Что такое проверяемые безударные гласные в корне. Правописание безударных гласных

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова. Примеры привести несложно: дверной - двери , зеркальный - зеркало , писать - пишет . Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных :

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры - арбуз , человек , чеснок , поролон , календарь , пакет и многие другие.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия , информация , филармония , церемония , экономика , математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов :

  • от ударения: сгорает - гарь , заря - зори ;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать - выдернул , застилает - застелет ;
  • от согласного в конце корня: растительность - заросли - отращивать ;
  • от смысла: обмакнул - промок .

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка - короб , прямой - прямо , цветок - цвет .

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением :

  • щека - щёки ;
  • колбаса - колбасный ;
  • пекарня - пекарь ;
  • грибной - гриб ;
  • цепочка - цепь .

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать :

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения :

  • стекло - стёкла ;
  • окно - окна ;
  • часы - час ;
  • столы - стол ;
  • зелёный - зелень ;
  • на полу - пол;
  • зеркало - зеркальный ;
  • деревянный - дерево , деревья ;
  • стена - стены ;
  • тепло - тёплый .

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть , замирать , понимание .

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить :

  • шелестеть - шелест ;
  • избежать - бег ;
  • охранять - охрана ;
  • волнистый - волны ;
  • молоко - молочный .

Слова абонемент , шоколад , директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова :

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания. Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц. Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").

Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).

Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор . В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый .

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит . В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие. Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы "о" и "а"

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).

ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.

КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.

ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).

ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление "е" и " и"

Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:

БИР - БЕР: уберём - убирать;

ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;

МИР - МЕР: замереть - умирать;

ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;

ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;

ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;

СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;

БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".

Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.

И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва

Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004

Правописание безударных гласных в корне слова

Компакт-тема № 8

Безударные гласные, проверяемые ударением

Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дости жение – дости чь, растя жение – растя нет).

Упражнение

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.

При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва- . В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва- , придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а :

    прогло тить – гло тка , а не прогла тывать ;

    опо здавший – по здно , а не опа здывать ;

    спро сить – спро с , а не спра шивать .

Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):

    примир ять врагов (мир) пример ять платье (мер ить, мер ка, пример ка);

    посед еть от невзгод (сед енький) посид еть на завалинке (сид я);

    поласк ать котенка (ласк а) полоск ать белье (полощ ет);

    крат чайшее расстояние (крат кость) – крот чайшее создание (крот кий);

    посвет ить фонариком (свет) – посвят ить жизнь (свят ость ).

Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность , второе – кара ).

Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, – окончание. В слове обаяние , котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а - – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, – окончание.

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;

вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;

изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;

объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;

сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;

прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне

В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: са пог, то пор, ви не грет .

В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архи тектор, ко нцепция, пе ри фе рия, э ска латор.

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле -. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело -/-оло -:

    гра д (старослав. ) – горо д (русск. ), здра вие (старослав. ) – здоро вье (русск. );

    гла с (старослав. ) – голо с (русск. ), зла то (старослав. ) – золо то (русск. );

    бре г (старослав. ) – бере г (русск. ), пре д (старослав. ) – пере д (русск. );

    шле м (старослав. ) – шело м, ошело мить (русск. ), мле ко (старослав. ) – моло ко (русск. ).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.

Упражнения

1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?

Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.

Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.

2. Что значит слово прах в приведенных текстах?

а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.

(А.Пушкин)

б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)

Словарные значения: 1. высокое . Тело человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое . Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.

Ответ: а) 2; б) 1.

Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia , из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.

Например, слово уважать происходит от ува га «внимание, уважение», ва га «вес». Проверочное слово в современном языке – важный . Можно привести параллели из других славянских языков.

Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».

Впечатление исторически восходит к слову печать . Это то, что впечаталось в память.

Слово преодолеть родственно существительному доля : одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка , появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».

Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом . Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».

Упражнения

1. Вставьте безударные гласные:

    инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;

    ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;

    атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;

    тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.

2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :

п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

(Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).

3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?

1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.

Ответ: 3.

4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?

1) увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.

Ответ: 2.

Чередование гласных в корне

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.

Чередование гласных и /е в корне

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . При этом в корне пишется и перед суффиксом -а- .

Корни с чередующимися гласными надо выучить , чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой !

Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю .

Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать ; умереть – умирать – мор – мрут . Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность .

Упражнения

1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.

1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.

Ответ: 2.

2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.

1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.

Ответ: 3.

3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .

Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.

4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением .

Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.

Ответ:

чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;

проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка .

Чередование гласных о/а в корне

Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.

1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.

3. Правописание корня зависит от последующей согласной.

К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.

4. Правописание корня в зависимости от смысла.

Распознавать корни -равн-/-ровн - бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн - исконно русский, а -равн - по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.

Чередование в корне -плов -/-плав -/-плыв - не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец, пловчиха , но плавучесть, плавучий;

ы – в словах плывуны, плывущий, плывя .

Существует еще одно важное чередование.

Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :

нача ть – начин ать; приня ть – приним ать, поня ть – поним ать, сня ть – сним ать, сжа ть -сжим ать. При этом правописание -им , -ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а- .

Упражнения

I.В каких словах надо вставить а?

1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.

Ответ: 1, 4, 5.

II. В каких словах надо вставить о ?

1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).

Ответ: 1, 2, 4, 5

III. а ?

1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.

Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.

IV. В каких словах надо вставить о ?

1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.

Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.

V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.

Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.

В безударных гласных вызывают совпадает (нейтрализуется) два или несколько звуков, соответствующих ударным, и любая из букв совпавших ударных гласных читается одинаково. Выбор устанавливается нормой – её традицией или действием морфофонологического принципа орфографии. Например, мы говорим г[ъ]л[Λ]ва, а пишем голова, выбирая из А, О, Э для звука [ъ] и из А, О для звука [Λ] букву О, по правилу проверки (го́ловы, голо́вка ), то есть руководствуясь морфофонологическим принципом орфографии. Это основной принцип употребления букв для гласных, поэтому почти все гласные (кроме [у], который с другими гласными не совпадает, не нейтрализуется) в слабой, безударной позиции надо проверять. Это касается и гласных после непарных, с которыми данная орфограмма совмещается.

Чтобы проверить написание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы этот звук в том же корне оказался под ударением : д..ли́ть – де́лит, с..роково́й – со́рок.

Важно только не перепутать внешне сходные проверочные слова – паронимы. В однокоренных словах должна быть общая часть значения.И не забывать, что сначала должен решаться вопрос о корнях «с чередованием».

Ср. : разредить (редкий) но: разрядить (заряд)

увядать (вянет) но: увидать (видит)

примирять (мир) но: примерять (мера)

Ср. также : усво е́ние как усво́ ить , но не как усва́ ива ть

гово ря́т как разгово́ р , но не как разгова́ рива ть

Русская орфография глубоко традиционна, и многие проверки могут быть образованиями на грани с этимологией. Поэтому методисты допускают, например, проверку колесо словом околица с объяснением связи. При этом, естественно, нельзя проверять слова калач, лопата соответственно этимологически однокоренными имсловами околица, лапа. Некоторые методисты допускают проверку искусственными образованиями типа уменьшительного ко тлик , для котёл, просторечное шо́ фер для шофёр , уменьшительное о рлий для орёл, частями сложносокращённых слов (государство го̀сэкза́мен, ср. ипросторечное го́сы, корабль – линкор, акварель – лат. аква, аквариум ). Ведь главное – запомнить написание! С такими нарушениями принципа научности мы вынуждены сталкиваться в силу неоправданной традиционности нашей орфографии, издержками «ведущего» положения её основного принципа.

ЗАПОМНИТЕ : Слова с полногласными сочетаниями ­оро -, -оло- следует проверять родственными словами с полногласием , например: сторожить – сторож, сторожка, похолодание – холод, холодный. Слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла- надо проверять словами с неполногласием , например: охладить – хлад, прохладный, огласить – огласка.

Само наличие близких по значению корней с таким соответствием также обычно свидетельствует о соответствии написаний: порох – прах, дорог – драгоценный и т.

п. Но карандаш, калачи и т.п. сюда не относятся.

Проверка – это такое изменение окружения данной морфемы, которое приводит к постановке обозначаемого звука в сильную позицию. Для гласного это позиция под ударением. Гласная в корне – значит надо менять окружение корня, то есть заменять приставки, суффиксы окончания с целью нахождения данного гласного под ударением (ведь место ударения в слове опре­деляется наличием определённых морфем). Совокупность всех окружений корня (парадигма проверки) – это формы слова (первая ступень проверки) и «родственные слова» (однокоренные слова с разными суффиксами и приставками). Производные первой ступени называют второй ступенью проверки, производные второй ступени – проверками третьей ступени.

Проверки формами того же слова определяются законами подвижности ударения в данной части речи. Корни существительных проверяются изменением числа, окончания положительного на нулевое (других падежей на именительный ед. числа или родительный мн.ч.: зонта́ – зонт, нога́ – но́г . Исключения: семе ни семя́ н , стремени стремя́ н ). Для прилагательных важны краткая форма именительного падежа мужского рода и форма сравнительной степени (зелёный – зе́лен, дорогой – до́рог – доро́же ). Корни глаголов (кроме имеющих «корень с чередованием») проверяются формой третьего лица (с исключением форм сядет и ляжет ), формой ед. числа прошедшего времени мужского рода (цвести – цвё́л ), меной формы одного вида на инфинитив противоположного вида (кроме глаголов с суффиксом -ива- для О/А : натянул – натя́гивать, слипаться – сли́пнуться ), инфинитивом того же вида (бер ежёт – бере́ чь ), страдательным причастием прошедшего времени (отломить – отло́мленный, развернёт – развё́рнутый, поймём – по́нятый ), деепричастием (сидели – си́дя ), формой третьего лица единственного числа или формой инфинитива глагола другого вида (прогонял – прого́нит, кричать – кри́кнуть ),формой повелительного наклонения глагола того же и противоположного вида (стоять – сто́й, встают – вста́нь. Исключение ляг ), междометной формой мгновенного действия типа глядь!, толк! Сравнительная степеньнаречия проверяется положительной (страшнее – стра шно ).

Проверки однокоренными словами определяются законами ударения у производных слов, зависящих от свойств различных приставок и суффиксов. Они представлены у существительных однокоренным существительным без суффикса (девчонка – де́вочка, де́ва, листва – ли́ст), прилагательным(молоко – моло́чный, огонь – о́гненный ), уменьшительным существительным (борода – боро́дка, нога – но́жка), глаголом(поезд – е́здить, моление – мо́­лит, резня – ре́зать ). Прилагательные проверяются существительными (тяжёлый – тя́жесть, береговой – бе́рег ), глаголом (пристежной – пристё́гивать, развитой – разви́ть ), прилагательным без суффикса (тягчайший – тя́жкий, беловатый – бе́лый ), уменьшительной формой (молодой – моло́денький, простой – про́стенький , наречием (весёлый – ве́село, дешёвый – дё́шево ). Глаголы можно проверять однокоренными существительными (просили – вопро́с, вспотеть – по́т ), глаголом без приставки (вызвать – зва́ть, закричал – кри́кнул, просидел – си́дя ), прилагательными (сине́ет – си́ний, зеленели – зелё́ный ), наречиями (весели́ться – ве́село, холодеть – хо́лодно ). Наречия проверяются существительными (бесконечный – ко́нчик, таинственно – та́йна ), прилагательными (далеко – далё́кий, хорошо – хоро́ший ), глаголами (боязно – боя́ться, непонятно – по́нял ), наречием с заменой или отсутствием суффикса (домой – до́ма, частенько – ча́сто ). Возможны и проверки третьей ступени: от образований, полученных при втором способе, используют новые образования и производящие, как и на второй ступени.

Особый косвенный тип проверки для изменяемых частей речи – проверка гласного на беглость. Если гласный беглый, то он обозначается буквой О после букв твёрдых согласных и буквой Ё(Е) после непарных и мягких: лавка – лавок, кружка – кружек, узла – узел .Такая «проверка» не может быть признана фонологической, так как чередования не являются обязательными ни с какой стороны: нет позиции, предсказывающей обязательную беглость или небеглость. К тому же с нулём чередуются и другие гласные: [и] (певуни й – певунья, ущели й – ущелье, лиси й – лисьего, запи рать – запру, неси – сядь , нести – бить , оди н – одна, достои н – достойна, также созывать – созвать )и даже Я (зая ц –зайцы ). Очевидно, правило является лишь мнемоническим приёмом запоминания традиционных написаний.

Упр. 40. Вставьте пропущенные буквы А или О, Е или И и подберите проверочное слово. Обозначьте ударение.

Выг..р..дить виновного, выпол..сканное бельё, гр..жданство, гор..жанин, задр..жать от гнева, зар..жение, зар..ждение искусства, за..вление, кв..танция, минное загр..ждение, обв..нение, обл..к..титься, обог..щаться, объед..нение, овл..деть языком, ознаменовать, отродясь, п..дали, планировать кругами, пов..р..тить оглобли, повт..рение, всеобщее пок..яние, половодье, пост..ронние, предв..щать грозу, просв..щение, (божье) Пров..де́ние, св..детели обв..нения, сокр..щение, сост..зание, угр..жать, ум..ротворённый, усложнение, утв..рдить.

Упр. 41. С данными словами составьте словосочетания. Объясните написание выделенных букв подбором проверок (образцы см. в ответах). Образец: проживал (жил) в Воронеже – прожевал (жёваный) и проглотил.

Упр. 42. Укажите, в каких парах некорректно или неверно подобрано проверочное слово. Мотивируйте свой ответ.

Тя жёлый – тяжесть, кре дитование – кре́дит, сгущё нка – сгущение, уве до­млять – уведомить, специа лизированный – специальный, заме реть – мёртвый, обви нять – повинный, бе чёвка – бич, уго реть – загар, выро внять – ровный, расти рать – тёр, ра списать – роспись, глобальный – глобус, зо ревать – зори.

Упр. 43. Вставьте пропущенные О или А, правильно подобрав, где возможно, проверочные слова, старославянские или русские пары.

Вл..стелин, в..лостной старшина, вр..щательное движение, в..ротилы бизнеса, вр..та рая, г..л..вной (отряд), гл..варь (банды), гр..жданский (долг), загр..дительные (сооружения), з..л..тая (цепочка), кр..тчайший, провозгл..сить, прохл..дительные, поздр..вление, сокр..щение, (выглядеть) пом..л..девшим, пост..р..нние, (тяжелый) подб..родок, охр..нять (склад), св..р..тить (с дороги), ук..р..тить (платье), прекр..тите шум, укр..тить зверя, чер..довать.

ЗАПОМНИТЕ: правописание букв безударных гласных <а>, <о>, в корне нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксом -ыва(ива)-.

В этих глаголах корневой О часто чередуется с А . Например, слово спросить нельзя проверять словом спрашивать (проверочными словами могут быть спросит, спрос ). Исключение: ухажёр(ка) (от ухаживать , а не от уход ). Другие гласные перед ­ыва­ не чередуются.

В разговорной, детской и жаргонной речи в некоторых образованиях под ударением могут встречаться гласные , не совпадающие с написанием под ударением. Говорят: бабка Ёжка, бархо́тка , бо́шку, стёпка, степу́ха, по́льты, То́ма, экстри́м, шпо́ры, хотяне под ударением пишется Я га, ба шка, барха т, барха тный, барха тистый, сти пендия , па льто, Та мара , экстре­ мальный, шпа ргалка. Есть фа нтазия и фэнтези. Слово лебе дь и производные нельзя проверять словом лебяжий. Буква И пишется только в формах единственного числа слова дитя (и просторечном дитё, дитячий ), ср.: ди́тятко : детёныш, детвора, детёнок и т. п.

Часто к ошибкам ведут ложные этимологии-аналогии: ве нтилятор – «винт», до во стребования – «до вашего требования», подра жать – «дрожь», поч ерк – «подчеркнуть», спа ртакиада – «спорт», фиолетовый – «фиалка», га строли – «гость», до лина – «даль», ло пата – «лапа», нава ждение – «водится», наперсн ик (перси ‘грудь’) – «перст», сти пендия – «степень», учр еждение – «череда» и т. п. Такие слова требуют специальной проработки.

Некоторые корни имеют варианты написания, которые приходится запоминать «поштучно», в словарном порядке. Обычно пишется магни т, но есть и магне тизм, магне тический, магне тит, магне трон (ср. магне́то ). Обычно де́бе т, но деби то́р, деби то́рский. Обычно лодка , но есть и старосла­вянское ладья; полагают также, что ло пата родственно слову лапа. Есть грамо та, грамо тей, грамо тный, но есть и грамма тика . Есть инфе кция, перце пция, корре кция, но есть и инфи цировать, перци пировать, корри ги­ровать. Есть сей , сего и сия, сиё , сии. Такие варианты написаний обуслов­лены обычно заимствованиями из разных языков, чередованиями в языке-источнике. Часто написание меняется в силу иных ассоциаций, по «народной этимологии», по произношению: сви детель вместо свѣ дѣтель от вѣ дати; ка лач вместо ко лач, ср. ко лесо, кольцо, околица; во всех славянских языках пишется А в словах ово д, ласко вый, но в русском оба слова и в украинском оводы пишутся с О. Все эти сложности связаны с традиционностью и морфологичностью нашего правописания.

Упр. 44 . Вставьте пропущенные буквы О или А, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о//а в корне под ударением. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Вопл..щать, выд..лбить, выр..внять, оп..здать, отк..пать, пл..тить, пок..ро­че, пор..знь, прекр..тить, погл..щение, разбр..сать, раскр..ить, распол..гался, т..лкать, укор..тить.

Упр. 45. Найдите максимальное число проверок а) первой и б) второй ступени для данных ниже словоформ. Дополните, свои ответы, используя описанные выше способы проверки. Запишите их и запомните как образцы.

а) полоса, дорого́й, протяну, хватаю, больнее; б) долина, скатерть, усиление, грозовой, молодой, терпеливый, перевязать, нести, вылез, нести, ожил, затемнить, бережно, легко, риторика.

Упр. 46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы гласных или выбирая нужные, в скобках укажите наиболее трудные проверки орфограмм, подчеркните слова с ложнопроверяемыми написаниями.

О пользе старославянского языка

Русский язык сл..жился примерно к XIV ст..летию как язык, отл..чаю­щийся от других восточнославянских языков – украинского и белорусского. В развитии и обог..щении русского языка б..льшое зн..чение имело поп..лнение его за счёт заимствований из других евр..пейских языков. Но особенно пол..жительное влияние на него ок..зал выс..коразв..тый старославянский (древнеболгарский) язык, который был на Руси языком религии. Старославянский впитал в себя и дост..жения древнегреческого языка, на котором, по словам М. В. Ломоносова, «витийствовали великие христианской церкви учители и тв..рцы, возвышая древнее красноречие высокими б..госло­вскими д..гматами и п(о/а)рением усердного пения к богу».

В стан..влении русского л..тер..турного языка (в течение XVII––XVIII вв.) важную роль сыграл труд М. В. Ломоносова «О пользе книг ц..рковных в р..ссийском языке» (1758 г.). В нём М. В. Ломоносов изл..жил учение о трёх штилях и опред..лил осн..вные жанры, для которых уместен высокий, средний и низкий штили. Высокий штиль связывался именно с употр..блением старославянизмов и гр..цизмов, уже освоенных русским языком в процессе б..гослужений. «Сим штилем сост..вляться д..лжны гер..иче­ские поэмы, оды, пр..заические речи о важных материях, которым они от об..кновенной пр..стоты к важному вел..колепию возвышаются».

Роль старославянского в стан..влении и р..звитии русского письма, его орфографии отметил А. Х. Востоков в 1820 г. «Если бы русский язык с самого начала не находился в беспрестанном соотн..шении с ц..рковным славянским …, то и мы, может быть, теперь писали бы, сообр..жаясь с народным выгов..ром: маево, тваево или ещё маво, тваво вместо моего, твоего, фсево вместо всего, хто, што вместо кто, что и тому подобное».

Д..льнейшее развитие стилей прив..ло к тому, что русский язык тоже стал обр..зцом для развития не только языков народов СССР, многим из которых он под..рил свою письменность, но и для языков ст..рописьменных, для языков окружающих стран. По обр..зцу русского в них созд..вались научная т..рминология, официально-деловые обороты и жанры научного, публиц..стического, официально-делового и художественного стилей.

Упр. 47. Решите орфограммы, объясните наиболее трудные.

1. Нам идольское нав..ждение перен..мать негоже. Не для того мы, Гос­п..ди, тысячу лет назад к Тебе обр..тились своею душой. (Расп.). 2. Недалеко от этого места, в ст..роне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций; я пор..внялся с нею и уже прошёл было мимо… (Т). 3. Б(о\а)ржа серая и похожа на м..крицу (Ек). 4. Старые св..щеннослужители вгоняли нас в транс многочасовой зубрёжкой св..щенных стихов («Солдат удачи»). 5. …Подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; нужны школы, местная газета с честным напр..влением, театр, публичные чтения, спл..чённость интелл..ген­тных сил; нужно, чтоб общество сознало себя и уж..снулось (Ч.). 6. Думала Аксинья. Прим..ряла. Передумывала. Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, вл..деть им, как раньше (Ш.). 7. Лицо его при упом..нании о просв..щённой личности стало ещё более матовым и разнеженным… (Кор.). 8. Мало того, – они ещё его власть разбойничью осв..тили и сказали, что она от Бога, и помазали его маслом (Л. Т.). 9. См..тря на манёвры ямщиков, я со скуки пар..дировал американца Купера в его описаниях морских эволюций (Пушкин). 10. – Они, черт знает, с ума сошли со страху: нар(и\е\я)дили тебя в разбойники и в шпионы (Г.). 11. Видимо, когда строили наши з..млянки, свалили немало сосен, прор..дили, осв..тили лес (К. Ван­шенкин). 12. Рожи у обоих запухли, тёмными синяками наливаются, экая крас..тища! Натешились, изм..рдовали друг дружку, разр(и\е\я)дили злобу. Что-то дальше будет? (Аст.). 13. Выходило, что не Сеня утешал старика, а, скорее, старик прим..рял молодого с необх..димостью смерти (Л. М. Леонов). 14. Кругом весело зеленеет молодая тр.. ва, тр..пещут над нею в голубом небе бесчисленные жав..р..нки, пасутся на кормовитой зелёнке пролётные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стр..пета (Ш.). 15. Авось, звуки музыки укр..тят Африкана Семеныча. Константин Диомидыч сел за фортепьяно и сыграл этюд весьма удовлетв..рительно (Тургенев). 16. Устраивались под горою, в затишке; тянулись дома д..линою, словно в ладонях холмов, прикрывались от вечных ветров т..полёвым займищем.

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;

б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.

2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.

2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.

Чередование а-о

1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).

2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).

3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).

5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)

Чередование е-и

В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.


Похожая информация.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: