Что такое абзац в русском языке. Значение слова «абзац

АБЗАЦ, -а, м. 1. Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый а.


Смотреть значение АБЗАЦ в других словарях

Абзац — красная строка
синоним:отступ
Словарь синонимов

Абзац — абзаца, м. (нем. Absatz) (спец.). 1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими........
Толковый словарь Ушакова

Абзац М. — 1. Отступ вправо в начале первой строки какой-л. части печатного или рукописного текста; красная строка. 2. Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся........
Толковый словарь Ефремовой

Абзац — -а; м. [нем. Absatz].
1. Отступ вправо в начале первой строки какой-л. части текста; красная строка. Начать с абзаца. Сделать а. при наборе.
2. Часть текста между двумя такими........
Толковый словарь Кузнецова

Абзац — Это слово, обозначающее отступ в начале строки или текст между двумя такими отступами, заимствовано в 60-е годы XIX в. из немецкого языка, где слово Absatz имеет такое же значение.
Этимологический словарь Крылова

Абзац Нормативного Правового Акта — - часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который........
Юридический словарь

Абзац — (нем. Absatz) - 1) отступ в начальной строке текста. 2) Часть текста(сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство ивыделяемая отступом в 1-й строке.
Большой энциклопедический словарь


Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.
Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т. е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоцио-
нально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуальноавторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.
Абзац и сложное синтаксическое цёлое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического- оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-сти- листическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например:
Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака, - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью и о ней знали только огни, ночь и проволоки... (А. Чехов).
Но совпадение сложного синтаксического целого с абзацем не обязательно. Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое и объединить несколько синтаксических целых. Особенно это свойственно художественным текстам. В научных же текстах совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организяцию речи.
Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой
и темнее, чем она была на самом деле. Н Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. И Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где- то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (А. Чехов). В одном абзаце три синтаксических целых.
Абзацное членение преследует одну общую цель - выделить значимые части текста. Однако выделяться части текста могут с разными конкретными целевыми установками. Соответственно этому различаются и функции абзаца.
[В диалогической речи абзац выступает формальным средством разграничения реплик разных лиц. Например:
  • Вы, верно, нездешние? - сказала она.
  • Точно так с: я вчера только приехала из провинции.
  • Вы приехали с вашими родными?
  • Никак нет-с. Я приехала одна.
  • Одна! Но вы так еще молоды.
  • У меня нет ни отца, ни матери.
  • Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
  • Точно так с. Я приехала подать просьбу государыне.
(А. Пушкин)
В монологической речи абзац может выполнять разные функции - логико-смысловую, акцентно-выделительную, экспрессивно-эмоциональную. Причем функции абзаца тесно связаны с характером текста, его стилевой характеристикой.
ЦГексты официально-деловые, научные, научно-популярные, учебные ориентируются на логико-смысловой принцип абзацного членения, хотя в ряде случаев не чужд этим текстам и принцип акцентно-выделительный (например, в текстах законов, постановлений и т. д. абзацное членение может разрывать даже отдельное предложение, имеющее ряд однородных синтаксических компонентов).
^художественных текстах, где выявляется функциональное разнообразие абзацев, та же акцентно-выделительная функция подчиняется функции эмоционально-экспрессивной.
Абзац, разрывающий единое синтаксическое целое, исполняет акцентную роль, когда важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в описании, в раскрытии той или иной темы. Такова роль абзацев в следующем тексте, представляющем собой одно сложное синтаксическое целое (абзацев - пять):
Бывает такая душевная уверенность, когда человек может сделать все.
Он может почти мгнрвенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.
Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. Он может придумать множество удивительных рассказов.
Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. Он был спокоен и счастлив. Но не только любовью Щербатовой. Разум говорил, что любовь может зачахнуть в разлуке. Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими замыслами, всепроникающим присутствием поэзии (К. Паустовский).
Сплошной письменный или печатный текст, не разбитый на абзацы, не только труден для чтения, но и проигрывает в смысловом отношении", так как не выделяются структурно-логические части, из которых он_состоит. И совсем иначе выглядит текст в произведениях мастеров художественной прозы:
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира...
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде (К. Паустовский).

Абзац

Абзац

АБЗАЦ - отрезок письменной речи между двумя красными строками. А., обозначая своего рода «цезуру» (см.), является единицей членения, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая какой-нибудь его момент (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение какой-нибудь фразы в особый А. усиливает падающий на нее смысловой акцент. А. - мало исследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие А. в импрессионистической прозе - симптомы раздробленности, афористичности мысли; или напр. возвращение к длинному А. в несколько страниц у М. Пруста (см.), связанное со стернианской, так наз. «спиралевидной цикличностью» его изложения. Особенно выразителен А. у А. Белого (см.), к-рый выделяет в особые А. даже отдельные части фразы, подчеркивая этим тематическую значимость, ритмическое развитие выделяемых частей.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Абза́ц

(нем. absatz), фрагмент текста, выделенный графически – отступом. Деление на абзацы выявляет структуру текста: абзац составляет шаг в его конструировании, порцию смысла, и чтение «по абзацам» помогает воспринимать текст. Абзацем называют и сам отступ в тексте, иначе красная строка (выражения с абзаца/с красной строки).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Абзац

АБЗАЦ - в первоначальном значении своем - то же, что и красная строка . Но А. означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками . Абзац можно рассматривать с двух точек зрения: 1) целесообразности начертательной, 2) целесообразности поэтической. Начертательная целесообразность абзаца в том, что он придает книге или рукописи более эстетичный вид, внося некоторое разнообразие в однообразный рисунок параллельных строк; кроме того, абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками. Эти свойства абзаца служат косвенно и целям поэтического воздействия, как это можно утверждать и о других внешних особенностях книги или рукописи. Но абзац имеет и непосредственную поэтическую целесообразность: его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов. Группировки образов в абзаце производятся как по их статической связи, так и по связи динамической: так, характеристика действующего лица, описание местности и пр., устанавливающие статическую связь между абзацами, требуют, обычно, красной строки ; точно также красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в романе или повести, где события даются по преимуществу, в динамической их связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчеркивает логическую связь между идеями. Абзац отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении или отрывке. Так как употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами, то и в обычном его употреблении проявляется художественное намерение автора и здесь его применение в значительной мере субъективно. Единственное, на практике установленное ограничение в этой области требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы. Художественные возможности абзаца, все же, наиболее выявляются тогда, когда он нарушает установленную традицию. Неожиданные абзацы Андрея Белого придают особую нервную напряженность его художественной прозе. Необычно-короткие абзацы газетного фельетона или передовой статьи делают речь отрывистой, создавая впечатление лаконизма и особой значительности. Еще более явственна выразительная сторона абзаца, когда художник устанавливает внутреннее взаимоотношение слов, не совпадающее с взаимоотношением внешним. Так, Андрей Белый отделяет красной строкой слова, заключенные в скобки и разъясняющие предыдущую фразу, ибо для него эти слова имеют вполне самостоятельное субъективное значение. Иные абзацы Андрея Белого разбивают и самую фразу, не совпадая даже с грамматическим строем и тем более выделяя субъективный смысл для А. Белого отдельных частей. В стихотворной речи абзац совпадает со строфой. Но строфа, благодаря небольшой обычно длине стихотворной строчки, - гораздо меньше, чем абзац прозаический, служит типографским целям. Строфа может быть произвольной величины, но в поэтической практике наблюдается предпочтительное употребление некоторых излюбленных ее видов (см. слово строфа ); наряду с этим, в каждом почти стихотворном произведении наблюдаемся строфическое единообразие (впрочем, здесь возможны отклонения, пример чему - поэмы Байрона, где каждая строфа произвольна по величине). В строфе явственно проступает ритмический ее смысл. В прозаическом абзаце ритмический смысл не столь подчеркнут, но столь же несомненен. Совершенно явственной ритмической особенностью служит здесь пауза, отделяющая один абзац от другого. Тем, что недостаточно разработана еще теория ритма художественной прозы, затрудняется и изучение абзаца. Мы ощущаем разницу между абзацем Гоголя и абзацем Л. Толстого, сходство между абзацами Пушкина и Кузмина, но проверка этого впечатления при помощи объективных показателей была бы затруднительна. Определять величину абзаца по количеству входящих в него фраз не было бы целесообразно, - во-первых, потому, что не всегда абзац совпадает с фразой (пример чему - абзац Андрея Белого), во-вторых, потому, что самая фраза не есть достаточно определившаяся мера (фраза Л. Толстого, например, длиннее и сложней, чем фраза Пушкина). Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Проблема поставлена в книжке Михаила Лопатина («Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина». «Омфалос» 1918, 2-е изд., Петроград - Одесса). Автор выясняет логическую роль абзаца, видя его значение в том, что он выделяет главные идеи и облегчает тем восприятие мысли.

Валентина Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Абзац" в других словарях:

    Абзац - АБЗАЦ в первоначальном значении своем то же, что и красная строка. Но А. означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками. Абзац можно рассматривать с двух точек зрения: 1) целесообразности начертательной, 2)… … Словарь литературных терминов

    - (нем. Absatz от ab от и setzen класть, ставить.). Начало текста, новая строка при типографском наборе букв. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБЗАЦ нем. Absatz, от ab, от, и setzen, класть, ставить.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Котёнку [больше срать не будет]. 1. Разг. Шутл. Все кончено с кем л., с чем л. УМК, 47; Максимов,11. 2. Жарг. шк. Шутл. Об ученике, отвечающем урок у доски. ВМН 2003, 17. Взять абзац. Жарг. мол. Сделать три затяжки при курении. Никитина 2003,15.… … Большой словарь русских поговорок

    абзац - АБЗАЦ, а, м. 1. Нечто странное, особенное, необычное, выдающееся. Я такого абзаца еще не видел. 2. Конец, окончание чего л. Под самый абзац работы явился, козёл, а деньги просит. 3. в зн. межд. Выражает любую эмоцию. Абзац, сколько народу!… … Словарь русского арго

    Абзац - часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемое отступом в первой строке, и начинающаяся с прописной (заглавной) либо строчной буквы. Абзац заканчивается точкой либо точкой с запятой, если предыдущий абзац заканчивается… … Официальная терминология

    АБЗАЦ, абзаца, муж. (нем. Absatz) (спец.). 1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    абзац - (неправильно абзац) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (нем. Absatz) 1) отступ в начальной строке текста.2) Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1 й строке … Большой Энциклопедический словарь

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова абзац

абзац в словаре кроссвордиста

абзац

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

абзац

абзаца, м. (нем. Absatz) (спец.).

    Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац.

    Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

абзац

    Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца.

    Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый а.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

абзац

    Отступ вправо в начале первой строки какой-л. части печатного или рукописного текста; красная строка.

    Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

абзац

АБЗАЦ (нем. Absatz)

    отступ в начальной строке текста.

    Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.

Абзац

(нем. Absatz ≈ красная строка, буквально ≈ уступ),

    отступ в начальной строке печатного или рукописного текста.

    Часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

Википедия

Абзац

Абза́ц - отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Абзац, обозначая своего рода « цезуру », является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент. Абзац способствует правильному и быстрому восприятию текста.

Абзац - малоисследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие абзацы в импрессионистической прозе - симптомы раздробленности, афористичности мысли; или например возвращение к длинному абзацу в несколько страниц у М. Пруста, связанное со стернианской, так называемой «спиралевидной цикличностью» его изложения. Особенно выразителен абзац у А. Белого, который выделяет в особые абзацы даже отдельные части фразы, подчёркивая этим тематическую значимость, ритмическое развитие выделяемых частей.

Для выделения абзаца его, помимо новой строки, печатают с красной строки , то есть отделяют вертикальным отступом от соседних абзацев и/или делают абзацный отступ.

Контроль висячих строк - слежение за тем, чтобы при переносе абзаца на следующую страницу не получилось одинокой строки.

Абзац (значения)

Абза́ц :

  • Абзац - раздел, часть текста.
  • « Абзац » - издательская антипремия.
  • « Абзац » - литературный альманах.

Примеры употребления слова абзац в литературе.

Я прошу разрешения Суда огласить второй абзац из ноты Народного комиссара иностранных дел Союза ССР от 27 апреля 1942 г.

Я хотел бы огласить, с разрешения Трибунала, первый абзац этого документа, который очень многое раскрывает как о сотрудничестве со стороны транспортных служб, так и в отношении страшной ментальности нацистских властей.

Этот абзац свидетельствует о том, что еще до того, как они захватили власть в Германии, нацисты замыслили план подавить террором любую потенциальную оппозицию, и слова, сказанные Фриком Зегеру, находятся в полном соответствии с заявлением, сделанным им ранее - 18 октября 1929 года.

В данном случае также нет возражений против распространения слухов о таком дополнительном наказании в соответствии с соображениями, изложенными выше в разделе 3, абзац 3, если это будет представляться целесообразным для усиления устрашающего воздействия.

Я хочу, чтобы Вы обратили внимание на четвертый абзац , 11-я страница, абзац 4 в немецкой книге документов, в котором он дает некоторые сведения о Вас.

Сделаем абзац для перекура и обрисуем некие фигуры, занимающие в Глухомани некие кормящие кресла.

Полный абзац , потому что подобного я не испытывал за всю свою двадцатисемилетнюю жизнь.

Нет, надо сделать абзац , перекурить с толком и неторопливостью, а уж потом - продолжить рассказ, где и как я познакомился с Кимом.

Неприятный абзац , но абзац ев из рукописи, именуемой жизнью, уже не исключишь.

Пытаться разобрать каждый абзац один за другим - значит даром тратить драгоценное время.

Напротив, надо выбрать один абзац - такой, который представляет наибольший интерес.

Уж очень редки случаи, когда первый абзац дается без боя, без трепки нервов, без сомнений и поисков, легко и естественно.

Последний абзац Итак, имея тему и концепцию, собрав и обработав материал, составив план и обдумав сюжет, обезопасив себя от штампов, преодолев сопротивление первого абзац а и нащупав таким образом верный тон повествования, и т.

Абзац

отступ; набор текста с новой строки в начале новой главы, раздела и т. д.

Тезаурус русской деловой лексики

Абзац

‘смещенное вправо начало первой строки текста или отдельного фрагмента текста’

Syn: отступ

Энциклопедический словарь

Абзац

(нем. Absatz),

  1. отступ в начальной строке текста.
  2. Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.

Словарь Ефремовой

Абзац

  1. м.
    1. Отступ вправо в начале первой строки какой-л. части печатного или рукописного текста; красная строка.
    2. Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.

Толковый переводоведческий словарь

Абзац

1. Выражающий комплексное высказывание отрезок текста, в котором образующие его предложения связаны по смыслу и формально.

2. Отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое.

Словарь Ожегова

АБЗА Ц, а, м.

1. Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый а.

Словарь Ушакова

Абзац

абза ц , абзаца, муж. (нем. Absatz) (спец. ).

1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.

Словарь лингвистических терминов

Абзац

(нем. Absatz от глаг. absetzen - отодвигать).

1) Отступ вправо в начале строка (красная строка).

2) Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть, реже - одно простое или сложное предложение.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Абзац

А, м.

1. Отступ вправо в начале первой строки; красная строка.

* Писать с абзаца. *

2. Текст между двумя такими отступами.

|| прил. (к 1 знач.) абзацный, -ая, -ое.

* Абзацная строка. *

Этимологический Словарь Русского Языка

Абзац

Немецкое – Abzatz (уступ, площадка).

В русский язык это слово пришло в начале XVIII в. из немецкого языка, почти в это же время оно появилось и в других славянских языках. Таких, например, как белорусский и украинский.

В немецком языке слово «абзац» обозначало «осадок», а также «отступ», «площадку», «отдел» и т.д. В русском языке есть эквивалент этому иностранному слову, который всем известен как «красная строка».

Производное: абзацевый.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Абзац

(нем. Absatz - уступ) - единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль А. Наличие тематического или концептуального предложения в каждом А. важно как для пишущего, так и для читающего. Такое предложение позволяет пишущему или говорящему ясно определить тему (см.: ) и строго придерживаться ее при развитии в других предложениях, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Когда мы пишем, мы должны начинать каждый А, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой.

Правильно построенный А. должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В А. должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественных текстах тема А. может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в А. нет «своего» тематического предложения, то это значит, что он является «обеспечением» темы или идеи, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри А. должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением А., и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

Предложения внутри А. должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было выдвинуто на первый план. Начало и конец А. в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или конце А.

Лит.: Зарубина К Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г. А. Золотовой. - М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М., 1981; Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. - М., 1969; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. - М., 1973; Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М., 1997.

В.Н. Мещеряков

Предложения со словом «абзац»

Андрей перевёл взгляд в самый низ страницы, где длинные столбцы перечислений заканчивались коротким заключительным абзацем :

В частности абзацев 2, 4 п. 1 ст. 6, которые не отвечают конституционным требованиям ясности критериев правовой нормы и, следовательно, не позволяют защищать конституционный принцип равенства всех перед законом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: