Государственное регулирование заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов. Госдума рассматривает законопроект ограничивающий расчеты наличными за лом черных и цветных металлов Постановление правительства металлолом прием хранение пе

"Налоговая политика и практика", 2008, N 2

Практика свидетельствует, что нелегитимному обороту лома черных и цветных металлов в определенной мере способствуют недоработки российского законодательства о налогах и сборах.

Рассмотренные в статье меры позволят снизить расходы по налоговому администрированию при обеспечении поступления доходов в бюджет и улучшить правовую среду для предпринимательства.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

С 1 января 2006 г. вступили в силу положения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, которые внесли существенные поправки в механизм исчисления и уплаты НДС.

Изменение нормы налогового законодательства, касающейся момента возникновения обязанности исчисления налога, привело к правовой коллизии: определение налоговой базы по более ранней дате, а именно по дате отгрузки, означает, что НДС начисляется при отсутствии самого объекта налогообложения.

Так, согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии со ст. 39 НК РФ под реализацией понимается переход права собственности. По общему правилу, закрепленному в ГК РФ, переход права собственности совпадает с моментом отгрузки и предъявления покупателю документов. На практике в договорах часто устанавливается иной момент перехода права собственности, что также допускается ГК РФ.

Дело в том, что в ряде случаев существует объективная необходимость производить передачу прав собственности только после выполнения комплекса некоторых мероприятий, как правило, контрольного, измерительного характера. В этих случаях исчислять НДС до момента возникновения объекта налогообложения представляется неправомерным.

Применительно к сфере оборота металлолома можно привести следующий пример: организация, демонтирующая изношенные основные средства, продает полученный в результате этой операции металлолом. В данной ситуации рекомендуется (см., в частности, Письма ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6-03/202@, Минфина России от 16.03.2006 N 03-04-11/53) исчислить НДС (предположим, что организация отказалась от права на освобождение по ст. 149 НК РФ) по дате составления первого первичного документа (здесь таким документом будет накладная).

Деятельность по обращению с ломом и отходами черных металлов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила), и ГОСТом 2787-75. Указанные нормативные документы предусматривают, в частности, что приемка вторичных металлов должна производиться по массе металла. Скидка массы на засоренность безвредными примесями и маслом производится в соответствии с фактической засоренностью, определяемой при приемке (п. 6 Правил, п. 3.3 ГОСТа 2787-75). При приемке должны также проводиться радиационный контроль и проверка лома на взрывобезопасность. Приемка осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по установленной форме (в 2 экземплярах: один передается лицу, сдающему лом и отходы, второй остается у лица, осуществляющего их приемку).

Таким образом, отчуждение лома не может состояться ранее, чем будет осуществлена его фактическая приемка покупателем, определен процент засоренности и составлен приемо-сдаточный акт. Соответственно, датой отгрузки вторсырья, равно как и датой перехода права собственности на него, может считаться исключительно дата его приемки покупателем и составления приемо-сдаточного акта. В момент составления продавцом накладной на отгрузку металлолома не представляется возможным определить налоговую базу. Аналогичные ситуации возможны и в других отраслях.

С целью устранения этих противоречий предлагается <*>:

  • установить в качестве момента определения налоговой базы дату реализации, соответствующую моменту перехода права собственности;
  • не рассматривать в качестве момента исчисления налога поступление оплаты, предшествующей факту отгрузки (не исчислять НДС с авансов).
<*> См. подробнее: Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения / Под ред. Л.И. Гончаренко. М.: ИТК "Дашков и К", 2007.

Мировая практика налогообложения предусматривает возможность сокращения числа налогоплательщиков НДС за счет мелких организаций и предпринимателей, что способствует снижению расходов на налоговый контроль. В большинстве европейских стран 60 - 70% доходов от НДС приходится на 10 - 15% зарегистрированных предпринимателей.

В аналогичном направлении развивается и российское налоговое законодательство.

Так, согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Однако в настоящее время такой размер выручки свойственен лишь "мелким" организациям и предпринимателям.

На наш взгляд, целесообразно установить границу превышения показателя выручки для применения освобождения от обязанности налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ на уровне размера дохода, ограничивающего право организаций перейти на упрощенную систему налогообложения, - 5 млн руб. (20 млн руб. / 12 мес. x 3 мес.).

Это сделает норму ст. 145 НК РФ более эффективной как с точки зрения снижения издержек на налоговое администрирование, так и упрощения деятельности налогоплательщика (в дополнение отпадает необходимость вести раздельный учет при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций).

Теперь что касается освобождения от налогообложения НДС операций по реализации металлолома.

С 01.01.2008 в соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ (введен пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов цветных металлов. Причем налогоплательщик не вправе отказаться от указанного освобождения.

Ранее согласно пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ (введен с 2006 г. Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ) не подлежала налогообложению (освобождалась от налогообложения) реализация лома и отходов черных и цветных металлов. При этом налогоплательщик мог отказаться от применения льготы, представив в налоговый орган по месту своей регистрации соответствующее заявление (в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ)).

Освобождение от НДС операций по реализации лома черных и цветных металлов было принято законодателем преимущественно с целью приостановить неправомерное возмещение из федерального бюджета налога недобросовестными налогоплательщиками. Не секрет, что рост стоимости лома на мировом рынке вызвал криминализацию этой сферы деятельности: только в 2005 г. потери федерального бюджета от недоплаты и незаконного возмещения НДС оценивались в 450 млн долл. США.

Однако практика свидетельствует, что взимание НДС в этой сфере сохранилось, и прежде всего по финансовым соображениям. Как и прогнозировалось, при использовании льготы у поставщиков растут затраты, а у переработчиков - платежи налога в бюджет (см. таблицу).

Сравнительные финансовые показатели поставщиков и потребителей металлолома, уплачивающих НДС и применяющих освобождение

Статьи затрат Поставщики Потребители
С НДС Без С НДС на лом Без НДС на лом
Сумма НДС НДС Сумма НДС Сумма НДС
Выручка от продаж 2 000 360 2 000 100 000 18 000 100 000 18 000
Прямые затраты,
которые имеют
"входной" НДС,
принимаемый к
вычету
800 144 944 70 000 12 600 60 000 10 800
Прямые затраты, не
имеющие "входного"
НДС
500 500 4 000 14 000
Косвенные расходы,
имеющие "входной"
НДС, принимаемый к
вычету
150 27 177 1 000 180 1 000 180
Косвенные расходы,
не имеющие
"входного" НДС
200 200 2 000 2 000
Итого себестоимость
продаж
1 650 171 1 821 77 000 12 780 77 000 10 980
Прибыль от продаж 350 179 23 000 23 000
Рентабельность, % 21,2 9,8 29,9 29,9
НДС в бюджет 189 5 220 7 020

Наилучшим решением могло бы стать включение операций по реализации лома в перечень операций п. 2 ст. 149 НК РФ, на которые отказ от освобождения не распространяется. И судя по изменениям, введенным с 2008 г., в отношении лома цветных металлов принята обоснованная мера, в отношении же налогового регулирования операций с ломом черных металлов сделан шаг назад (с 01.01.2008 такие операции подлежат налогообложению НДС в общем порядке).

На наш взгляд, целесообразнее было бы решить проблему следующим образом: сохранить освобождение от НДС операций по реализации лома черных металлов без права отказа от применения льготы, а в качестве дополнительной меры, препятствующей злоупотреблениям со стороны недобросовестных заготовителей и поставщиков вторсырья, предусмотреть норму, предписывающую восстановление НДС, принятого к вычету при приобретении бывших в употреблении основных средств (налогообложение операций по реализации которых осуществляется в общеустановленном порядке), если в дальнейшем они используются в качестве сырья или перепродаются в виде металлолома.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Согласно ст. 208 НК РФ к налогооблагаемым доходам физических лиц наряду с доходами по трудовым и гражданско-правовым договорам относятся доходы от реализации иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

Сдача металлолома физическими лицами может быть произведена:

  • в рамках предпринимательской деятельности (в этом случае физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя);
  • в порядке реализации личного имущества, изготовленного из металла.

В первом случае лишь от состояния системы налогового администрирования зависит налогообложение всех реальных, а не только заявленных доходов налогоплательщика.

В рамках статьи интерес представляет второй случай.

В отношении большинства доходов налогоплательщика уплата НДФЛ производится лицами, являющимися источником дохода - налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налога (ст. 24 НК РФ).

Исчисление сумм и уплата НДФЛ налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при получении физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, исчисление и уплату налога указанные лица производят самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов.

Таким образом, при приобретении металлолома у физических лиц организация не признается налоговым агентом, поскольку в данной ситуации исчисление и уплату НДФЛ налогоплательщики осуществляют самостоятельно. Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о доходах, полученных физическими лицами от сдачи металлолома (Письмо Минфина России от 17.11.2006 N 03-05-01-04/315).

Итак, обязанность по уплате НДФЛ при реализации металлолома возложена на физических лиц, которые должны в срок до 30 апреля года, истекшего за годом, в котором был получен такой доход, задекларировать его и самостоятельно уплатить налог в бюджет.

В настоящее время процент сдатчиков металлолома (исключая индивидуальных предпринимателей), представивших декларацию в налоговые органы и заплативших налог с полученного таким образом дохода, практически равен нулю. Причинами этого являются:

  • недостаточная осведомленность большинства граждан о своих обязанностях по самостоятельной уплате НДФЛ;
  • отсутствие у налоговых органов сведений о произведенных операциях в связи с отсутствием соответствующей обязанности у лиц, осуществляющих прием металлолома у населения;
  • криминализация этой сферы деятельности.

Решение проблемы очевидно - необходимо удержание НДФЛ при сдаче металлолома производить в рамках института налогового агентства. Иными словами, исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет должны лица, осуществляющие прием металлолома и выплачивающие доходы.

Если исключить фактор криминализации, введение такой нормы обеспечит гарантированную уплату налога, причем в более ранние сроки, а также поступление сведений в налоговые органы о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов.

Кроме того, необходимость составления и представления отчетности, хотя и ляжет дополнительным бременем на приемщиков металлолома, позволит налоговым органам не только лучше администрировать налог, но и отслеживать факты ведения незаконной предпринимательской деятельности.

Критериями предпринимательской деятельности согласно Гражданскому кодексу РФ являются целевая направленность на извлечение дохода, переход рисков и преимуществ, систематичность. В обычаях делового оборота систематичность означает более одного раза за определенный период (в данном случае налоговый период - календарный год). Таким образом, при сдаче металлолома на систематической основе физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Хозяйственная деятельность последних, как уже отмечалось, более подконтрольна, а ее осуществление без регистрации имеет правовые последствия.

Налог на прибыль организаций

В налоговом учете расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными доходами (п. 13 ст. 250 НК РФ) и, соответственно, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Исключение составляют материалы и иное имущество, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и ч. 5 Приложения по проверке к данной Конвенции (пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ).

С 01.01.2006 при списании металлолома и других ценностей, полученных в результате ликвидации объекта основных средств, их стоимость уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль в части суммы налога, уплаченного при учете стоимости металлолома в составе внереализационных доходов: согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется при их включении в материальные расходы как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ.

С точки зрения обращения металлолома при исчислении налога на прибыль организаций возможны злоупотребления. Очертим круг проблем и рассмотрим наиболее рациональные, на наш взгляд, пути их устранения.

  1. Согласно п. 3 ст. 268 НК РФ убыток от реализации основных средств признается налогоплательщиком на равномерной основе в течение оставшегося срока эксплуатации этих основных средств.

Представляется, что организации могут уклониться от исполнения этой нормы, оформив операцию как демонтаж оборудования и реализацию его как металлолома. При этом остаточная стоимость не полностью самортизированного основного средства будет учтена в целях исчисления налога на прибыль единовременно в составе внереализационных расходов на основании вышеупомянутой нормы.

Для устранения такой возможности предлагается дополнить п. 3 ст. 268 НК РФ положением, распространяющим правило о равномерном признании убытка на убыток от списания основных средств, реализованных в дальнейшем в качестве металлолома.

  1. Основной налоговый принцип при исчислении большинства налогов - формирование налоговой базы исходя из адекватных (рыночных) цен. С этой целью к сделкам по реализации применяются положения ст. 40 НК РФ. Однако в сфере обращения вторичного металла соблюдение положений этой статьи крайне затруднено из-за отсутствия возможности точного определения марки и процента засоренности металлолома (качественные характеристики, определяющие его цену). Этим пользуются как лица, занимающиеся реализацией, так и потребители сырья: первые - занижая, вторые - завышая цену приобретения металлолома. Решение этой проблемы возможно путем усиления государственного регулирования оборота металлолома на территории нашей страны. При этом определение доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль по операциям реализации металлолома должно проводиться на основании паспорта партии металлолома или на основании регулируемых государством цен на металлолом.
  2. В сфере оборота металлолома существенной статьей расходов являются технологические потери. В соответствии с п. 7 ст. 254 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006) к материальным расходам приравниваются технологические потери при производстве и транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Согласно ГОСТу 2787-75 при приемке черного металлолома не учитывается засоренность безвредными примесями и маслом в фактическом ее размере. Следовательно, потери, связанные с приемкой черного вторсырья, отсутствуют. Но они обязательно возникнут при его переработке.

При приемке лома цветных металлов его засоренность учитывается исходя из норм, предусмотренных ГОСТом 1639-93. Таким образом, технологические потери цветного металла возникают уже на этой стадии.

Потери лома цветных металлов, возникающие при его хранении, к технологическим не относятся. Также не относятся к этой группе расходов потери при транспортировке, вызванные, в частности, нарушением стандартов, повреждением тары.

Представляется, что положения ст. 254 НК РФ требуют уточнения с точки зрения разграничения понятий естественной убыли и технологических потерь. Последние возникают, в частности, в силу эксплуатационных (технических) характеристик оборудования, а также особенностей применяемых технологий (например, в металлургии часть металла уходит в шлак), естественная убыль - вследствие изменения физико-химических свойств сырья (усушки, утруски, испарения).

Кроме того, необходимы дополнения, регламентирующие порядок признания технологических потерь в качестве расходов. В частности, целесообразно указать, что потери по технологическим основаниям признаются в целях налогообложения в размере фактических потерь, не превышающих нормативы образования отходов каждого конкретного вида сырья или материалов, используемых в производстве. Нормативы устанавливаются внутренней распорядительной документацией на основании технологических карт либо расчетов технологов. Пересмотр нормативов допускается не чаще одного раза в течение календарного года при изменениях в технологическом процессе, составе парка оборудования, замене инструментов, а также исходного сырья, материалов на другие виды. Учитывая, что технологические потери возникают в процессе производства, их признание возможно только в отношении прямых материальных затрат.

При списании расходов в виде технологических потерь возникает вопрос: нужно ли восстанавливать НДС, приходящийся на такие потери? Пунктом 3 ст. 170 НК РФ такая обязанность налогоплательщиков, принимающих и перерабатывающих металлолом, не предусмотрена, поскольку данная норма не содержит упоминания ни о нормативных, ни о сверхнормативных потерях.

Л.И.Гончаренко

профессор,

заведующая кафедрой

"Налоги и налогообложение"

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

12. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов, и печатью (при наличии печати).

13. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

14. При каждом случае приема лома и отходов цветных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридического лица и индивидуального предпринимателя - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а при приеме различного оборудования - также реквизиты справки о списании этого оборудования и снятии его с учета;

е) данные о проверке лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов цветных металлов;

з) вес принятых лома и отходов цветных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

15. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов.

16. Ответственность за своевременное и правильное составление приемосдаточных актов и внесение записей в книгу учета, точность содержащихся в них сведений, проверку правомерности сдачи лома и отходов цветных металлов несет должностное лицо, ответственное за прием лома и отходов цветных металлов, или индивидуальный предприниматель.

17. Оплата принятых лома и отходов цветных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при переработке лома или отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов цветных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

IV. Порядок учета отчуждаемого лома и отходов цветных металлов

20. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

21. Каждая партия отчужденных лома и отходов цветных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов цветных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

22. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов цветных металлов

23. Заключение договора на перевозку лома и отходов цветных металлов осуществляется транспортной организацией только с собственником лома и отходов цветных металлов.

24. При транспортировке лома и отходов цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов цветных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме согласно приложению N 2 ;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов цветных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов цветных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов цветных металлов, образовавшихся у них в процессе производства и потребления:

нотариально заверенная копия лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов;

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам.

25. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;Приложение N 1
к Правилам обращения
с ломом и отходами цветных
металлов и их отчуждения

Приемосдаточный акт N _____ от ______________________ Получатель лома и отходов __________________________________________ Сдатчик лома и отходов ___________________ ИНН сдатчика лома и отходов ____________ Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________________ Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц)________________________ _________________________________________________________________________ Транспорт (марка, номер) ___________________________________________ Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы цветных металлов ______________________ _________________________________________________________________________ Краткое описание лома и отходов цветных металлов ___________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Наимено-
вание
Код по
ОКПО
Вид Вес
брутто
(тонн)
Вес
тары
(тонн)
Засоре-
нность
(проце-
нтов)
Вес
нетто
(тонн)
Цена
(рублей)
Сумма
(рублей)
Итого
Вес нетто (прописью) Итого на сумму _____________________________________________________ В том числе НДС ____________________________________________________ За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден. Достоверность предоставленных сведений подтверждаю. Сдачу лома и отходов произвел и акт получил______________________________ (подпись сдатчика лома и отходов) Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТу 1639 - 93 , проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке. Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов _______________________________ Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность ________

Приложение N 2
к Правилам обращения
с ломом и отходами цветных
металлов и их отчуждения
(с изменениями от 15 декабря 2016 г.)

Удостоверение N _____ о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов _________________________________________________________________________ наименование организации " _____ " ___________________200___ г. 1. Получатель лома и отходов цветных металлов: ___________________ __________________________________________________________________ 2. Вид лома и отходов цветных металлов:___________________________ масса ______________ тонн вагон (автомобиль) N________________ накладная N _________________ Указанные лом и отходы цветных металлов являются взрывобезопасными и могут быть допущены к использованию в качестве металлической шихты. Ответственный представитель __________________/ ____________________/ /личная подпись/ /расшифровка подписи/ М.П.

Примечание. Печать проставляется при ее наличии.

"Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения"

(в редакции, актуальной с 27 декабря 2016 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст ,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 03.10.2002 г. № 731,
от 12.12.2012 г. № 1287, от 10.12.2016 г. № 1338, от 15.12.2016 г. № 1367)

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления " Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

3. Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящими Правилами.

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов черных металлов

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати).

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению № .

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению № ;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

Абзац 3 подпункта "б" пункта 20 в части слов: "нотариально заверенные" признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 14 апреля 2003 г. № ГКПИ03-151.

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением № к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение № 1

к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения

Приемосдаточный акт № _____ от ____________________

Получатель лома и отходов ____________________________________________

Сдатчик лома и отходов ______________ ИНН сдатчика лома и отходов

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ______________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) _______________________

______________________________________________________________________

Транспорт (марка, номер) _____________________________________________

Основания возникновения права собственности у cдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________________________

______________________________________________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов _______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наименование

Код по ОКПО

Вид

Вес брутто (тонн)

Вес тары (тонн)

Засоренность (процентов)

Вес нетто (тонн)

Цена (рублей)

Сумма (рублей)

Итого

Вес нетто (прописью)

Итого на сумму ______________________________________________________

В том числе НДС ____________________________________________________

За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность предоставленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил (подпись сдатчика лома и отходов) ______________________________________________________________________

Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТ 2787-75 , проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов _____________________

работник (ца) ________________________________________________________

составили настоящий акт о том, что ________ (дата) на территории был произведен отбор (извлечение) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов.

Подлежит списанию с учета лом и отходы черных металлов (вид, вес):

______________________________________________________________________

Подлежат учету лом и отходы цветных металлов (вид, вес, цена, сумма, Ф.И.О. ответственного) _________________________________________________________

Приложение № 3

к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения

Госдума создала согласительную комиссию по отклоненному президентом закону, ужесточающему оборот лома черных и цветных металлов. У граждан пока сохраняется возможность сдавать в металлолом все что угодно — от алюминиевой миски до трактора.

Сбором, переработкой и экспортом металлолома занимается множество фирм. Обычные расценки приемных пунктов примерно такие: медь — около 60 руб. за 1 кг, алюминий — около 30 руб. за 1 кг, латунь и бронза — около 40 руб. за 1 кг, нержавеющая сталь — около 20 руб. за 1 кг.
Приемщики могут получать 100% прибыли при перепродаже лома на переработку, переработчики — еще больше от экспорта. Внутренняя и экспортная цены лома черных металлов отличаются в два-три раза: внутри страны цена за тонну не превышает 2,5 тыс. руб., а за границей и $200 не предел. Цены на лом цветных металлов различаются еще больше: за границей могут дать свыше $1000 за тонну. В связи с этим более 80% цветного лома идет на экспорт.
Формально существует составленный еще в советское время список изделий, которые разрешается принимать в качестве металлолома. Однако на практике приемщики лома берут все подряд — контроля за ними почти нет, зато всегда есть возможность договорится с кем надо. В итоге граждане волокут в приемные пункты срезанные провода высоковольтных линий, снятые с могил надгробия, детали лифтового оборудования, части памятников и монументов, канализационные люки и т. д. В прошлом году в Самаре у памятника Чапаеву отпилили саблю и отломали 100-килограммовый пулемет. В другом городе у фермера украли трактор, разобрали и сдали его в металлолом. Известны случаи, когда разбирали железнодорожные пути. Однажды в металлолом отправился даже небольшой железнодорожный мост. А кражи у дачников железных печек вообще стали нормой. По оценке МВД, с начала 90-х годов количество преступлений, связанных с хищениями цветных металлов, увеличилось более чем в 30 раз.
По словам члена правления РАО ЕЭС Андрея Трапезникова, хищения проводов высоковольтных линий превратились в серьезную проблему. Хищения особенно учащаются, когда линии выводятся в ремонт и обесточиваются. Срезаются и резервные линии — в отдельных энергосистемах в рабочем состоянии находится только 10% резервных ЛЭП. За последние два с половиной года из-за хищений на длительный срок без электроснабжения осталось почти 7 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 206 тыс. человек.
Перерабатывающие фирмы также не соблюдают правила: они перерабатывают все, что поступает от приемщиков. За последние пять лет наряду с заводами, производящими качественную продукцию из отходов алюминия, меди и других цветных металлов, возникли мелкие перерабатывающие лом производства, которые переплавляют его в так называемые слитки и псевдоизделия, которые можно экспортировать без уплаты 50-процентной экспортной пошлины, установленной сейчас правительством на лом и отходы цветных металлов.
Такие предприятия в основном и занимаются быстрой переработкой незаконно полученного лома. А реализация псевдоизделий организуется по очень простой схеме: торговые организации--посредники скупают их за наличные деньги, скрывая таким образом от налогообложения и контроля реальные объемы производства, а затем экспортируют через фирмы-однодневки, окончательно пряча концы в воду. При этом некоторые еще и получают возврат НДС из бюджета.

В связи с этим появилось множество предложений ужесточить госрегулирование оборота металлолома. Крупные производители заинтересованы в том, чтобы пресечь деятельность демпингующих конкурентов. Совет промышленных предприятий "Вторцветмет", например, предложил изменить действующее с 2002 года правительственное положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов.
Суть предложения проста: переплавку лома надо сделать отдельно лицензируемым видом деятельности (сейчас дается единая лицензия на заготовку, переработку и реализацию). Ключевым требованием для получения лицензии будет соблюдение принятых в ВТО экологических норм и правил техники безопасности на металлургических предприятиях. Экспорт лома следует разрешить только тем предприятиям, которые получили такую лицензию. Торговые организации--посредники также смогут осуществлять экспорт, но они должны быть включены в металлургическую лицензию производителя.
При такой системе, считают во "Вторцветмете", предприятия будут в налоговой отчетности показывать реальные объемы производства, платить все налоги и проводить все платежи только в безналичной форме. А главное, станет возможно проконтролировать, действительно ли в переплавку идет лом.
Депутаты Госдумы решили пойти еще дальше. Думский комитет по промышленности и наукоемким технологиям вместе с межфракционной рабочей группой разработал законопроект "О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов". Депутаты поддержали многие предложения "Вторцветмета" и добавили свои. В частности, они предложили законодательно определить виды лома и отходов цветных и черных металлов, запрещенные к приему у физических лиц, запретить принимать лом у несовершеннолетних, а также проводить расчеты при сделках с ломом в наличной форме. Кроме того, правительство наделяется правом назначить уполномоченные организации, которые будут работать с ломом цветных металлов, образующимся в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте и в военных отраслях. Наконец, как и предлагал "Вторцветмет", вводится отдельная лицензия на переплавку лома с требованием о наличии в собственности технологического оборудования с определенными техническими характеристиками и допустимыми производственными мощностями.
Статьи закона, ужесточающие порядок лицензирования, не понравились президентским юристам. Президент, наложивший вето на закон, в сопровождающем письме отметил, что действующий закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" вместе с соответствующими положениями правительства о процедурах лицензирования в сфере обращения с ломом цветных металлов и так позволяет бороться со злоупотреблениями. По слухам, президентское вето было пролоббировано из Минпромэнерго, давнего противника предлагаемого закона. Однако депутаты намерены побороться за законопроект и доказать президенту свою правоту. Госдума уже создала специальную согласительную комиссию по отклоненному закону. "Власть" будет следить за развитием событий.
ИРИНА ГРАНИК

Буква закона Статья 3. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
...5. Прием от населения лома и отходов цветных и (или) черных металлов производится по предъявлению лицом, сдающим указанные лом и отходы, документа, удостоверяющего личность... Расчеты наличными деньгами при приеме от населения лома и отходов цветных металлов и (или) черных металлов производятся с применением контрольно-кассовой техники. Прием лома и отходов цветных и (или) черных металлов от лиц, не достигших 14 лет, не допускается...

Цифра закона В России перерабатывается 1 млн тонн лома цветных металлов и 15-17 млн тонн черных металлов в год.

От автора
Николай Ашлапов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям ("Единая Россия")
Законопроект предусматривает, что лицо, претендующее на получение лицензии, должно иметь в собственности оборудование с определенными техническими характеристиками. Это, во-первых, ограничит создание фирм-однодневок, а во-вторых, позволит правительству опираться на нормы закона при утверждении более жестких лицензионных требований. Как обязательное условие осуществления переплавки лома требуется наличие лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта. Это позволит прекратить работу кустарных печей, в которых обычно переплавляется лом цветных металлов криминального происхождения.

За

Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям ("Единая Россия")
Учитывая большую социальную и экономическую значимость проблемы обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, целесообразно повысить эффективность государственного регулирования данной сферы. В настоящее время правовые основы в должной мере не урегулированы, что создает условия для массовой сдачи в лом похищенных изделий из цветных и черных металлов, а также приводит к существенным потерям бюджета из-за нелегальной переплавки лома. Законопроект предусматривает ряд мер, в частности установление перечней видов лома и отходов цветных и черных металлов, запрещенных для приема от физических лиц.

Против

Владимир Путин, президент РФ
Определение правовых основ обращения с отходами производства и потребления, к которым относятся лом и отходы цветных и черных металлов, является предметом федерального закона "Об отходах производства и потребления". Согласно части 3 статьи 3, заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию. Однако федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" это уже предусмотрено: согласно статье 4, процедура лицензирования указанной деятельности позволяет требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соблюдения особенностей ее осуществления.

Мировая практика
Деятельность по переработке лома и отходов цветных металлов лицензируется практически во всем мире. Лицензии на плавильное производство с жесткими экологическими требованиями необходимы переработчикам лома в США, Великобритании, Германии, Японии и других развитых странах. Металлургическое производство без обеспечения надежных средств производственной и экологической безопасности является сегодня уголовным преступлением в США, во всех странах Западной и Восточной Европы, Японии и Китае.
Кроме того, металлургические производства во многих странах подлежат обязательному страхованию. В некоторых странах предприятия обязаны разместить на срочных банковских депозитах обязательные резервы, которые будут расходоваться правительством в случае экологических аварий и заражений почвы.
В странах СНГ постепенно также ужесточается регулирование оборота лома. Например, Украина ввела обязательное лицензирование металлургического производства с возможностью экспорта готовой продукции только самими производителями.

История вопроса В 1999 году Дума приняла в первом чтении законопроекты "О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов" и "О госрегулировании экспорта лома цветных металлов". В последнем под влиянием металлургического лобби была сделана попытка фактически запретить экспорт лома цветных металлов. Однако противодействие сборщиков лома и их лоббистов надолго похоронило оба законопроекта. Несмотря на это, за последние годы законодательное регулирование оборота лома существенно изменилось. В законе "Об отходах производства и потребления" были установлены требования к обращению с ломом цветных металлов. В законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" появилось требование, чтобы участники рынка металлолома получали лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов. Правительство ввело экспортные пошлины на экспорт лома и утвердило постановление "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов" и положение "О лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов". Кроме того, была введена уголовная ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: