Аксиологические основы педагогики
  • § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
  • § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
  • § 3. Образование как общечеловеческая ценность
  • Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
  • § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • § 2. Сущность социализации и ее стадии
  • § 3. Воспитание и формирование личности
  • § 4. Роль обучения в развитии личности
  • § 5. Факторы социализации и формирования личности
  • § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Глава 9. Целостный педагогический процесс
  • § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
  • § 2. Педагогическая система и ее виды
  • § 3. Общая характеристика системы образования
  • § 4. Сущность педагогического процесса
  • § 5. Педагогический процесс как целостное явление
  • § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
  • Теория обучения
  • Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
  • § 2. Функции обучения
  • § 3. Методологические основы обучения
  • § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
  • § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
  • § 6. Виды обучения и их характеристика
  • Глава 11.Закономерности и принципы обучения
  • § 1. Закономерности обучения
  • § 2. Принципы обучения
  • Глава 12. Современные дидактические концепции
  • § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
  • § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
  • Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности
  • § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
  • § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
  • § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
  • § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
  • § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
  • Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
  • § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы
  • Глава 14. Формы и методы обучения
  • § 1. Организационные формы и системы обучения
  • § 2. Виды современных организационных форм обучения
  • § 3. Методы обучения
  • § 4. Дидактические средства
  • § 5. Контроль в процессе обучения
  • Теория и методика воспитания
  • Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
  • § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
  • § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания
  • § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
  • Глава 16.Воспитание базовой культуры личности
  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
  • § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
  • § 3. Формирование основ нравственной культуры личности
  • § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
  • § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
  • 6. Воспитание физической культуры личности
  • Глава 17. Общие методы воспитания
  • § 1. Сущность методов воспитания и их классификация
  • § 2. Методы формирования сознания личности
  • § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта Общественного поведения личности
  • § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
  • § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
  • § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
  • Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания
  • § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
  • § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
  • § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
  • § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива
  • § 5. Основные условия развития детского коллектива
  • Глава 19. Воспитательные системы
  • § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы
  • § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
  • § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
  • Педагогические технологии
  • Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя
  • § 1. Сущность педагогической технологии
  • § 2. Структура педагогического мастерства
  • § 3. Сущность и специфика педагогической задачи
  • § 4. Типы педагогических задач и их характеристика
  • § 5. Этапы решения педагогической задачи
  • § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
  • Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
  • § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
  • § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
  • § 4. Планирование работы классного руководителя
  • § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника
  • Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
  • § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
  • § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
  • § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
  • § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другим и видами развивающей деятельности
  • § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
  • § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
  • Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
  • § 2. Понятие о технологии педагогического общения
  • § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
  • § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
  • § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
  • § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • Управление образовательными системами
  • Глава 24. Сущность и основные принципы управления
  • § 1. Государственно-общественная система управления образованием
  • § 2. Общие принципы управления образовательными системами
  • § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
  • Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
  • § 1. Управленческая культура руководителя школы
  • § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
  • § 4. Функция организации в управлении школой
  • § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
  • § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
  • § 2. Педагогический коллектив школы
  • § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
  • § 5, Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
  • Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
  • § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
  • § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

    Детские общественные объединения как институт воспитания.

    Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских общественных объединений - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

    На смену Всесоюзной пионерской организации - единой, монопольной, массовой - пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ - республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. Федерация детских организаций "Юная Россия" объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).

    Одновременно с официально оформленными создаются и действуют неформальные, стихийно возникающие детско-молодежные объединения, которым отдают предпочтение до 30 процентов молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения-"тусовки" различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной), национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. "Тусовки" представляют собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент воздействия на детей и молодежь.

    Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития.

    Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения - основной формы детского движения.

    Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность.

    В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Классический пример детской организации - пионерская, скаутская.

    Современная ситуация деполитизации детского движения, его ориентированность на гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения получили право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с различными государственными структурами как равные партнеры на принципах взаимодействия, сотрудничества, на договорной основе.

    Еще одна важная особенность современных детских общественных структур - их право выбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного вожатого, представителя молодежной, взрослой общественной структуры, нет единого педагогического руководства в лице профессионалов. Куратором (руководителем, лидером) детского объединения может быть практически любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности, образования, партийной принадлежности, действующий в рамках Декларации о правах ребенка и законов Российской Федерации.

    Нет ограничений в базировании детских общественных объединений. Они могут создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, по месту жительства.

    Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы. Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат - позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.

    Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

    В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, не противоречащий "детской" цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

    Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

    Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

    Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

    Типы детских общественных объединений. Объединения детей различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.

    По содержанию деятельности детские объединения могут быть трудовыми, досуговыми, общественно-политическими, религиозными, патриотическими, познавательными и др. Трудовые объединения детей реализуют задачи организации их трудовой деятельности. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.

    Досуговые, общественно-политические, патриотические и другие объединения предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.

    По длительности существования детские общественные объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т.д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т.п.).

    По характеру управления среди детских общественных объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.

    Л. В.Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представляет в следующих типичных вариантах.

    Первый вариант - школа как государственное образовательное учреждение и детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону "О поддержке детских, молодежных общественных объединений", принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.

    При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе реализации общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.). Субъекты СПО-ФДО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют на базе разработанных социально ориентированных программ ("Игра - дело серьезное", "Орден милосердия", "Школа демократической культуры" и др.). Программы, проекты ФДО "Юная Россия", ориентированные на гражданское воспитание, индивидуальное развитие, социальную адаптацию ребенка ("Возрождение", "Школа социального успеха"), на воспитание и развитие младших школьников ("Четыре плюс три", "Маленький принц Земли"), успешно используются в обновлении воспитательных систем школ.

    На базе школы могут создаваться и действовать "форпосты", первичные структуры (дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации, членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы или способствуют ее созданию (создают пресс-центры, организуют клубы, проводят походы-экспедиции).

    Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью детских общественных объединений, четко выраженной их спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному общественному объединению, организации, строя отношения по принципу целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему школы за ее стены, сделать более открытой, социально значимой, результативной. Новая позиция учеников - членов детского общественного объединения позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание, организацию, гуманизируя отношения "взрослый-ребенок". Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно способны вывести воспитательные системы школ из состояния кризиса и хаоса.

    Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных объединений как равных партнеров только зарождаются.

    Второй вариант - более распространенный. Его суть заключается в том, что отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной структуры строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной.

    Детское объединение в этом случае - важный компонент системы, находящийся в тесной взаимосвязи с основными ее структурами. Другими словами, взаимодействие этих двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне государственных и общественных (самодеятельных) ее структур (управление и самоуправление, класс - детское объединение, государственные учебные программы и программы детских объединений во внеучебное время и т.д.).

    Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.

    Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

    Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

    Разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

    Школьными (ученическими) организациями; детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

    Временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;

    Профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

    Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.

    Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

    Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

    Вопросы и задания

    1. Дайте определение воспитательной системе.

    2. Какова структура воспитательной системы?

    3. В чем суть движущих сил развития воспитательной системы?

    4. Раскройте содержание основных этапов развития воспитательной системы.

    5. Каковы критерии эффективности воспитательной системы?

    6. Дайте характеристику основных зарубежных и российских воспитательных систем.

    7. Каковы функции, права и обязанности классного руководителя?

    8. Назовите основные формы работы классного руководителя с учащимися.

    9. Каковы роль и место классного руководителя в функционировании и развитии воспитательной системы?

    10. Назовите основные особенности и типы детских общественных объединений.

    11. Охарактеризуйте основные варианты взаимодействия школы и детских общественных объединений и их влияние на функционирование и развитие воспитательной системы.

    "

    Детские организации современной России

    Де́тские организа́ции совреме́нной Росси́и - совокупность различных общественных организаций, объединений и неформальных сообществ граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет.

    Описание

    Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Детские организации условно можно разделить на общественные и неформальные.

    Детские общественные организации часто предполагают сложную структуру и документальное оформление, разработку устава, создание системы руководящих органов. К общественным организациям относятся ассоциации, федерации, союзы, лиги, фонды и т. п. Неформальными организациями называют стихийно возникающие группы детей. Как правило, но не всегда они стоят в стороне от общественных проблем, часто возникают на основе любительских интересов или групп интересов, развлекательных предпочтений. Есть и антисоциальные неформальные организации, например криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.

    Границы понятий «детский», «подростковый» и «юношеский» определяют по-разному. В современной педагогике и возрастной психологии исследователи наиболее часто выделяют детство (ранее, дошкольное, младшее школьное) - возраст с 1 года до 10-12 лет, подростковый возраст с 11-12 до 15-16 лет и раннюю юность с 15 до 18 лет. Однако Конвенция ООН о правах ребёнка и конституция Российской Федерации считают детьми всех граждан от рождения до 18 лет - именно в 18 лет наступает гражданское совершеннолетие. Поскольку детские организации относятся к сфере общественной деятельности, к ним применяют юридическое определение детского возраста - до 18 лет.

    До революции

    В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций.

    Майские союзы

    На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных, идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус (Zacharias Topelius ). В собственно России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елисаветино Псковской губернии вернувшейся из Великого княжества Финляндского помещицей Е. Е. Вагановой.

    Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9-11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).

    Сетлементы

    В начале 1900-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах получило распространение международное движение сетлементов, посёлков культурных людей среди бедного населения (от англ. settlement ), зародившееся в 1860-е годы в Англии. В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 году педагог Станислав Шацкий.

    В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь».

    Скауты

    Однако официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 года. В этот день в Павловске под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов. Движение скаутов было основано в Великобритании в 1907 году Робертом Баден-Пауэллом (Robert Baden-Powell ). Его книга-учебник скаутинга «Юный разведчик» (англ. « Scouting for boys » ) была издана в России в 1908 году.

    Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России. Наиболее интенсивно оно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах России. В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию и беседовал о перспективах скаутинга с императором Николаем II. Скаутом был и царевич-наследник Алексей. В 1926 году, однако, скаутские организации были официально запрещены - им пришли на смену пионеры.

    Для воспитания пролетарских детей в первые дни после революции 1917 года в различных городах страны стали создаваться детские клубы. Зародилась система внешкольного воспитания. Были открыты детские художественные и спортивные школы, станции юных натуралистов и юных техников. Дети становились активными участниками многих общественно-политических явлений.

    Возникновение пионерии

    Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

    19 мая 1922 года II Всероссийская конференция Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) решила распространить этот опыт на всю страну. Этот день стал днём рождения пионерской организации. Весной 1923 года в Москве, а летом-осенью и в других регионах страны, при пионерских отрядах стали возникать группы младших детей - октябрят. 21 января 1924 года пионерская организация получила имя Владимира Ленина, а с марта 1926 года она стала всесоюзной. С 18 по 25 августа 1929 года в Москве состоялся первый всесоюзный слет пионеров.

    Проблемы детских объединение исследовались такими теоретиками, как А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова, Д.Н. Лебедев, Л.В.Кузнецова, Е.А. Дмитриенко, М.Р. Мирошкина и др. Анализ даваемых этими авторами определений позволяет выделить три содержательных смысла понятия «детское общественное объединение».

    С точки зрения социологии детское общественное объединение рассматривается как вид социального движения. Социологи полагают, что «социальное движение - это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели - изменить свой социальный статус; общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные); общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» (Т.В. Трухачева) .

    Перенос с общего понятия социального движения на детское движение (объединение, организацию) делает С.К. Булдаков. Рассматривая детское общественное объединение как социальный институт, он определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций». По мнению С.К. Булдакова, детские общественные объединения, являясь социальным институтом, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях. Как социальный институт, считает автор, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта .

    В.И. Пригожин выделяет следующие ее особенности: цели ее вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников; регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых; членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников .

    Е.А. Дмитриенко рассматривает детское общественное объединение как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; организационная пластичность и динамичность; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы .

    Таким образом, детское движение (объединение, организация) - это:

    объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества;

    субъективная социальная реальность общественного устройства, в которой отразилась наиболее прогрессивная общественно-политическая самодеятельность подрастающего поколения;

    конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций, формирований;

    составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся в целях накопления социального опыта;

    одна из форм социальной активности детей и подростков;

    способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников;

    социальная разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация; совокупность координированных совместных действий особой социально-демографической группы детей, объединяющихся с помощью взрослых в различного рода формирования в целях изменения своего статуса и положения в обществе для достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни;

    способ реализации возможности детей участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать действия по улучшению окружающего мира.

    Общественным считается детское объединение, которое:

    создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

    осуществляет социально-творческую деятельность;

    не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

    К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

    Детская организация - самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

    Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций - добровольность. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

    Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.

    Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:

    создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;

    создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;

    привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;

    создавать органы детского самоуправления;

    организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;

    развивать правовую культуру личности;

    осуществлять профилактику асоциального поведения.

    Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов.

    Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.

    Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., дети тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей.

    Детские и молодежные объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности.

    Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества; возникновение чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивным примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни .

    Детским объединениям присущи следующие основные функции :

    развивающая - обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;

    ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;

    компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

    Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:

    организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

    масштабов и уровней;

    целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);

    организационных структур, их внешнего оформления.

    Таким образом, сущность детских и молодежных объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка на основе социально значимой деятельности.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: