События произошедшие в период 1964 1982. Ссср в «годы застоя» (1964—1985)

1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества - 1964 - 1985 гг. - приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 - 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой - по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. - средняя;

— 1977 — 1985 гг. - поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра - 1964 - 1977 гг. - в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану - в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 - 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения - улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех - «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев - Подгорный - Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение - группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве - предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий - в 1972 - 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев - в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин - в 1967 - 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко - в 1957 - 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов - в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко -. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов - секретарь ЦК КПСС;

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов - в делах КГБ; Устинов - в оборонных вопросах; Кунаев - в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев - Подгорный - Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение - главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 - 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет - стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой », т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

  1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
  2. Продолжающееся падение производительности труда.
  3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком » для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм ». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества », как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма »). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

  1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
  2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
  3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка »). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция ». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности . Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1 , который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2 , были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО 1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева » - доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна ». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Политический режим . Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политичес­кий режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты.

После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группи­ровки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Ко­сыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шеленин, Суслов) предлагала вернуть­ся к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений.

В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андро­пова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступ­кам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС.

В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра оборо­ны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочи­нений.

В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консерватив­ный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено раз­витое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталин­ского периода.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреп-лена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось пол­ностью возродить сталинские порядки.

Конец 70-х гг.- нача­ло 80-х гг. стали апофеозом разложения тоталитарного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личности. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погря­зло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на всесоюзном уровне, воровали и облас­тные, и городские и районные князьки.



Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли извест­ные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституцион­ные права советских граждан: писали письма советским руководите­лям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение дис­сидентов.

Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предло­жений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была из­мениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предпри­ятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования ра­ботников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод пред­приятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть минис­терств.

В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились тем­пы экономического роста и зарплата работников, стала расши­ряться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 60-х гг. реформа была свернута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята.



После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки рефо­рмирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали созда­ваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышлен­ные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую эконо­мику.

Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в се­льское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низ­ких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработ­ке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР.

Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. некоторые экономисты ста­ли понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема.

Внешняя политика . К середине 60-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третье­го мира не дала ожидаемых результатов.

В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разряд­ку международной напряженности . Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерно­го оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового унич­тожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключи­тельного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обяза­лись уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопро­сы мирным путем.

К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную побе­ду и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути.

Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалисти­ческом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод" "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономи­ческой инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах.

На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехосло­вакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить нако­пившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов.

Брежневское руководство в начале 70-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Ки­тай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния.

В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил поль­скому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистичес­кий лагерь разваливался...

Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 60-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама.

В начале 70-х гг. в стра­нах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 70-хгг. Запад вышел из энергетичес­кого кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения.

В период брежневского руководства СССР увеличил материальную по­мощь странам третьего мира . Миллиарды нефтедолларов шли на поддерж­ку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других стра­нах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода совет­ских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уни­чтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены со­ветские войска по просьбе нового президента Б.Кармадя, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы.

Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие вне­шнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содру­жестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».

46. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований.

Смерть Черненко в марте 1985 г. положила начало новому периоду в со-ветской истории. К власти в СССР пришли новые люди во главе с М.С. Гор-бачевым. Они поставили вопрос о необходимости обновления социализ­ма при сохранении руководящей роли КПСС. Сторонники перемен не были едины: большинство (Лигачев, Рыжков) были за обновление совет­ской модели социализма, меньшинство (Горбачев, Яковлев) готовы были пойти дальше. В Политбюро ЦК КПСС были и противники перемен (Громыко, Ро-манов, Гришин), но они составляли меньшинство.

Новое руководство СССР встало на путь реформ потому, что обострились кризисные явления в экономике и резко упал жизненный уровень советских людей.

В проведении реформ можно выделить три этапа: 1) 1985 г. - начало 1987г., 2) 1987г.- начало 1990г., 3) 1990 - 1991 гг.

Первый этап реформ . В апреле 1985г. был при­нят курс накачественное преобразование всех сторон жизни советско­го общества", т.е. на перестройку. Считали, что у социалистической системы большие резервы, которые надо использовать. Предполагали модернизировать машинострое­ние и на его основе модернизировать все другие отрасли экономики. Планировали устранить такие недостатки, как низкую дисциплину тру­да и низкое качество выпускаемой продукции. С этой целью началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Для повышения качества продукции ввели государственную приёмку. В ходе этих преобразований были расширены права трудовых коллективов.

Одновременно с преобразованиями в экономике осуществлялись и полити­ческие преобразования. Они проходили под лозунгом: "Больше соци­ализма!" В этот период предпринимались усилия по активизации деятель­ности Сове-тов, оживлению деятельности прокоммунистических обществен­ных органи-заций. Главным стала борьба за укрепление социалистической законности. Некоторые коррупционеры из высшей номенклатуры получиои тюремное наказание.

В январе 1987г. были подведены итоги первого этапа реформ. Они оказа­зались отрицательными. В экономике дефицит увеличился до 37млрд. руб., обострились диспропорции в народном хозяйстве, был подорван потреби­тельский рынок.

Но даже эти робкие попытки реформ вызва­ли сопротивление у консервато-ров. И консерваторы были удалены из пар­тийных и государственных орга-нов.

В выс­шем руководстве СССР остались только обновленцы и реформаторы. Между ними и начались споры о путях дальнейшего развития страны. В январе 1987 г. М.Горбачев предложил новый курс. Он заявил, что "без политической реформы невозмож­на экономическая реформа. Социализм де-формирован. Сталинский социализм необходимо заменить демократическим социализмом. А путь к этому лежит через политику гласности". Обнов­ленное руководство КПСС поддержало курс Горбачева.

В январе 1987г. начался второй этап реформ . Начала осуществляться по-литика гласности. Целью гласности был показ пороков сталинской модели социализма и формирование концепции социализма с человеческим лицом. Политика гласности была активно поддержана обществом. Начался газет-ный и журнальный бум. Читатели узнали правду о всех периодах советской истории: о красном терроре, об убий­стве царской семьи, о голоде 1921г., о вывозе культурных ценностей за границу, о советской агрессии против рес-публик Закавказья, о сговоре Сталина с Гитлером в 1939г., о Новочеркасском расстреле 1962г., о кор­рупции в брежневские времена. В ходе осуществления политики глас­ности была создана комиссия ЦК КПСС, которая стала изучать дела о реп­рессиях.

В Политбюро ЦК КПСС обострились противоречия между двумя группи­ровками, которые имели разные представления о пределах гласности. В марте 1988г. Е. Лигачев использовал письмо тогда мало кому известной Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". Она утверждала, что поли­тика гласности - шельмование "славной советской истории". Воспо-льзо­вавшись тем, что Горбачев и Яковлев тогда находись с заграничным ви­зитом, Лигачев опубликовал "письмо" во всех партийных газетах. Но через 2 недели всё встало на свои места: "письмо" Н.Андреевой было осужде­но, как антиперестроечное.

Во второй период перестройки осуществлялись и экономические рефор­мы. Был взят курс на создание социалистического рыночного хозяйства. В ходе осуществления этого курса предприятия были переведены на полный хозрас-счет, трудовые коллективы получили право выбирать своих руководителей. В 1988г. были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде и о кооперации. Однако эти меры ухудшили положение в экономике: исчезли дешевые товары, резко обост­рился дефицит основных товаров.

Что в этих условиях делал М. Горбачев? Он предлагает курс на гу­манный демократический социализм и переход к рыночной экономике.

Третий этап перестройки . На этом этапе удалось провести только полити-ческие реформы. Были проведены демократические выборы народных депу-татов СССР на альтернативной основе, была дана амнистия политическим заключенным, были реаби­литированы все жертвы незаконных репрессий, была введена свобода слова, разрешена деятельность других политических партий, были разрешены забастовки. В марте 1990г. М. Горбачев стал прези-дентом СССР. Эти рефор­мы ослабили позиции КПСС (была отменена и ст.6 Конституции, где за­креплялась руководящая роль КПСС).

М. Горбачеву не удалось осуществить плавный переход к рыночной эконо-мике. Этому помешала позиция руководства России во главе с Б. Ельциным, а также желание номенклатуры воспользоваться ослаблением власти и прива-тизировать, прибрать к своим рукам, государственную соб­ственность.

Перестройка была насильственно прервана августовским путчем 1991г.

47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.: направление развития в политике и экономике, достижения и просчеты.

«Шоковая терапия ». В 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным госу-дарством после распада СССР, стал неизбежным переход к рыночной эко-номике. Повседневным явлением стали пустые прилав­ки магазинов. Соци-альная напряженность нарастала.

Идеологом и основным проводником политики реформ стал Е.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом пра­вительстве. Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи госу­дарства создаст оптимальную стру-ктуру экономического развития. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов – Междунаро-дно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение государственных программ: резко упало государственное финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха многие предприятия, до крайне низкого уровня упали социальные расходы.

В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринима-телей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий. В ходе привати­зации власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который стал бы опорой нового политического режима. Поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Но новые хозяева не при-влекали необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики.

Спад производства и технологическое отставание приняли опасные разме-ры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % нацио-нального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населе-ния страны извлекли выгоду от приватизации. Ведущее место среди них за-няли представители бюрократического аппара­та, проводившие приватиза-цию. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны представители «тене-вой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к тому, что ежегодная убыль населения России составляла около 1 млн. человек.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику.

17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократ-ное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способ-ствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период высокие цены на нефть на мировом рынке.

Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг . Эконо­мическая по-литика правительства привела к росту социальной на­пряженности в обществе и обострению политической борьбы.

Непримиримую позицию по отношению к оппозиции занял пре­зидент Ель-цин. 21 сентября 1993 г. Ельцин незаконно приостановил деятельность Съез­да народных депутатов и Верховного Совета России. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействите-льным, как противо­речащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации.

Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокиро­ван войсками.

4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Со­вета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Осенью 1993 г. был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, ко-торая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, распускать органы законодатель-ной власти в оговоренных слу­чаях и издавать указы по ключевым политичес-ким вопросам. Зако­нодательным органом власти стал двухпалатный парла-мент - Федеральное собрание.

Общественно-политическое развитие в 1994 – 2000 гг . В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. С трудом в Государственную Думу прошел проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром. На всеобщих выборах в 1995 г. этот блок не смог попасть в парла-мент.

Напряженной была президентская предвыбор­ная кампания 1996 г. Пер-вый тур выборов не определил победителя. По итогам второго тура было объявлено, что победу одержал Ельцин.

Для периода 1995-1999 гг . была характерна частая смена пра­вительств. В эти годы большого размаха достигло забастовочное движение. Во многих республиках усиливался сепаратизм. Попытка восстановить правопорядок в Чечне привела к войне в 1995 - 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня факти­чески стала независимым государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин назначил на пост пре-мьер-министра Е. М. Примакова, который опирался на думское большинство. Новому пра­вительству удалось добиться роста промышленности, пре­краще-ния массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ель-цина в мае 1999 г, привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Боевые действия на Северном Кавказе были успешными для российской армии.

Осенью 1999 г. произошли террористические акты - взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских терро-ристов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основ-ные силы сепара­тистов.

31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей прези-дента. Ис­полняющим обязанности президента стал премьер-министр В.В. Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал президентом России.

Всеобщая история. Краткий курс. Основные вопросы

1. Источники сведений о прошлом человечества.

2. Предыстория человеческого общества.

3.Первобытная история.

4. От первобытности к цивилизации.

Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

Понятие эпохи застоя

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Характеристики эпохи застоя

    Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

    Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

    Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

    Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.



В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты» – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат»). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат»). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, государство несло большие расходы на содержание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика.С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

29. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства СССР и их значение.

Первый пятилетний план (1929--32) был разработан на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП (б) (1927), утвержден 5-м Всесоюзным съездом Советов (1929). Он явился логическим продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Главная задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики, дальнейшем вытеснении капиталистических элементов города и деревни, в укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг т. н. "сверхиндустриализации", и правой оппозиции, требовавшей равнения на "узкие места" в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

Центральной частью плана явилась его строительная программа, которая была направлена на осуществление коренных сдвигов в технике производства, его организации (преобладание крупных социалистических предприятий) и размещении. При этом учитывались технико-экономические показатели будущих предприятий, необходимость быстрого развития хозяйства национальных окраин. Общий объём капитальных вложений за пятилетие составил 7,8 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем было вложено за предыдущие 11 лет (1918--28). Половина всех капитальных вложений направлялась на развитие промышленности (из них свыше 75% в отрасли тяжёлой индустрии) и транспорта.

Ряд производственных и строительных заданий 1-го пятилетнего плана был дополнен и конкретизирован решениями 16-го съезда партии о создании 2-й угольно-металлургической базы на Урале и в Сибири.

Основными источниками капитальных вложений были прибыль и рентные доходы государственных и кооперативных предприятий. Важную роль играли средства трудящихся, получаемые государством посредством выпуска и размещения среди рабочих, колхозников и служащих облигаций государственных займов. Для выполнения строительной программы была повышена доля накопления в национальном доходе с 21,3% в 1928 до 26,9% в 1932. Широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетки. В результате пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца.

Введено в действие 1500 новых крупных государственных промышленных предприятий, заново создан ряд новых отраслей: тракторо-, автомобиле-, станко- и приборостроение, производство алюминия, авиационная и химическая промышленность. В чёрной металлургии -- важнейшей отрасли тяжёлой промышленности, ставшей основой индустриализации страны, созданы электрометаллургия, производство ферросплавов и сверхтвёрдых сплавов, качественных сталей. Коренным образом реконструированы нефтяная и др. отрасли тяжёлой промышленности.

Вступили в строй Днепрогэс им. В. И. Ленина, Зуевская, Челябинская, Сталинградская и Белорусская районные тепловые электростанции. Создана 2-я угольно-металлургическая база на востоке СССР -- Урало-Кузнецкий комбинат. Построены Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе и Караганде, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Кондопожский и Вишерский целлюлозно-бумажные комбинаты, Березниковский азотнотуковый завод, Ивановский меланжевый комбинат, 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве и многие др. предприятия.

Национальный доход СССР увеличился почти в 2 раза, промышленное производство -- более чем в 2 раза, производительность труда в промышленности -- на 41%. Произошли крупные структурные сдвиги в промышленности и во всей экономике страны. Удельный вес продукции группы "А" в валовой продукции всей промышленности повысился с 39,5% в 1928 до 53,4% в 1932. Доля промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства увеличилась с 51,5% до 70,2%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 4 раза. В 1932 почти 78% посевных площадей принадлежало колхозам, совхозам и др. государственным хозяйствам, которые давали 84% товарной зерновой продукции страны.

В годы пятилетки проведена основная работа по осуществлению плана ГОЭЛРО. Программа строительства электростанций, намеченная этим планом, была перевыполнена. Мощность электростанций СССР за эти годы возросла почти в 2,5 раза, выработка электроэнергии -- в 2,7 раза.

Социалистическая индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства сопровождались значительным расширением культурной базы, ростом числа квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Численность учащихся в высших учебных заведениях в 1932/33 учебном году увеличилась по сравнению с 1927/28 в 3 раза, в техникумах -- более чем в 3 раз, удвоилось число учащихся в начальных школах.

В итоге выполнения задач 1-й пятилетки построен фундамент социалистической экономики -- мощная тяжёлая индустрия и механизированное коллективное сельское хозяйство, что означало утверждение социалистической собственности на средства производства. В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день.

Особенно значительный хозяйственный и культурный рост происходил в республиках и областях. При общем по Союзу увеличении производства в 2 раза, в национальных республиках и областях этот показатель возрос в 3,5 раза. Линия на ускоренную индустриализацию национальных республик и областей проводилась и в последующих пятилетках. Успехи 1-й пятилетки развеяли миф буржуазной печати о нереальности советских экономических планов, неоспоримо показали огромные возможности и преимущества социалистического планового хозяйства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: