Поппер философия. Н.С.Юлина


Книга представляет собой перевод двух малоизвестных, но весьма интересных статей одного из видных и наиболее популярных западных философов XX века - Карла Раймунда Поппера (1902-1994).

Во второй - «Иммануил Кант - философ Просвещения», представляющей собой памятную речь, с которой К. Поппер выступил по лондонскому радио в день 150-летия со дня смерти «философа свободы, человечности и совести», - отстаивается нетрадиционная точка зрения на критическую философию И. Канта, согласно которой великий кенигсбергец - не философ классического немецкого идеализма, а последний поборник великих идей Просвещения.

Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия

Предлагаемая книга принадлежит перу одного из наиболее известных и влиятельных философов XX века К. Поппера (1902-1994), чьи работы давно признаны классикой мировой философской мысли.

Она основана на курсе лекций, прочитанных К. Поппером в университете Эмори в 1969 г., и является первой крупной работой К. Поппера по эволюционной эпистемологии. Здесь впервые дается систематическое изложение единой теории, включающей и противопоставление объективного знания субъективному, и знаменитую теорию трех миров, и ряд существенных положений по проблемам биологической эволюции, и теорию эмерджентной эволюции, и теорию сознания, и, наконец, эволюционную модель развития научного знания.

Логика и рост научного знания (избранные работы)

Его широкая известность в философских кругах, а также среди логиков, социологов, естествоиспытателей, политиков, в самых различных слоях западных ученых и деятелей культуры обусловлена рядом причин. Важнейшей из них является то, что его многочисленные сочинения и еще более многочисленные переиздания и переводы его книг на многие языки, посвященные проблемам логики научного исследования, общим вопросам философии, а также проблемам социологии, социальной философии и т. д., привлекли к его идеям внимание специалистов различных областей философского знания и социологии.

Логика научного исследования

Книга «Логика научного исследования» — первый полный перевод на русский язык классического труда известного философа и социолога Карла Раймунда Поппера.

В полемике с неопозитивизмом Венского кружка Поппер формулирует в этой работе, впервые опубликованной в 1934 г., основные положения своей теории роста научного знания, принесшей ему мировую известность.

Перевод включает все «Приложения», помещенные в немецком издании 1934 г. и во всех последующих английских изданиях этой книги.

Неоконченный поиск. Интеллектуальная автобиография

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой философскую автобиографию Карла Раймунда Поппера (1902-1994), — крупнейшего философа науки и социального мыслителя XX века.

Повествование автора об особенностях его интеллектуального становления и философской эволюции разворачивается на фоне масштабных событий XX века — первой мировой войны, межвоенного лихолетья 1920-1930 годов, вынужденной эмиграции и годов скитаний.

Нищета историцизма

Один из самых известных философов XX столетия Карл Поппер посвятил эту свою книгу «памяти людей всех убеждений, наций и рас, павших жертвами фашистской и коммунистической веры в неумолимые законы Исторической Судьбы».

В центре ее — критический анализ учения об объективных закономерностях исторического развития человечества и общественного прогресса. Этот строго рациональный анализ был долгое время недоступен нашему читателю, так как в лице Поппера марксистская доктрина нашла одного из самых ярких и последовательных критиков.

Для всех читателей, интересующихся философией истории.

Объективное знание. Эволюционный подход

Книга выдающегося философа и логика XX века Карла Раймунда Поппера «Объективное знание» вышла первым изданием в 1972, вторым — исправленным и дополненным, с которого сделан русский перевод, в 1979 г.

В ряду сочинений Поппера она занимает особое место: это — третья, после «Логики научного исследования» (1934, 1959) и «Предположений и опровержений» (1963), его классическая работа по философии, теории познания и логике науки. В ней подводятся итоги предшествующих исследований Поппером проблем индукции, фальсификационизма, критического рационализма, правдоподобности научных теорий и др., а также излагаются полученные к моменту ее написания результаты его разработок теории трех миров, роли понятия «истина» в философии науки, проблем эволюционной эпистемологии и т.д. Последние проблемы были в центре внимания Поппера до конца его жизни.

Открытое общество и его враги. Том 1.Чары Платона

Открытое общество и его враги. Том 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы

Один из известнейших современных философов анализирует роль Платона, Гегеля и Маркса в формировании идейной базы тоталитаризма.

Критикуются претензии на знание «объективных законов» истории и радикальное преобразование общества на «научной основе». Подробно рассмотрено развитие со времен античности идей демократического «открытого общества». Эволюционная эпистемология и логика социальных наук

Публикуемый сборник переводов дает развернутое представление о теории эволюционной эпистемологии К.Поппера и предложенной им концепции логики социальных наук.

В книгу включены одиннадцать статей К.Поппера, а также статьи видных западных философов, поддерживающих эти идеи К.Поппера или выступающих с их критикой. Значительное внимание уделено описанию философского климата в Европе в 30-е годы — времени начала философской деятельности К.Поппера, анализу специфических проблем эволюционной эпистемологии, описанию точек соприкосновения и различий в философских взглядах Ч.С.Пирса и К.Поппера, изложению принципов попперовской концепции мира предрасположенностей, которая в результате творческой эволюции К.Поппера в конечном итоге выступила метафизическим базисом всего его теоретического мировоззрения. Подробно изложены принципы попперовской логики и методологии социальных наук, его взгляды на роль философии в развитии общества.

Книга рассчитана на философов, логиков, социологов, широкие круги научной интеллигенции — на всех, кто интересуется современным состоянием философии и социологии.

«Я могу ошибаться, а Вы можете быть правы;
сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине»

Моральное кредо Карла Поппера

Философ науки. Он критиковал практически все современные ему и господствовавшие философские течения...

«Биография Поппера не слишком богата внешними событиями. Родился он в Вене 28 июля 1902 года в семье профессора права Венского университета. Богатая библиотека отца помогла ему самостоятельно заинтересоваться и заняться философскими вопросами. С 1918 по 1924 год Поппер учился математике в Венском университете. После защиты диссертации в 1928 году, получив диплом преподавателя математики и физики, он работает в клинике для беспризорных детей, в Венском педагогическом институте и в школе. Начало профессиональных занятий философией Поппер сам датирует 1937 годом, хотя его первая книга по философии - «Логика научного исследования» - была опубликована на немецком языке ещё в 1934 году. С 1937 по 1945 год Поппер живет в Новой Зеландии и работает в университете города Крайсчерча. В это время он сосредоточивается на социальных проблемах и выпускает две книги - «Нищету историцизма» (1944) и «Открытое общество и его враги» (1945). Получив британское подданство, Поппер в 1946 году приезжает в Англию и начинает преподавать на кафедре философии, логики и научного метода Лондонской школы экономики и политических наук. В 1959 году, после публикации на английском языке «Логики научного исследования», идеи Поппера получили широкую известность. Среди многочисленных учеников Поппера выделяются Томас Кун , Имре Лакатос и Пол Фейерабенд , которые в полемике с учителем и друг с другом разработали собственные оригинальные концепции философии науки».

Кузнецов В., Карл Поппер: учиться на ошибках / Карл Поппер, Предположения и опровержения: рост научного знания, М., «Аст», 2004 г., с. 6-7.

В докладе, прочитанном в 1953 году, подытоживая свой научный путь с 1919 по 1953 год, Карл Поппер так описал тот интеллектуальный фон, на котором сформировалась его концепция научного знания: «Вслед за падением Австрийской империи в Австрии разразилась революция, воздух был наполнен революционными призывами, идеями и новыми, и зачастую дикими, теориями. Среди теорий, которые интересовали меня в то время, наиболее важной была, безусловно, теория относительности Эйнштейна . Три другие были: теория истории Маркса , психоанализ Фрейда и так называемая «индивидуальная психология» Альфреда Адлера . [...] В течение лета 1919 года я начал чувствовать всё большее и большее неудовлетворение этими тремя теориями [...] и сомневаться относительно их притязаний на научный статус. [...] Почему они так отличались от математической физики и особенно от теории относительности?..»

Popper K. R. Philosophy of science: a personal report // British Philosophy in the Mid-Century / Ed. C. A. Mace. London: George Allen and Unwin LTD, 1957, р. 156.

Карл Поппер - единственный из философов XX века, кто был избран учёными в Королевское научное общество .

Характеризуя полемическую манеру Карла Поппера, один из его слушателей выразился так: «В его энергии и напоре было что-то злое. Это мощная, неослабная, сфокусированная ярость напоминала мне пламя, рвущееся из паяльной лампы».

Д. Эдмондс, Д. Айдиноу, Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами, М., «Новое литературное обозрение», 2005 г., с. 179.

И британский философ и социолог . Один из самых влиятельных философов науки столетия . Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода , а также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества .

К. Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма . Он описывал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине» .

Биография

Ранние годы

Карл Раймунд Поппер родился 28 июля 1902 года в Вене в семье юриста Симона Зигмунда Карла Поппера и Дженни Шиф. Его отец работал профессором права в Венском университете , интересовался проблемами философии, социологии и политологии , имел обширную библиотеку и часто обсуждал с сыном социальные и политические вопросы . Благодаря этому Карл уже в юном возрасте ознакомился с многочисленными трудами по классической философии, а также с работами по социальной философии таких мыслителей, как К. Маркс , Ф. Энгельс , К. Каутский , Э. Бернштейн и других .

В 1918 году он поступил в университет Вены, где изучал математику и теоретическую физику, при этом продолжая интересоваться философией самостоятельно. Ещё в юности мать привила Попперу любовь к музыке; в 1920-1922 годах Поппер всерьез задумался о том, чтобы стать музыкантом. Он присоединился к «Обществу частных концертов» А.Шёнберга и год обучался в Венской консерватории, но посчитал себя недостаточно способным и прекратил занятия музыкой, однако интереса к ней окончательно не утратил; выбрал историю музыки как дополнительный предмет во время экзамена на докторскую степень .

С 1921 по 1924 год К. Поппер осваивал профессию краснодеревщика. В тот же период он работал волонтером в детских клиниках А. Адлера , где познакомился с ним лично. Наблюдая за методиками Адлера, Поппер усомнился в эффективности психоанализа и в претензиях подобных теорий на научность. После изучения трудов З. Фрейда и А. Эйнштейна , Поппер заинтересовался, чем доктрины К.Маркса, З.Фрейда и А.Адлера отличаются от таких признанно научных теорий, как, например, теория относительности А.Эйнштейна . В дальнейших работах, этот вопрос станет основой принципа фальсифицируемости или критерия Поппера.

В 1925 году, по окончании университета, Поппер женился на Жозефине Анне Хеннингер и получил диплом преподавателя математики и физики в гимназии. После чего преподавал математику и естественные науки в средней школе . В 1928 году Поппер защитил докторскую диссертацию по философии, на тему методологии когнитивной психологии .

Поппер и Хошл

Переезд в Новую Зеландию

Когда Поппер прибыл в Новую Зеландию, он уже был достаточно известен в Европе, однако о нём мало кто слышал в новом месте жительства. В результате отношение Поппера к университету было двойственным: с одной стороны, он был в безопасности от антисемитских преследований и нацизма. С другой - его авторитет в новом месте был минимальным, и ему приходилось быть в подчинении намного менее авторитетных профессоров .

Надгробный камень на могиле Карла Поппера

Тем не менее, Поппер получил признание и в Крайстчёрче и стал одним из самых влиятельных и обсуждаемых преподавателей университета.

Поздние годы и переезд в Великобританию

В 1945 году Поппер получил британское подданство и в январе 1946 года переехал в Лондон, где с 1946 года до середины 1970-х был профессором логики и деканом факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук . В 1964 году был посвящен в рыцари .

Карл Поппер скончался 17 сентября 1994 в лондонском районе Кройдон . Его жена Жозефина Поппер умерла в 1985 году .

Основные идеи

Фальсифицируемость и эпистемология

Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания. Для решения философской проблемы демаркации (отделения научного знания от ненаучного), он предложил критерий фальсифицируемости , который также известен как критерий Поппера. В своих работах Поппер рассматривал многие философские проблемы, такие как проблема индукции , сформулированная ещё Д. Юмом , и т. н. трансцендентальный вопрос И. Канта . Поппер, признавая объективность и абсолютность истины , отвергал индуктивный характер научных гипотез, и считал что научные гипотезы появляются в результате априорных суждений, которые, однако, могут быть подвержены ошибкам (принцип фаллибилизма) . В этом Поппер не согласен с Кантом, который полагал, что апостериорное знание о мире основывается на истинных априорных интуициях . Поппер доказывал, что требовать, чтобы научное знание было оправданно - нерационально.

Именно К. Поппер ввёл понятие фальсифицируемости (лат. falsus - ложный) - необходимого условия признания теории или гипотезы научной. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации . Поппер показал необходимость, но недостаточность этого принципа, и предложил в качестве дополнительного критерия демаркации метод фальсифицируемости: только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно - если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым „методологическим решением“) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» . Поппер обернул возможность постоянно ошибаться в пользу науки и сказал: «научное исследование должно быть посвящено тому, чтобы не подтверждать научную теорию, а опровергать её. К научным отнести только те теории, для которых можно найти потенциальные фальсификаторы, то есть противоречащие теории предположения, истинность которых опять же обнаруживается в опыте». Методологическое правило Поппера: «ученый, найдя такой фальсификатор, должен немедленно отказаться от своей теории и разрабатывать следующую теорию». В смене научных теорий и заключается позитивная роль ошибки.

Поппер считал, что рост научного знания происходит не за счет оправдания имеющихся теорий, а за счет критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем . Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями:

  • В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе её развития.
  • Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
  • Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

К. Поппер 1990

Концепция Поппера о соперничающих теориях сравнима с концепцией естественного отбора , когда в ходе селекции выбирается наиболее приспособленный представитель рода («вооруженная борьба за выживание наиболее достойной теории»).

В своих поздних работах Поппер выдвинул гипотезу трех миров :

  1. мир физических объектов и состояний
  2. мир психических и ментальных состояний сознания
  3. мир объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие независящие от субъективного восприятия объекты).

Открытое общество и государство

В 1945 году вышел труд «Открытое общество и его враги», в котором Карл Поппер критиковал платонизм , марксизм , тоталитаризм («закрытое общество»), историцизм и выступал в защиту демократии . В этом труде Поппер также выдвинул идею открытого общества - общества, основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. В таком обществе индивиды свободны от различных табу и принимают решения исходя из достигнутого, в результате договоренности, консенсуса . Политическая элита в таком обществе не имеет неограниченной власти и может быть отстранена без кровопролития. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого общество должно быть открыто для множества точек зрения и культур , то есть обладать признаками плюрализма и мультикультурализма .

Критику марксизма Поппер продолжил в своей работе «Нищета историцизма» ( г.).

Индетерминизм

Критика

Ряд ученых, не согласных с идеями Поппера, попытались доказать тот факт, что отдельная теория не может быть основной методологической единицей при обсуждении вопросов подтверждения, проверки и опровержения теорий.

Примечания

Библиография

Работы Карла Поппера

Издания на русском языке

  • Поппер, К. Демократия // Век XX и мир. - 1994. - № 1-2.
  • Поппер, К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
  • Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. - М., 1992 .
  • Поппер, К. Нищета историзма. - М., 1993.
  • Поппер, К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная автобиография. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 256 с.
  • Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с. ISBN 5-8360-0327-0
  • Поппер, К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 39-49.
  • Поппер, К. Что такое диалектика? / Пер. с англ. Г. А. Новичковой // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 118-138.
  • Поппер, К. Логика социальных наук // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С. 65-75.
  • Поппер, К. Нищета историцизма // Вопросы философии. - 1992. - № 8. - С. 49-79; № 9. - С. 22-48; № 10. - С. 29-58.
  • Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова, Г. А. Новичковой. - М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 638 с.
  • Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия / Пер. с англ. И. В. Журавлева - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 256 с. ISBN 978-5-382-00541-6

Литература о К. Поппере

  • Бегиашвили, А. Ф. Карл Поппер - «критик» Маркса // Вопросы философии. - 1958. - № 3. - С. 51-57.
  • Хабарова, Т. М. Концепция К. Поппера как переломный пункт в развитии позитивизма // Современная идеалистическая гносеология. - М., 1968.
  • Гендин, А. М. Социальное прогнозирование в интерпретации Карла Поппера // Вопросы философии. - 1969. - № 4. - С. 111-122.
  • Корнфорт, М. Открытая философия и открытое общество. - М., 1972.
  • Евсевичев, В. И., Налетов, И. З. Концепция «третьего мира» в гносеологии Карла Поппера // Вопросы философии. - 1974. - № 10. - С. 130-136.
  • Майзель, Б. М. Проблема познания в философских работах К. Р. Поппера 60-х годов // Вопросы философии. - 1975. - № 6. - С. 140-147.
  • Серов, Ю. Н. Концепция «предположительного» знания К. Поппера // Позитивизм и наука. - М., 1975.
  • Качоха, В. К. Поппер: альтернатива обществу будущего // Вопросы философии. - 2002. - № 6. - С. 48-59.
  • Метлов, В. И. Критический анализ эволюционного подхода к теории познания К. Поппера // Вопросы философии. - 1979. - № 2. - С. 75-85.
  • Юлина, Н. С. «Эмерджентный реализм» К. Поппера против редукционистского материализма // Вопросы философии. - 1979. - № 8. - С. 96-108.
  • «Критический рационализм». Философия и политика. - М., 1981.
  • Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество. - М., 1982.
  • Джеймонат, Л. О философии Поппера: критические заметки // Вопросы философии. - 1983. - № 8. - С. 147-155.
  • Овчинников, Н. Ф. Карл Поппер - наш современник, философ XX века // Вопросы философии. - 1992. - № 8. - С. 40-48.
  • Лекторский, В. А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 27-36.
  • Натурно, М. Критика К. Поппером научного социализма, или Р. Карнап и его сотрудники // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 70-87.
  • Овчинников, Н. Ф. Об интеллектуальной биографии Поппера // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 35-38.
  • Розов, Н. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 55-69.
  • Садовский, В. Н. Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 139-147.
  • Садовский, В. Н. О Карле Поппере и судьбе его учения в России // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 14-26.
  • Смирнов, В. А. К. Поппер прав: диалектическая логика невозможна // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 148-151.
  • Сорина, Г. В. Философская позиция Карла Поппера в контексте проблем психологизма и антипсихологизма в культуре // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 57-66.
  • Чайковский, Ю. В. Об эволюционных взглядах Карла Поппера // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 50-54.
  • Юлина, Н. С. Философия Карла Поппера: мир предрасположенностей и активность самости // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 45-56.
  • Юлина, Н. С. К. Поппер: мир предрасположенностей и активность самости // Философские исследования. - 1997. - № 4.
  • На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия / Отв. редактор А. Н. Чумаков. - М.: Весь мир, 1998. - 256 с. ISBN 0-8199-0987-4
  • Баженов, Л. Б. Размышления при чтении Поппера // Вопросы философии. - 2002. - № 4. - С. 159-169.
  • Садовский, В. Н. Карл Поппер и Россия. - М.: Эдиториал УРСС , 2002. - (Научная школа. Системный подход.) ISBN 5-8360-0324-6
  • Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сост. Лахути Д. Г, Садовский В. Н., Финн В. К. - М.: Эдиториал УРСС , 2006. ISBN 5-8360-0536-2 ISBN 5-8360-0136-7
  • Malachi Haim Hacohen Karl Popper - The Formative Years, 1902–1945. Politics and Philosophy in Interwar Vienna. - Cambridge University Press, 2002. - С. 626. - ISBN 9780521890557
  • Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами / Пер. с англ. Е. Канищевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 352 с - (Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»). ISBN 5-86793-332-6
  • Журавлев, И. В. Теория эмерджентной эволюции и эволюционная эпистемология Карла Поппера // Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - С. 217-237.

См. также

Сэр Карл Раймунд Поппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог; стоит в ряду наиболее влиятельных философов науки XX столетия; труды по социальной и политической философии; наиболее известен критикой классического понятия научного метода, а также энергичной защитой демократии и принципов социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

Родился в Австрии. До 1937 работал в Вене. Так как родители были евреи, принявшие христианство, угроза нацизма вынудила его покинуть Австрию. С 1946 до середины 1970-х — профессор Лондонской школы экономики.

Крупнейший представитель школы «критического рационализма». Кавалер орденов Кавалеров почёта (1982). Член Лондонского королевского общества (1976), лауреат Премии Киото (1992).

На русский язык переведены его труды по логике и философии науки и теории открытого общества.

Карл Поппер был одним из наиболее влиятельных критиков тоталитаризма, который в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) выступил в защиту демократии и «открытого общества», где политическая элита может быть отстранена от власти без кровопролития.

Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого, общество должно быть открыто для множества точек зрения (плюрализм) и субкультур («мультикультурность»).

Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания. В частности, именно он ввёл понятие фальсифицируемости (лат. falsus — ложный) — необходимого условия признания теории или гипотезы научной (критерий Поппера).

Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации. Поппер показал необходимость, но не достаточность этого принципа.

Он предложил в качестве дополнительного критерия демаркации метод фальсифицируемости: только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости.

Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым „методологическим решением“) проверкам, результатом которых может быть их опровержение».

Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями.
* В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе ее развития.
* Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
* Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

Концепция Поппера о соперничающих теориях сравнима с «дарвинистской теорией эволюции, когда в ходе селекции» выбирается наиболее приспособленный представитель рода («вооруженная борьба за выживание наиболее достойной теории»).

Ряд ученых, не согласных с идеями Поппера, попытались доказать тот факт, что отдельная теория не может быть основной методологической единицей при обсуждении вопросов подтверждения, проверки и опровержения теорий.

— Работы Карла Поппера
* Поппер, К. Демократия // Век XX и мир. — 1994. — № 1-2.
* На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия / Отв. редактор А. Н. Чумаков. — М.: Весь мир, 1998. — 256 с. ISBN 0-8199-0987-4
* Поппер, К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983.
* Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. — М., 1992.
* Поппер, К. Нищета историзма. — М., 1993.
* Поппер, К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная автобиография. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 с.
* Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 384 с. ISBN 5-8360-0327-0
* Поппер, К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа // Вопросы философии. — 1995. — № 12. — С. 39-49.
* Поппер, К. Что такое диалектика? / Пер. с англ. Г. А. Новичковой // Вопросы философии. — 1995. — № 1. — С. 118-138.
* Поппер, К. Логика социальных наук // Вопросы философии. — 1992. — № 10. — С. 65-75.
* Поппер, К. Нищета историцизма // Вопросы философии. — 1992. — № 8. — С. 49-79; № 9. — С. 22-48; № 10. — С. 29-58.
* Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова, Г. А. Новичковой. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 638 с.
* Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия / Пер. с англ. И. В. Журавлева — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 256 с. ISBN 978-5-382-00541-6

Постпозитивизм

Постпозитивизм это общее название для нескольких школ философии науки, объединенных критическим отношением к неопозитивистским эпистемологическим учениям; это позитивизм четвертого этапа.

Основные представители постпозитивизма: К. Поппер, П. Фейерабенд.

Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине.

рицизма. Поппер жил и работал в Вене. В 1937 г. из-за нацистской угрозы он уехал в Новую Зеландию. С 1946 г. Поппер жил и работал в Англии. Основные труды: «Логика научных исследований» (1935), «Открытое общество и его враги» (1945), «Нищета историцизма» (1957), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное знание: эволюционный подход» (1972).

Онтология . Вслед за учеными ХХ столетия Поппер утверждает: «Наш мир управляется не только в соответствии со строгими законами Ньютона , но одновременно и в соответствии с закономерностями случая , случайности, беспорядочности, т. е. закономерностями статистической вероятности. А это превращает наш мир во взаимосвязанную систему из облаков и часов» .

I. Гносеология и философия науки

Критический рационализм. Современная научная картина мира подводит Попперак выводу, что наше знание о мире имеет гипотетический характер: «Мы не знаем – мы можем только предполагать» . Люди могут приближаться к истине и могут отдаляться от нее. Следовательно, ни в науке, ни в социальной сфере не должно быть неоспоримых, «авторитетных» мнений; у людей всегда должна быть возможность рациональной критики, и люди должны быть терпимыми к рациональной критике. Таким образом, критический рационализм – это расположенность выслушивать критические замечания, это реализация права на ошибку, это постепенное приближение к истине совместными, надличностными и надгрупповыми усилиями.

Принцип фальсификации . Критикуя положение неопозитивиста М. Шлика «подлинное высказывание должно допускать полную верификацию», Поппер утверждал, что любая, даже эмпирическая наука опирается на высказывания, верификация которых невозможна. Например, современная физика опирается на постулаты релятивистской физика Эйнштейна, такие как. Принцип верификации нацеливает ученых на поиски подтверждений своих гипотез и теорий, а таких подтверждений, как правило, можно найти бесконечное множество. Подтверждения способствуют скорее застою, чем росту научного знания. Поппер выдвинул в качестве критерия разграничения научных и ненаучных утверждений принцип фальсификации : только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. Согласно Попперу, «неопровержимость представляет собой не достоинство теории (как часто думают), а ее порок» . Принцип фальсификации делает открытыми для критики любые, даже самые авторитетные, учения. Метод фальсификации – способ достижения единства знания через элиминацию ошибок. Процедура фальсификации более экономна, чем процедура верификации: достаточно найти одного черного лебедя, чтобы опровергнуть суждение «все лебеди белые».



Эссенциализм и номинализм как научные методологии. По аналогии со средневековыми реализмом и номинализмом, К. Поппер выделил две научные методологии: эссенциализм и номинализм. Эссенциалистская методология, введенная в научно-философский оборот Аристотелем, основана на стремлении выявлять сущность вещей и явлений: «что такое материя?», «что такое сила?», «что такое справедливость?». Номиналистская методология задачей науки ставит не выяснение сущности вещей (тем более, что в мире много вещей неопределенных и неопределяемых), а их объяснение и описание: «как ведет себя данный кусочек материи?» или «как он движется в присутствии других тел?». Номиналисты считают, что «Мы вольны вводить новые понятия там, где это выгодно, пренебрегая их первоначальным смыслом. Слова– всего лишь полезные инструменты описания» . По общему признанию, в современном естествознании методологический номинализм одержал победу; т.е. сегодня широко признано, что фундаментальные понятия неопределяемы, и главная задача науки – это «описание вещей и событий, представленных в нашем опыте, а также их объяснение с помощью универсальных законов». Поппер отмечает, что эти две научные методологии предопределяют соответствующие социальные теории. Методологический эссенциализм – метод, ведущий к концепции одной истины, несвободе. Методологический номинализм – основа свободного дискурса.

О метафизике . Поппер высказался против грубого эмпиризма и строгого индуктивизма, присущего эмпирическому позитивизму.

«Я не думаю, что мы вообще делаем индуктивные обобщения, т.е. начинаем с наблюдений и затем пытаемся вывести из них свои теории. Я убеждён, что мнение, согласно которому мы поступаем именно так, является предрассудком, своего рода оптической иллюзией, и что ни на одном этапе развития науки мы не начинаем (с нуля), не имея какого–то подобия теории, будь то гипотеза или предрассудок, или проблема – часто это технологическая проблема, – которая как–то направляет наши наблюдения и помогает нам отобрать из бесчисленных объектов наблюдения те, которые могут представлять для нас интерес... С точки зрения науки не имеет значения, получили ли мы свои теории в результате скачка к незаконным заключениям или просто наткнулись на них (благодаря «интуиции»), или воспользовались каким–то индуктивным методом. Вопрос «как вы пришли к своей теории?» касается совершенно частных проблем, в отличие от вопроса «Как вы проверили свою теорию?», единственно значимого для науки» .

Поппер решительно отверг неопозитивистское мнение о бессмысленности метафизических теорий: метафизические теории могут быть значимыми, даже если они не фальсифицируемы.

II. Социальные воззрения

Антиисторицизм . Поппер ввел в социологию понятие «историцизм », под которым объединил все концепции, признающие существование объективных законов общественного развития, сводящие роль отдельного человека к роли пешки, не слишком важного инструмента в общественном развитии. «Историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании. Задача эта решается, когда в основе исторической эволюции усматривают «ритмы», «схемы», «законы» или «тенденции». Убежден, что именно историцистские концепции ответственны за неудовлетворительное состояние теоретических социальных наук» . Поппер показал неправомерность попыток делать глобальные исторические предсказания: «Ход человеческой истории предсказать невозможно» , исторических законов не существует, предсказания будущего невозможны.

Историцизм – теоретическая основа для безответственности его приверженцев. «Если вы убеждены, что некоторые события произойдут, чтобы вы не предприняли против этого, то вы можете со спокойной совестью отказаться от борьбы с этими событиями» . Историцистские, пророческие социальные теории ведут к «отрицанию применимости разума к проблемам социальной жизни и в конечном счете – к доктрине власти, доктрине господства и подчинения» .

Закрытое и открытое общество

Поппер различал два типа обществ: закрытое и открытое.

Закрытым обществом Поппер называл «магическое, племенное или коллективистское общество», характеризующееся «магическим или иррациональным отношением к обычаям социальной жизни и, соответственно, жесткостью этих обычаев», опирающимся на сверхъестественную волю . Это общество основано на различного рода табу, жестких социальных запретах, регламентирующих все стороны жизни и господствующих над людьми. Коллективистская, племенная организация общества не позволяет развиться личной ответственности индивида.

Открытым (гражданским) обществом Поппер называл форму демократического общества, в котором высоко ценится свобода, а граждане социально активны и не перекладывают ответственность за свою жизнь на государство и иные авторитеты.

Признаки открытого (гражданского) общества, по Попперу

1. Демократическая форма правления.

2. Власть закона.

3. Институциональный контроль над правителями. «Для того, чтобы возник вопрос об институциональном контроле над правителями, достаточно просто допустить, что правительства не всегда хороши и мудры… Мне кажется, что правители редко поднимались над средним уровнем как в нравственном, так и в интеллектуальном отношении, и часто даже не достигали его. И я думаю, что в политике разумно было бы руководствоваться принципом: «готовься к худшему, стараясь достичь лучшего». По-моему, было бы безумием основывать все наши политические действия на слабой надежде, что мы сможем найти превосходных или хотя бы компетентных правителей» .

4. Отказ от коллективизма и культивирование интеллектуальной свободы, т.е. свободы принятия самостоятельных решений и их осуществления. Интеллектуальная свобода необходима для ответственного мышления и поведения человека, она является условием того, что люди будут вести как «отвечающие за себя индивиды, а не в качестве части толпы». «Толпа всегда безответственна. Но многие люди любят находиться в толпе: они слишком напуганы, чтобы делать что-либо другое, и потому сами начинают подвывать, когда воют волки. И тогда жизнь человека идет прахом, загубленная трусостью и страхом» .

5. Культивирование свободного обсуждения принимаемых решений, рационального критицизма. Культура рационального, т.е. надличностного и надгруппового, обсуждения принимаемых политических решений обеспечит выбор наиболее эффективного политического курса.

6. Поощрение и защита обществом формирований свободных сообществ.

7. Существование определенных государственно-правовых институтов, гарантирующих соблюдение всех вышеперечисленных пунктов.

Открытое общество, отмечает Поппер, не осуществимо в полной мере ни в каком государстве, но оно представляет собой идеальную модель, к которой следует стремиться.

Обращаясь к россиянам, Поппер писал о необходимости установления власти закона и специальной подготовки для этого судей.

«Без установления власти закона немыслимо развитие свободного рынка и достижение экономического равенства с Западом. Эта мысль кажется мне основополагающей и в высшей степени актуальной, а поскольку я не заметил, чтобы ее должным образом акцентировали, то подчеркну ее здесь. … Японцы, пытаясь установить свой вариант открытого общества, посылали за границу своих лучших и многообещающих молодых юристов, от которых требовалось не только хорошее знание языков, но и опыт работы в качестве судей и адвокатов. Они должны были провести некоторое время в судах, чтобы усвоить западную традицию судопроизводства» .

Поппер считает, что критическая рациональность должна стать сдерживающим фактором против распространения иррационального духа тоталитаризма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: