Мифы и легенды об иве. Размножение ивы плакучей

Ива является одним из тех растений, с которыми знакомо большинство из нас. Многим она известна под такими названиями, как ветла, верба, лоза, тальник.

Чаще всего ее можно встретить в средней части нашей страны. Любимыми местами обитания являются влажные участки. Есть отдельные виды, которые хорошо себя чувствуют на болотах. Иногда этот кустарник можно обнаружить даже в лесах, где он выступает в качестве подмеси к другим деревьям.

Описание растения: как выглядит ива

Ива включает в себя большое количество кустарников, которые могут иметь различные внешние признаки. Это семейство представлено около 300 видами, выращиванием большинства которых занимаются целенаправленно. Из особенностей растения стоит выделить прозрачную, сквозистую крону , а также побеги, которые достаточно тонкие и гибкие.

Когда она цветет, на иве формируются мелкие соцветия. Многие виды этого кустарника могут вырастать до 10-15 м, при этом существуют и более впечатляющие экземпляры, чья высота может составлять 30-40 м. Также выделяют карликовые подвиды.

Применение

Ива отлично смотрится в солитерных и групповых посадках. Для оформления рокариев и альпинариев часто используют карликовые виды этого кустарника. Большинство разновидностей отлично выдерживают обрезку, очень часто их используют для изготовления живых изгородей .

Чаще всего иву обнаруживают рядом с водоемами, где они смотрятся особенно эффектно благодаря серебристо-зеленому оттенку листьев, удачно дополняя водную гладь. Большим плюсом этих растений является мощная корневая система, что позволяет их использовать в целях укрепления склонов и предотвращения эрозии почвы.

Лекарственные свойства

Кора ивы высоко ценится в медицине, поскольку из этого сырья готовят препараты для лечения таких специфических болезней, как:

  • артериальная гипотензия;
  • тахикардия;
  • неврозы.

Помимо этого, они обладают жаропонижающими свойствами, способны облегчить состояние больного при ревматизме и избавить от поноса.

В качестве наружного средства препараты на основе коры ивы применяются для лечения воспалительных заболеваний полости рта, а также при повышенном потоотделении. Для лечения экземы эффективными являются ванночки из отвара коры ивы и березовых почек.

  • лихорадочных состояниях;
  • простуде;
  • ревматизме;
  • хронических поносах;
  • болях в желудке и кишечнике;
  • заболеваниях селезенки, подагре;
  • обладает кровоостанавливающим, желчегонным и мочегонным эффектом.

Действенным средством являются отвары при лечении:

  • ангины;
  • заболеваний ротовой полости;
  • белей;
  • варикозного расширения вен;
  • мышечной усталости.

Разновидности

Ива белая

Этому представителю семейства нет равных по высоте, которая составляет 10-12 м, а также неприхотливости. Название этого вида связано с серебристой окраской листьев . Прекрасно смотрится в сочетании с крупными деревьями, имеющими темно-зеленую листву - конским каштаном, вязом или липой. Также уместно посадить это растение на заднем плане, в результате декоративная листва этого кустарника сможет акцентировать внимание на красоте краснолистного клена, барбариса или темной хвои горной сосны.

Ива белая, форма плакучая

Достигая в высоту 5-7 м, этот кустарник выделяется декоративной кроной, которая ниспадает каскадами. Также ее отличают длинные ветви, которые достигают почти самой поверхности земли. Может расти практически на любых почвах, устойчива к отрицательным температурам , отзывчива к влаге. Может расти даже на затененном участке, однако дефицит солнечного освещения негативно сказывается на густоте и декоративности кроны.

Плакучая ива эффектно смотрится не только в виде отдельно посаженного кустарника, но и в составе группы деревьев, тем более, если они высажены по берегам водоемов. Может образовывать прекрасную композицию вместе с другими декоративно-лиственными кустарниками и невысокими хвойными - можжевельником, кипарисовиком, .

Ива ломкая, форма шаровидная

Своей привлекательностью ива кустарниковая обязана кроне, которая имеет правильную шаровидную или куполообразную форму. В процессе роста ракита формирует большое количество стволов, которые у некоторых экземпляров могут вырастать до 7 м. Являясь холодоустойчивым растением, прекрасно переносит даже суровые зимы . Ракита хорошо смотрится не только в виде отдельно посаженного растения, но и в составе групповых посадок. Это дерево можно использовать в качестве фона для других декоративных растений. Особенно красиво выглядит берег водоема, который украшает небольшая куртина или вереница подобных растений. Также нередко на ракиту дерево возлагают функции живой изгороди.

Ива козья, форма плакучая

Декоративный характер этому кустарнику придают плакучие побеги, которые формируются в виде шатра на верхушке небольшого стволика-штамба, достигающего в среднем высоты 1,5 м. За последние годы интерес к ней начинает возрастать, чему в немалой степени поспособствовала доступность зарубежного посадочного материала. Если эту декоративную иву посадить на солнечном месте, то он может сформировать неширокую крону шарообразной формы с побегами, располагающимися вертикально вниз, которые в некоторых случаях могут достигать земли.

Весной, когда дерево начинает цвести, на побегах раскрываются пушистые цветки , в результате ива начинает напоминать собой большие одуванчики. У этого растения прироста по вертикали обычно не наблюдается, превышение по высоте штамба составляет не более 30-40 см. Обычно используют в групповых посадках. Однако этот кустарник приобретает эффектный вид в сочетании с растениями, имеющими отличный оттенок листвы, или когда его сажают вблизи поворотов садовых дорожек.

Уход за этим видом аналогичен любому штамбово-привитому растению. Обязательным для нее мероприятием является обрезка дикой поросли, которая регулярно появляется на столбике под местом прививки. Если этого не делать, то впоследствии привитая часть может погибнуть. Учитывая, что эта разновидность ивы не относится к числу холодостойких, для ее посадки рекомендуется выбирать места, которые имеют хорошее освещение и защищены от ветра.

При выращивании в северном Подмосковье рекомендуется привитую часть саженца подготовить к зимовке . Для этого ее оборачивают нетканым материалом в несколько слоев, например, спанбондом. При выращивании штамбовых растений необходимо позаботиться о соблюдении их вертикальности: для этого рядом в землю вбивают три кола и к нему привязывают растение.

Ива прутовидная

Встречается во многих районах нашей страны, кроме крайнего севера и юга. Представляет собой крупное дерево с большим количеством ветвей, имеющее высоту не более 8 м. Формирует широкую крону, образуемую длинными прутьевидными побегами, которые в первые годы роста пушистые, а впоследствии становятся голыми. Побеги украшают линейно-ланцетные листья с завернутыми краями. Имеют длину не более 10 см, сверху окрашены в тёмно-зелёный цвет. Нижняя часть имеет серебристую окраску благодаря присутствию шелковистых волосков.

У этой разновидности ивы имеется и другое название, которое связано с ее схожестью с листьями конопли. Когда начинает цвести, образуются небольшие сережки длиной до 6 см цилиндрической формы. На этом этапе жизненного цикла кустарник становится очень пушистым, оставаясь таким на протяжении 6-13 дней.

За сезон стремительно набирает зеленую массу, однако жизненный цикл не превышает 30 лет, после чего происходит отмирание. Являясь очень устойчивой к отрицательным температурам, этот вид ивы выдерживает пересадку, обрезку и хорошо чувствуют себя в условиях города. Может расти даже на неплодородных почвах. Благодаря черенкам может образовывать достаточно большие заросли.

Заключение

На сегодняшний день ива считается одним из наиболее известных дикорастущих деревьев, с которым знаком практически каждый из нас. Узнать этот кустарник очень просто благодаря наличию у него длинных ветвистых побегов. Многие владельцы дачных участков часто используют ее в декоративных целях, поскольку благодаря своей неприхотливости она может расти практически везде. Поэтому для поиска саженца необязательно знать, где растет ива. Ее гибкие и прочные побеги прекрасно переносят обрезку, поэтому ее можно использовать в качестве живой изгороди . В то же время она может использоваться в качестве фона для украшения других декоративных кустарников.


Ива вошла в мифы и легенды всех народов. Двойственность ее образа отразилась в противоположных символических значениях, которыми ее наделяли разные народы. Как Древо жизни, она символизирует солнце, долголетие и обилие жизни. Но образ ивы включает и такие символы, как ночь, луна, несчастье, печаль, смерть, похороны.

Ива имеет различные и даже противоположные символические значения. Она с равным успехом посвящалась и луне, и солнцу. Иногда ее изображали в качестве мирового древа или древа жизни (Arbor Mundi)- центра и оси мироздания. Древо жизни помимо всего прочего символизирует долголетие, плодородие и обилие жизни.

Это близко славянскому восприятию ивы. Славяне считали вербу священным деревом, символом непрерывности жизни. Именно это дерево символизировало языческого бога Яpилy.

В буддизме ива воплощает кротость и весеннее обновление природы. Ива — одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Она растёт повсеместно и обладает особой жизнеспособностью.

У даосов благодаря своим гнущимся, но не ломающимся ветвям, это дерево символизировало силу в слабости.

В европейской низовой традиции иве приписывались чары против луны и ведьм.

У американских индейцев ива — святое дерево.
«В знак торжественного пира, Приглашения на свадьбу, Всем соседям ветви ивы В этот день она послала.» Так говорится в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» о матери Гайаваты. Ветки ивы были у индейцев своеобразными пригласительными билетами.

Древние обитатели Мексики считали иву священной. Ива ассоциировалась с богами. Люди молились перед ивами.

Противоположная сторона образа ивы включает такие символы, как несчастье и невежество (у древних евреев), печаль, грусть, смерть, похороны.

В Древней Греции ива посвящалась женским божествам, так или иначе связанным с идеями темных страстей, мрака и смерти (Геката, Кирка, Персефона).
Например, в Колхиде, на пути к золотому руну, Медеей была посажена ивовая роща. На ивы, растущие в этой роще, существовал обычай вешать тела умерших. Под землей в роще Персефоны, владычицы преисподней, тоже растут печальные ивовые деревья. А в мифе о Геракле одна из хранительниц чудесных золотых яблок так горько оплакивала похищенные Гераклом яблоки, что была превращена в иву.

В западной традиции склонившаяся к воде плакучая ива стала символом несчастной любви, печали и скорби.

На языке цветов плакучая ива означает покинутость.
По преданию, именно из вербы можно сделать волшебную флейту, от музыки которой встанут из могил мёртвые.

Ива живет недолго и, как гoвopят, "гибнет cepдцeм", то есть начинает гнить с сердцевины ствола. Поэтому считалось, что сечь ребенка ивовым прутом нeхоpoшo - он перестанет расти (хотя все пороли детей именно ивовыми розгами. Наверно, экзекуторы не слушали в детстве сказок. А может, именно поэтому народ поголовно был раньше таким низкорослым.).
Хлестать ивой живoтнoe - значит, причинять ему особое страдание и унижение.
Ивы, увиденные во сне - предвестие скорого и печального путешествия...
Иву плакучую принято сажать на кладбище в знак печали и скорби.

Из всех деревьев мне ближе всего плакучая ива...
Что-то есть в ней такое завораживающее, таинственное, загадочное. Раскинув свои руки-ветки, склонившись над рекой, смотрит ива в водную гладь и роняет в нее горестные слезы. Но о ком же тоскует ива, кого оплакивает и что за обида так крепко засела в ее прекрасном, большом и чистом сердце? На этот счёт существует множество легенд...

Одна из самых романтических легенд гласит, что вначале ива не была поникшей, а ее ветви весело смотрели прямо в голубое небо, но смерть влюбленной пары так повлияла на её нежную душу, что ветви поникли в печали, да так и не поднялись вновь...

Жили-была на свете прекрасная девушка Сюсян. Деревня, откуда она была родом, располагалась на берегу тихой реки, окруженной ивами. Любимым занятием девушки было приходить к речке и, сидя на берегу, смотреть, как плещется вода.
В один прекрасный день Сюсян встретила у той реки красивого юношу на коне. Молодые люди сразу же полюбили друг друга, да так крепко, что решили отныне всегда быть вместе. Через некоторое время было решено послать сватов к родителям Сюсян, обговорить детали свадьбы и назначить дату.
Однако счастливой истории не суждено было сбыться: предводитель местных разбойников уже давно заприметил юную красавицу. Узнав о предстоящей свадьбе, он не на шутку разозлился и решил убить возлюбленного девушки. Юношу разбойники застали врасплох, когда он в очередной раз охотился в горах, и смертельно ранили молодого человека. Верный конь привез умирающего хозяина к девушке. Перед тем как уйти в мир теней, юноша сказал любимой, что ей нужно бежать: разбойники вот-вот могли найти ее, а защитить любимую парень уже не мог. Сказав это, юноша вздохнул, закрыл глаза и больше не пошевелился.
Плачущая Сюсян, поцеловав любимого, бросилась к ивам, растущим на берегу, и взмолилась о помощи. Просила девушка, чтобы Бог превратил ее в иву и разбойники не смогли ее поймать. Услышал Всевышний молитвы горем убитой девушки и...
Сколько ни искали родители свою милую Сюсян, так и не смогли найти ее следы. Решили они, что девушка погибла. А на берегу той самой реки так и стоит плакучая ива, роняя свои горькие слезы в прохладную воду, все зовет любимого... плачет по любимому и по несбывшейся мечте.

Давным-давно уж это было,
В одном из маленьких селений
Девчонка парня полюбила,
И был он образ из видений.
Он был богатый и красивый,
А она - пастушка молодая.
И был он сердцу её милый,
Но он любил её играя.
Он с детства был помолвлен с королевой,
Ему пастушка не была нужна,
С её наивною душой несмелой,
И недостойною его была она.

Ну, а пастушка, ничего не зная,
Была всё так же сильно влюблена.
Узнав, что замуж вышла королева молодая,
Решила погубить себя она.
И тёмной ночью, твёрдыми шагами-
Направилась к бушующей реке,
Разбившись между острыми камнями,
Она забыла о своей судьбе.

И много с тех пор времени прошло:
Недели, месяцы, века…
На месте смерти дерево взошло,
Чьи слёзы собрала в себе река.

Принц быстро позабыл свою пастушку,-
Остался гордо править в королевстве,
Забыл про речку и про деревушку,
Не рассказал о них своей невесте.

Copyright: Анна Глазунова, 2007
Свидетельство о публикации №207010700300


Материалы для поста взяты с разных сайтов инета

Arisk Priest - О чем плачут ивы

Дремлют плакучие ивы, Тихо склонясь над ручьем...

Русская народная песня

У дорог, ручьев, на берегу рек, озер и прудов или недалеко от жилья часто можно встретить большое раскидистое дерево, достигающее иногда тридцатиметровой высоты. Это ива белая," или ветла. Ветви у ветлы зелено-желтые. Кора и нижняя сторона листьев покрыты шелковистыми волосками, напоминающими белесоватый налет. Вам, наверное, не раз приходилось наблюдать, как в считанные секунды лишь стоит подуть порывистому ветру, крона ветлы из зеленой превращается в серебристо-белую. Если ива растет у воды, то здесь особенно заметно, как тонкие гибкие ветви, словно обессиленные, свисают вниз, кончиками листьев касаясь воды. Быть может, поэтому за ивой прочно закрепился эпитет «плакучая».

В народном поэтическом представлении ива -символ грусти и красоты. В сказках, песнях и легендах многих европейских народов ива уподобляется живому существу. Она говорит и плачет, а если ее рубят, то из нее течет кровь. Как к живому существу, обращены к иве слова русской народной песни:

Ивушка, ивушка Зеленая моя, Что же ты, ивушка, Невесело стоишь? Или тебя, ивушка, Солнышком печет, Солнышком печет, Частым дождичком сечет?

В мифах древней Греции с ивой связано все только грустное и печальное. Например, в Колхиде, на пути к золотому руну, Медеей была посажена ивовая роща. На ивы, растущие в этой роще, существовал обычай вешать тела умерших. Под землей в роще Персефоны, владычицы преисподней, тоже растут печальные ивовые деревья. А в мифе о Геракле одна из хранительниц чудесных золотых яблок так горько оплакивала похищенные Гераклом яблоки, что была превращена в иву.

У американских индейцев ветки ивы были символом мира, дружбы и гостеприимства.

В знак торжественного пира, Приглашения на свадьбу, Всем соседям ветви ивы В этот день она послала.

Так говорится в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» о матери Гайаваты. Ветки ивы были у индейцев своеобразными пригласительными билетами. Символическое значение придавалось 86 также ивовой коре. Кору непременно добавляли в табак трубки мира, которую курили вместе с гостями. Поэтому хозяйка

Тотчас каменные трубки Табаком набила южным, Табаком с травой пахучей И с корою красной ивы.

Год за годом, из поколения в поколение наблюдая за ивой, русские крестьяне подметили, что коли ива рано инеем покрылась, то быть долгой и затяжной зиме. Это примета осенняя. А вот и весенняя, очень важная для земледельца: «Когда с ивы пух летит, сей поздний овес».

«Приживчивое дерево из тычка растет»,- говорится в народной поговорке. Это относится и к иве. Подобно тополю, свеже-срубленный весною ивовый кол легко прорастает. Эту необыкновенную приживчивость ивы в некоторых местах использовали при выращивании глухих живых изгородей. За быстроту роста, а в особенности за красивую форму кроны и мягкий серебристо-зеленый цвет листвы ветлу разводят как декоративное дерево в садах и парках.

Ивовая кора - один из лучших дубителей, применяемых при выделке кожи. Особенно широко применялась она как дубитель в северных районах страны, где, как известно, дуб не растет. На Руси с ивовым корьем выделывался особый сорт кожи-так называемая юфть. В переводе с голландского «юфть» означает «пара». Такое название легко становится понятным, если вкратце

познакомиться с технологией выделки юфти. Две шкуры сшивались вместе, и в полученный таким образом мешок насыпали мелко измельченное ивовое корьё. Мешок зашивали и опускали it воду. Кожа одновременно дубилась и окрашивалась в красно-коричневый цвет. Краснодубная кожа шла на изготовление верха обуви и шорно-седельных изделий.

В красильном деле ивовое корьё применяли для окраски шерсти в коричневый и черный цвета. Из коры, которая оставалась после очистки прутьев, предназначенных для плетения, иногда приготавливали морилку для окраски древесины. Ивовую кору заливали водой, добавляли поваренную соль и уксус, а затем варили. Когда отвар становился темно-коричневым, в него погружали изделие из березы или липы и продолжали варить. Обработанная таким образом береза приобретала некоторое сходство с ценной ореховой древесиной.


Ивовая кора находит широкое применение в медицине. Отвар ивовой коры в народной медицине применяли при лечении простудных заболеваний. Давно было замечено, что сок коры снижает температуру и успокаивает ревматические боли. Сравнительно недавно ученые научились получать из ивовой коры аспирин, который стал теперь одним из самых распространенных лекарств при лечении простудных заболеваний.

Народные умельцы использовали полоски ивовой коры для

плетения. Из них плели посуду, обувь, вили веревки и путы для

лошадей, ткали небольшие коврики.

Ива белая, или ветла,- ядровая порода с узкой белой заболонью и буро-красным ядром. Древесина ядра окрашена неравномерно. На продольных разрезах видны темные и светлые полосы, которые идут вдоль волокон. Граница между ядром и заболонью расплывчатая.

Годичные слои древесины ивы различаются на всех разрезах простым глазом благодаря узкой темной полоске, проходящей на их границе.

Сердцевинные лучи настолько мелкие, что их невозможно различить невооруженным глазом. В древесине встречаются сердцевинные повторения. На поперечном разрезе они представляют собой небольшие светлые пятнышки, а на продольном - светлые черточки.

Ивовая древесина очень легкая и мягкая, мало усыхает и при сушке почти не растрескивается.

В крестьянском хозяйстве ивовая древесина шла на самые различные нужды. В степных районах нашей страны из ивовых кряжей строили бани, амбары и даже жилые дома. Из крупных стволов долбили корыта, водопойные колоды, вытесывали клепки для бондарной посуды, легкие лопаты для хлеба и снега. Из ивовых досок сколачивали легкие и теплые ульи.

Древесина ивы хорошо режется различными режущими инструментами. Поэтому из нее умельцы изготовляли токарную и резную посуду. Пролежав долгое время в воде, древесина

окрашивается в серо-фиолетовый цвет с розовыми и голубоватыми оттенками. В фиолетовый цвет окрашивается также древесина живого дерева, если корни и нижняя часть ствола долго находятся под водой.

Гибкость - одно из самых замечательных свойств ивовой древесины. Трудно отыскать более универсальный материал для плетения, чем ивовые прутья. В старину крестьяне заготавливали ветки ивы так называемым безвершинным способом. У ветлы, растущей недалеко от дома, они спиливали вершину, которая шла на дрова и различные поделки. К осени оставшаяся на корню часть ствола густо обрастала молодыми побегами, годными для плетения. Большую часть прутьев срезали, а к следующей осени на их месте вырастали новые. Примерно так же поступают на современных корзиночных производствах, разводя на специальных участках ивы культурных видов - прутьевидную, пурпурную и другие. Срезанные ветви ежегодно возобновляются. Из тонких годичных веток ветлы крестьяне плели корзины, из двух-трехлетних гнули ободы для бондарной посуды, а из более толстых - дуги для конской упряжи. Если нужно было выгнуть ручку-«палец» для косы-литовки, рубили ветку ветлы толщиной примерно в два пальца, подрезали ее до сердцевины и, осторожно согнув, обжимали черенок косы. Ну а если мастерили туесок из бересты, то и тут не обходились без ивы. Два тонких прутка шли на ободки, а из более толстого кругляша вырезали, 88 а затем гнули ручку. В тех местах, где были распространены соломенные крыши, ивовыми прутьями подвязывали жерди, прижимавшие солому к слегам.

В современном производстве ивовые прутья используются для плетения мебели и разнообразных корзин. Из древесины делают обечайки для сит, пяльцы для вышивания и теннисные ракетки.

Кроме ветлы, в нашей стране произрастает еще более 170 видов ив. Различия между многими видами настолько мало заметны, что их установить могут только специалисты. В обиходе известно лишь несколько видов ив, обладающих яркими и своеобычными внешними признаками и определенной сферой хозяйственного применения. И конечно же, каждый из этих видов получил яркое, запоминающееся, подчас образное название: бре-дина (ива козья), ива трехтычинковая (белотал), или пурпуровая (желтолоз), ива ломкая (ракита), ива пятитычинковая (чернотал), ива остролистая (верба).

Ранней весной, когда в лесу еще не полностью сошел снег и серые ветви деревьев кажутся безжизненными, вдруг где-нибудь у обочины лесной дороги или на краю небольшой поляны яркими желтыми огоньками вспыхнут на солнце цветы ивы-бредины. Здесь вокруг сладко пахнущих золотых шариков суетливое весеннее оживление. Солнце ранней весной обманчиво, и многочисленные шмели и пчелы, мухи и бабочки спешат собрать первые весенние лесные дары: пыльцу, нектар. Ива-бредина - самый ранний медонос. А когда бредина отцветет и оденется листвой, под

ней можно встретить уже непрошеных гостей - овец и коз. До-м.ппние козы настолько большие любители ивовой листвы, что в народе бредину стали называть козьей ивой. Но и промысловые песные животные не прочь полакомиться зимой сухими ивовыми листьями и молодыми ветками, которые егеря заготавливают п.фавне с сеном.

На Кавказе козья ива служила объектом поклонения, как и /фугие священные деревья, ее называли «зеленым крестом». И некоторых местах существовал обычай, обязывающий жениха перед весенним праздником пасхой с четверга на пятницу приносить в церковь ствол ивы с ветками, увешанными разноцветными шерстяными нитками и платками - подарками невесте. Наряженная ива стояла в церкви до праздника. В день праздника пну вместе с ее нарядом торжественно сжигали.

В народной медицине почечные чешуйки, источающие сильный и приятный аромат, применяли как средство от малярии.

Древесина ивы-бредины имеет красновато-бурую или желто-пато-бурую окраску. Мягкая и легкая древесина хорошо режется и полируется. Из-за тонкого ствола ее применяют лишь для мелких токарных и резных работ. Из нее получается хороший уголь для пороха.

Есть предположения, что когда-то в Тверской губернии из ппы-бредины была изготовлена самая первая брёлка - звонкоголосый духовой народный инструмент. А имя свое брёлка получила в честь местного названия бредины, из которой обычно она 89 вырезалась...

Где жмутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод.

Эти стихи А. К. Толстого посвящены лозе, называемой также оелолозом, белоталом, а в науке - ивой трехтычинковой. Этот небольшой кустарник растет по берегам рек, озер и других водоемов почти во всех районах нашей страны. Листья у белотала продолговатые, длинные, узкие и блестящие. Кора зеленовато-желтая снаружи и лимонно-желтая изнутри. Кора лозы - один из лучших дубителей, так как содержит большое количество дубильных веществ - танинов. В медицине из нее получают салицин, который применяется как дезинфицирующее и жаропонижающее средство. «Салицин» в переводе с латинского означает «ива». Его применяют также в производстве желатина, клея, красок и белковых препаратов. Красильщики получают из коры белотала желтый краситель.

Длинные тонкие прутья белотала - ценное сырье для плетения. Они имеют высокую эластичность и хорошо гнутся. У очищенных от коры прутьев белая и чистая поверхность с красивым глянцевым блеском. Мастера охотно применяют прутья белотала для плетения изящных декоративных изделий.

Неокоренный прут идет на различные хозяйственные нужды. Это такой материал, который используют прямо недалеко от места произрастания. Из белотала делают различные запруды, укрепляют плотины и размываемые берега. В степных районах ивовые прутья связывают в специальные маты, которые используют как строительный материал для хозяйственных построек. Из неокоренного белотала плетут тарные корзины и рыболовные верши...

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.

Кто не знает эти стихи, посвященные вербе и весне русским поэтом Афанасием Фетом...

Ботаники называют вербу довольно прозаично - ивой остролистой. Еще зимой почечные чешуйки вербы покрываются пушистыми барашками. В каждом барашке, как в теплой заячьей шубке, дремлет, укрывшись от зимних морозов, сережка. Появляются барашки и на других видах ив. Но на красно-малиновых, словно отполированных до глянца, ветках вербы они более эффектны и сразу же бросаются в глаза. Появление на вербе барашков в пору, когда все кругом еще погружено в зимнюю спячку, казалось человеку маленьким чудом и сигналом к пробуждению природы. Поэтому ветки вербы почитались как символ пробуждающейся природы. Еще древние славяне приписывали вербе волшебные свойства. Считалось, что ветки вербы способны уберечь человека от всяческих несчастий и козней злых духов. Они же оберегали посевы и охраняли скот. Ветка вербы была подобна амулету, который хранили в красном углу избы, но не забывали повесить веточку и на скотном дворе. А весной, когда наступала пора в первый раз выгонять скот в поле, хозяйки ласково похлестывали своих буренушек ветками вербы, специально прибереженными для этого случая. Считалось, что после такого напутствия корова не утонет в болоте, не отравится ядовитой травой, не попадется в зубы волку и, конечно же, будет давать много молока - вкусного да жирного. Вот, оказывается, какой «волшебной» силой обладает высохший прутик вербы. Теперь, конечно, ветке вербы уже не придают мистического значения, но как символ пробуждающейся природы изящная огненно-красная веточка с белыми шелковистыми барашками всегда добрый гость в нашем доме.

В некоторых районах страны, где верба растет в изобилии, гибкие и тонкие ветки применяют для плетения корзин и мебели, а более крупные идут на обручи. Хороши для плетения длинные тонкие корни вербы. Заготовку корней вербы ведут обычно в районе торфоразработок.


Ива вошла в мифы и легенды всех народов. Двойственность ее образа отразилась в противоположных символических значениях, которыми ее наделяли разные народы. Как Древо жизни, она символизирует солнце, долголетие и обилие жизни. Но образ ивы включает и такие символы, как ночь, луна, несчастье, печаль, смерть, похороны.

Ива имеет различные и даже противоположные символические значения. Она с равным успехом посвящалась и луне, и солнцу. Иногда ее изображали в качестве мирового древа или древа жизни (Arbor Mundi)- центра и оси мироздания. Древо жизни помимо всего прочего символизирует долголетие, плодородие и обилие жизни.

Это близко славянскому восприятию ивы. Славяне считали вербу священным деревом, символом непрерывности жизни. Именно это дерево символизировало языческого бога Яpилy.

В буддизме ива воплощает кротость и весеннее обновление природы. Ива — одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Она растёт повсеместно и обладает особой жизнеспособностью.

У даосов благодаря своим гнущимся, но не ломающимся ветвям, это дерево символизировало силу в слабости.

В европейской низовой традиции иве приписывались чары против луны и ведьм.

У американских индейцев ива — святое дерево.
«В знак торжественного пира, Приглашения на свадьбу, Всем соседям ветви ивы В этот день она послала.» Так говорится в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» о матери Гайаваты. Ветки ивы были у индейцев своеобразными пригласительными билетами.

Древние обитатели Мексики считали иву священной. Ива ассоциировалась с богами. Люди молились перед ивами.

Противоположная сторона образа ивы включает такие символы, как несчастье и невежество (у древних евреев), печаль, грусть, смерть, похороны.

В Древней Греции ива посвящалась женским божествам, так или иначе связанным с идеями темных страстей, мрака и смерти (Геката, Кирка, Персефона).
Например, в Колхиде, на пути к золотому руну, Медеей была посажена ивовая роща. На ивы, растущие в этой роще, существовал обычай вешать тела умерших. Под землей в роще Персефоны, владычицы преисподней, тоже растут печальные ивовые деревья. А в мифе о Геракле одна из хранительниц чудесных золотых яблок так горько оплакивала похищенные Гераклом яблоки, что была превращена в иву.

В западной традиции склонившаяся к воде плакучая ива стала символом несчастной любви, печали и скорби.

На языке цветов плакучая ива означает покинутость.
По преданию, именно из вербы можно сделать волшебную флейту, от музыки которой встанут из могил мёртвые.

Ива живет недолго и, как гoвopят, "гибнет cepдцeм", то есть начинает гнить с сердцевины ствола. Поэтому считалось, что сечь ребенка ивовым прутом нeхоpoшo - он перестанет расти (хотя все пороли детей именно ивовыми розгами. Наверно, экзекуторы не слушали в детстве сказок. А может, именно поэтому народ поголовно был раньше таким низкорослым.).
Хлестать ивой живoтнoe - значит, причинять ему особое страдание и унижение.
Ивы, увиденные во сне - предвестие скорого и печального путешествия...
Иву плакучую принято сажать на кладбище в знак печали и скорби.

Из всех деревьев мне ближе всего плакучая ива...
Что-то есть в ней такое завораживающее, таинственное, загадочное. Раскинув свои руки-ветки, склонившись над рекой, смотрит ива в водную гладь и роняет в нее горестные слезы. Но о ком же тоскует ива, кого оплакивает и что за обида так крепко засела в ее прекрасном, большом и чистом сердце? На этот счёт существует множество легенд...

Одна из самых романтических легенд гласит, что вначале ива не была поникшей, а ее ветви весело смотрели прямо в голубое небо, но смерть влюбленной пары так повлияла на её нежную душу, что ветви поникли в печали, да так и не поднялись вновь...

Жили-была на свете прекрасная девушка Сюсян. Деревня, откуда она была родом, располагалась на берегу тихой реки, окруженной ивами. Любимым занятием девушки было приходить к речке и, сидя на берегу, смотреть, как плещется вода.
В один прекрасный день Сюсян встретила у той реки красивого юношу на коне. Молодые люди сразу же полюбили друг друга, да так крепко, что решили отныне всегда быть вместе. Через некоторое время было решено послать сватов к родителям Сюсян, обговорить детали свадьбы и назначить дату.
Однако счастливой истории не суждено было сбыться: предводитель местных разбойников уже давно заприметил юную красавицу. Узнав о предстоящей свадьбе, он не на шутку разозлился и решил убить возлюбленного девушки. Юношу разбойники застали врасплох, когда он в очередной раз охотился в горах, и смертельно ранили молодого человека. Верный конь привез умирающего хозяина к девушке. Перед тем как уйти в мир теней, юноша сказал любимой, что ей нужно бежать: разбойники вот-вот могли найти ее, а защитить любимую парень уже не мог. Сказав это, юноша вздохнул, закрыл глаза и больше не пошевелился.
Плачущая Сюсян, поцеловав любимого, бросилась к ивам, растущим на берегу, и взмолилась о помощи. Просила девушка, чтобы Бог превратил ее в иву и разбойники не смогли ее поймать. Услышал Всевышний молитвы горем убитой девушки и...
Сколько ни искали родители свою милую Сюсян, так и не смогли найти ее следы. Решили они, что девушка погибла. А на берегу той самой реки так и стоит плакучая ива, роняя свои горькие слезы в прохладную воду, все зовет любимого... плачет по любимому и по несбывшейся мечте.

Давным-давно уж это было,
В одном из маленьких селений
Девчонка парня полюбила,
И был он образ из видений.
Он был богатый и красивый,
А она - пастушка молодая.
И был он сердцу её милый,
Но он любил её играя.
Он с детства был помолвлен с королевой,
Ему пастушка не была нужна,
С её наивною душой несмелой,
И недостойною его была она.

Ну, а пастушка, ничего не зная,
Была всё так же сильно влюблена.
Узнав, что замуж вышла королева молодая,
Решила погубить себя она.
И тёмной ночью, твёрдыми шагами-
Направилась к бушующей реке,
Разбившись между острыми камнями,
Она забыла о своей судьбе.

И много с тех пор времени прошло:
Недели, месяцы, века…
На месте смерти дерево взошло,
Чьи слёзы собрала в себе река.

Принц быстро позабыл свою пастушку,-
Остался гордо править в королевстве,
Забыл про речку и про деревушку,
Не рассказал о них своей невесте.

Copyright: Анна Глазунова, 2007
Свидетельство о публикации №207010700300


Материалы для поста взяты с разных сайтов инета

Arisk Priest - О чем плачут ивы

  • Ива (Salix) – деревянистое растение. Ива – это ещё и род семейства Ивовые (Salicaceae).
  • Род Ива насчитывает более 370 видов, главным образом, распространённых в прохладных областях Северного полушария, где ареал распространения ивы заходит за полярный круг. Различные виды ивы называются: верба, ветла, шелюга, ракита (крупные деревья и кустарники, главным образом в западных областях европейской части России); тал, тальник (большей частью кустарниковые виды, в восточных областях европейской части, в Сибири и Средней Азии); лоза, лозняк (кустарниковые виды).
  • Ивы появились на земле довольно рано, отпечатки их листьев попадаются в отложениях меловой формации.

  • Иву используют в безлесных районах как строительный материал (лозоплетение).

  • Кору ивы и прутья некоторых кустарниковых ив используют для изготовления плетёных изделий (корзин, мебели, посуды и прочего).

  • Интересна плакучая ива. Она растет по берегам водоемов. С её листьев капают «слёзы». Что же заставляет ивы плакать? Поскольку ива растет, преимущественно, у водоемов, то корни её погружены в воду, которую ива получает в переизбытке. А воздух возле озера или реки – влажный. Естественное испарение крайне незначительно, вода в листьях задерживается, и от корней вода с полезными минеральными веществами не доходит. В то время, когда корень поглощает больше воды, чем испаряет крона, ива сливает лишнюю воду через листья, то есть «плачет». Этот процесс – выделение листьями капель воды – называется гуттация.

Ещё фото ивы

На этом фото её маленькие "пуховочки" только проклюнулись в ожидании весны. А кругом снег лежит и ещё холодно.

Вот уже они становятся больше по мере развития весны, потепления и таяния снега. Ива, особенно верба, не даром символизирует начало весны.

И вот уже цветет ива, привлекая многочисленных

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: