Тема родины и природы в лирике есенина. Тема родины и природы в лирике С

Гой ты Русь, моя родная…

С. Есенин

С. А. Есенин - выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины - основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.

Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность. Одно из ранних стихотворений Есенина «Сыплет черемуха снегом…» (1910) передает возвышенное и радостное настроение лирического героя, приветствующего весну:

Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной.

Перед нами предстает необычайно красочный, чудесный мир, в котором «никнут шелковые травы», «зелень в цвету и росе», «пахнет смолистой сосной». Есенин использует очень интересный прием в этом стихотворении: явление природы (наступление весны) он передает через другое природное явление - снегопад, совмещая таким образом, казалось бы, несовместимое. Весеннее кипение черемухового цвета поэт сравнивает с хлопьями снега. Читая стихотворение, будто оказываешься в сказке: стоит на миг прикрыть глаза, и не сразу разберешь - в зиму ты попал или в лето.

Сравнение дерева с прекрасной девушкой весьма характерно для творчества С. Есенина. Вот и здесь черемуху в цвету он сравнивает с невестой. Кажется, будто весна, а может быть, и юная Русь в белом платье и пышной фате идет к венцу, и птицы поют ей чудесные радостные песни. Олицетворение природы и ее явлений - важная особенность творчества Есенина.

В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.

С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий

Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый - являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок - голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет - это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты - в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.

Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя - все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Тема Родины – одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей. На мой взгляд, именно разлука с Родиной придала его стихам ту теплоту воспоминаний о ней, которая их отличает.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений – “Гой ты, Русь, моя родная. “. Это – ключевое

Стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине. Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:

И друг любимый на меня Наточит нож за голенище.

Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает как мерило всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсо-ва, у которых рязанский поэт, по

Его же собственному признанию, учился лиризму. С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – I мировая война, революция, снова война – теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении “Сорокоуст “:

Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь. Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд?

А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок?

Здесь жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Поезд же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении “Весна” мы читаем о клене:

И выйдет девушка к тебе, Водой окатит из колодца, Чтобы в суровом октябре Ты мог с метелями бороться.

С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая. “:

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Безграничная любовь Сергея Есенина к русской природе, к Родине дала ему право сказать:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, – Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь “

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни,...

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - «Гой ты, Русь моя родная».

С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты - русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу».

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, - это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже Гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его крута, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты крута С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный.

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, - звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.

В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины связана с нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый» «Капитал» - Библию. Особенно горько поэту сознавать то, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».

Поэтому так горестно звучат его строки:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть Земли

С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере».

С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась, живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены сокровенные мысли автора. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как часть русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»:

Все равно останусь я поэтом

Золотой бревенчатой избы,

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина - тема Родины, поэтому произведения этого поэта неразрывно связаны, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Свою родную деревню Константиново поэт покинул совсем еще молодым, потом жил в Москве, в Петербурге и даже за границей. Но именно разлука с любимой Родиной придавала его стихам особую, отличающую от других, теплоту воспоминаний о ней. Признания в любви к России звучат еще в ранних стихах С. Есенина.

Чудесный, прекрасный, неповторимый мир - поэзия Есенина! Мир близкий и понятный всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, поднявшийся к вершинам своего мастерства из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать окружающее всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту неброской русской природы, воспетую в своих стихах. С первых дней жизни поэта окружал мир народных песен и сказаний.

Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь, моя родная…". Это - ключевое стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине. Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.

Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает мерилом всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсова, у которых рязанский поэт, по его же собственному признанию, учился лиризму.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - Первая мировая война, революция, снова война - теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждой на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении "Сорокоуст".

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности "тоску бесконечных равнин", но теперь, однако, его уже не радует "тележная песня колес":

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении "Весна" мы читаем о клене:

И выйдет девушка к тебе,

Водой окатит из колодца,

Чтобы в суровом октябре

Ты мог с метелями бороться.

С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение "Спит ковыль. Равнина дорогая…"

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом. О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней - смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

Есенин с поразительным мастерством раскрывает перед нами картины родной природы. Необыкновенно богатая палитра красок, такие точные, порой неожиданные сравнения, такое чувство единения с природой! А. Толстой писал о том, что в его поэзии слышится "певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы". У Есенина все многоцветно и многокрасочно. Он жадно всматривается и впитывает в себя весною картины обновляющегося мира и чувствует себя частицей его. Подолгу засматривается на переливающиеся краски утренней и вечерней зари, с трепетом появления восходящего солнца, любуется грозовым небом, покрытым черными тучами, на старые леса, красующиеся цветами и зеленью, на поля, желтеющие у горизонта.

Это была яркая индивидуальная личность. По высказыванию Р. Рождественского, Есенин обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".

У чудодейственного костра поэзии Есенина согревали свои души столько людей, столько людей наслаждалось звуками его лиры. И зачастую они невнимательно относились к Есенину-человеку, что, скорее всего, и погубило его. Потрясенный трагическим известием, М. Горький писал: "Мы потеряли великого русского поэта…"

Имя Сергей Есенин... Как оно поэтично! Не менее поэтична и природа родной страны, воспетая талантливым писателем! Есенин, как никто другой, смог создать прекрасный образ знакомой до боли природы России. В его поэтическом слове столько любви, нежности, добра. Автор не скрывал своей любви к Отчизне и её природе. Для него она совершенна - "создана из ситца", она радует его глаз. Стихотворения Есенина наполнены эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественными средствами. С их помощью он смог выразить свои чувства.

Однажды взяв в руки томик стихов этого поэта, сможешь навеки его полюбить. А секрет кроется в его искренности, любви, преданности родному краю. Тема любви к Отчизне - одна из основных в его творчестве. Он воспевает её такой, какая она есть, такой, какая она для него.

Есенин родился в деревне, поэтому природа была ему очень близка. Несмотря на то, что он недолго прожил в сельской местности, она навсегда осталась в его памяти, в его сердце. Детскую память ничем не стереть. Сельская природа, крестьяне, чудесная природа - это всё описано в его творчестве. Есенин был ценителем настоящей природной красоты. Он считал, что человек растворяется в природе. Они единое целое. Природа помогает деревенскому человеку в его нелёгком труде.

В есенинской лирике есть нотки грусти из-за того, что ему на некоторое время приходилось покидать родимую страну. Тоска по ней была такой сильной, что смогла воплотиться в стихах.

В стихах поэта природа оживает. Для Есенина она живая, как человек. Она и поёт, и радуется, но, бывает, и грустит, и даже плачет. Он мог жить в другой стране, воспевать иную природу, но Сергей Александрович - истинный патриот своей Отчизны. Он ни на миг не забывал о своём отчем доме.

Именно родная деревенская природа - главная тема ранних сочинений автора. Для поэта на первом месте находилась родная деревня. Она неразрывно была связана со всей страной. Для Есенина страна и деревня - единое целое. Неоднократно поэт обращается к Родине, как к родной кровиночке, родному человеку. В стихах поэта мы видим простого крестьянина-труженика, рязанские поля. Всё до боли знакомо.

Поэзия Есенина не просто выражает любовь к Родине - она глубоко патриотичная. Эта патриотичность была воспета автором уже в ранних стихах, продолжала она воспеваться и дальше. Сначала она зарождалась в привязанности и почтению к своей родной деревне - малой родине. Затем переросла в нечто большее - в глубокое чувство к родной стране.

Есенину довелось увидеть и беду своего народа: Первую мировую и Гражданскую войны. Поэт не отчаивался. Он искренне верил, что его Родина сможет всё пережить и снова станет как прежде - могущественной и красивой. Хотя перемены пугают поэта.

Стихотворения о природе и Родине Сергея Есенина просты, но вместе с тем наполнены глубоким смыслом. Этот непревзойденный художник словесности смог донести до любого читателя всю любовь и горечь, которую он испытывал. Критики часто называют это глубокое чувство есенинским поэтическим миром. И они действительно правы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: