Какие существовали представления о природе общества. Доклад: Общество и природа, их взаимосвязь


Социальная философия изучает человека и общество. Но они неразрывно связаны с природой. Поэтому одним из первых шагов анализа общества является осмысление его отношений с природой, их многообразия, исторических типов.

Термин «природа» употребляется в нескольких значениях:

1) как синоним понятий «мир», «бытие», «вселенная», «материя»;

2) как сущность того или иного явления (например, природа болезни, электричества и др);

3) как относительно противостоящая обществу естественная среда.

В последнем случае природа - все то, что не является результатом труда человека.

В дальнейшем мы будем употреблять понятие «природа» именно в этом смысле – как совокупность естественных условий жизни человека и общества.

Проблема «природа и общество» сложна и многогранна. Она изучается многими науками. Наша задача – выявить философские аспекты взаимодействия общества и природы.

Материалистическая философия выделяет следующие аспекты взаимосвязей. Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество – результат эволюции природы. Процесс антропогенеза и социогенеза может осуществляться только при определенных природных условиях. Во-вторых, онтологическая связь т.е., связь существования. Природа – основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. В третьих, гносеологическая, духовная связь, связь познания. Природа – предмет познавательной активности человека, а также условие его эмоционально-психологической стабильности.

Какая же сторона – природа или общество – является ведущей в их взаимодействии? Географический детерминизм - философское направление, сформировавшееся в XVIII веке в трудах Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, развитое в XIX веке Г. Боклем, Л.И. Мечниковым – утверждало, что ведущая роль принадлежит природе, ландшафту, климату, и т.д. Современный материализм считает, что при всей своей важности природные факторы не играют определяющей роли в историческом развитии, так как их воздействие на общество имеет опосредованный характер. Что, в каких объемах и с какими последствиями берет общество у природы, определяется развитием самого общества: уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений, особенностями социально-политического устройства, состоянием культуры, законодательства и т.д. Например, уже в законах роста народонаселения проявляется ведущая роль социальных факторов. Так, уровень рождаемости в стране определяется не естественной способностью к деторождению, а уровнем развития экономики, культуры, образованности женского населения, состоянием медицинского обслуживания, национальными, религиозными, семейными традициями и др.

Опосредованная зависимость общества от природы ярко проявляется при анализе исторических этапов взаимодействия природы и общества.

I этап – присваивающий, когда слаборазвитое общество берет у природы главным образом готовые к употреблению предметы, вещества.

II этап – переход от присваивающей экономики к производящей, когда человечество начинает развивать скотоводство, земледелие, плавить металлы, развивать ремесла.

III этап – индустриальный – характеризуется переходом к массовому производству. Основной задачей науки и техники провозглашается господство человека над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и счета.

Потребительская практика в отношениях общества и природы привела к возникновению в них дисгармонии. В середине XX века стал очевидным экологический кризис, создающий угрозу существованию самого человека как биологического вида: загрязнение воздуха, воды, почвы и т.д.; нехватка ресурсов (металлов, угля, нефти, газа, чистой воды и т.д.); исчезновение многих видов животных и растений; уничтожение лесов – «легких планеты»; глобальное потепление климата, озоновые дыры; ухудшение здоровья населения; деградация генофонда и т.п.

Истоки современного экологического кризиса: быстрый научно-технический прогресс; расточительное потребление природных ресурсов; экспоненциальный рост народонаселения; особенности сознания современного человека (его потребительская ориентация, вещизм), отношение к природе, растениям, животным как к созданным лишь для блага человечества.

Озабоченность экологией – характеристика массового сознания многих государств. Изменилось отношение к этой проблеме. Если 10 лет назад в состоянии экологии люди видели лишь угрозу самой природе и ее красоте, то сегодня - своему здоровью и благосостоянию. Успехи в экологической политике отдельных стран, например Германии, Голландии (переход к чистому производству, ресурсо- и энергосберегающим технологиям, частичной деиндустриализации тех секторов, которые нельзя сделать чистыми), не решают проблему в целом. Между тем, чужой природы нет. Природа едина, и она накануне катастрофы.

Человечество сегодня стоит на пороге нового этапа взаимодействия общества и природы, который связывают с понятием «ноосферы» (от греч. nous – разум) – сферы разума. Понятие, введенное в научный оборот Ле-Руа, активно использовалось Т. де Шарденом, получило материалистическое истолкование в работах В.И. Вернадского. Ноосфера – высшая ступень интеграции всех форм существования материи, результат человеческой деятельности, перестраивающей биосферу в интересах человека, берущего на себя ответственность за эволюцию биосферы в целом. Но это не власть над природой, подобная власти завоевателя над чужим народом, а коэволюция, параллельное развитие, переплетение, взаимодействие эволюции человека и всего живого. Иными словами, в концепции ноосферы воплощается идея необходимости разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Географическая среда; географический детерминизм; коэволюция; ноосфера; основные типы взаимодействия общества и природы; основные виды связей общества и природы; природа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.3.1. Что такое коэволюция?

7.3.2. Что такое природа с точки зрения философии?

7.3.3. Кто ввел в научный оборот понятие «ноосфера»?

7.3.4. Как современная наука называет всю поверхность земли?

7.3.5. Какую роль играет природная, географическая среда в жизни и развитии общества с точки зрения географического детерминизма?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какой взгляд (диалектический или метафизический) содержится в следующем высказывании: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это несправедливо...Природа и общество - две главы одного романа»?

2. Назовите основные аспекты взаимосвязей общества и природы.

3. Отражением какого социально-философского направления являются мнения: «Немецкие войска были разбиты не противником, а пространством» (А. Гарт), «...грязь, в которой застрял германский транспорт за линией фронта, спасла Москву» (Ф.С. Фуллер)?

4. Какая теоретическая модель построения общества выражена в утверждении: «Судьбы народов и стран записаны на географической карте - надо только уметь ее читать» (В. Кузен)?

5. Кому принадлежит высказывание: «Слишком расточительная природа ведет человека как ребенка на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не область тропического климата, с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала»?

6. Что такое географический детерминизм?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно-социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

Природа, в предельно широком значении - все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие "природа" выступает как синоним понятий Вселенная, материя, бытие, объективная реальность.

Общество - в широком смысле используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Простейшими из известных современной науке форм материи являются элементарные частицы и поля, составляющие космическую среду. Определенные виды элементарных частиц (нуклоны) формируют атомные ядра, а последние, вместе с электронами, - атомы, т.е. химические элементы. На планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции еще более высокой ступени развития материи - органического мира. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей средой, оказывает обратное организующее и преобразующее влияние на эту среду. По мере развития органического мира возникает особая планетная оболочка - биосфера, включающая живое вещество как организующий элемент и неживое, охваченное его влиянием, возрастающим в процессе эволюции (это проявляется, в частности, в установленном В.И. Вернадским росте биогенной миграции химических элементов).

Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе.

Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп.

Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина "природа" в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане - синоним природной среды (на земном шаре - географической среды).

В эволюции процесса взаимодействия природы и общества можно выделить ряд крупных этапов. На раннем этапе формирующийся человеческий род, подобно всем животным, непосредственно присваивает готовые продукты. На последующем этапе, который можно назвать допромышленным (древняя и средневековая история) на основе стихийного использования природных ресурсов происходит медленное развитие производительных сил. На промышленном этапе эволюции наступает качественный перелом во взаимоотношениях природы и общества, который связан с тем, что природные ресурсы перестают быть практически неисчерпаемыми. Общество переходит от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов, т.е. производству благоприятных для человека природных условий.

Формирование особой, организованной человеческим трудом естественно-исторической среды - сферы взаимодействия природы и общества - существенная черта качественного перелома в их взаимодействии.

В 20 в. понятие о сфере взаимодействия природы и общества под различными наименованиями (техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера), получило развитие в различных отраслях знания. Понятие ноосфера (греч. нппт - разум), употребляемое Владимиром Вернадским, подчеркивает важнейшую сторону следующего процесса: первостепенную активную роль сознания, науки в процессе взаимодействия природы и общества (преобразование одного другим, даже - подчинение, но в целом - противопоставление). В становлении ноосферы, наряду с научно-техническим, первостепенную роль играет социальный фактор. Ноосфера, рождаясь в рамках планеты, по своей сути - не планетная, а космическая (по социальному охвату природы) область. Появление общества отнюдь не подразумевает коренного преобразования самих законов природы - "... на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой,... что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять" (Энгельс, "Диалектика природы"). То есть господство, подчинение природы человеческим обществом происходит не за счет изменения ее законов, а за счет знания их и умения ими пользоваться в своих целях, что стало пониматься равносильным власти над природой (ее управлением). Сам человек - биосоциальное, или природно-общественное, существо, и в той мере, в какой он подчиняет или преобразует природу, он в той же мере воздействует и на свою природу (тело) своим сознанием (разумом). Разум (в форме языкового, логического мышления) в человеке является выражением общественной силы (истории), которая начинает значительно изменять саму природу человека (теория культурно - исторического развития Выготского) путем перевода его биологических свойств в биографические (социальные; напр., физическая память заменяется логической, физическая сила интеллектуальной).

К такому пониманию природы человек приходит в ходе своей истории. Формы восприятия природы можно указать в плане ее философско-научного осмысления:

Античность: Природа понималась как подвижное, изменяющееся, самодвижущееся целое; человек мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом - душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу (полагают, что такие воззрения на природу, ее подчиненное положение и неразумность были использованы гораздо позднее и в другую уже эпоху (индустриальную и постиндустриальную) для оправдания вмешательства человека в природу и стремление ее преобразовать, очеловечить, подчинить, завоевать).

Эпоха Возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе.

В двух основных смыслах. В широком смысле - это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле - это совокупность материальных систем, которая относительно противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять.

Общество - это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является.

Во-первых, человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции.

Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой.

В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы.

В-четвертых, как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития.

В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком.

Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда». При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь.

Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье , Г. Бокль , Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом». Согласно им именно географические условия (климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов) оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни.


Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых, не является определяющей и, во-вторых, исторически меняется.

Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая характеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. При этом культура включает в себя как вещественно предметные и духовные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные способности и возможности, являясь показателем развития творческих сил общества и человека.

Во многих современных определениях культуры высказывается мысль, что культура - спееифический способ развития социальной жизнедеятельности человека, представленный в продуктах материальной и духовной деятельности. Однако культура включает в свое содержание не только деятельность и ее результаты, но также их оценку человеком, как и оценку собственных творческих способностей сквозь призму своих идеалов, целей, установок. Таким образом, ценностная ориентация является важным компонентом культуры.

Культура - сущностное, родовое качество человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим базисом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой жизнедеятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни. При этом, используя свой потенциал, человек не только производит культурно-предметный мир, но одновременно созидает и развивает самого себя, выступая тем самым как творцом культуры, так и ее творением.

В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальную и духовную. Первая связана с предметно-практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает формы, способы и результаты деятельности по созданию духовных ценностей, проявляя себя в науке, образовании, искусстве, нравственности, различных формах художественной деятельности и т.д.

Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность науки, системы образования, других видов духовно-творческой деятельности). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными, нравственными и художественными характеристиками производителей.

Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями,ставят между ними знак равенства. Однако такое отождествление вряд ли можно считать правомерным, ибо в этом случае полностью из культуры исключается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством.

Общества нет там, где нет культуры (как, впрочем, и наоборот). Как культура, так и общество - целостности надбиоогические, их основа - единство культурных норм. В культуре аккумулируется накопленный человечеством опыт жизнедеятельности. Благодаря приобщению к ней происходит усвоение данного опыта. Так люди включаются в систему общественных отношений.

Опыт человеческой жизнедеятельности осваивается каждым новым поколением людей в упорядоченной и организованной форме, как определенная программа. Однако деятельность человека не является автоматическим, бессмысленным воспроизведением уже имеющегося опыта. Культура не навязывается индивиду, а усваивается им, а будучи усвоена, служит основой его будущей деятельности, в том числе и по производству новых форм культуры.

Осмысление культурного опыта находит выражение в определенных идеях. Они составляют смысловой пласт культуры, ту ее часть, которая содержит ответы на вопрос «для чего» осуществляется деятельность. Они выступают в форме общественного и личного идеалов, становятся внутренними мотивами деятельности людей.

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

1. О природе и сущности человека

Человека изучают много областей современной науки: антропология, анатомия, физиология, психология, педагогика, юриспруденция и др. Философия в этом цикле человековедческих дисциплин играет особую роль, давая синтетическую картину человека и выделяя понятия природы человека и его сущности, являющиеся центральным для философской антропологии, т.е. области философии, направленной на постижение феномена человека. Эти два понятия, на первый взгляд, близки между собой, однако различаются в философской антропологии .

Говоря о природе человека, мы прежде всего стремимся постичь отличия человека от естественного бытия и, прежде всего, от животных. При этом и бросается в глаза двойственность человеческой природы, в связи с чем она характеризуется в современной философии как биосоциальная. Ведь будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. Он принадлежит к разным мирам одновременно - природе и обществу, телесному и духовному.

Двойственность человека, его принадлежность одновременно и к миру природы, и к миру общества, осознавалась уже на ранних этапах человеческой истории в понятиях «тело» и «дух». Каждая эпоха по-своему понимала их специфику. Это имело огромное значение для осмысления таких явлений в жизни человека Жизнь, Смерть, Болезнь, Страх, Вера, Эрос, Эти понятия относятся к экзистенциальным сущностям человеческой жизни.

Строго говоря, в человеке можно выделить три автономных пласта: биологический, психический и социальный. Биологический выражается в физиологических, генетических, нервно-мозговых и некоторых других процессах, идущих в организме человека. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Социальное основание человека выделяет тип его взаимосвязей в обществе, исторические типы личности, межличностные контакты. Ясно, что ни один из этих аспектов по отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности..

Как биологическая единица человек представляет собой организм. Однако человек есть не только организм. Он субъект разнообразных социальных отношений! Но исследуя его лишь как социальную единицу, мы потеряем его связи с природой, Космосом, Универсумом. Организм и личность - две нераздельные стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к истории человечества, к культуре.

Понятие же сущности человека выражает то, что определяет его основное качественное отличие по отношению к этой действительности. В истории философии в качестве таковой рассматривались и разум, и речь, и мораль, и целый ряд других особенностей человека как рода. Однако все они не даны человеку с рождения, а являются, результатом общественной жизни человека, его «вхождения» в систему общественных отношений, появление и развитие которых связано с переходом наших животных предков от приспособительного к практической, преобразовательной деятельности и ее дальнейшим историческим развитием. Это и нашло свое отражение в Марксовом определении сущности человека как совокупности (ансамбле) всех общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи.

Преобразуя окружающую его действительность, человек создает «вторую», очеловеченную природу - мир культуры. При этом он проявляет себя как разумный и свободный, ибо способен действовать «по меркам любого вида» и творить не только по законам целесообразности, но и по законам красоты.

Разумеется, в каких-то частных исследованиях может быть допущено известное смещение акцентов анализа в сторону либо биологического, ибо социального начал в человеке, но в целостном философском анализе его природы и особенно сущности следует исходить именно из единой основы человека. В противном случае наблюдается явный крен в сторону абсолютизации биологической составляющей человека (биологизаторские концепции) или социальной его составляющей (социологизаторские концепции).

Примером тенденции к биологизаторству могут служить работы австрийского психотерапевта Зигмунда Фрейда , который выделил три основных пласта структуры личности и психики человека: первый, самый мощный (ОНО) находится за пределами сознания, сохраняя прошлый опыт, биологические влечения и страсти, неосознанные эмоции (бессознательное). Здесь доминирует половой инстинкт (Эрос), как созидающее начало, и неосознанное влечение к смерти (Танатос) - разрушающее начало.

На этот базис надстраивается слой ЭГО (Я), включающий сознание конкретного человека. Третий пласт - СУПЕРЭГО (сверх-Я) - выработанные в обществе идеалы, социальные нормы, правила и запреты. В ответ на греховные неосознанные побуждения ОНО терзает Яупреками, чувством вины. Как видно, идеи З.Фрейда не лишены смысла, они верно затрагивают малоисследованные слои человеческой психики, мотивации поведения, однако сама мысль о первичности и управляющей роли бессознательного в человеческом поведении является малообоснованной.

Другая крайность - социологизаторство - в немалой степени была представлена в учениях французских просветителей XVIII в., рассматривавших человека как продукт общественных обстоятельств и воспитания. На практике (и это хорошо было видно в нашем недавнем историческом прошлом) такое понимание закономерно приводило к излишнему увлечению процессами воспитания человека в определенном направлении, преувеличению роли общественного воздействия на него при явно недостаточном внимании к проблемам нормального биологического и психологического развития людей.

Некоторые философы приписывают такой подход и марксистской концепции человека, Однако К. Маркс сам подверг резкой критике его за непонимание активной роли самого человека в своей самореализации. Он отмечал при этом, что его представители не понимают или забывают, что обстоятельства изменяются самими людьми, а воспитатель сам должен быть воспитан.

Обосновывая марксистскую диалектико-материалистическую концепцию социальной сущности человека, следует обратить внимание на то, что, признавая действительную сущность человека в его общественной жизнедеятельности, не надо забывать, что «бытие людей есть результат того предшествующего процесса, через который прошла органическая жизнь» (Маркс).

В современной философии нет существенных разногласий по этому Марксову положению. Большинство ученых согласны и с тем, что развитие, как общества, так и человека в нем идет главным образом по законам не природным, а социальным, Поэтому сущность, как, впрочем, и природа человека, несомненно, социальны. Однако при этом нужно обязательно подчеркнуть, что социальное ни в коем случае нельзя понимать как нечто, хотя и вышедшее из природного, но в дальнейшем обособившееся от него, самодовлеющее и мистифицированное.

Иначе говоря, как какие-то, существующие вне деятельности реальных людей и господствующие над ними общественные отношения. Такое понимание действительно требует особого учета биологического фактора при анализе природы и сущности человека, поскольку в нем явно просматривается социологизаторский подход. Но дело состоит в том, что сами общественные отношения есть и результат, и форма деятельности живых людей, преследующих свои цели и удовлетворяющих свои многообразные потребности. В числе этих потребностей генетически первичную и содержательно далеко не последнюю роль играют потребности человеческого организма.

Социальное, таким образом, следует понимать как высший из известных на сегодняшний день уровень развития материи, в котором «снимаются» все низшие, в том числе и биологический, выступающий необходимой предпосылкой и важнейшим условием существования и развития социального.

2. Предназначение человека, его ценности и смысл жизни

По этой проблеме существует два принципиально различных решения. Первое - объективистское. В его основе лежит представление о изначально непоколебимом Миропорядке, в котором уже заранее предначертаны все акты любой общественной и личной судьбы. Миром управляет Бог, Дух, Разум, законы Природы и т.д., а человек должен лишь осознавать это и найти «зазор» для относительной своей самостоятельности, которую он и будет считать свободой. Второе решение - субъективистское. Оно во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество.

В «чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции. В реальной же жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром субъективных творческих потенций. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект и как субъект, как уникальное и неповторимое создание и природы, и общества.

И.Кант сформулировал три основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?

Человек не имеет заранее определенной жесткой программы своей жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными, правовыми и другими запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе ответственности и совести. Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, создает мир идеалов и ценностей.

Ценности - это значимые для людей объекты. Ценностное отношение формируется в процессе производственной деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей, идей. Основной ценностью при этом выступает сам человек при всем многообразии его жизни и деятельности. Вещи являются вторым феноменом мира ценностей. Но сами по себе, в ценностном отношении они нейтральны, ибо ценностное отношение к возникает всегда в том или ином социальном контексте. Идеи относятся к сфере духовных ценностей, составляя ее основу.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Моральные и эстетические ценности считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей: гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Система наивысших для человека ценностей, определяющих его отношение к миру, реализующееся в поступках, и составляет смысл жизни . Содержание смысла жизни человека не остается неизменным, оно не может не меняться с возрастом, с ростом опыта и знаний и даже общественного положения. Оно не остается стабильным и с позиции общественной его оценки, в том числе и в истории. В разных типах культур давался разный ответ на вопрос: в чем смысл жизни человека?. Для одних, это постижение Бога и таинств, для других - общественное служение, для третьих - забота о ближних...

На первый взгляд, весьма привлекательной является позиция, согласно которой смысл жизни человека состоит, прежде всего, в труде на благо общества. Тем более, что в советский период развития нашей страны такой подход усиленно проводился всеми пропагандистскими средствами. Однако при этом как бы забывается собственно развитие самого человека как самостоятельной и целостной личности. Его пытались превращать в послушный винтик общественного целого, манипулировать им в каких-то произвольно заданных «социально-значимых» целях.

В современных условиях многие мыслящие люди так или иначе приходят к идее о том, что смысл жизни - в полноте творческой самореализации человека. А именно, в деятельности продуктивной, сознательной, утверждающей в человеке чувство хозяина своей судьбы, порождающей в нем уверенность в полноте бытия, в осмысленности и оправданности своего существования.

Таким образом, при всех зигзагах исторического развития человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Конкретные смыслы жизни могут меняться в ходе развития человека, главное - творить, реализовываться, развиваться, не стоять на месте.

3. Личность: свобода и ответственность

Рассмотрение проблемы логично начать с уяснения самого понятия «личность», для чего следует соотнести его с такими на первый взгляд близкими к нему понятиями «человек», «индивид» и «индивидуальность». С помощью данных понятий человек характеризуется сначала как особь, затем как уникальность (проявляющуюся во всем богатстве его особенностей), в последней своей ипостаси, выступая в качестве личности, человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений.

Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но реально влияет на поведение человека. Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества.

Человек учится выполнять особые социальные роли, которые имеют ярко выраженный культурный контекст и сильно зависят от стереотипов мышления. В европейской традиции становление личности шло через этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности, корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

Однако процесс становления и развития личности происходит не только за счет социализации, но и путем индивидуализации. Об этом долгое время очень мало писалось в нашей философской литературе. Вместе с тем сегодня вполне понятно, что без полноценной индивидуализации просто невозможно становление нормальной развивающейся личности. Ведь личность ценна не только как социальное существо, но и как индивидуально-самобытное, уникальное.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно. Однако подлинный смысл человеческой уникальности связан более с внутренним духовным миром человека, чем с его внешними биологическими характеристиками. Уникальные черты личности связаны как с наследственными особенностями (дарования, тип характера), так и с неповторимыми условиями микросреды, в которых формируется личность.

Все это создает неповторимый личностный опыт. Индивидуальность есть не простая механическая сумма всех особых характеристик личности, но их сплав, устойчивая система. Она не имеет завершенного характера, ибо в течение своей жизни человек постоянно развивается, совершенствуется. Сегодня вполне ясно, что разнообразие человеческих индивидуальностей - принципиальное условие успешного развития современного общества.

В структуре личности можно выделить:

1) физическую личность или «физическое «Я» как телесную организацию человека, основывающуюся на телесных свойствах и самоощущениях;

2) социальную личность, складывающуюся в общении людей и вырастающую из системы социальных ролей;

3) духовную личность - внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение, образуя определенные социальные типы личностей.

Можно выделить также определенные социальные типы личности:

Деятели, для которых характерны активные действия, выражающиеся в изменении мира, других людей и самого себя;

Мыслители, мудрецы, которые приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять;

Люди чувств и эмоций, гениальные прозрения которых зачастую опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов;

Люди, сделавшие делом своей жизни милосердие, они характеризуются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека и желанием служить людям.

Естественно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поля его деятельности - это результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом, соотношение свободы и ответственности в ее социальной деятельности.

Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями.Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: этическом, политическом, экономическом и др. Философский аспект связан с решением вопроса о том, насколько детерминирована и самоопределяема личность в своих поступках. В ответе на данный вопрос сталкиваются две противоположные концепции - социального детерминизма и индетерминизма. Жаркие споры между представителями этих концепции не утихают еще со времен античности.

Первая из указанных концепций исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь полностью определяет как мысли, так и поступки личности. Такая позиция фактически ведет к фатализму, т.е. вере в судьбу. Вторая же концепция полностью или частично отвергает такую детерминацию, считая, что действия личности зависят прежде всего от его свободной воли, что ведет фактически к волюнтаризму, т.е. к оправданию своеволия, доходящего до произвола.

Пытаясь преодолеть сложившееся противоречие, Спиноза в свое время определял свободу как познание необходимости: чем полнее и глубже познает личность закономерности окружающей его действительности, тем более свободна она в выборе своих действий. Гегель с диалектических позиций преодолел метафизическое противопоставление необходимости и случайности, показав, что случайность - не продукт нашего незнания, а существует объективно и является формой выражения необходимости, ее дополнением.

Используя эти положения классиков философии, диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает ее строго детерминированной системой реальных объективных возможностей. В границах этих возможностей личность свободна делать свой выбор. Иногда это ведет к диаметрально противоположным последствиям. Но это всегда выбор самой личности, которая должна нести за него ответственность (политическую, экономическую, правовую или нравственную) перед обществом и перед собой. Мера такой ответственности может оказаться чрезвычайно большой.

Провозглашая высшей ценностью права и свободы человека, правовое государство обязуется их соблюдать и защищать. В свою очередь каждый гражданин имеет обязанности перед другими людьми, обществом, государством, поскольку как без прав нет и не может быть обязанностей, так и без обязанностей нет и не может быть прав в нормальном обществе.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов:

Это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой;

Это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в свой мир;

Человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы;

Отношения совпадения интересов личности и общества в обретении свободы.

От гр.: a - не и gnosis - знание

От лат. transcendere - выходящий за пределы чувственного опыта.

От гр. apologias - оправдание, защита

От лат. pater - отец

От гр. teos - бог и logos - учение, т.е. богословие.

От лат. schole - школа

От лат. realis - действительный.

От лат. nomina - имя, название.

От гр. theos - Бог, kratos - власть

От лат/ humanus - человеческий.

От гр. рan - все, theos - Бог

От гр. empeiria - опыт.

От лат. induktia - наведение.

От лат. ratio - ум, разум.

От лат. deduktio - выведение.

От лат. sensus - ощущение.

От лат. apriori - до опыта, изначально

Название происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, умеющего истолковывать волю богов.

От лат. verus - истинный и facio - делать

От лат. falsus - ложный и facio -делать

От гр. paradeigma - пример, образец

От гр. nous - разум и sphaira - сфера

От гр. «антропос» - человек, лат. «социум» - общество, гр. - «генезис» - происхождение, развитие. - триединый взаимосвязанный процесс возникновения человека и общества.

От лат. «скепсис» - сомнение

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Рубрика (тематическая категория) Философия

Природа в философии принято понимать как всœе сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Об­щество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общест­ва с природой принято понимать как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой по­нимается всœе сущее, в узком смысле она воспринимается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа - это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возмож­ностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.

В философском плане природа, прежде всœего, соотно­сится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человече­ской деятельности.

Понятие ʼʼбиосфераʼʼ для обозначения живой оболочки земли ввел в 1868 ᴦ. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гᴦ. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундамен­тальную концепцию биосферы и ввел понятие ʼʼноосферыʼʼ, сферы разума, преобразующего планету. Составными час­тями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

Общество также имеет свои составные части:

Лнтропосфера - сфера жизни людей как биологиче­ских организмов.

Социосфера - область общественных отношений меж­ду людьми.

Биотехносфера - область распространения техниче­ского влияния человечества.

Взаимоотношение природы и общества - вечная и всœе­гда актуальная проблема философии и всœего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человека). В 20-м столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце 19 в. появи­лись первые признаки ухудшения качества биосферы вслед­ствие развития техногенной цивилизации. Это стало нача­лом эры покорения природы. Природа стала рассматривать­ся человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В ре­зультате произошедшей в 20 в. научно-технической рево­люции антропогенное влияние приблизилось к катастрофи­ческому порогу.

Главная проблема антропологического влияния - несо­ответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим воз­никает экологическая проблема - проблема охраны окру­жающей среды от разрушительного влияния человека.

Основные проблемы экологии: истощение недр, загряз­нение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы - проблема социальной экологии - охрана чело­века, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического прогресса.

Особая проблема при взаимодействии человека и при­роды - проблема народонаселœения, которая с течением вре­мени приобретает всœе более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект - рост насе­ления - ведет к усилению эксплуатации природы; числен­ность населœения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности! населœения и его потребностями, не хватает материальных! средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населœения.

Большинство этих проблем приняло глобальный, обще­планетарный характер, выйдя за рамки государственных границ. Οʜᴎ представляет собой общечеловеческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного госу­дарства

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА" 2017, 2018.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: