Как могли сбить в сирии наших вертолетчиков и почему они - герои. Кого потеряла российская авиация на ближнем востоке Смотреть как сбили вертолет в сирии

Оценка экспертов расходится с данными Минобороны. Судя по видео, это был не Ми-25, а МИ-35М. И подбита машина была не во время возвращения, а во время работы по целям

Двое российских военных пилотов-инструкторов погибли в Сирии в районе Пальмиры. Это официально подтвердили накануне в Минобороны России, заявление ведомства цитируют СМИ.

«8 июля Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгин совершали полет на вертолете Ми-25 в провинции Хомс. В это время восточнее Пальмиры крупный отряд боевиков ИГИЛ (запрещена в России) атаковал позиции сирийских войск и стал продвигаться вглубь района, создав угрозу захвата господствующих высот. Экипаж получил запрос от сирийского командования группировки на поражение наступающих боевиков. Израсходовав боекомплект, при развороте на обратный курс, вертолет был подбит террористами и упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии».

Качество ролика позволяет разглядеть, что сбитый вертолет, скорее, относится к типу Ми-35 — на это указывают стойки шасси, которые у тридцать пятого не убираются, в отличие от его предшественников Ми-24 и экспортного Ми-25.

Боевой вертолет получил попадание в хвостовую балку и потерял управление. Перед попаданием вертолет вел огонь. На видеозаписи виден также второй вертолет аналогичного типа. По данным «Интерфакса», вертолет был обстрелян из американского тяжелого противотанкового ракетного комплекса TOW.

С видео ознакомился главный редактор журнала «Арсенал Отечества» и член экспертного совета военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский.

главный редактор журнала «Арсенал Отечества» «Я смотрел кадры. Был сбит российский вертолет Ми-35М. Но они не возвращались, он был подбит во время атаки целей. Ведущий был сбит. Работали парой традиционно. По поводу того, чем был сбит — я считаю, не противотанковой управляемой ракетой, не ей. Теперь какие меры могут быть приняты. Там есть одна особенность: когда осуществляется непосредственная авиационная поддержка войск, должно быть плотное взаимодействие между наземными силами и боевыми вертолетами. Нормальной подготовки и нормального взаимодействия не наблюдается. Вообще говоря, работа вертолетов на предельно малых высотах, на переднем крае — это опасная работа традиционно. Тщательнее надо осуществлять планирование боевого применения вертолетов и улучшать взаимодействие с наземными войсками — с сирийской армией».

Как отметили в Минобороны, резервных подразделений сирийских войск для переброски и сдерживания наступления террористов на данном направлении не было. Погибшие летчики представлены к государственным наградам. Родные пилотов, вертолет которых был сбит в Сирии, получат страховое возмещение в размере двух млн трехсот тысяч рублей от компании «Согаз», сообщил ТАСС.

На сегодняшний день российские власти официально подтвердили гибель 13 военных во время операции в Сирии, включая Долгина и Хабибуллина. В марте этого года президент Путин приказал вывести из Сирии большую часть российского контингента. Российская авиация, тем не менее, продолжает наносить удары по позициям боевиков в Сирии.

В Сирии утром 1 августа сбит вертолет российских ВКС. Ми-8 возвращался на аэродром Хмеймим после успешного выполнения гуманитарной миссии: он для мирных жителей Алеппо. В провинции Идлиб машина была подбита огнем с земли и упала в районе, который заняли террористы. В российском Минобороны уже подтвердили, что , которые находились на борту, .

Вооруженные люди быстро окружают горящие обломки в черных клубах дыма — это российского вертолета Ми-8. Остов выгорел дотла, а некоторые части почти не повреждены, как, например, лопасти хвостового винта. Слышны крики "Аллах акбар", арабская речь и автоматные очереди.

Российский вертолет доставил гуманитарный груз в провинцию Алеппо. Он уже возвращался обратно на авиабазу Хмеймим, когда на юге провинции Идлиб его настигла ракета самодельного зенитного комплекса, которые в последнее время довольно часто используются в Сирии разными террористическими группировками.

"Вертолет был сбит с земли над районом, находящимся под контролем вооруженных формирований террористической группировки "Джабхат ан-Нусра" и примкнувших к ней , - пояснил начальник главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ Сергей Рудской.

Ми-8 — один из самых распространенных в мире вертолетов, машина простая и надежная. Первый образец поднялся в воздух еще в далеком 1961 году, но до сих пор "восьмерка" стоит на вооружении едва ли не всех стран земного шара.

Ми-8АМТШ, он же "Терминатор", а именно такая модификация используется в Сирии, на этот раз выполнял сугубо гражданскую миссию. На борту было пять человек: трое — члены экипажа - и два офицера из российского центра по примирению враждующих сторон.

"Те, кто был в вертолете, по информации поступившей из министерства обороны, погибли. Погибли героически, потому что пытались увести машину с тем, чтобы минимизировать жертвы на земле. В Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих", - подчеркнул пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

Алеппо сейчас в осаде правительственных сирийских войск, а внутри окружения кроме боевиков запрещенных в России ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры" находятся 200 тысяч мирных жителей. Совместно с официальным Дамаском российские военные объявили о начале гуманитарной операции: из города организованы специальные коридоры, по которым осажденный Алеппо может покинуть любой желающий. И на пунктах пропуска — хоть миссия еще только началась — уже полно беженцев. Для многих эвакуация из города — это единственный шанс выжить.

"Я знала дорогу и смогла убежать сюда. Тут сразу меня приютили, встретили. Государство о нас заботится. Я надеюсь, что остальные мои дети тоже смогут сбежать. Их поймали боевики. Меня и моих детей использовали как живой щит", - заявляет сирийская женщина.

Объявлено, что те, кто хочет сложить оружие, тоже могут выйти из города. Сдались уже восемьдесят два участника бандформирований. На крупномасштабную гуманитарную операцию боевики ответили террором.

"Террористические отряды ИГИЛ, "Джабхат ан-Нусра" и примкнувшие к ним формирования так называемой "умеренной оппозиции" продолжают непрерывные атаки на подразделения сирийских вооруженных сил, как на севере Алеппо, так и на юге, с целью окружения города. Массовый характер носит применение террористов-смертников", - констатировал Сергей Рудской.

За неделю — двести пятьдесят убитых и девятьсот раненых местных жителей. Боевики целенаправленно уничтожают мирное население. 1 августа в очередной раз обстреляли из реактивных систем залпового огня кустарного производства кварталы Эль-Халидия, Лерамон, Аль-Асад, аэропорт Эн-Найраб и торговый центр "Кастелло".

В истории со сбитым в Сирии на прошлой недели вертолетом даже спустя несколько дней остается больше вопросов, чем ответов. Почему Минобороны называет четко идентифицируемый Ми-35 экспортным Ми-25? Из какого вооружения была сбита крылатая машина и при чем здесь США? сайт попыталось разобраться в ситуации.

Ми-25 или Ми-35?

"8 июля 2016 года российские военные летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин совершали облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс (Сирия)", - такими словами начинается распространенное российским военным ведомством сообщение о гибели летчиков.

Никаких сомнений в корректности данных Минобороны в первые дни после трагедии не было. Согласно сведениям военного бюллетеня The Military Balance, на 2016 год сирийская правительственная армия владеет 24 вертолетами Ми-25Д (индекс Д означает тандемное расположение кабин). После официального вывода российских войск из государства в марте 2015 года там остались инструкторы, помогающие армии Башара Асада бороться с террористами и оппозиционными силами Сирии.

Первые вопросы появились в воскресенье, 10 июля, когда было опубликовано видео гибели российского вертолета. На нем видно, что сбит был отнюдь не Ми-25, а гораздо более современная его модификация - Ми-35. Визуально он отличается неубирающимся шасси и более короткими крыльями. Этот ролик на сегодняшний день является основным источником информации о произошедшем и все аналитические материалы СМИ в основном базируются именно на нем.

Почему же пытались скрыть факт гибели именно современной боевой машины? Возможно из-за высокого экспортного потенциала Ми-35, интерес заказчиков к которому может несколько снизиться после этой аварии. Не секрет, что участие авиации РФ в борьбе с террористами в Сирии привело к серии контрактов на поставку за рубеж военной техники и вооружений. Сейчас, когда Минобороны хочет потратить на вооружения в два раза больше, чем готовы выделить финансисты, даже минимальная потеря имиджа поставщика "непобедимого" оружия окажется России крайне невыгодна.

Аргументы за: Само агентство аргументируют версию следующим образом:

"На видео можно заметить, что непосредственно перед крушением вертолет стреляет НУРСами (неуправляемыми реактивными снарядами), при этом после каждого выстрела в воздухе остаётся шлейф дыма, уходящий ниже фюзеляжа вертолета. Однако в момент поражения рулевого винта вертолета мы видим, что от снаряда тянется такой же шлейф дыма, идущий от объекта несколько выше фюзеляжа пораженного вертолета. На видео запечатлен и ведомый (идущий следом) вертолет, который движется несколько выше ведущего (идущего первым), сбитого вертолёта. Совокупность данных факторов позволяет как минимум всерьез расследовать версию, что вертолет Ми-35М был случайно сбит в результате пуска ведомым вертолетом неуправляемой авиационной ракеты (НАР, она же НУРС). В ходе ведения боя ведущий вертолет мог случайно попасть на линию огня ведомого вертолёта, который шел следом чуть выше ведущего. Это объясняет и тот факт, почему ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация - ред.) не опубликовало видеозапись непосредственно пуска ракеты ПТРК/ПЗРК".
Аргументы против: На видео не видно ни одной ракеты, запущенной ведомым вертолетом, хотя он двигался на небольшом расстоянии от сбитого Ми-35. "Дружественный огонь в авиации - это очень большая редкость. Были случаи, когда ведомые истребители-бомбардировщики сражали своего ведущего, но это маловероятно. Ведомые оттягиваются назад и уходят вправо или влево, набирая боковой интервал. Другое дело, что можно попасть под дружественный огонь артиллерии, ведь снаряд артиллерийский не прямо летит, а по изогнутой кривой, набирает высоту, а потом падает. Вот он мог попасть. Стреляли в кого-то, а вертолет полз на небольшой высоте и спокойно мог попасть в зону полета реактивных снарядов или даже ствольной артиллерии", - прокомментировал версию военный эксперт Александр Ахлюстин. Аналогичного мнения придерживается другой собеседник сайт, полковник запаса Виктор Мураховский. "Я думаю, это исключено. Пара вертолетов действовала уступом, со значительным смещением относительно друг друга. На видео также не заметен подлет какого-либо предмета, похожего на неуправляемую ракету или ПТУР. Надо понимать, что и неуправляемая ракета, и ПТУР, и зенитная ракета имеют относительно низкие скорости, до 700-800 метров в секунду, то есть при съемке с частотой хотя бы 24 кадра в секунду такой предмет был бы несколько раз запечатлен на видео, но его нет", - пояснил эксперт.

В Сирии сбит российский вертолет Ми-8, возвращавшийся из Алеппо на авиабазу Хмеймим. Машина, на борту которой находились пятеро военнослужащих, упала в провинции Идлиб. С ноября 2015 года ВКС России при разных обстоятельствах потеряли в Сирии четыре вертолета и фронтовой бомбардировщик Су-24.

Турецкий цугцванг

Первая потеря случилась 24 ноября 2015 года. Пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М выполняла боевое задание в провинции Латакия (район населенного пункта Кепир) - наносила бомбовый удар по позициям боевиков.

При повторном заходе на цель пара была атакована турецкими истребителями F-16. По утверждению Анкары, российские самолеты нарушили воздушное пространство Турции, по словам Москвы - все это время находились над сирийской территорией. Так или иначе, но самолет RF-90932 бортовой номер «83 белый» был сбит вдогон ракетой «воздух-воздух».

Летчики катапультировались над районом, контролируемым оппозиционными Дамаску боевиками. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян ими еще в воздухе, а штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться и скрыться.

С базы Хмеймим отправили поисково-спасательную группу. Ее вертолет Ми-8АМТШ был поврежден огнем с земли и совершил вынужденную посадку. На борту погиб морской пехотинец Александр Позынич. Машину впоследствии уничтожили боевики ракетой противотанкового комплекса.

Ночное падение

В ночь на 12 апреля 2016 года в провинции Хомс разбился ударный вертолет Ми-28Н, возвращавшийся с боевого задания. Члены экипажа - Андрей Окладников и Виктор Панков, служившие до командировки в Сирию на авиабазе в Буденновске, - погибли.

По заявлению министерства обороны, вертолет не обстреливался с земли. Источник в промышленности предположил, что машина разбилась из-за столкновения с землей при пилотировании в сложных условиях.

Впоследствии сообщалось, что экипаж, выполняя полет в очках ночного видения, мог не справиться с управлением и машина столкнулась с каким-то препятствием. Источники в комиссии по расследованию в конце апреля 2016-го подтвердили этот вывод, назвав причиной человеческий фактор.

«Летчики Ми-28Н, выполняя полет темной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом, потеряли правильное пространственное положение, в результате чего произошло столкновение вертолета с землей», - отметил источник в комиссии.

Вертолет, которого не было?

8 июля 2016 года возле Пальмиры был сбит вертолет. На борту находились командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин и летчик-оператор лейтенант Евгений Долгин, оба погибли.

Официальная позиция Министерства обороны России на сегодняшний день по-прежнему состоит в том, что сбит был сирийский вертолет Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) с российским экипажем. По утверждению Знаменки, это произошло, когда машина разворачивалась на обратный курс после нанесения удара. Анонимный источник в военном ведомстве, также отметив, что израсходовавшая боеприпасы машина легла на обратный курс, связал гибель вертолета с применением боевиками американского противотанкового комплекса TOW.

Однако опубликованная видеозапись не подтверждает эту версию. На кадрах отчетливо видна пара ударных вертолетов Ми-35М (такие машины используются российской авиагруппой в Сирии). Они находились на боевом курсе, а подбитая машина непосредственно перед поражением запускала неуправляемые ракеты.

Попадание в хвостовой винт, также зафиксированное на видеозаписи, не соответствует картине применения ракет комплекса TOW. В частности, об этом говорит отсутствие следа приближающейся ракеты, ограниченный характер разрушений, а также локализация попадания. Одна из реалистичных версий - применение боевиками зенитной артиллерии.

Возвращаясь из Алеппо

В конце июля российские военные объявили о масштабной гуманитарной операции в районе Алеппо. Успехи сирийской армии и союзных формирований (включая иранских и хазарейских добровольцев) привели к окружению в северо-восточной части Алеппо крупной группировки боевиков. 28 июля сообщили, что из города открываются три коридора для выхода мирных жителей и отдельный коридор для боевиков, решивших сложить оружие.

1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идет о машине RF-95585 (бортовой номер «212 желтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачево (под Новосибирском).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: