Мотивация: источник сил для действий. Определение понятий мотив и мотивация

Мотив [лат. movere - приводить в движение, толкать] - 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта- 2) предметно-направленная активность определенной силы- 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется- 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций М. в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции М. (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория "поля" К. Левина), детерминация поведения человека неосознаваемыми М. (психоанализ), иерархия М. (психоанализ, "гуманистическая психология" и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики М. Развитие М. происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве М., дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития М. является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных М. в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими М. Эти М. выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

А.Г. Асмолов

Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь

МОТИВ (лат movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности...

Психологический словарь

(от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности - . представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями - от ожидания достижения данного предмета, либо...

Психологическая энциклопедия

1. Вообще – любое стремление или тенденция бороться за безопасность. 2. Тенденция избегать неудач или угрозы неудач, выходя из таких ситуаций путем понижения либо собственного уровня ожиданий, либо собственных целей. Обратите внимание, что первый способ употребления представляет...

Психологическая энциклопедия

(англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребностисубъекта; 2) психический образ данного предмета. В англоязычной...

Психологическая энциклопедия

Частный случай мотивации, ограниченный конкретными предметом, состояниемсубъекта, временем, ситуацией и т.п. Может возникать как реакция на внешний стимул или под влиянием психики личности, социально-психологического состояния группы. (Косолапов Н.А., с.104)

Психологическая энциклопедия

(от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает СМЫСЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ...

Разрабатывались различными научными школами на протяжении длительного исторического времени, и на сегодняшний день сформировалось достаточно много научных подходов к объяснению этого феномена. А.Н. Леонтьев, например, считал, что мотив и мотивация в психологии представляют собой целую сферу научного интереса, в рамках которой исследуются вопросы способностей, динамики психических процессов, связанных со знаниями и их усвоением. Потому ответ на вопрос, что такое мотив, он искал в его источниках - практической деятельности. Такой подход в науке получил название когнитивного, где сознание и знания занимают центральное место.

Другие подходы исследовали мотивацию как происхождения и значения. В частности, Аткинсон разработал концепцию, согласно которой, кроме собственно знаниевого аспекта, рассматривался мотив как регулятор поведения, то есть его значимость расширялась, распространяясь практически на всю сферу социальных отношений.

В самом общем виде мотивы можно трактовать как устойчивые побудительные причины совершения человеком каких-либо поступков, действий или даже ведения определенного образа жизни. Мотивация же в этом контексте предстает как динамический процесс, который включает в себя инициализацию человеческого поведения, определение направления этого поведения, его объяснение себе и окружающим, организацию и активность, то есть степень устойчивости деятельности в соответствии с данным мотивом.

Понимание того, что такое мотив, является исходным параметром характеристики В этом проявляются его сила, частота проявления и возникновения, методы и способы реализации. Еще одно важное значение мотив как понятие приобретает при исследовании цели деятельности человека. Здесь его природа проявляется в том, что им определяется актуальность цели и степень ее осознания. Дело в том, что мотивация поведения довольно часто проявляется как осознанная и бессознательная

Чтобы более системно представить себе, что такое мотив, какие научные трактовки приняты и сформировались в науке, лучше всего показать содержание концепций, сложившихся в психологии применительно к данной проблеме.

Дала толчок к исследованию психической природы человека сначала на уровне инстинктов. Фрейд, Макдауголл, Павлов и другие стремились объяснить многие (если не все) формы человеческого поведения действием врожденных инстинктов, которые и рассматривались ими как основные мотивационные установки. Затем ограниченность такой трактовки привела к появлению поведенческой теории (бихевиористической).

Это направление в психологии наиболее четкое оформление получило в трудах Уотсона, Халла, Скиннера, в которых они попытались объяснить мотив как детерминирующий поведение, стимульно-реактивный фактор. Значительный вклад в развитие этого направления психологии и выяснение, что такое мотив и какова его природа, внесли Бернштейн и Анохин.

Во второй половине прошлого века сформировалась известная доктрина «общества всеобщего потребления», одним из теоретиков которой был У. Маслоу. Представители этой научной школы трактовали мотив как динамическое явление, развивающееся в соответствии с потребностей. Таковую они представляли следующим образом. Потребности формируются последовательно и сопровождают всю жизнь человека. Их динамика следующая: сначала возникают и развиваются физиологические (голод, жажда и пр.) потребности, затем, последовательно, потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в уважении, в знаниях и умениях (познавательные), в самоактуализации (реализация своих целей). Параллельно с этим процессом идет процесс развития мотивационной сферы человека, которая может запаздывать по отношению к потребностям, а может и опережать ее. Этим диссонансом или гармонией, в конечном счете, и определяется в обществе.

от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает СМЫСЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для ОСОЗНАНИЯ мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

МОТИВ

англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета. В англоязычной литературе (см., напр., словарь Вебстера) принимается более широкое толкование М. (motive): нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово motive следует переводить как "побуждение", "состояние побуждения", "стремление", "импульс", "мотивация" (а иногда и как "мотивировка").

Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1) ситуацию "неопредмеченной" потребности; 2) ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.

Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде "потребность-М.-деятельность" А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. ("немотивированная" деятельность - та, М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между М. и потребностью, между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.

Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение "что и как делать?" принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентации). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. - подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта.

Формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл - осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. (следовательно, смыслами), которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями (равно как и соответствующие потребности), напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т. н. "задачи на смысл" (Леонтьев), но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей.

От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что "одинаковое" поведение может побуждаться крайне разными М. (и мотивокомплексами): у одного и того же индивида, тем более у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотива-ционный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. (Б.М.)

Мотив

1 . побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2. побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; 3. осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

МОТИВ

MOTIVE)to, что побуждает человека стремиться к завершению чего-либо или к какой-либо цели. В этом понятии не различаются "внутренние" факторы, такие, как инстинкты, и "внешние", такие, как побуждения. См. ВОЛЯ.

МОТИВ

1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований - отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - "предметы потребностей". Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов - это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования - придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой - центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности - не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив - то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива - множество, "гнездо" действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее - деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность - типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная).

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность - мотив - цель - действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности - вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.

Мотив

Словообразование. Происходит от лат. moveo - двигаю.

Специфика. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Диагностика.. Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях:

1. Предпочтение ключевого раздражителя в ситуации выбора.

2. Владение информацией о средствах достижения цели.

3. Сопутствующие психофизиологические реакции (психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения).

4. Сенсорные волны.

5. Ретроактивное торможение.

6. Моторная готовность к достижению цели.

7. Сила нажима при письме.

8. Готовность восприятия в аспекте осознанного интереса - апперцепции.

9. Готовность восприятия в аспекте подпороговых признаков, не связанных с осознанным интересом.

10. Продуктивность произвольной памяти.

11. Продуктивность непроизвольной памяти.

12. Эффект торможения в симультанном восприятии.

13. Латентное научение.

14. Намеренное обучение.

15. Время реакции в ситуации выбора.

16. Конфликтующие действия.

17. Спонтанная активность.

18. Выдержка при достижении цели.

19. Защитные психологические механизмы.

20. Проекция собственных качеств на других.

21. Сферы мышления.

22. Темы фантазирования.

23. Нелогичность мышления (преобладание эмоциональных оснований при классификации).

24. Самооценивание.

Литература. Graumann C.-F. Methoden der Motivationsforschung // Thomae H. (Hrsg.). Handbuch der Psychologie in 12 Bd. Allgemeine Psychologie II. Motivation. Gottingen: Hogrefe, 1965

МОТИВ

1. Состояние возбуждения, которое побуждает организм к действию. 2. Рационализация, подтверждение или оправдание, которое человек представляет как причину своего поведения. Обратите внимание, что это второе, в значительной степени не специальное, значение несет в себе тот же существенный теоретический компонент, что и первое, более специальное, оно характеризует причины поведения. 3. Иногда употребляется для обозначения общей глобальной установки, как, например, во фразе: "Его действия отражают альтруистические мотивы". Подробнее о моделях употребления см. мотивы.

конкретный внутренний побудитель действия человека, обусловленный его интересами и ценностными ориентациями . побудитель поведения, в качестве которого выступает система потребностей .

Отличное определение

Неполное определение

Мотив

то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Изучением проблемы мотивации занимались также представители бихевиоризма и психоанализа. Бихевиористы понимают под мотивом действие любых стимулов, как внешних, так и внутренних, способных вызвать или активизировать поведение. В психоанализе роль мотива приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (3. Фрейд и др.). Известным вкладом в развитие учения о мотиве была разработка идей о субъективно-объективной природе мотива (в частности, понятия о «побудительной силе» вещей К. Левина), о независимости мотива человека от элементарных биологических потребностей (Г. Оллпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен).

В советской психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В мотиве конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой мотив, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способы их удовлетворения. Еще более ярко роль мотива в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, не имеющих аналогов у животных и впервые возникающих лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе мотива противостоит как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу мотивов человека, а, наоборот, развитие мотива человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Первичная форма существования мотива – вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. Впоследствии мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим, а другие – подчиненными, иногда выполняющими лишь функции дополнительной стимуляции (например, собственно мотив труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих мотивов состоит в том, что кроме функции побуждения и направления деятельности они придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

Мотивы могут находиться в различных отношениях между собой и различными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действий; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побуждающие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотива – в выделении главных жизненных мотивов личности. При этом мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным мотивам, так что при определенных условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

План


Введение

1. Психическое понятие мотива

Виды мотивов

3. Роль мотивов в жизнедеятельности человека

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы заключается в том, что поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую субъект при этом приписывает следствиям, определяется присущими ему ценностными диспозициями, которые чаще всего обозначают словом «мотивы».

Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели.

При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «индивид- среда», которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворительнее наличного состояния.

Цель контрольной работы - изучить трансформацию содержания понятия "мотив" в истории психологии.

Задачи работы:

Дать определение мотива;

рассмотреть виды мотивов;

охарактеризовать роль мотивов в жизнедеятельности человека.


1. Психическое понятие мотива


Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.

Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация .

Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне неразлучных связей и изначальной включенности в систему тех детерминант - образа, отношения, действия, личности, которые конституируют общий строй психической жизни. Его "служба" в этой жизни предопределена тем, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, поддерживая энергетическую напряженность поведения на всем пути стремления к ней.

Будучи непременным "запалом" любых действий и их "горючим материалом", мотив издавна выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или неудовольствия), побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д. Переходя от житейской мудрости к научным объяснениям, следует начать со взглядов на мотив в эпохи, когда изучение психологических вопросов считалось занятием для философов .

В период античности была проведена различительная линия не только между чувственным познанием и мышлением, но также между этими разрядами явлений и побуждениями человека. Это отразилось на представлении о различных "частях" (у Аристотеля - функциях) души. Как отмечалось, они изображались разделенными даже анатомически. Пифагор, Демокрит, Платон помещали разум в голове, мужество - в груди, чувственное вожделение - в печени. У Платона это разграничение приобрело этический характер. Он считал разумную душу (она осела в голове, как наиболее близкая к небесам, к нетленному царству идей) высшим достоянием человека. Низкая - "алчущая" - часть души уводит к низменным целям, препятствует благородным мотивам. На разум возлагалась задача "обуздания" этих рвущих человека в разные стороны побуждений. В образной форме Платон описал проблему конфликта мотивов в известном мифе о колеснице, в которую впряжены два коня противоположных цветов - черный и белый; каждый тянет в свою сторону.


2. Виды мотивов


Существует несколько основных видов мотивов.

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив самоутверждения является достаточно действенным побудительным фактором, который руководители пытаются актуализировать у своих подчиненных, усиливая мотивацию к деятельности.

Над молодым специалистом, который не производит впечатления компетентного человека, насмехаются коллеги. Затронуто чувство собственного достоинства, самолюбие юноши, а он хочет, чтобы его ценили, уважали, воспринимали как интеллектуала и специалиста. Стремление самоутвердиться будет побуждать его наверстывать упущенное, совершенствовать свои способности и навыки .

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации. Идентификация с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой

Мотив власти - это стремление субъекта влиять на людей. Потребность во власти - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив .

Мотив власти является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными. Актуализация мотива власти способна, конечно, увеличить общий уровень мотивации и побуждать человека к деятельности. Но принимая во внимание нежелательное влияние этого мотива на личность (и вред для коллектива), следует довольно осторожно (в случае невозможности увеличить силу других мотивов) актуализировать этот мотив.

Процессуально-содержательные мотивы - это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности. В случае же действия процессуально - содержательных мотивов человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

Смысл деятельности во время актуализации процессуально- содержательных мотивов заключается в самой деятельности.

Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию - это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность .

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность и важность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Просоциальные мотивы

К этой группе относятся мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом.

В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственности, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации

Аффилиация - это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение - это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или во всяком случае симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация - это побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать.

Таким образом, негативная мотивация (и наказание в том числе) - достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако он не лишен многих недостатков и нежелательных последствий.


3. Роль мотивов в жизнедеятельности человека


Мотивы играют огромную роль в жизнедеятельности человека, в том числе в деятельности менеджера. Они побуждают и направляют деятельность человека. Мотивы имеют смыслообразующую функцию, они придают личностный смысл целям, действиям, их содержанию.

Также мотивация определяет зону целей. А следовательно, через выбор в этой зоне цели определяется и отбор, выбор собственно действий. Таким образом, мотивы выполняют функцию активации, включают механизмы активации. Среди ролей мотивации следует выделить функцию субъективного окрашивания цели - функцию смыслообразования. Ну и, конечно, мотивы оказывают стимулирующую функцию на деятельность человека.

Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности .

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Если у человека есть стимул делать что-то, то он не просто выполняет рутинную работу, а занимаясь тем, что ему интересно, вкладывает в это всю свою душу, а все потому, что у него есть мотивация, у него есть «его зачем».

Правильно говорят, если человек хочет что-то сделать, то он ищет, как сделать это, если же не хочет, то ищет отговорки и причины, которые позволят ему не заниматься этим. Таким образом, если дать человеку стимул действовать, то он будет делать работу, которой занимается, в разы лучше того, у кого нет стимула.

Если же при этом у него есть еще и огромная мотивация, то он горы свернет, но получит то, к чему идет, не важно, что окружающим задуманное кажется нереальным или невыполнимым, ему на это совершенно наплевать. Просто потому, что он имеет цель, и огромный стимул достичь ее, он не смотрит на преграды и не думает о трудностях, с которыми может столкнуться, и все потому, что он замотивирован, и чем больше его мотивация, тем большего он достигнет.

И все по той простой причине, что у него есть, зачем делать это, как правило, люди, не имеющие стимула делать что-то, делают это спустя рукава, даже если это надо им самим. А если начинают идти к чему-то большему, то, если они не обладают достаточно сильным стимулом, начинают смотреть на преграды и думать, как же мне достичь этого, тут уже начинают появляться отговорки наподобие: «это же так сложно», или, «а вдруг у меня ничего не получится», «вдруг надо мной будут смеяться», «а что подумают обо мне окружающие и те, кто меня знают».

психический мотивация человек

Заключение


Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать следующий вывод.

Мотив - это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям.

В качестве таковых выступают:

а) характер участия в деятельности;

б) время (протяженность) обусловливания деятельности;

в) социальная значимость;

г) факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее;

д) определенный вид деятельности, например учебная мотивация, и др.

Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, требуют существенных изменений в психологии и поведении людей, и без таких изменений проводимые реформы вряд ли дадут желаемые результаты. В ходе соответствующих преобразований люди должны научиться по-новому относиться к тому, что происходит с ними и вокруг них, а для этого необходимо изменить их психологию, и в первую очередь мотивацию социального поведения.


Список литературы


1.Айламазьян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 2011. - № 1

2.Ассев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук. М., 2011.

Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи (авторская разработка психодиагностической схемы). М., 2012.

Горчакова Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -М., 2012.

Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 2012

Оллпорт Г. Личность в психологии. М., 2011.

Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб. - 2012.

Подольский А.И. Психология развития человека: в поисках новых подходов. М., 2012

Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: Практическое руководство. - СПб.-2011.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: