Что было раньше а что сейчас. Карточки для детей

РАНЬШЕ ВСЁ БЫЛО РАНЬШЕ! Перечень того, что раньше было лучше June 13th, 2014

Раньше честные люди были гораздо честнее и женились сразу, без напоминаний!

Раньше все боролись за мир, даже работая на военных заводах!

Раньше порнографические карты были произведением искусства. И продавались в поездах.

Номера телефонов раньше были короче.

Раньше было меньше лошадиных сил. Зато человеческих сил было больше!

Жевательная резинка обладала более устойчивым вкусом. Даже после того, как её по очереди пожевали три параллельных класса и один старший, и ещё завуч немного, жвачка источала апельсиновый вкус и запах!

Старосты в классах имели реальную исполнительную власть!

Злые собаки были добрее.

Раньше пальто и калоши были превосходными, не то что нынешние польта и галоши. Их хватало на всю жизнь!

У ручных пил раньше ручек больше было - аж по две на пилу! И пилить было в два раза сподручнее!

Вёсла были весёлее!

Люди проводили много времени на свежем воздухе, стоя за мясом, молоком, виноградом, водкой и другими витаминами.

Руководители не позволяли себе разводиться у всех на глазах, в перерыве спектакля. Косыгин не позволял себе ничего с Ольгой Корбут.

В трамваях пассажиров развлекали не каким-то Wi-Fi, а компостерами!

Люди раньше все как один интересовались животноводством, надоями, центнерами с гектара, тоннами чугуна, а не тем, что вытворяют руководители в перерывах спектаклей!

Все одновременно переходили к водным процедурам.

Раньше Сталин был, а сейчас его на вас нет!

Дисциплина в стране была жёстче: равнение — ровнее, шеренги — длиннее, а смирно — смирнее. А вот вольно — вольнее не было!

Раньше судьба Второй мировой войны решалась там, где воевал полковник Брежнев, а не рядовой Райан!

Поплавки были тяжелее, и поэтому клевало чаще. Ну и рыба была небалованная.

Оксюмороны раньше были лучше. Например, «горячий снег» или «настоящий коммунист». Или «живой труп»... Сейчас таких не делают.

И вот ещё об оксюморонах: жили раньше хуже, а всё было лучше. Как так? До сих пор непонятно. Всё непонятное, кстати, было лучше непонятно, сейчас многое стало понятно, но лучше не стало.

Раньше всем было понятно, что крутой тот, у кого «Верховина-6», «Карпаты» или «Рига-Дельта»!

Раньше окуни в ванной по две недели жили! Ну ладно, ну дня три-то точно жили! А нынешние до ванны не доживают.

Ложки были больше. Особенно чайные. Как нынешние столовые.

Раньше было томатное мороженое по семь копеек… Противное, но было же!




Утюги были горячее. И шипели громче.

Ногти были вкуснее.

Ноги были длиннее, а груди короче.

Телевизоры были тяжелее.

Горизонт был ближе. Но в то же время — и дальше!

Телеведущие не картавили.

Раньше девушку можно было трахнуть портфелем, и это было нормально.

Волга точно впадала в Каспийское море!

Раньше за варенье и пенье можно было купить военную тайну! Вот какое всё было вкусное! А сейчас тебе за печенье никто даже пароль для Wi-Fi не скажет.

2013 «Красная бурда»

«Окно Овертона» — модель в философии, призванная объяснить направление государственной политики, аспекты общественной жизни через зависимость от общественного мнения: из всех возможных вариантов на уровне государства и общества поддерживаются лишь те, которые попадают в определённый промежуток — «окно Овертона», другие идеи отметаются как слишком радикальные. Изменения государственной политики и моральных норм в обществе связаны со сдвигом окна Овертона в ту или иную сторону. Теория названа в честь автора — Джозефа Овертона (1960—2003), бывшего вице-президента Макинского центра публичной политики. Википедия .

К сожалению Википедия довольно ограниченно описывает, как же работает эта технология. Потому попробуем разобраться более детально.

Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немысливое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

Сильно не пугайтесь - пока это всего лишь кулинарные изделия, но думаю Вы понимаете тенденцию куда мы с вами движемся?

А вот наши "вдохновители":


Думаю представлять их не надо - сами знаете... Хотите попробовать человечинки, а? :)

Ну и уже ставшее "классикой" :)

Но вернемся к нашей статье...

ТЕХНОЛОГИЯ

Ещё раз повторю, Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.


КАК ЭТО СМЕЛО!

Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова.

Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».


ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.


ТАК И НАДО

После того как предоставлен легитимирующий прецендент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»

«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»

«Есть люди, желающие чтобы их съели»

«Антропофилов спровоцировали!»

«Запретный плод всегда сладок»

«Свободный человек имеет право решать что ему есть»

«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»

«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.


В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ

Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»

«Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил.»

«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией педерастии (теперь они требуют называть себя геями). Сейчас на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.


КАК СЛОМАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню. Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.

Нет табу.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий , само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.

Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.


И в завершение данной статьи хочу сказать только одно:

За годы человечество продвинулось далеко вперед в своих изобретениях, облегчающих и делающих удобнее нашу жизнь. А знаете ли вы, что было предком, к примеру, настольной лампы или автомобиля? Давайте подробнее познакомимся с этими изобретениями.

Канделябр - это подсвечник. Раньше не было лампочек и все освещали свечами, даже улицу. Лампу накаливания изобрели лишь в 19 веке.

До изобретения очков люди, которые плохо видят, носили пенсне. Это пара круглых линз в оправе, которые крепятся на носу с помощью прищепки. Другой вариант старинных очков - ларнет, это такие очки на палочке.

До изобретения часов со стрелками люди пользовались песочными часами.

А до автомобилей ездили верхом на лошадях или в повозке.

Печь стала прародителем современных плит газовых и электрических. В печи готовили еду, но главной ее функцией было отапливать помещение.

Еда в печи готовилась в чугунках, а вытаскивали чугунок из раскаленной печи ухватом с длинной ручкой.

Еще в прошлом веке ни у кого не было стиральной машины, на которой можно задать программу и она сама все сделает за хозяйку, а сейчас мы не представляем жизни без этого изобретения. Стирали на стиральных досках в тазу.

И еще несколько картинок:

Действительно, каждый раз, когда слышишь про то, что раньше было лучше, возникает легкое недоумение. Мы прожили много критических и даже трагических ситуаций в нашей общей судьбе. За последние 100 лет были и революции, и коллективизация, и репрессии, и войны, и много чего еще объективно более сложного и худшего, чем нынешнее время, которое по-своему тоже непростое.


Удивительно, но подобные изречения были в ходу и 50, и 100 лет назад и, по-видимому, в течение всего промежутка существования человечества. Следовательно, ухудшается не мир, а почему-то люди воспринимают время как-то по-своему, субъективно. В чем могут быть причины такого восприятия?


Как правило, о том, что раньше жизнь была лучше, говорят те, кто может сравнивать разное время, а значит, люди уже не молодые, как минимум зрелые или даже пожилые. Если рассмотреть их личную историю, то становится понятно, что их молодость попадала на период, который они считают лучшим, потому что молодость - это всегда надежды, избыток сил и веры в жизнь. Может быть, их восприятие, что раньше было лучше, связано именно с личным восприятием того времени, которое совпало с более благополучным периодом их личной истории. Нынешнее же время, которое, по их словам, «намного хуже, чем раньше» просто выпало на тот период в жизни, когда накоплены разочарования, проблемы, соответственно, многое субъективно воспринимается в черных тонах.


Каково бы ни было время, в нем есть свои возможности для развития, равно как и свои сложности. Человек в период молодости может просто лучше адаптироваться и вписываться в свое время, которое потом считает лучшим. Легче решаются вопросы, больше драйва, а многие сложности, которые сейчас понимаются как проблемы, в юности воспринимались как вызов.


Также нужно отметить еще один фактор. Человек формируется той культурой, которая окружает его детстве и, в меньшей степени, в юности. Это - менталитет, ценности, идеалы, особенности взаимоотношений, специфика общения между людьми и многое из того, что присуще именно этому времени. Все эти особенности становятся для него родными и как бы впечатываются в него очень глубоко.


А как быть, если приходит другое время, когда резко меняются нормы, ценности? В этом случае, человек может чувствовать себя ненужным или «не в своей тарелке». Это не его мир, не его культура, он чувствует себя чужаком среди тех, кто только начинает жадно впитывать новое время. Очевидно то, что при этом он чувствует прошедший временной период как что-то более родное и начинает впадает в ностальгию по «хорошим временам».


Каждое новое поколение живет в несколько новом мире по сравнению с предыдущим. Достаточно прочувствовать разницу в восприятии жизни поколения до перестройки и после. Как изменились песни, фильмы, книги, мода?


К тому же на восприятие жизни и своего места в ней влияет и состояние здоровья, которое ухудшается с годами, а значит вносит свой негативный вклад.


Ностальгия может возникнуть и в результате возрастного кризиса, от прохождения которого зависит дальнейшее восприятие себя и окружающего мира.


Таким образом, в этом вопросе ключевым фактором является субъективность восприятия реальности, а не реальное ухудшение состояния нашего мира.

Несмотря на все блага капитализма, моя бабушка продолжает скучать по Советскому Союзу: ведь тогда лимонад был вкуснее, улицы чище, а люди честнее, открытее и доброжелательнее. Наша память опускает ненужные детали типа железного занавеса и цензуры - так работает ностальгия. Что это: психическое заболевание, социальная эмоция или просто свойство романтической натуры?

Мне ближе другой пример: на прилавках обычных и цифровых магазинов появились новые серии игр прошлого - Super Mario и Sonic Generations, которые предназначены явно не для детей, а для тех, кто помнит этих персонажей по приставкам «Сега» и «Денди». Производители пытаются спекулировать на ностальгии, но продажи говорят сами за себя: почему-то дальше светлых воспоминаний дело не идет. Но я ведь точно помню, как круто было играть в Марио и Соника, а самый страшный фильм на свете - «Заживо погребенный» . Почему же неделю назад он шел по телеку, а мне было сначала смешно, а потом дико скучно?

Что такое ностальгия?

Термин «ностальгия» произошел от греческого nostos (возвращение на родину) и algos (страдание), то есть дословное толкование этого слова - тоска по родным местам. Понятие ввел шведский врач Йоханнес Хофер в 1688 году в своей диссертации, когда описывал заболевание солдат, дислоцирующихся в чужих странах. Пациенты были в агонии, но, попав домой, чудесным образом излечились. Подобные случаи повторялись у эмигрантов, тогда врачи и философы объяснили это «передвижением животного духа», который как-то привязан к родной земле.

Ностальгию считали физическим недугом и предлагали лечить разными способами: пиявками или опиумом. Швейцарский исследователь [Жан Старобинский](http://ru.wikipedia.org/wiki/Старобинский,_Жан) в своей книге The Idea of Nostalgia рассказывает о русском генерале, который лечил солдат от ностальгии тем, что закапывал их живьем - чтобы болезнь не распространялась на остальных.

Спустя полтора столетия больных ностальгией тщательно препарировали и не нашли ничего, что указывало бы на физиологическую причину болезни. Поскольку под микроскопом ничего не было, термин пропал из поля зрения медицины лет на пятьдесят, зато стал использоваться в литературе для описания романтических эмоций.

В начале XIX века ностальгию стали считать формой депрессии или меланхолии. Психолог Фрэд Дэвис продвигал эту идею и рассказывал об интересных исследованиях. Пациенты, проходящие тестирование, ассоциировали ностальгию с такими понятиями, как «детство», «тепло» и «старые добрые времена». Стало понятно, что ностальгия не имеет привязки к территории и не является тоской по родине: ностальгия связана со временем - это тоска по прошлому, неважно где, важно когда. За три столетия мы пришли к тому, что ностальгия это не болезнь, а эмоция, вопрос в том, как она влияет на наше психическое состояние.

Как работает ностальгия?

Исследования показали , что человек больше вспоминает те песни/фильмы/книги, которые он потреблял в позднем подростковом возрасте, а не в раннем детстве или после совершеннолетия. Опросы студентов в Саутгемптонском университете показали, что в 40% случаев причина ностальгии - одиночество. Воспоминания о временах, когда человеку было хорошо, служат защитной реакцией при расставании с близкими людьми, которая помогает не только выстоять в момент одиночества, но и выбраться из этого состояния. Ностальгия поднимает настроение и в итоге повышает социальную активность человека.

Самые частые предметы ностальгии - какие-то конкретные события, например, день рождения, отпуск или медовый месяц. Они почти всегда вызывают позитивные эмоции, в моменты ностальгии мы вспоминаем лучшие моменты своей жизни. Бывшая биатлонистка Саша в ответ на вопрос о том, что вызывает у нее ностальгию, ответила так: «Я скучаю по простой спортивной логике, когда ты лучший по результатам и твое лидерство оспаривают только в твоем виде. Когда пловец не спорит с боксером за первое место. Ты либо выиграл, либо проиграл. Вообще, этой черно-белости ужасно не хватает в ситуации, когда ты только и делаешь, что целыми днями различаешь оттенки и смыслы. А еще по сборам и бесконечным тренировкам».

В редакции «Теорий и практик» главными объектами ностальгии стали предметы и места, связанные с детством: козинаки из воздушного риса, тетрис, поездки на дачу с бабушкой, поездки с папой на «Жигулях» с мокрыми после бассейна волосами.

Это вовсе не значит, что раньше было лучше, чем сейчас - просто мы так все запомнили. Если вернуться к предметам воспоминаний, можно серьезно разочароваться, ведь с течение времени изменились вы и весь мир вокруг. Играть в Марио 85 года не так захватывающе, потому что у вас на самом деле давно поменялись интересы, да и лучших способов развлечься достаточно. Зато об этом приятно вспоминать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: