Жизнь леса что дает лес. Что дает нам лес? Другие полезные свойства

Загадка: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом Чудеса увидишь в нём. Тема учебного проекта: Что даёт лес человеку? Автор: Васильченко Лариса Петровна, учитель начальных классов МОУ «ООШ №3» г. Оренбурга. 4 класс. Окружающий мир. Природные зоны. Россия – страна лесов. Творческое название проекта: Лес – дом, и всем уютно в нём». Цель проекта: формирование экологической грамотности учащихся. Задачи проекта: Познакомить учащихся со значением леса. Рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека. Научить учащихся формулировать учебные задачи, выбирать способы деятельности. Научить выбирать информацию из различных источников(в том числе из Интернета) и систематизировать её. Формировать навыки публичной презентации проекта. Этапы и сроки проведения проекта: «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учеников) – 1урок, 15 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1урок, 20 минут. Выбор творческого названия проекта(совместно с учащимися) -2 урок,10 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 3 урок, 20 минут. Этапы и сроки проведения проекта: Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 4, 5, 6 уроки. Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 7 урок, 20 минут. Защита полученных результатов и выводов – 8 урок, 20 минут. Тема учебного проекта: Что даёт лес человеку? Основополагающий вопрос: Что даёт лес человеку? Проблемные вопросы: Где и почему растут леса в России? В чём значение леса в жизни человека? Откуда возникают экологические проблемы леса? Человек – друг или враг леса? Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение. Участники: учащиеся 4 класса, Воробьёв Семён, Асатрян Гегам, Фаткуллина Дарина, Самарцева Олеся. Проблемы(темы) самостоятельных исследований учащихся: «Лес – дом, и всем уютно в нём» - Воробьёв Семён. Экологические проблемы леса. – Асатрян Гегам. Человек – друг или враг? - Самарцева Олеся. Где и почему растут леса в России? – Фаткуллина Дарина. Результаты представления исследований: Экологическая компетентность учащихся по теме защиты леса. Умение работать с информацией из разных источников, иллюстрировать её. Развивать наблюдательность. Формировать навыки исследовательской деятельности. Проект: Что даёт лес человеку? Авторы проекта: ученики 4 класса ООШ № 3 Асатрян Гегам, Воробьёв Семён, Самарцева Олеся, Фаткулина Дарина. Руководитель: Васильченко Лариса Петровна Гипотеза: Жизнь человека и леса взаимосвязаны. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение, экскурсия. 1. Где и почему растут леса в России? Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных её границ. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная растут густые, труднопроходимые хвойные леса, которые называются тайгой. В тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. К юго – западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями смешанные леса: берёза, осина, ольха, ива, черёмуха, дуб. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Ещё дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. В этих лесах растут: клён, ясень, бук, вяз, дуб, липа, боярышник, калина, шиповник, малина. Леса занимают больше половины территории России и составляют наше главное природное богатство. 2. « Лес – дом, и всем уютно в нём». В чём значение леса в жизни человека? Нет ничего милее Бродить и думать здесь, Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нас ждут в лесу рябинка, Орехи и цветы. Душистая малина На кустиках густых. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. Значение леса: аптека источник чистой воды и пищи источник древесины источник топлива дом для растений, животных, грибов защитник воздуха, водоёмов, почв место отдыха 3. Экологические проблемы леса. Откуда возникают экологические проблемы леса? Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти. Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки. И, как будто нам назло, Даже битое стекло! Проблемы леса: Широколиственные леса люди стараются сохранять – их очень мало. Ещё в ХVІІІ в. по указу Петра І в России была запрещена рубка дубовых рощ. В лесной зоне развиты промысел пушного зверя и рыболовство на реках и озёрах. Однако бесконтрольная охота на пушных зверей привела к сокращению их численности. Поэтому сейчас охота на многих зверей ограничена или запрещена совсем. Главная беда лесной зоны – лесные пожары. Пожар в лесу очень трудно потушить, особенно в ветреную погоду. После пожара лес начинает медленно вымирать. Детская забава с поджиганием сухой травы очень часто оборачивается трагедией для леса. Внимание! Лесу вредят: Загрязнение леса людьми отходами от пищевых продуктов Вырубка леса Незаконная охота Пожары Выводы: 1. 2. Леса в России растут в благоприятных для них условиях, которые зависят от тепла, количества влаги, климатических условий, свойств почвы и т.д. Лес важен для человека как источник здоровья, чистого воздуха, место обитания животных. 3. Уничтожение человеком леса в хозяйственных нуждах и по неосторожности может привести к экологической катастрофе на Земле. Берегите лес!

Что даёт лес? Можно подробно.... и получил лучший ответ

Ответ от Виктор Шилов[гуру]
всмисле что даёт???

Ответ от Doctor [гуру]
Значение леса для жизнедеятельности человека:
-Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
-Источник энергии (дрова)
-Строительный материал
-Сырьё для производства (производство бумаги)
-Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
Значение леса для здоровья человека:
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник) , а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Леса, особенно хвойные, выделяют фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.


Ответ от Ёолнечный ветер [гуру]
лес дает кислород и место обитания огромного количества наземных живых существ. не будет леса не будет нифига. и нас с вами тоже


Ответ от Алина Лёлина [активный]
топливо


Ответ от Ѐ К [гуру]
Чистый воздух - кислород. Древесина. Из нее делают мебель, стройматериалы, спички, бумагу. Из сосны делают не только бумагу, стой материалы и т. п. из нее так же делают сахар, смолы, клей, веревку, на ней разводят кормовые дрожжи, спирт, бензин, горючие газы и еще много, много...


Ответ от Ёмерть The Killer [новичек]
Промышленность Благодаря лесу, заводы и фабрики получают основные продукты промышленности, состоящие из древесины. Это древесные смолы, древесная мука, из которой изготавливают линолеум, древесно-слоистый пластик, целлюлоза, скипидар, спирт, древесностружечные, древесноволокнистые плиты и др. Список можно еще долго продолжать. Древесину используют в хозяйстве, она выступает в роли строевого леса и пиломатериалов, таких, как: брус, фанера, доски. Что даёт нам лес в промышленной сфере? Железные дороги, строительные здания, мосты, опоры линий электропередачи и многое другое.
Из продуктов переработки и из самой древесины изготавливают множество необходимых человечеству предметов: стулья, школьные доски, учительские кафедры, парты, потолки, полы, рамы для окон, школьные крыши, стены. Более мелкие предметы: материалы для кроссовок, портфели, игрушки, ткани для верхней одежды, лыжи, клюшки, сани, мячи для игры в футбол. Этот список также далеко не полный. Какую пользу приносит лес народному хозяйству Народное хозяйство не обходится без лесных материалов, из которых создаются: ручки для лопаты, лодки, сани, спички, телеги, фанера, мебель, лаки, рыболовные поплавки, колесные ободья и т. д. Каждый из нас может сам продолжить этот список. Задумайтесь хотя бы на минуту, чтобы было, если бы не было древесины? К чему бы мы пришли в конечном итоге? Еловая древесина Белая с желтоватым оттенком, имеющая шелковый отлив, податливая и звучная, еловая древесина ценится человечеством издавна. Из нее строили царские палаты, храмы, избы, мосты и сараи. Еловая древесина дала нам возможность развиваться творчески, благодаря таким инструментам: гитара, скрипка, балалайка и другим музыкальным источникам. Всего один кубический метр такой древесины даёт 600 костюмов из полушелка, 400 пар великолепных чулок из шелковых тканей и 250 кг целлюлозы. Сосновая смола Для хозяйства, в лесах добывают живицу (сосновую смолу). Для этого специально приготовленными насечками, надрезают кору дерева и собирают смолу в посудину. Из соснового сока получается канифоль – вещество, производящее на свет садовую замазку, сиккативы, качественное мыло, синтетический каучук, пластмассу, лаки, искусственную кожу. Польза леса Вы еще спрашиваете, что даёт лес человеку? Лес кормит человека! Ягоды, грибы, звериное и птичье мясо – это все заслуга лесов. Лес одевает человека! Лесные животные богаты теплым натуральным мехом, в который одевают людей в стуженную зимнюю пору. Лес учит человека, он даёт ему все необходимые школьные предметы. Лес лечит своими полезными лечебными травами. Лес насыщает наши легкие углекислым газом и кислородом. О пользе лесов можно говорить очень долго. Но вывод всегда будет один – их нужно охранять и не забывать о том, насколько это важно для каждого из нас.

  • ученик 3 «Б» класса
  • МОУ СОШ № 24 г. Саратов
  • Руководитель: Лукьянова М.В.

Еловая шишка

На прогулке я нашел еловую шишку

У меня возникли вопросы:

- Можно ли вырастить из них ёлочку?

- Сколько необходимо времени, чтобы вырастить небольшое дерево?

  • Как узнать возраст дерева?

Я решил провести свое исследование.


Введение

  • Цель моего исследования:

показать необходимость сохранения деревьев в наших лесах.

  • Задачи:

1. изучить материал о значении

деревьев для человека и

окружающей среды;

2. выяснить, какой вред человек

наносит лесу;

3. выполнить практическую работу;

4. провести анкетирование


Гипотеза

если каждый человек постарается вырастить хотя бы одно дерево, то он научится ценить и беречь природу.


Д е р е в ь я

хвойные

лиственные

Сосна, пихта, кедр, ель, лиственница

дуб, береза, клен, осина, липа и др.


Л е с

хвойный

смешанный

лиственный


Лес -это

  • Легкие планеты
  • Источник питания
  • Источник древесины
  • Источник тепла
  • Место отдыха
  • Наш защитник

Вред от лесных пожаров

Лесные богатства небезразмерны, Лес от огня защищайте всемерно!

Скосил лесок огонь-злодей. Пожар - на совести людей!

Если в лесу захотелось чайку, Помни: с огнем надо быть начеку!

Если на миг от костра отлучиться, Может беда от него приключиться .


Засорение леса

Вырубая лес, мы получаем многое…

… и забываем его ценить.


Вырубка леса

Сосна растет 8 лет…


Практическая работа

Я посадил и хочу вырастить свое дерево


« Как правильно посадить дерево?»

1. Выбери место для посадки.

2. Выкопай яму такого размера, чтобы корни дерева

могли свободно разместиться в ней.

3. На дно ямы насыпь холмик земли.

На нём расправь корни дерева.

4. Осторожно засыпь яму. Уплотни землю.

5. Хорошо полей дерево.

6. Привяжи дерево к колышку.


Выбери один правильный ответ и поставь «+».

1. На Новый год дома мы ставили живое дерево (сосну, ель)

2. На Новый год дома мы ставили искусственное дерево

В анкетировании приняли участие 30 человек: 10 взрослых и 20 детей.


Благодаря своему исследованию я смог узнать много нового о жизни зеленых обитателей леса на примере Ёлочки. Деревья живут на много дольше человека. Лес многое дает человеку, но и он нуждается в заботе.

В ходе проделанной работы, я понял, что вырастить дерево очень непростое, требующее большого терпения дело. Поэтому необходимо бережно относиться к деревьям.

А самое главное – я еще больше полюбил природу и научился ценить её красоту.


Лес – наше богатство! Берегите его!

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый.

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.








С детских лет каждый человек знает, что такое лес - из сказок, экскурсий, путешествий. Каждому приходилось бывать в лесу. Поговорим о том, чем полезен лес .

Фабрика воздуха

Не всегда люди замечают, ценят и задумываются над тем, чем их одарила природа. Это можно сказать о воздухе . Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство, достояние всего человечества, всей планеты .
Но откуда же берется чистый воздух? Человечество давно, казалось бы, должно было израсходовать его, отравиться углекислотой, которая выделяется при дыхании и при гниении органических веществ. А ведь надо еще учесть углекислоту, выброшенную в атмосферу фабриками, заводами, транспортом. Но воздух по-прежнему относительно чист и вполне пригоден для дыхания . Почему? Потому что зеленое вещество в листьях растений планеты - хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот чудодейственный процесс называется фотосинтезом. И одна из выдающихся ролей в этом огромном по масштабу и значению процессе принадлежит деревьям. Лес полезен тем, что один гектар его в год очищает восемнадцать миллионов кубических метров воздуха ! А лесная площадь, по данным ООН, составляет 4,1 миллиарда гектаров! В настоящее время, когда на нашей планете некоторые города и промышленные центры отравляют себя вредными газами и углекислотой, только леса и парки в состоянии «проветрить» их. Никакие другие кондиционеры с этой задачей так результативно не справятся. Значит, лес по-праву можно назвать фабрикой воздуха . Даже если бы лес выполнял только санитарно-гигиеническую роль, то за одно это человечество было бы ему благодарно. неоценимо. Но у него есть еще и другие, не менее важные роли.

Хранитель источников

Источник - символ чистоты. В самая чистая вода . Кто же веками сохраняет для нас ее свежесть и хрустальную чистоту? И здесь главная роль принадлежит лесу . Вот еще одна его глобальная польза леса на планете Земля. Не говоря уже о нуждах промышленности, человек просто дня не может прожить без глотка воды. С младенческих лет и до глубокой старости мы пользуемся водой. Ежедневно и еженощно загрязняем ее, а лес неутомимо и безвозмездно очищает, превращая мутную жижу, которая когда-то была водой, в хрустальные родники. Можно сказать, заново рождает воду. (Кстати, наземные растения, с учетом леса, тратят на испарение 16 000 000 000 000 тонн воды в год. Или другими словами - 160 Аральских морей выпивают они до дна).
Всякий видел после грозы мутные грязные потоки, несущиеся в овраг или в ближайший ручей. Но видел ли кто-нибудь подобную картину в лесу? Вряд ли. Лес не допускает поверхностного движения воды, а вынуждает ее просачиваться сквозь грунт и почву, образуя запасы чистых . Профильтрованная сквозь мельчайшие капилляры грунта и почвы, вода снова выходит на поверхность - свежая, прохладная, родниковая.

Лес служит человеку

Лес бескорыстно служит человеку . Началось это очень давно, с тех пор, когда наш предок впервые поднялся с четверенек, разогнул спину и взял в руки суковатую дубинку. Дубинка оказалась прочной, крепкой и очень полезной в суровых первобытных лесах. Да еще и до дубинки человеку не раз приходилось пользоваться услугами деревьев. Он спасался на них от хищных животных, ночевал в густых кронах, если не было подходящей пещеры. Потом человек научился добывать огонь, соорудил примитивный очаг и, наконец, смог сварить себе мясо, которое оказалась намного вкуснее сырого. В ненастную погоду он согревался у огня. Прошло немало времени, прежде чем люди научились добывать и сжигать каменный уголь, нефть. Открытие , не уменьшило спрос на дерево , впрочем, как и расщепление атомного ядра в двадцатом веке. Дерево! На каждом шагу дерево! Легко обрабатывается, прочно, удобно, красиво, безвредно ! всегда актуально. Трудно назвать какую-то отрасль народного хозяйства, где не употребляются лесные материалы. Изделия и продукты, полученные из них, окружают нас со всех сторон. И несмотря на довольно успешные попытки заменить древесину другими материалами, потребность в ней из года в год все увеличивается.
Дерево дает бесконечное множество продуктов, без которых мы не можем представить себе современную жизнь. Простое их перечисление создает внушительную картину: бумага, искусственный шелк, искусственная шерсть, скипидар, аспирин, тимол, креозот, уксусная кислота, метиловый и этиловый спирты, ацетон, формалин, камфора, древесный уголь, эфирные масла, канифоли, латекс ... А дерево как строительный материал? Столы, стулья, мебельные шкафы, паркет, телеграфные столбы, фанера. Ну и обыкновенная, ничем не заменимая доска. Список полезных вещей из дерева не имеет конца.

Чем еще полезен лес

Так уж повелось, что мы привыкли разделять все вокруг на полезное, бесполезное и вредное, то есть судить о вещах с точки зрения практической. И такой взгляд как будто оправдал себя. Хотя порой некоторые вещи переходят у нас из разряда полезных в бесполезные, и наоборот. Хотя леса никогда не попадали в разряд бесполезных , но человеку необходимы были поля для земледелия - и могучие деревья отступали под натиском железного топора и беспощадного огня. Почвы полей, добытые таким способом, надолго оставались плодородными, земледелец бросал их и снова жег вырубал, распахивал. Покинутые поля подвергались ветровой и водной эрозии образовывались глубокие овраги. Теперь мы знаем,что лес предотвращает разрушительные паводки, смывы почвы и образование оврагов, пыльные бури и задерживает суховеи, тем самым повышая в целом урожай сельскохозяйственных культур. Лес еще полезен тем , что он увеличивает влагооборот, очищает воду, задерживает холодные арктические массы воздуха на севере, а на юге - жаркие ветры среднеазиатских пустынь. Лес -- регулятор и хранитель влаги в почве и воздухе. А кому не приходилось ходить за

Цель: познакомить со значением леса в природе и для человека.

Задачи:

  • закрепить отличие тайги, смешанного и широколиственного лесов;
  • рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
  • развивать познавательный интерес к изучению природы;
  • воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный учебник «Окружающий мир» для 4 класса, плакат с изображением леса, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой,и не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. В этом стихотворении «спрятана » тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Ученики. В стихотворении говорится о лесе, значит,мы сегодня опять отправимся в лесную зону.

III. Актуализация знаний учащихся

– Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
– Покажите на карте лесную зону: тайгу, смешанный лес, широколиственный лес.

Проводится конкурс рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Учащиеся комментируют рисунки.
Учитель предлагает заслушать несколько сообщений о жителях леса, подготовленных учащимися дома.
По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2-3 цепи питания в лесной зоне.
2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

– А сейчас мы разгадаем кроссворд.

1. Какое дерево является символом России?
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
5. Хвойный лес.
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
7. Живет в глуши лесной, и летом, и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
9. Дерево с листьями в форме сердечка.
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

Отгадка. Берегите лес.

IV. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
Работа в группах. Нужно выбрать животных леса (I группа), растений леса (II группа), цветов и ягод (III группа)

V. Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,

Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея, ног,
А если я устану –
Присяду на пенек!

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Об отношениях между человеком и лесом.)
– Какую роль выполняет лес в жизни людей?

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса».

Физкультминутка

У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»

VI. Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте разговор деревьев. «Дуб и Рябина».

– Ой, Рябинушка, рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

VII. Работа в группах

– О каких экологических проблемах идет речь:

I группа

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из – за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. (Н.Некрасов.)

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

– Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Картина «Лесозаготовки») Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль и птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей). Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения. Это ваше домашнее задание.

II группа

– Послушайте стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

– А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома для таких горе –охотников и туристов составить памятку «Как разводить костер».

III группа

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем смогли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. В Красную книгу занесены:

  • Растения: женьшень, венерин башмачок.
  • Жуки: жук-коростел, жук-олень, дровосек реликтовый.
  • Птицы: филин, утка-мандаринка.
  • Звери: зубр, амурский тигр.

Заполняем схему.

VIII. Закрепление

– Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

IX. Итог урока

– Какое значение имеет лес для людей?
– Какие растения и животные леса занесены в Красную книгу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: