Социальная сфера. Основные сферы общества

Туишева Марьям Равильевна , аспирант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Андреев Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Уральского университета, 1989.
2. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. ‒ № 4. ‒ 2003. ‒ С. 40.
3. Гуляева Н.П. Лекции. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. ‒ Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/.
4. Добрынин С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.,1999. – С. 295.
5. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учебное пособие. Барнаул, 2001. ‒ Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/old/k7/economics/index.html.
6. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М.,1996. С. 75.
7. Острая Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России, дис. к.э.н. С. 11.
8. Социальная политика. ‒ Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm.
9. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области. ‒ Режим доступа: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243.
10. http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» - это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

    религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство- художественное освоение мира;

    наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

    право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

Социальная сфера общества может рассматриваться в двух аспектах .

Во-первых, социальная сфера общества – это сфера, где удовлетворяются социальные потребности человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья (медицинском обслуживании), пенсионном обеспечении, в защите от опасных для жизни явлений природы. Благосостояние общества и личности тесно связано с уровнем и качеством развития социальной сферы общества. Политика современного российского государства направлена на развитие социальной сферы общества через разработку специальных социальных программ, национальных проектов: «Образование», «Доступное жилье», «Здравоохранение».

Во-вторых, социальная сфера общества связана с выделением различных социальных общностей и их взаимосвязей. На этом втором аспекте остановимся подробнее. В учебной литературе он зачастую рассматривается в рамках темы «Социальная структура общества».

Социальная общность – это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В основе социальных общностей лежит объективная (экономическая, территориальная и др.) связь между ее членами, сложившаяся в их реальной жизни. Вместе с тем, основой социальной общности могут быть и факторы духовного порядка: общий язык, традиции, ценностные ориентации и т.д. Для социальной общности характерна также ее качественная целостность, позволяющая отличать данную общность от других объединений людей. И наконец, социальная общность выражается в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

Различные по характеру, масштабу, общественной роли и т.д. социальные общности входят в состав социальной структуры общества. Социальная структура общества – это исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого. Принято считать основными элементами социальной структуры общества:

Индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями);

Социально-этнические общности (род, племя, народность, нацию);

Народ как социальную общность;

Классы как социальные общности, а также такие большие социальные общности как касты, сословия;

Малые социальные группы (трудовые и учебные коллективы, воинские подразделения, семья и др.).

Первой, специфически человеческой формой общности, был род – кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.

Объединение двух и более родов составляло племя . Как и род, племя является этнической общностью, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи.

Распад родоплеменных связей и обособление кровнородственных ведет к образованию новой общности – народности. Это уже не сугубо этническая, а социально-этническая общность, в основе которой не кровнородственные, а территориальные, соседские связи. Народность – это исторически сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Она является относительно неустойчивой общностью. По сравнению с племенем здесь налицо новый уровень хозяйственных связей, но вместе с тем нет еще той целостности и глубины экономической жизни, которая возникает у нации.

Нации характерны для периода развертывания капитализма и формирования товарно-денежных рыночных отношений. Нация – это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих общность территории, экономики, языка, культуры и психологического склада. В отличие от народности нация – более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические связи. Но условием формирования нации стали не только объективные (природно-территориальные, экономические) факторы, но и субъективные – язык, традиции, ценности, общность психологического склада. К числу скрепляющих нацию факторов можно отнести сложившиеся этнические особенности трудовой деятельности, одежды, пищи, общения, жизненного и семейного уклада и т.д. Общее историческое прошлое, своеобразие экономики, культуры, быта, традиций формируют национальный характер. В истории мы наблюдаем многообразие наций и каждая обладает своим уникальным ароматом, вносит свой вклад в развитие мировой цивилизации и культуры.

Важнейшей характеристикой нации является национальное самосознание. Национальное самосознание – это осознание духовного единства своего народа, общности исторической судьбы, социально-государственной общности, это приверженность к национальным ценностям – языку, традициям, обычаям, вере, это патриотизм. Национальное самосознание обладает огромной регулятивной и жизнеутверждающей силой, оно способствует сплочению людей, сохранению социокультурной идентичности, противодействует факторам, ее разрушающим.

Здоровое национальное сознание следует отличать от национализма. Основу национализма составляют идея национального превосходства и национальной исключительности. Национализм – это форма проявления национального эгоизма, ведущего к возвеличиванию собственной нации над всеми другими, основанному не на действительных преимуществах и успехах нации, а на тщеславии, чванстве, самомнении, слепоте по отношению к собственным недостаткам. Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем большим уважением и любовью он относится к другим народам. Любой народ становится духовно богаче и краше, когда он уважает другой народ.

Понятие «народ» употребляется в литературе в разных смыслах. Им может обозначаться население той или иной страны (например, народ Франции, России и т.д.). В этом случае – это не просто внешнее обозначение всего населения общества, а качественно определенная социальная реальность, сложный социальный организм. Этот смысл сближает понятия народа и нации.

Как социальная общность народ – это объединение людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающих вклад в общественный прогресс, имеющих общность духовных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. Таким образом, не только объективные факторы (совместная трудовая деятельность и общий вклад в осуществление прогрессивных преобразований в обществе), но и субъективно-сознательные, духовные факторы (традиции, нравственные ценности) интегрируют такую социальную общность как народ.

Единство сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок, присущее народу, его представителям, находит воплощение в менталитете. Менталитет обеспечивает традиционность жизни и деятельности членов социальной общности, формирует у них чувство солидарности, лежит в основе различения «мы – они». В качестве характерных черт русского народа, представляющих его менталитет, в литературе указываются: соборность, общинность (коллективизм), патриотизм, стремление к социальной справедливости, приоритет служения общему делу перед личными интересами, духовность, «всечеловечность», государственность и др.

Классы – это большие социальные общности, которые стали формироваться в период разложения родового строя. Заслуга открытия классов принадлежит французским историкам 19в. Ф.Гизо, О.Тьерри, Ф.Минье. Детально роль классов и классовой борьбы в истории развития общества проанализирована в марксистской философии.

Развернутое определение класса дано В.И.Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Для марксистской трактовки класса характерно понимание материального производства как важнейшего объективного фактора конституирования классов. При выделении класса как социальной общности акцент делается на специфической роли классов в общественной организации труда, а не просто на их трудовой деятельности как таковой. Вместе с тем классовую общность, как и всякую другую социальную общность, можно и нужно рассматривать не только в плане объективно-экономических, но и в плане сознательно-духовных характеристик. Это означает, что к признакам классов можно отнести определенные социально-психологические черты, установки, ценностные ориентации, предпочтения, образ жизни и т.д., характерные для данной группы людей. Многими авторами классовое самосознание рассматривается как особая характеристика класса, предполагающая превращение «класса в себе» в «класс для себя».

В современной литературе, помимо марксистской, существуют и иные трактовки классов и классовой дифференциации общества, отражающие реальность ХХ – ХХI вв. (Р.Дарендорфа, Э.Гидденса и др.). Так, М.Веберу принадлежит классово-статусная модель социальной дифференциации общества. Под классами Вебер понимает группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги (собственники, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, «беловоротничковые» служащие). Наряду с классами Вебер выделяет статусные группы , различающиеся образом жизни, престижем, а также партии , существование которых основано на распределении власти.

В настоящее время многими западными и российскими философами в социальной структуре экономически развитых стран выделяются три больших социальных группы: высший (правящий) класс , куда входят собственники основных средств производства и капитала, класс производственных и непроизводственных работников , объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства и занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства, средний класс, к числу которого относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих.

Историческое развитие общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры общества является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. В современной философской и социологической литературе при анализе социальных общностей широко используются такие понятия как «маргинальная группа», «элитарный слой» и др.

Большой вклад в изучение социальной структуры общества внес русский философ и социолог П.А.Сорокин (1889-1968), родоначальник теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация – понятие, обозначающее существование в обществе социального неравенства, иерархии, разделение его на страты (слои ), выделяемые на основании какого-либо одного или ряда признаков. Большинство современных исследователей придерживается концепции «многоизмеримой стратификации», по которой слои выделяются на основе многих критериев (род занятий или профессия, доход, образование, уровень культуры, тип жилища, район проживания и др.).

П.А.Сорокин детально проанализировал три основные формы стратификации : экономическую, политическую, социальную (профессиональную) и в каждой из них выделил по несколько страт, показал взаимопереплетение трех основных форм. Под социальной мобильностью Сорокин понимал любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Выделил два основных типа социальной мобильности : горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне (напр., перемещение индивида с сохранением своего профессионального статуса с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с перемещением индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направленности перемещения существует два вида вертикальной мобильности: восходящая – движение из нижнего пласта в более высокий, т.е. социальный подъем, и нисходящая – перемещение с более высокой социальной позиции на более низкую, т.е. социальный спуск.

Концепция социальной стратификации и социальной мобильности не устраняет, а дополняет концепцию классового подразделения общества. Она способна конкретизировать макроанализ структуры общества и более точно определять изменения, происходящие в обществе.

При анализе социальных общностей по количественному параметру выделяют большие социальные общности - макроуровень социальной структуры общества (расы, нации, касты, сословия, классы и др.) и микроуровень социальной структуры общества – это малые социальные группы, среди которых особое место занимает семья.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Важнейшей функцией семьи является продолжение рода и воспитание детей.

Семья – явление историческое, она видоизменялась в процессе развития общества (групповая, парная, моногамная). Брачно-семейные отношения испытывают на себе влияние не только социально-экономических, политических, правовых факторов, но и культурных (нравственных, эстетических ценностей и традиций). Нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, преобладает в нашу эпоху, отношения в ней характеризуются неформальностью межличностных отношений, ослаблением экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью и все большим весом морально-психологических уз.

В любом обществе помимо социальной структуры существует природная дифференциация людей, т.е. деление людей по природным критериям. Это деление на расы – исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах. Существует деление людей по половым признакам – на мужчин и женщин, по возрастным критериям – на детей, молодежь, людей зрелого возраста, стариков. Между социальной и природной дифференциацией людей существует связь, взаимодействие. Так, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но в определенных общественных условиях эти люди образуют группу пенсионеров. Различия мужского и женского организмов сказываются в общественном разделении труда. Примеры можно продолжить, но все они будут свидетельствовать о том, что общество, его социальная структура, не отменяя природных дифференциаций, наделяет их определенными социальными качествами.

Социальная сфера, таким образом, представляет собой взаимосвязь различных макро- и микросоциальных общностей. Эта взаимосвязь проявляется во взаимопроникновении, взаимопереплетении социальных общностей: национальная общность может включать в себя народ, классы, один и тот же класс может состоять из представителей различных наций и т.д. Но взаимопроникая, общности сохраняются как качественно устойчивые социальные образования. Между общностями существуют многообразные типы, виды отношений (классовые, национальные и др.), которые также взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. И вся эта сложная совокупность социальных общностей, их отношений образует социальную сферу в ее целостности.

В социальной философии, социологии, других социальных науках широко используется понятие "социальной сферы общества". В оценках сути социальной сферы общества и в её понимании обычно присутствуют два ракурса - научный и административно-бытовой. В науке, прежде всего, в социальной философии и социологии социальная сфера общества представлена сферой социума, в котором наличествует вся палитра предметно социальных связей и отношений. В административно-бытовом плане в социальную сферу включают различные виды деятельности и отношения непроизводственного, общественного характера, применительно к человеку. В силу этого стоит предметно разобраться, что собою действительно представляет социальная сфера жизни общества.

Мы отмечали, что социум имеет многовековой уклад и представляет собой социальное пространство общества, изменяющееся исторически по мере изменения общественных условий бытия: естественных, технических, социальных, экологических и иных. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции общественно-экономической формации (марксистский подход) отмеченные условия учитывались специфически: детерминация была одна - партийно-идеологическая. В соответствии с цивилизационным подходом к развитию общества - западная научная парадигма А. Тойнби, О. Шпенглера и других мыслителей, становление и функционирование социума имело иные факторы детерминации, основу которых составляли особенности бытия той или иной цивилизации.

Исходя из двух концепций, можно отметить, что каждому крупному этапу в истории общества - формации либо цивилизации, должен соответствовать свой социум, свой социальный тип, своя социальная система, то есть наличие определённого структурированного состава: социальных институтов и общностей, социальных групп и страт, а самое главное - связей и отношений между ними и внутри них.

Когда заходит речь об общественно-экономической формации либо о цивилизации, то представляется исторически сложившийся тип общества, определённый уровень его развития и, соответственно, специфический тип его социума. Смена одной общественно-экономической формации другой, динамика цивилизаций приводят к сущностным изменениям в социальной сфере, то есть изменениям содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс закономерен и вызывает повышенный научный интерес, потому что социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно изменяющимся цивилизационным или общественно-экономическим условиям бытия. Её собственная динамика обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определённой устойчивостью и достаточной самостоятельностью, в связи с сохранением социальных отношений предыдущей социальной системы (например, в феодальном обществе - социальные группы рабов и отношения, детерминированные их деятельностью; в постиндустриальном обществе - социальные группы наёмных рабочих с функциональными особенностями их бытия). Однако более совершенный способ производства при формационном построении общества (в совокупности с рядом других факторов - политических, территориальных, этнических, глобализационных и т.п.) и культурный фактор при цивилизационном подходе, постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Процесс этот непростой, но закономерный для социальной сферы, то есть для социума.

Важное значение для понимания сути социальной сферы жизни общества и процесса её формирования имеют такие известные категории, как "социальное пространство", "социальная среда", "социум", "общество"; кроме этого, необходимо знание структуры общественной жизни, которая посферно (структурно-функционально) детерминирует всю систему общественных отношений: экономических и экологических, управленческих и педагогических, научных и художественных, медицинских и физкультурных, оборонных и общественной безопасности. Здесь важно осознание того, что возникновение каждого системообразующего института жизни общества, то есть её сферы, было детерминировано базовой формой общественной деятельности, которая порождала эти отношения. Экономика формировалась как сфера жизни общества, самостоятельный системообразующий институт общественной жизни через систему отношений производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг посредством необходимой всему обществу деятельности. Экология - через систему отношений, обеспечивающих сохранение окружающей среды, её восстановление и селекционное совершенствование, а также защиту человека от пагубного воздействия природных факторов. Управление - через систему отношений при разработке, принятии, реализации и корреляции стратегических, тактических и оперативных решений, необходимости несения ответственности за их результаты. Педагогика - через отношения, возникающие в процессе деятельности при получении знаний, умений и установок, то есть в процессе образования, обучения и воспитания. Наука - через систему отношений, отражающих деятельность по получению новых знаний, созданию новаций. Искусство - через специфику отношений художественного и художественно-прикладного спектров деятельности и взаимной связи их творца и потребителя. Медицина - через отношения в профессиональных областях деятельности по диагностике, профилактике, лечению и реабилитации людей. Физическая культура - через отношения гармоничного физического развития человека с использованием современной физкультурной базы и новейших методик тренировок. Оборона - через систему отношений, обеспечивающих применение Вооружённых сил для защиты общества и его институтов от возможной внешней вооружённой агрессии и оснащение их современными видами вооружения и военной техники. Общественная безопасность - через систему отношений, складывающихся в специфике её многогранной профессиональной деятельности: милицейской, судебно-правовой, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной, специальной и т.п., гарантирующей всестороннюю защиту общественных институтов и прав людей в стране и за её пределами. Всё означенное отражает функциональный характер общественных отношений, на основе которых выстраивается сферная система жизни общества, ключевую роль в которой играет человек, индивид, социум. Сфера социума представляет собой социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями, которые "вплетены" во всё многообразие общественных отношений. Но социальная сфера общества не являет собой системообразующего института общественной жизни, так как не строится по принципу базовой формы общественной деятельности, с исторически присущими ей традициями, принципами, нормами, культурой. Она целостно отражает социальное пространство общества с его социальной структурой: индивидами, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами и, присущими им, отношениями. "Социальная сфера", в этом значении, не встроена в типологический ряд "сфер общественной жизни", характер отношений которых обусловлен институциональной деятельностью и представлен выше.

Социальная сфера - это исторически сформировавшееся социальное пространство жизни людей, в котором наличествуют устойчивые связи и отношения между различными социальными элементами общества: индивидами, группами, общностями, институтами. Социальная сфера - это сфера социума, предметно человеческое образование, в котором структурируются социальные отношения людей. Социальная сфера - исторически сложившееся социальное пространство общества. Не надо путать её с обыденным и административным пониманием "социальной сферы", сводимом к учреждениям непроизводственного характера, функционально предназначенным удовлетворять людские потребности в различных областях жизни: в области здравоохранения, в области образования, в области трудоустройства, в области пенсионного обеспечения, в области защиты прав детей и материнства и т.п. Они представляют элементы общественного, гражданского, административно-правового, а не "чисто" социального характера. Конкретно социальное в них - люди, со своими чувствами, переживаниями, потребностями, отношениями, деятельностью. Поэтому научное - философское, социологическое, педагогическое, историческое понятие "социальной сферы" не аналогично административному и бытовому использованию термина "социальной сферы" как некой "социалки". В первом случае, "социальная сфера" - это сфера социума, охватывающая исторически сложившееся социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями и институтами, порождёнными деятельностью человека; во втором случае, под "социальной сферой" понимается функционирование федеральных, региональных и местных административных структур, по своему предназначению обязанных предметно заниматься жизненными проблемами населения, то есть выполнять служебные обязанности.

В связи с этим целесообразно определиться с той средой, в которой проявляются социальные отношения, а для этого необходимо понимание различий между социальной сферой жизни общества и общественным бытием. Эти различия принципиальны и являют сущностной характер, хотя имеются отдельные теоретические построения, не проводящие грани между ними. Социальная сфера жизни общества - это сфера его социальных отношений, возникающих в процессе деятельности и носящих человеческий, то есть социальный характер. Эти отношения возникают непосредственно внутри и между социальными общностями и индивидам - людьми, личностями, персонами, социальными структурами: родовые, этнические, демографические, стратификационные, поселенческие, национальные, семейные. Общественное бытие - это всё пространство человеческой жизни с включением в него полного спектра экономических, экологических, управленческих, педагогических, научных, художественных, медицинских, физкультурных, оборонных и, осуществляющих безопасность общества, базовых форм общественной деятельности, а также, наполняющих их, предметных видов профессиональной деятельности с присущими им отношениями (например, в сфере экономики - финансовыми и промышленными; в сфере управления - руководством и исполнением и т.п.).

Общественное всегда более ёмкое понятие, чем социальное, хотя последнее встроено во все типы общественных отношений, характеризуя их с человеческой, личностной, персональной стороны в экономической и научной, управленческой и педагогической, оборонной и медицинской и других сферах, то есть, системообразующих институтах жизни общества.

Здесь уместно вспомнить точку зрения К. Маркса и Ф. Энгельса на объяснение понятий "общественное" и "социальное", означенную ими в ряде своих работ при анализе общества, процессов, происходящих в нём, и складывающихся при этом отношений. Они употребляли понятие "geBellschaftlich" - "общественный", для обозначения "общественных отношений", "общественных потребностей", "общественной связи" и т.п. в том случае, когда возникала необходимость вести речь об обществе в целом, во взаимодействии всех его сфер жизни. Понятие же "sozial" - "социальный", употреблялось ими при исследовании природы отношений людей друг к другу, то есть "чисто" человеческих отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей, индивидов и социальных групп.

В связи с этим, при характеристике социального в общественном целесообразно применять понятие социума, являющегося человеческой (социальной) основой общества и одной из трёх его подсистем. Наряду с социумом в систему общества входят индустриально-техническая подсистема (созданная человеком искусственная среда) и экологическая подсистема (изменённая человеком естественная среда). Социум - это люди, включённые в процесс социальных отношений посредством собственной деятельности, со своими специфическими социальными образованиями (семья, коллектив, группа), а также потребностями и способностями. Компоненты социума - потребности, способности, деятельность, отношения, институты образуют его структуру. Структура социума отражает содержание и форму социального пространства, где формируются, функционируют и развиваются разнообразные социальные отношения людей: индивидов, личностей, персон, социальных групп. Социум - это социальное пространство общества, в котором интегрированы все его социальные отношения.

Основой социальных отношений выступают потребности, детерминированные индивидуальными или групповыми материальными и духовными факторами. Поэтому регуляция социальных отношений объективирована, в большей части, традиционными (нравственными) правилами и нормами жизни людей, которые реализуются на основе принципов формального равенства, свободы и справедливости. Основой общественных отношений выступают институциональные потребности общества, регулируемые в основном юридическими нормами - законами, указами, постановлениями. Поэтому социальные отношения - персонифицированы, а общественные отношения - институционализированы.

В социальную сферу (социальное пространство) включаются все элементы социальной структуры общества - индивиды, социальные общности и группы, социальные институты и страты, а главное - существующие между ними и внутри них отношения. В силу этого представляется целесообразным более подробно остановиться на социальной структуре общества.

Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Применительно к марксизму - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, индустриальный. Иной подход - региональный тип отношений общества, отражающий национальную специфику, социально-экономические и политические особенности: латиноамериканский, европейский, азиатский, африканский. Социальная структура общества предполагает единство территории, общность языка, единство экономической жизни, единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать. Немаловажен фактор менталитета нации. Поэтому социальная структура представляет качественную определённость общества, сочетающую в себе социальные институты и образования, отношения, присущие им, а также общезначимые нормы и ценности.

Центральным звеном социальной структуры общества является человек, индивид, личность, как субъект социальных отношений, как персона. Он конкретный представитель каждого элемента социальной структуры. Он включён в систему и исполнение самых разнообразных статусов и социальных ролей, одновременно осуществляя свою деятельность и как член семьи, и как профессионал, и как горожанин или селянин, и как этнический, конфессиональный или партийный представитель общества.

Современная социальная структура общества достаточно разнообразна. Её можно представить следующим образом:

  • - этнический компонент (этническая структура);
  • - демографический компонент (демографическая структура);
  • - поселенческий компонент (поселенческая структура);
  • - стратификационный компонент (стратификационная структура).

Компоненты социальной структуры неоднородны, зависимы от уровня развития общества. Например, в первобытнообщинном обществе отсутствовал не только стратификационный, но и поселенческий компонент, ибо появление последнего связано с выделением города как центрального места для ремёсел и торговли, его отделение от деревни. Не было в этом архаичном общественном строе и ранжированность по экономическим, профессиональным и иным признакам.

Историчен и процесс совершенствования компонентов социальной структуры общества и их корреляция. В частности, стратификационный компонент, если подходить к нему с точки зрения П.А. Сорокина, включает три слоя: экономический, политический и профессиональный, которые вертикально ранжированы. Он представляется весьма динамичным. Например, ранжированность по образованию: если в начале XX в. насчитывалось несколько сотен специальностей, по которым велось обучение в высшей школе, то на начало XXI столетия востребуемых обществом специальностей уже несколько тысяч, соответственно и стратификационная структура требует корреляции.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.), крупнейший социолог планеты, мыслитель. Родился в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Жешарт, Республика Коми. Учился в церковно-учительской семинарии, за социал-революционные взгляды (в партии эсеров с 1904 г .) в 1906 г . из семинарии исключён. Мать умерла, когда он был уже юношей, отец начал сильно выпивать и Питирим вместе с братом подались в разнорабочие. Увлёкся чтением самой разнообразной литературы, которую можно было достать. В 1907 г. стал слушателем курсов в Петербурге, по окончании которых сдал экзамены экстерном за 8 лет гимназии. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, возглавляемая поочерёдно П.И. Ковалевским и Де-Роберти, а в 1910 г. перевёлся на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 г. Работал личным секретарём Ковалевского, взгляды которого во многом определили его научную деятельность как социолога. В 1917 г. был редактором правоэсеровской газеты "Воля народа", личным секретарём председателя Временного правительства России А.Ф. Керенского. Активно участвовал в созыве Учредительного собрания России (конец 1917 - начало 1918 г .), был избран его членом от партии эсеров. Один из инициаторов "Союза возрождения России", идея которого была практически нивелирована большевиками. Несколько раз арестовывался ВЧК, был приговорён к расстрелу, но по счастливой случайности (или закономерности) этого не произошло. При выходе П.А. Сорокина из заключения A.B. Луначарский - нарком просвещения, предложил ему работать в аппарате наркомата, но Сорокин отказался, заявив, что будет заниматься наукой. На это заявление, доложенное Ленину, последовала его немедленная реакция, написавшего статью "Ценные признания Питирима Сорокина", в которой Ленин, со свойственной большевикам однозначностью, критиковал позицию Сорокина. С 1918 г. Сорокин преподавал в Петроградском университете, научным итогом его работы стал труд - "Система социологии", который он защитил как докторскую диссертацию. Параллельно трудился над "Историей социологии России XIX века до наших дней". Был основателем и руководителем первого в России отделения социологии в этом университете, профессор социологии. Сотрудник журналов "Экономическое возрождение", "Артельное дело". В 1922 г. в соответствии с постановлением СНК РСФСР был выслан из страны с большой группой выдающихся мыслителей России - крупных учёных, педагогов, литераторов, деятелей искусства, которые не признавали Октябрьского переворота 1917 г. Около года совместно с женой провёл в Берлине и в Праге, читал лекции о современном положении в России и работал над "Социологией революции". Осенью 1923 г. по приглашению американских социологов Э. Хайса и Э. Росса переехал в США. В 1924-1929 гг. - профессор социологии в университете Миннесоты, где написал классический труд "Социальная динамика". В 1929 г. был приглашён в Гарвардский университет и основал там в 1931 г. факультет социологии, который возглавлял 11 лет и проработал на нём до выхода на пенсию в 1959 г. За это время у П. Сорокина на факультете обучались сыновья 32-го президента США Ф. Рузвельта, будущий 35-й президент Америки Дж. Кеннеди. В I960 г. Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации, что совершенно закономерно. Он - крупный учёный, социолог с мировым именем, автор многих работ и теоретических разработок, в том числе концепций социальной стратификации и социальной мобильности. Книга "5ocia1 and cultural mobility" (1927 г ., 1959 г.) и сейчас остаётся классическим трудом, в котором проведено научное исследование социальных отношений в различных сферах общества и раскрываются причины их изменений. Есть теоретические работы, посвященные анализу российских проблем: "Россия и США" (1944 г.), "Основные черты русской нации в 20 столетии" (1967 г.). Однажды Питирим Сорокин пробовал получить разрешение на кратковременное посещение Родины, попросив об этом членов советской делегации (в частности, Осипова), приехавшей на социологический кон фесе в США. Осипов пытался по-человечески способствовать этому через идеологический отдел ЦК КПСС, но после просмотра его личного дела Генеральным секретарём партии Л. Брежневым, на титуле которого была сделана запись рукой В. Ленина, категорически (под знаком смертной казни) запрещающая П. Сорокину нахождение в России, получил отказ и более к этому вопросу не возвращался.

До конца своих дней Питирим Александрович прожил с семьёй - женой и двумя сыновьями - Сергеем (профессор, доктор биологии) и Петром в своём доме в Принстоне, где и скончался после болезни 11 февраля 1968 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: