Первичная воинская должность. Как выбрать подходящую специальность

Под условиями приема понимаются правила, установленные для проведения отбора кандидата (кандидата-) для прохождения военной службы по контракту и ее приема в воинских частях.

Порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту определен статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237. Данный порядок в равной степени распространяется на граждан, как мужского пола, так и женского пола, но с некоторыми особенностями, на которые будет указано ниже.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.
Воинские должности, которые могут замещаться , определяются Министром обороны Российской Федерации.

Справочно: Пунктом 76 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» определено, что военнослужащие женского пола могут назначаться только на воинские должности, подлежащие замещению .

Перечень воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола, приведен в приказе Министра обороны РФ 2009 г.

Женщина, изъявившая желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по месту жительства или в воинскую часть.

Отбор граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, осуществляется отделом военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, а определение соответствия отобранных граждан установленным требованиям осуществляется комиссией отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, назначаемой приказом начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию.

В отделе военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (воинской части) заявление регистрируется и с этого момента гражданка, подавшая заявление, становится кандидатом для прохождения военной службы по контракту и с ней проводятся мероприятия по установлению ее соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту на воинские должности рядового и сержантского состава.
В заявлении указываются:
- фамилия, имя и отчество, число, месяц и год рождения;
- место жительства;
- срок, на который предполагается заключение контракта.

Справочно: В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы заключается на три года.

Пунктом 5 данной статьи определено, что новый контракт может заключаться на срок три года, пять лет, десять лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания.
Вместе с заявлением гражданка предъявляет документ, удостоверяющий ее личность и гражданство, и представляет:
- заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

Справочно: Форма анкеты определена Руководством по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 13), утвержденное приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30.
- автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;
- заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;
- заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;
- дополнительные документы.

Справочно: В соответствии со статьей 31 приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30 определены дополнительные документы, представляемые гражданином в военный комиссариат при поступлении на военную службу по контракту, к которым относятся:
- фотографии размером 3х4 см - 1 шт. (только гражданам женского пола);
- фотографию размером 9х12 см (анфас). На ее обороте чернилами указывается фамилия, имя, отчество и дата фотографирования. Фотография заверяется военным комиссаром и гербовой печатью военного комиссариата;
- копию свидетельства о рождении;
- служебную характеристику с последнего места работы (учебы);
- выписку из домовой книги.

В отделе военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления.

Пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, заявление может быть возвращено начальником отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (командиром воинской части) по следующим основаниям:
- при несоответствии на день заключения контракта ее возраста требованиям Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт;

Справочно: В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

При вынесении в отношении нее обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении нее дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;
- при наличии у нее неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
- если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы.

Начальник отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию рассматривает принятое заявление и дает указания:
о проведении медицинского освидетельствования;
о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
о рассмотрении ее кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200).

При отказе от обследования военно-врачебная комиссия выносит заключение: «Не годен к поступлению на военную службу по контракту».

По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно негоден к военной службе;
Д - негоден к военной службе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 50.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Справочно: В соответствии со статьей 8 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ социально - психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно - психическую устойчивость.

Социально - психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально - психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:
а) рекомендуется в первую очередь - первая категория;
б) рекомендуется - вторая категория;
в) рекомендуется условно - третья категория;
г) не рекомендуется - четвертая категория.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту не может быть принята гражданка, отнесенная по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

Кандидат должен также соответствовать требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.

Проверка соответствия уровня образования и профессиональной подготовки кандидата данным требованиям осуществляется с учетом требований Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Справочника должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, разработанный 178 Научно-практическим центром Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2008 году.

Справочно: Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «Об образовании» устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование – бакалавриат и подготовка специалиста или магистратура;
6) послевузовское профессиональное образование.

Пунктом 6 указанной статьи определено, что лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

В Справочнике должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, содержится информация о некоторых воинских должностях Вооруженных Сил РФ, на которых могут проходить военную службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины с указанием, какое необходимо иметь образование для овладения специальностью.

В соответствии со статьями 9 и 260 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200, физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения минимальных требований трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению № 17 к указанному Наставлению.

Граждане вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (выносливость, сила и быстрота).

В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений требования к поступающим на военную службу по контракту считаются невыполненными.

Справочно:
Упражнения Минимальные требования для категорий военнослужащих (женщин)

Упражнения

Минимальные требования для категорий военнослужащих (женщин)

до 25 лет

старше 25 лет

Сила

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Наклоны туловища вперед

Быстрота

Бег на 60 м

Бег на 100 м

Челночный бег 10 x 10 м

Выносливость

Бег на 1 км

Результаты проверки уровня физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту, заносятся в карточку учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности и хранятся до истечения срока военной службы.

При необходимости кандидат проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним контракта являются:
- отсутствие в Вооруженных Силах РФ вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
- решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
- решение комиссии отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Кроме того, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Так же контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

Кандидат, признанный комиссией отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, направляется в воинскую часть для заключения контракта.

Гражданка, обратившаяся с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения ее кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию по месту жительства.
На такого кандидата оформляется запрос на имя начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, который подписывается командиром воинской части, с указанием всех необходимых данных.

По согласованию с отделом военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию воинские части могут самостоятельно проводить мероприятия по отбору граждан на военную службу по контракту.

Кандидатура гражданки, прибывшей для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.

При необходимости по решению командира воинской части кандидат может быть направлен для прохождения медицинского освидетельствования, проведения с ней мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки уровня ее образования, профессиональной и физической подготовки и рассмотрения ее кандидатуры аттестационной комиссией воинской части в целях решения вопроса о заключении с ней контракта.

Требования к кандидату в этом случае точно такие же, что указаны выше.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.
Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

  • нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;
  • нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;
  • нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу
В Вооруженных Силах Российской Федерации Перечень должностей, замещаемых военнослужащими женского пола, введен в действие Приказом министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 1994 г.;
Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено прохождение военной службы военнослужащими женского пола, утвержден Приказом министра обороны Российской Федерации от 16 октября 1998 г. N 461.
К сожалению, этих документов я не нашел .
Для Украины есть приказ Министра обороны Украины 2014 года № 337 «Об утверждении временного перечня вус и штатных должностей рядового, сержантского и старшинского состава и военнослужащих-женщин и тарифного перечня должностей вышеуказанных военнослужащих». Указаны вусы, на которых можно держать военнослужащих-женщин Для России, Беларуси и Казахстана, наверное, отличий нет. Скачать или открыть. Документ на украинском языке!
Военнослужащие из состава прапорщиков (мичманов) могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению младшими офицерами . Указанное назначение на воинские должности осуществляется при невозможности назначения военнослужащих соответствующего состава с учетом уровня профессиональной подготовки, психологических качеств и при условии, что у прапорщиков (мичманов) не будет в подчинении военнослужащих из состава офицеров.
Военнослужащие из состава солдат, матросов, сержантов и старшин могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению прапорщиками (мичманами). Указанное назначение осуществляется не менее чем через шесть месяцев военной службы при невозможности назначения на воинские должности военнослужащих соответствующего состава с учетом уровня профессиональной подготовки, психологических качеств и при условии, что у солдат, матросов, сержантов и старшин не будет в подчинении военнослужащих старше их по воинскому званию .

При таких назначениях на воинские должности от военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, требуется согласие на то, что в случае назначения на эти воинские должности военнослужащих соответствующего состава или военнослужащих с соответствующим уровнем образования, дающим право на присвоение им воинских званий лейтенанта, младшего лейтенанта, прапорщика (мичмана), они согласны с назначением на низшие воинские должности, но не ниже тех, которые они занимают. При данном согласии у этих военнослужащих при назначении их на воинские должности делается соответствующая запись в п. 2 обоих экземпляров контракта о прохождении военной службы. При отказе военнослужащих от назначения на высшие воинские должности в данном порядке они на них не назначаются.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании)
Получается, что нет внештатных должностей. Зато есть внештатные обязанности!
Вы командиру ничего не докажете. А если будут доказывать вам ваши подчиненные – объясните им, что они просто должны глубже знать ту обязанность, которую на них возложили.
Допускается временное возложение на военнослужащего исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.
То есть оклад платится по старой должности.
А про совмещение обязанностей не говорится. Иными словами, оперируя терминами, всегда можно доказать, что работа на двух креслах вполне законна!

Возложение временного исполнения обязанностей на военнослужащего возможно только с освобождением его от исполнения обязанностей по основной должности.
Но это знать подчиненным ни к чему. Все равно правда будет на стороне командира!
Не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же воинской должности, установив непрерывные сроки временного исполнения обязанностей по воинской должности, допускает возможность последующего возложения указанных обязанностей после перерыва, т.е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении их снова.

1. Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 75-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность.

(см. текст в предыдущей

2. Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

3. Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4. Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

нахождения в распоряжении командира (начальника) — не более трех месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу.

Федеральными и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Развернуть

Приказ Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. N 20
«Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, 3030, 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27 (ч.

Условия контрактной службы для девушек

I), ст. 2700; N 46 (ч. I), ст. 4437) приказываю:

1. Утвердить Перечень воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом (приложение к настоящему приказу).

2. Разрешить в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации комплектовать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск вакантные воинские должности, подлежащие замещению старшими и младшими офицерами, гражданским персоналом в пределах выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы в соответствии с приложением к настоящему приказу.

Должности, указанные в приложении к настоящему приказу, комплектовать гражданским персоналом при отсутствии в его подчинении военнослужащих.

Не допускать гражданский персонал к исполнению обязанностей по должностям, указанным в приложении к настоящему приказу, в порядке совмещения.

Министр обороны Российской Федерации

Регистрационный N 5544

Служба по контракту для девушек имеет свои преимущества!

Служба по контракту для девушек стала доступна. С каждым годом количество желающих увеличивается. О том, какие привилегии дает военная служба для девушек, рассказывается в данной статье.

Помимо всех гарантий, которыми обладают военные, женщина, несущая службу, имеет право на ряд компенсаций, которые положены по законам Российской Федерации и нормативным актам.

Женщины должны пройти те же процедуры, что и мужчины, при поступлении на службу. Именно военные комиссары производят отбор женщин, желающих служить по контракту. Перечень необходимых документов: паспорт гражданина РФ, копия трудовой книжки, автобиографические сведения, копия свидетельства детей, копия документа о браке, дипломы, аттестаты, заявление. Принятие заявление автоматически делает женщину претендентом на контрактную службу.

Военный комиссариат рассматривается поданное заявление около месяца, за это время женщина должна пройти медицинское освидетельствование, ряд психологических тестов, мероприятие по профориентированию, чтобы проверить уровень образованности, физическую подготовку и профпригодность.

При принятии решения о пригодности женщины для несения военной службы не играет роль ее семейное положение и количество детей, даже дошкольного возраста. Если военный комиссариат посчитал женщину пригодной для воинской службы, то она направляется в часть, чтобы заключить контракт. Командир части решает уже дальнейшую судьбу новоиспеченного служащего. Заключать контракты в праве женщины, достигшие двадцатилетнего возраста и которым меньше 40 лет, а также признанные годными к несению военной службы, исходя из медицинского освидетельствования, или же годные с небольшими ограничениями. Военный контракт для девушек заключают на следующие сроки: 3 года, 5 лет, 10 лет.

Служба для девушек конечно не легка, но она дает ряд привилегий и социальных гарантий. Для женщин существует своя форма одежды, в которой они обязаны ходить во время несения службы. Женщины также как и мужчины привлекаются на боевые дежурства, полевые учения, но не привлекаются к гарнизонной и караульной службе.

Женщины, несущие службу, имеют право отпуск во время беременности, отпуск по уходу за ребенком и родам, а также основной отпуск. Его можно взять по желанию матери, если у нее имеется два ребенка младше 14 лет, если есть ребенок-инвалид в возрасте до 16 лет, или она мать-одиночка.

Женщинам, несущим службу, и членам их семьи на первые пять лет дается жилье или общежитие. После продолжения несения службы после пятилетнего срока, предоставляется жилье на общих основаниях. При отсутствии возможности предоставить жилье, выплачиваются денежные средства за поднаем жилья. Женщина-военнослужащая вправе после трех лет службы обучаться заочно в учебных заведениях или вечерних школах.

Военный контракт для девушек дает право бесплатно ездить на воздушном, наземном, железнодорожном транспорте и водном во время командировок, при переезде на новое место службы, в период основного отпуска. Если человек уволен со службы, то чтобы добраться обратно до основного места жительства, ему также предоставляется бесплатный проезд.

Еще женщина, несущая службу, может воспользоваться безвозмездной транспортировкой 20 тонн груза разными видами транспорта, помимо воздушного, в связи с переездом на другое место жительства.

Женщину могут до завершения контракта уволить со службы по следующим причинам: нарушение условий контракта, штатно-организационные мероприятия, перестала отвечать требованиям, прописанным в законе «О воинской обязанности и воинской службе», перевод мужа по службе на новое место жительства и отсутствие подходящей должности для женщины на новом месте. Военнослужащая также по собственной воле может прекратить несение службы по ряду причин: по семейным обстоятельствам, признана негодной по заключению медицинской комиссии, наличие родственника, который нуждается в уходе, и нет человека, который этот уход может обеспечить.

Женщины, несущие службу, вправе бесплатно проходить лечение в больницах. Беременные женщины находятся под присмотром врача-гинеколога весь период беременности. До 30 недели нужно посещать врача 1 раз в две недели, а позже уже 1 раз в неделю. Если женщина живет в месте, где отсутствует роддом и соответствующее медицинское обеспечение, то ее необходимо госпитализировать в больницу на поздних сроках беременности. Военнослужащие женщины вправе получать пособия от государства. Пособие по беременности и родам положено выплачивать в период беременности. Отпуск равен семидесяти календарных дней до рождения ребенка (если женщина вынашивает не один плод, то 83 дня) и 75 дней после рождения ребенка. Размер пособия зависит от заработной платы женщины-военнослужащей. Если женщина успела встать на учет до двенадцатой недели беременности, то она получит единоразовое пособие. Для такой выплаты достаточно при себе иметь справку из больницы, где женщина встала на учет по беременности. Единоразовое пособие можно получить при предоставлении следующего перечня документов: свидетельство ребенка, заявление о получении пособия, справка с работы родителей, свидетельствующая о том, что подобной выплаты ему не проводилось. Во время нахождения дома для ухода за детьми, женщина не теряет воинское звание и за собой сохраняет занимаемую ей должность.

Служба по контракту для девушек решает вопрос социальной напряженности, нестабильной обстановки в стране. Благодаря этому женщинам выпадает шанс решить ряд своих материальных проблем. Все больше девушек высказывает желание идти в служить в армию.

На какие должности женщины-военнослужащие могут быть назначены?

Но перед подачей заявления стоит помнить о том, что армия — это не только честь, мундир, погоны, но и воля, решительность и тяжелый труд.

Медицинское обеспечение, предоставление государством жилья, стабильная заработная плата, ежегодный отпуск, обеспечение одеждой, денежные премии, компенсации — весь этот перечень гарантий дает военная служба для девушек.

Капитан-лейтенант

Старшие офицеры Майор
Подполковник
Полковник Капитан 3 ранга
Капитан 2 ранга
Капитан 1 ранга Высшие офицеры Генерал-майор
Генерал-лейтенант
Генерал-полковник
Генерал армии
Маршал Российской Федерации Контр-адмирал
Вице-адмирал
Адмирал Адмирал флота

Женщина на военной службе

Перед воинским званием военнослужащего, проходящего службу в гвардейской воинской части или гвардейском соединении, на гвардейском корабле, добавляется слово «гвардии».

2. К воинским званиям военнослужащих; имеющих юридическую, медицин- скую или ветеринарную военно-учетные специальности, добавляются соответственно слова «юстиции», «медицинской службы» или «ветеринарной службы».
Например : лейтенант медицинской службы, капитан ветеринарной службы, генерал-майор медицинской службы, генерал-полковник юстиции.
К воинскому званию лица, пребывающего в запасе (резерве) или находящегося в отставке, добавляется соответственно слово «запаса» («резерва») или «в отставке».

3. К воинским званиям сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) наименование рода войск или службы не добавляется.

4. Военнослужащие, обучающиеся в военном образовательном учреждении профессионального образования, именуются: не имеющие воинского звания офицеров — курсантами, а имеющие воинское звание — слушателями.
Гражданам, не имевшим воинского звания до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования или имевшим воинское звание солдата, матроса, при зачислении на учебу присваивается воинское звание курсант. Другие воинские звания, присвоенные до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования, сохраняются.

Понятие о воинских должностях и должностных обязанностях воинской службы

Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность (должность).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими - иностранными гражданами, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

· нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;

· нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;

· нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу;

· прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, указанным в пункте 1 статьи 44 настоящего Федерального закона;

· в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:

военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации;

остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

На военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности - на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

Проведение плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Сроки прохождения военной службы в указанных районах, местностях и воинских частях определяются Правительством Российской Федерации.

1. Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;

б) добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения;

в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Офицерское звание, как и любое другое воинское звание не титул, не почетное звание (типа "народный артист", "заслуженный мастер спорта", "заслуженный учитель", "лауреат"), которое дается за заслуги подлинные или мнимые. Суть воинского звания в том, что это, если хотите, такая же квалификационная тарифная категория, как и сварщик 4-го разряда, токарь 6-го разряда, шофер 2-го класса, воспитатель 1-й категории и т.п. То есть, если мы видим человека с погонами полковника, то это значит, что этот военнослужащий имеет квалификацию, образование и опыт службы, знания, позволяющие ему командовать полком (не будем вдаваться в подробности и особенности других должностей и родов войск).

Естественно, что, например, полковник медицинской службы не может командовать полком, но он способен занимать соответствующие должности в медицине. Причем звание полковника он получит только после того, как он определенное время прокомандует полком и докажет свою способность выполнять эти обязанности. Каждой должности соответствует определенное воинское звание.

Например, должности командира роты соответствует звание капитан. Следовательно, на эту должность может быть назначен офицер в звании капитан, или ниже. Когда командование убедится, что офицер справляется с обязанностями командира роты, то ему присвоят звание капитан, но при условии, что он в предыдущем звании прослужил не менее трех лет. А вот звание майор командир роты уже получить не сможет. Чтобы стать майором, ему необходимо сначала получить должность заместителя командира батальона. Но командиров рот в батальоне 3-4, а заместитель комбата один! Следовательно, в армии постоянно существует конкуренция, и следующее звание получит только один из трех-четырех офицеров. Иначе говоря, вверх пробиваются самые способные и лучшие (не будем говорить об извращениях, "мохнатых лапах", "сыночках" и прочих способах продвижениях недостойных людей, что губит любую армию).

Однако не всегда понятия "должность" и "звание" были раздельными. Если обратиться к армии времен Петра I, то легко убедиться, что воинских званий как таковых не существовало вовсе. То, что мы привыкли понимать как звания - "полковник", "капитан", "сержант", "поручик" в те времена существовали как конкретные воинские должности.

Так капралом именовался военнослужащий командующий капральством (подразделение численностью 20-25 человек), сержант контролировал исполнение приказов капитана. Капитан командовал подразделением численностью около 100 человек. Ему помогали два-три поручика (офицер для поручений). Таких понятий как "командир полка", "командир роты" и т.п. не было вовсе. Прапорщиком назывался военнослужащий, носящий в бою знамя (прапор). Майор (в переводе с голландского "старший") являлся старшим офицером в полку и следил за службой остальных офицеров.

Существовали еще должности так и не ставшие званиями - каптенармус, фискал, провиантмейстер, аудитор, лейбшиц, квартирмейстер...

Если заглянуть в штатные расписания полков петровской эпохи, то там вы не увидите таких наименований как "командир взвода", "командир роты", "командир батальона". Там расписано - полковник-1, подполковник-1, майор-1, квартирмейстер-1, адьютант-1, аудитор-1,...

Соответственно мало уделяется внимания и знакам различия, хотя еще Петром I были введены для офицеров нашейные знаки (горжеты) на которых по количеству золоченых и серебреных деталей можно было различить чины офицеров. Насущной необходимости в этом не было. Всякий военнослужащий знал в лицо своих командиров и горжеты одевались только в официальных случаях в строю. Генералы же вообще не имели знаков различия вплоть до 1827 года (до введения императором Николаем I звездочек на эполетах невозможно было отличить генерал-фельдмаршала от генерал-майора).

Так продолжается вплоть до начала 19-го века и только в штатных расписаниях полков 1802 года мы, наконец, видим: "Полковой командир полковник-1, батальонных командиров подполковник-1, майоров-4,... Здесь мы уже видим, что достаточно четко отделились понятия "должность" и "звание". В штате полка армейской пехоты от 30.04.1802 года мы видим, что в полку 5 батальонов и соответственно пять батальонных командиров, причем один из них может иметь звание подполковник, а остальные четверо только майорское звание.

Таким образом, только к началу 19-го века окончательно определяется:

Звание - должностная квалификация, умение офицера командовать, руководить ротой, батальоном, полком..., право занимать определенные должности.

Должность - возложенные на офицера обязанности по командованию конкретным подразделением.

Такое разделение понятий, сложившееся исторически очень удобно. По званию офицера легко определить его знания, способности, служебный опыт и достаточно точно поставить его на определенную должность. Присвоение офицеру очередного звания говорит всем о том, что начальство признает его способность выполнять определенные должности.

Знаки различия по званиям у офицеров и генералов реально появляются только в 1827 году (звездочки на эполетах), а у солдат и унтер-офицеров только в 1843 году ("лычки" на погонах).

Неоднократно в различных странах не слишком сведущие в военном деле государственные руководители пытались отказаться от системы воинских званий, отменить знаки различия по званиям. Так было в Китае в годы культурной революции (шестидесятые-семидесятые годы нашего XX века). После революции 1917 года, при создании Красной Армии, большевики демонстративно отказались от званий "как символов неравноправия эксплуататорских классов и трудового народа", отменили всякие знаки различия.

Но уже к январю 1919 года знаки различия (пока по занимаемым должностям) возвращаются на рукава. В январе 1922 года не желая признавать необходимость возврата к системе воинских званий, но понимая ее насущную необходимость руководство страны вводит понятие "категория", с мая 1924 года существует уже четкая система "служебных категорий". Военнослужащие делятся на 14 служебных категорий.

А в 1935 году происходит полный и открытый возврат к системе персональных воинских званий. Впрочем, сначала это было сделано лишь для среднего и старшего командного и начальствующего состава (ненавистное большевикам слово "офицер" вернется в обиход только в 1942-43 годах). Звания младшего командного состава еще до ноября 1940 года будут замаскированы под наименованиями "помкомвзвода", "отделенный командир" и т.п., а звания высшего командного состава до июля 1940 года звучат так: "комдив", "комбриг", "комкор"...

Кстати и в других армиях мира процесс отделения понятия "звание" от понятия "должность" был длительным и сложным. Так, например, в Вермахте (1935-1945 гг.) в отношении рядовых солдат это процесс так и не закончился. Не все знают, что в Вермахте не было такого звания как "рядовой". Слово "Der Soldat" было собирательным для всех военнослужащих, а рядовые солдаты именовались по их должностям. Например, в пехоте они именовались "мускетир", "фузилир", "гренадир", в мотопехоте "панцергренадир", в артиллерии "канонир", в разведке "егер", в медслужбе "санитетзольдат", в ветеринарной службе "ветеринерзольдат", в кавалерии "рейтар" и т.п.

Впрочем, и в отношении унтер-офицеров смешение понятий "звание" и "должность" существовали в виде того, что буквально каждый род войск, каждая служба имели свои особые наименования званий. Например, званию в пехоте "фельдфебель" соответствовали звания: в артиллерии - "вахтмайстер", в войсках связи "функмайстер", в медицине "санитетфельдфебель", в службе артснабжения "фейерверкер", в тыловых службах "бешлагмайстер", в юстиции "хеерюстицвахтмайстер", в оркестре "мюзикмайстер (до 1938 года)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: