Идея создания зимняя ночь в деревне. Анализ стихотворения «Зимняя ночь в деревне» Никитина

Данное произведение раскрыло проблему, не дающую покоя людям той эпохи, конфликт государства с каждым отдельно взятым человеком. Образ и характеристика Евгения в поэме «Медный всадник» является центральным, однако в лице главного героя автор попытался отобразить судьбы многих людей "петербургского" периода.

Образ

Фамилия Евгения неизвестна. Автор намекает, что, скорее всего предки мужчины принадлежали к старинному боярскому роду. Молодой человек, несмотря на знатную родословную, был небогат. Мизерная зарплата чиновника не позволяла жить на широкую ногу. Своего жилья не было, приходилось снимать небольшую комнату в одном из районов Петербурга, где одному было тесно, не говоря уже о том, чтобы привести сюда жену.

Никакими особыми чертами Евгений наделен не был. Простой, заурядный человек, мечтающий о тихом, семейном счастье с любимой.

"Местечко получу, Параше препоручу семейство наше и воспитание ребят. И станем жить, и так до гроба рука с рукой пойдем мы оба, и внуки нас похоронят".

Характеристика

Евгений готов работать с утра до вечера.

" Молод и здоров, трудиться день и ночь готов..."

Возлюбленную он выбрал под стать себе. Параша девушка из небогатой семьи. Живет вместе с матерью на окраине города. Все мечты молодого человека сводятся к созданию семьи с любимой, совместных детях. Однако мечтам не суждено было сбыться.

Рискуя жизнью, он отправляется на лодке к маленькому домику, надеясь на чудо. То, что он увидел потрясло его до глубины души. Дома на месте не оказалось. Близкие ему люди утонули. Страшное наводнение забрало их жизни. Река накрыла их с матерью дом огромной волной, смыв с лица земли.

Трагедия отразилась на психике Евгения. Он сходит с ума.

" Увы, его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял".

Страдание разъело душу и сердце. Домой не хотелось. Там никто не ждал. Евгений скитался по пустынным улицам, ночуя, где придется, питаясь тем, что найдет.

Одинокий, несчастный человек.

"И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек. Ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый..."

Бесцельно шатаясь по городским улицам, мужчина выходит на Сенатскую площадь. Здесь установлен памятник Петру I. В это мгновение в Евгении просыпается чувство ненависти. Он словно прозрел. Голова стала ясной, а мысли здравыми.

"Евгений вздрогнул. Прояснились в нем страшно мысли..."

Слова, обращенные к императору, были полны брани. Это был настоящий бунт. Он горел жаждой возмездия. Воображение разыгралось не на шутку. Ему кажется, что Петр недоволен его тирадой. Он в бешенстве от того, что мелкий, ничтожный человек осмелился говорить такие вещи. Сознание Евгения оживляет Петра. Медный всадник сходит с пьедестала. Конь готов затопать копытами наглеца. Евгений в страхе бежит от своего преследователя.

Вскоре после этих событий тело Евгения было найдено возле прибившего волной к берегу дома Параши.

Противостояние грозного правителя и человека, имеющего сердце, способного любить и переживать - это пускай и нелепая попытка изменить ситуацию, но она была, есть и будет лучшим выходом, чем раболепство и смирение со своей жалкой участью.

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.

Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

…я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине)

Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его "маленьким" человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей "петербургского" периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но "мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах". Именно шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с "кумиром на бронзовом коне". Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, "того, чьей волей роковой под морем город основался". В нем родились чувство ненависти к "державцу полумира" и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: "Ужо тебе!..".

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений "прозревает", он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние "грозного царя", олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, "мгновенно гневом возгоря", наказывает "безумца бедного". При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный "шепотом". Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это "святое" безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Сложно описать заурядного человека, ничем не выделяющегося среди всех, да и нужно ли? Александр Пушкин осторожно раскрывает образ подобного персонажа в своей поэме «Медный всадник», заставляя читателя глубоко проникнуться к его непростой судьбе. Там, где скупо описывается нисколько не выдающийся человек, таится большой смысл человеческой сущности. Автор выразительно указал на блеклость жизни героя и его болезненное противостояние с целым государством в лице холодного памятника.

Так, молодой и, казалось бы, безликий, служащий Петербурга становится главным героем поэмы Пушкина. Просто Евгений, «гражданин столичный», без фамилии и статуса, душа которого, как оказалось, не лишена светлых и чистых человеческих качеств. Природа характера героя впервые выражается в строках, где повествуется о его стремлениях. Цель жизни Евгения, как дает понять читателю великий автор, прожить со своей возлюбленной спокойную жизнь «до гроба». Но доля повернула так, что все его мечты разом превратились в прах, и герой обращает свой гнев в сторону правителя целой империи.

Образ героя

(Константин Сергеев в балете "Медный всадник", роль Евгения )

В поэме раскрыта не столько внешность Евгения, как его психологический портрет. Читая между строк, не сложно определить, что это небогатый мелкий чиновник, однако готовый работать и воплощать свои мечты в жизнь. Возможно, он знатного дворянского рода, но это никак не повлияло на его сомнительное благополучие. Полагаясь на службу и свое трудолюбие, главный герой надеется получить «местечко» через несколько лет. Что характерно лирике пушкинской эпохи, его вдохновляет девушка, такая же бедная, как и он сам. Евгений грезит о будущем, где они обручатся, обзаведутся хозяйством и детишками.

(Нонна Ястребова и Борис Брегвадзе, роли Параша и Евгений, балет "Медный всадник" Р. М. Глиэра )

Ярко проявляется особенность молодого человека, когда случается несчастье в Петербурге. Разыгравшаяся грозная стихия приводит к наводнению, жертвой которого, становится его невеста. Он с бесстрашием пытается спасти свою любимую Парашу. Здесь раскрывается очередная черта его характера - мужество, которое, к сожалению, не влияет на ситуацию. Девушка и ее мать гибнут, поглощенные потопом. Надежда, что любимая чудом будет спасена, медленно угасает вместе с разумом Евгения. Он теряет рассудок окончательно, очутившись на месте, где до наводнения был дом Параши.

Холодное изваяние

(Юрий Жданов — Евгений, балет "Медный всадник" )

Скитаясь год, Евгений ночует на пристани, отказавшись от своего съемного жилья, кормится подачками. Печаль доводит его до отчаянного умопомрачения, он бродит по городу в грязном рванье. Непонимающий его горе народ презрительно относится к бедняге. Так, бессмысленно блуждая, Евгений оказывается возле самого Медного всадника, где и происходит кульминация, трактовка идеи всей поэмы - подкрепленный страданиями бунт против государства, против самого Петра первого. Бывший служащий яростно выражает недовольство тому, кто бездумно выстроил город для своего народа в непригодном для проживания, опасном месте. Он обвиняет памятник, ставший для него ненавистным, в погибели своей суженой.

В итоге пошатнувшееся воображение бродяги оживляет Медного всадника, и тот преследует его повсюду, грозясь наказать больного мятежника. Более Евгений не станет без смятения проходить по площади, где стоит памятник Петру.

Суть произведения - безысходность людей, слабых перед власть имущими, их извечное противостояние. Поэтому Александр Сергеевич делает ударение на то, что мелкий человек, невзирая на свои чувства или нрав, обречен остаться лишь тенью. Когда сумасшедший Евгений набредает на унесенный течением «ветхий домишко» погибшей возлюбленной, он умирает в нем от немыслимой тоски. А Медный всадник и по сей день стоит.

В поэме Петру Великому противопоставляется бедный чиновник, живущий в Коломне. Евгений, по словам поэта, захудалый осталец некогда славного и знатного рода; он был потомок людей, «бывших и в Войске, и в совете, и на воеводстве, и в ответе». Как человек, доведенный до плачевного состояния петровской табелью о рангах, Евгений более чем кто другой мог не сочувствовать «чудотворному строителю» и его реформе.

Евгений совершенно примирился со своим скромным положением — «дичится знатных и не тужит ни о покойнике родне, ни о забытой старине». Все мысли Евгения сосредоточились на мелких личных интересах. Накануне знаменитого наводнения он был в довольно невесёлом расположении духа; река разыгралась и угрожала выйти из берегов, из-за чего Евгению предстояло два-три дня не видеться c Парашей, которую он любил и на которой надеялся со временем жениться. Предчувствия не обманули Евгения.

Нева вздувалась и ревела,

И вдруг, как зверь остервенясь,

Котлом клокоча и клубясь — На город кинулась.

Среди страшного наводнения Евгений был занят исключительно своей любовью, мучился опасениями за судьбу своей Параши, жившей «в ветхом домике, близехонько к волнам, почти у самого залива». Сидя верхом на мраморном льве, без шляпы, страшно бледный, окружённый яростными волнами, он был равнодушен к «злому бедствию» и лишь мечтал о Параше.

Между тем ветер утих, и вода стала убывать. Река ещё волновалась, но открылась мостовая, и Евгений не мог удержаться и, рискуя погибнуть, переправился с беззаботным перевозчиком через все еще пенившуюся и бурлившую Неву на другой берег.

Замирая от тоскливого ожиданья, он «знакомой улицей бежит в места знакомые», но на месте, где жила Параша, он не нашел уже ничего. Рассвирепевшие волны унесли домик, в котором жили его мечты, его любовь. Полный сумрачной заботы, он долго ходил кругом, громко толковал сам с собою и вдруг, ударив рукою в лоб, захохотал.

Его рассудок не вынес тяжёлого испытания. С тех пор, оглушённый шумом внутренней тревоги, он безмолвно скитался, полный ужасных дум. Наводнение, сопровождавшееся опустошениями, тысячами страданий и смертей, миновало, так как оно «прикрыто было багряницей» — заботами и щедростью императора Александра Первого. Недовольство и ропот на «чудотворного строителя» за то, что он выбрал для Петербурга такое неудобное, низменное и опасное место, понемногу умолкли. Не мог успокоиться только бедный сумасшедший.

Следующей осенью спавший у пристани Евгений проснулся от плеска волн. На время в нём пробудилось сознание. Страшная картина бурной ночи напомнила ему прошлый ужас. Он пошёл бродить и очутился на той площади, с которой следил за разрушительным действием наводнения. Он узнал дом, перед крыльцом которого «с поднятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые, и прямо в тёмной вышине над ограждённою скалою, кумир с простёртою рукою сидел на бронзовом коне». Лицо Петра Великого дышало силой и энергией. Мощной рукой он натянул узду, и дикий конь взвился под ним на дыбы.

Вдруг в сознании Евгения рисуются все обстоятельства, при которых был основан Петербург; он вспомнил, чья непреклонная воля явилась причиной его настоящего бедствия:
Кругом подножию кумира На лик державца полумира.
Безумец бедный обошел стеснилась грудь его.
И взоры дикие навел
«Добро строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе! .. »
Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной…

Не закончив своих угроз, Евгений стремглав пустился бежать. Он понял всю дерзость своих поступков, в его душе заговорили упреки совести, и его смятенному воображению представилось,
… что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось …
Он бросился бежать, и всю ночь ему казалось, будто Петр преследует его, будто
Простерши руку к вышине,

За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне …

С этой ночи ему совестно было взглянуть на памятник Петру. Когда ему приходилось проходить по площади, он волновался, опускал смущенные глаза и снимал изношенный картуз. Вскоре Евгения нашли мертвым на маленьком островке, на взморье у порога принесенного туда волнами разрушенного домика Параши, и здесь же предали погребению.

Таким образом, Евгений является одной из жертв петровского дела — основания новой столицы на берегу моря, а Пётр Великий — косвенным виновником его гибели. Пушкин сочувствует своему герою. Поэту жаль этого человека, все счастье которого рухнуло вместе с гибелью невесты.

Пушкин с нежностью описывает скромную, но горячую любовь Евгения, так как не всякий способен так любить, не всякий умрет от горя на пороге хижины, в которой когда-то жила дорогая ему девушка.

Но, от души сочувствуя горю своего бедного героя, Пушкин всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразования. Он раскрывает всё ничтожество Евгения, мелочность тех интересов, которыми он живёт. Какая поразительная разница между идеалами двух людей!

Пейзажная лирика И. Никитина не похожа на творения его современников. Она поражает простотой и реалистичностью. Природа в стихотворениях Ивана Саввича тесно связана с крестьянским бытом. Доказательством этой особенности является и произведение «Зимняя ночь в деревне».

В анализируемом стихотворении можно выделить две темы: красота зимней природы и рассказ о старушке, предчувствующей скорую смерть. Автор показывает очарование деревенской зимы, а вместе с ним утверждает ценность семьи и заботы о близких, важность веры в Бога. Чтобы раскрыть темы и реализовать идеи, И. Никитин синтезирует жанры элегии и сюжетной лирики.

Начинается произведение пейзажной зарисовкой, наполненной веселым настроением. Картины, которые вырисовываются в воображении читателя, достаточно банальны: сияние месяца над селом и сверкание чистого снега, занесенные вьюгой избы и тишина.

Во второй строфе авторское внимание переключается на храм. Он весь облит лунным светом, кажется, что он объят божьей благодатью. В следующих строфах читаем: «помоляся Богу, спит крестьянский люд». Эти детали пейзажа следует воспринимать как автобиографические. Отец И. Никитина торговал свечами, поэтому в детстве поэт часто бывал среди прихожан. Он знал, что религия занимает важное место в жизни русского народа. Деревенский пейзаж без этой составляющей был бы неполным.

После воссоздания зимней природы поэт начинает рассказ о беде, происходящей в одной из избушек. Там старушка ожидает смерти. Ее сердце неспокойно, ведь ее внуки останутся сиротами, и никто их не приласкает. Женщина прекрасно понимает, что дети пойдут искать помощь в чужих дворах, а уж там легко встретить злого человека. Больше всего ее волнует, что внуки выберут плохой путь и забудут Бога. Единственное, что остается старушке – молиться Господу, чтобы он стал опорой для ее сирот.

В описании трагических картин автор упоминает лампадку и иконы, еще раз подчеркивая религиозность народа. Поэт не рассказывает, как заканчивается описанный эпизод, как складываются судьбы внуков-сирот, но можно сделать выводы после прочтения последних катренов. В них «песенник лихой» мчится в поле, унося с собой печальный напев.

Стихотворение И. Никитина «Зимняя ночь в деревне» можно разделить на смысловые части: описание зимней природы и рассказ о старушке. Эти части контрастны по настроению. Читатель не ожидает, что после веселой пейзажной зарисовки будет рассказ о печальных событиях. Контраст позволяет полностью прочувствовать то, что испытывает старушка. Формально стихотворение делится на катрены. Автор использует перекрестную рифмовку. Стихи написаны разностопным ямбом.

Художественные средства И. Никитин использует не для украшения текста, а для реализации идеи, передачи эмоционального контекста стихотворения. В произведении есть метафоры – «сонное село», «оба малолетки, разуму в них нет», эпитеты – «синий огонек», «тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой»; сравнение – «крест под облаками, как свеча горит». Особое внимание привлекают языковые единицы, характерные для разговорной речи и фольклора: «думает-гадает», «мудрено ль».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: