Текущие диктанты за 2 четверть 4 кл. Диктанты по русскому языку на тему осень (4 класс)

Темы, которые представлены в текстах диктантов:

Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе;

Неопределенная форма глаголов;

Изменение глаголов по лицам и числам;

Спряжение глаголов;

Правописание безударных окончаний личных глаголов;

Частица "не" с глаголами;

Правописание -тся, -ться;

Виды предложений.

Летний отдых

Наступило долгожданное лето. Начались самые продолжительные каникулы. У школьников будет целых три месяца, чтоб набраться сил и хорошо отдохнуть.

Летом в городе жарко и душно. Даже пышная листва деревьев не спасает от зноя. Поэтому на выходные все стремятся уехать из города на природу. Многие отправляются в лес. Другие стремятся поближе к речке или озеру. Летом так здорово нырнуть в прохладную воду озера. На берегу взрослые разжигают огонь. Совсем скоро воздух наполнится упоительным ароматом свежей ухи.

(78 слов)

Лето

Вот и наступило жаркое лето. Долгие солнечные дни сменяют теплые звездные ночи. Солнечные лучи слепят глаза и заливают ярким светом всё вокруг. Бескрайнее синее небо простирается над головой. На небе - ни облачка. Только к вечеру подует ласковый ветерок, зашелестят листвой уставшие от жары деревья.

У лета звонкий голос. В саду заливается соловей, у дороги задорно щебечут воробьи. В саду раздается усердное жужжание пчел. Это пчелиный рой отправился на сбор меда. А ближе к вечеру застрекочут кузнечики, возвещая о том, что день подходит к концу.

(84 слова)

Лето на море

Летом мы отдыхали на Черном море. Интересно, почему его назвали Черным? Вода в море нежно-голубая. И только там, где становится глубже, вода синеет. Волны с тихим плеском бьются о берег. Ранним утром можно увидеть, как прибой приносит к берегу белые барашки морской пены.

С берега видно, как в прозрачной воде колышутся водоросли. То и дело проносятся мелкие рыбешки, готовые в минуту опасности спрятаться среди камней.

И только во время шторма море становится темным и грозным. Бушующие волны разбиваются о прибрежные скалы. Громкий рокот волн возвещает о начале бури. В такие минуты море, действительно, кажется черным.

(98 слов)

Летняя рыбалка

Этим летом мы с дедушкой отправились на рыбалку. Идти нужно было далеко, поэтому мы встали рано утром. Дедушка уже с вечера приготовил все необходимое: удочки, наживку и запасную леску.

Рано утром мы отправились в путь. Дорога к озеру шла через лес. Чудно утром в лесу. Еще спят птицы. Деревья тихо шелестят листвой, будто боятся разбудить лесных жителей.

Вот мы вышли к озеру. Дедушка учил меня, как правильно надевать на крючок наживку, как закидывать удочку. Мне удалось поймать маленького карасика. Но я отпустил его обратно в воду. Пусть подрастет!

(90 слов)

Задания:

1. Подчеркните имена прилагательные, укажите их число, род, падеж.

2. Разберите слова по составу: приготовил, наживка, подрастет.

3. Найдите в тексте глаголы в неопределенной форме.

Лето в деревне

Наша семья проводит лето в деревне у бабушки. Мама и папа работают в саду. Летом в саду много дел. Нужно ухаживать за растениями, поливать деревья, собирать фрукты.

В деревне живет мой друг. Его зовут Мишка. Мы с Мишкой часто бегаем купаться на речку и ловить рыбу. Потом бабушка варит нам вкусную и ароматную уху. Достается рыбка и коту Ваське, который всегда с нетерпением ждет моего возвращения с рыбалки.

(69 слов)

Задания:

1. В 8-ом предложении укажите грамматическую основу, выпишите словосочетания.

2. Укажите части речи в первом предложении.

3. Сделайте фонетический разбор слов: купаться, возвращение, деревья.

Краски лета

Лето - самое разноцветное время года. В лесу - настоящее буйство красок. Деревья окутаны зеленым облаком листвы. У березки листья нежные, светлые, а вот у дуба и яблони листья темные, янтарные.

А как красиво на лесной поляне! В сочной траве прячутся голубые васильки. Белоснежные ромашки задорно подмигивают желтыми глазками. Воздушные одуванчики от дуновения ветерка рассыпаются тысячью пушистых парашютиков. Фиолетовые колокольчики и пурпурные мальвы хвастают своими яркими лепестками.

Летнее небо тоже разноцветное. Утром оно синее-синее, будто глубокое озеро. А на закате небо переливается всеми оттенками красного, сиреневого и розового.

(88 слов)

Задания:

1. Найдите в тексте предложение с второстепенными членами.

2. Разберите слова по составу: воздушные, пушистых, глубокое.

3. Укажите спряжение глаголов.

Диктанты 4 класс по русскому языку на сайт
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)

Русский язык 4 класс

Школьные сочинения

Русский язык

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!
    (К. Г. Паустовский).

    Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.
    (Максим Горький).

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
    (Н. В. Гоголь).

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
    (И. С. Тургенев).

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

    Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
    (М. Горький).

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
    (Н. В. Гоголь).

Диктанты 4 класс по русскому языку

Для успешной подготовки к написанию диктантов по русскому языку,
рекомендую ознакомиться с реальными вариантами текстов заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий к урокам русского языка.
Представленные примеры диктантов, позволят Вам хорошо подготовиться к их написинию,
а это очень серьезный шаг к получению отличных знаний по русскому языку.

Диктанты по русскому языку 4 класс

В походе.
Мы дошли до дальнего озера. Хозяйничал западный ветер. Он перелетал от верхушки к верхушке сосен. Через ветки их проглядывало бледное небо.
С нами в походе был писатель Гайдар. Мы двигались медленно. Нога тонула в зеленом мху. С большим трудом мы добрались до лесистого бугра и упали на влажную землю. Гайдар осмотрел местность. Он позвал нас. На почве выделялись громадные следы лося. Мы пошли по лосиному следу. Он привел к роднику.
(По К. Паустовскому).

Утром.
Ранним утром я вышел из палатки. Зимнее солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы оленей. Животные ночью подходили к па латке. След русака тянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро умчался.
Слова для справок: палатка, пелена, несколько.

Михаил Михайлович Пришвин.
Идет человек по зимнему лесу. Кругом сугробы. На деревьях тяжелые снеговые шапки. Елки стоят прямо. Сильные еловые лапы держат снег. А березы согнулись дугой под тяжестью снега. Они стоят низко. Только заяц там может пробежать. Человек стукнул палкой по березке. Снег с вершины свалился. Русская красавица выпрямилась. Так от березки к березке идет Михаил Михайлович Пришвин. Писатель много путешествовал. На Кавказе его имя присвоено горному пику и озеру.
(По Л. В. Воронковой).
Слова для справок: путешествовал, присвоено.

Природа осенью.
Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие к пухлые. В морозные дни листья жесткие и хрупкие Одинокие золотые монетки зисят на осине. Ветер несет листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса. Природа ждет прихода зимы.

Мама.
Пришла дождливая осень. Вся семья дома. Илья смотрит-на мать. Она шьет, наклонив голову. Мама худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами. Мама поздно приходит домой. Готовит обед. Осенними вечерами много читает, помогает Илье делать уроки. Илья закрыл глаза. В комнате почти темно. Только маленький утолок освещен золотистым светом. Мама тихо напевает. Сколько хлопот и тревог ложится на худенькие плечи мамы! С мамой всегда тепло и радостно.
Слова для справок: наклонив, освещен, ложится.

Лось.
В лесной тишине послышался хруст снега. На поляну вышел лось. Лось - мирный лесной житель. Он обитает в сибирской тайге и в лесах под Москвой.. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжелый и грузный, а ноги высокие и стройные. Ему не страшны болота и снега. Зимой лось ест ветки и осиновую кору. Летом он питается болотными травами. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Слова для справок: вышел, обитает, горбоносая, не страшны, питается, копыта.

Птицы.
С первым морозом и снегом прилетают гости с севера. С островов Северного Ледовитого океана летит маленькая беленькая птичка. Это пеночка. Только кончики крыльев да полоска вдоль хвоста черные. Любит пеночка бегать около дороги. Там она ищет корм. Пеночку называют еще снежным подорожником. Прилетает снегирь. Он с яркой грудкой, в черном шапочке, с черными хвостом и крыльями. Удивтельно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины и рябины. Стая клестов подлетела к ели. Эта птица выводит птенцов зимой.

Скоро зима.
Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листья. Они пожелтели от осенных дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами. Иногда от елки к елке перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм. Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих следов. Они о многом могут рассказать человеку.
(По Г. Скребицкому).
Слова для справок: оденется, отпечатается.

Следы.
Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пес и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке. В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под лапами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступал с места на место и удивлялся новым следам. Могут ли собаки удивляться? Я не знаю. Но в это снежное утро я верил.
(По В. Бурлаку).
Слова для справок: удивляться.

Вести из лесу.
Посыпался колючий снег. Зарябило в густом осиннике. Удары снежной крупы о стволы деревьев сливались в таинственный гул. От опушки леса к деревне потянулись следы. Наступило утро. На ели блестел снег. К деревне спешила стайка воробьев. Глухарь и тот подлетел к дороге в поисках корма. Лоси, косули устремились к вырубке. Они объедали кору с деревьев. Зайцы уплотнили снег около хвороста. Зимой животному миру нужна помощь.
Слова для справок: устремились, хворост.

Первый месяц зимы.
Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжелые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зеленые листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полевки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда снежная зима. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре наступают и оттепели.
Слова для справок: оттепель, косули, полевки.

Морозко.
Послала мачеха девушку в лес за хворостом. Мороз трещит. Ветер воет. Остановилась девушка под высокой елью. Вдруг послышался шум и треск. Это пролетел по ельнику Морозко. Он подошел к девушке. Она рассказала ему, кто послал ее в лес. Морозко попросил девушку сшить ему рубаху. Всю ночь она шила ее. Взглянул Морозко на рубашку, похвалил девушку за работу. Подарил он ей соболью шубку, повязал узорный платок, вывел на дорогу.
Слова для справок: подошел.

Встреча с рысью.
Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину. Мы пошли дальше по узкой тропке. Тропа петляла в ельнике. Мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку. Зверь был весь иа виду. Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.
Слова для справок: заметил, на виду.

Зимняя ночь.
В лесу наступила ночь. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивал морозец. С вершин ели хлопьями посыпался легкий серебристый иней. В темном высоком небе блестели яркие зимние звезды. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Прокричал филин. В чаще что-то ухнуло и страшно захохотало. По алмазной скатерти снегов пробежали легкие ласки. Ласка - небольшое хищное животное из семейства куниц. Тихо пролетела над снежными сугробами сова. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он всё слышит и видит.
(По И. Соколову-Микитову).

Зимой.
Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь. Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом разместилась старая беседка. Ступеньки ее поседели от инея. Мы взяли лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце. Природа ожила.
Слова для справок: пахло, расчистили.

Растите, елочки!.
Встретили Новый год. С елки сняли игрушки и понесли ее на улицу. По гладкой дорожке тянулся след от сухих иголок. Грустно было смотреть на это.. Прошла зима. Солнце стало согревать землю. На улице появились лужи. На площадке перед домом лежали елки. Пахло хвоей. Весь двор собрался сажать лесных красавиц. Взрослые рыли ямки. Дети приносили воду. Посадили деревца. Стоят елки на мягкой земле, как на пуховой подушке.
Растите, елочки!.

Приход зимы.
Погода была ужасная. Стояла поздняя осень. Осенний ветер нес над землей рваные клочья туч. Из них стал сыпать снег. Лес был гол. На поляне стояла одинокая рябина. Она тянулась к небу. Зимние пичужки с ярким оперением подлетели к рябине. Снегири и синицы медленно, с выбором начали клевать крупные ягоды. Они закидывали головки, вытягивали шейки и с трудом глотали. На белой скатерти снега появились первые следы. Наступала зима.
Слова для справок: пичужки, вытягивали.

Петр Павлович Ершов.
Наш волшебный ключ открыл замок волшебного книжного шкафа. Мы сняли с полки книгу "Конек-Горбунок". Это наша любимая сказка. Написал ее Петр Павлович Ершов. Ершов узнал эту сказку от рассказчиков, а потом кое-что сам придумал и рассказал все стихами. Ершов родился в сибирском селе Безруково, около Тобольска. Потом он жил в глухом сибирском местечке Березове. Ершов даже суровую сибирскую природу видел сказочной.
(По Е.Языковой).

Горшок каши.
Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. Старушка подарила ей волшебный горшок. Он варил вкусную, сладкую кашу. Однажды девочка ушла из дома. Кашу стала варить мать. Она забыла волшебные слова. А горшочек все варил и варил кашу.
Горячая каша лилась рекой по улице. Это увидела девочка. Она вбежала в дом и произнесла волшебные слова. Горшок перестал варить. Кто ехал из деревни, тот проедал себе дорогу.
Очень каша была вкусна!.
(По сказке Братьев Гримм).

© О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова

© ООО «Издательство ACT»

Предисловие

Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику четвертого класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только третьего, но и второго классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика предназначена вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания.

И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

Повторение

Диктант 1

Вот и пришло первое сентября. В этот праздничный день радостные и счастливые ученики столпились у подъезда школы. В руках они держали великолепные букеты цветов. Школьники из разных классов стояли вперемежку тесными группами. Часть детей находилась на ступеньках лестницы. Слышались весёлые голоса и смех. К пришкольному участку часто подъезжали машины. Это бывшие ученики спешили поздравить своих старых учителей. Учащиеся пока не заходили в школу. Они слушали интересное выступление известного профессора. Он много лет назад окончил эту школу. (76 слов)

Диктант 2

В конце октября начался листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листочки кружились в воздухе. Это был печальный и прекрасный осенний танец. Случалось, что яростный порыв ветра превращал танец в пляску. Лес стал красивым и грустным. Масса листьев покрывала широкие аллеи, узкие дорожки и тесные тропки. Часто стояла ненастная погода. Иногда яркое солнце согревало воздух. Но напрасно. Рано или поздно наступит зима. (59 слов)

Диктант 3

Стоял чудесный осенний денёк. Солнце ласково светило на ясном небе. Жужжали последние мошки. Птичьи стаи тянулись на юг. На полянах и во дворах вороны собирались в группы. В каждой было до десятка птиц. Осенью вороны тоже кочуют к югу. Но далеко не улетают.

А воробьи селятся близко с жильём человека. Здесь можно найти много съедобных объедков. Добрые люди часто делают для птиц кормушки. Их развешивают на деревьях, на окнах. (69 слов)

Диктант 4

Поздней осенью мы вышли в лес на прогулку. Было раннее утро. В лесу стояла тишь. Изредка раздавались птичьи голоса. Тонны жёлтых и красных листьев лежали под ногами. Они ещё не превратились в скользкую серую массу. Лес без листвы казался грустным и пресным. Мы обошли окрестности, перешли по мосткам глубокий овраг и остановились перед большим подъёмом. Нам навстречу бежала группа детей. Эти ребята участвовали в школьном кроссе. И мы решили размяться и добежать до дома. После пробежки мы с аппетитом позавтракали. (81 слово)

Диктант 5

Юннаты Алла, Римма и Серёжа решили собрать коллекцию пожелтевших и покрасневших осенних листьев. Ранним утром вышли они в близкий лесок. Дорога лежала через большой парк. Длинная аллея привела детей на берег пруда. Ночь была холодная, и водную гладь покрывал хрупкий ледок. Местами торчал высохший камыш. По ледку ходила воронья стая. Несколько десятков птиц разделились на группы. Они искали съедобные зёрнышки. Ребята бросили им корж и калач. Птицы стали радостно клевать хлебный мякиш. (72 слова)

Диктант 6

Ранним субботним утром Кирилл и Ольга играли в теннис на площадке во дворе. Группа детей сидела на низкой лестнице и следила за игрой. Территория двора была аккуратно очищена дворниками от осенних листьев. Но жёлтые и красные лоскутки всё падали с деревьев. Вот рыжий кот вылез из железной будки и забежал в подъезд. От дома отъехала зелёная машина. Она въехала на большой подъём и оказалась на шоссе. (66 слов)

Диктант 7

Стояла холодная погода. На ясном небе светило осеннее солнце. Вот над верхушками деревьев появилась гигантская туча. Погода становилась ненастной. Яростные порывы ветра сбивали с ветвей деревьев листья и сучья. Но дождь ещё не начался. Грустно жужжали редкие мошки. Они спешили найти убежище. Вот по тропке пробежала робкая мышка. Она боится попасть под дождь. А небесный свод уже затянули тучи. (59 слов)

Диктант 8

Был поздний осенний вечер. Низкие серые тучи затянули небесный свод. Сквозь них была видна только узкая полоска месяца. В эту ночь мы не увидим звёздное небо. Сейчас стоит почти полная тишь. Чуть шуршит камыш на берегу озерца. Но тишина не продлится долго. Скоро погода станет ненастной. Польёт дождь, будет грохотать гром. Скользкая грязь и глубокие лужи покроют пустошь рядом с нашим селом. (62 слова)

Диктант 9

Однажды ранним воскресным утром мы выехали на природу. Стояла осенняя погода, но было тепло. Пожелтевшие и покрасневшие леса и поля казались очень красивыми. Мы остановили машину и вышли полюбоваться прекрасным пейзажем. Рядом с нашим областным центром есть озерцо. От него до леса тянется пустошь. На берегу озерца лежит четыре бревна. Мы съезжаем с шоссе, объезжаем большие лужи и подъезжаем к гладкой площадке. Дальше не проехать. Но мы уже близко от озерца. (71 слово)

Диктант 10

Крыльцо нашего дачного дома расшаталось. Доски были испорчены гнилью. Ходить по лестнице стало опасно. Можно упасть и серьёзно ушибиться. На местном рынке мы купили новые доски и начали мастерить лестницу. Мы работали субботний и воскресный день. Чтобы дерево не сгнило, мы не использовали железных гвоздей и скоб. Гвоздь нам заменил шип из дерева. Крыльцо получилось чудесное. У нас было прекрасное, праздничное настроение. (62 слова)

Диктант 11

Начался листопад. Красивые жёлтые и красные листья разбросала осень по аллеям, по дорожкам и тропкам. Но скоро наступит холодная дождливая погода, опавшая листва превратится в скользкую посеревшую массу. А пока вокруг прекрасный пейзаж. Мы идём по дорожке в парк. Мы разгребаем ногами яркие лоскутки. Их здесь килограммы и даже тонны. Вон рыжая белочка на ветке сосны грызёт крепкими зубками прочные скорлупки. А вот бежит робкий заяц. Интересно своими глазами увидеть лесных зверей. Какая чудесная у нас получилась прогулка! (78 слов)

Диктант 12

Вчера наш класс ходил на экскурсию в осенний парк. Сначала мы шли по длинной широкой аллее. Её покрывала масса жёлтых и красных опавших листьев. Травка под деревьями оставалась зелёной. Местами она уже пожелтела. Нам попадались редкие мошки, жучки и паучки. Скоро их не будет. Последние птичьи стаи улетели на юг. Когда мы возвращались, небесный свод затянули тучи. Подул резкий ветер. Он яростно срывал с деревьев листву. Погода стала ненастной. Сегодня на уроке русского языка мы писали рассказ о вчерашней прогулке. (80 слов)

Диктант 13

Закончились летние каникулы. Ученики вернулись в классы, приступили к устным и письменным работам. Они учат русскую грамматику, читают рассказы русских классиков, решают задачки. Нужно быть серьёзным и аккуратным учеником. Какая тишь стоит в школе во время занятий! Но вот уроки закончились. Группы детей выходят из подъезда школы и сбегают по лестнице. Они с аппетитом пообедают, а потом многие пойдут на теннисную площадку и в бассейн. (65 слов)

Диктант 14

Весной мы разбили огород на пришкольном участке. Мы вскопали длинные узкие грядки. Их было около двух десятков. Настали осенние деньки. На одной грядке появились большие капустные кочаны. На другой грядке выросли крепкие сочные морковки. А вон репчатый лук. Летом его зелёные листья были похожи на стрелы. На небольшой делянке заколосилась рожь. Интересно посмотреть, из чего пекут чёрный хлеб. Хорош и свеж овощ со своего огорода! (64 слова)

Диктант 15

На улице ненастная осенняя погода. Мы негодуем на неё и недоумеваем. Ведь ранним утром на ясном небесном своде светило яркое солнце. На лавках у подъезда грелись старушки. А сейчас яростные порывы ветра срывают листья и сучья с деревьев. Мы ненавидим плохую погоду. Мы не любим сидеть дома в субботу. Мы надеемся, что воскресный день не будет таким дождливым. (58 слов)

Диктант 16

Ранней осенью мы часто ходим за грибами. Субботним или воскресным утром мы встаём чуть свет. Хорошо, если накануне был тёплый дождь. Тогда грибов много. Но земля скользкая, на дорожках и узких тропках лежит грязь. Мокрые низкие ветки устраивают нам холодный душ или даже ванну. Грибы обычно растут группами. Интересно искать их в пожелтевшей и покрасневшей опавшей листве. Мы умеем отличать съедобные грибы от ядовитых. Ведь ядовитые грибы очень опасны. Наши лукошки наполняются серыми и красными шляпками, крепкими и хрупкими ножками. Вечером мы поджарим их с картошкой. Получится аппетитное кушанье, просто объедение. (91 слово)

Диктант 17

Холодная осенняя погода стоит уже давно. Листья облетают с деревьев и устилают землю цветным ковром. Я ненавижу сидеть в субботние и воскресные дни дома и не боюсь ненастной погоды. Вот я иду в лес через парк и сгребаю ногами целые охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. На аллеях в большие кучи собраны килограммы гладких и скользких лоскутков. А в лиственном лесу их тонны. Вон на берегу пруда виднеется чахлый камыш. Утром гладь воды была скована хрупким ледком. Но днём небесный свод прояснился. Солнце растопило лёд. Я гуляю в лесу два часа и возвращаюсь домой. (93 слова)

Диктант 18

Юннаты Илья, Петя и Алла шли по осеннему лесу. Они пробирались по узкой и короткой тропке к железной беседке. Они хотели понаблюдать за птичьими повадками. Дети спустились в глубокий овраг, поднялись по земляной лестнице и оказались в беседке. Из неё открывался чудесный пейзаж. В одну сторону тянулась пустошь. В другой стороне был овраг. Из него торчали верхушки деревьев. На них и жили птицы. Целый час дети не разговаривали, а молча смотрели и записывали интересные факты в тетрадки. (77 слов)

Диктант 19

Ранней осенью мы перестали ходить на пляж. Купаться стало холодно. Но бывать на речке мы не переставали. Нам интересно заниматься парусным спортом. У нас была лодка, в которой мы плавали вдоль берегов и любовались окрестностями. Вот на горе стоит областная больница. А вон виднеется древняя крепостная стена. Листва на деревьях уже пожелтела и покраснела, начала облетать. Но поздней осенью погода стала ненастной, часто дули яростные ветры. Мы больше не выходили на лодке. Это стало опасно. Во время весеннего половодья мы снова поплывём под парусами. (84 слова)

Диктант 20

Алёша Картошкин серьёзно занимался спортом. Он не ленился каждое утро делать зарядку и пробежку. Мальчик бегал по лесным аллеям и дорожкам. После школы Алёша шёл в бассейн или на теннисную площадку. В его классе многие увлекались спортом. Денис Кораблёв хотел стать наездником. Лена Чуева любила парусный спорт. Гриша Чашкин упражнялся с железными гирями. Кроме этого Гриша любил поздним вечером наблюдать звёздное небо в телескоп. (64 слова)

Родительный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-и, -е)

Диктант 1

Вокруг полянки стояли молодые ели. Около одной ёлки была мышиная норка. Из норки часто выбегали робкие мышки. У мыши тонкий скользкий хвостик и гладкая шёрстка. Цвет шёрстки обычно сероватый. Я часто садился около норки в тенёк от макушки ёлки и наблюдал. Жизнь мышки зависит от скорости её пробежки. Маленький зверёк несётся, как стрела. Если на пути стоит ствол ели, мышь взбегает на него на метровую высоту. Потом она падает вниз и без остановки бежит дальше. (75 слов)

Диктант 2

У осени особый запах. Это легко почувствовать во время лесной прогулки. В конце недели, в субботний или воскресный день, я люблю без спешки прогуляться по лесу. Люблю пройти от низкой беседки до большой полянки. Вокруг тропинки земля покрыта пожелтевшими и покрасневшими листьями. В воздухе стоит сладковатый запах осенних листьев, чудесный и грустный запах. В нём много и свежести, и печали. Поэты иногда называют осенний воздух хрустальным или алмазным. (68 слов)

Диктант 3

Узкая тропинка вела от лесной опушки в глубь чащи. Мы свернули на неё около старой ели и шли теперь почти без дороги. То и дело приходилось уклоняться от низкой хлёсткой ветки. Часто мелькали головка или хвост робкой птички или мордочка ловкой мышки. Но вот мы дошли до большой полянки. Здесь много сладкой земляники и вкусной черники. Вон из кустов выглянул и опять исчез рыжий хвост хитрой лисички. А мы с аппетитом съели уже по четыре кружки чудесных ягодок земляники. (79 слов)

Диктант 4

Был погожий осенний денёк. Я гостил у тёти Кати. Вокруг дачного домика тёти Кати разбит большой огород. Вот я стою около капустной грядки. Хочу сорвать два кочана капустки. Тётя Катя кончиком лопатки разгребает землю вокруг морковки. На огороде есть много петрушки, свеколки, клубники, но нет фасоли. На соседнем участке вокруг ветки могучей ели обмотана верёвка. На конце верёвки прикреплено огородное чучело. (61 слово)

Диктант 5

Юннаты нашего класса решили собирать на берегу речки коллекцию луговых растений. Пришли Илья, Кирилл, Алла и Оксана. Не было Саши, Кати, Кости и Маши. Пришлось идти и без дворняжки Жучки. У собачки в конце недели родились щенки. Вот юннаты уже в начале узкой короткой тропки. Дети будут идти по ней и собирать образцы луговой травки – листья осоки, тимофеевки. Для любой девочки интересны цветы. Мальчикам это не кажется серьёзным занятием. Им важнее наблюдение жизни животных. (73 слова)

Дательный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-и, -е)

Диктант 1

Природа подарила осени особую красоту. В эту пору хочется быть близко к природе. Я люблю пробежать по лесной дорожке, тропке или поляне, к большой куче листьев добавить ещё охапку. Мне нравится давать крошки робкой птичке или орешки ловкой белочке. Место, где живёт белочка, легко определить по обглоданной шишке, по ореховой скорлупке. А вот и она сама скачет по ёлке, прыгает от ветки к ветке. Сейчас белочки готовятся к зимовке. (69 слов)

Диктант 2

По опушке леса шёл большой медведь. Была поздняя осень. Зверь готовился к спячке. По узкой тропке медведь направился прямо к чаще. По толстой упавшей осине он перешёл глубокую яму. Под корнями этой осины без опасное место для отдыха зимой. К осени медведь накопил много жира. По всей округе искал он корм. Очень рад бывал зверь сладкой малине и другой вкусной ягодке. По длинной коряге, как по лестнице, спустился медведь в берлогу. (70 слов)

Диктант 3

Раннее осеннее утро. Навстречу утренней дымке по глади озерца плывёт парусная лодка. В ней сидят два человека. К мачте привязан красный флаг. Лодке нужен хороший ветер. Опытной команде не будут страшны даже яростные порывы урагана. Сейчас к радости пассажиров парус надут как надо. На берегу озера по большому пастбищу бредёт стадо коров. К одной корове привязан звонкий бубенчик. Пастух шагает по дорожке и поёт песню. Песне пастуха не хватает мелодичности. (70 слов)

Диктант 4

Ранним субботним утром у нашего класса кросс по широкой дорожке парка. Нас построили по линейке и разбили на группы. Нашей группе выпало бежать первой. По команде учителя мы побежали к близкой теннисной площадке. От неё мы побежим к далёкой запруде. Всё лето я уделял время спортивной подготовке. И к осени набрал хорошую форму. По правде сказать, я бегаю прекрасно. Вот мы подбежали к лесной опушке. К осине привязан флажок. Флажками отмечали путь кросса. Я готов к длинной пробежке. (78 слов)

Диктант 5

Был воскресный денёк. Стояла тёплая осенняя погода. Мы с друзьями решили погулять по округе. По длинной горке мы сбежали к большой пустоши. По земляной лестнице спустились в овраг. Там по узкой и шаткой жёрдочке перешли ручеёк. По поверхности воды плыли жёлтые и красные листья. Мы поднялись к лесной опушке и полазили по гигантской берёзе. Когда я лез к верхушке, ветка подо мной треснула. К этой опасности я не был готов. Но мне удалось спуститься по другой ветке ниже. Больше мы не залезали так высоко. (84 слова)

Повторение

Диктант 1

Вокруг нашей дачи была большая пустошь. Она хорошо подходила для прогулки. По пустоши протекал широкий ручей. Мы переходили его по шаткой и узкой досочке. Дальше мы бежали по тропке, которая вела к низкой горке. Вокруг горки стояли молодые берёзки. Около одной берёзки была большая гладкая площадка. Ради этой площадки мы и приходили сюда. Здесь мы играли в теннис. Хорошо побегать с ракеткой около сетки. Хотя бегать приятно и без ракетки. (70 cлов)

Диктант 2

Ранним осенним утром я подошёл к капустной грядке взять кочан для борща. По канавке около грядки полз длинный уж. Я не боюсь ужа. Надо уметь отличать его от гадюки. Я взял кочан капустки и пучок петрушки. Какой борщ без свеколки? У меня нет также морковки и картошки. Грядки с этими овощами на другой стороне огорода. Я обошёл вокруг большой бочки, прошёл по узкой дорожке, уклонился от низкой ветки яблони и набрал нужных овощей. На нашей земле вызревают вкусные овощи! (77 слов)

Диктант 3

В субботу мы отправились на прогулку к далёкой запруде. Стояла поздняя осень. На всей дорожке лежала скользкая посеревшая масса. По жухлой пожелтевшей травке рассыпана масса листьев. Без зелени деревья казались печальными. Мы дошли до старой землянки и по земляной лестнице спустились в овраг. Здесь нет жёрдочки, чтобы перейти русло речки. По кромке берега мы и подойдём к запруде. Там мы отдохнём около ветхой сторожки. Будем смотреть, как осенние листья скользят по водной глади. (73 слова)

Диктант 4

Около берёзовой рощи был низкий холмик. На нём росла ольха. У этой ольхи мы с друзьями любили отдыхать. Нам открывался чудесный пейзаж. Ветер гнал волны по мягкой травке, как по поверхности воды. Мы часто видели, как по широкой пустоши пробегал заяц. Иногда мелькал рыжий хвост лисички. Из тесной норки высовывалась мордочка робкой мыши. Мы смотрели на красивый полёт ласточки. Далеко в лесу раздавался голос кукушки. Интересно приглядываться к жизни животных. (70 слов)

Диктант 5

От деревни к остановке по шоссе идут люди. Группа людей уже стоит около железной будки. Сейчас придёт автобус. Часть пассажиров выйдет из него по узким ступенькам. На их места поднимутся другие. Мне нет необходимости уезжать. Я останусь до конца недели и вернусь в город только к осени. А пока я лениво бреду по пустоши к опушке близкого леса. Я иду просто ради прогулки. В окрестностях нашей деревни хорошо гулять. (69 слов)

Творительный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-ом, -ем; -ей, -ой)

Диктант 1

Если от нашего села идти полем, можно увидеть прекрасный пейзаж. Вот я бреду узкой полевой тропкой с дорожной сучковатой палкой в руке. Справа поля засеяны пшеницей. Слева настоящим морем волнуется рожь. Порыв ветра проходит по полю длинной дорожкой. Вот у меня под ногами промелькнула молнией робкая мышь. Поля можно назвать мышиным краем или царством. Но мыши встречаются здесь с опасным охотником – ловкой лисичкой. Рыжие хищники часто промышляют охотой на полевых грызунов. (70 слов)

Диктант 2

Летом мы с другом утром и вечером ходили на пляж к нашей речке купаться. Но ранняя осень не баловала нас хорошей погодой. Часто шёл сильный дождь с громом и яростным ветром. Вода потоком стекала в канавку перед нашим домом. Октябрь начался сильным листопадом. Листья усыпали землю жёлтой и красной массой. Перед рассветом травка стала покрываться инеем. Гладь озерца затянулась хрупким ледком. Ноябрь пришёл вместе с вестником близкой зимы – первым снегом. (69 слов)

Диктант 3

Поздняя осень славится утренним морозцем. Я люблю начинать день зарядкой перед домом и пробежкой по близкой пустоши. Хорошо дышать свежим холодным воздухом с осенним сладковатым привкусом. Забавно осыпать себя с головы до ног охапкой листьев. Приятно бежать чуть-чуть скользкой полевой дорожкой, любоваться туманом над близким оврагом, лесом, полем, речкой. Или пройтись берегом речки с весёлой песней. Под склоном холма насладиться лёгким отдыхом. Той же дорогой вернуться домой и войти в родной сад через ворота со скрипящей калиткой. (77 слов)

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Зимой

Побелели поля. Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам.

Вот ветер с бугорка на поляне сдул белую шапку. Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев. Красные и зелёные огоньки зажглись на пушистом снегу, Хорошо в зимнем лесу! Легко скользят лыжи по мягкому ковру.

Тишина! Медведь спит в берлоге. Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев.

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», - подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

(По А. Трофимову)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Лесное чудо

Ж и вёт где-то на свете мал е н ь кая фея. Не с кем ей играт ь , вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу ле в , а крошка фея л ь вов никогда не видела. Зарыч а л он грозно, пр и сел, к пры ж ку готови тся ! А фея ласково улыбае тся , поиграт ь с ним собирае тся . Уд и вля ется лев! Почему его не боя тся ? Плохо это или х о р о шо? С е рди ться нужно или см е я ться ?.

Пр о т я нула фея л ь ву волшебную пал очк у. Лев сн а ч а ла слева к пал очке п о д о шёл, п о том справа. Так и не взял. Но с е рди ться уже никак не получ а лось. Фея и грозный лев скоро п о друж и лись.

(88 слов, служебных 19)

Комплексное задание

1 . Сказка кажется законченной. А ты сделай так, чтобы последнее предложение оказалось предпоследним.

2. Покажи в тексте 10 любых ловушек.

3. Найди слова с буква «а» на конце. Покажи только те из них, у которых буква «а» оказалась в основе. Нужно, чтобы все увидели, какая это морфема.

4.В самом первом предложении обозначь грамматическую основу. Напиши, с какого острова слова, которые в ней работают.

5. Найди предложение, с которого начинается второй абзац. Нам нужно теперь что-то похожее на волшебные провода между антеннами в прекрасном городе Синтаксисе. Тогда получится показать каждый член предложения. Это важно!

6. Выбери любое слово из этого предложения и расскажи, что можно о нем узнать, если вспомнить, с какого оно острова.

Осенняя пора

(диктант №1 ОС «Гармония»)

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. Хорошо в лесу! (68 слов)

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматическое задание:

  1. В девятом предложении найти грамматическую основу, указать части речи.
  2. Разобрать по составу слова: наступила, подосиновики, травинка.
  3. Фонетический разбор слова гроздья.

Улетают журавли

(диктант №2 ОС «Гармония»)

В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой и над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.

Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблести яркими красками осени. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной! (72 слова)

Грамматические задания

  1. Во втором предложении подчеркнуть грамматическую основу, показать связь слов в предложении.
  1. Определить падеж у существительных.

I в. Высоко в небе летели журавли.

IIв. На востоке показалась ранняя зорька.

3. Выпишите из текста два словосочетания, существительное с прилагательным.

Обозначьте число, род и падеж имени прилагательного.

4. В первом предложении найти слово (к) отлёту и разобрать его как часть речи (морфологический разбор).

Осенняя прогулка

(диктант №3 ОС «Гармония»)

Группа школьников ходила в осенний парк. Все деревья уже сбросили свою золотую листву.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Наталья угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись домой. (75слов)

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркни грамматическую основу, выпиши словосочетания.

2. Выпиши из последнего предложения слово радостные и разбери как часть речи (морфологический разбор).

3. Разбери слова по составу: осенний, ходила, (по) тропинке.

Клесты

(диктант №4 ОС «Гармония»)

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.

Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. По Г. Скребицкому (77 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания, определите число, род и падеж.

2. В первом и втором предложениях определи склонение и падеж имён существительных.

3. Выполни фонетический разбор слова ели.

Зимний лес

(диктант №5 ОС «Гармония»)

Как чудесен зимний лес! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники и черники. (78 слов)

Грамматическое задание.

  1. Определить падеж и склонение имен существительных: в кольчуге, у тропинки, в вершине.
  1. Разобрать предложение по членам предложения, выписать словосочетания.

В вершине ели затаилась рысь.

  1. Разобрать слова по составу: березка, зимний, пробежала.

Весеннее утро

(диктант №6 ОС «Гармония»)

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

Грамматическое задание

1. Разобрать по составу глагол высвистывает .

2. Найти глаголы II спряжения и выделить в них окончания.

3. Образовать от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.

Медвежонок

(диктант №7 ОС «Гармония»)

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал. (73 слова)

Грамматическое задание.

1. Подчеркни однородные члены предложения.

2. Разбери слова по составу: выгнали, кисленьким, погрозил.

3. Выпиши из последнего предложения слово спрятался и разбери его как часть речи (морфологический разбор).

Погоня

(диктант №8 ОС «Гармония»)

У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.

Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад. По Л. Савоненковой (80 слов)

Грамматические задания

1. В первом и последнем предложениях отметить главные члены.

2. Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи.

3. Над именами существительными первого предложения указать склонение, а над словом гонится-спряжение.

4. Над глаголом прыгнули надписать его неопределенную форму.

5. В последнем предложении найти сложное слово и показать его строение.

Диктанты по темам

ТЕМА: «ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Выборочные диктанты

1. Записать только распространенные предложения, разобрать их по членам предложения.

1) Медведи идут! 2) Солнце поднялось над лесом. 3) Защелкал в кустах соловей. 4) Костер разгорался. 5) В летнем небе пронзительно свистели стрижи. 6) Ветер стихал. 7) Весну объявили грачи. 8) Грачей встречали на полях галки. 9) Бегут облака. 10) Над тундрой низко летят дикие гуси.

2. Выписать из предложений словосочетания (подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания).

1) Мы сидели в шалаше. 2) Наступила темная ночь. 3) Выбежал из лесу заяц. 4) Моряки покинули корабль. 5) Прошел по реке лед. 6) Утром выглянуло яркое солнышко. 7) В ночном небе светят звезды. 8) Из леса я вернулся в полдень. 9) Буйно зацвели в саду яблони. 10) На опушке леса пели тетерева.

Образец записи: сидели (где?) в шалаше, ночь (какая?) темная.

Свободный диктант

Бывшие беспризорники

У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья как серые тряпочки.

Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенес в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит. Любуются цветами люди. И невдомек им, что это бывшие беспризорники.

Проверочные диктанты

Красный снег

Высадились на остров полярники и удивились. У скал лежал красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали — красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Но глазам верить надо. Почему снег сделался красным? От весеннего солнца и тепла разрослась в снеге красная водоросль. И снег зацвел! (63 слова)

Раннее утро

Солнце осветило моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берез темнели молодые сосенки. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе запах трав. На березах золотились первые пряди. Желтые листья кружились в воздухе. Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхнул солнечный луч. (60 слов)

ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Восстановленные диктанты (выписать из каждого предложения сначала однородные члены предложения, а затем записать по памяти все предложение)

Летнее солнце плывет над полями, над пыльной дорогой. Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы.

(И. Соколов-Микитов)

Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Сбились воробьи стайкой, наскакивают на горбушку, норовят побольше ущипнуть.

(Э. Шим)

Кот увидел Каштанку вскочил, выгнул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. Собака испугалась, громко залаяла и бросилась к коту.

(А. Чехов)

По опушкам лесов растут красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые подберезовики, скользкие грузди и душистые рыжики.

(И. Соколов-Микитов)

Зрительные диктанты

Указать устно пропущенные знаки препинания и записать предложения под диктовку.

1) Сидела лягушка-квакушка на болоте ловила комаров да мошку весною громко квакала вместе со своими подругами (В. Гаршин). 2) Прилетела цапля к озеру вошла в воду по колени наклонила голову и притаилась (И. Дробков). 3) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора (Ф. Тютчев). 4) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую черную серую и почти белую (К. Паустовский). 5) Месяц сентябрь пора пестрых листьев листья летят кружатся падают скачут (Н. Сладков).

Проверочные диктанты

Петька

В заповеднике жил Петька. Это была большая, черная, серьезная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже спрятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов)

(И. Соколов-Микитов)

Слова для справок: в заповеднике, монета, тоже, песчаный.

Куница

Ночь в густом лесу. Вот вышла из-за тучи луна. Засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах. Засеребрился ствол старой осины. У вершины ее чернело дупло. Там жила белка-летяга. По снегу мягкими прыжками подбежал длинный зверек. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась. Мелькнули острые, хищные зубы. Это была куница. Куница бежала по осине к дуплу. Белка заметила хищника и легко прыгнула на ветку соседней сосны. (71 слово)

(В. Бианки)

Слова для справок: ее, из-за, соседней.

Конец августа

Лето кончалось. В зеленой листве берез появились желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами.

В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки толстые, крепкие. (77 слов)

Контрольные диктанты по русскому языку (4 класс)

1 четверть

Входной диктант в 4 классе

Осенняя пора.

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматическое задание:

    Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

    Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.

    Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,

Контрольный диктант № 1 « Повторение »

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматические задания:

1. Выписать из текста по два слова на каждую часть речи.

2. Выписать из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом напишите проверочное слово.

3. Выпишите из текста два слова: одно - в котором звуков больше, чем букв; второе - в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольный диктант № 2 «Слово в языке и речи»

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

    Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное. Разобрать по членам предложения, указать части речи.

    Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.

    Сделать фонетический разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.

4. Выпишите из ряда родственных слов имена существительные. Обозначьте род:

вариант I - старик, стареть, старый, старость.
вариант II - зеленый, позеленел, зеленка, зелень.

2четверть

Контрольный диктант № 3 «Имя существительное»

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

По Л. Толстому

Слова для справок: ег о, тысяч , пре дложил

Грамматическое задание:

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 –инженеров.

4 Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных. 1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются. 2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь. 3) Радость, шаг, один, печаль.

3четверть

Контрольный диктант № 4 « Множественное число имя существительных»

Лес.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами .

Слова для справок: хи барки, кладез ь, ра чительные.

Грамматическое задание:

1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа: вариант 1 -Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины), вариант 2 - Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – вредителей, вариант 2 – гусениц.

4. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами. Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.

Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное»

Зимняя ночь в лесу.

По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит.

Грамматическое задание:

1. Разобрать по членам:

1-й вариант – первое предложение.

2-й вариант- третье предложение.

2.Определить падеж прилагательных в третьем абзаце.

3. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.» Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

4. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д.п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

Контрольный диктант № 6 «Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание :

1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения: В субботу… пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На… были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

    ЧЕТВЕРТЬ.

Контрольный диктант № 7 «Спряжение глаголов»

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Грамматическое задание:

1.Определите время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.

2. Разобрать глагол ВЗГЛЯНЕШЬ 3 , как часть речи.

3. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.

Контрольный диктант № 8 «Глагол»

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание:

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: