Перенесение мощей святого благоверного князя александра невского. К истории почитания святого благоверного князя александра невского

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга.

Край, где была основана новая столица Российской империи, г. Санкт-Петербург (1703), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры). С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлиссельбург. В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале ХУШ века при Петре I были отвоеваны русскими.

В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во Имя Живоначальной Троицы и святого благовернаго князя Александра Невского, на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки). 20 февраля 1712 года года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия. Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

Когда новая столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, возникла мысль о перенесении в нее святых мощей Небесного ее покровителя.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосии был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с архимандритом монастыря Сергием он произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице, в которую были переложены «из старой» в 1697 году митрополитом Суздальским Иларионом. 4 июня 1723 года архиепископ Феодосии объявил в Святейшем Синоде, что Петр I, будучи 29 мая в Александро-Невском монастыре, велел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного князя Александра Невского перенести в Александро-Невский монастырь.

Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита в 7160-м году... При перенесении святых мощей от стороны Святейшего Синода быть настоятелю Рождествена монастыря, в котором мощи почивают, и иметь ему при себе духовных персон и светских служителей умеренное по потребе число, а от стороны правительствующего Сената быть достойной из знатного офицерства персоне, с надлежащим драгун или солдат числом, по усмотрению Сената. И как все оное к перенесению потребно определено и приготовлено будет, тогда то перенесение без всякого умедления и действом производить...

После Литургии и молебного пения, совершенного архимандритом с священнослужителями, поставив раку и распростерши балдахин и распорядив по приличным местам определенных к провожательству духовных и военных, чиновно восприяв показанный путь, в который из града... проводить с обыкновенным церковным пением и колокольным звоном, как мощи святого провожать долженствует, и по том провождении, ехать оным путем умеренно, со усмотрением мест, дабы в удобных никакого свыше потребы медления, а в неудобных вредительной скорости не употреблять. При мощах как духовные персоны, так и охранительный от воинской караул всегда должен быть неотлучно для наблюдения, чтобы при святых мощах никаких сквернословии и непотребных действ отнюдь ни от кого не происходило. Сохранять от случайных вредительств всякими мерами, сколько крайний смысл и конечная сила возможет. Всему пути вести обстоятельный журнал, из которого выписывая присылать в Святейший Синод от каждого места на всякой почте рапорт, дабы в Синоде о том было ведомо. Назначенному для сопровождения мощей архимандриту предписывалось, дабы он имел в пути такое поспешение, чтобы мог со святыми мощами к Санкт-Петербургу прибыть приближающегося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно».

Для сопровождения святых мощей был назначен окольничий Михаил Васильевич Собакин, для караула и посылок выделены из московского гарнизона обер-офицер с унтер-офицером и двадцать драгун.

Ковчег с балдахином для мощей с «носилом» (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин) был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа. Несли его около 150 человек, а иногда и более. Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали святые мощи «со многими народными людьми».

17 августа подошли к Москве, а 18 состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и По донским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом, сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке, Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.

23 августа мощи были в Клину, 26 – в Твери, 28 – в Торжке, 31 – в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу, 15 сентября – в Новую Ладогу. В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи встречали бригадир Шувалов и полковник Бухолц. Здесь мощи были поставлены в каменном храме и оставались до июля следующего, 1724 года. 24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлюшенбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским. Тогда же была выполнена медная доска знаменитым гравером Пикаром с видом Александро-Невского монастыря, для печатания гравюр. В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий».

В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского, запасены пушки и порох для салюта. Утром в воскресение 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23 числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обериеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографий протектору, архимандриту Гавриилу (Бужинскому).

Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы.

Кроме новой службы на перенесение мощей святого князя Александра Невского архимандрит Гавриил должен был «сочинить из обретающегося в Прологе жития его, приложив к тому из бывшей с шведами и окончившейся миром войны краткую историю и перенесение его святых мощей по приличию, а также к сочиненным стихирам и синаксарию сочинить седальны и канон и всю ту службу по обыкновению напечатать и разослать во все государство».


Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий

В 1725 году в типографии при Александро-Невском монастыре служба с благодарением о заключении вечного мира между Российской империей и Швецией была напечатана пятью изданиями по 1200 экземпляров каждое. В следующем году последовало еще несколько изданий и общее количество экземпляров составило 11 900; они были переданы Синоду для рассылки по епархиям.

Однако вскоре распространение новой службы прекратилось. В словах службы о внутрироссийских делах Петровых: «и внутрь многая злая обыдоша нас, смирения от всезлобных мятежников, многое кровопролитие простирающих. Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле, не токмо дела отеческая тщащеся опровергати, но и здравия его ищущее» (стихиры на литии, глас 5), архимандритом Псково-Печерского монастыря Маркеллом (Радышевским) усмотрено поношение высокой чести блаженной памяти царевича Алексея Петровича, замученного Петром I в Петропавловской крепости в 1717 году. Указом императрицы Екатерины I от 18 сентября 1727 года велено: «Святого благоверного великого князя Александра службы, которые разосланы по всей Российской империи к церкви, от тех церквей все собрать по-прежнему... и хранить те службы до указа в целости, впредь же празднество великого князя Александра Невского отправлять по-прежнему по месячной Минее. Служба перенесению мощей и житие, составленное архимандритом Гавриилом (Бужинским) и правленные самим Петром I, стали уделом рукописной традиции до тех пор, пока не были внесены в книгу «Житий русских святых» в 60-е годы XVIII века.

В дальнейшем, когда утихли внутридворцовые страсти начала XVIII века, служба заняла свое место во всех изданиях синодальных Миней.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

К 30 августа 1750 года была изготовлена по повелению дочери Петра I Елизаветы серебряная гробница для мощей святого Александра Невского. На изготовление ее истрачено 90 пудов чистого серебра, первой продукции «Колыванских рудокопен». Работы производились мастерами петербургского Монетного двора.

По сторонам гробницы расположены тематические рельефы, изображающие деяния и события жизни святого Александра Невского. На переднем – прибытие его в Городецкий Богородицкий монастырь, где произошло преставление князя; на трех других барельефах – битва с ливонскими рыцарями, вступление во Псков, битва на Неве при устье Ижоры. Внизу изображено преставление и погребение святого; на противоположной стороне – эпитафия М.В. Ломоносова:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает;
Но духом от небес на град сей призирает
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо Петру споспешествовал.
Являя его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь,
От первого серебра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.

Над гробницей – серебряный балдахин, увенчанный великокняжеской короной, впереди в нише – серебряная пирамида с чеканным изображением святого князя Александра Невского со знаменем в руке и его супруги с крестом в руке. Выше – литые ангелы, держащие щиты с надписями, сочиненными Ломоносовым. На северном щите: «Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевавшего, укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе, по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263.

Усердием Петра Великого, на место древних и новых побед перенесенному 1724 года».

На южном щите: «Державнейшая Елизавета, отеческаго ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретеннаго при ея благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750».

После завершения торжеств перенесения мощей святого князя Александра Невского императором Петром I было задумано учреждение первого военного ордена в России в честь святого Александра Невского. Орден был учрежден Екатериной I в 1725 году.

В 1916 году в связи с тревожной обстановкой на фронте предполагали эвакуировать городскую святыню – мощи святого Александра Невского. Комиссия Синода провела вскрытие гробницы и освидетельствование мощей, но эвакуация не была осуществлена. Впоследствии, через несколько лет, гробница – одно из крупных мемориальных сооружений, в котором искусство русского барокко достигло своего апогея, была вывезена из монастыря и с 1922 года расположена в экспозиции Государственного Эрмитажа.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысл Божий усматривал небесное покровительство городу и новой столице России. Традиционно русские города, а тем более столица хранили святые мощи угодников Божиих и другие святыни, которые были надеждой и духовным щитом от неприятелей и других бедствий. Господу Богу было угодно сохранить от немецких полчищ, по молитвам благоверного князя Александра, Петроград в годы первой мировой войны и город Ленинград во время Второй мировой войны от немецко-фашистских захватчиков. Так героизм русских людей, соединенный с молитвенным предстательством Небесного покровителя города на Неве, продолжают свидетельствовать о небесной помощи благоверного князя Александра Невского.


Тропарь благоверного князя Александра Невского, глас 4

П озна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе,/ не в Еги́пте, но на Небеси́ ца́рствующий,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и приими́ моле́ния их,/ умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́,/ гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием// и правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского, глас 4

Я́ коже сро́дницы твои́ Бори́с и Глеб/ яви́шася тебе́ с Небесе́ в по́мощь,/ подвиза́ющемуся на Ве́лгера све́йскаго и во́ев его́,/ та́ко и ты ны́не,/ блаже́нне Алекса́ндре,/ прииди́ в по́мощь твои́м сро́дником// и побори́ борю́щия ны.

Молитва святому благоверному Александру Невскому

С корый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утвер­ди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низло­жи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетлен­ным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святы­ми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


12 Сентября 2018

По приказу " href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I">Петра I мощи благоверного князя были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Это произошло вскоре после заключения Ништадтского мира между Россией и Швецией, который положил конец Северной войне, начатой Петром еще в 1700 году. Вполне понятно, почему император захотел почтить память великого князя: ведь Невский знаменит своей победой над шведским войском в 1240 году.

Это то, о чем известно большинству. Однако немногие знают, что мощи князя сильно пострадали при пожаре, главный проспект Петербурга назвали в его честь, а не в честь Невы, Александро-Невскую лавру построили благодаря путанице Невского с его сыном, а в эпоху СССР считалось, что в гробнице князя вообще нет его мощей, а вместо них хранятся кости разных людей. Об этом и многом другом «Истории.РФ» рассказал насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен (Шевченко).

«Крестный ход из 100 тысяч человек»

Отец Пимен, здравствуйте и с праздником! Расскажите, как отмечают православные день перенесения мощей князя в Петербург?

Обычно ко дню торжества перенесения мощей благоверного князя Александра Невского у нас всегда приурочен фестиваль колокольных звонов, он прошел у нас накануне, в воскресенье. Он всегда проходит в воскресный день для удобства людей, и в том числе для звонарей, которые приезжают со всех регионов страны. В сам день праздника совершается праздничная литургия: и в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и в Казанском соборе - сегодня божественную литургию здесь возглавил митрополит Варсонофий в сослужении сонма архиереев и духовенства. Оттуда уже идет крестный ход, и проходит торжественный молебен на площади Александра Невского.

- Сколько человек приняли участие в крестном ходе в этом году?

Сегодня владыка-наместник на обеде сообщил (ему поступили сведения из МВД), что [на крестный ход пришло] порядка 100 тысяч человек. Конечно, это радостно, что есть люди, которые приходят и в рабочий день посещают это молитвенное шествие.

Это правда, что крестный ход долгое время не проводился из-за запрета советского руководства и стал вновь проводиться совсем недавно?

Да, эта традиция у нас возобновилась пять лет назад. Она была как раз приурочена к 300-летию Александро-Невской лавры, и с этого года мы уже ежегодно в день памяти Александра Невского идем по улице, по главной артерии нашего города, которая, кстати, ведь и была названа в честь благоверного князя. Петр I именно в 1724 году переименовал Монастырский тракт в Невский проспект - в честь Невского. А уже при Екатерине II, когда он был объединен с центральной перспективой, Невский проспект получил свое продолжение до Адмиралтейства. Таким образом, Невский проспект имеет свое название от благоверного князя, а не от Невы. Кроме того, в этом крестном ходе встречаются две самые важные святыни, которые Петр I положил в основание этого города: это Казанская икона Божией Матери и мощи Александра Невского. Эти два покровителя встречались и продолжают встречаться сейчас на площади Александра Невского, пройдя, по сути, через весь исторический Санкт-Петербург.

«Благодарность за отмену крепостничества»

День перенесения мощей князя является не только церковным, но еще и государственным праздником. Когда он приобрел всероссийское значение?

Действительно, со времен Елизаветы Петровны день перенесения мощей Александра Невского стал государственным, а тем более после вступления в должность императора Александра I этот праздник превратился во всероссийское торжество. Считалось, что это государев день, и по всем храмам служили молебны. Очень ярко этот праздник стал отмечаться после того, как императором Александром II был подписан указ об отмене крепостного права. По многим уголкам России в благодарность Богу за отмену крепостного права люди писали иконы Александра Невского. В то время появляется образ Александра Невского, который держит в руке хоругвь - это была некая благодарность императору Александру. Когда писали иконы его небесного покровителя, на многих из них даже были дарственные надписи - благоверному князю Александру Невскому за его военные подвиги и императору Александру II. Многие храмы в России стали освящать как раз в честь Александра Невского. Было две волны: первая - после отмены крепостного права, когда в России стали строить много часовен и храмов в честь Александра Невского, освящать приделы, и вторая волна - уже после убийства императора, когда также многие храмы стали освящать в честь благоверного князя.

- Почему Петр I решил перевезти мощи Невского в Северную столицу? Он почитал князя, поскольку тот, как и сам Петр, одержал славную победу над шведами?

Вы знаете, один из историков указывает, что еще в 1703 году Петр I осматривал территорию будущего [Александро-Невского] монастыря и у него уже тогда появилась идея именно здесь создать монастырь в честь Александра Невского и сюда перенести его останки. Дело в том, что среди местных жителей смешались два события, которые были связаны с Александром Невским. Первое - это, конечно, победа на Неве. Но, как мы знаем, она произошла не здесь, не в устье Черной речки и Невы, где располагается сейчас Александро-Невская лавра. Было также еще одно событие. Князь Андрей, сын Александра Невского, разбил шведскую крепость, которая располагалась на Неве, неподалеку отсюда. Скорее всего, два этих события сплелись в сознании народа, и местные жители указывали, что это именно то самое место, где Александр Невский одержал победу. Хотя, я думаю, Петр знал истинное место в Усть-Ижоре, но, так или иначе, так как место было связано с именем Александра Невского через его сына, то и было решено именно здесь устроить монастырь и перенести сюда мощи благоверного князя.

Историки и богословы пишут, что мощи Невского «были открыты» в 1380 году накануне . Что это значит? До этого их никто не видел?

Дело в том, что князь Александр Невский был похоронен в усыпальнице одного из храмов Рождественского монастыря во Владимире, и многие почитали и знали его. А вот поводом для такого общероссийского почитания стала как раз Куликовская битва. Невский был явлен для многих людей как некий предстатель, молитвенник за Россию. То есть были открыты даже не мощи, а сам Александр Невский. Впервые громко прозвучало его имя как святого.

«Советские слухи о “не тех” мощах»

- Что было с мощами князя, пока они находились во Владимире?

Мощи долгое время находились под спудом, то есть были в земле: делалась каменная гробница, туда опускался гроб, сверху ставилась каменная плита. Потом храм горел. Уже после пожара мощи были подняты на поверхность и обрели привычный нам вид, когда они находятся не в земле, а в раке.

- Мощи пострадали при пожаре?

Очень сильно пострадали. Петр I уже привез мощи [в Петербург] в относительно небольшом ковчеге - это уже то, что от мощей осталось. Есть их описание - правда, очень своеобразное. Когда в 1922 году было изъятие церковных ценностей и большевики вскрывали мощи Александра Невского, были даже некоторые врачи, которые составили акт, где говорилось, что там отнюдь не мощи, а 12 костей от разных людей и тому подобное. Но нужно понять, что эпоха диктовала свои условия, и необходимо было всеми силами принизить важность Александра Невского. В этот момент шла очень обширная дискуссия по поводу здания Александро-Невской лавры, и, безусловно, унизив останки Александра Невского, можно было внести долю сомнения и раскола в православное общество. Поэтому, когда уже в 1989 году мощи были обнаружены в запасниках нынешнего Казанского собора (тогда Музея истории религии и атеизма), они были вскрыты и освидетельствованы, и никаких подобных высказываний со стороны тех специалистов, которые там присутствовали, не было.

- Значит, можно сказать, что мощи Невского не утратили своего значения?

Ведь мы говорим о том, что мощи - это останки святого человека. Вне зависимости от того, нетленное ли это тело или кости, мы все равно признаем это мощами. К примеру, привозили мощи святителя Николая - это часть мощей, но мы все равно называем их «мощи». Это то, через что мы соприкасаемся с той благодатью, которую стяжал святой в своей жизни на протяжении лет пребывания на земле.

12 сентября (н. ст.) Русская Православная Церковь празднует память Невского (в схиме Алексия) (1220 — 1263 гг.) из города Владимира – в Санкт-Петербург, совершившееся в 1724 г.

11 и 12 сентября (н. ст.) в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского состоялись торжественные праздничные богослужения в честь престольного праздника нашего храма.

11 сентября всенощное бдение возглавил настоятель, иерей Сергий Никаноров в сослужении клириков храма – иереев Евгения Маслича, Андрея Носкова, Вячеслава Перкова, протодьякона Романа Штаудингера и дьякона Георгия Таразанова.

12 сентября праздничные богослужения начались в 8. 00. час. с водосвятного молебна. В 9.00 час. состоялась торжественная встреча архиерея, митрополита Томского и Асиновского Ростислава духовенством и православными храма и епархии. Затем митрополит Ростислав совершил великое освящение храма , вновь открывшегося после окончания ремонтных работ. В освящении храма вместе с архиереем участвовало девять священников и три дьякона.

Наряду с торжественными молитвословиями чин великого освящения храма включает и коленопреклоненные молитвы.

Также при великом освящении храма всегда совершается особенное священнодействие, на этот раз сотворенное Владыкой Ростиславом. Предстоятель Церкви крестным ходом обносит вокруг храма и вносит в освященный алтарь дискос с частицами мощей угодников Божиих. Сегодня алтарь нашего храма был облагодатствован положением в нем мощей священномученика Гермогена, Патриарха всея Руси и трех Виленских мучеников.

Патриарх Гермоген ( 1612 г.) самоотверженно боролся против насаждения католичества в русской земле, за что и был умерщвлен голодом польско-литовскими захватчиками. Святые Антоний, Иоанн и Евстафий ( 14 в.) были замучены до смерти за мужественное и беззаветное отстаивание чистоты православной веры. Их мощи сохраняются нетленными в храме Святаго Духа г. Вильнюса (современная Литва).

Положение в алтарь святых мощей является продолжением древнего сакрального обычая первых христиан, служивших Литургию на мощах мучеников, отдавших свою жизнь за веру Христову. Важность преемства этой священной традиции обозначил митрополит Ростислав в своем наставническом святительском слове.

Также в своей торжественной речи Владыка отметил особую роль храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского как расположенного в непосредственной близости от четырех томских университетов и потому свидетельствующего об истине веры Христовой прежде всего сибирской интеллигенции и студенческой молодежи и напоминающего им о корнях нашего Отечества. И потому митрополит Ростислав выразил особую благодарность всем, сопричастным возрождению храма блгв. вел. кн. Александра Невского – прежде всего давнему благочинному Томска – архимандриту Силуану (Хараиму), всем прежним его настоятелям –протоиереям Олегу Безруких, Евгению Воронкову, Владимиру Ламзину, Илье Семину и, безусловно, нынешнему настоятелю – иерею Сергию Никанорову , потрудившемуся над возведением красивейшего иконостаса, а также всем клирикам храма.

Праздничную Божественную литургию совершил митрополит Томский и Асиновский Ростислав . Владыке сослужили архимандрит Ярослав, преподаватель Киевской Духовной Академии, игумен храма иконы Казанской Богородицы Богородице-Алексиевского монастыря г. Томска Кирилл (Умрилов), настоятель храма мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба села Корнилова протоиерей Николай Абрамов, ключарь кафедрального Богоявленского собора г. Томска иерей Олег Огнев, протодьякон Петропавловского собора г. Томска Владимир Марков, а также духовенство храма блгв. вел. кн. Александра Невского – настоятель иерей Сергий Никаноров, иереи Андрей Носков, Евгений Маслич, Виктор Чухно, Вячеслав Перков, протодьякон Роман Штаудингер и дьякон Георгий Таразанов.

После совершения Божественной литургии митрополит Ростислав вновь обратился к прихожанам храма блгв. вел. кн. Александра Невского и ко всем присутствующим с напутственным святительским словом. Владыка поздравил всех с престольным праздником и с освящением храма. Он еще раз произнес слова о важности сегодняшнего священнодействия, благодаря которому на освященный храм призвана сугубая благодать и теперь Господь услышит мольбы каждого, обращенные к Нему с верой и надеждой.

Эпоха св. блгв. вел. кн. Александра Невского – это было трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища крестоносцев. Архиепископ Спиридон благословил святого князя Александра, сына князя Ярослава Всеволодовича , князя Новгородского, позднее великого князя Владимирского, единовластного правителя всей Руси, на ратную брань за Отечество.

Святой благоверный князь Александр Невский прославился своими победами над шведами (Невская битва, 1240 г.) и над немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242 г.). Именно за победу на реке Неве в 1240 г. народ и назвал Александра Невским .

Князь Александр Невский стал защитником не только самой Русской Земли, но и православия. Он явился носителем Евангельской проповеди и православной культуры на Руси.

Четырежды св. Александр ездил в Золотую Орду, смиренно и мудро исполняя завет своего отца – примириться с Ордой, дабы с ее помощью противостоять западной агрессии и угрозе насаждения католичества на русской земле. Стараниями св. князя и при содействии митрополита Кирилла в самой столице Золотой Орды, в Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви . Благодаря усилиям князя Золотая Орда не только стала заслоном Руси с востока, но и способствовала христианизации языческих восточных народов.

Четвертая дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай в 1263 г. стала последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце , в монастыре князь-подвижник почил, завершив многотрудный жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий.

Святое нетленное тело св. благ. князя Александра Невского было погребено в Рождественском монастыре во Владимире . При погребении было явлено «чудо дивно и памяти достойно»: митрополит Кирилл хотел вложить в руку лежащего в раке князя напутственную духовную грамоту. И тогда святой князь, как живой, сам простер свою руку и взял грамоту: «И объял <всех> ужас… Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так еще при погребении был прославлен угодник Божий – святой князь- воин Александр Невский.

Почитание благоверного князя началось сразу же со времени его погребения.

В 1380 г., перед Куликовской битвой, по видению, были открыты нетленные мощи благоверного князя. Тогда же установлено местное празднование в честь св. Александра Невского. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе в 1547 г. : он был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных князей.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана во 2-ой пол. 13 в. во Владимирском Рождественском монастыре и сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция включена в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к 16-17 вв. Владимирская редакция (сер. 16 в.) вошла в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария.

В 1-ой пол. 18 в., при Петре I, состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира – в новую столицу, в Санкт-Петербург. Однако честные мощи долгое время странствовали по русской земле (Москва, Тверь и др. города), а потом еще длительный срок пребывали в Шлиссельбурге. Лишь через три года – 12 сентября (н. с.) 1724 г. состоялась торжественная встреча честных мощей в Санкт-Петербурге . Весь Невский флот в полном составе встретил на Неве галеру со святыми мощами. У руля галеры встал сам Петр I, а его сановники сели за весла. Под колокольный звон и при пушечном салюте мощи святого князя Александра Невского были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. И ныне они также почивают там же, в серебряной раке, пожертвованной св. благ. князю Александру императрицей Елизаветой Петровной.

Перенесение мощей кн. А.Невского императором Петром I. Филипп Москвитин

Тогда же, в 1724 г. указом Петра I было установлено празднество в память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского и составлено специальное богослужение в честь выдающегося события.

Отметим, что в 1922 г. мощи изымались из лавры. Серебряная рака оказалась в Эрмитаже, а мощи святого – в Музее религии и атеизма, располагавшимся тогда в Казанском соборе. Но в 1989 г. мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор . Здесь же хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

Рака св. А. Невского. Александро-Невская лавра

Также частица мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Успенском соборе Владимира. В нашем храме также есть частица мощей святого благоверного князя.

К молитвам святого князя Александра, прославленного защитника Отечества, всегда прибегали русские воины и полководцы. Его имя известно и далеко за пределами нашей Родины: во многих странах мира возведены храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известными считаются следующие: собор Александра Невского в Софии (Болгария), где находится частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, кафедральный собор в Таллинне , храм в Тбилиси.

Память прп. Александра Свирского

Явление Святой Троицы прп. Александру

12 сентября (н. ст.) Русская Православная Церковь празднует также память прп. Александра Свирского.

Александр Свирский (в миру Амос) (1448 – 1533 гг.) – русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, великий подвижник и отшельник, молитвенный заступник царского дома Романовых .

Амос родился в семье крестьян Стефана и Вассы, на реке Ояти , притоке реки Свирь , недалеко от Введено-Оятского монастыря . Согласно житию, мать преподобного Васса долго молила Бога о рождении ребенка и после многих лет бесплодия родила сына. Впоследствии родители преподобного, назидаемые его аскетическим молитвенным подвигом, также приняли монашеский постриг и тоже были прославлены в лике святых . Ныне их могилы находятся во Введено-Оятском монастыре .

Юный Амос проявил свою любовь к Богу и твердость характера, отказавшись жениться и продолжить торговое дело отца. В 19 лет он тайно ушел на Валаам , где 7 лет жил в качестве послушника, а затем, в возрасте 26 лет, принял монашеский постриг с именем Александр . Св. Александр удалился на дальний и уединенный остров Валаамского архипелага, впоследствии названный Святым , где подвизался около десяти лет. На о. Святом сохранилась и пещера , в которой иночествовал преподобный, и вырытая его руками самому себе могила . Теперь на острове находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Но в 1485 г., по благословению игумена монастыря, прп. Александр ушел на Святое озеро, расположенное неподалеку от реки Свирь. Ибо ему была открыта воля Божия: он должен вернуться на свою родину. Святой отправился назад, в новгородские земли, где построил себе келью – недалеко от реки Свирь, в 35 километрах от Олонца. О высоте духовной жизни преподобного свидетельствовало видимое над его келью сияние.

Согласно житию, после 25 лет затворничества , св. Александр, единственный из русских святых, был удостоен явления Святой Троицы .

Постепенно вокруг подвижника начали собираться жаждавшие духовной жизни люди, и в начале 16 в. на Свири был основан монастырь, игуменом которого был избран сам преподобный. Вскоре новообразованная обитель стала одним из главных духовных центров российского государства. Ныне это Троицкий Александро-Свирский монастырь Тихвинской епархии.

Согласно агиографической литературе, преподобный Александр прославился праведным образом жизни и множеством чудес – прозорливостью, исцелениями и др. Он воспитал в монастыре многих учеников, многих мирян привел к вере и способствовал утверждению их в благочестивом образе жизни.

Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти. Чудотворения преподобного были столь велики, что уже спустя 16 лет после кончины он был канонизирован в лике святых. Общецерковное почитание прп. Александра Свирского было установлено на Макарьевском соборе в 1547 г. Тогда же составлена и церковная служба в его честь.

В 1641 г. были обретены мощи святого. На смертном одре преподобный просил братию: тело мое за грехи сначала как следует потопчите. Однако монастырская братия, любившая своего игумена, заплакала: «Не можем так поступить с тобой, отче». Игумена похоронили под алтарем деревянной церкви. Спустя 108 лет церковь сгорела, и были обнаружены нетленные мощи св. Александра Свирского.

Однако на исходе 2 тыс. по Р.Хр. состоялось повторное обретение святых мощей . Согласно архивным документам, в декабре 1918 г. под конвоем ЧК честные мощи были вывезены из Александро-Свирского монастыря – «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». Начавшаяся в стране кампания по ликвидации мощей должна была «разоблачить» святыни : показать, что мощи святых – это всего лишь «кучка полуистлевших костей» или просто «восковая кукла» (из протокола освидетельствования мощей прп. Александра Свирского) . Уже в декабре 1918 г. была создана врачебная комиссия для исследования мощей . Согласно показаниям очевидцев, именно после выяснения членами комиссии несомненного факта, что мощи являются подлинной нетленной святой плотью, большевики начали кампанию по сокрытию мощей.

В феврале 1919 г. нарком юстиции издал директиву о размещении мощей в музеях . В те годы единственным фундаментальным анатомическим музеем был музей в петроградской ВМА (Военно-медицинской Академия) . Сюда и были переправлены мощи преподобного – тайно, без регистрации, что само по себе было событием чрезвычайным.

Впоследствии чекисты из НКВД много раз приходили забрать мощи. Но сохранность мощей обеспечивал заведующий кафедрой анатомии, академик В. Н. Тонков, – по отцовской линии родом из графской семьи, а по линии матери – из священнической. Сам В.Н. Тонков и другие сотрудники его кафедры, рискуя своей жизнью, прятали «экспонат» за шкафом. После кончины В. Н. Тонкова за сохранностью мощей следили его верные ученики. Следует заметить, что в то сложное время повсеместные аресты были явлением вполне обыденным. Однако при всей щепетильности той уникальной, по тем временам, ситуации именно на этой кафедре анатомии не был арестован ни один сотрудник!

Активные поиски мощей преподобного начались в 1997 г. Главным организатором поисков честных мощей стала инокиня Леонида (Сафонова), выпускница Ленинградского государственного университета, кандидат биологических наук. Изучение архивных документов привело ее в ВМА, где и были обнаружены мощи – предположительно, св. Александра Свирского. На протяжении шести месяцев проводились основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. В роли консультантов привлекались многочисленные специалисты различных музеев, архивов и институтов, в том числе Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, музея истории религии, института палеонтологии РАН, государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов других городов.

Доступ к мощам преподобного получили и служители Церкви. Священнослужители начали читать над святыми мощами молитвословия в честь прп. Александра Свирского. Своеобразным ответом стало обильное мироточение мощей: покрывало, покрывавшее мощи, стало влажным и благоухающим. Сомнений больше не оставалось.

Вновь обретенная святыня была возвращена в Александро-Свирский монастырь и стала доступной для почитания православным народом. И теперь на искренние горячие молитвы, обращенные к преподобному, святой отвечает обильным мироточением и чудотворениями.

В Троицком храме Свирского монастыря происходит еще одно явное чудо. Здесь, в храме, ставшем в советские времена корпусом психбольницы, а ныне пребывающем в состоянии крайней заброшенности (отсутствует даже отопление храма) совершается самовосстановление фресок , поновленных еще в 18 в.

Таким стало возвращение к нам всенародно почитаемого русского святого – прп. Александра Свирского.

Мощи преподобного Александра Свирского

Молитвословия в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского

Тропарь, глас 4: Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак, глас 4: Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе с Небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.

Молитва святому благоверному князю Александру Невскому: Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утверди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвословия в честь прп. Александра Свирского

Тропарь, глас 4: От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити, тем же и ангельстии чини зряще тя, удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, победил еси полки страстей воздержанием и явился еси равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8: Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси и, Того святое иго на рамо твое взем – честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния, тем же вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Молитва прп. Александру Свирскому: Преподобне и Богоносне Отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Большое количество христианских праздников в году так или иначе связано не только с личностями святых, но и с мощами последних. В православном календаре можно прочитать в наименовании религиозных дат выражения, прямо на это указывающие: «обретение мощей», «перенесение мощей». 12 сентября – один из таких праздников. Он посвящен .


Житие и личность святого

Герой данной статьи родился в Переяславле–Залесском 30 мая 1220 года. Отцом его был князь Ярослав Всеволодович, человек милосердный и кроткий. Матерью святого являлась рязанская княжна Феодосия Игоревна. Александр был вторым сыном княжеской четы.

Детство свое будущий полководец провел в родном городе. Там же был осуществлен княжеский постриг Александра, являвшийся, по сути, обрядом посвящения отрока в воины. С ранних лет князь ходил в походы вместе с отцом. В 1235-м году он был задействован в сражении на реке Эмайыги, результатом которого явился разгром немцев. В 1236-м после отъезда отца в Киев Александр стал самостоятельно управлять Новгородом. Спустя три года князь женился на дочери полоцкого князя Брячислава, по мнению некоторых историков – своей тезке. Молодые получили благословение на брак от Ярослава, который совершил обряд посредством иконы Божией Матери Феодоровская.


После Русь столкнулась сразу с двумя бедами: с востока на нее шли ордынские полчища, одолеваемые жаждой завоевания, а с запада – «крестоносцы», войска германских рыцарей. Когда и те, и другие вторглись на русскую землю, Александр стал искать поддержки у Бога. В то время князю не было еще 20-ти лет. Он долго вел беседы с Господом в храме Святой Софии. А после, получив благословение архиепископа Спиридона на брань, во главе небольшой дружины поспешил пойти на недругов.

Впоследствии вопрос с ордынским игом был решен Ярославом - ценой великих трудов. Александр же после смерти последнего, скончавшегося от отравления, продолжил поддерживать и укреплять достигнутый отцом с Золотой Ордой союз. Он сблизился с сыном Батыя, принявшим христианство.

Европе Александр не доверял. Он не хотел, чтобы на Руси место православия заняла уния. Никакие прельщения Римского папы не могли изменить решение благоверного князя.


Много раз за историю своего правления Александру приходилось отражать набеги то татар, то шведов, то немцев. Четыре раза он ездил в Золотую Орду для подтверждения мирных соглашений между империей татаро-монголов и Русью. И каждый раз князю удавалось это. Более того, стараниями святого наступила эпоха великой христианизации языческого Востока.

Князь Александр Невский был прекрасным дипломатом, правителем, талантливым военачальником и великим молитвенником. Он никогда не отступал от намеченных целей, какие бы препятствия не вставали у него на пути. Самым знаменитым сражением с участием Александра явилась Невская битва, произошедшая 15 июля 1240 года и состоявшаяся между войском под командованием князя и шведами. В этом бою святой проявил недюжинную отвагу и одержал заслуженную победу. За нее и прозвали Александра Ярославича Невским.

Кончина и перенесение мощей

Возвращаясь в очередной раз из Золотой Орды, князь тяжело заболел. Он умер, даже не доехав до Владимира, в Городце. Душа князя отошла ко Господу, когда тот оказался в местном монастыре. Случилось это 14 ноября 1263 года. До смерти Александр успел принять иноческую схиму с именем Алексий.

Погребение благоверного князя состоялось 23 ноября 1263 года в соборной церкви Рождественской обители, что в городе Владимире. Сразу же после похорон началось почитание Александра. Открытие мощей святого состоялось перед Куликовской битвой в 1380 году. В тот же период было установлено местное празднование в связи с этим важным для всей Руси событием.


Непосредственное перенесение мощей, которому посвящен праздник 12 сентября, произошло при Петре I. В этот день, в 1721 году (по старому стилю – 30 августа) упомянутый выше император заключил Ништадский мир по окончании длительной и трудной войны со шведами. Указанное событие имело большую важность как для венценосной особы, так и для всей страны, посему Петр Великий порешил освятить дату перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, тогда – новую северную столицу государства Российского.

Зимой следующего года, а именно 8 февраля на место упокоения благоверного князя во Владимире, в Рождественский монастырь прибыл архиепископ Феодосий. Именно ему Петр поручил организовать перенесение останков Александра Невского в стольный град. Объединившись с архимандритом обители отцом Сергием, представитель духовенства освидетельствовал мощи полководца, размещавшиеся в гробнице из серебра. Само мероприятие перенесения мощей началось 11 августа 1723 года. Перед этим совершены были литургия и водосвятный молебен. Затем мощи подняли, переместили к южным дверям собора и положили в ковчег. А уже его торжественно понесли в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга. Владимир провожал святыню колокольным звоном, раздававшимся до самой полуночи.


Историки поэтапно восстановили путь святых мощей благоверного князя Александра Невского . 17 августа святыня прибыла в Москву, 23-го числа – очутились на территории Клина, спустя три дня – в Твери, 28-го августа прибыла в Торжок, 31-го числа оказалась в Вышнем Волочке. 9 сентября мощи миновали озеро Ильмень и очутились в Новгороде, 20-го – в Шлиссельбурге. Там их поместили в каменном храме и оставили до 1724-го года.


Возобновление перенесения мощей Александра Невского произошло по инициативе Петра Великого. 24 июля он приказал архиепископу Феодосию ехать в Шлиссельбург и завершить начатое, уложившись во вполне определенные сроки: до конца лета. В результате утром 30 августа 1724-го года Невский флот под управлением самого Петра I-го и с сановниками на галере двинулся вверх по Неве. Когда эта процессия возвращалась в родные пенаты с мощами Александра Невского, она была торжественно встречена пушечным выстрелом и колокольным звоном. Тело святого перенесли в Александро-Невскую Лавру. Оно и сегодня там, в Лавровском соборе хранится, положенное в серебряную раку. Эту гробницу пожертвовала императрица Елизавета Петровна.



Указом от 2 сентября 1724 года Петр Великий установил на 30 (12) августа празднество, посвященное перенесению мощей благоверного князя в Санкт-Петербург. Спустя три года оно было отменено, однако уже в 1730-м вновь вступило в свои права. В ту пору свет увидела составленная архимандритом Гавриилом Бужинским служба, соединившая в себе прославление святого Александра Невского и воспоминание о Ништадском мире.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века « мощи Александра Невского » были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петрограде в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака возможно крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.


В 1919 г. по инициативе одного из идеологов атеизма П. А. Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского. Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что: «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели» . Поэтому - это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги». (Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников, были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов — так и не воссоздал облик Александра Ярославича - черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.


Откуда вообще взялись " мощи Александра Невского "?

То, что выдали за мощи Александра Ярославича (тогда еще не святого и не Невского) впервые явлено почтенной публике в 1380 г. в Рождественском монастыре Владимира, где князь был похоронен после смерти в 1263 г.

Этот монастырь был основан в 1192 году Великим князем Всеволодом Большое Гнездо как главная обитель Владимиро-Суздальской Руси. Монахи Рождественского монастыря, находясь под личным покровительством самого Великого князя (и, что тоже не маловажно, по соседству от его двора), могли не заботиться о хлебе насущном. Об этом за них заботились Великие князья Владимирские, прилагавшие все усилия для того, что бы Рождественский монастырь соответствовал своему высокому положению и во всем превосходил другие монашеские обители Руси. В отличие от их коллег, монахам Рождественского монастыря не нужно был трудиться в поте лица или думать о привлечении паствы. Именно поэтому этот монастырь несколько столетий прекрасно обходился без чудотворных святынь...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: