Урочище сопки в старой ладоге. Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище

Вещий Олег – одна из самых загадочных фигур в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи – на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище – «Вещий». Согласно «Повести временных лет», князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля – Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?

По преданию, описанному в «Повести временных лет», князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе – легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в «Повести временных лет» установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега – вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи – изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег – одно и то же лицо.

Персидская эпопея

«Повесть временных лет» является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное – конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега – «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе – Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии – смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».

Курганы Старой Ладоги (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

На первый взгляд, эта достопримечательность Старой Ладоги может показаться совсем неинтересной. Курганы, расположенные в урочище Сопки, выглядят как обычные холмы или насыпи, заросшие травой. Однако посмотреть их стоит непременно, хотя бы потому что созданы они еще в 8-10 веках. Каждый день сюда приходит очень много туристов, и на то есть свои причины. Курганы Старой Ладоги (всего их три) невероятно популярны у путешественников. Особенный интерес представляет, конечно же, курган под названием Олегова Могила. Находится он на берегу реки Волхов, высота кургана более 10 м. Стоит отметить, что раньше его высота доходила до 14 м, но после археологических раскопок курган значительно уменьшился в размерах. Ученые предполагают, что это могила Вещего Олега, покорителя Хазарского каганата. Однако туристам это место интересно не только с исторической точки зрения. Дело в том, что многие люди верят в особую магическую силу кургана. Более того, это подтверждают и некоторые ученые.

Курганы, расположенные в урочище Сопки, выглядят как обычные холмы или насыпи, заросшие травой. Однако посмотреть их стоит непременно, хотя бы потому что созданы они еще в 8-10 веках.

С виду ничего из себя не представляющий холм имеет подземный ход, соединяющийся с системой катакомб. Археологи до сих пор так и не выяснили, куда ведут все эти ходы. Точно известно лишь одно - катакомбы здесь есть и искусственного, и естественного происхождения. Кроме того, специалисты полагают, что сопка обладает неким биополем, положительно влияющим на людей. Многие туристы и паломники уверены, что это биополе с лечебным эффектом. Некоторые врачи и психологи считают, что Олегова Могила помогает привести мысли в порядок и освободиться от довлеющих психологических привязок.

Раскопками Олеговой Могилы ученые занялись еще в 1820 г. Исследования затронули примерно третью часть насыпи. Археологу Зориану Доленга-Ходаковскому удалось найти фрагменты вещей, датируемые примерно 8-9 веками.

Если взобраться на курган Олегова Могила, открывается очень живописный вид на реку Волхов. Имейте в виду, что взобраться легко, а слезть значительно сложнее. Кроме того, вблизи находится отвесный берег, так что будьте благоразумны.

Курганы - единственные памятники истории Старой Ладоги, оставшиеся после варягов. Олегова Могила, вероятнее всего, является самым древним захоронением князя на всей территории нашей страны.

Как добраться

Курганы расположены за официальной границей поселка Старая Ладога, рядом с церковью Иоанна Предтечи .

Добраться до Старой Ладоги можно несколькими способами. На автомобиле ехать нужно по трассе Санкт-Петербург - Петрозаводск или Новая Ладога - Зуево. На электричке из Петербурга - от Московского вокзала до станции «Волховстрой», далее на автобусе № 23, 23а; на рейсовом автобусе - от автовокзала Санкт-Петербурга; на поезде по направлениям Санкт-Петербург - Вологда, Санкт-Петербург - Мурманск, Санкт-Петербург - Петрозаводск - выйти нужно на остановке «Старая Ладога».

Курган Олегова могила

«Олегова могила» - сопка 5-III в урочище «Сопки» рядом с селом Старая Ладога, имеющая около 10 м высоты. В научной литературе именуется также «Полая сопка» , «сопка Ходаковского» .

В 1820 году она была частично раскопана Зорианом Доленга-Ходаковским (А.Чарноцким). Во время исследований (затронувших около трети всей насыпи) было обнаружено «несколько сожженных костей», двушипный черешковый наконечник копья («стрела»), датирующийся VIII - началом IX вв., «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». В дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились.

Фольклорные исследования фиксируют по отношению к сопке 5-III рассказы о земляной могиле, насыпанной «по горсти» и о похороненном Рюрике (последнее, возможно, имеет литературное происхождение). «Вот только за Иванском Островом начинается вот, мы называем там „сопки“, начинаются вот эти горбы, вот там, говорят, тогда повернули этих шведов. Не дошли они сюда» (М. П. Ефимова, 1913 года рождения, уроженка д. Ивановский остров, проживает в д. Ивановский остров; записано в 1994 г.) «Рюрик, говорят, похороненный. Кто говорит - вот здеся, кто говорит - в Новгороде. А вот это у солдатов, какие, все бугры наношены этим, каким, карманом, говорят» (К. А. Николаева, 1917 года рождения, уроженка д. Киндерево, проживает в пос. Старая Ладога; записано в 1994 г.)

Связь с князем Олегом (Вещим). В летописях: В Новгородской первой летописи, отразившей Начальный свод 1093-1095 гг., смерть князя Олега описывается следующим образом: «В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе» - Комиссионный список Новгородской первой летописи младшего извода (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 108-109).

Напротив, вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 г., передает этот рассказ иначе: в летописной статье 6420 (912) г. содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова» - Цит. по Радзивиловской летописи. См.: Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.

Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега; однако ни в одном из них это предание не конкретизируется.

Предположения: Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул в ноябре 1885 г. Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества об осмотре сопки у с. Михаила Архангела (21-I по В. П. Петренко), он, в частности, говорил: «Курган может быть очень важен: напр., в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не раззорили еще кладоискатели». В 1886 г. на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения в ней найдено не было, никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. Десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога», Н. Е. Бранденбург говорил уже о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского» (5-III).

Предположения о сопке 5-III. В 1950 г. о возможном захоронении князя Олега в сопке 5-III пишет С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говоря: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как „Олегова могила“». Но при этом С. Н. Орлов не приводит никаких записей подобных преданий. В современных фольклорных исследованиях, также нет подобных сведений.

В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название „Олегова могила“ было присвоено насыпи 5-III в 20 - 40-е гг. XX в. и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.».

Г. С. Лебедев в своей книге «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана „Олегова Могила“, центральная, самая монументальная из сопок ладожской „сакральной зоны“. Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не „могилу“, „место погребения“, а „Олегов Холм“, ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».

На вершине этой сопки под Старой Ладогой дуют буйные ветры, даже когда везде тишь и благодать. По преданию, здесь похоронен Вещий Олег.

Да и камешек, возле которого беднягу-князя укусила ядовитая змея - пожалуйста - вот он. Только череп коня, из-под которого вылезла змея, по понятным причинам не сохранился.


Но как же быть с Киевом? Ведь там есть еще одна могила Вещего Олега. Где же на самом деле похоронен легендарный князь и как он закончил свои дни - в Киеве или скончался на берегу Волхова после укуса коварной змеи?
Можно выбрать в качестве исторического источника бессмертное произведение Александра Сергеевича Пушкина. Но это прежде всего красивые стихи, пусть и основанные на летописных сведениях:

Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала.
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь...

Летописи по-своему повествуют о жизни и смерти князя Олега. Но и этому, пусть и основному источнику, верить до конца нельзя. Летописи составляли подручные в данное время здравствующих князей, и многое преподносилось так, как им было нужно...

Опять же по-своему трактуется сей вопрос у Карамзина в "Истории Государства Российского". Даже сам Карамзин не раз признавал, что он в первую очередь заботился о литературной красоте своего произведения, тем самым зачастую искажая исторические факты. Говорят, что Карамзин подменил место, куда пришел княжить Рюрик, указав вместо Ладоги Великий Новгород, что позволило долгие века именно Новгород считать первой древнейшей столицей Руси.
Для официальной Украины иного места захоронения Вещего Олега, кроме Киева, не существует. О Ладоге там и слышать не хотят. Оно и понятно: Самостийные историки безоговорочно верят такому авторитету русской летописи, как монах Нестор. В своей "Повести временных лет" он пишет: "И вступил он ногой на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, называемой Щековица, есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три:"

Все складно и красиво, только вот незадача - в Приднепровье просто нет и не было змей, чей укус мог бы привести к смерти человека. Да и на горе под названием Щековица не осталось каких-либо сопок или курганов. А ведь язычники не могли похоронить своего князя, просто закопав его в землю.

Мало того, не водятся такие гады ползучие и под Ладогой. Значит, легенда о смерти князя от укуса змеи - это не более, чем красивая сказка. Кому-то было очень нужно представить смерть князя именно так. Судя по историческим фактам, выгодно это следующему князю Киева - Игорю. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что за события происходили на Руси до смерти Вещего Олега.

Рюрик умирает в 879 году. Заметим, что история не сохранила для нас сообщение о месте захоронения князя. Раскопки в Новгороде не подтвердили, что Рюрик похоронен именно там. Зато в той же старой Ладоге остатки крепости до сих пор называют "замком Рюрика", а раскопки в городе идут полным ходом.

Большинство древних захоронений еще не тронуто. По крайней мере, специалистами. Не исключено, что Рюрик был похоронен в Ладоге. Запомните это предположение. Оно нам еще пригодится в дальнейшем рассказе о смерти Вещего Олега.

Умирающий Рюрик наказывает своему брату Олегу править своими землями. Пока не подрастет единственный законный наследник - его сын Игорь. Олег взял власть в свои руки, но по достижении Игорем совершеннолетия так ее и не отдал.
Мало того, летописи за все время правления об Игоре не упоминают вовсе, словно наследника Рюрика и не существовало. Это к слову об ангажированности придворных летописцев.

Надо сказать, что у Олега могли быть веские причины для того, чтобы не отдавать власть Игорю. Олег прославил свое имя великими победами. Это именно он захватил Киев и воцарился в нем, заставил платить дань всех кочующих соседей, присоединил к Руси черниговскую, подольскую, волынскую, херсонскую земли. Ну и самое главное - Олег повесил щит на ворота Константинополя, подписав с византийцами выгоднейший мир.
По всей видимости, Олег не доверял Игорю, считая его менее сильной личностью, что история в дальнейшем и подтвердила.

И держали Игоря подальше от Киева. Отправившись в новую столицу, Олег счел более полезным оставить его в Ладоге. Об этом говорят и некоторые скандинавские саги, в которых упоминается, что городом Альдейгобург (так варяги называли Ладогу) правит конунг (князь) Ингвар (Игорь). Русские летописи зафиксировали за тридцать с лишним лет правления Олега лишь один факт из жизни Игоря. Это его женитьба на Ольге.

А Вещий Олег тем временем стареет. Наверное, чувствует свою кончину. Смерти князь боялся страшно. Легенда говорит о том, что волхвы пообещали ему, что он примет смерть от коня своего. Недолго думая, Олег отправляет своего верного коня через всю страну в Ладогу. От греха подальше.

Накануне своей смерти Олег собирается в Ладогу. Об этом прямо говорится в архангелогородской летописи, чьи авторы были не так зависимы от власти, как Нестор: "... шел Олег к Новгороду, а оттуда в Ладогу. Сей же Олег княжил лет 33 и умер, змеем ужален... Прежде же сих лет призвал Олег волхвов своих и спросил их: "Скажите мне, что есть смерть моя?" Они же решили: "Смерть твоя от любимого коня твоего"... И повелел отрокам своим, да, уведя его далеко в поле, отсекут главу его, а самого повергнут зверям полевым и птицам небесным.

Когда же шел от Царьграда полем, наехал на главу коня своего сухую и сказал боярам своим: "Воистину солгали мне волхвы наши, да, придя в Киев, побью волхвов"... И слез с коня своего, желая взять главу коня своего - сухую кость, и поцеловать ее... И тут изошел из главы из коневой, из сухой кости, змей и уязвил Олега в ногу... И с того разболелся и умер. И есть могила его в Ладоге". Тут тоже много сказочного, патетического, но зато зафиксирован сам факт поездки Рюрика перед смертью в Ладогу. Зачем? Всего лишь для того, чтобы посмотреть на своего погибшего коня? Ой как сомнительно.

Намного правдободобнее версия, говорящая о том, что Игорь замыслил путч против своего дяди, решив заполучить положенный по праву княжий престол. Вот и поехал Олег усмирять мятежную Ладогу.

Отсюда появляется домысел о насильственной смерти Олега. Игорь, конечно же, подготовился к встрече с "любимым" родственником. Свита Олега была перебита. Естественно, не пожалели и самого князя. За такую версию развития событий говорит и то, что именно теми годами датируется появление в Ладоге целого пантеона курганов. В самом большом, по преданию, похоронен Олег, а рядом сразу несколько курганов поменьше.

В них могли быть погребены высокопоставленные чиновники Олега. Внезапная смерть сразу нескольких видных деятелей такого ранга может говорить лишь об одном - они все ушли из жизни не по своей воле. Победивший Игорь вернулся в Киев в качестве князя. А вот смерть Олега киевлянам нужно было как-то объяснить. Он и объяснил, рассказав о том, как змея ужалила бедного князя, неожиданно появившись из черепа любимого коня. Киевляне прекрасно знали, что Олег действительно отправил своего коня в Ладогу.

Ту же сказочку впоследствии зарегистрировал в летописи и монах Нестор. Игорь мог принести на берега Днепра и часть пепла, возможно, сожженного по языческому обычаю Олега. Пепел могли похоронить где-то в районе Щековицы, что также нашло отражение в летописи Нестора. К тому же, у викингов существовал подобный обычай, когда прах князя разносился по разным местам его владений.

Вторая версия не вмещает в себя вероломной коварности Игоря. Источники говорят о том, что накануне своей смерти Олег вернулся из Константинополя тяжело больным. Практически сразу он отправился в Ладогу. Если не усмирять Игоря, то зачем в таком состоянии отправляться в столь долгий путь больным? Может быть, всего лишь для того, чтобы умереть именно там? Почему в Ладоге? А вспомните высказанное выше предположение, которое еще может подтвердиться, о том, что в Ладоге похоронен Рюрик.

Не есть ли Ладога действительно "матерью земли русской" и первой усыпальницей русских князей-викингов? Тогда действия Олега вполне понятны. Он отправляется на Родину! Он делает так, как завещал Рюрик. И похоронен он должен быть рядом с Рюриком. За вторую версию пока можно привести слишком мало доводов. Но она тем и хороша, что перспективна. Пока исследовано всего лишь два процента площади Старой Ладоги. Археологам хватит здесь работы на долгие годы, и каждый из них будет приносить все новые и новые сенсации. Даже исследованной малой толики хватило для того, чтобы пусть еще и осторожно, но утверждать, что Ладога стала тем самым городом, куда изначально пришли на Русь варяги. И что именно Старая Ладога - первая столица нашего с вами государства.

Об этом говорит и то влияние, которая оказывала Ладога на политику и военную мощь государства. Приняв власть, Игорь задумал сразу же прославить свое имя в битвах, затмив память о Вещем Олеге. Едва утвердившись в Киеве, он собирает рать и отправляется в поход через Каспий к побережью Кавказа на 500 судах. Поход удался. Добыча была богатой, но на обратном пути войска Игоря были ограблены и наголову разбиты хазарами, не смевшими и думать о нападении на Олега. В Киев вернулось буквально несколько десятков воинов.

Город был беззащитен перед возможным нападением хазар, а те уже решили воспользоваться ситуацией и стягивали к русской столице войска. Но именно из Ладоги на помощь Киеву приходит большое, выученное и хорошо вооруженное войско. Впоследствии киевские князья не раз прибегали к помощи ладожской дружины, которую еще долго подпитывали живой силой варяги.


Сегодня сопка, которую называют могилой Олега, по-прежнему поражает воображение. Вроде бы и небольшая, но есть в ней нечто величественное, загадочное. Рядом раскиданы по берегу Волхова курганы поменьше. С вершины легендарной могилы открывается потрясающий вид на излучину Волхова и Старую Ладогу.

Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище.

Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище.







Памятники. Ваганьковское кладбище.

Могила Олега Даля
находится на участке 12

Когда он умер - 3-го марта 81 года - московские власти запрещали его хоронить на Ваганьково. Пьяница, умер не в Москве - в Киеве. Режисер малого театра Михаил Иванович Царев настоял, чтоб Олег Даль был похоронен на Ваганьково. Пусть даже в чужую ограду. Похоронен в могиле балерины императорского театра. Рядом теща и жена. Фотографии с могилы Олега Даля украли поклонники.

Ваганьковский дневник

Страна безмолвия - безрадостный удел,
Пристанище последнего кошмара.
Сквозь холодок окаменевших стелл -
Беззвучное дыханье легким паром.

Ваганьково - предположительно восходит к глаголу "ваганить" - пить, гулять, бесноваться, устраивать балаган. Некрополь для лиц внецерковных, небогоугодных профессий - в частности, шутов, скоморохов... в общем, пра-артистов.

Неудивительно, что здесь и по сей день имеет место быть "балаган". Просто... приходят люди, чтобы напиваться в день ли рожденья или в день смерти своего кумира. И если бы только своего. Это бы еще ничего, если бы не толпы праздношатающихся высококультурных тусовшиков и тусовщиц, шастающих по бесплатному "музею под открытым небом". А ведь под каждой плитой - 40, 50, 60... лет чьей-то жизни. Получается, что знаменитый человек даже после своей смерти не принадлежит самому себе. Даля не хотели хоронить на даже Ваганькове. Лиза из упрямства, всеми правдами и неправдами пристроила мужа туда. Разумеется, логика собственного удобства (минут 20 езды на троллейбусе от дома) - железна.

Видит ли она этот бардак на экране вселенского компьютера , довольна ли?

Куда честнее было бы хоронить артистов (люди, люди же!) рядом с их родными, не выставляя напоказ их мнимых почестей, если похороны сопряжены с чудовищным унижением. И поклониться им приходила бы целевая аудитория. Только свои и те, кому эти имена поистине дороги; для кого сам факт поездки - малое паломничество, полное духовных событий.

И Владимир Высоцкий, и Олег Даль - достойны покоя хотя бы по смерти.

И если бы приходили только "высококультурные". А приходят - и надираются. И мусорят, и блюют на соседние могилки. И втыкают окурки в могильные плиты. А потом к "соседям" приходит такое же быдло и блюет на "нашу" территорию. Здорово?

28 апреля 2002 г.
Вербное воскресение

На Новодевичьем - чище, спокойнее. Рядом - монастырь, колокольный звон. Хотя встречаются отдельные субъекты типа Максима Никулина, которые тоже много гадят после себя. После тихого Новодевичьего, где лучится маленькая и уютная могилка Олега Борисова, попасть на Ваганьково - неприятно. Лучше заплатить 20 - 30, ну, 40 рублей в конце концов, и спокойно прогуливаться по размеренным аллеям погоста, вдыхая суровое величие мраморных столпов. Зная, что у входа дежурит "скорая", что памятники строятся организованными рядами, как на государственном параде, что здесь - филиал Европы с двадцатисантиметровыми бордюрами возле оных, что за забором кто-то молится и о твоей душе, ибо ты есть человек.

А возле памятной плиты "виновника торжества" 8 свечей и цветы, будто принесенные невидимыми гномами.

И трава, лучащаяся теплом и спокойствием.

25 мая 2002 г.

На Ваганькове - совсем по-другому. Ничего там найти нельзя. Даже если знать, что ищешь. А если не знаешь - где оно, и вовсе заблудишься. Куда удобней просто бесцельно "бродить" и "глазеть" на красивые памятники.

Десять минут бессмысленной толкотни между колдобин и могил, лезущих одна на другую перекошенными кольями оград - и ты уже выворачиваешь карманы в поисках валидола. Плачет, болеет под ногами земля, души стонут - и ты это чувствуешь. Вот помятая урна, из-за которой торчит колышек с надписью "К Владимиру Далю" (бог ты мой, еще бы он в мусорницу указывал! АУ, Владимир Ивановиииич!.. ты-который-сидит-в-помойке!)... вот распахнутый биотуалет, задристанный доверху, до крыши. Не преувеличиваю - г..вно практически висит на потолке (кто ж это нас..л-то так, а?).

Ох, не найдем. А найдем, так надеремся. А не найдем, так цветы - Андрею Миронову. Или - Юрию Гуляеву, например.

Нашли. С трудом, но нашли. А там - целая гулянка.

Ждать, пока рассосется? Скоро закрытие.

А посреди праздношатающегося люда - пьяненький футболист Мостовой. Если не сказать, бухой вусмерть. Это перед тем, как он "Кубок LG" профунькать помог. И чемпионат в Японии - соответственно. Мы с ним пили. Наливал уже кому попало, в самого не лезло: "За-здаровьиииииии-Ааалега-Ииииииваныча!......." Тьфу.

Ох, неужто Романцева? Нет, на имя тренера - Мост даже не отреагировал. Хорошо, хоть надоедал недолго.

А свечка на могиле Олега Даля трещала и брызгала копотью.

30 сентября 2003 г.

Я был там в сентябре. Еле заставил себя пойти. Заставлял - в июне, в августе. Откладывал. И надеялся, может быть, фотография простоит хотя бы полгода? Переснять бы, pro forma.

На пинках загнал, за полчаса до закрытия. Помните, как это у Ольги Борисовны:

О могиле любимого человека
Надо забыть совсем!
Или лечь рядом с этой могилою
И забыть обо всем!
А посыпать эту могилу песочком,
И сажать в эту землю цветочки,
А потом идти в кино или в гости
С чувством выполненного долга - ужасно !
Неприемлемо для меня!

О.Эйхенбаум, 1981 г. (орфография сохранена)

Цветов я с собой не брал. Дарить их имеет смысл хотя бы тогда, пока человек жив. Мечтал принести Елизавете Алексеевне огромные бордовые георгины - чтобы посмотреть, станет ли она засовывать ноготок в их ноздреватые бутоны (глупость, конечно)... Надрал диких ромашек на углу армянского кладбища, споткнулся, порвал ботинок и вывалял брюки. Шел, отряхиваясь и чертыхаясь. "Хрен вам, ваганьковские цветошники, продающие одни и те же цветы по три раза, пока не завянут!" Не знаю, в тот момент казалось, что мелкие и упрямые "городские цветы" - как раз уместны в память о ЕА, как ничто другое. Гордые и неспросливые, как и она сама.

Потолкался у холмика Нины Высоцкой. Уйти? Побрел наобум - кривая ли, святая ли какая выведет. К ангелу я иду. К двум. Один - страшненький асбест-цементный уродец с ликом Богородицы, поневоле стерегущий чужой "гамлетов сон". А другой... еще 4 месяца тому назад он был живым ангелом в домашних тапочках.

И я тоже видел эту маленькую плитку с надписью "ЛИЗА ДАЛЬ (19.08.1937 - 20.05.2003)". В которой пьяные ваганьковские граверы, скорее всего, по дури вколотили ошибку. Грубую, похабную плитку, до боли похожую на школьный стул, о которые девушки рвали чулки, а парни - сорочки. Маленькую, как белая мышка, кокетливо и трогательно жмущуюся к серой глыбе Олега. Я не знаю, когда появился "памятник". Может, на 40 дней, а может - и на первый день рожденья "без именинницы". Слишком быстро. Под плитой - охапка пожухлых цветов и банка зацветшей воды.

А под памятниками как будто и вовсе пустота. Никакого холмика, разве что там, позади, возле безымянного камня-обломка - маленький бугорок, как раз размером с капсулу для праха. Знаете эту гранитную кубышку кирпичного цвета, без надписи, обколотую до потери всякого силуэта? Прямо на дорожке стоит. Может, он и обозначает истинное местоположение олеговой могилы? И в это охотно верится.

Будете на Ваганьках - взгляните.

Рассыпав цветы над могилой, развернулся и поспешно ушел, будто убегая от кричащего Ангела-призрака.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: