Шишов Олег Владимирович: биография, семья и интересные факты. В компании «друзей президента»

Рязанский нефтезавод не производит и не планирует захоронение неочищенных биошламов на городской свалке Рязани. Об этом Vidsboku сообщил бизнесмен и политик Олег Шишов, которого принято считать фактическим владельцем бизнеса, связанного с эксплуатацией свалки.

Депутат Рязанской гордумы от «Альянс зеленых - Народная партия» Олег Шишов не знает, кто может возглавить региональное отделение объединенной партии, куда вошла эта структура. Об этом Vidsboku сообщил сам Шишов. Депутат не смог утвердительно ответить и на вопрос, возможно ли, что руководителем станет он сам.

«Все идет по плану» – так экс-мэр Рязани Олег Шишов прокомментировал Vidsboku заявление Виталия Артемова о намерении участвовать в конкурсе на должность главы администрации. По мнению Шишова, «чем больше людей будут претендовать на эту должность, тем больше будет конкуренция».

Став единственной партией, кроме «Единой России», от которой в гордуму прошел одномандатник, «Альянс Зеленых» заявил о подготовке к следующим выборам, приоритете вопросов «качества жизни» и предложил внедрить практику проведения референдумов в отдельных микрорайонах.

Прошедший в Рязанскую городскую Думу по округу №17 Олег Шишов на вопрос Vidsboku, не собирается ли он вступать во фракцию «Единой России», ответил, что не планирует вступать ни в какие фракции, а в будущем надеется создать фракцию партии «Альянс Зелёных - Народная партия». «Не пустив на выборы наш список, власть провела для нас неплохую информационную кампанию, - заметил Шишов.

Кандидат в депутаты Рязанской гордумы по округу № 17, экс-мэр Рязани Олег Шишов направил жалобы на действия своей избирательной комиссии в три вышестоящих: городскую, областную и ЦИК. Об этом сообщили в партии «Альянс зеленых – Народная партия», от которой выдвинулся Шишов. В Следственный комитет и прокуратуру направлены заявления о возбуждении уголовного дела в отношении председателя окружной комиссии № 17 Юрия Буханевича.

Экс-мэр Рязани Олег Шишов прокомментировал отказ в регистрации списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы от партии «Альянс зеленых - Народной партии», в которую вошел он и его представители. Комментарий распространила пресс-служба рязанского отделения партии.

«Учитывая местные политические особенности, очевидно, что до выборов не допущены те, с кем невозможно договориться», - так рязанское отделение партии «Яблоко» прокомментировало отказ избиркома заверить списки трех партий на выборах в Рязанскую городскую Думу.

Напомним, в воскресенье, 21 июля, избирательная комиссия Рязани отказалась заверить списки «Яблока», «РПР-ПАРНАС» и «Альянса зеленых – Народной партии».

Список партии «Альянс зеленых - Народная партия» на выборах в Рязанскую городскую Думу возглавили председатель центрального совета партии Олег Митволь, экс-глава администрации Рязани Олег Шишов и некто Вадим Давыдкин.

Последний, как сообщил официальный представитель партии, - директор рязанской фирмы «Спецавтоматика» и «очень интересный человек».

Как стало известно Vidsboku, председатель центрального совета политической партии «Альянс Зеленых - Народная партия» Олег Митволь возглавит список своей партии на выборах в Рязанскую городскую Думу. Вторым номером пойдет экс-глава администрации Рязани Олег Шишов.

Санно-бобслейная трасса «Санки» принесла российским спортсменам три золотые и две серебряные медали олимпийского Сочи. У компании, которая проектировала и строила трассу, омского НПО «Мостовик», все совсем не так хорошо. Сегодня она подала заявление о своем банкротстве. Это произошло на следующий день после того, как Сбербанк обратился в суд с иском к «Мостовику» на сумму 18,8 млрд рублей (выручка компании в 2012 году была около 32 млрд рублей).

«Заявление о банкротстве – это не шаг к ликвидации, а шаг к защите [от недружественного банкротства. – Forbes], - заявил генеральный директор и основной владелец компании Олег Шишов на экстренном брифинге, на который он собрал сегодня омских журналистов в офисе «Мостовика». – Мы не хотим доводить до суда. Это даст нам возможность продолжить работу на наших объектах».

Еще вчера в разговоре с Forbes Шишов объяснял, что подача Сбербанком иска в суд неожиданностью для него не была и является частью процесса реструктуризации долгов. «Мы благодарны Сбербанку и другим нашим партнерам и контрагентам, - говорил Шишов. – Они, имея возможность детально изучать финансовые документы нашей компании, помогают в решении возникших трудностей».

Крупнейший строитель Омской области, НПО «Мостовик» Шишова прославилось на всю страну строительством моста на остров Русский во Владивостоке и Большой ледовой арены и санно-бобслейной трассы в олимпийском Сочи. Однако за славу пришлось платить – все эти объекты оказались для подрядчика убыточными. «По многим объектам недостаточно четко было сформировано ценообразование, мы не везде смогли убедить заказчиков, не везде победили, - объяснял журналистам Шишов. – Мы вынуждены были быть не только строителем, но и инвестором Олимпиады. Накопились неплатежи по разным регионам».

«Мостовик» по-прежнему проектирует омское метро, строит другие крупные объекты и остается одним из крупнейших налогоплательщиков в регионе. В компании работают около 20 000 человек. Как получилось, что «Мостовику», созданному Шишовым еще в 1984 году и пережившему все кризисы в новейшей истории России, приходится объявлять о банкротстве? Почему у компании не было проблем, пока она не связывалась со стройками века?

Forbes подробно разобрал бизнес «Мостовика» еще в июне 2013 года - уже тогда перед компанией из Омска, получившей много крупных заказов, возникла угроза убытков. Приводим ниже его сокращенную версию.

Полную версию материала «Подрядчик строек века: как компания из Омска конкурирует с друзьями Путина» .

Резонанс «Мостовика»

В конце февраля 2013 года в окрестностях горного села Ведучи Итум-Калинского района Чечни гремел праздник с национальными танцами, салютом, выступлением цирковых акробаток и прыжками экстремалов на снегоходах. Президент Чечни Рамзан Кадыров и родившийся в этом селе бизнесмен Руслан Байсаров в одинаковых бежевых куртках с надписью «Veduchi» презентовали проект одноименного горнолыжного курорта. На горных склонах, куда добраться пока можно только на вездеходе, планируется построить 19 горнолыжных трасс, пятизвездный отель на 400 номеров, 20 шале, вертолетную площадку и многое другое. Общая сумма инвестиций - 14,5 млрд рублей.

Строить все это должна компания «Мостовик» Олега Шишова, договор с которым Байсаров подписал за полгода до этой грандиозной презентации. Омское научно-производственное объединение «Мостовик», начинавшее как конструктор сложных мостов, в прошлом году вошло в число 10 крупнейших подрядчиков страны, по оценке Forbes, догоняя в этом неформальном забеге компании, входящие в зону интересов «друзей президента». Как компании удалось этого добиться и сможет ли она справиться с такими огромными объемами строительства без административного ресурса?

«Мы как сорняк»

Офис «Мостовика» в центре Москвы лишен вывесок и опознавательных знаков, обстановка внутри подчеркнуто скромная. Владелец компании с оборотом более $1 млрд сидит на третьем этаже в почти пустом кабинете с фотографиями Медведева и Путина на стене, а этажом выше на перилах лестничного пролета почему-то сохнет скатерть. Про Олега Шишова рассказывают, что это его фирменный стиль - недорогие костюмы и часы, полеты только экономическим классом. «Даже когда пресс-секретари летят в бизнес-классе, он показательно садится в эконом. На совещаниях тоже ведет себя не как бизнесмен, а как прораб», - делится сотрудник одной из государственных структур.

При этом сегодня «Мостовик» - подрядчик крупнейших и самых дорогих «строек века»: вантовых мостов, олимпийских арен и железных дорог. «Мостовик» - компания с редкой по меркам современной России историей: ей уже больше 25 лет.

«Мы как сорняк, нас тут выдерут, а мы в другом месте вылезем, говорят, это вообще характерно для предприятий, вышедших из советской эпохи», - шутит Шишов. В 1997 году предприятие чуть не обанкротилось: дорожные фонды, за счет которых жили Омскавтодор и «Мостовик», резко перестали пополняться, а вскоре вовсе были упразднены. С тех пор в компании завели правило: каждый заказчик должен занимать не более 15–20% в ее выручке. Стали искать клиентов за пределами области и даже отметились на крупных стройках - в том числе газпромовского «Голубого потока» и ВСТО «Транснефти». Строителей в этих проектах хватало, поэтому в основном удавалось перехватывать субподряды - в первую очередь это были сложные тоннели.

Детище губернатора

Первым по-настоящему крупным для команды Шишова стал проект омского метро. В начале 1990-х метрополитен начали прокладывать сразу несколько городов, но мало кто довел дело до конца из-за перебоев с финансированием. Шишова к стройке привлек губернатор Леонид Полежаев - предприниматель понравился ему «как строитель строителю». «Пока строительством [метро] занималась новосибирская компания, дело шло ни шатко ни валко, а я считал, что это должно быть внутренним делом области», - вспоминает Полежаев, возглавлявший область более 20 лет.

Передача строительства на уровень области позволила Шишову приобрести в Омске ценнейший актив - свой первый проходческий щит (сейчас у компании их шесть). Новосибирская компания, у которой первый подрядчик метро арендовал щит, предпочла продать оборудование «Мостовику». «Мы купили за один день. На второй день мы пришли и предложили подрядчику либо уйти, либо арендовать уже у нас щит, и он ушел», - вспоминает Шишов.

Бывший губернатор считает «Мостовик» своим детищем. Сам Шишов ограничивается комментарием о том, что отношения с властями были разными. Но как бы там ни было, с тех пор в Омской области «Мостовик» получал почти все крупные или значимые подряды, в том числе реконструкцию Иртышской набережной, строительство Красногорского гидроузла, Северного обхода Омска, соборной мечети, памятника воинам-омичам. «Мостовику» даже достался в собственность 51% компании, которая должна была строить аэропорт Омск-Федоровка. Шишов уже собирался вместе с региональными властями создавать авиакомпанию «Иртыш», но проект заглох. Рассказывают, что, уходя в отставку, Полежаев предлагал Шишова на свое место. Шишов не скрывает, что ходил на беседы в Кремль, но в итоге отказался, поскольку у компании было много важных проектов.

Мост в столицу

Проекты всех станций будущего омского метро напоминают московскую станцию «Строгино» - их создавал институт Метрогипротранс. Он же был и генеральным проектировщиком реконструкции Краснопресненского проспекта в Москве. Институт столкнулся с проблемой: как изогнуть мост, чтобы он не попал на особо охраняемую территорию. С левого берега мост был ограничен Серебряным Бором, с правого - дачным поселком «Речник» и гребным каналом «Крылатское». Кроме того, опоры моста не должны были мешать речным судам.

«Мы неоднократно пытались участвовать в московских конкурсах, и все без толку, - вспоминает Шишов, - и однажды мэрия нам сказала: вот вы тут все время пытаетесь, а придумайте, как провести мостовой участок по дуге вдоль Москвы». «Мостовик» предложил необычное решение: поставить арку и повесить мост на нее, как на качели. Мэр Юрий Лужков был в восторге от проекта и с ходу предложил его улучшить: подвесить на вершине колокол или летающую тарелку, в которой открыть ресторан или загс. Сам мост в итоге назвали Живописным.

Заказчиком этого проекта была компания ООО «Организатор», принадлежавшая владельцу АФК «Система» Владимиру Евтушенкову. Строительство моста омской компании так и не доверили, но Шишов сблизился с Евтушенковым. В 2005 году московский миллиардер размышлял о создании собственного инфраструктурного подрядчика. Евтушенков предложил Шишову купить у него блокпакет «Мостовика». Шишов тогда как раз размышлял, как обзавестись административным ресурсом, который помог бы компании продвигаться на рынке.

По данным «СПАРК-Интерфакс», «Галс-девелопмент» (дочерней компании «Системы») в 2002 году действительно принадлежал пакет в омской компании, но незначительный. «Мы говорили, давайте друг на друга посмотрим, подписали предварительный договор, предусматривающий возможность выхода из сделки на любом этапе. В итоге решили быть сами по себе и до сих пор поддерживаем хорошие отношения», - рассказывает Шишов. «Система» может сначала влезть в бизнес, а потом откладывать развитие, поэтому «Галс» и сама АФК инвестировали только в девелопмент, а до финансирования инфраструктурных проектов дело не дошло, объясняет бывший сотрудник «Системы». Контрольный пакет «Галс-девелопмент» в кризис отошел за долги к ВТБ. В пресс-службе АФК «Система» о сотрудничестве с «Мостовиком» не вспомнили.

Блеск и убытки острова Русский

В середине 2000-х дела у «Мостовика» шли совсем неплохо. То в Якутии, то в Казахстане открывались новые возможности. К 2006 году Шишов даже смог позволить себе небольшую роскошь - персональный бизнес-джет. Правда, по словам предпринимателя, он был «не новый» и в кризис его пришлось продать. Оборот «Мостовика» к 2007 году составлял 6,4 млрд рублей.

Но при всех успехах размаха «Мостовику» явно недоставало. И тут подвернулся отличный шанс, который в итоге открыл Шишову дорогу в кабинеты Белого дома и Кремля.

С помпой заявленный проект по проведению саммита АТЭС на острове Русский понравился Владимиру Путину, но доплыть туда можно было только на пароме. От подрядчиков требовалось почти невозможное - за 8 месяцев спроектировать и за 44 месяца построить один из крупнейших в мире вантовых мостов: пролет моста - 1104 м, а высота пилонов - 324 м. «Военные нам сразу сказали, что согласятся на мост, только если в случае чего два крейсера смогут пройти под ним на полном ходу. Опыт строительства такого вантового моста на тот момент имели только иностранцы, а их брать боялись», - вспоминает чиновник правительства.

Шишов говорит, что тут о нем вспомнили и пригласили в проект как проектировщика Живописного моста в Москве. Но топ-менеджер, участвовавший в стройке, называет другую версию. Сначала проектом занимался «Гипротрансмост», а идея привлечения на смену ему «Мостовика» принадлежала министру экономического развития Герману Грефу, говорит он. Греф жил в Омске, окончил там институт, всегда проявлял интерес к жизни города, а в 2007 году даже возглавил подготовку к его 300-летию. Старший брат Грефа Евгений окончил СИБАДИ, где работал Шишов, и до сих пор живет и ведет бизнес в Омске.

Кто именно пригласил «Мостовик» на стройку, Шишов не уточняет. По его словам, с Грефом он познакомился не во время его жизни в Омске, а гораздо позже, когда тот приезжал в город уже министром. Со старшим братом Грефа он также поддерживает хорошие отношения, но совместных бизнес-проектов не имел. Впрочем, Сбербанк - главный кредитор «Мостовика». В пресс-службе Сбербанка подтвердили, что «Мостовик» является «одним из стратегических партнеров Омского отделения» и банк финансировал такие проекты, как мост на остров Русский, Приморский океанариум, вокзал «Олимпийский парк», Большую ледовую арену в Сочи и другие объекты «Мостовика». Обстоятельства знакомства с Шишовым Греф комментировать не стал.

Проект моста на остров Русский был одобрен, но генеральный подряд на строительство в августе 2008 года решением президента Дмитрия Медведева без конкурса отдали другой компании - «УСК Мост». Отношения между ними урегулировали своеобразно. По рассказу Шишова, руководителей «УСК Мост» и «Мостовика» посадили за круглый стол и предложили обсудить условия договора. «Мы решили, что «Мостовик» на субподряде будет строить мост со стороны материка, распечатали план объекта, поставили подписи и положили на стол руководителю», - вспоминает он.

В апреле 2012 года Шишов уже стоял в каске за спиной вице-премьера Игоря Шувалова и министра транспорта Игоря Левитина, которые по видеосвязи просили у Путина разрешения на стыковочный шов и благодарили «УСК Мост» и «Мостовик» за уникальный объект. К моменту сдачи моста в эксплуатацию оборот «Мостовика» составил около 30 млрд рублей.

Впрочем, по данным источника в «УСК Мост», мост стоимостью 32 млрд рублей принес обеим компаниям около 3 млрд рублей убытков. Заработать помешали шторма, проблемы с землей и экономический кризис. В «Мостовике» надеялись, что заработать можно будет на другой «стройке века».

В компании «друзей президента»

Пять лет назад Имеретинская низменность была заброшенным полем, где паслись коровы и росла капуста. Теперь тут вырос город из стекла и бетона и не осталось ни одного дерева. Олимпийские объекты, на строительство которых власти планировали привлечь инвесторов, особого интереса у частного бизнеса не вызвали. Большую часть объектов государство строит за бюджетные деньги: при первоначальном плане затрат на спортивные и инфраструктурные объекты 320 млрд рублей совокупные расходы уже достигли 1,4 трлн рублей.

Главный бенефициар этих строек, как посчитало недавно агентство Bloomberg, - это компании, которые принадлежат Аркадию Ротенбергу (он осваивает 227 млрд рублей). Омский «Мостовик» набрал в Сочи подрядов более чем на 70 млрд рублей. Среди них Большая ледовая арена на 12 000 мест, санно-бобслейная трасса, три вокзала, коммуникации в Имеретинской низменности. Кроме того, «Мостовик» берет в субподряд отрезки дорогостоящей совмещенной дороги Адлер - «Альпика-Сервис» и строит керлинг-арену.

Чиновник, курирующий олимпийскую стройку, а также один из конкурентов «Мостовика» утверждают, что проекты в итоге обернулись для компании большими проблемами - она несет многомиллиардные убытки. Сам Шишов подтверждает, что на объектах в Сочи компания ничего не заработала, но цифр не называет: «Пока мы балансируем, прибыль у компании остается, но мы перекрываем разрывы за счет других объектов. О реальных убытках пока говорить рано, поскольку стройка не закончена». Откуда у строителей при таких гигантских бюджетных вливаниях могли возникнуть убытки?

«Расстрельный» объект

Чиновник правительства вспоминает такую историю: вскоре после конкурса на строительство санно-бобслейной трассы Шишов пришел к Дмитрию Козаку на доклад и сообщил, что справедливая цена трассы не 3 млрд, а 12 млрд рублей, попросив увеличить финансирование. «Двенадцать, меньше никак», - сказал Шишов. Козак ответил: «Хорошо, тринадцать, слышите? Тринадцать, но не вам!» И хлопнул дверью. Через неделю приходит Шишов, говорит: «Ладно, семь».

Замруководителя департамента строительства олимпийских объектов «Мостовика» Александр Терлеев трясет двумя стопками бумаг, одна толщиной в палец, другая - в кулак. Первая - это проектная документация, которая была выдана «Мостовику» изначально. Вторая - итоговая. В «Мостовике» объясняют, что удорожание было связано в первую очередь с тем, что первоначальные изыскательские работы были очень слабыми.

«Есть пословица: нет ничего дешевле сделанной работы. В Сочи мы заработали себе горб и головную боль, а по трассе убыток в данный момент составляет 2,5 млрд», - говорит один из сотрудников «Мостовика». Когда копнули чуть глубже, выяснилось, что на горе, где задумана трасса, находятся три оползневых склона. Были и другие проблемы. Поблизости обнаружилось средневековое захоронение. К моменту стройки не было получено разрешение на вырубку леса (27 га). Впервые пришлось опробовать технологию наморозки бетона при помощи аммиака, которую Ростехнадзор никак не решался одобрить.

«На Олимпиаде есть два расстрельных объекта - это трамплин и санно-бобслейная трасса», - признает чиновник Минрегиона. Проблема в том, что для них выбрали неподходящее место. Однако чиновник правительства настаивает, что основное удорожание - это дорогостоящая отделка, которую «Олимпстрой» одобрил, не зная об увеличении сметы. По его мнению, если проект взят «под ключ», то ни о каком удорожании речи идти не может. «А кто виноват, «Мостовик» или «Олимпстрой», разберутся компетентные органы», - обещает он.

«Мостовик» не единственный, кто обжегся на олимпийских сметах. В конце 2012 года компания «Трансстрой» Олега Дерипаски уже обратилась в суд с требованием возместить 1,5 млрд рублей. В иске говорится, что эти убытки компания понесла из-за того, что выданная ей проектная документация оказалась некорректной: укрепление Имеретинской низменности обошлось Дерипаске более чем вдвое дороже, чем планировалось, - в 2,5 млрд рублей.

Олимпийский избыток

Может, лучше было прекратить участие в строительно-олимпийской гонке? Это не в стиле Шишова, говорят его знакомые: если есть шанс что-то построить, он просто не может пройти мимо. Да и останавливаться сейчас «Мостовику» нельзя, добавляет один из олимпийских инвесторов: «Чтобы компании выжить, надо успеть получить следующий контракт больше предыдущего. Пока они как-то успевают это сделать. Но у каждой такой конструкции есть предел, после которой она разлетается».

Не исключено, что, пытаясь получить новый подряд, Шишов решил инвестировать в стройку в Имеретинской долине собственные деньги. «Мостовик» подрядился возвести гостиницу Bridge Resort на 700 номеров (около 3 млрд рублей, более половины стоимости финансирует ВЭБ). По строительной площадке снуют экскаваторы, уже видны очертания будущей гостиницы, запроектированной под круизный лайнер.

Чиновник одного из министерств вспоминает, как разыгрывался сложный и дорогой тендер - коммуникации в Имеретинской долине. «Лот предложили Ротенбергу, он прочитал и сказал: «Я что, дурак? У меня и так хватает проблем». Пришел представитель «Ингеокома», говорит: «Дайте подряд, мы вам построим гостиницу на 400 мест». Договорились. Пришел «Мостовик», говорит: «Построим на 700!» Хотя куда ему больше?» Шишов настаивает, что ничего подобного не было и гостиницу «Мостовик» строит потому, что рассчитывает на окупаемость. Правда, уточняет, что 30 объектов «Мостовика» в олимпийском Сочи - это избыток.

Тувинский размах

Впрочем, все трудности олимпийского Сочи покажутся Шишову смешными в сравнении с возможностями, которые открывают перед компанией его новые знакомства. Кусок сочинского пирога, доставшийся «Мостовику», не так уж велик по сравнению с деньгами, которые может принести новый друг и заказчик Руслан Байсаров.

Первое знакомство Шишова и Байсарова состоялось в конце 2011 года. Железную дорогу Кызыл - Курагино, которая ведет к огромному Элегестскому месторождению угля в Туве, должны были строить два подрядчика. Со стороны государства ее финансировал инвестиционный фонд, но были и частные инвесторы - основатель «Русской медной компании» Игорь Алтушкин и Байсаров, купившие у бывшего сенатора от Тувы Сергея Пугачева «Енисейскую промышленную компанию» (ЕПК). «Мостовик» тогда проиграл государственный подряд «Стройновации» Зияудина Магомедова. А вот частный инвестор выбрал на свою часть - 254 км, 90 млрд рублей - компанию Шишова.

Байсаров тогда встречался со многими, в том числе с Магомедовым, рассказывает его знакомый, но был очарован омским бизнесменом. «Он строитель до мозга костей, любит рассуждать про марки бетона, коэффициенты напряжений в почве, что-то такое. Это вам не про IPO рассказывать!»

Теперь «Мостовик» должен стать подрядчиком на строительстве всех 410 км железной дороги, среди которых 180 мостов и 11 км тоннелей, за 195 млрд рублей. Этот проект может стать крупнейшим за всю 25-летнюю историю «Мостовика». Однако, несмотря на то что Путин в Туве уже забил под вспышки фотоаппаратов серебряный костыль, строительство пока не началось. «Если в Сочи мы не отошли от принципа «не больше 20% на одного заказчика», то этот проект в следующем году может занять около половины нашей выручки», - беспокоится Шишов.

«Мостовик» по-прежнему не испытывает нехватки новых подрядов. Бэклог компании (стоимость работ по проектам, которые предстоит завершить в будущем) на ближайшие пять лет уже составляет около 50 млрд рублей. «На мегастройках у нас сформировался иммунитет. Мы знаем, как превратить объект в инвестиционно привлекательную площадку, как уменьшить затраты на проектирование. К примеру, изменить конструкцию кровли, трибуны выполнить в сборно-разборном варианте и т. д.», - рассказывает Шишов.

В последние годы все инфраструктурные компании, где есть сильный акционер, выросли в 5–6 раз, «Мостовик» не исключение, констатирует аналитик East Capital Сергей Ивашковский. По данным правительственного долгосрочного социально-экономического прогноза, рост инвестиций государства в инфраструктуру продолжится и к 2015 году объем финансирования может превысить $30 млрд, а значит, подрядчики будут перезагружены. Но это если Олегу Шишову удастся сохранить компанию после неудачного похода в Сочи. Может быть, пришло время искать «административный ресурс» или партнера с большими деньгами?

Источник, близкий к «Трансстрою» Олега Дерипаски, говорит, что компания ведет переговоры с «Мостовиком» о покупке доли в компании. Представитель Дерипаски это опровергает, а Шишов утверждает, что, хотя раньше переговоры с потенциальными покупателями и велись, в 2013 году для компании эта тема неактуальна: «Были небольшие попытки со стороны других крупных игроков договориться о покупке доли, но мы всем говорили - мы маленькая омская компания, давайте мы сами».

Вчера, 16 августа, бывший гендиректор НПО «Мостовик» Олег ШИШОВ сообщил в социальной сети «ВКонтакте» следующее:

- Должен сообщить, что фактически с июля 2018 года я больше не являюсь консультантом на "Омском заводе металлоконструкций" (ранее ЗМК НПО "Мостовик"). К большому сожалению, мы по обоюдному согласию с основными собственниками завода и промышленной базы НПО "Мостовик" (ООО "ПромСервис") расстались.

Но не будем отчаиваться - жизнь продолжается и мы с большой группой моих товарищей стремимся, используя наши профессиональные знания, организовать интересную работу.

О какой работе говорится, можно предположить, исходя из накануне банкроства московских активов.

Ранее директор ООО «Омский завод металлоконструкций» Владимир МАНУИЛОВ в рассказал «Коммерческим вестям», что «Олег Владимирович выполняет большую и важную работу, он консультирует и активно участвует во многих ключевых процессах. Он часто бывает на заводе, встречаясь с нами – руководителями завода, нашим персоналом и с советом трудового коллектива. Благодаря ему мы многие свои процессы настраиваем по-новому» .

Что касается ООО «ПромСервис» - это завод железобетонных изделий, единственным учредителем которого является «Омский завод металлоконструкций». Завод это заработал в ноябре 2017 года. Его логотип очень похож на логотип НПО «Мостовик». А про сам сайт сказано: «1982-2014 = ООО «НПО «Мостовик».

Что касается учредителей ОЗМ, то в настоящее время они скрываются за тремя ООО: двумя московскими - «Мир» (23%) и «Олимп» (44%, появилось на свет в феврале 2018 года) и одним омским - ООО «Лидер» (22%, с директором Павлом ПОНОМАРЕНКО). Четвертый учредитель ОЗМ – физлицо Василий ЧУЙКО из Москвы, специализирующийся на торговле строительными материалами.

Компромат и биография Шишова Олега Владимировича сегодня считается актуальной темой на политических форумах. Почему же жизнь и деятельность этого человека так интересны для большинства российских жителей? И где сейчас Шишов Олег Владимирович?

Биография

Родился будущий депутат 19 августа 1954 года в витебском городе Лепель на территории Беларуси. Когда мальчику было 6 лет, семье пришлось переехать в Заводоуковск, расположенный в Тюменской области. А в 1970 году парня ждала еще одна смена места жительства - на этот раз Шишовы отправились в Таджикистан. Здесь отец парня принимал участие в строительстве Нурэкской ГЭС.

Образование

Окончив школу, Олег принял решение идти по стопам своего отца, отдав предпочтение профессии строителя. В 1971 году парень поступил на соответствующий факультет в СибАДИ. Став аспирантом, занялся автоматизацией проектирования и разработкой программного обеспечения ЭВМ для строительства сложных мостовых конструкций. Весной 1982 года Шишов получил кандидатскую степень по техническим наукам, защитив диссертацию.

На протяжении нескольких лет Олег работал на кафедре "Мосты". Затем перспективный парень получил повышение, став старшим преподавателем на факультете, а после и доцентом. В 1993 году Олег Владимирович Шишов принял предложение Сибирского автомобильно-дорожного института, заняв должность заведующего кафедрой.

Начало карьеры

Затем профессиональная биография Шишова Олега Владимировича направилась в другое русло, и преподаватель решил вернуться к мечте своего детства, попробовав себя в сфере строительства. В 1983 году вместе со своими товарищами и студентами Олег занялся строительством и проектированием мостов. Студенческая организация получила название "Мостовик". Первая железобетонная конструкция, возведенная усилиями новоиспеченной компании, была спроектирована и построена в Колосовском районе. В следующем году организация взялась уже за два проекта.

Поначалу фирма справлялась собственными силами со всей работой, в том числе и с размещением заказов на строительные конструкции на омских заводах. В Усть-Ишимском районе начинающая компания возвела 6 конструкций. Дополнительно Шишов организовал специальное конструкторское бюро, в котором трудились студенты. Параллельно со строительной деятельностью Олег Владимирович продолжал работать доцентом. После получения должности завкафедры Шишов стал официальным руководителем научно-производственной компании "Мостовик".

В 1995 году производство возросло, и маленькая фирма постепенно превратилась в целое объединение, однако название оставалось прежним - изменилась лишь официальная аббревиатура. С этого момента корпорация стала нуждаться в полнейшем контроле и внимании, поэтому Олег оставил научную деятельность и уволился из института. Единственное, чем Шишов не прекратил заниматься - это чтение лекций по теме проектирования металлических мостовых конструкций.

Дальнейшая судьба компании

В начале 2000-х фирма получила масштабные подряды на значительных для инфраструктуры стройках, которые финансировались государством. К примеру, самыми известными проектами "Мостовика" стали всевозможные объекты, возведенные к Олимпиаде 2014 года в Сочи: бобслейная трасса, большая ледовая арена, железнодорожные станции на адлерском вокзале, различные инженерные и транспортные сети. Вантовый мост во Владивостоке, идущий к острову Русский, также является проектом Олега Владимировича Шишова.

Казалось бы, компания стала чрезвычайно успешной и прибыльной, однако несмотря на это, вскоре организация потерпела финансовый крах. Банки, выступавшие кредиторами строительной корпорации, подали на "Мостовик" иски о требовании взыскать задолженность. Завершив проекты для Олимпиады, весной 2014 года "Мостовик" был объявлен банкротом из-за невозможности рассчитаться по банковским кредитам. Скорее всего, трудности у компании возникли именно при строительстве олимпийских объектов. Организация понесла крупные финансовые потери из-за серьезных ошибок в инженерных расчетах при проектировании. Впоследствии непредвиденные расходы не были возмещены фирме из федерального бюджета.

Учитывая объявление о банкротстве, детище Олега Владимировича Шишова потеряло по-настоящему масштабный подряд на проектирование и строительство железнодорожной линии "Элегест - Курагино", проходящей через Кызыл. В результате подряд достался одному из главных конкурентов компании - "Стройгазконсалтингу".

Политическая деятельность Шишова

Еще одной сферой, в которой решил попробовать себя разносторонне развитый Олег Владимирович, стала политическая арена. В 1994 году он успешный на тот момент руководитель строительной фирмы стал депутатом Законодательного собрания в Омской администрации. Политическая карьера Шишова Олега Владимировича продвигалась довольно-таки медленно. Лишь в 2007 году он получил повышение, заняв должность председателя комитета бюджетной и финансовой политики. Через несколько лет Шишов принял участие в очередных выборах. На этот раз Олег Владимирович стал членом комитета по науке, образованию, молодежной политике и культуре.

Материальное состояние

В 2013 году Шишов, как и все депутаты Омской администрации, подал декларацию о своих доходах, в которой был указан доход 5,7 миллиона рублей. Опубликованный перечень собственности семьи практически не изменился: дополнительно появилось несколько автомобилей и земельный участок, однако при этом отсутствовала квартира, которая была задекларирована ранее. Доходы жены Шишова Олега Владимировича составили всего 377 тысяч. Фактически доход семьи в течение года упал больше, чем в 10 раз. Разумеется, резкое ухудшение финансового состояния связано прежде всего с трудностями компании Шишова.

Проблемы с законом

21 ноября 2014 года Олег Шишов и Андрей Поплавский, бывший директор отдела по строительству федеральных государственных объектов, были арестованы по подозрению в мошенничестве. Связано это со строительством Приморского океанариума, открытие которого правительство хотело приурочить к саммиту АТЭС в 2012 году. На возведение этого объекта из федерального бюджета было выделено более 20 миллиардов рублей. Строительная компания в сроки вложиться не смогла, открытие океанариума переносилось несколько раз. А скандал вокруг Шишова возник после визита во Владивосток Владимира Путина, который был возмущен затянувшейся стройкой. Очень скоро после этого было возбуждено уголовное дело.

Сначала проводилось расследование по обвинению в хищении Шишовым и его подельником двух миллиардов бюджетных средств. Через год после ареста Олег Владимирович подписал досудебное соглашение, признал свою вину и был осужден в особом порядке. Весной 2017 года Шишов был досрочно освобожден.

Личная жизнь

Освободившись из колонии, Олег Владимирович получил должность вице-президента в корпорации "Лидер Инвест", которая занимается девелопментом коммерческой и жилой недвижимости в столице. Эта компания является одним из самых крупных холдингов в мире.

Со своей будущей женой Олег познакомился еще в аспирантуре. Правда, пара поженилась только спустя 10 лет - в 1993 году. И для них обоих это был второй брак. На тот момент у Олега уже было трое детей, а у Тамары, нынешней супруги Шишова, подрастало двое сыновей. Сейчас жена бывшего политика занимает пост заведующей кафедрой "Мосты". Старшие дети Шишова Олега Владимировича пошли по стопам отца, отдав предпочтение специальности инженеры-мостовики. А младшая дочь выдающегося строителя учится на дизайнера. У Шишова подрастает двое внуков.

Олег Шишов Олег Шишов Шишов

Политика, 28 мар 2017, 11:44

Экс-глава «Мостовика» вышел на свободу по УДО Бывший владелец ​«Мостовика» Олег Шишов , осужденный 16 марта 2016 года по делу об уклонении от... губернатор Омской области Леонид Полежаев, поддерживающий контакты с семьей Шишова. «Олег Шишов вышел из заключения и уже находится дома», - заявил Полежаев. 16 ... лишения свободы. Как установил омский суд, в 2009–2011 годах Шишов внес в финансовые документы «Мостовика» и налоговые декларации сведения о...

Бизнес, 16 сен 2016, 14:14

Олега Шишова к четырем годам колонии по делу об уклонении от... года колонии. «Мостовик», гендиректором и основным владельцем «Мостовика» которого был Олег Шишов Шишов

Бизнес, 16 сен 2016, 14:14

Бывший владелец «Мостовика» получил второй срок ... Омска в пятницу приговорил бывшего руководителя и владельца НПО «Мостовик» Олега Шишова к четырем годам колонии по делу об уклонении от... на обвинения «Мостовик», гендиректором и основным владельцем «Мостовика» которого был Олег Шишов , входил в число крупнейших в России строительных компаний. В качестве... растратил более 1 млрд руб. из выделенных на строительство средств. ​Шишов полностью признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. В...

Бизнес, 21 мар 2016, 11:31

Олега Олега Шишов

Бизнес, 21 мар 2016, 11:31

Экс-глава «Мостовика» через два месяца будет претендовать на УДО Адвокаты осужденного на три года колонии экс-главы «Мостовика» Олега Шишова намерены просить суд об условно-досрочном освобождении. Об этом... применено условное осуждение, на которое мы надеялись с учетом заслуг Олега Владимировича. Он имеет государственные награды, заслуженный человек», - заявил адвокат. Сегодня... океанариума. Следователи пришли к выводу, что в марте 2010 года Шишов вступил в преступный сговор с экс-главой ФГУП «Дирекция по...

Бизнес, 21 мар 2016, 09:57

Олега Шишов Шишов

Бизнес, 21 мар 2016, 09:57

Суд приговорил к трем годам тюрьмы строителя Приморского океанариума ... . ​Фрунзенский суд Владивостока признал виновным экс-главу ООО «НПО «Мостовик» Олега Шишова, обвиняемого в пособничестве в растрате 1 млрд руб. при... строительства Приморского океанариума. По версии следствия, в марте 2010 года Шишов вступил в преступный сговор с Поплавским, после чего были заключены... области при строительстве участка Федоровка - Александровка окружной дороги города Омска. Шишов обвиняется в уклонении от уплаты НДС на общую сумму свыше...

Бизнес, 26 фев 2016, 14:59

Экс-главу «Мостовика» Олега Шишов Шишов обвиняется в уклонении от уплаты НДС на общую сумму свыше...

Бизнес, 26 фев 2016, 14:59

Экс-глава «Мостовика» амнистирован по делу о невыплате зарплат работникам Экс-главу «Мостовика» Олега Шишова амнистировали по уголовному делу о невыплате зарплат сотрудникам предприятия. ... организации). По версии следствия, в 2014 году, будучи главой «Мостовика», Шишов в течение нескольких месяцев не выплачивал заработную плату 16 тысячам... строительстве участка Федоровка - Александровка окружной дороги города Омска. Кроме этого, Шишов обвиняется в уклонении от уплаты НДС на общую сумму свыше... Олега Шишов «Мостовик» закончил стройку: подрядчик «строек века» признан банкротом ... процедуры банкротства не закончились. Генерального директора и основного владельца «Мостовика» Олега Шишова арестовали в ноябре 2014 года. Бизнесмен подозревался в мошенничестве... построить океанариум вовремя. Однако, как передавал ТАСС, в конце апреля Шишов заключил досудебную сделку со следствием и признал вину в хищении... Олега Шишов Шишов Мосгорсуд отклонил жалобу на арест экс-гендиректора «Мостовика» Шишова Мосгорсуд признал законным арест экс-гендиректора Научно-производственного объединения «Мостовик» Олега Шишова. Об этом Интерфаксу сообщил представитель пресс-службы суда. 21 ... руб. из средств компании, чтобы успеть построить океанариум в сроки. Шишов подозревается по ч.4 ст.159 Уголовного кодекса (мошенничество в... заработную плату работникам предприятия, хотя имел для этого финансовую возможность. Шишов также обвиняется в том, что совершил хищение из бюджета Омской... Олегу Олегу Олег Шишов Шишов Сбербанк оценил контроль над «Мостовиком» в 1 руб. ... взыскать в пользу банка доли, принадлежащие бывшим генеральному директору «Мостовика» Олегу Шишову и главному инженеру Вячеславу Двораковскому. Доли в «Мостовике» должны... на решение суда. Эту цену суд установил по просьбе Сбербанка. Олегу Шишову принадлежит 44,63% долей «Мостовика», Двораковскому​ – 5,84%, свидетельствуют... » сообщил, что прежний генеральный директор Олег Шишов находится в законном отпуске и юридически сменить его невозможно. Шишов арестован по обвинению в мошенничестве при... Олег Шишов Шишов Олег Шишов Следователи решили арестовать главу «Мостовика» по делу об океанариуме Гендиректор одной из крупнейших строительных компаний «Мостовик» Олег Шишов , который был помещен под домашний арест по делу о невыплате... дела, говорилось в сообщении Следственного комитета. 20 ноября Поплавского арестовали. Шишов с позапрошлой недели находится под домашним арестом. Его задержали в... хозяйства Омской области» и правительства области перечислили НПО «Мостовик» средства. Олег Шишов отказался обжаловать решение суда об отправке под домашний арест. Причины... Олег Шишов Олег Шишов Олег Шишов Гендиректор «Мостовика» отказался обжаловать свой домашний арест Гендиректор и основной совладелец НПО «Мостовик» Олег Шишов не будет обжаловать решение Куйбышевского районного суда Омска, отправившего его... такого решения, сказав только, что срок подачи жалобы истекает сегодня. Олег Шишов был задержан в Москве 10 ноября 2014 года. По словам... «Мостовик» денежные средства», – отмечается в сообщении Следственного комитета РФ. Сам Олег Шишов позднее обратился к работникам «Мостовика» с открытым письмом, в котором...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: