Десять глав регионов россии могут уйти в отставку на текущей неделе. Каким российским губернаторам пророчат отставку и за что

Бывшие главы регионов получают от Кремля на выбор три варианта по возможному трудоустройству. Но есть два условия: первое - к уволенному нет претензий у правоохранительных органов, второе - нет негативного «шлейфа» по итогам управления регионом. Об этом сообщает уральский портал «URA.RU»

Материалы по теме

Такая система начала работать с февраля прошлого года, когда прошла первая волна массовых отставок губернаторов. «Нам сказали, что это личное поручение Владимира Путина, которое будет исполнять руководитель администрации президента Антон Вайно», - на условиях анонимности рассказал изданию один из уволенных в феврале этого года губернаторов. Сейчас он работает в системе российской власти, но не хочет давать публичные комментарии: «Мне кажется, это сейчас лишнее. Не хочу привлекать к себе дополнительное внимание. Мне дали возможность остаться нужным системе, и это хороший знак».

Источник, близкий к Кремлю, рассказывает, что отправленным в отставку на прошлой неделе бывшим губернаторам Нижегородской области Валерию Шанцеву и НАО Игорю Кошину также представлены возможные варианты трудоустройства. «Их обычно несколько. В последнее время получалось три, в зависимости от конкретных навыков могут предлагаться места в корпорациях, на госслужбе - в министерствах и полпредствах и в Совете Федерации», - говорит собеседник агентства. При этом под вопросом находится трудоустройство Виктора Толоконского, который объявил о своем уходе раньше появления указа президента.

Как сообщает издание, с бывшим главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым до его преждевременного заявления об увольнении обсуждалась возможность возвращения в Госдуму, предлагались также позиции зама в полпредстве СКФО и «Корпорации развития Северного Кавказа». После критики Абдулатиповым неназванных московских чиновников переговоры осложнились.

Но в качестве возможного варианта, по-прежнему, рассматривается Госдума - особенно с учетом того, что вице-спикер Госдумы Владимир Васильев назначен врио главы Дагестана.

Бывший глава Самарской области Николай Меркушкин, который стал спецпредставителем президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов, сам придумал себе должность. Об этом «URA.RU» рассказали в окружении Меркушкина: на этапе согласования отставки бывший губернатор якобы обратился к руководству АП и предложил возможный фронт своей работы - ему пошли на встречу.

Еще один бывший губернатор, который также был отправлен в отставку в феврале, рассказал изданию, что ему был важен сам факт разговора с кремлевским чиновником по поводу дальнейшего трудоустройства: «У меня не было проблемы найти работу. Но, если бы не предложили, я бы начал думать, что у меня проблемы». По его словам, ему и его коллегам по губернаторскому корпусу в качестве одного из вариантов предлагали работу на госслужбе на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке. Но почти все «отставники» февраля выбрали другие варианты.

Сейчас до сих пор не трудоустроен пока только бывший губернатор Новгородской области Сергей Митин, которому прочили пост сенатора. По информации издания, у Митина проблемы со здоровьем, поэтому трудоустройство затянулось.

Бывший губернатор Карелии Александр Худилайнен нашел место в составе совета директоров АО «Усть-Луга Ойл». Главной его просьбой было остаться в Северо-Западном федеральном округе. Бывший губернатор Пермского края Виктор Басаргин после своего увольнения стал главой Ространснадзора. Источник издания в Минтрансе говорит, что Басаргин сразу обозначил сферу своих интересов - транспорт.

Два отставленных в феврале губернатора стали сенаторами: бывший глава Рязанской области Николай Любимов и бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын: они также выбирали из трех предложенных вариантов.

Глава АПЭК Дмитрий Орлов говорит, что отставленные губернаторы рассматриваются федеральным центром в качестве кадрового резерва второго порядка: «Есть общая логика сохранения бывших губернаторов в системе власти. Наиболее очевидное решение - это, конечно, отправление в Совет Федерации. Но есть и другие варианты - например, министерства, в которых компетенция губернатора, связанная с региональной тематикой, может быть востребована. Но даже когда они не получают формальных назначений, то все равно, в некотором смысле, находятся в зоне притяжения».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов считает, что бывших губернаторов пытаются оставить в системе: «Конечно, если у него нет своих планов. Это что-то вроде новой номенклатуры. Система управления в регионах достаточно выстроена, и команду бывшего губернатора можно достаточно быстро сменить, чтобы исключить или свести к минимуму его влияние на регион».

Представитель ЭИСИ Андрей Колядин говорит, что практика трудоустройства бывших губернаторов существовала всегда: «На определенном этапе было очень распространено отправление в Совет Федерации, в Думу уходили. Но сейчас это не так широко практикуется. Если человек уходит по-доброму, то его спрашивают, чего бы он хотел. При этом он не говорит: «Давайте прогоним кого-то, и я пойду на его место».

Бывший губернатор может указать на сферу интересов или сказать, что знает, например, что в Кремле ищут советников». При этом, если губернатор отказывается от дальнейшего трудоустройства, у этого могут быть последствия.

«Если он кочевряжится, тогда его отовсюду могут убрать, а бывает, что он говорит: «Нет, спасибо, я сам». Или: «Я хочу отдохнуть, буду писать книги». Тогда его спокойно отпускают», - поясняет политолог.

С февраля прошлого года в отставку были отправлены 12 губернаторов, двое из них: бывший губернатор Марий ЭЛ Леонид Маркелов и бывший глава Удмуртии Александр Соловьев - находятся под следствием по подозрению в коррупции.

Уходящий год был удивительно богат на перемены в региональной власти.

Отставки губернаторов происходили так часто, что их назвали «губернаторопадом», который пришелся на осень и продолжился до наступления Нового года. Самые значимые и неожиданные отставки глав регионов — в сегодняшнем обзоре «Преступной России».

Главы регионов уходили один за другим — иногда на скамью подсудимых, но чаще на повышение. Как правило, причиной ухода становился масштаб коррупционных скандалов, связанных с фамилиями конкретных губернаторов и их приближенных.

Волга-мачеха

О бизнесе семьи Меркушкиных в Самарской области не говорил только ленивый. Бизнес-империя Меркушкиных складывалась еще в те годы, когда Николай Меркушкин возглавлял Мордовию. Так, сын губернатора Алексей Меркушкин в 23 года стал директором кондитерской фабрики «Ламзурь». Компания «Инвест-Альянс», некогда созданная Алексеем Меркушкиным, фактически захватила строительный рынок Мордовии. Старший сын самарского губернатора Александр Меркушкин владеет мордовскими предприятиями «Маслопродукт», консервным заводом «Саранский» и птицефабрикой «Атемарская». Неудивительно, что с приходом Меркушкина в Самару она превратилась в маленькую Мордовию — полки магазинов наводнены мордовскими сырами, в новогодних подарках детей ждут конфеты фабрики «Ламзурь» и даже «Самара-Арена» строилась на мордовском цементе. Вопиющие факты коррупции клана Меркушкиных изложил депутат Александр Хинштейн в письме генпрокурору Юрию Чайке. Но последней каплей в этом море стали заявления самого Николая Меркушкина. В 2016 году он обвинил во всех бедах Самарской области агентов ЦРУ, подробно изложив планы американских спецагентов. Зато на вопрос, когда работникам «АвтоВАЗагрегата» выплатят двухлетний долг по зарплате, губернатор Меркушкин ответил предельно кратко: «Никогда».

Николай Меркушкин

Лишился губернаторского кресла и Валерий Шанцев. За 12 лет управления Нижегородской областью он не сделал с ней ничего хорошего. Регион, в котором располагается Федеральный ядерный центр, до сих пор не газифицирован полностью. Нет в области и значимых инвестиционных проектов. «Как про столицу Поволжья про нас уже не говорят. Относятся брезгливо, на выставки и конференции не приезжают», — заявил зампред комитета по экономике ЗС области Владимир Буланов. Деградация настигла и культурную сферу Нижегородской области. При Шанцеве снос исторических зданий приобрел стихийный характер. Область лишилась десятков архитектурных памятников, а гордость региона, пушкинская усадьба в Болдино, передана в ведение местной администрации и находится на грани выживания.

Валерий Шанцев

Зато число коррупционных скандалов и арестов вокруг Шанцева все это время динамично росло. Министр сельского хозяйства Леонид Седов и замминистра экологии Николай Шильнов оказались крупными бизнесменами , которые не удосужились даже формально выйти из бизнеса. Экс-министр имущества и земельных ресурсов Нижегородской области Александр Макаров оказался в колонии общего режима за незаконную передачу земли фирме-однодневке «Магистраль Инвест» по заниженной на 60 млн рублей стоимости. Легким испугом, точнееувольнением , отделался заместитель Шанцева по строительству Антон Аверин, обеспечивший строительные фирмы отца постоянными госконтрактами. Однако старожилу Шанцеву простили все за умение обеспечивать нужный результат на выборах. В итоге 71-летний чиновник покидает разоренный регион с почестями и даже орденом «За заслуги перед отечеством II степени».

Договорились

Впрочем, некоторых губернаторов до отставки довел их собственный язык. Особо отличились на этом поприще Николай Меркушкин и Вадим Потомский. Не менее красноречивым был и губернатор Орловской области Вадим Потомский, называвший неугодных ему журналистов «чепушилами». Чтобы получить это звание, достаточно было написать о любом из коррупционных скандалов региона. Например, о том, как заместитель губернатора Сергей Филатов в лучших традициях 1990-х собирал дань с местного бизнеса. Каждый такой «платеж», по данным следствия, составлял 150-200 тыс. рублей, а посредником в передаче денег символично выступала глава МУП «Ритуально-обрядовые услуги» Екатерина Стрелец. Впрочем, и сам Вадим Потомский бывал под следствием .

Вадим Потомский

В то время, когда орловские бизнесмены скидывались на лояльность правительства области, в регионе якобы не хватало средств на препараты для онкобольных. Во всяком случае, обратившаяся на «прямую линию» к президенту Клавдия Ставцева до вмешательства Путина их не получала. Куда сильнее медицины Потомского занимала история. Он не только вопреки желанию большинства орловчан открыл в городе памятник Ивану Грозному, но и успел объяснить им, что сын Иоанна Васильевича скончался не от руки отца, а во время поездки в Санкт-Петербург. Теперь Потомский сможет продвигать свои исторические гипотезы по всему Центральному федеральному округу, полпредом которого он уже назначен.

Еще одним шутом на губернаторском посту выступил глава республики Марий Эл Леонид Маркелов. На его любовь к Италии марийцы смотрели сквозь смех и слезы. В бытность его губернатором Йошкар-Ола покрылась новоделами итальянских дворцов. Также Маркелову не давала покоя слава итальянского клана Медичи, поэтому все, что в Марий Эл способно приносить деньги, принадлежало Маркеловым.

Леонид Маркелов

Например, те самые новоделы, разбросанные по столице республики, находятся в собственности мачехи экс-губернатора Татьяны Маркеловой. Она же владеет рядом компаний с оборотом в несколько миллиардов рублей ежегодно. Успешной бизнес-леди была и бывшая жена Леонида Маркелова. Ее бизнес-интересы простираются от строительства до сферы медиатехнологий. Общий оборот компаний Ирины Маркеловой оценивается в 2 млрд рублей ежегодно. Окончательно заигравшись в марийских Медичей, губернатор пообещал жителям деревни Шимшурга, недостаточно тепло его встретившим, раскопать единственную дорогу в поселке и закрыть только что открытый им фельдшерский пункт. Потеря реальности сыграла с Маркеловым злую шутку, и уже через несколько дней после отставки он «переехал» в СИЗО по обвинению в получении взятки в размере 235 млн рублей.

Сосланы из Сибири

Случай с Маркеловым — единственный пример жесткой реакции со стороны федерального центра. Видимо, он должен стать наукой другим губернаторам. Например, многие главы сибирских регионов, чьи отставки пришлись на осенний губернаторопад, могли бы вернуться в свои регионы в совершенно новом качестве. В полной мере это можно отнести к главе Омской области Виктору Назарову. Похвастаться обилием компромата против себя лично Виктор Назаров не может. Ярких образцов самодурства за ним тоже не замечено. Характерной чертой губернаторов-сибиряков стали бесконечные аресты среди ближайшего окружения. И тут Назаров даст фору многим.

Виктор Назаров

К тюремным срокам приговорены вице-губернатор Юрий Гамбург и глава Минимущества Александр Стерлягов. Оба чиновника участвовали в незаконных сделках с землей . Причем если Стерлягов «сбыл с рук» 1,4 га казенной земли, то вице-губернатор не мелочился — с его помощью в частные руки ушло более 26 га. На месте проданных Гамбургом гектаров вырос элитный коттеджный поселок. Злые омские языки твердили, что вырос он не без участия Виктора Назарова.

Уголовные дела были возбуждены также в отношении главного архитектора Омска Анатолия Тиля и советника губернатора по вопросам ЖКХ Александра Лихачева. Компания Лихачева похитила около 10 млн рублей, выделенных на капитальный ремонт пяти многоквартирных домов. Все это время рейтинг губернатора падал, госдолг Омской области рос. В прошлом году они стали максимально близки: государственный долг достиг 46 млрд рублей, а рейтинг Назарова, как принято говорить, пробил дно, упав до 57-го места.

Соперничать с Назаровым по количеству арестов вокруг себя мог только губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Глава Куйбышевского района Виктор Функ обвиняется в растрате 250 млн рублей. Вообще, сибирские чиновники действуют с размахом. Так, замглавы управления Росрезерва в Сибирском федеральном округе Илгиз Гарифуллин погорел на взятке. В качестве «подарка» он получил Porsche Cayenne, однако главный сюрприз следователей ФСБ ждал при обысках. Неприметный чиновник оказался хозяином целого автопарка элитных иномарок, которые дополняют коттедж в престижном поселке, две квартиры и переданный во владение тещи таунхаус.

Владимир Городецкий

Здесь важно помнить, что коррупционные скандалы всегда тенью следовали за Владимиром Городецким. В течение 14 лет он занимал кресло мэра Новосибирска, а его советником и вице-мэром выступали отец и сын Солодкины. Солодкиных называют членами «Труновской» ОПГ, причем Солодкин-старший по этому обвинению даже провел четыре года в СИЗО. Его перевод под домашний арест чудом совпал с повышением Городецкого. Правда, связями губернатора с людьми, обвиняемыми в участии в преступной группировке, следствие не заинтересовалось даже после отставки губернатора.

Виктор Толоконский

Также тихо удалось уйти со своих постов губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому, попрощавшемуся словами: «Я ухожу и даже уезжаю», — а также главе Пермского края Виктору Басаргину, который не только уехал, но и занял пост главы Ространснадзора. Новые высоты штурмуют и другие «отставники».

В Москву, в Москву!

И далее, как в пьесе: «надо работать, работать, работать!» Вот только работать в Москву реальную уехали не чеховские сестры, а губернаторы с изрядно запачканной репутацией. В их числе Андрей Турчак, возглавивший Псковскую область с 2009 года. Турчак с самого начала не скрывал, что рассчитывает на большее. Об этом говорит и обучение в академии МИД РФ уже действующего губернатора Турчака, и живейшая реакция на громкие политические события. В 2013 году после гибели в США ребенка из псковского дома сирот, Андрей Турчак приостановил в области все процедуры усыновления детей иностранными гражданами, практически на год опередив «закон Димы Яковлева».

Андрей Турчак

Поработал Турчак и с доходами населения, точнее с методикой их подсчета. В результате средняя зарплата в регионе, по расчетам псковского губернатора, оказалась значительно выше , чем по данным Росстата. Зарплаты чиновников Росстат и Турчак тоже считали по-разному, у Турчака они оказались меньше. Это выглядит вдвойне странным после того, как у самого Турчака обнаружилась вилла в Ницце, традиционно оформленная на жену. Однако главное, чем запомнился Турчак за эти годы, — покушение на журналиста Олега Кашина. Об участии губернатора в организации этого покушения писали как федеральные, так и местные СМИ . Методы Турчака по защите собственной репутации оценили настолько высоко, что теперь он занимает кресло сенатора от Псковской области.

К слову, в Совфеде РФ Турчак значится заместителем Валентины Матвиенко — эту должность соорудили специально для чиновника.

Новую должность осваивает и только что ушедший с поста главы Воронежской области Алексей Гордеев. Теперь он стал полпредом в Центральном федеральном округе. Гордеев относится к политическим мастодонтам — 10 лет он руководил Минсельхозом РФ, почти столько же Воронежской областью. На посту главы региона особо радел за развитие привычного и понятного ему сельского хозяйства. И чем больше Гордеев заботился об аграриях, тем хуже шли их дела. Особенно не повезло свиноводам. На область обрушивались одна эпидемия африканской чумы свиней за другой. Местные фермеры говорили, что область под предлогом АЧС уничтожает здоровое поголовье. И в этом есть своя логика. Ведь процветающей в регионе группой компаний «Агроэко» владеет предполагаемый зять Гордеева Владимир Маслов. Благодаря «свиной чуме» группа «Агроэко» поднимается все выше в рейтинге производителей свинины. Сын Алексея Гордеева также занимается сельским хозяйством: он владеет холдингом «Ока Агро» и рядом других агрофирм в Рязанской области, годовой оборот которых приближается к 1 млрд рублей. С новым назначением Гордеева аграрная империя его семьи может раскинуться по всему ЦФО, который славится плодородными землями.

Алексей Гордеев

Ждут новых назначений и другие «эффективные менеджеры»: получивший «зеленую папку» Путина губернатор Приморского края Владимир Миклушевский и бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Также в 2017 году лишились своих постов в общем-то неприметные губернаторы Новгородской, Рязанской, Ивановской областей. По собственному желанию ушли из проблемных регионов Александр Худилайнен (Республика Карелия) и Вячеслав Наговицын (Бурятия). В новом году, по прогнозам аналитиков, губернаторопад продолжится с новой силой. Улучшения экономического или социального климата в регионах пока не ожидается.

В 2017 году по России прокатилась самая масштабная за последние пять лет волна отставок глав регионов. В первую очередь перестановки связаны с подготовкой Кремля к президентским выборам, ведь это один из немногих инструментов, позволяющих власти поправить свои рейтинги при дисфункциональной системе управления, нарастании общественного недовольства и отсутствии желания проводить реформы. Хотя единого алгоритма в смене губернаторов, судя по всему, нет (каждое решение об отставке и назначении принималось отдельно), Кремль учитывал такие критерии, как общественно-экономическая ситуация в регионе, уровень напряженности в кругах локальных элит, а также рейтинг действующего губернатора.

Контекст

Калининград ждет своего часа

Jyllands-Posten 24.10.2017

Что Кремль хотел и что получил от губернаторской ротации

Carnegie Moscow Center 15.10.2017

Путин назначает новых губернаторов

Le Figaro 04.10.2017

Неспособность Кремля сформулировать четкую и привлекательную предвыборную программу маскируется частичным обновлением руководящих регионами кадров и временной нейтрализацией напряженности в некоторых частях страны. Кадровый «лифтинг» преследует в основном имиджевые цели: он призван (по крайней мере, на время) вселить в россиян надежду на положительные изменения.

Позиция губернаторов в российской властной системе становится все более слабой. В рамках процесса централизации власти круг их полномочий последовательно сужается, а статус снижается. Логика перестановок 2017 года свидетельствует о том, что губернаторы окончательно лишились влияния и политической роли: назначенцы новой волны — это де-факто делегированные из центра менеджеры среднего звена, представители номенклатуры, которые полностью подчиняются центральным властям.

Место губернатора в российской политической системе

В Российской Федерации не сформировалась формализованная, прозрачная, четко регламентированная федеративная форма государственного устройства. Отношения между центром и регионами (формально — субъектами федерации) изначально в значительной мере работали в режиме «ручного управления», в котором большую роль играли личные отношения между главой государства и руководителями регионов (губернаторами), а также лоббистский потенциал последних. Попытки регионов обрести больше независимости, которыми ознаменовались 1990-е годы, представляли угрозу для целостности государства, а поэтому в путинскую эпоху им на смену пришла тенденция к максимальной централизации власти и контроля над политической сферой. В этот процесс вписывается постепенное снижение статуса губернаторов, начавшееся в 2000 году.

Кремль ограничивал их роль в системе двумя путями. Во-первых, бюджетные и налоговые реформы, проведенные в первые годы президентства Путина, снизили автономность глав регионов в сфере управления экономической ситуацией на подконтрольной им территории. В России закрепилась модель перераспределения, при которой большая часть региональных поступлений от налогов и сборов передается в федеральный бюджет, и только потом (зачастую непрозрачным способом) эти средства делят между регионами. Такая система демотивирует локальные власти, лишая их стимула повышать инвестиционную привлекательность регионов. Одновременно губернаторы, чья роль фактически свелась к управлению текущими делами, вынуждены постоянно заниматься финансовым лоббированием, то есть играть в отношении Москвы роль просителей. Болезненнее всего это отражается на богатых регионах: лишение их финансовой дееспособности гарантирует Кремлю лояльность местных элит. Нередко перед регионами ставят дополнительные задачи, не выделяя на них средств из центрального бюджета, при этом ответственность за выполнение заданий (и сохранение социальной стабильности) лежит полностью на местных властях.

Во-вторых, в последние полтора десятка лет губернаторы постепенно лишались своего политического веса. Террористический акт в Беслане в 2004 году послужил предлогом для отмены прямых губернаторских выборов (введенных в 1995 году). С 2005 года губернаторов назначали региональные парламенты по представлению президента РФ. Кремль вернул выборы, чтобы нейтрализовать протестную волну 2011-2012 годов, однако, губернаторы не обрели прежнего статуса. В выборы глав регионов внедрили разнообразные (формальные и неформальные) механизмы, которые ограничивают политическую конкуренцию или даже полностью ее пресекают. Это муниципальный фильтр и традиционное использование «административного ресурса»: законной и незаконной помощи при проведении и финансировании избирательной кампании, которую локальные власти оказывают кандидатам от «партии власти».

Кадровые решения, касающиеся губернаторов, принимает лично глава государства, а критерии выбора зачастую выглядят непрозрачно, поскольку свою роль играют здесь рекомендации управления по внутренней политике администрации президента, давление околокремлевских групп влияния, а также личные предпочтения Путина. Он назначает исполняющих обязанности губернаторов, а те формально легитимизируют свою позицию благодаря выборам, которые проходят на фоне фальсификаций и отсутствия конкуренции. Полученный таким образом общественный мандат не гарантирует, что они смогут сохранить пост: президент РФ имеет право отправлять их в отставку и назначать исполняющих обязанности глав регионов.

Его решения могут противоречить настроениям избирателей, о чем свидетельствует тот факт, что губернаторы, не пользующиеся общественной поддержкой, могут продолжать работать годами, если им удается обеспечить «Единой России» необходимые результаты на выборах. Законные полномочия главы государства дополняются неофициальными механизмами функционирования российской модели управления, в том числе неограниченными возможностями использования спецслужб в политических целях. Обычно формальной причиной отставок становится «желание» губернатора (в таком случае он может сохранить место внутри властной системы) или «утрата доверия президента» (например, если отставка связана с громким коррупционным скандалом).


Логика кадровых решений в 2017 году

В России установлен так называемый единый день голосования (ежегодно назначаемый на сентябрь), в который граждане выбирают представителей региональных и локальных властей разного уровня. В связи с этим отставки губернаторов проходят обычно весной или осенью. В свою очередь, исполняющие обязанности глав регионов получают достаточно времени, чтобы подготовить кампанию к выборам, на которых они смогут получить формальный мандат.

Две волны отставок 2017 года (февраль-апрель и сентябрь-октябрь) были беспрецедентно масштабными: поста лишились 19 губернаторов. При Путине подобный размах отставки приобретали только в 2010 году (тоже 19) и в 2012 (20). Февральские перестановки затронули губернаторов, срок полномочий которых в любом случае подходил к концу в 2017 году, так что решение в их отношении подсказывал избирательный календарь. В свою очередь, главы регионов, отправленные в отставку осенью, могли оставаться на своих постах еще несколько лет. На этом фоне выделяются две апрельские отставки: руководители Удмуртии и республики Мари-Эл не только лишились постов, но и услышали обвинения в коррупции.

Перестановки не имели планового характера, а скорее, служили свидетельством того, что администрация президента накануне президентских выборов занялась поиском новой формы обновления кадрового состава. Если в логике отставок прослеживается несколько четких критериев, но в новых назначениях единый тренд не просматривается. Внимания при этом заслуживает стремление Кремля оставить уволенных губернаторов (за редкими исключениями) в системе власти, найдя им место в структурах региональных или федеральных руководящих органов.

Главным критерием в ротации выступала сложная ситуация в регионах, которая могла стать проблемой для Кремля в контексте президентских выборов. Хотя их исход заранее известен, президент пользуется сильной общественной поддержкой, а весь административный аппарат будет приведен в состояние полной мобилизации, стиль победы остается для Путина вопросом первостепенной важности. В таких обстоятельствах конфликты внутри локальных элит, протестные настроения в обществе или коррупционные скандалы могут не только снизить эффективность избирательного механизма, но и опосредованным образом бросить тень на имидж главы государства.

В рейтингах, которые составляются для администрации президента, отправленные в отставку губернаторы получали низкие оценки в основном из-за неумения предотвращать коррупционные скандалы в региональном руководстве и конфликты в местных элитах (уровень консолидации элит на региональном уровне — это один из ключевых факторов для стабилизации ситуации в контексте президентских выборов), а также управлять общественными настроениями (как в Новосибирской области, где позиция губернатора пошатнулась в результате спровоцированного им конфликта на почве повышения тарифов на коммунальные услуги). В свою очередь, экономическая ситуация того или иного региона, влияла на кадровые решения незначительным образом.

Логика выбора новых глав регионов выглядит менее прозрачной. Свою роль играли здесь управленческие качества кандидата, специфика региона, расклад сил в локальных элитах, а также воздействие различных групп влияния, среди которых управление внутренней политики администрации президента выступает лишь одним из игроков (остальные — это федеральные министерства, региональное руководство, финансово-промышленные группы и спецслужбы). Кроме того, огромное значение имело личное отношение Путина к конкретным кандидатам.

В логике назначений прослеживаются три основные тенденции. Во-первых, большинство новых кандидатов не являются уроженцами тех регионов, которыми им предложили управлять (в осенней волне таких людей было 8 из 11). Мы видим здесь продолжение тренда, наметившегося во время третьего президентского срока Путина: доля «чужаков» возросла до 64%, тогда как при Медведеве она составляла 48%. Это свидетельствует о снижении уровня доверия к локальным группам влияния и, с одной стороны, вызывает у них недовольство, а с другой — создает надежду на то, что власть сможет улучшить свой имидж в глазах населения, отмежевавшись от скомпрометировавших себя локальных кланов. На этом фоне в особенности выделяется новый глава Дагестана: им впервые стал человек, не связанный с основными этническими группами, населяющими республику (у Владимира Васильева русско-казахские корни).

Во-вторых, благодаря перестановкам губернаторский корпус стал моложе. Средний возраст новых губернаторов снизился с 55 (2013 год) до 46 лет. Однако в России такое уже бывало: в 2011 году этот показатель составлял 40,9 лет. В-третьих, многие новые назначенцы относятся к «технократам» — это бывшие чиновники высшего или среднего звена, работавшие в структурах федеральной и региональной власти или на крупных предприятиях (заместители министра национального развития, заместитель министра промышленности, генеральный директор компании «Росморпорт», руководитель департамента в московском правительстве).

Эти тенденции свидетельствуют о лишении глав регионов политической роли и окончательном падении их статуса. Губернаторы новой волны фактически становятся делегированными из центра менеджерами среднего звена, представителями номенклатуры, которые полностью подчинены центральным властями. В эту схему вписываются даже назначения «политических» персон: спикера Законодательного собрания Красноярского края, градоначальников из Самары и Вологды, главы фракции «Единой России» в Думе или высокопоставленных представителей парламентской оппозиции — КПРФ и «Справедливой России».

Возможные последствия перестановок

Ротация кадров преследует в первую очередь имиджевые цели: ее задача состоит не в том, чтобы сделать работу регионального руководства в социально-экономической сфере более эффективной, а в том, чтобы хотя бы на короткое время повысить уровень доверия общества к власти и президенту Путина перед мартовскими выборами. Преемники «проблемных» губернаторов автоматически получают от избирателей, надеющихся на перемены, кредит доверия.

Рассчитывать, что какие-то из ключевых региональных проблем (обнищание населения, сокращение налоговой базы, урезание финансирования социальной сферы, в том числе здравоохранения) будут решены, не приходится. Все эти проблемы связаны не со спецификой регионов или с неверными кадровыми решениями, которые можно исправить перестановками на руководящих постах, а с неработоспособностью бюрократизированной и коррумпированной российской государственной системы. Следовательно, политические риски станутся прежними: из-за нарастания проблем в 2017 году в регионах усилилось общественное недовольство социальной, транспортной и жилищной политикой.

Самое большее, что могут принести кадровые перестановки, — временное повышение эффективности управления в регионах, связанное с налаживанием бюрократических механизмов. Это одна из немногочисленных сфер, в которой главы регионов до сих пор обладают реальным влиянием. Между тем трения между федеральным центром и регионами, возникающие на почве финансов, сохранятся. В 2017 году споры о принципах перераспределения средств между регионами в ситуации снижения поступлений в федеральный бюджет, вызванного падением цен на нефть, обострились.

Мэр Москвы, президент Татарстана, губернатор Калужской области, а также депутаты из Хакассии, Новосибирской и Сахалинской области заявили о том, что средства, поступающие от налогов, следует распределять более справедливо. Последним удалось при поддержке назначенного в 2015 году губернатора добиться от Кремля уступок. Некоторые регионы прибегают к прямым угрозам, заявляя, что они не смогут финансировать проекты, играющие важную роль в предвыборный период («майские декреты» Путина или ремонт дорог). Положение осложняют действия федеральных органов, противоречащие логике стабилизации ситуации накануне выборов, например, обострение отношений с Татарстаном или республикой Коми на почве языкового вопроса.

В этом контексте встает вопрос о том, удастся ли нормализовать обстановку в «проблемных» частях страны и даже слаженно провести выборы. В особенности это касается тех губернаторов, которые оказались в новых для себя регионах и плохо знают как местные проблемы, так и механизмы регионального управления (часть новых назначенцев — это относительно молодые чиновники федерального уровня). Им будет сложно управлять локальными группами влияния, в которых сосредоточены опытные закаленные в политической борьбе игроки.

Положение губернаторов осложнит то, что мера их ответственности за стабилизацию региональной социально-экономической ситуации несоразмерна тому количеству инструментов, которыми они обладают, а из-за отсутствия мощных политических тылов в регионе, они могут подвергнуться давлению силовых структур в рамках «борьбы с коррупцией». Удастся ли новым региональным руководителям взять под свой контроль ситуацию в период выборов, зависит от их личных качеств и умелого использования методов давления и убеждения. В итоге по крайней мере некоторые из них могут оказаться переходными фигурами, которые Кремль уберет во время следующих выборов осенью 2018 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» назвали губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. При этом три критерия были «штрафными» — они отнимали очки у чиновников.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

В исследовании учитывалась деятельность руководителей субъектов Федерации с января по август 2017 года. Поэтому в «расстрельные списки» попали уже снятые к моменту появления документа главы регионов Николай Меркушкин (Самарская область), Рамазан Абдулатипов (Дагестан), Валерий Шанцев (Нижегородская область), Виктор Толоконский (Красноярский край) и Игорь Кошин (Ненецкий автономный округ).

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Не забыли и о губернаторе Санкт-Петербурга Георгии Полтавченко — его политологи оценили в восемь баллов.

Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы». К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Прошлая неделя ознаменовалась появлением в СМИ информации о возможных отставках сразу нескольких глав российских регионов. Кандидатами «на вылет» называли губернаторов Нижегородской, Самарской областей, Красноярского края. «Общее число субъектов, которые называются в качестве кандидатов на смену власти, приближается к десяти», — заявили источники «Газеты.Ru».

Прогнозы начали сбываться 25 сентября: тогда указом президента должность главы региона потерял Николай Меркушкин, губернатор Самарской области. Уходя, он заявил, что в ближайшее время своих постов лишатся еще несколько глав регионов. «Есть основание, чтобы такое решение было… Наверное, последуют решения и по другим губернаторам, я так полагаю, по определенному перечню», — сказал политик на пресс-конференции.

Следующим от занимаемой должности был освобожден губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, возглавлявший область на протяжении 12 лет. На его место был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Позднее ушел и руководитель Красноярского края Виктор Толоконский — его сняли с поста 27 сентября.

О своем уходе 28 сентября сообщил и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Основной кандидат на его должность теперь — первый заместитель директора Росгвардии Сергей Меликов. В этот же день покинуть пост главы субъекта РФ решил и губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Кошин.

Глава Ненецкого автономного округа Кошин покинул свой пост досрочно и по собственному желанию — в связи с переходом на новое место работы. Президент Владимир Путин уже подписал соответствующий указ. Заменой Игоря Кошина назначили заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского — он стал временно исполняющим обязанности главы НАО.

43-летний Кошин был одним из самых молодых руководителей регионов в стране: его назначили губернатором в сентябре 2014 года. До этого он на протяжении двух лет являлся представителем от Собрания депутатов НАО в Совфеде. После ухода в отставку он обратился к жителям региона через соцсети.

«Пришло время двигаться дальше. За эти три года было разное — и хорошее, и плохое. Особенно трудным выдался 2016 год, когда мы лишились трети своих доходов. Знаю, вам всем пришлось нелегко. Поверьте, мне тоже. Ответственность — тяжелый груз», — написал Кошин.

Он также отметил, что все непопулярные и болезненные решения, которые он принимал в период своего пребывания на посту главы НАО, преследовали цель сделать экономику округа более устойчивой к колебаниям цен на нефть, и, тем самым, защитить жителей региона.

Эксперты убеждены, что сейчас в стране наблюдается тренд на «озеленение кадров»,

то есть — назначение на должности глав регионов молодых людей с опытом службы в федеральных органах. Об этом, в частности, заявил «Газете.Ru» глава консалтингового агентства Backster-group Дмитрий Гусев.

Он убежден, что Путин продолжает политику по обновлению политической команды страны. «Было назначено несколько молодых губернаторов-технократов. Сейчас происходит назначение на подобные должности таких людей с опытом работы в федеральных органах. Такова нынешняя политика президента», — пояснил ситуацию Гусев.

На этой неделе в отставку уйдут главы Нижегородской, Самарской областей и Красноярского края. Об этом 24 сентября источники «Газеты.Ru». По информации других изданий, в отставку уходят также губернаторы Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Могут также произойти кадровые перестановки в одном или двух регионах Северного Кавказа, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в администрации президента.

Такой способ пакетной смены губернаторов стал уже привычным за последние пять лет. Впрочем, часто из предварительных списков исключаются один или два руководителя, которые продолжают работать на своей должности. По информации «Газеты.Ru», существует также расширенный список кандидатов на замену уходящим со своих постов. В нем более десяти фамилий. Окончательные кадровые решения, по всей видимости, принимает глава государства.

Если политический Олимп покинут сразу десять глава субъектов, это будет значительным обновлением губернаторского корпуса.

Последний раз такая масштабная ротация происходила во времена президентства Дмитрия Медведева, когда с должностей ушли десять глав регионов, включая таких тяжеловесов «ельцинского призыва», как Юрий Лужков, Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Егор Строев, Александра Филиппенко.

Вновь назначенные на их место люди будут работать с приставкой «врио» (временно исполняющие обязанности) и пойдут на выборы, которые состоятся одновременно с президентскими в марте 2018 года.

Не все губернаторы, «сидящие на чемоданах», имеют низкие рейтинги, однако даже у успешных из них — конфликты с элитами или городской властью,

Так, глава Мурманской области Марина Ковтун сумела увеличить свои рейтинги, но конфликтует с региональными элитами. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев считается тяжеловесом, однако стал стороной затяжного конфликта с мэром Нижнего Новгорода. Алтайский руководитель Александр Карлин имеет относительно неплохие рейтинги, однако эксперты отмечают «относительно низкую популярность» и «подчеркнуто жесткий стиль управления».

Глава Новосибирской области Владимир Городецкий не имеет высоких рейтингов и конфликтует с мэром-коммунистом Анатолием Локтем. Губернатор Омской области Виктор Назаров смог усилить свои позиции, однако остается «аполитичной фигурой».

Виктор Толоконский, глава Красноярского края, возглавляет регион с 2014 года, а до этого долгое время был мэром Новосибирска и губернатором области. Как отмечается в последнем «Рейтинге выживаемости губернаторов» фондов «Петербургская Политика» и «Минченко консалтинг», он по-прежнему «слабо вписывается в местную ментальность».

Губернатор Ивановской области Павел Коньков также имеет низкие рейтинги в исследованиях рейтинга выживаемости, а область «является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты».

Стоит отметить, что отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина прочили давно. Одиозная политическая фигура, он вызвал немало недовольства у жителей региона своими заявлениями «на грани фола», которыми настроил против себя различные группы населения. На последних выборах в Госдуму в этой области произошел ряд скандалов, которые вызвали недовольство центра.

Губернаторские выборы, отмененные в 2004 году, были вновь возрождены летом 2012 года. Однако был введен муниципальный фильтр, который усложнил для представителей оппозиции участие в выборах. В случае ухода губернатора в отставку его обязанности исполняет не местный руководитель, а назначенец Кремля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: