Средний танк Pz Kpfw III и его модификации. Бронетехника после второй мировой войны Панцирь 3 танк

Не так давно завершилась реставрация немецкого танка Pz.III, о процессе которой у нас есть небольшой фотоотчет: . А теперь давайте заглянем внутрь и посмотрим на рабочие места экипажа танка.


2. Экипаж PzKpfw III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.

3. Внизу фотографии, слева, расположено место механика-водителя, справа внизу стрелка-радиста. Между ними установлена коробка передач.

4. Место механика водителя. Смотровая щель имеет бронешторку с несколькими положениями, хорошо видна на фотографиях снаружи. Серым окрашены бортовые фрикционы, благодаря которым танк поворачивает.

5. Место стрелка-радиста.

6. Вид на боевое отделение с места механика-водителя. Серым внизу окрашен трансмиссионный тоннель, внутри которого расположен карданный вал, передающий крутящий момент двигателя на коробку передач. В боковых шкафчиках находились укладки снарядов. Башня трёхместная.

7. Прицел наводчика. Справа казённая часть орудия с проштампованным годом изготовления, 1941.

Фотограф: Моисеенков Андрей.

Выражаем благодарность сотрудникам Центрального музея бронетанкового вооружения и техники за содействие в фотосъемке.

Начав Вторую Мировую Войну с вторжения в Польшу Германии имела лишь около сотни танков Panzer III, поэтому в польской кампании и боях с французкой и британской армиями на западе этот танк был не столь заметен среди массы более устаревших танков, которыми на тот момент были вооружены танковые войска Германии. Но к началу восточной кампании вермахта Pz.III уже стал основным танком германской армии. На советский границах 22 июня 1941 года находилось 965 танков Panzer III.

Описание

Разработка среднего танка "Panzer III" велась с 1934 года такими известными немецкими концернами как "Фридрих Крупп", "МАН", "Даймлер-Бенц" и "Рейнметал Борсинг". Каждый из производителей представил свой образец танка. В итоге военные отдали предпочтение проекту фирмы "Даймлер-Бенц". В производство танк был запущен в 1937 году и получил своё окончательное название - "Pz.Kpfw.III". Первая модификация "Panzer III Ausf.A" имела лишь противопульную броню - 14.5мм и орудие калибра 37-мм. Танк быстро совершенствовался и дорабатывался. Модификации A,B,C,D и E были выпущены небольшими партиями. Первой крупной партией(435 единиц) выпускался танк "Panzer III Ausf.F". Большая часть танков модификации F уже была вооружена 50-мм пушкой KwK 38 L/42. Усиленная лобовая броня теперь составляла 30мм. Танк продолжали совершенствовать, внося различные конструктивные изменения, наращивая броню и усиливая вооружение. Так, лобовая броня "Panzer III Ausf.H" была доведена уже до 60мм. Для конца 30-х, начала 40-х годов, это было очень неплохое противоснарядное бронирование. Работы над танком
продолжались и в ходе первых крупных побед Вермахта на Западе, а затем и в ходе войны с Советским Союзом, где "Panzer III" был уже основным танком германской армии. Боевую ценность "Pz.III" самых массовых выпусков можно сопоставить с советским средним танком "Т-28" в плане огневой мощи и бронировании, поскольку после финской войны 30-мм броня этих советских танков была доведена до 50-80мм. Легкие танки Красной Армии, такие как "Т-26" и "БТ-7" могли на равных драться с Pz.III лишь при очень благоприятных условиях, таких как внезапный огонь из засады с очень близкой дистанции, но как правило тройка превосходила лёгкие советские танки за счёт лучших тактико-технических характеристик, прежде всего бронирования и орудия, а также благодаря отличным приборам наведения, прекрасной оптике и разделению обязанностей членов экипажа из пяти человек, каждый их которых занимался своим делом, в то время как например советские экипажи из трех человек на "Т-26" были перегружены работой. Комфортные условия работы экипажа увеличивали серьёзно увеличивали эффективность "Pz.III" в бою. И все же при всех своих преимуществах тройка не могла сражаться абсолютно на равных с новыми типами советских боевых машин - "Т-34" и "КВ" . Лишь на очень близкой дистанции огонь пушки "Pz.III" по этим танкам был эффективен - слабое орудие на тот момент стало самым серьезным недостатком этой прекрасной боевой машины. Советские же танки имели возможность пробивать броню "Panzer III" находясь на достаточно большой дистанции вне пределов эффективной зоны поражения последних. Единственное, что не давало советским танкистам полностью реализовывать преимущества в бою - это отсутствие радиосвязи, проблемы с трансмиссией "Т-34" и особенно "КВ", а также плохой обзор из танка. Во этом "тройка" имела преимущества, но и эти недостатки на "Т-34" в ходе войны были устранены, что полностью свело некоторое превосходство "Pz.III" на нет. "Panzer III" отводилась роль основного танка в Восточной Кампании 1941 года и неприятным сюрпризом для немцев явилась его слабая проходимость в условиях войны против СССР - слишком широкие гусеничные ленты затрудняли движение танка по русскому бездорожью. Командир третьей немецкой танковой группы Герман Гот отмечал, что отсутствие дорог мешало наступлению его танков, которые двигались через Белоруссию к Москве, едва ли не больше чем советские армии.
Оценивая последние модификации танка "Panzer III", а именно "Ausf.J","Ausf.L" и "Ausf.M", стоит сказать что в конце 30-х, начале 40-х это был бы просто превосходный танк, однако на момент развёртывания действительно массового производства этих танков последних серий, противники Германии уже также обладали хорошими образцами бронетехники, ничем не уступающими, а по ряду характеристик даже превосходящие германский танк. Англичане могли противопоставить немецкому "Pz.III" свою "Матильду" с бронированием лобовой проекции 78мм, а также хорошо бронированный пехотный танк "Валентайн" . Советский Союз массово производил средние танки "Т-34", а американцы начали отправлять союзникам по ленд-лизу танки "M4 Sherman" . Предельный потенциал конструкции "Panzer III" был достигнут при разработке модификаций L и M. Дальше усиливать бронирование и установить более мощное орудие на "тройку" не представлялось возможным. Советский Союз, Британия и США продолжали улучшать характеристики своих боевых машин и дотянуть "Panzer III" до их уровня уже не получалось. У Германии к тому времени давно был более совершенный танк - "Panzer IV", на который наконец было окончательно решено сделать ставку после очевидной невозможности дальнейшей модернизации "Panzer III".

Официальное обозначение: Pz.Kpfw.III
Альтернативное обозначение:
Год начала работ: 1939
Год постройки первого прототипа: 1940
Стадия завершения работ: построено три прототипа.

История среднего танка Pz.Kpfw.III началась в феврале 1934 года, когда Panzerwaffe уже вступили в фазу активного наполнения своего бронетанкового парка новыми видами боевой техники. Тогда ещё никто не мог представить, насколько успешной и насыщенной событиями будет карьера знаменитой «тройки».

А начиналось всё достаточно прозаически. Едва запустив в серийное производство лёгкие танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II представители Службы Вооружений Сухопутных войск сформулировали требования для боевой машины типа ZW (Zurführerwagen) – то есть танк для командиров рот. В спецификации указывалось, что новый 15-тонный танк должен оснащаться 37-мм пушкой и бронированием толщиной 15 мм. Разработка проводилась на конкурсной основе и всего в ней приняло участие 4 фирмы: MAN, Rheimetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benz. Также планировалось использование двигателя Maybach HL 100 мощностью 300 л.с., трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.

Летом 1934 года Управление вооружение выдало заказы на изготовление опытных образцов, распределив заказы между четырьмя фирмами. Daimler-Benz и MAN должны были изготовить прототипы шасси (два и один образца соответственно). В то же время, фирмы Krupp и Rheinmetall обязали предоставить аналогичное количество башен.
Управление Вооружений отдало своё предпочтение не крупповской машине, ставшей впоследствии известной под обозначением MKA, а проекту фирмы Daimler-Benz. Хотя это решение тогда выглядело несколько спорным, ведь прототип от Krupp был построен ещё в августе 1934 года. Тем не менее, после испытаний шасси Z.W.1 и Z.W.2 фирма Daimler-Benz получила заказ на поставку ещё двух улучшенных опытных образцов под обозначениями Z.W.3 и Z.W.4 .

Новый танк, разработанный инженерами фирмы Daimler-Benz, скорее можно было отнести к классу лёгких. Первый вариант, получивший обозначение Vs.Kfz.619 (опытная машина №619), по сути, представлял собой предсерийную машину, на которой обкатывались многочисленные нововведения. Несомненно, что от «единичек» и «двоек» он выгодно отличался более мощным вооружением и лучшими условиями работы экипажа (за счет более массивного корпуса), но тогда боевая ценность «тройки» оценивалась не столь высоко.

В основе конструкции лежало совершенно новое шасси оригинальной конфигурации. Применительно на один борт оно состояло из пяти сдвоенных опорных катков с подвеской на спиральных пружинах, двух небольших поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых траков.

Корпус танка разрабатывался с расчетом на более просторное боевое отделение и установку мощного двигателя, способного обеспечить требуемые ходовые качества. Вместе с тем, немецкие конструкторы фактически отказались от практики установки бронелистов под рациональными углами наклона, отдав предпочтение лучшей технологичности конструкции.

Компоновка корпуса была близка к классической. В передней части располагалась механическая трансмиссия, в состав которой входила 5-скоростная коробка передач, планетарный механизм поворота и бортовые передачи. Для обслуживания её агрегатов в верхнем бронелисте было сделано два больших прямоугольных люка.

Трансмиссия включала механическую синхронизированную коробку передач Zahnradfabrik ZF SGF 75 пятискоростного типа. Крутящийся момент от КПП передавался на планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Двигатель с коробкой передач был соединён карданным валом, проходящим под полом боевого отделения.

За трансмиссионным отделением разместили места для водителя (слева) и стрелок-радист (справа). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась шестиугольная трехместная башня с верхним наклонным бронелистом. Внутри неё размещались места для командира, наводчика и заряжающего. В задней части башни устанавливалась высокая наблюдательная башенка с шестью смотровыми щелями и верхним двухстворчатым люком. Кроме того, на крыше башни устанавливался перископический прибор, а в бортах имелись смотровые щели с бронестеклами.

Вообще, начиная с «тройки», немцы большое внимание уделяли не только хорошей обзорности, но и способам покидания танка в аварийных ситуациях – в общей сложности башня получила три люка: один верхний и два бортовых. В то же время, на прототипе и танках первых модификаций отсутствовали люки для водителя и стрелка-радиста.

В кормовой части корпуса находилось моторное отделение. Здесь устанавливался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Maybach HL108TR, развивавший мощность 250 л.с. при 3000 об\мин. Система охлаждения – жидкостная.

Вооружение танка состояло из одной 37-мм пушки 3,7cm KwK с длиной ствола 46,5 калибра. Согласно табличным значениям бронебойный снаряд 3.7cm Pzgr массой 815 грамм развивал начальную скорость 1020 м\с и мог пробить на дистанции до 500 метров вертикально установленный лист брони толщиной 34 мм. Но фактически бронепробиваемость 37-мм снарядов оказалась гораздо ниже, что впоследствии заставило немецких конструкторов постоянно искать пути усиления вооружения. Дополнительное стрелковое вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG34. Два из них монтировались в маске справа от орудия, а третий находился в лобовом листе корпуса. Боекомплект к 37-мм пушке составил 120 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, а также 4425 патронов к пулеметам.

Первый заказ на 25 танков «нулевой серии» был выдан уже в декабре 1935 года. При этом поставки планировалось начать с октября 1936 года, чтобы к 1 апреля 1937 года вся партия была передана войскам.

После относительно успешного прохождения испытаний 3-го апреля 1936 года танк получил официальное обозначение Panzerkampfwagen III (Pz.Kpfw.III ), в то время как по сквозной системе обозначений принятой в вермахте он обозначался как Sd.Kfz.141 .

В общей сложности было выпущено 10 танков этой модификации, которые носили первоначальное обозначение 1.Serie/Z.W. (впоследствии ) и являлись развитием Z.W.1. Из-за сжатых сроков пришлось пойти на ряд временных мер и решений, что не позволяло считать их полноценными боевыми машинами. В результате, два танка имели корпуса из неброневой стали. К тому же, броневая защита первых танков оказалась слишком скромной. Лоб, борта и корма (как корпуса, так и башни) имели толщину всего 14,5 мм, крыша – 10 мм, днище – 4 мм. Схожие показателями обладали советские лёгкие танки Т-26 и БТ-7 образца 1936-1937 гг., при более мощном пушечном вооружении.

Почти все построенные Ausf.A были распределены между 1-й, 2-й и 3-й танковыми дивизиями, где использовались преимущественно для обучения экипажей. Зимой 1937-1938 гг. они участвовали в больших зимних манёврах вермахта и показали себя с хорошей стороны. Из существенных дефектов была отмечена только неудачная конструкция подвески, что было исправлено на других модификациях танка.

Первой боевой операцией с участием Pz.Kpfw.III Ausf.A стал аншлюс Австрии и присоединение Судетской области весной 1938 года. Несколько танков в сентябре 1939 года были задействованы при вторжении в Польшу, хотя это была, по большей части, вынужденная мера, поскольку танковые полки и дивизии следовало укомплектовать максимально полно.

Кроме того, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Другие доработки включали изменение конструкции вентиляционных отверстий силового отделения и системы выхлопа. Параллельно был введен новый тип командирской башенки, такой же, что и на танке Pz.Kpfw.IV Ausf.A, а на корме в специальных карманах можно было установить пять дымовых шашек. Место крепления антенны также было перенесено чуть дальше к корме. В сумме проведенные доработки позволили увеличить макимальную скорость до 35 км\ч, хотя боевая масса увеличилась до 15,9 тонн. Поставки танков Pz.Kpfw.III Ausf.В действующей армии начались с середины 1937 по январь 1938 года.Следующая партия из 15 танков «нулевой серии», с номерами шасси от 60201 до 60215, носила название 2.Serie/Z.W. (впоследствии Pz.Kpfw.III Ausf.В ) и представляла собой развитие прототипа Z.W.3. Основным отличием данной модификации стала новая ходовая часть, вместо не оправдавшей себя пятикатковой на вертикальных рессорах. По всей видимости, инженеры фирмы Daimler-Benz решили провести своего рода унификацию отдельных элементов Pz.Kpfw.III и будущего Pz.Kpfw.IV – теперь на каждый борт приходилось по восемь опорных катков, которые блокировались попарно в тележки. Каждая из тележек подвешивалась на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами типа Fichtel und Sachs. В то же время, конструкция ведущих и направляющих колёс осталась прежней. Верхняя часть гусеницы теперь поддерживалась тремя поддерживающими катками. Длина опорной поверхности каждой из гусеничных цепей сократилась с 3400 до 3200 мм.

Модификация 3.Serie/Z.W , которая стала более известна под обозначением , также была выпущена в количестве 15 экземпляров. Отличия от Ausf.В были минимальными – по сути, была предпринята попытка модернизировать ходовую часть. Первая и последняя тележка имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья — одну общую длинную рессору. Помимо этого была изменена конструкция системы выхлопа, устройство планетарных механизмов поворота, а также был использован новый тип буксирных крюков. Ещё одним отличием модификации Ausf.C (равно как и Ausf.В) была округлая форма люков с креплением на петлях, которые располагались на верхней броне передней части корпуса и предназначались для доступа к рулевому управлению. После всех проведенных доработок масса танка составила 16000 кг. Поставки Ausf.C проводились параллельно с Ausf.В до января 1938 года включительно/

В январе 1938 года было налажено производство последней модификации танка (3b.Serie/Z.W ), в которой всё ещё использовалось 16-катковое шасси с подвеской на листовых рессорах. Правда, в его конструкцию внесли новую серию изменений: передняя и задняя рессоры были установлены не параллельно, а под углом. Список остальных изменений был не менее внушительным:

— введены новые ведущие и направляющие колеса;

— доработана форма кормы и бронирование силового отделения (люки доступа к узлам лишены вентиляционных жалюзи);

— изменена форма кормы;

— модифицированы бортовые воздухозаборники;

— модифицированы передние буксирные крюки;

— задние буксирные крюки были установлены на новое место;

— ёмкость топливных баков была увеличена до 600 литров;

— модифицирована система выхлопа;

— внедрена новая шестискоростная коробка передач ZF SSG 76;

— толщина брони корпуса и башни, в лобовой и бортовой проекции, доведена до 30 мм;

— изменена конструкция командирской башенки (толщина стенок доведена до 30 мм, количество смотровых щелей сократили до пяти).

Таким образом, Ausf.D стала своего рода прототипом для многих следующих модификаций. Все проведенные доработки благотворно повлияли на технические характеристики, но боевая масса танка возросла до 19800 кг. По всей видимости, в целях ускорения производства, несколько первых танков не дождались 30-мм броневого проката и их корпуса были изготовлены из брони толщиной 14,5 мм.

На практике введение 16-катковой ходовой части ничего не изменило в лучшую сторону. Кроме того, указывалось слабое бронирование первых модификаций Pz.Kpfw.III. Не удивительно, что после Польской кампании было принято решение вывести Ausf.В, С и D из состава боевых частей. Этот процесс был завершен в феврале 1940 года.

Танки были переданы в учебные подразделения, однако спустя некоторое время они вновь оказались востребованными. Танкам модификации Ausf.D довелось принять участие в Норвежской кампании в составе 40-го танкового батальона, а в октябре 1940 года пять Ausf.В послужили прототипами для самоходной установки Sturmgeschutz III.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
М.Б.Баратинский «Средний танк Panzer III» («Бронеколлекция МК» 2000-06)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ ТАНКОВ Pz.Kpfw.III образца 1937-1942 гг.


1937 г.

1938 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.G
1940 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.L
1941 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.N
1942 г.
БОЕВАЯ МАССА 15900 кг 16000 кг 20300 кг 22700 кг 23000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5670 5920 5410 6280 5650 (Ausf.M)
Ширина, мм 2810 2820 2950 2950 2950
Высота, мм 2390 2420 2440 2500 2500
Клиренс, мм 380 375 385
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка 3.7cm KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/60 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 75-мм пушка 7.5cm KwK L/24 и ва 7,92-мм пулемета MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 4425 патронов 90 выстрелов и 2700 патронов 99 выстрелов и 2700 патронов 64 выстрелов и 3750 патронов (Ausf.M)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел TZF5a и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5d и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5e и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5b и оптический KgZF2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14,5 мм
борт корпуса — 14,5 мм
корма корпуса — 14,5 мм
лоб башни — 14,5 мм
борт башни — 14,5 мм
корма башни — 14,5 мм
крыша надстройки — 10 мм
днище — 4 мм
лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 21 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 12 мм
маска пушки — 37 мм
крыша надстройки — 17 мм
днище — 16 мм
лоб надстройки — 50+20 мм
лоб корпуса — 50+20 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 50 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 10 мм
маска пушки — 50+20 мм
крыша надстройки — 18 мм
днище — 16 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL108TR, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 3000 об\мин. Maybach 120TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ ZF SGF 75 механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы ZF SSG 76 механического типа: 6-ступенчатая КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Variorex SRG 328-145 механического типа: 10-ступенчатая КПП (10+4), демультипдикатор, планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Maibach SSG 77 механического типа: 6-скоростная КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт)
5 опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 8 сдвоенных опорных катков с подвеской на листовых ресорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 6 сдвоенных опорных катков с торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
35 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
40 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА 165 км по шоссе
95 км по местности
155 км по шоссе
95 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,6
Глубина брода, м 0,80 0,80 0,80 1,30 1,30
Ширина рва, м 2,7 2,3 2,0 2,0 2,0
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 со штыревой антенной, ТПУ и светосигнальный прибор

Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в С конечным итогом в 9000 единиц она стала наиболее массовым танком, выпускавшимся когда-либо в Германии, объемы производства которого, несмотря на нехватку материалов, росли до самых последних дней Второй мировой войны в Европе.

Рабочая лошадь вермахта

Несмотря на то что появились боевые машины, более современные, чем немецкий танк Т-4 - «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», он не только составлял большую часть вооружения вермахта, но также входил в состав многих элитных дивизионов СС. Рецепт успеха заключался, вероятно, в большом корпусе и башне, простоте обслуживания, надежности и надежном шасси, что позволило расширить массив вооружений, по сравнению с Panzer III. Начиная с модели A до F1 ранние модификации, использовавшие короткий 75-мм ствол, постепенно были заменены на «длинные», с F2 по Н, с очень эффективной высокоскоростной пушкой, унаследованной от Pak 40, которая могла справиться с советскими КВ-1 и Т-34. В конце концов Т-4 (фото представлено в статье) полностью превзошел Panzer III как по численности, так и своим возможностям.

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек - трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом - в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель - на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка - низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни - 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

Ранние «короткие» предварительные серии

Немецкий танк Т-4 A являлся своего рода предварительной серией из 35 единиц, произведенных в 1936 г. Следующим стал Ausf. B с модифицированным командирским куполом, новым двигателем Maybach HL 120TR, развивающим мощность 300 л. с., а также новой передачей SSG75.

Несмотря на дополнительный вес, максимальная скорость возросла до 39 км/ч, и была усилена защита. Толщина брони достигла 30 мм в фронтальной наклонной части корпуса и 15 мм в других местах. Кроме того, пулемет был защищен новым люком.

После выпуска 42 машин производство переключилось на танк немецкий Т-4 C. Толщина брони на башне возросла до 30 мм. Общий вес составил 18,15 тонны. После поставки 40 единиц в 1938 г. танк был улучшен за счет установки нового двигателя Maybach HL 120TRM для следующей сотни машин. Вполне логично, что последовала модификация D. «Дору» можно отличить по вновь установленному на корпусе пулемету и выведенной наружу амбразуре. Толщина боковой брони увеличилась до 20 мм. Всего было изготовлено 243 машины данной модели, последняя из которых - в начале 1940 года. Модификация D стала последней предсерийной, после которой командование приняло решение о наращивании масштабов производства.

Стандартизация

Немецкий танк Т-4 E стал первой крупномасштабной серией, которую начали производить во время войны. Хотя многие исследования и доклады говорят о недостаточной проникающей способности 37-мм орудия Panzer III, его замена была невозможной. В поисках решения для проведения испытаний на один прототип Panzer IV Ausf. D была установлена модификация среднескоростной 50-мм пушки Pak 38. Первоначальный заказ на 80 единиц отменили после окончания французской кампании. В танковых сражениях, в частности, против британской «Матильды» и французского «Б1 бис», окончательно выяснилось, что толщина брони является недостаточной, а пробивная сила пушки слабая. В Ausf. E осталось короткоствольное орудие KwK 37L/24, но толщина передней брони была увеличена до 50 мм, с 30-мм стальными накладками пластин в качестве временной меры. К апрелю 1941 года, когда эта модификация была заменена Ausf. F, ее производство достигло 280 единиц.

Последняя «короткая» модель

Очередная модификация существенно изменила немецкий танк Т-4. Характеристики ранней модели F, переименованной в F1 при появлении следующей, изменились по причине замены передней накладной пластины 50-мм плитой и увеличения толщины боковых частей корпуса и башни до 30 мм. Общий вес танка вырос до более 22 тонн, что вызвало другие изменения, такие как увеличение ширины гусениц с 380 до 400 мм для уменьшения давления на грунт с соответствующей заменой двух натяжных и ведущих колес. F1 был произведен в количестве 464 единиц до его замены в марте 1942 г.

Первая «длинная»

Даже с бронебойным снарядом Panzergranate низкоскоростная пушка Panzer IV не могла противостоять хорошо бронированным танкам. В контексте предстоящей кампании в СССР должно было быть принято решение по крупному обновлению танка Т-3. Доступное теперь орудие Pak 38L/60, эффективность которого подтвердилась, предназначалось для установки в башне Panzer IV. В ноябре 1941 года создание прототипа завершилось, и было запланировано производство. Но при первых боях с советскими КВ-1 и Т-34 изготовление 50-мм пушки, также используемой в Panzer III, было прекращено в пользу новой, более мощной модели компании Rheinmetall на основе орудия калибром 75 мм Pak 40L/46. Это привело к появлению KwK 40L/43, относительно длинного калибра, оснащенного что позволило снизить отдачу. Начальная скорость снаряда Panzergranade 39 превысила 990 м/с. Он мог пробить 77-мм броню на расстоянии до 1850 м. После создания в феврале 1942 года первого прототипа началось серийное производство F2. К июлю их было изготовлено 175 единиц. В июне танк немецкий Т-4 F2 был переименован на Т-4 G, но для ваффенамта оба типа обозначались как Sd.Kfz.161/1. В некоторых документах модель именуется F2/G.

Переходная модель

Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.

Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.

В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства - были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях - до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

Модификации


Немецкий танк Т-4: тактико-технические характеристики

Параметр

Высота, м

Ширина, м

Броня корпус/лоб, мм

Башня корпус/лоб, мм

Пулеметы

Выстр./патр.

Макс. скор., км/ч

Макс. расст., км

Преод. рва, м

Преод. стены, м

Преод. брода, м

Надо сказать, что большое число сохранившихся после Второй мировой танков Panzer IV не было утеряно или отдано на слом, а использовалось по назначению в таких странах, как Болгария и Сирия. Некоторые из них были оснащены новым советским тяжелым пулеметом. Они приняли участие в боях за Голанские высоты во время войны 1965 года и в 1967 г. Сегодня немецкие танки Т-4 являются частью музейных экспозиций и частных коллекций по всему миру, и десятки из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм, а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.

Выпускались следующие модификации танка:

  • А-Е - танк с 37-мм пушкой;
  • F-Н - танк с 50-мм пушкой;
  • М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • самоходный огнемет;
  • бронированная командирская машина;
  • бронированная наблюдательная машина.

С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.

К 1936 году на вооружении германских танковых войск находился легкий танк PzKpfw I, вооруженный всего лишь парой пулеметов и имевший легкое противопульное бронирование. Этот танк невозможно было всерьез рассматривать в качестве боевой машины, его уделом была служба в учебных частях, а их роль на поле боя в лучшем случае ограничивалась разведкой и связью. Придя к власти, Гитлер отказался соблюдать ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, и включился в начавшуюся в Европе технологическую гонку. В течение трех лет, предшествовавших Второй Мировой войне, германская техника совершила скачок, перейдя от легких танков PzKpfw I к средним PzKpfw III и PzKpfw IV, которым и суждено было стать основными немецкими танками, во многом предопределившими успехи и неудачи III Рейха.

Танки проектировались с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда.
Лобовая броня танка могла выдержать попадание фугасного снаряда. Для борьбы с танками применялись особые противотанковые пушки, имевшие небольшой калибр, но выпускавшие снаряд с большой скоростью. Состоявшая на вооружении вермахта 37-мм противотанковая пушка могла пробить броню практически любого танка.

При бое с пехотой противника требовались осколочно-фугасные снаряды с невысокой начальной скоростью, но более крупного калибра. Поэтому, по мысли Гейнца Гудериана, на вооружении танковых частей следовало принять два типа танков с принципиально разным вооружением. Один танк для борьбы с танками противника, другой - для борьбы с пехотой.

В качестве танка с противотанковым вооружением выступил PzKpfw III, вооруженный сперва 37-мм, а позднее 50-мм пушкой. Для борьбы с пехотой выбрали PzKpfw IV, вооружив его короткоствольной 75-мм пушкой.

В конкурсе по созданию 15-тонного танка участвовали компании "MAN", "Daimler-Benz AG","Rheinmetall-Borsing" и "Krupp". По соображениям секретности танку присвоили условное обозначение "машина командира взвода" ("Zugfuehrerwagen", ZW). Испытания прототипов прошли в 1936-1937 гг. на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. В сравнительных испытаниях победила модель, представленная компанией "Daimler-Benz", которую и решено было развивать.

Из истории создания танка PzKpfw III

Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, D

Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.

В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.

Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.

Сравнительные тактико-технические характеристики танков

Марка танка

Год
создания

Масса,
т

Экипаж,
чел.

Лобовая
броня,
мм

Калибр
пушки, мм

Скорость
движения
км/ч

Т-26
обр.1938г.
БТ-7
обр.1937 г.
LT-35
LT-38
Cruiser
Mk III
Pz.III
Ausf.A

В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".

В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.

В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии.

Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.

В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: