Что делать в течение года после похорон. Поминки: как правильно поминать усопших и когда это следует делать

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.

Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она - неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Зачем поминать усопших?

Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы - мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего - это молитва о нем.

Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, - но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.
Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, - так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая - Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста 26 марта 2016 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста 2 апреля 2016 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста 9 апреля 2016 года.
Радоница 10 мая 2016 года
9 мая - Поминовение усопших воинов
Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.
Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.
Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением - на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на 
полгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти - особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.
Полгода - такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.
Годовщина - это день памяти, когда мы - те, кто любил человека, - собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, - это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Надо ли поминать в день рождения?

Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения - один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц - очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства - один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.
Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные - осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.
Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное - в его честь и память творить добрые дела.

Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.
К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…
Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Как помянуть некрещеного?

Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.
Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.

Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?

В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия - часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течении жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».
Проскомидия - часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец - большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан - живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия - из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
Также в храмах проходят специальные поминальные службы - панихиды.

Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

Как поминать усопших дома?

В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она - неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Как поминать в пост?

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших - Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

Как поминать новопреставленного?

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший - священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон - до сорокового дня.
Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их - особая, соборная.
Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи - одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Когда поминать родителей?

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.

Как поминать животных?

Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.

Не существует единых правил, как проводить поминки 3 года после смерти, традиции в разных семьях имеют свои особенности. Обычай поминать умерших очень древний. Он зародился еще во времена, когда люди поклонялись родовым и племенным духам - первопредкам. Тогда всех усопших считали покровителями и защитниками семьи. На погребальных обрядах отразились культурные, национальные и религиозные особенности разных народов и поколений. Однако почтительное отношение к умершим родственникам сохранилось до наших дней. До сих пор принято поминать покойных на 3, 9 и 40 день. Затем поминки проводят ежегодно в день смерти родственника.

Кого приглашать на третью годовщину

Считается, что на три года после смерти надо в последний раз приглашать на поминки всех родственников и друзей усопшего, которым близка память о покойном. Все последующие годы родственника поминают в узком семейном кругу. Если у покойного не осталось родственников, то его поминают близкие друзья.

В некоторых семьях на третью годовщину собираются за поминальным столом 12 самых близких родственников по аналогии с 12 апостолами, которые присутствовали на последней трапезе Иисуса Христа. Однако сама поминальная традиция имеет языческое, а не церковное происхождение. В древние времена в на могиле покойника оставляли еду и питье, а дома устраивали пышные застолья. Родственники и друзья умерших не только трапезничали, но и соревновались в удали, пели и плясали.

Церковь же считает, что лучше всего поминать усопшего в храме или дома перед иконами.

При этом церковные каноны не запрещают поминальное застолье и не ограничивают число гостей, которых приглашают на поминки. Любой человек, которому был дорог покойный, может помянуть его и почтить память на третий год.

Если на похороны и сороковины гости приходят без приглашения, то на третью годовщину в гости ждут не всех. Решение о том, как проводить поминки и кого приглашать, принимает семья усопшего. Третья годовщина является мероприятием для самых близких. За поминальным столом можно собирать только тех, кого хочется видеть. Желательно заранее выяснить, кто точно сможет прийти. Если на поминки придет нежелательный визитер, то родственники имеют право не пустить его к поминальной трапезе.

Приглашать очень много людей не рекомендуется. Поминки не должны превратиться в шумную вечеринку. Обстановка на поминальном застолье должна быть тихой и интимной. В кругу близких, которым дорога память об усопшем, ведут тихие беседы. Принято делиться воспоминаниями об умершем, подчеркивать его достоинства и грустить о его кончине. Нужно поблагодарить покойного за все хорошее, что он оставил после себя. В большой компании гостям будет трудно услышать друг друга.

Как организовать мероприятие

Застолье можно сделать как дома, так и в кафе. При оформлении помещения семья должна руководствоваться своими вкусами и предпочтениями покойного. Можно создать атмосферу, которая была ему дорога, наполнив помещение его любимыми предметами. О поминальном характере мероприятия будут свидетельствовать траурные ленты, искусственные цветы и свечи.

Необходимо заранее выбрать заведение, в котором проводят такого рода мероприятия.

Договариваясь об аренде зала, надо сообщить о характере события.

Устраивать поминки в ресторане рядом с шумными веселящимися компаниями неуместно. Поэтому надо арендовать или все помещение или, его часть, изолированную от других посетителей.

При выборе помещения для поминок стоит обратить внимание на интерьер. Не следует заказывать поминки на 3 года в залах, оформленных в молодежном или праздничном стиле. Желательно отдать предпочтение помещениям с классическим или старинным интерьером без излишеств.

На поминках может играть тихая музыка, не заставляющая собеседников повышать голос. Лучше использовать мелодию, которая нравилась усопшему, подобрав подходящую для траурного мероприятия. Уместно слушать после смерти человека песни, которые он исполнял сам.

Чтобы отдать дань уважения покойному, возле поминального стола устанавливают его фотографию. Обычай ставить стакан с водой или водкой и куском хлеба имеет языческие корни. Придерживаться ее или нет, решают организаторы мероприятия. Осуждать родственников за использование тех или иных традиций не принято. Пить воду или водку, предназначенную для покойного, как и есть его хлеб, нельзя. Продукты относят на кладбище и выливают напиток на могилку.

Первыми берут слово наиболее почтенные и старейшие члены семейства.

После первой речи гости поминают усопшего минутой молчания. Верующие люди могут в это время произносить молитву «Отче наш». Затем передают слово другим гостям по старшинству. Молодые гости должны дождаться своей очереди. Желательно, чтобы каждый из гостей произнес речь о покойном.

Сервировка стола

Подбирая блюда для поминального обеда, нужно руководствоваться предпочтениями усопшего. Обязательным элементом стола является поминальная кутья. Ее готовят из риса, ячменя или пшеницы. Обрядовая каша символизирует Царство Небесное, в которое попадает после смерти покойный. Также на поминки подают первое блюдо, пирожки с картошкой и капустой, блинчики, кисель или компот. На горячее готовят чаще всего суп с курицей и лапшой. Однако если покойный предпочитал другое блюдо, можно приготовить и его. Пирожки едят во время трапезы, кроме того, раздают гостям перед их уходом.

Не следует заказывать изысканные блюда, стараясь удивить гостей.

Это не праздничное застолье. Пища должна быть как можно более простой и скромной. Готовят картофельное пюре, нарезку из мяса, голубцы, мясную запеканку, котлеты и 2–3 салата. Поскольку символом христианства является рыба, то на поминальный стол ставят пироги с рыбой, заливное, жареную или тушеную рыбку. Ассортимент блюд должен быть скромным.

Можно поставить на стол вино или водку. Однако количество алкогольных напитков должно быть минимальным. Не следует допускать сильного опьянения гостей. Порции спиртного должны быть символическими. Сладкие и игристые спиртные напитки на поминальный стол не ставят.

Если поминки пришлись на церковный праздник или пост, то надо учесть это и приготовить подходящие блюда. Во время строгого поста мясные блюда заменяют грибами, фасолью, чечевицей.

Перед началом трапезы верующим людям надо прочитать 90-й псалом или «Отче наш». Если среди гостей есть атеисты, то им следует уважать чувства верующих людей.

Единственным требованием является четное количество приборов на столе.

Если поминки проводят дома, то место, на котором чаще всего сидел покойный, не занимают.

Считается, что душа умершего присутствует на поминках и занимает привычное место. Оставшуюся после трапезы еду отдают нуждающимся.

Использование ножей и вилок

Распространено поверье о том, что на поминках не должно быть острых предметов (ножей и вилок). До конца XVII вилка считалась уменьшенной копией дьявольских вил. Многие верующие люди до сих пор считают, что бесовский символ на поминках может причинить вред умершему в загробном мире.

Нож и вилку не используют, чтобы не «ткнуть в кутью». В народе верят, что острыми столовыми приборами можно «уколоть» символ Царствия Небесного - кутью. Это потревожит душу покойного и причинит ему боль.

Церковь не считает использование вилок и ножей на поминках грехом. Решение о сервировке стола должны принимать родственники покойного. Однако им стоит прислушаться к мнению других гостей и учесть их убеждения.

Посещение церкви и кладбища

Чтобы заказать поминовение во время Божественной литургии об усопшем, необходимо прийти в храм рано утром до начала службы. В записке надо указать полное имя усопшего. Желательно остаться в церкви до конца утренней службы, после которой надо взять просфору. Ее надо съесть дома и на голодный желудок. После посещения храма рекомендуется подать милостыню. Деньги, печенье и конфеты раздают нуждающимся, коллегам, соседям и детям. При этом просят помолиться за усопшего.

Если нет возможности посетить церковь, то можно помолиться и дома.

Перед иконой зажигают свечку или лампадку и обращаются к Господу с молитвой об усопшем. После трех лет со дня смерти читают такую молитву:

— Боже, Господь милосердный, вспоминая третью годовщину смерти раба/рабы Твоего/Твоей (имя) просим Тебя, удостой его (ее) места в Царствии Твоем, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей. Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба/рабы Твоего/Твоей (имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем. Просим Тебя, сопричти его (ее) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

По традиции в день поминовения необходимо обязательно сходить на кладбище до 12 часов дня. Считается, что в утренние часы душа покойного находится на месте его погребения.

Желательно заблаговременно посетить могилу, чтобы привести ее в порядок.

Перед третьей годовщиной нужно не только убрать участок, но и посадить на нем дерево (березу, тую, рябину, иву, калину или ель), кустарник (самшит, сирень), многолетние цветы (пионы, ирисы) и поставить новую оградку или памятник.

В день третьей годовщины на могилу приносят живые цветы и зажигают лампадку. Во многих семьях принято приносить на могилу еду и напитки. Лучшие куски оставляют на могиле вместе с питьем. Кроме того, на кладбище оставляют те продукты, которые остались несъеденными. Ничего с собой уносить нельзя. Считается, что птицы и звери придут и съедят еду «на помин души». Некоторые верят, что в них перевоплощаются умершие, когда посещают свою на могилу.

Как лучше одеться на поминки

Гости, приглашенные на поминки, могут посетить кладбище и церковь вместе с семьей покойного. Если предстоит поездка на могилу, то необходимо надеть удобную одежду и обувь на низком каблуке. Обязательно надо учесть погодные условия. Желательно взять с собой теплую одежду, зонт и головной убор. Если гости будут мерзнуть или мокнуть на кладбище, то поминки пройдут скомкано. Когда запланирован поход в церковь, женщины должны взять с собой платок и длинную юбку.

На поминки не обязательно надевать одежду черного цвета.

Надо подобрать строгий костюм нейтральных оттенков без лишних украшений. Не допускаются наряды с декольте, короткой юбкой, бантами и рюшами. Неуместно надевать открытую обувь, спортивные костюмы, шорты и майки, даже если в день поминок стоит жаркая погода.

Можно ли переносить дату поминок

Поминки 3 года после смерти, традиции которых не являются слишком сложными, предусматривают и то, что молиться за усопшего нужно именно в день его смерти. Если нет возможности делать поминки в день третьейгодовщины, то надо заблаговременно заказать поминовение в храме и почитать молитву дома.

Поминальные мероприятия лучше организовать после годовщины в ближайшие выходные. Раньше дня смерти не рекомендуется. Считается, что до этой даты покойный был жив и радовался жизни, поэтому поминать его нельзя.

Необходимо отложить поминки, если день смерти совпал с днем недели Святой Пасхи или страстной недели Великого поста. В этот период все помыслы верующих должны быть направлены к радости от известия от воскрешения Иисуса Христа или к печали в связи с его распятием. Лучше всего устроить поминки на Радоницу - день поминовения усопших. Радоницей называют вторник второй недели после Пасхи.

Также нежелательно проводить поминки, если дата смерти пришлась на Сочельник.

Лучше перенести мероприятие на 8 января. В таком случае поминки будут посвящены факту рождения уже в вечной жизни.

Многие люди не знают, обязательно ли устраивать поминки через 3 года со дня смерти. Поминальные традиции носят добровольный характер. Если родные в них не нуждаются, то можно их не придерживаться. Однако правильно проведенные поминки помогают близким смириться с расставанием.

С амый простой, но действенный вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».

Канун - это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Что можно приносить в церковь в память об усопших

Жертва на церковь - это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, - хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение - это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Зачем пишутся имена в записках «О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания - и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей - перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней - здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших - и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Надо ли огорчаться, если считаешь, что твоя записка не была прочитана?

Подача поминаний об усопших - это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев - разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена. Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

Что означает наше поминание «О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42,43 ). Следовательно, быть помянутым Господом - это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами - обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы - чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.

В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.

«Милости Божией, - восклицает диакон, - Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых - и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос - Воскресение наше - сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24 ). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших - каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего... соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения - и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело... Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, - для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

День смерти считают первым днем, то есть день, в который человек умер, и будет считаться днем его памяти и через год, и через 10, и через 20 лет. В этот день церковь нужно посетить обязательно, чтобы помолиться за усопшего, а после завершения службы попросить священника, чтобы он отслужил панихиду.

В первую очередь за покойного нужно молиться, и лишь потом справлять поминальную трапезу, которая не столь уж и важна, хотя не бывает лишней.

За усопших нужно молиться всегда, но особенно в дни их памяти. По церковной традиции дни памяти усопших – день рождения и день смерти принято отмечать ежегодно. В день памяти следует обязательно и помолиться за Божественной литургией об упокоении усопшего, отслужить по нему панихиду, а затем можно справить поминальную трапезу.

Когда отмечать годовщину смерти?

Годовщину смерти лучше отмечать в свое время, однако, в жизни каждого человека может возникнуть множество причин, по которым приходится переносить дату поминального дня. В таких случаях перенести поминальный день можно, однако нужно обязательно почтить день смерти посещением храма, отслужить панихиду и справить самую малую поминальную трапезу в домашнем кругу наиболее близких людей.

В дни больших церковных праздников не принято поминать усопших, поскольку от таких праздников не должно отвлекать ничто скорбное. Поэтому день поминовения обычно переносят на другой близкий день после дня праздничного. А если годины приходятся на Пасху, то их проводят после окончания Светлой седмицы.

В ряде трагических случаев день смерти приходится устанавливать условно, что очень тревожит близких покойному людей. Однако, церковь советует не придавать слишком большого значения датам. Нет ничего страшного в установлении условной точки отсчета, ведь неизвестна, к примеру, точная дата смерти множества святых, а сколько существует без вести пропавших, которых так и не нашли.

Долг живых по христианским верованиям – молиться о покойном (причем делать это нужно не только в дни поминальные, но и в обычные), о прощении его грехов также призваны просить заупокойные церковные службы, и тогда появляется возможность изменить его загробную участь прощением даже тяжких прегрешений.

В годовщину смерти близкие умершему люди молятся за него, таким образом, выражая веру в то, что день смерти является не днем уничтожения, а новым рождением покойного для вечной жизни, днем перехода бессмертной человеческой души в совершенно другие условия, где отсутствуют земные печали, болезни и невзгоды.

И еще, дни поминовения нужно встречать и провожать, только в состоянии хорошего расположения духа, ни на кого не держать обиды, а тем более на умершего человека. В поминальные дни принято также раздавать нуждающимся людям милостыню, поминать усопших за трапезой, а также жертвовать монастырям, чтобы там молились об упокоении души покойного.

Дни поминок после смерти: в день похорон, 9 и 40 дни, через 1 год. Суть поминок. Что говорить на поминках? Поминальные слова и траурная речь. Постное меню.

Что говорить поминках

Первое слово на поминках традиционно получает глава семьи . В дальнейшем обязанность следить за общей беседой и мягко направлять её течение возлагается на одного из достаточно близких или родных людей, но всё же не на ближайшего родственника. Жестоко ожидать от матери, оплакивающей ребёнка, или супруга, безвременно потерявшего жену, что он/она будут в состоянии поддерживать порядок речей и одновременно справляться с собственными чувствами. На такую роль выбирается человек, достаточно хорошо знавший покойного и способный в напряжённую минуту вспомнить какую-то черту его характера, милую привычку или событие из жизни, про которое можно рассказать собравшимся.

Нужно заметить, что к поминкам не применимы обычные правила «светской вечеринки» : не надо стараться заполнить возникшую в разговоре паузу или прервать молчание незначительными замечаниями — тем более на отвлечённую тему. Молчание на поминках — это не только нормально, но даже правильно: в молчании каждый вспоминает умершего и полнее ощущает свою связь с ним.

Траурная речь на поминках

Если же вы хотите высказаться — встаньте, обрисуйте вкратце, каким вам запомнился покойный (естественно, речь только о положительных чертах ), что делало его особенным человеком в ваших глазах. Если вы припоминаете какой-нибудь случай, когда усопший сделал для вас лично или для кого-то отвлечённого, малознакомого, доброе дело — расскажите про него, но не рассказывайте историй, в которых фигурирует кто-то из присутствующих. Высказаться на поминках может каждый, но постарайтесь всё же не слишком затягивать свою речь : ведь многим из собравшихся и так тяжело.

Вы можете не знать абсолютно точно, как «правильно» провести поминки — не стоит слишком сильно волноваться из-за этого. Главное в данном случае — искреннее намерение и чистые помыслы в отношении усопшего. Делая что-то в память о покойном с открытым сердцем, вы не можете ошибиться. Важно помнить только одно: поминки в светском смысле нужны в большей степени живым, нежели усопшему: как и любое ритуальное действие в нашей жизни, призванное облегчить переживания и принять новую реальность жизни. Поэтому при организации поминок не забывайте о чувствах тех, кто придёт почтить память покойного.

Что же касается строго православных поминок , то здесь, конечно, лучше делать всё в соответствии с каноном, дабы не совершить по незнанию чего-либо неприемлемого с точки зрения РПЦ. Об этих правилах лучше узнать заранее в церкви — например, когда вы будете заказывать отпевание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: