Профессор знаев. Профессор знаев Формирование новых З.У.Н

Климатообразующие процессы происходят при воздействии ряда географических факторов, основными из которых являются:

1) Географическая широта, определяющая зональность и сезонность в распределении приходящей к Земле солнечной радиации, а с нею и температуры воздуха, атмосферного давления и пр.; широта влияет на условия ветра и непосредственно, поскольку от неё зависит отклоняющая сила вращения Земли.

2) Высота над уровнем моря. Климатические условия в свободной атмосфере и в горах меняются в зависимости от высоты. Сравнительно малые различия в высоте, измеряемые сотнями и тысячами м, эквивалентны в своём влиянии на климат широтным расстояниям в тысячи км. В связи с этим в горах прослеживаются высотные климатические пояса.

3) Распределение суши и моря. Вследствие различных условий распространения тепла в верхних слоях почвы и воды и благодаря разной их поглощательной способности создаются различия между климатом материков и океанов. Общая циркуляция атмосферы приводит затем к тому, что условия морского климата распространяются с воздушными течениями в глубь материков, а условия континентального климата - на соседние части океанов.

4) Орография. Горные хребты и массивы с различной экспозицией склонов создают крупные возмущения в распределении воздушных течений, температуры воздуха, облачности, осадков и пр.

5) Океанические течения. Теплые течения, попадая в высокие широты, отдают теплоту в атмосферу; холодные течения, продвигаясь к низким широтам, охлаждают атмосферу. Течения влияют и на влагооборот, содействуя или препятствуя образованию облаков и туманов, и на атмосферную циркуляцию, поскольку последняя зависит от температурных условий.

6) Характер почвы, в особенности её отражательная способность (альбедо) и влажность.

7) Растительный покров в определённой степени влияет на поглощение и отдачу радиации, увлажнение и ветер.

8) Снежный и ледовый покров. Сезонный снежный покров над сушей, морские льды, постоянный ледовый и снежный покров таких территорий как Гренландия и Антарктида, фирновые поля и ледники в горах существенно влияют на температурный режим, условия ветра, облачности, увлажнения.

9) Состав воздуха. Естественным путём за короткие периоды он существенно не меняется, если не считать спорадических влияний вулканических извержений или лесных пожаров. Однако в промышленных районах отмечается повышение содержания углекислого газа от сжигания топлива и загрязнение воздуха газовыми и аэрозольными отходами производства и транспорта.

Климат и человек.

Типы климата и их распределение по земному шару, оказывают самое существенное влияние на водный режим, почву, растительный покров и животный мир, а также на распространение и урожайность сельско-хозяйственных культур. Климат в известной мере влияет на расселение, размещение промышленности, условия жизни и здоровье населения. Поэтому правильный учёт особенностей и влияний климата необходим не только в сельском хозяйстве, но и при размещении, планировании, строительстве и эксплуатации гидроэнергетических и промышленных объектов, в градостроительстве, в транспортной сети, а также в здравоохранении (курортная сеть, климатолечение, борьба с эпидемиями, социальная гигиена), туризме, спорте. Изучение климатических условий, как в целом, так и с точки зрения определённых потребностей народного хозяйства, обобщение и распространение данных о климате в целях их практического использования в СССР осуществляются учреждениями Гидрометеорологической службы СССР.

Человечество пока еще не может существенно влиять на климат путем непосредственного изменения физических механизмов климатообразующих процессов. Активное физико-химическое воздействие человека на процессы образования облаков и выпадения осадков уже является реальностью, но климатического значения оно по своей пространственной ограниченности не имеет. Индустриальная деятельность человеческого общества приводит к возрастанию содержания в воздухе углекислого газа, промышленных газов и аэрозольных примесей. Это влияет не только на жизненные условия и здоровье людей, но и на поглощение радиации в атмосфере и тем самым на температуру воздуха. Постоянно возрастает и приток тепла в атмосферу за счет сжигания горючего. Эти антропогенные изменения климата особенно заметны в больших городах; в глобальном масштабе они еще незначительны. Но в близком будущем можно ждать их значительного возрастания. Помимо этого, воздействуя на тот или иной из географических факторов климата, т. е. изменяя среду, в которой протекают климатообразующие процессы, люди, сами того не зная или не учитывая, с давних пор ухудшали климат нерациональным сведением лесов, хищнической распашкой земель. Напротив, проведение рациональных оросительных мероприятий и создание оазисов в пустыне улучшало климат соответствующих районов. Задача сознательного, направленного улучшения климата поставлена главным образом в отношении микроклимата и местного климата Реальным и безопасным способом такого улучшения представляется целенаправленное расширение воздействий на почву и растительный покров (насаждение лесных полос, осушение и орошение территории).

Тема урока: «Климат и человек»

Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • Сформировать знания учащихся о разнообразии климатических условий на территории России и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность человека.
    • Рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей.
    • Рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства.
    • Показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.
  • Развивающие :
    • Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
    • Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа.
    • Продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы по изучаемому материалу.
    • Развитие культуры письменной речи учащихся, расширение словарного запаса.
  • Воспитательные :
    • Продолжить формирование научного мировоззрения.
    • Показать связь с реальной жизнью.
    • Воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека.
    • Расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
    • Формировать патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Основные методы, применяемые на уроке:

  • словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
  • практические (заполнение таблицы);
  • наглядные (работа с наглядностью, проектором);
  • методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому материалу).

Основные формы деятельности учащихся на уроке:

  • работа в парах
  • фронтальная
  • индивидуальная (выполнение географического диктанта).

Оборудование урока:

  • физическая и климатическая карты России;
  • карта «плотности населения России»;
  • карта «Агроклиматические ресурсы»;
  • атлас 8 класса;
  • таблица № 1. Неблагоприятные климатические явления;
  • таблица № 2. Влияние климатических факторов на здоровье и жизнедеятельность человека;
  • проектор (презентация «Климат и человек»).

ХОД УРОКА

Отчего зависит погода? –
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы,
А также – от настроения.

Ю. Пономарева

I. Организационный момент

1. Приветствие:

– Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
– Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
– Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Определение отсутствующих

3. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Целеполагание и мотивация

Постановка цели и мотивация в ходе вводной беседы с учащимися

1. Вводная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся по данному вопросу.

Интересный факт:

С октября 1981 г. специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов и демонстраций. Каким образом? Что известно вам о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (Учитель предлагает вспомнить все, что ребята знают о климате и его влиянии на человека)

2. Постановка учебной задачи

Учитель формулирует главную проблему урока: влияет ли климат на человека и как? Какова обратная связь? Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися.

III. Актуализация знаний и умений

1. Работа с терминологической картой. (Приложение 1 , презентация «Климат и человек»)

Повторение понятий:

  • климат
  • солнечная радиация
  • суммарная радиация
  • воздушные массы
  • циклон
  • антициклон
  • атмосферный фронт
  • атмосферное давление
  • погода
  • коэффициент увлажнения
  • испаряемость
  • амплитуда
  • трансформация

2. Работа с картами атласа

– Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:

1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему?
2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему?
3. Как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека?

3. Тестовая работа. (Письменная проверочная работа по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы – 7 минут)

Вариант 1

1. Преобладающая часть территории России расположена в климатическом поясе:

а) субтропическом б) арктическом в) умеренном г) экваториальном

2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях, называется:

а) испаряемость б) увлажнение в) коэффициент увлажнения г) испарение

3. Назовите район России с высоким уровнем комфортности:

а) низовья Енисея б) город Мурманск в) Краснодарский край г) республика Коми

4. Постепенное изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности называется:

а) циркуляцией б) трансформацией в) погодой г) атмосферным давлением

5. Выберите верные (выберите 3 верных ответа)

а) Наибольшее количество солнечной радиации поступает в южные районы страны.
б) На климат нашей страны оказывают влияние воздушные массы всех океанов.
в) При перемещении теплых воздушных масс в сторону холодных образуется теплый фронт.
г) Город Оймякон – самый холодный в Северном полушарии.
д) Для островов Северного Ледовитого океана характерен субарктический климат.

Вариант 2

1. Какой из перечисленных климатообразующих факторов для нашей страны наиболее важный?

а) географическая широта
б) подстилающая поверхность
в) хозяйственная деятельность человека
г) морские течения

2. Замкнутая область низкого атмосферного давления – это:

а) циклон
б) пассат
в) антициклон
г) муссон

3. Назовите район России с неблагоприятными условиями для проживания человека:

а) Красноярск
б) Екатеринбург
в) Анадырь
г) Москва

4. Определите тип климата, если летом очень много осадков приносимых с океана, а зима сухая:

а) резко континентальный
б) арктический
в) муссонный
г) субарктический

5. Выберите верные утверждения о климате России: (выберите 3 верных ответа)

а) На юге Дальнего Востока летом господствует морской арктический воздух.
б) Воздушные массы способны трансформироваться при перемещении над определенной территорией.
в) Атлантический океан оказывает на климат умеренных широт меньшее влияние, чем Тихий.
г) Сибирский антициклон – это обширная область высокого давления, оказывает решающее значение на суровость зимы в Сибири.
д) Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше тепла получает данная территория.

Проверка самостоятельной работы.

Правильные ответы и нормы

Вариант 1. Вариант 2.

1 – а 1 – а
2 – а 2 – а
3 – в 3 – в
4 – б 4 – в
5 – а, в, г. 5 – б, г, д.

Правильные ответы Оценка

5 «5»
4 «4»
3 «3»
2 «2»

IV. Изучение нового материала

Физкультминутка

Для улучшения мозгового кровообращения:

Исходное положение – сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6.
В среднем темпе 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Мотивация учащихся на изучение нового материала постановкой проблемных вопросов:

1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность людей? Как?
2) Какие неблагоприятные климатические явления, вы знаете?

– Для решения поставленных задач нам необходимо проработать несколько теоретических вопросов.

1) Обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема. Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

Особенно от климата зависит сельское хозяйство. Свойство климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Важнейшими показателями агроклиматических ресурсов являются:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С (вегетационный период)
  • сумма температур за этот период
  • коэффициент увлажнения
  • мощность и продолжительность снежного покрова

Работа с картой (карта «Агроклиматические ресурсы»)

– Какие культуры позволяют выращивать агроклиматические ресурсы нашей местности? (Овес, озимая пшеница, озимая рожь, лен)
– Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры? (Сильные морозы и заморозки)

Россия в силу географического положения несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:

  • расходы на строительство и отопление зданий
  • производство теплой одежды и продуктов питания

– Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе? (Народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.)
Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остекленением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами. А в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды, и остекленные террасы.

– Ежедневный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, но и людей управляющих различными видами транспорта. Для навигации морских и воздушных судов существует три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов или дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана.

Климат влияет на здоровье людей. Каким образом?

  • при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
  • долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
  • недостаток йода в окружающей среде ведет к заболеваниям щитовидной железы;
  • в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

– Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат? (Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа)

Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:

1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.
2. Вырубка лесов.
3. Увеличение доли автомобильного транспорта.

2) Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях. Среди неблагоприятных климатических условиях для человека и его жизнедеятельности можно назвать: засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололед, ураганы, сильные ливни.
Учащиеся слушают своих товарищей и заносят основную информацию в таблицу (презентация «Климат и человек»)

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

V. Закрепление нового материала

Географический диктант (Презентация «Климат и человек»)

  • Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью.
  • Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
  • Осадки в виде частиц льда.
  • Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
  • Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
  • Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
  • Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
  • Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.
  • Жители, каких городов испытывают на себе влияние продолжительной и суровой зимы.
  • Представители каких профессий составляют прогноз погоды.

Проверка географического диктанта: (презентация «Климат и человек»)

  • Заморозок
  • Сильные морозы
  • Гололед
  • Туман
  • Суховей
  • Ураган
  • Засуха
  • Норильск или Мурманск
  • Метеорологи, синоптики

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок в журнал.

VII. Рефлексия

1. Сегодня на уроке мне понравилось…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю…

IX. Домашнее задание

Параграф 22 учебника и письменно ответить на вопросы: «Какие неблагоприятные климатические условия встречаются в вашей местности? В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»

Цели: Выявить зависимость климата от человека и человека от климата, конкретизировать представление о влиянии климата и погоды на здоровье человека и хозяйственную деятельность.

Совершенствовать умение сопоставлять, выявлять закономерности устанавливать причинно- следственные связи.

Формировать приёмы работы с опорными схемами.

Воспитывать экологическую направленность учащихся при изучении вопросов охраны атмосферного воздуха, возможности прогноза и предупреждения опасных природных явлений (засухи, суховеи, ураганы, туманы.)

Ход урока

I. Введение. Сообщение темы и задачи урока.

«О воздухах, водах и местностях» - так назывался трактат Гиппократа, в котором «отец медицины», сформировал бесспорную для него зависимость здоровья от климатических условий.

Гогенгейм сказал: «Тому, кто изучил ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней».

Задача: выявить, как элементы климата влияют на болезнь человека.

II. Работа над основным материалом.

1. Климат на человека.

Дополнительный материал (опережающее задание для учащихся):

Вывод: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от климатических и погодных условий.

2. Коллективная работа (использовать доску).

В чём разница между понятиями климат и погода?

Выделите типы погод с точки зрения влияния их на здоровье человека?


Необходимо помочь организму в неблагоприятные дни.

Какой тип погоды чаще всего встречается в нашей местности?

Как вы на своём организме испытываете погодные изменения?
(пожилые люди при неблагоприятной погоде чувствуют следующие изменения: давление, болезнь костей, болят суставы.)

Мы живём в средних широтах северного полушария, для которого характерна сезонность. Какие чаще всего заболевания встречаются зимой?

Дополнительный материал: для зимы и лета характерны дерматиты, кожаные заболевания. Для районов с континентальным климатом (Сибирь) февраль – март – сердечно-сосудистые заболевания. К холоду наиболее чувствительны худощавые люди: плохое самочувствие, упадок сил, пониженная работоспособность. Для тучных людей хуже жаркая погода, они испытывают удушье, учащённое сердцебиение, повышенную раздражительность.

Итог: «Живя в погоде» человек испытывает влияние на свой организм гигантские космические и планетарные силы. Наука биометеорология и занимается изучением зависимости самочувствия от погоды, влияния её на человека.

3. Медико-климатическая оценка территорий России.

Мало установить зависимость между погодой и болезненным состоянием, его надо предупредить. Кто помогает нам в этом? Метеорологический прогноз, а исходные данные дают синоптики – люди, умеющие по снимкам, картам определять изменения в погоде и донести до нашего сведения.

Ученик: не удовлетворяет запросы медицины, отсутствуют многие параметры, среди них напряжение ультра - фиолетовой радиации, концентрация озона.

Учитель: при оценки влияния метеорологических условий обычно учитывают какой то один или два компонента, забывая, что действие ветра, атмосферного давления, температуры, чаще всего создают такое сочетание условий, которое может оказаться опасным для здоровья человека. Сейчас создаётся медико-метеорологическая служба информации и прогноза. Задачи её: медико-климатическая оценка территории на основе многолетних наблюдений, для правильной организации климатозакаливания.

Однако коренное население во всех районах нашей страны хорошо приспособилось к местным климатическим условиям: к жаре и холоду, постоянной влажности или сухости воздуха. Об этом говорит большое число долгожителей не только в горах Кавказа и Алтая, но и в районе «полюса холода» - Оймяконе, который считается с одной стороны здоровой зоной, т.к. низкие температуры убивают микробы, при низкой влажности.

Наиболее благоприятные: побережье Азовского моря, Каспийского моря, западная часть Европейской части России.

Благоприятные: юг Сибири, горы юга Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса Центральной России. Континентальный климат Сибири.

Малоблагоприятные: Карелия, север, Европейской части, средняя Сибирь.

Неблагоприятные и крайне неблагоприятные: вблизи северного полярного круга и за ним. Климат высокогорий. Районы, где К>1.

Учитель: (дополнительный материал). Поскольку пасмурная погода – это положительные условия для развития туберкулёзной палочки, при облачной погоде – недостаток солнечного сияния – развитие рахита у детей (недостаток витамина Д), исключение составляют сосняки, дубово-липовые и берёзовые, которые выделяют фитонциды, убивают микробы. Северная зона нездорова из-за нехватки кислорода. Континентальный и резко-континентальный климат при наличии сухой и безветренной погоды благоприятен, а при наличии влажности способствует возникновению хронических бронхитов, переходящих в пневмонию. Средняя полоса умеренно-континентального климата благоприятна для здоровья и для организации курортов, отдыха, особенно нам жителям Санкт- Петербурга. Климат на разных высотах в горах неодинаково влияет на здоровье человека. Низкогорья и среднегорья до 2500м представляют большую ценность для отдыха и туризма и даже лечения некоторых заболеваний. Выше 2500м климат высокогорий требует сильного напряжения: сказывается кислородный режим, резкие колебания температур.

Итог: но курортные зоны у нас в России созданы во всех климатических зонах: и в таёжной зоне Западной Сибири, Восточной Сибири, в Забайкалье, в горном Алтае, в Европейской части, в Архангельской области, на севере и на Дальнем Востоке, в Ленинградской области (Зеленогорске, Сестрорецке, Репино и т.д.)

Нигде на территории нашей страны климат не служит непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности человека. Даже в суровом климате тундры и лесотундры выросли и развиваются такие города и посёлки как Норильск, Воркута, Тикси. И к суровости и к знойности климата человек привыкает, адаптируется.

4. Опережающее задание: адаптация – акклиматизация.

Чем больше отличаются климатические условия жизни переселенцев от климата предыдущего места жительства, тем труднее протекает адаптация. Поэтому жители средней полосы легче привыкают к жизни на крайнем севере, чем жители пустынь, легче адаптируются они к жизни в пустыне, чем северяне. Это необходимо учитывать при освоении новых территорий. В районах Сибири и крайнего севера ведутся исследования по адаптации человека к новым для него условиям. Интенсивно занимаются этим медицинские институты Иркутска и Новосибирска. Реакции, происходящие внутри живого организма в ходе акклиматизации, служат единой цели - сохранению целостности и известной независимости организма от среды его обитания, а также приспособлению его к изменению климатических условий. Люди, проживающие в различных климатических условиях, подвергаются разного типа стрессам, которые могут привести к состоянию шока и ситуациям, которые приводят к преждевременному старению, способствуют возникновению болезни. В каждой группе риска есть группа риска – лица, на которые эти условия действуют, прежде всего. Выделить такую группу – это значит наметить план борьбы за здоровье и трудоспособность в экстремальных условиях.

Для чего необходимо знать климатические условия отдельных территорий?
(Чтобы не допускать резкой смены условий, знать, где отдыхать.)
Резервы организма тренируемы. Можно приспособиться к любым условиям, если тренировать свой организм из года в год в связи с климатическими условиями, со сменой времён года.

Какие ещё неблагоприятные опасные атмосферные явления следует отметить, которые влияют на здоровье и хозяйственную деятельность человека?

5. Человек на климат.

«Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает», как рыба в воде, человек живёт постоянно окружённый другой жидкостью – воздухом. Воздух – уникальное средство закаливания. Могучим средством обеспечения работоспособности человека, его здоровья является атмосферный воздух, насыщенный от вредных примесей.

Человек, в результате своей хозяйственной деятельности отрицательно воздействует на атмосферу.

Опережающее задание : конкретные примеры отрицательного и положительного влияния человека на атмосферный воздух.

Представляя свои примеры, одновременно составляется опорная схема с помощью опорных слов знаков, рисунков.

Примеры отрицательного влияния:

Широкое использование нефти и газа. ТЭС при сжигании топлива выбрасывают в атмосферу сернистый газ, при взаимодействии с парами воздуха превращается в сернистую кислоту, с ней связаны кислотные дожди. Сжигая органическое топливо, человек сжигает кислород и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере.

Воздух промышленных городов запылён в 10 – 50 раз больше, чем чистый воздух. На долю автотранспорта приходится 40% всех загрязнителей. В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится не менее 200 вредных для здоровья веществ.

Самолёты, особенно летящие на высоте 12 -15км выбрасывают пар и другие вещества, разрушающие озон, но в то же время самолёты, летящие ниже 12км, дают прибавку озона. Вообще в тропосфере и, особенно, в приземном слое воздуха человечество производит очень много озона. В городах он – один из основных составляющих фотохимического смога. Именно от него чаще всего першит в горле и ест глаза в грязном воздухе городов.

В районах, где распространяются крупные металлургические предприятия, чаще наблюдаются катар верхних дыхательных путей, бронхит, злокачественные опухоли лёгких. В промышленном городе люди чаще заболевают раком легких. 80% заболеваний происходит из-за загрязнения атмосферного воздуха. Ижорский завод загрязняет атмосферный воздух никелем, хромом, сульфатами. В Красном Бору Ижора хранит вредные отходы. На одного жителя СПб приходится 200кг вредных веществ, содержащихся в приземном слое воздуха.

На уровень загрязнения воздуха влияют: скорость ветра, осадки, туман.

К загрязнению атмосферы относится и радиоактивность, при выработке электроэнергии на АЭС, обеспечивается защита атмосферы от радиоактивного заражения, всё же в мире известны случаи опасного повышения радиоактивности. В результате аварии на Чернобыльской АЭС увеличилось количество заболеваний щитовидной железы, особенно у детей, анемии, заболевания верхних дыхательных путей, органов зрения, лейкемии, 425тыссмертей от рака.

Если человечество будет теми же темпами воздействовать на природную среду и концентрация углекислоты будет повышаться, то уже на рубеже тысячелетий ср. температура на поверхности Земли повысится на один градус, а к середине следующего столетия на 3%.

Как такое повышение отразится на жизнь? Зимы станут в северном полушарии слякотными. В целом увеличится объем осадков, потому что с поверхности океанов будет испаряться больше влаги. Но, если в лесостепных зонах дождей будет больше, то ближе к экватору станет, наоборот, суше, пустыни пойдут в наступление, кроме того, начнут подтаивать льды Арктики, в конечном случае начнёт подниматься уровень Мирового океана. Это катастрофически отразиться на жизни народов населяющих берега морей.

В результате выступлений появляется опорная схема. (на доске, в тетради по усмотрению учителя)

Вывод: Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую среду, является причиной своих болезней.

Работа с экологической картой и картами врезками в учебнике.

Учитель:

Приспосабливаясь к климатическим условиям, человек смог пережить различные колебания климата, но современные изменения его происходят настолько быстро, что приспособление становится невозможным и быстро распространяются заболевания среди населения, вызванные в первую очередь загрязнением атмосферы. Во многих городах нашей страны экологическая обстановка в результате загрязнения атмосферы выбросами предприятий стала критической. (работа с таблицами в конце учебника.)

Загрязнение атмосферы воздействует на человека очень медленно и сначала малозаметно. Поэтому на ранних стадиях большинства заболеваний трудно с уверенностью установить, что причина их именно в загрязнении. Так в частности пневмонию, обычно являющуюся вирусным заболеванием, в последнее время медики связывают с повышенным содержанием металлов в воздухе.

Какие меры необходимо принимать по охране воздуха? (учащиеся приводят свои примеры)

Лесные насаждения, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород – пыли становится меньше в 8-10 раз меньше.

Очистка топлива до сжигания, это обходится дешевле и идёт работа по использованию экологически чистых источников энергии: солнца, ветер, биогаз, получение при переработке коммунально-бытовых и с\х отходов.

Уменьшение и полное прекращение выбросов загрязнённых веществ можно достигнуть улучшением технологии производства и сжигания топлива, устанавливать пылеулавливающее оборудование, налаживание двигателей внутреннего сгорания. Большое значение имеет контроль и наблюдение.

Высокоэффективный способ – перевод городского транспорта на газообразное топливо. Газобаллонный автобус при холостой работе двигателя выбрасывает в атмосферу воздух всего 0,1% ядовитых веществ при норме 2%. Таким образом, газификация автотранспорта значительно оздоравливает атмосферный воздух городов.

III. Итог урока:

Вывод: Самочувствие человека зависит от климатических условий, погоды. Необходимо знать эти условия, чтобы знать причины заболеваний. Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую природу является причиной своих болезней. Здоровье природы и здоровье человека неразделимы.

Самостоятельное впечатление и суждение: что вызывает жуткое чувство? Что внушает опасения? На что тратятся огромные деньги? Что дорого старикам? Что редко встречается? В чём видна невоспитанность? Что грустно видеть? Что человек не замечает? Что вселяет уверенность?

IV. Домашнее задание

Вопрос : влияние стихийных явлений на здоровье человека, (используя учебник и дополнительный материал).

Список литературы:

Т.В. Кучер, И.Ф. Колпащикова, Медицинская география. М. Просвещение, 1996.

Под. ред. д.м.н. В.П.Иванова, Экология человека. СПб, СПбГМА 1997.

Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, Экология России. М. А.О. МДС Юникам 1995,

Основным элементом всякой географической среды является климат, т. е. свойства и явления того воздушного океана, на дне которого живет человек. От состава воздуха, его температуры, влажности, давления и движения зависит все живое, в том числе проявления не только физической, но и психической жизнедеятельности человека. Основная причина этого влияния - энергия солнечного света и тепла. Великий поэт и глубокий натуралист Гете давно сказал, что все земные организмы - продукт солнца, а от земли берут только те вещества, которые остаются после их сгорания в виде золы. Климаты земли разнообразны, так как солнечное тепло распределяется на земле неодинаково, в зависимости от наклона земной оси к плоскости земной орбиты. Представьте себе, что она перпендикулярна к плоскости орбиты, что свет и тепло всегда распределены на земле так же, как в моменты весеннего и осеннего равноденствий, что день всегда и везде равен ночи. В таком случае вся картина органической жизни, включая человечество, на земном шаре имела бы совершенно иной вид и иное содержание. Существующее различие климатов определяет собою неодинаковый характер выветривания горных пород, распределение растений и животных и, наконец, формы жизни и деятельности человека.

Рассмотрим сперва непосредственное действие элементов климата, главным образом температуры и влажности, на человеческий организм.

Воздух состоит из кислорода и азота. Способность крови поглощать из воздуха кислород является причиной образования тепла в нашем теле. Здоровый человек везде имеет постоянную температуру тела + 37°С., при которой протекают нормально все органические процессы. Эту температуру человек поддерживает, в зависимости от окружающей среды, или сознательно (теплая или легкая одежда, отопление, усиленное мышечное движение и т. п.), или бессознательно, физиологически. Так, при повышении температуры на теле появляется пот, уносящий избыток тепла. Пока тело может потеть, оно приспособляет свою температуру к очень высокому нагреванию. Человек может несколько минут выдерживать сухой жар в +1000 и даже более; насыщенный паром воздух при такой температуре немедленно ошпарил бы кожу. При холоде кровеносные сосуды кожи суживаются, и кровь отливает внутрь, усиливая внутренние тепло-образовательные процессы. Отлив крови от поверхности кожи и вызывает в нас чувство холода. Зябкость кожи, как мы уже говорили, много зависит от образа жизни и тренировки. Пешересы часами сидели в Берлинском зоологическом саду при температуре около 0°, но обнаженные части их тела оставались теплыми. Относительную теплоту кожи у туземцев полярных стран наблюдали все путешественники. Замерзающий человек слабеет, засыпает и умирает, вероятно, тогда, когда температура тела понизится до +20° судя по опытам с неподверженными зимней спячке животными. Смерти от жары предшествует слабость, сонливость и потеря сознания.

Произвольно или непроизвольно поддерживая нормальную температуру своего тела, человек может переносить самые жестокие морозы (в Верхоянске до - 70° и ниже) и жары (до + 50°), какие только встречаются на земле, если воздух достаточно сух. В сухом воздухе степей и пустынь хорошо переносится жара даже в + 50° Ц. в тени, если кожа и голова защищены от действия солнечных лучей. Влияние сухости климата на человеческий организм и, в особенности, на нервную систему подтверждается наблюдениями. Сухой воздух, сжимая ткани тела и делая кровь беднее водой, ускоряет ее циркуляцию, а это, вместе с резкими температурными колебаниями, действует возбуждающе на нервную систему, усиливает энергию и подвижность человека. Эта энергия и подвижность уроженцев сухих пустынь и была одной из причин их господства над обитателями влажных земледельческих стран. Сухость климата Сев.-Ам. Соед. Штатов, быстро сменяющаяся усиленной влажностью, вероятно, является одной из причин большой нервности и подвижности англо-американцев сравнительно с их европейскими родичами. Крайняя сухость климата, разумеется, неблагоприятна для человека; от нее страдают даже степняки, а совершенно безводные местности остаются необитаемыми. Увлажнить сухой климат человек не может и лишь в ничтожной степени ослабляет его действие устройством искусственного орошения и лесонасаждением.

Высокая температура воздуха при большой влажности действует угнетающе на человеческий организм и может быть даже опасна. В знойно-сыром тихом воздухе человека часто поражает солнечный удар, уменьшается количество испаряющейся через кожу и легкие воды, вследствие чего кровь становится водянистее, и наступает малокровие, предвестником которого служит нездоровый цвет лица. Тело человека быстро привыкает к сырому теплу; поэтому жители тропических стран очень чувствительны к малейшему понижению температуры. Они уже страдают от холода, когда термометр показывает +20° Ц., а ночью спят около огня при температуре выше +20°, т. е. такой, которая у нас показалась бы невыносимой. Опасность простудных заболевание по вечерам, когда температура понижается градусов на 6, а также во время дождей под тропиками, очень велика не только для европейцев, но и для туземцев.

Для людей белой расы, особенно для блондинов, знойно-сырой климат, безусловно, вреден. Отдельным людям крепкого здоровья удается иногда продержаться некоторое время при соблюдении особых предосторожностей, но вообще белая раса оказывается нежизнеспособной под тропиками, и третье поколение, наверное, погибает от убийственного для белых климата. В европейских жилищах для защиты от зноя искусственное движение воздуха посредством вентиляции и опахал так же необходимо, как у нас печи. Европейцы могут жить под тропиками только в сравнительно высоких местностях, где ниже не только температура, но атмосферное давление, что облегчает испарение воды из организма.

Таким образом, нельзя рассчитывать на то, что огромные и малонаселенные пространства тропических стран могут быть колонизованы европейскими выходцами и станут для них новой родиной.

Этим определяется огромное значение для этих богатых по природе стран народов черной расы, которые могут жить в условиях тропического климата. Но свойства и однообразие этого климата не могут не действовать не только на европейца, но и на негра. Обитатель тропиков знает, что завтра будет такая же погода, как сегодня, и потому не торопится окончить начатую работу, тем более, что тропическая природа делает поддержание жизни сравнительно легким: не надо прочных жилищ, отопления и дорогой одежды. Температура выше +25°, при значительной относительной влажности воздуха, действует на человеческий организм расслабляюще, поэтому самопроизвольная потребность человека к труду падает. Работников для тяжелого труда, вроде рубки леса, корчевания деревьев и т. п. там трудно получить даже за высокую цену, а иногда и совсем нельзя достать. Неудивительно, что производительность островов Вест-Индии сильно упала после освобождения от рабства тамошних негров и мулатов. Поэтому, даже теперь в тропических странах, в замаскированной, а иногда и незамаскированной форме, держится принудительный труд, иначе сказать, рабство. Работа в фабрично-заводских помещениях под тропиками естественно, тяжелее, чем у нас; но возможно, что применение искусственного охлаждения рабочих зданий облегчит труд и усилит его производительность.

Итак, тропический климат не содействует развитию в человеке трудовой энергии, предусмотрительности и бережливости, что является одной из причин культурной отсталости тропических народов и их порабощения народами северного умеренного пояса.

Холодный климат стран, с средней годовой температурой ниже 0°, сам по себе не вреден для человека. Ощущение холода и его последствия для человека не только от низкой температуры зависят, но и от степени влажности, так как водяные пары являются хорошими проводниками тепла, вырабатываемого нашим организмом. Благодаря сухости воздуха, низкие температуры переносятся хорошо не только туземцами, но и уроженцами теплых стран, даже неграми. Матросы далмагинцы австрийской экспедиции Пойера на земле Франца Иосифа два года провели в полярном климате. Слуга Пири, негр, вместе с ним достиг северного полюса. Заразные болезни в холодном климате редки. При соблюдении надлежащих предосторожностей относительно пищи, одежды и жилища, человек может жить в полярном климате.

Тем не менее, климат и природа полярных стран настолько суровы, что Антарктида была и останется необитаемой, а в северо-полярных человеческая жизнь еле теплится. Короткое лето, долгая зима с жестокими морозами и непрерывной зимней ночью угнетают физические и духовные силы человека и не позволяют ему подняться на высшие ступени культуры. Здесь природа порабощает человека, сосредоточивая все его помыслы на том, чтобы не замерзнуть и не умереть от голода, и человек может существовать только при условии полного приспособления к ее требованиям. Тяжелая борьба за существование здесь развивает в человеке необычайную выносливость и нетребовательность, но в то же время подавляет его активность и самоуверенность, давая ему постоянно чувствовать, что он не царь, а раб природы.

Умеренный климат охватывает область со средней годовой температурой от 0° до + 20; следовательно, в температурном отношении он представляет большое разнообразие, от почти тропического до полярного; таким же разнообразием отличается и влажность воздуха в разных частях этой области. Поэтому здесь мы встречаем и пустыни, степи, и леса с неодинаковым составом животного мира и растительности. Общей чертой, отличающей умеренный климат от тропического, является смена времен года и колебания температуры около точки замерзания, причем понижение температуры ниже 0° сопровождается появлением снега и льда, ставящим обитателей стран с умеренным климатом совершенно в иные условия сравнительно с обитателями тропиков. Еще Гиппократ сказал, что колебания температуры оказывают благотворное влияние на тело и душу людей, «благоприятствуя обмену веществ и изощряя ум». Правильность этого взгляда подтверждается наблюдениями на обитателях таких местностей, где отсутствуют колебания температуры. Таким однообразным климатом обладают высокие (2000 м. и более) плоскогорья тропических частей Америки, напр., Мексики. Там всегда ясное небо, воздух умеренно-теплый и сухой, гарантирующий жителей от заразных и простудных болезней. Однако, здешнее население, по наблюдениям путешественников, отличается удивительной апатией, отвращением ко всякому продолжительному мускульному или иному усилию, каким-то расслабленным и печальным выражением лица; даже у здешних детей не замечается веселья и движения. Главной причиной этого является исключительное однообразие климата, отсутствие климатических колебаний, возбуждающим и благотворным образом действующих на нервную систему. Другой причиной, по мнению авторитетного французского ученого, P. Vidal de la Blache, является слабость атмосферного давления на такой высоте, вследствие чего соединение кислорода воздуха с кровью совершается в легких медленнее.

Умеренный климат не так однообразен, как тропический, и не так беспощадно суров, как полярный. Природа здесь ничего не дает человеку даром: она заставляет его трудиться, напрягать и развивать ум, волю и самодеятельность, но зато хорошо вознаграждает его усилия. Поэтому обитатели умеренных стран всегда оказывались сильнее, предприимчивее и энергичнее обитателей жаркого пояса и в культурном, отношении достигли больших успехов. Этому как будто противоречит жаркий климат Индии, Египта и Месопотамии, бывших древнейшими очагами человеческой культуры. Но, во-первых, северная Индия, Египет и Месопотамия лежат в умеренном поясе; температурные колебания и вообще климатические контрасты там существуют, а, главное, природа этих стран требует от человека напряженной борьбы и предусмотрительности.

Огромные пространства северного умеренного пояса, в зависимости от продолжительности зимы и лета и количества осадков, представляют большие различия, а это ставит обитателей этого пояса в неодинаковые условия труда и культурного развития. В теплых частях этого пояса земледельческие работы не прекращаются весь год или прекращаются на короткое время, а это воспитывает в человеке привычку к постоянному, регулярному труду. В других местах очень короткое лето и продолжительная суровая зима с затяжными весенними и осенними холодами то делают человеческий труд необычайно интенсивным, то осуждают человека на долгое безделье, как это мы видим у нас, не приучая к регулярному труду и понижая его производительность. Прохладный воздух закаляет организм, побуждая его к движению и работе, но холод ниже 20° производит на организм почти такое же усыпляющее действие, как тропический зной, и является препятствием для движения, побуждая человека закутываться или закупориваться в жилищах.

Сравнительно с температурой и влажностью воздуха, другие элементы климата меньше влияют на человеческий организм, но все же оказываются для него далеко не безразличными.

Атмосферное давление на уровне моря поднимает ртутный столб в барометре на 760 мм, равняясь приблизительно 10 тоннам на квадр. метр земной поверхности. С удалением от земной поверхности атмосферное давление падает на 1 мм на каждые 10,5 метров подъема в нижних слоях; на высоте 2 т. м. атмосферное давление равняется 593 мм, на 4 т. м - 462 мм, на 7 т. м - только 319 мм. Атмосферное давление подвержено незначительным периодическим, суточным и годовым, и непериодическим колебаниям, редко превышающим 20 мм. Птицы, тело которых пронизано полостями, сообщающимися с легкими и наружной средой, по-видимому, не испытывают вреда даже при больших и быстрых переменах. Кондор в 5-10 минут взлетает на громадную высоту над снежными вершинами Андов и так же быстро спускается на дно глубоких долин. Что касается других животных, то они оказываются очень чувствительными не только к разреженному воздуху, но и к незаметным для человека колебаниям атмосферного давления. Чувствительность животных к переменам атмосферного давления известна, и ею пользуются для предсказания погоды. За исключением яка и ламы, животные сильнее страдают от разреженного воздуха, чем человек. Охотничьи собаки на больших высотах быстро утомляются и делаются негодными для охоты. Верблюды экспедиции Пржевальского гибли на высоких перевалах Тибета; собаки и кошки не могут жить в разреженной атмосфере человеческих поселений на высоте 4000 м.

Человек оказывается сравнительно гораздо выносливее к переменам в атмосферном давлении. При кессонных работах допускается давление в пять атмосфер, с соблюдением надлежащих предосторожностей при входе и выходе из кессона; при воздушном лечении больные без вреда подвергаются гораздо большему давлению. Сравнительно легко человек переносит и сильно разреженный воздух, по крайней мере, короткое время. На больших высотах, где ртутный столб барометра вдвое ниже, чем на уровне моря, человек чувствует себя плохо и заболевает горной болезнью; она выражается в быстро наступающей усталости, одышке, головной боли, рвоте и кровотечений из носа и ушей. Главная причина этой болезни - недостаток необходимого для организма кислорода. Чувство усталости и изнеможения обусловливаются тем, что трубчатые кости скелета держатся в своих ямках отчасти силою атмосферного давления, и, когда оно уменьшается, человеку бессознательно приходится сильнее напрягать мышцы, затрачивая больше энергии для поддержания тела в равновесии. По этой же причине, когда барометр быстро падает, предвещая у нас дурную погоду, нервные люди чувствуют какое-то недомогание, а дети часто капризничают.

Немного разреженный, сухой и чистый воздух умеренных высот, в связи с ярким солнечным освещением, оказывает на организм человека благотворное действие, тем более, что на таких высотах неизвестны многие болезни, свойственные глубоким долинам и влажным низменностям. Поэтому горцы предпочитают устраивать свои жилища не в долинах, а на террасах и горных выступах, хорошо освещенных солнцем.

Неравномерное распределение атмосферного давления на земной поверхности является причиной ветра. Ветры определяют погоду, затрудняют или облегчают сношения между людьми, в виде бурь и ураганов производят большие разрушения и вырывают много жертв среди людей и домашнего скота, наконец, служат для человека движущей силой, надувая паруса и ворочая крылья ветреных мельниц. Кроме этого, они оказывают и непосредственное влияние на человеческий организм, усиливая действие низкой температуры и ослабляя действие солнечного зноя. Сухие и прохладные пассаты, постоянно дующие в тропической полосе, освежают и укрепляют не только людей, но и животных и даже растения. Смена южного муссона северным на берегах Мексиканского залива, где свирепствует желтая лихорадка, ослабляет силу и распространение этой болезни. Песчаные и пылевые бури пустынь, особенно африканский самум, опасны не только тем, что могут засыпать людей песком, но, главным образом тем, что затрудняют дыхание, поднимая тучи мелкой раскаленной пыли, которая, вследствие трения частиц, электризует воздух и вызывает у застигнутых ураганом людей и животных тяжелые болезненные ощущения. Известно тяжелое действие на растительность и на людей итальянского сирокко. На сухом западе С. А. С. Штатов многие хворают мигренью, если холодный северный ветер внезапно сменяется южным; сходное действие производит дующий в Аргентине северный ветер «сондо». Число примеров подобного влияния на организм местных ветров можно было бы значительно увеличить.

Солнечное освещение и облачность оказывают влияние на самочувствие, настроение и психику человека, и это влияние давно отразилось в поэзии и искусстве разных народов. Венецианская школа живописи отражает жизнь под ясным небом Италии, а голландская - жизнь под небом, густо покрытым нависшими облаками, сквозь которые по временам прорывается солнечный луч. Однообразное серое небо так же утомляет человека, как и однообразное голубое. Лучше всего себя чувствует человек при частичной облачности и быстрой смене состояний неба. Долгая полярная ночь оказывает на человека угнетающее действие и приводит в состояние физического и духовного изнеможения. Он ждет - не дождется, когда на горизонте блеснут первые лучи восходящего солнца. Только исключительно крепкие, закаленные люди выдерживают полярную ночь, а люди обыкновенного здоровья, особенно дети, сильно хиреют. Непрерывный полярный день также утомляет нервную систему, и сон в закрытых помещениях не дает того отдыха, как в обыкновенную ночь.

Влияние климата на внешнюю обстановку и образ жизни людей, на их хозяйство, на экономические и политические отношения громадно и подтверждается бесконечным множеством обыденных явлений и историей народов.

Пока мы ограничимся только некоторыми общими указаниями на это влияние.

От климата, прежде всего, зависят пища, одежда и жилища людей. В полярных странах, где почти нет пригодных для пищи растений и невозможно земледелие, человек питается почти исключительно рыбой и мясом зверей и птиц, а там, где климат мягче, основу питания составляют растения. В холодном климате люди закутываются в меха, в умеренном носят более или менее теплую одежду, покрывающую все тело, а под тропиками ходят нагими или почти нагими. Что касается жилищ, то способ их постройки и распределение зависят, прежде всего, от источников существования, но и зависимость от климата несомненна. Кочевые оленеводы и охотники северных лесов по необходимости живут в переносных шалашах, как и кочевые скотоводы сухих степей, но жилища оседлого населения определенно зависят от климата. Легкие постройки теплых стран в странах с холодной зимой заменяются более солидными сооружениями, лучше защищающими от холода; в сухих и жарких странах, например в Аравии, Индии, южной Европе, где мало или нет дерева, преобладают каменные или глиняные здания, хорошо защищающие от жары; во влажных тропических странах жилища и кладовые часто строятся на сваях. В сухих местностях со слабо развитой речной сетью и междуречными бедными водой пространствами жилища располагаются вдоль рек, образуя длинные многолюдные деревни, а во влажных, где много рек и ключей, преобладают небольшие деревни или разбросанные хутора. Карты атмосферных осадков и карты плотности населения, за некоторыми исключениями, объясняемыми также климатом, представляют замечательные совпадения.

От климата зависит распределение лесов и степей, культурных и диких растений, а, следовательно, все виды и формы сельского хозяйства и образа жизни людей.

Количество тепла и влаги определяет границы распространения земледелия и разведения тех или иных видов культурных растений и домашних животных, причем это распространение иногда зависит от малозаметных местных особенностей климата, примером чего могут служить разнообразные сорта пшеницы и винограда. Если акклиматизации иногда и удастся изменить температурные границы растений и разводить их в более холодных или более теплых местностях, то границы атмосферных осадков, т. е. количество необходимой для растений влаги, остаются неизменным. Количество и время выпадения атмосферных осадков, полуденная высота солнца, продолжительность времен года, дня и ночи - все это глубоко отражается на сельском хозяйстве, определяя содержание, величину и, отчасти, производительность возделываемой площади, продолжительность пребывания и работы человека на открытом воздухе или в закрытом помещении. В теплых странах с постоянными дождями обработка земли и сбор урожая не прекращаются, а в странах с периодическими дождями в сухое время года полевые работы приостанавливаются; продолжительная зима надолго прерывает земледельческий труд, предоставляя время для других видов труда или вынужденной праздности. Различные породы домашних животных требуют для себя неодинаковых климатических условий: сухие пастбища, пригодные для овец, не годятся для крупного рогатого скота, курдючная овца на севере утрачивает свой жировой хвост и превращается в обыкновенную овцу и т. п. Даже такие занятия, как охота н рыболовство, зависят от сезонного переселения животных.

Промышленность обрабатывающая не находится в такой тесной зависимости от климата, как сельское хозяйство, но и она не свободна от его влияния, по крайней мере, при своем возникновении. В горных местностях Германии и Швейцарии жители, отрезанные зимой глубокими снегами от общения с остальным миром, давно занялись разнообразными домашними промыслами (часы, резьба по дереву, игрушки, стеклянные украшения и т. п.) и достигли в этом большого совершенства. Долгая зима была одной из главных причин возникновения и развития кустарной сельской промышленности в России.

Один из элементов климата, ветер, давно служил и служит людям движущей силой, на которую теперь обращают большое внимание, так как эта сила даровая и неистощимая. Ветряные мельницы очень распространены в северной Германии, где господствуют довольно сильные ветры. Во время первой мировой войны много ветряных мельниц появилось во Франции. У нас они преобладали в степях, где мало осадков и текучих вод, и где ветры отличаются большой силой. В сухих странах с безоблачным небом и ярким солнечным освещением начинают пользоваться солнечными лучами для нагревания воды в фабричных паровых котлах.

Климат оказывает огромное влияние на пути сообщения и сношения между людьми, особенно тогда, когда передвижение происходит пешком или на животных. Длящиеся иногда по несколько дней снежные метели в русских степях приостанавливают не только конное, но и железнодорожное движение и причиняют немало бед. Горячие ветры в пустынях Африки и Аравии, самум и хамсин, гибельны для караванных сношений. Ветры на море облегчают или затрудняют судоходство. Не только парусные суда, но и пароходы при своих рейсах пользуются пассатами, муссонами и западными ветрами тропического и умеренных поясов, учитывая общее распределение атмосферного давления и ветров на земном шаре. Ветер, дующий с моря в устья рек, поднимая в них воду, облегчает вход судов в эти устья. Морские бури погребли на дне морей и океанов бесчисленное множество человеческих жертв с тех пор, как человек отважился плавать по морю, н геройская борьба человека с морскими бурями дала много захватывающих страниц в истории мореплавания.

Речное судоходство зависит, кроме свойств русла, от количества воды в реке, колебания ее уровня и продолжительности замерзания, а все это определяется температурой времен года, количеством и временем выпадения атмосферных осадков и таяния снегов и льдов, т.е. климатическими причинами.

С температурой и осадками приходится считаться не только при выборе различных животных для езды и перевозки грузов, но и в железнодорожном сообщении. Сильные морозы останавливают движение, так как обмерзают паровозные рычаги; в холодных странах строят отапливаемые вагоны, а в жарких - вагоны с двойным потолком и особой вентиляцией, окрашенные в белый цвет. Снежные заносы и обвалы заставляют затрачивать много сил и средств на расчистку и охрану пути. В сырых тропических странах ливни часто размывают путь, телеграфные столбы в шпалы быстро гниют и истачиваются насекомыми. В пустынях приходится бороться с недостатком воды и с песками, постоянно засыпающими железнодорожные пути.

Итак, климат наложил глубокую печать на источники существования я на здоровье человека, на его труд, психику и привычки, вообще на весь уклад человеческой жизни в разных областях земного шара. Экономические и политические отношения различных стран, хозяйственное районирование определяются, прежде всего, климатическим сходством или различием. Разница климата нередко не разъединяет, а тесно связывает различные по природе области. Так, у нас холодный лесистый север, умеренно-холодный, неплодородный, промышленный центр, теплый, сухой, степной, черноземный юг тесно связанны друг с другом взаимным удовлетворением необходимых потребностей. Климатические различия в той или иной мере определяли культурное развитие и историческую судьбу народов, а случайности погоды часто были причиной побед или поражений со всеми их последствиями.

Погоды важен не только для выходящих из дома горожан, каждый час им пользуются также летчики и моряки. Для навигации морских и воздушных судов существует три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов и даже дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана. В новороссийской бухте зимний ветер, сходящий с гор (бора), вызывает оледенение судов и портовых сооружений.

Гидроэнергетический потенциал территории также непосредственно связан с климатическими условиями: полноводность рек, периоды ледостава и половодья - все это напрямую связано с климатом. Например, энергодефицитное хозяйство Приморья не имеет ГЭС, хотя этот регион располагает большими гидроэнергоресурсами. Это связано с крайним непостоянством режима рек в условиях муссонного климата, с регулярно проходящими тайфунами.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: