Поминки на год после смерти надо делать. Что делать в течение года после похорон

Чуть более года назад у моей близкой подруги Ирины умерла родная сестра. Так получилось, что меня тогда рядом не оказалось. Я могла помочь Ире только советами, да и то издалека. Зато теперь все поминальные мероприятия на годовщину мы организовывали вместе.

Ирина Галю очень любила. Сестры, несмотря на существенную разницу в возрасте, были очень близки. Поэтому подруге очень хотелось все сделать правильно, как следует. Чтобы ни в чем не ошибиться, мы с ней прочитали гору литературы о том, как следует поминать усопшего, чтобы его душе было хорошо в ином мире, а оставшимся близким – легче здесь. Собранная нами информация оказалась разной. Кое-что из прочитанного немного шокировало своим откровенным, извините, мракобесием.

Многое же пришлось очень кстати, благодаря чему Галины годины были проведены в светлой, хорошей обстановке. Ирина даже после мне призналась, что ей самой сильно полегчало на душе. После годовщины она смогла смириться с мыслями о том, что сестра ушла так рано. Эти ее чувства натолкнули меня на мысль еще раз обратиться здесь, в моем блоге, к теме поминок – на этот раз в годовщину смерти .

Как поминают спустя год

Вообще-то, обычай поминать умерших близких в определенные дни сам по себе очень-очень древний. Он идет еще с тех времен, когда люди поклонялись родовым и племенным духам-первопредкам, а всех усопших считали покровителями семьи. Поэтому души своих покойных наши предки провожали в другой мир со всем возможным почтением и на дальнюю дорогу старались их как следует накормить. Для этого на могилах оставляли пищу и питье (в том числе хмельное), а в особые дни после смерти справляли пышные тризны. Погребения в это время превращались в места богатых и веселых пиров в честь ушедших. Люди пили, ели, соревновались в удали, даже пели и плясали. Все это делалось, чтобы мертвые видели, как любят и ценят их живые. Языческие обряды позже стали осуждаться христианской Церковью как богохульные. Спросите любого священника о том, как можно и нужно поминать усопшего, и он вам скажет: делать это следует не за столом, а в храме или с молитвой перед домашними иконами. Но строгого запрета на поминки пищей Церковь все же не накладывает.

А вот дни, когда христиане вспоминают душу ушедшего, в христианской традиции по сравнению с языческой поменялись. Покойного вначале поминают на третий, девятый и сороковой дни после кончины . Эти рубежи символичны:

3-й день символизирует Пресвятую Троицу и воскресение Спасителя через трехдневный срок после смерти . Считается, что именно на 3-ий день душа новопреставленного впервые возносится к Господнему Престолу.

9-ый день положен в честь девяти ангельских чинов. Ангелы просят Господа простить грехи человеческие.

40 дней считаются необходимыми для приготовления души к новой благодати. Именно столько времени длился пост Моисея перед его синайской беседой с Отцом Небесным. 40 дней прошло со дня кончины до момента вознесения Иисуса. И душа любого человека именно на 40-й день снова возносится к Престолу Господнему, чтобы там решилась ее участь согласно земным делам человека.

Годовщина


смерти символизирует годовой литургический круг. Считается, что именно спустя год после кончины душа окончательно возносится на Небеса и соединяется с другими ушедшими в вышних сферах. На земле же годины становятся окончательным прощанием с усопшим для всех его близких. А для самого покойного этот день – новое рождение для вечной жизни . Если, конечно, он был верующим человеком. К проведению поминок на годовщину смерти у нас по обычаю принято подходить со всей серьезностью. Традиционно на них собирается вся семья, многие приезжают издалека. И, хочу отметить, это действительно прежде всего дело семейное. На похороны, сороковины принято приходить без приглашения. А на годины – нет. Зовут только родственников (причем не обязательно всех) и по-настоящему близких друзей. Соседей, знакомых и просто любителей, оповещать об этом не обязательно. Если кто-то придет неожиданно, то семья сама думает, сажать его за поминальный стол или нет.

Нам с Ирой пришлось решать очень щекотливый вопрос о переносе поминок на несколько дней. Годовщина выпала на среду – будни, многие работают, не могут приехать. Пришлось все отложить до ближайшей субботы, в том числе и посещение кладбища, ведь Ирина тоже в среду не могла даже отгула взять. На эту тему мне даже пришлось заранее посоветоваться с батюшкой нашего прихода. Он развеял все наши сомнения: переносить годины можно, а иногда даже нужно. Особенно это касается собственно поминального стола, который и накрывать, с церковной точки зрения, вовсе не обязательно. Поминать ведь, по сути, нужно молитвой, милостыней и добрыми словами. Застолье – скорее, дань язычеству, тем же самым тризнам. Так что вопрос, когда все соберутся за общей трапезой, вообще не принципиальный.

А вот моления за упокой души можно организовать заранее так, что они придутся как раз на нужный день. При этом не то чтобы нельзя, но очень нежелательно поминать усопших в Пасху и на Страстной неделе, все это лучше перенести на Радуницу. Если годовщина выпадает на Сочельник, службу обычно заказывают восьмого января. В прочие дни ничто не помешает кому-то из близких заранее позаботиться о заупокойном молебне.

В храм для заказа поминовения

на Литур
гии лучше прийти заранее – когда-нибудь накануне или утром в день самой годовщины, чтобы успеть все сделать к вечерней службе. Мы с Ирой не только заказали обедню, но и свечки за Галю поставили и помолились сами за упокой ее души. А еще раньше, примерно дней за десять, позаботились о Сорокоусте.
Кстати, домашняя молитва – тоже сильная вещь. Если кто-то не может пойти в церковь, то неплохо и дома зажечь свечку или лампадку и обратиться к Господу с молитвами об усопших. Таких священных текстов очень много, они обязательно включаются в Молитвословы, так что подобрать нужные нетрудно. Мне, например, нравятся вот эти две молитвы – одна о конкретном человеке, другая обо всех, кто умер. Я их обычно друг за другом читаю (правда, по бумажке).

  • Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (полное христианское имя) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (полное христианское имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

  • Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Тот, кто знает, как это делается, может провести литию (это краткий чин панихиды) – дома или на могиле. Эта часть православной службы может быть совершена и мирянином, не только священником.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Для Русской Православной Церкви обряды погребения и поминовения умершего очень важны. Христиане верят, что после смерти душа человека расстается с телом, но не умирает, а отправляется в Царствие Божие. Поэтому Православная Церковь указывает на большую значимость помин. Таким образом люди отдают дань усопшему - брату, другу, мужу, папе, матери, молятся об упокоении его души, о прощении грехов.

Когда поминают усопших

После смерти человека его останки предаются земле. Там тело покоится до тех пор, пока не настанет всеобщее воскресение - второе пришествие Иисуса Христа, который свершит суд над человечеством. Но и после похорон церковь не прекратит заботиться о душе умершего. Она молится за упокоение души и приносит Бескровную Жертву.

Русские традиции включают особые поминальные дни - третий, девятый и сороковой. Их считать положено со дня кончины человека - день смерти будет первым. Поминание в эти дни выступает древним церковным обычаем.

В первые два дня человеческая душа остается на земле. В этот период времени с Ангелом она проходит по тем местам, которые манят ее к земным воспоминаниям: радости, горя, добрых или злых дел.

Всё это время грешная душа, которая не может отвыкнуть от тела, скитается возле своей земной обители. Она, словно птица, ищет себе гнездо. Если душа добродетельная, она видит те места, где происходили хорошие дела, что приносит покой. На третий день она возносится в Царствие Божие и поклоняется Господу.

9 дней

На девятый день душа вместе с Ангелом достигает райских ворот и наслаждается несказанной красотой окружающего мира. В этом состоянии она остается 6 дней. За данный период душа забывает о скорби, которую она испытывала в теле и 2 дня после его оставления.

Если она грешна, то скорбь не исчезнет. Душа укоряет себя, что, будучи в человеческом обличии, провела жизнь неправильно и не служила Господу. На 9 день Бог снова позовёт её на преклонение. Перед Всевышним она испытывает страх и трепет.

После этого Ангелы показывают душе ад. Там она созерцает муки и страдания грешников.

40 дней

На сороковой день душа снова отправляется на преклонение Богу. На данном этапе решается её участь, в зависимости от дел, вершившихся на земле.

Поэтому важно в эти дни проводить поминки и беспрерывно читать молитвы, чтобы навсегда упокоить душу новопреставленного.

Годовщина

Церковь совершает молитвы в годину смерти (годовщина, 1 год со дня кончины). Священники утверждают, что достаточно отметить эту дату сердечным поминовением. Это означает, что совершать посиделки с родственниками необязательно.

Церковью установлены еще дни, в какие поминают усопшего человека - родительские субботы, вселенские панихиды:

  • Мясопустная Суббота. В этот день поминают всех членов семьи, особенно, если они умерли внезапно.
  • Троицкая Суббота . Молятся о прощении грехов живых и усопших. Святой Василий Великий акцентирует, что Господь принимает молитвы и об умерших, находящихся в аду.
  • 2, 3, 4 субботы святой Четыредесятницы - дни Великого поста. Церковь призывает быть тесными в любви с живыми и умершими.
  • Радоница . Молиться за усопшего родственника следует во вторник по прошествии Фоминой недели. В этот день родные усопшего приходят к нему на могилу, чтобы рассказать о Воскрешении Иисуса Христа.

Ходить на кладбище разрешается Церковью в первый день Пасхи. В остальные дни это светлого праздника поминки не проводят.

О том, делают или нет поминки на полгода со дня смерти, стоит сказать, что необязательно, однако во многих семьях это практикуется. С утра читается 17 кафизма перед иконой, зажженной свечой и фотографией усопшего. Затем нужно сходить в храм, заказать Бескровную Жертву, поминание на проскомидии, положить пожертвование. Далее отстоять панихиду, поставить свечку за упокой и приобрести ещё одну.

Затем отправляются на могилку усопшего, зажигают купленную в церкви свечу и читают молитву об упокоении души умершего. По желанию, организовывают поминальный стол.

Что касается 20 дней со дня смерти, то специально поминки в это время не устраивают, хотя предки считали по-другому. Оказывается, люди на 20 день отправлялись на кладбище на могилку умершего, чтобы позвать его на собрание. Совершался обряд до заката. Покойник приглашался за общий стол специальными молитвами и заговорами.

Накануне готовились различные блюда: пироги, кисель. Родственники умершего за стол не садились. Еда готовилась только для усопшего. В процессе приготовления пелись молитвы, произносились поминальные стихи. Затем вечером покойника провожали из дома, читая молитвы и говоря прощальные слова.

Можно ли отмечать раньше или позже

Часто дата поминок выпадает на религиозный или другой праздник, на будний день, когда подготовка является практически невозможной (работа, неотложные дела и так далее). Отсюда возникает вопрос о том, можно ли переносить дату поминок, делать их заранее или позже.

Священники считают, что устраивать поминальную трапезу именно в годовщину смерти нельзя, если это:

  • неделя Пасхи;
  • Страстная неделя;
  • сочельник - 7 января, дату поминок лучше перенести на день позже - на 8 января, это выступает хорошим знаком.

Переносить поминовение по собственной инициативе нельзя. Для этого существуют специально отведенные дни. А вот сходить в храм и помолиться за усопшего в церкви, поставить свечу за упокой можно в любой день.

Если траурная дата выпадает на воскресенье или понедельник, это не выступает преградой для поминок. Церковь говорит, что можно молиться об усопших в любой день недели, лишь бы он не выпадал на большие христианские праздники.

А вот на вопрос о том, как отмечается день рождения умершего, присутствует другое мнение. Считается, что поминая душу человека в день его земного рождения, родные притягивают ее обратно в прежнее существование, не давая приобрести покой. Поэтому этот день не отмечают. Вспоминать усопшего следует только в ту дату, когда его душа отошла в мир иной, то есть в третий день его рождения.

Подготовка к године смерти

Подготовка к годовщине очень важна. Приглашать нужно только тех людей, которых приснопоминаемый точно желал видеть за столом.

Не стоит делать акцент на украшении помещения. Достаточно порядка, тишины и фотографии усопшего на видном месте, перетянутой чёрной лентой. Рядом зажигаются свечи и расставляются иконы.

Родственникам умершего следует запастись сладостями. Угощать нужно всех, кого хорошо знал усопший. При передаче просят помянуть умершего добрым словом и пожелать ему Царствия Божьего.

В годовщину смерти раздают вещи усопшего нищим и нуждающимся людям.

Как правильно одеться

Одежда имеет немаловажное значение. Женщинам нужно не забыть прихватить с собой платок на голову. Стиль в одежде также важен. Никаких ярких тонов - только чёрные, серые и коричневые цвета. Никаких шорт, юбок выше колен, глубоких декольте, платьев с открытыми плечами также быть не должно. В одежде и обуви приветствуются строгость, закрытость.

Молитва

На годовщину смерти говорят слова кафизмы № 17, что читается только в дни поминовения усопших. Называется она «поминальной». Особенно важно произносить кафизму в третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. Состоит она из тропаря и 118 псалма.

Чтение не доверяют другому человеку за отдельную плату или иное вознаграждение. Молитва будет сильнее, мощнее, чище и искреннее, если произносит её родной и близкий человек - это равносильно тому, что сам умерший просит помилования у Господа.

Кафизма № 17 отображает блаженство праведных христиан, которые старались жить по законам Божьим. В псалме № 118 говорится, что жизнь на земле - это путешествие, странствие, которые совершаются человеком для достижения Отечества и вечного местопребывания.

Скорее, в последних словах речь идет не о земной жизни, а загробной. Поэтому из этой фразы можно сделать вывод: существование человека на земле - это некая подготовка к загробной жизни рядом с Господом, к которой приводит только праведный путь, соблюдение заповедей Божьих. И если им следовать безукоснительно, то душа после расставания с телом никогда не заблудится и достигнет рая.

Молиться родные усопшего должны ежедневно 40 дней после смерти и за 40 дней до годовщины. Читается только Псалтырь об усопших.

Сколько по времени произносить молитвенные слова решает сам человек. Если времени не хватает, можно обойтись одной кафизмой в день.

Что заказывают в церкви

Поминать умершего человека в церкви следует как можно чаще и необязательно только в установленные дни. Среди служб, какие нужно отстоять, выделяют мольбу об упокоении усопших, которую в храме совершают на Божественной литургии. Для этого приносится Бескровная жертва Иисусу Христу.

Чтобы совершить обряд, следует заблаговременно (рано утром до начала литургии, либо накануне вечером) подать в церковь записку с именем усопшего - вписывать туда можно только крещеного в Православной Церкви.

На проскомидии (первая часть литургии, подготовка к евхаристии) от хлебов (просфоров) отламываются кусочки. Затем они окунаются в чашу с красным вином: омываются Кровью Сына Божьего. Обряд обладает мощной силой и это максимум, что родные могут совершить для усопшего человека.

Когда заказывают Бескровную Жертву, вверху записки должен находиться православный крест с восемью концами. Далее указывается, для каких целей проводится обряд («об упокоении»). Имя усопшего пишется крупными буквами, разборчиво и обязательно в родительном падеже (если это ребёнок, то рядом указывается слово «младенец»). Имена указываются только в церковной интерпретации: Артём - Артемий, Люба - Любовь, Алексей - Алексий и так далее. При подаче записки родные вносят пожертвование на нужды храма.

Молитва об усопших будет действеннее, если читающие ее слова сами причастятся и исповедаются.

После окончания литургии нужно отслужить панихиду. Совершается она перед кануном - столиком, на котором изображено распятие и расположен ряд подсвечников.

Очень важно после того, как близкий умер и в годовщину смерти заказать в церкви сорокоуст. Это беспрерывное поминовение в течение сорока дней после литургии. По окончании его можно заказать вновь. Есть и продолжительные сроки поминания - 6 месяцев, 1 год, 3 года, 5, 10 лет, а также вечное поминовение (пока стоит храм). Заказывать сорокоусты можно в нескольких Православных Храмах.

Посещение кладбища

В первую половину дня нужно сходить на кладбище. Лучше это делать после посещения храма. На могилу можно пригласить священника. Он совершит чин литии и зачитает акафист. Проведённый обряд - важная часть поминания, при котором усопшему прощаются все грехи.

Родственники, пришедшие на могилу, должны произносить добрые слова, мысленно извиняться за плохие поступки и дела.

Обязательно приносят живые цветы. Никакой еды, спиртных напитков, крошек, сигарет. Это признак язычества. Лучше принести свечи, лампады. Православной церковью запрещается кушать на могилке и употреблять алкогольные напитки. Это тоже языческий обряд.

В годовщину смерти убраться на могилке усопшего, посадить деревья - берёзу, тую, хвою или калину.

Поминальный обед

Как поминать усопшего за столом решают родственники. Приготовить нужно больше блюд, чем на заявленное количество гостей. Это важно, если на поминки придет незваный коллега или забытый родственниками старый друг усопшего.

Что касается поминального стола, то этот момент также очень важен. В некоторых семьях поминки превращаются в лишний повод встретиться с родственниками, обсудить насущные проблемы, поесть и так далее. Однако христиане за столом молятся об упокоении усопшего и только.

Перед принятием пищи проводят литию - краткую панихиду. Если на это нет времени, следует хотя бы прочесть псалом № 90 и «Отче наш».

Первое и основное блюдо на поминках - кутья (оно является и обязательным). Зерна, присутствующие в этом блюде, символизируют воскресение души, а мёд и изюм - наслаждение праведников в загробном мире.

Кутья должна обязательно освятиться особым чином. Если такая возможность отсутствует, окропить блюдо священной водой.

Нельзя ставить на стол спиртные напитки, в том числе вино. Последнее олицетворяет земную радость, поэтому на поминках его пить не разрешается. Не должно являться исключением даже пристрастие умершего к алкоголю.

Не нужно готовить слишком пестрые блюда. Это указывает на желание хозяйки выделиться, продемонстрировать кулинарные качества. А поминки - это постоянные мысли и воспоминания об усопшем, добрых делах, поступках родного человека. Поэтому лучше, помимо кутьи, приготовить:

  • блины;
  • пироги;
  • кисель;
  • борщ;
  • лапшу;
  • соленья;
  • мясную нарезку.

В некоторых семьях приветствуется обычай, когда на стол ставится кусок чёрного хлеба поверх стакана, наполненного водкой. Ничего общего с православием этот обряд не имеет.

Поминки проводятся в первой половине дня.

Почему нельзя вспоминать умерших на ночь, обусловлено тем, что думая о них перед сном, человек притягивает их душу обратно на землю. Кроме того, покойный может появиться во сне, что станет причиной кошмаров.

Слова в память об умершем человеке

Речь в память об умершем человеке произносится за поминальным столом и наедине с родственниками. Разрешается вручить пожелание семье усопшего, написанное в открытке.

Вариант 1

Речь может быть такой: «Соболезную вам и вашей семье от чистого сердца. Ваша мама (отец, брат и т. д.) была хорошим человеком. Нам будет её не хватать. От души желаю вам найти мир и утешение. Мы будем молиться за вас и вашу семью».

Вариант 2

В прозе: «Друзья, сегодня мы собрались, чтобы почтить память дорогого нам человека. Было время, когда мы вместе с усопшим сидели за одним столом, радовались, обсуждали последние новости. Сегодня мы скорбим совместно с вами и провожаем его в последний путь. Мы навсегда сохраним память о нашем друге в сердцах. Давайте помянем его добрым словом».

Вариант 3

«Дорогие (имена), мы глубоко сожалеем о смерти вашего дедушки. Он был замечательным человеком, примером для подражания, помощником в тяжелых делах. Это самый чистый, добродушный и открытый человек из тех, кого мы когда-либо знали. Мы скорбим вместе с вами. Желаем, чтобы вы быстрее оправились после потери. Если вам нужна помощь, мы всегда готовы оказать поддержку».

Вариант 4

Поминальные слова в стихах.

Когда родители от нас уходят,

То меркнет свет в окне,

Пустеет отчий дом

И, может, чаще снится мне.

Вариант 5

Мы знаем, тебя невозможно вернуть,

Твоим делам - вечная память,

И только душа твоя чистая с нами,

И ты озаряешь наш жизненный путь.

Вариант 6

Спасибо, родной, что ты жил на этом свете,

Спасибо, что сердцем ты меня любил,

Спасибо за годы, что мы были вместе,

Хочу, чтобы меня ты не забыл.

Родственники могут заказать некролог в газету - сообщение о смерти человека с краткой биографией и эпитафии на памятник.

Как подавать милостыню

Как говорил Товит при наставлении сына: «Подавай для упокоения души праведников, а не грешников». Но христианская любовь безгранична и уничтожает установленные праведником рамки. Церковь советует давать милостыню даже за тех, кто покончил жизнь самоубийством. И чем тяжелее грехи усопшего, тем больше подаяний совершают родственники.

Полезно, если в день годовщины смерти давать милостыню нищим с просьбой помолиться об умершем человеке. Обычно несут одежду, пищу, сладости. Исключение - мясо, алкогольные напитки (помимо красного церковного вина).

Есть и другой вид милостыни - духовная. Сейчас про неё мало кто вспоминает. Это доброе слово, совет, напутствие, сострадание, соболезнование. Если материальную помощь оказать невозможно, можно просто помолиться за человека. Это духовная милостыня. При этом необязательно в молитве произносить конкретную просьбу, Бог знает, кто в чём нуждается. Нужно попросить смилостивиться и отпустить грехи нуждающемуся.

После смерти человека поминают на 3, 9 и 40 день и последняя дата считается самой важной, поскольку душа попадает на Суд и решается ее дальнейшее предназначение. С этим днем связано много традиций, которые люди соблюдают, чтобы помочь умершему человеку в этот ответственный день.

Что значит 40 дней после смерти?

Сороковой день поминовения умершего человека считается некой гранью, которая разделяет земную и вечную жизнь. С религиозной точки зрения он является более трагичной датой в сравнении с физической кончиной. 40 дней после похорон – дата, которая напоминает людям, что душа после окончания земной жизни отправляется к своему Отцу Небесному. Поминки можно считать неким актом милосердия.

Где находится душа умершего до 40 дней?

Многие люди отмечают, что первое время чувствуют присутствие умершего человека, которое проявляется запахом, вздохами, шагами и так далее. Обусловлено это тем, что на протяжении сорока дней дух не покидает места, где он обитал.

  1. Три первых дня душа свободна и она помнит всю свою земную жизнь. Считается, что это время она находится в местах, которые являются близкими. На третьи сутки после смерти нужно провести панихиду.
  2. После этого предстоит встреча с Богом, святыми и посещение рая. С этого момента начинаются первые терзания и страхи, что из-за совершенных ошибок вход в рай может быть закрыт. Все это длится на протяжении шести дней, поэтому на девятые сутки проводят панихиду и поминки.
  3. На следующем этапе начинаются мытарства, которые представляют собой испытания и препятствия. Душа на получит решение, где она сможет провести вечную жизнь в Раю или Аду. Во время этого периода происходит сравнение положительных и отрицательных поступков.
  4. Выясняя, что происходит на 40 день, стоит сказать о наступлении самого важного этапа – Страшный Суд, где душа уже не может ни на что повлиять и учитывается только прожитая жизнь усопшего.

Как молиться за умершего до 40 дней?

Поминание умерших людей – долг каждого верующего человека. Согласно мнению церкви, молиться на протяжении первых сорока дней после кончины нужно особенно усердно. Молитва на 40 дней для проводов души может произноситься в церкви или дома. Если человек выбирает второй вариант, то рекомендуется женщинам повязать на голове платок и зажечь свечи перед образом Господа. Выясняя правила 40 дней после смерти и как поминать, стоит отметить, что молитва в этот период помогает обрести веру в душе и легче справиться с потерей близкого человека.

«Сыне Божий, Господи Иисусе Христе. Скорбь мою сердечную утоли по усопшему рабу (имя умершего). С потерей тяжкой мне справиться помоги, да горе выдержать сил придай. И прими в сороковой скорби день душу покойного (имя умершего) в Царствие Небесное. И будет так ныне, присно, во веки веков. Аминь».

Можно ли 40 дней поминать раньше?

Жизнь является непредсказуемой, и часто нет возможности провести запланированное. Священнослужители говорят о том, что если не получается помянуть умершего на 40 день, то не является трагедией или грехом, поскольку можно сделать это заранее или даже позже. Запрещено переносить поминовение на литургии, панихиде и кладбище. Еще многих интересует, как считать 40 дней со дня смерти, так, первые сутки – непосредственно день смерти, даже, если кончина произошла поздним вечером до полуночи.

Что готовят на 40 дней после смерти?

В этот день обязательно устраивают поминальный обед, цель которого – вспомнить умершего и помолиться за его упокой. Важно помнить, что пища не является главной, поэтому не нужно стараться приготовить шикарное меню с большим количеством деликатесов. Поминальный обед на 40 дней, меню которого должно учитывать правила христианства, подразумевает соблюдение нескольких важных принципов:

  1. На столе должна быть кутья, которая готовится из пшена или риса, и блины без наполнителя. У каждого этого блюда есть свое важное сакральное значение, которое помогает оценить бренность бытия.
  2. Для тех, кому интересна тема – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо знать о старинной традиции печь пироги с разными начинками.
  3. Если сороковины не выпали на пост, то мясные блюда не находятся под запретом, так, можно подать на стол котлеты, голубцы, гуляш к гарниру и так далее.
  4. Разрешены разные , причем это могут быть первые и вторые блюда.
  5. На стол можно поставить салаты, которые включают в рецепт постные ингредиенты.
  6. Разбираясь в традициях 40 дней после смерти и как поминать усопшего, стоит упомянуть, что во многих семьях принято соблюдать традицию, готовить на поминальный обед любимое блюдо покойного.
  7. Что касается десертов, то лучше всего сделать ватрушки, пирожки, печенье, а еще разрешены конфеты.

Что несут на кладбище на 40 дней?

Согласно традициям в дни поминовения люди ходят на кладбище, чтобы проститься с близким человеком. На могилу с собой необходимо взять цветы, которых должно быть парное количество, и свечу. Этими предметами живые могут выразить свое уважение усопшему. Нельзя громко разговаривать на могиле, устраивать перекусы и тем более пить алкоголь. Еще один важный момент, касающийся того, что приносят на кладбище на 40 дней, - в качестве угощения для усопшего можно взять из дома тарелочку кутьи и оставить ее у могилы.

Что раздают на 40 дней?

Существует много традиций, связанных с поминальными днями. На сороковой день принято раздавать разные угощения людям, чтобы те помянули усопшего. В большинстве случаев дают печенье, конфеты и выпечку. Обычаи на 40 дней после смерти гласят, что на протяжении первых сорока дней после кончины, необходимо раздать человека нуждающимся людям, прося помолиться на его душу. Эта традиция не описана в Библии и является личным решением каждого.

Панихида на 40 дней – когда заказывать?

На сороковой день поминовения усопшего необходимо обязательно сходить в храм, где можно помолиться и заказать панихиду и сорокоуст.

  1. Главной считается молитва, которую произносят на литургии. Во время этого обязательно приносится бескровная жертва Господу.
  2. Проводы души на 40 день включают обязательно панихиду и этот обряд служат перед специальным столиком, который называется кануном. На нем оставляют дары на нужды храма и в память умершим. Если панихида в выпавший день не положена, то проводят литию об усопшем.
  3. Разбираясь в теме – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо сказать о том, что важно заказать сорокоуст, который проводят со дня кончины и до 40 дня. Когда отведенный срок закончится, сорокоуст можно повторить еще один раз. Можно заказать более продолжительные сроки поминовения.

40 дней после смерти – традиции и ритуалы

На Руси сформировалось огромное количество обычаев, многие их которых дошли и до наших дней. Существуют разные приметы, что нельзя делать до 40 дней, но при этом стоит заметить, что многие из них являются выдумкой и церковь их не подтверждает. Среди известных традиций можно выделить следующие:

  1. С древних времен на протяжении 40 дней не рекомендуется тщательно следить за своей одеждой и стричь волосы, поскольку это считается проявлением неуважения к памяти умершего.
  2. Стол на поминальный обед сервируют традиционно, но только не используют острые столовые приборы, то есть ножи и вилки. Ложки принято класть тыльной стороной вверх.
  3. Крошки, оставленные на столе, нельзя сметать со стола и выбрасывать, их собирают и относят на могилу. Так живые сообщают покойнику, что проходили поминки.
  4. Многих интересует тема – что приносят на поминки 40 дней, так вот нет правил, указывающих на подобные обязательства, но при этом не запрещается взять с собой какую-то еду собственного приготовления, например, пирожки или блины.
  5. На ночь принято закрывать крепко окна и двери, и нельзя плакать, поскольку это может притянуть душу покойника.
  6. Многие люди на столе или тумбочке оставляют рюмку, наполненную водкой и прикрытой хлебом. Если жидкость убывает, значит, душа ее пьет. Многие оставляют водку на могиле, но к православным обычаям этого никакого отношения не имеет.

Почему нельзя грызть семечки до 40 дней?

За многие годы сформировались разные обычаи, связанные с поминовением умерших людей и некоторые из них многим покажутся странными. Например, есть запрет, касающийся того, что нельзя грызть семечки до 40 дней, поскольку так можно заплевать душу умершего человека. Существует еще одно объяснение этой приметы, согласно которому, у тех, кто нарушит этот запрет, будут долгое время болеть зубы. Третий вариант толкования суеверия касается того, что щелкая семечки можно привлечь к себе злых духов и чертей.

Почему на 40 дней раздают ложки?

С древних времен существует обычай раздавать ложки из дерева, которыми люди ели на поминальном обеде. В современном мире такие столовые приборы не используются, поэтому раздают обычные ложки. Примета объясняется тем, что когда человек использует такой прибор, то он невольно вспоминает усопшего. Есть еще одно странное суеверие, согласно которому используемая на 40 дней посуда не должна раздаваться. Считается, что она является участницей ритуала прощания и если человек заберет ее домой, то навлечет на себе беду и даже смерть.


Приметы на 40 дней после смерти

Есть много разных суеверий, связанных с этой датой со дня кончины, и среди них выделим самые известные:

  1. В этот период запрещено убираться в доме и выключать свет (можно оставлять ночник или свечу).
  2. Не разрешается спать в течение отведенного срока на месте умершего.
  3. С момента смерти и до 40 дней необходимо закрыть в доме все отражающие поверхности: зеркала, телевизоры и так далее. Считается, что в них может отразиться покойник и забрать с собой живого человека.
  4. Проводя поминки на 40 дней после смерти, необходимо за столом выделить место для умершего человека, поставив для него тарелку и стакан, положив сверху кусочек хлеба.
  5. Вдова должна в течение указанного времени носить на голове , если это не выполнить, то можно накликать на себя порчу.
  6. Ежедневно на подоконник необходимо ставить стакан с водой и полотенце. Это важно для того, чтобы душа могла умыться.

Согласно православным традициям, душа умершего человека сорок дней скитается по земле, прощаясь со своими родными и близкими. Сороковой день – очень важный для души, именно тогда она предстает перед лицом Божьим и отвечает за все свои жизненные поступки. В этот день сама душа уже не в силах что-либо изменить, но это подвластно родственникам и друзьям усопшего. Наши предки свято чтили церковные традиции, это же прививали и нам. Но сегодняшний ритм жизни ставит нас порой перед сложным выбором. Никто не в силах остановить время или заставить бежать его быстрее, не всегда поминки совпадают с нашими выходными, и актуальным для многих остается вопрос: можно ли сорок дней поминать раньше?

Дань традициям

День смерти считается первым, когда душа начинает блуждать между мирами. Скитания заканчиваются на сороковой – решением о дальнейшей судьбе души. Важность этого момента невозможно переоценить. Самое главное, что мы можем сделать, – молиться о человеке, вспоминать все его положительны качества. Своими молитвами и воспоминаниями мы просим высшие силы вынести положительный вердикт и быть милосердными.

Поминать усопшего следует на протяжении всех сорока дней, поэтому на вопрос, можно ли поминать человека раньше, ответ может быть только «да». Однако именно в 40-й день необходимо посетить церковь и заказать поминальную молитву. Постарайтесь как можно чаще вспоминать ушедшего добрыми словами.

Если у вас нет возможности организовать поминальный обед на 40-й день, не расстраивайтесь. Сама по себе поминальная трапеза не имеет никакого значения для умершего. Важен не обильный стол и всевозможные яства, а важно ваше внимание, молитвы и воспоминания. Подайте в церкви записку на литургию, на 40-й день посетите службу, по окончании которой закажите панихиду.

Молитвенное поминовение

Традиция собирать близких людей за поминальным столом существует на протяжении многих лет, церковные служители же отмечают, что в особо важные дни после смерти человека огромную роль играют именно молитвенные поминовения, а не поминальные обеды. В древние времена было принято делиться едой с бедными и нищими, присутствовать на службе и заказывать поминальную молитву во имя спасения души усопшего.

Следует отметить, что поминальные дни нередко приходятся на большие церковные праздники. Священнослужители призывают провести время не за столом с друзьями и близкими, а в церкви – в молитве за душу и во имя всех святых.

Очень важно не просто заказать молитву об упокоении души, но и присутствовать в это время в храме, обращаясь к Господу вместе со всеми. Именно молитвенное поминание не следует переносить на сутки раньше или позже, оно должно быть проведено в важные для души дни – 3, 9 и 40-й после смерти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: