Брикс место проведения. О брикс

БРИКС является аббревиатурой ассоциации пяти основных развивающихся национальных экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Группа была первоначально известна как «БРИК» перед включением Южной Африке в 2010 году.

Члены БРИКС все развивающиеся или новые индустриальные страны, они отличаются своими большими экономиками и имеют значительное региональное, а в отдельных случаях и мировое влияние; все пять являются G-20 членов. Тем не менее, рост экономик стран БРИКС значительно замедлился: экономика ЮАР выросла только на 1% в 2015 году по сравнению с 1,6% в среднем в год в период с 1994 по 2009 год, в Бразилии в худший спад с 1930-х годов, экономика Россия находится в рецессии по причине падения цен на нефть и санкций, а замедление Китая стало тормозом роста мировой экономики и, как сообщается, рост в стране в 2016 году будет самым медленным за последние 25 лет. И только в Индии, благодаря проведенным реформам, в последние годы наблюдаются высокие темпы роста - 7-8% в год.

В результате экономических трудностей в ряде стран группы, средний рост ВВП БРИКС снизился почти до нуля, после первоначального ажиотажа. Из-за этих экономических различий, термин БРИКС становится все более устаревшим отношения к чему-либо значимому.

С 2009 года страны БРИКС ежегодно встречались на официальных встречах на высшем уровне. В России состоялся седьмой саммит группы в июле 2015 года. Индия собирается провести конференцию БРИКС на Гоа в октябре 2016 года. По состоянию на 2015 год, пять стран BRICS населяют более 3 млрд человек, или 42% населения мира; все пять членов находятся в топ-25 в мире по численности населения, а четыре находятся в топ-10. Их экономики, как ожидается, в конце концов достигнут своего экономического потенциала, который является движущей силой их экономического роста. Эти пять стран имеют общий номинальный ВВП в размере $16,039 трлн., что эквивалентно примерно 20% от мирового валового продукта, и, по оценкам, $4 трлн. комбинированных валютных резервов. БРИКС получили как похвалу и критику со стороны многочисленных экспертов. Двусторонние отношения между странами БРИКС в основном реализовывались на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды.

История БРИКС

Министры иностранных дел первых четырех стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) впервые встретились в Нью-Йорке в сентябре 2006 года, начав серию встреч на высоком уровне. Полномасштабная дипломатическая встреча прошла в Екатеринбурге, Россия, 16 мая 2008 года.

Первый официальный саммит БРИК также состоялся в Екатеринбурге и начался 16 июня 2009 года. На нем присутствовали лидеры Бразилии, России, Индии и Китая - Луис Инасиу Лула да Силва, Дмитрий Медведев, Манмохан Сингх и Ху Цзиньтао. В центре внимания встречи был поиск средств улучшения глобальной экономической ситуации и реформирования финансовых институтов, а также обсуждение того, как четыре страны могут лучше сотрудничать в будущем. Дальнейшее обсуждение касалось путей, которыми развивающиеся страны, такие как члены БРИК, могут стать более активными участниками мировых дел.

После саммита в Екатеринбурге страны БРИК объявили о необходимости введения новой глобальной резервной валюты, которая должна быть «диверсифицированной, стабильной и предсказуемой». Хотя опубликованное заявление непосредственно не содержало критики мирового доминирования доллара США - то, что Россия критиковала в прошлом – оно стало причиной некоторого падения стоимости доллара по отношению к другим основным валютам.

Вступление Южной Африки. В 2010 году ЮАР стала прилагать усилия по подключению к БРИК, и процесс официального допуска данной страны к форумам БРИК стартовал в августе того же года. ЮАР официально стала страной членом группы 24 декабря 2010 года, после того, как была официально приглашена странами БРИК. С присоединением к группе ЮАР сама группа была переименована в БРИКС, где "С" стала обозначать ЮАР, чтобы отразить расширенный список участников групп. В апреле 2011 года президент ЮАР Джейкоб Зума принял участие в саммите БРИКС в городе Санья, Китай, в 2011 году в качестве полноправного члена.

Другие события. Форум БРИКС, независимая международная организация поощрения коммерческого, политического и культурного сотрудничества между народами стран БРИКС, был сформирован в 2011 году. В июне 2012 года страны БРИКС пообещали выделить 75 млрд. долл., чтобы повысить кредитный потенциал Международного валютного фонда (МВФ). Тем не менее, выделение этих денег было обусловлено реформой структуры МВФ. В конце марта 2013 года во время пятого саммита БРИКС в Дурбане, ЮАР, страны-участницы договорились о создании глобального финансового института, который бы конкурировал с доминирующими западными институтами МВФ и Всемирным банком. После саммита БРИКС заявили, что они планируют завершить приготовления к созданию нового банка развития к 2014 году.

В настоящее время существует два компонента, которые составляют финансовую архитектуру БРИКС, а именно, Новый банк развития (NDB) и Пул условных валютных резервов (CRA). Оба эти компонента были созданы согласно подписанному в 2014 году на саммите в Бразилии договору и стали активными в 2015 году.

Новый банк развития БРИКС

Новый банк развития базируется в Шанхае. Новый банк развития, который ранее назывался как Банк развития БРИКС, является многосторонним банком развития, который управляется государствами БРИКС. Основное внимание банк уделяет кредитованию инфраструктурных проектов, при разрешенных объемах кредитования до $34 млрд. в год. Банк имеет стартовый капитал в $50 млрд., с последующим увеличением до $100 млрд. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка первоначально внесли по $10 млрд., чтобы довести общий капитал до $50 млрд.

Пул условных валютных резервов (CRA) БРИКС

Пул условных валютных резервов БРИКС является основой для обеспечения защиты от глобального давления в плане ликвидности. Он создан для решения валютных вопросов, когда национальные валюты стран-членов подвергаются негативному влиянию глобальных финансовых трудностей. CRA, как правило, рассматривается в качестве конкурента Международному валютному фонду (МВФ) и вместе с Новым банком развития рассматривается в качестве примера расширения сотрудничества Юг-Юг. Правовая база формируется Договором о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, подписанном в Форталезе, Бразилия, 15 июля 2014 года. Он вступил в силу после его ратификации всеми странами БРИКС, о чем было объявлено на 7-м саммите БРИКС в июле 2015 года.

Платежная система БРИКС

В 2015 году на саммите БРИКС в России, министры из стран БРИКС, приступили к проведению консультаций по созданию платежной системы, которая была бы альтернативой системе SWIFT. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил в интервью, "Министры финансов и руководители центральных банков БРИКС ведут переговоры... по созданию платежной системы и переходу к расчетам в национальных валютах. SWIFT или нет, в любом случае мы говорим о... транснациональной многосторонней платежной системе, которая обеспечила бы большую независимость, создало бы определенную гарантию для БРИКС".

Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) также начал консультации со странами БРИКС по поводу платежной системы, которая стала бы альтернативой системе SWIFT. Основными преимуществами системы были названы резервное копирование и резервирование в случае, если нарушается доступ к системе SWIFT. Заместитель председателя Центрального банка России Ольга Скоробогатова заявила в интервью, "Единственная тема, которая может представлять интерес для всех нас в рамках БРИКС, это рассмотреть и обсудить возможность создания системы, которая будет применяться к странам БРИКС ииспользоваться в качестве резервной".

Китай также приступил к разработке своей собственной платежной системы, называемой CIPS, что бы создать альтернативу системе SWIFT. Система траснграничных межбанковских платежей (CIPS) является плановой альтернативой системе платежей SWIFT, которая обеспечит сеть, позволяющую финансовым учреждениям по всему миру отправлять и получать информацию о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надежной среде.

Саммиты БРИКС

Группа БРИКС проводят ежегодные саммиты с 2009 года, которые проводятся странами-членами по очереди. До вступления ЮАР, были проведены два саммита БРИК в 2009 и 2010 годах. Первый саммит БРИКС был проведен в 2011 году. Самый последний саммит БРИКС состоялся в Уфе, Россия, в июле 2015 года.

Саммит Дата(ы) Место проведения Лидер
1 16 июня 2009 Россия Екатеринбург Дмитрий Медведев (президент)
2 16 апреля 2010 Бразилия Бразилиа Луис Инасиу Лула да Силва (президент)
3* 14 апреля 2011 Китай Санья Ху Цзиньтао (президент)
4 29 марта 2012 Индия Нью-Дели Манмохан Сингх (премьер-министр)
5 26-27 марта 2013 ЮАР Дурбан Джейкоб Зума (президент)
6 13-17 июля 2014 Бразилия Форталеза Дилма Руссефф (президент)
7 8-9 июля 2015 Россия Уфа Владимир Путин (президент)
8 15-16 октября 2016 Индия Панайи Нарендра Моди (премьер-министр)

* Первый саммит, на который включал ЮАР вместе со странами БРИК.

Предлагаемые новые члены БРИКС

Мексика и Южная Корея занимают в настоящее время 13 и 15 место в мире по номинальному ВВП, оставаясь позади БРИК и экономик G7. Обе страны в середине 2000-х годов пережили стремительный рост ВВП на 5% каждый год, что было сопоставимо с ростом в Бразилии, одной из оригинальных БРИК.

Джим О"Нил, эксперт Банка Goldman Sachs и создатель экономического термина, заявил, что в 2001 году, когда впервые появилось понятие БРИК, он не считал, что у Мексики много общего со странами БРИК, однако уже к середине 2000-х годов страна стала похожа по многим факторам на первоначальным членов БРИК.

В то время как Южная Корея не была первоначально включена в БРИК, стабильный экономический рост в стране привел к тому, что Goldman Sachs предложила добавить Мексику и Южную Корею к БРИК и изменить акроним на BRIMCK. При этом Джим О"Нил указал на то, что Корея «является в лучшем положении, чем большинство других стран, чтобы реализовать свой потенциал экономического роста. Джим О"Нил также создал термин MINT для Мексики, Индонезии, Нигерии, Турции.

Отчет Goldman Sachs, опубликованный в декабре 2005 года, объяснил, почему Мексика и Южная Корея не были включены в оригинальную БРИК. По данным отчета, среди рассмотренных стран только Мексика и Южная Корея имеют потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но эксперты решили исключить изначально эти страны, потому что они смотрели на них, как на уже более развитые экономики. Однако из-за популярности тезиса Goldman Sachs, "BRIMC" и "BRICK" становятся все более общие маркетинговыми терминами для обозначения этих шести стран.

В своей работе «БРИК и за ее пределами», Goldman Sachs заявил, что «Мексика, четыре страны БРИК и Южная Корея не должны рассматриваться как развивающиеся рынки в классическом смысле», добавив, что они являются важной частью современной мировой экономики и так же находятся в центре ее функционирования, наряду со странами G7.

Указанные выше термины используются в основном в экономической и финансовой сферах, а также в академических кругах. Их использование увеличилось и в инвестиционном секторе, где они используются для обозначения облигаций, эмитированных правительствами этих развивающихся рынков.

Мексика. Goldman Sachs утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии, Мексики и Китая таков, что они могут стать (вместе с США) шестью самыми крупными экономиками к 2050 году. В связи с быстро развивающейся инфраструктурой, увеличением среднего класса и быстро сокращающимся уровнем бедности, как ожидается, Мексика сможет иметь более высокий ВВП на душу населения, чем все, кроме трех европейских стран к 2050 году, при этом повышение уровня жизни людей также будет способствовать росту национальной экономики благодаря созданию большого внутреннего потребительского рынка, который в свою очередь создаст новые рабочие места.

Южная Корея. Южная Корея является одной из наиболее высоко развитых стран в мире, поэтому ее сравнение с развивающимися странами, такими как страны БРИК не считается правильным. Тем не менее, эксперты утверждают, что Корея является «другой» БРИК «в глобальном смысле», предполагая, что она выделяется среди следующих за G7 и БРИК одиннадцати стран темпами роста как у стран БРИК, несмотря на свой более высокий индекс человеческого развития, чем даже у большинства экономически развитых стран мира, в том числе Франции, Великобритании, Австрии, Дании, Финляндии и Бельгии.

Южнокорейские рабочие являются самым богатым среди крупных азиатских стран, с более высоким доходом, чем в Японии и самым высоким темпом роста доходов в странах ОЭСР. Более того, Южная Корея имеет значительно более высокую оценку окружающей среды (способ Goldman Sachs для измерения долгосрочной устойчивости роста), чем все страны БРИК или страны N-11. Согласно данным МВФ, ВВП по ППС Южной Кореи уже больше, чем ВВП Канада и Испании, и должен обогнать Италию в 2016 году.

С точки зрения ВВП на душу населения (ППС), Южная Корея обогнала Италию и Испанию в 2010 году, а ВВП на душу населения (ППС) Франции будет превзойден в 2016 году. По данным Citibank, Южная Корея будет продолжать расти и обгонит Германию, Великобританию, Австралию и Швецию к 2020 году, превзойдет Канаду, Швейцарию, Нидерланды и Норвегию к 2030 году, а США к 2040 году, и в последующие годы станет самой богатой крупной экономикой в мире.

Измерение экономики Южной Кореи по номинальному ВВП является неточным, так как южнокорейский вон искусственно поддерживается на низком уровне, чтобы повысить экспорт, МВФ прогнозирует номинальный ВВП и ВВП на душу населения в Южной Корее превысит ВВП Испании в 2015 году. Экономисты из других инвестиционных фирм утверждают, что даже при измерении номинального ВВП на душу населения, Южная Корея добьется более 145 тыс. долл. в 2040 году, превысив аналогичный показатель для США, и заявляют, что кредитный рейтинг Кореи будет оцениваться ААА раньше, чем 2050 году.

Объединенная Корея. В сентябре 2009 года Goldman Sachs опубликовал свой 188-й обзор мировой экономики под названием «Объединенная Корея?», в котором подробно описана потенциальная экономическая мощь Объединенной Кореи, которая превзойдет все экономики стран G7, за исключением США, например, Японии, Великобритании, Германии и Франции в течение 30-40 лет после воссоединения, а ВВП страны превзойдет 6 трлн. долл. к 2050 году. Молодая, квалифицированная рабочая сила и большое количество природных ресурсов с севера в сочетании с передовой технологией, инфраструктурой и большим капиталом на юге, а также стратегическое расположение Кореи, соединяющей три экономические державы, скорее всего сможет создать экономику больше, чем многие страны G7. По некоторым мнениям, воссоединение Кореи может произойти до 2050 года, или даже в период между 2010 и 2020 годами. Если это произойдет, население страны составит более чем 70 миллионов.

Страны БРИИКС

Бразилия, Россия, Индия и Китай сохраняют свои лидирующие позиции как лучшие развивающиеся рынки в мире. Об этом свидетельствуют данные опроса руководителей компаний, проведенного Глобальным разведывательным альянсом. Индия, Китай и Бразилия считаются одинаково важными рынками в ближайшие пять лет; Россия остается значительным игроком на мировых рынках, но уровень интереса к ней значительно ниже, чем к первой тройке. Индонезия является следующим после БРИК развивающимся рынком и находится на пятом месте, после стран БРИК и перед ЮАР, которая находится в шестой позиции.

Глобальный разведывательный альянс провела онлайн опрос руководителей 431 мировых компаний и организаций в апреле и мае 2013 года относительно их работы в и планов на развивающихся рынках. В докладе отмечается, что основной причиной у респондентов для инвестирования в развивающиеся экономики стало создание базы для долгосрочного успеха на этих рынках, и в гораздо меньшей степени поиск более низких издержек производства.

Топ-10 развивающихся рынков на 2012-2017 годы по мнению руководителей опрошенных компаний:

1. Индия - 66,4 процента респондентов, 2. Бразилия - 65,7 процентов, 3. Китай - 65,4 процента, 4. России - 39,7 процентов, 5. Индонезия - 27,4 процента, 6. ЮАР - 22,2 процента, 7. Вьетнам - 20,1 процента, 8. Мексика - 18.5 процентов, 9. Турция - 17,8 процента, 10. Аргентина - 10,3 процента.

Путём создания сети экономических союзов на всех континентах БРИКС может взять на себя ведущую роль в формировании глобальной экономической интеграции на фоне убывающих интеграционных импульсов развитых стран.

Даже на фоне заметной активизации деятельности России в сфере создания экономических альянсов по всему миру роль БРИКС в этих усилиях российской экономической дипломатии в последние годы была незначительной. Несмотря на создание Нового банка развития и ряд инициатив, направленных на стимулирование экономических связей между членами БРИКС, есть ощущение, что процесс интеграции сталкивается с затруднениями.

Возможно, что для БРИКС, как и любого другого форума, служащего площадкой для дискуссий его участников, приобретённый формат является оптимальным, а размеры и потенциал его участников заставляют надеяться на то, что плодотворное взаимодействие ведущих развивающихся экономик мира получит дальнейшее развитие.

Одним из способов, позволяющих преодолеть ограничения и снять противоречия в развитии БРИКС, может быть смещение акцента с либерализации торговли или крупномасштабной интеграции его основных членов в пользу создания более широких рамок интеграции/сотрудничества в развивающемся мире. Они заполнили бы пустоты в интеграционном процессе и открыли бы новые возможности для сотрудничества стран БРИКС с партнёрами на всех континентах. Это в свою очередь может стать возможным благодаря уникальному характеру БРИКС, который представлен одной или несколькими крупными державами практически на всех континентах развивающегося мира.

Уникальность БРИКС состоит, во-первых, в том, что каждый его член одновременно является ведущей экономикой на своём континенте или в субрегионе в рамках соглашения о региональной интеграции: Россия − в Евразийском экономическом союзе, Бразилия − в МЕРКОСУР, Южная Африка – в Сообществе развития Юга Африки (САДК), Индия – в Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) и Китай − в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и возможном Региональном комплексном экономическом партнерстве (РКЭП). Все страны в этих региональных интеграционных механизмах, являющиеся партнёрами БРИКС, могут образовать так называемые «БРИКС+» − союзы, открытые для налаживания гибких и многопрофильных режимов сотрудничества (не только через либерализацию торговли) на двусторонней или региональной основе.

Во-вторых, каждая из региональных интеграционных групп, возглавляемая странами БРИКС, также имеет свою собственную сеть экономических союзов с третьими странами. Евразийский экономический союз имеет соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, а МЕРКОСУР заключил соглашение о свободной торговле с Израилем. Страны и/или региональные блоки, заключившие соглашения с региональными блоками стран БРИКС, могут создавать объединения типа BRICS++, которые расширят возможности для создания потенциальных альянсов, полезных для партнёров и стран БРИКС. Охватывая сразу несколько систем таких союзов, БРИКС создаёт дополнительные возможности для интеграции и обеспечивает гибкость при выборе моделей членства, предоставляя каждой стране право варьировать степень своей интеграции в сеть и делать это поэтапно и постепенно.

По сути, сфера действия БРИКС+ образует внутреннее «региональное» партнёрское кольцо стран БРИКС, состоящее из ключевых региональных интеграционных блоков, таких, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с тремя ключевыми игроками в Евразии − Индией, Китаем и Россией, МЕРКОСУР, САДК/ЮТС и так далее. В более широкий формат БРИКС++ входят двусторонние союзы (с отдельными странами или региональными блоками) на основе договоров о зоне свободной торговли или других видов соглашений об экономической интеграции (в том числе в инвестиционной сфере). Форматы БРИКС+ и БРИКС++ увеличивают число объединений, в которых участвуют страны, входящие в расширенный круг, и создают основу для придания таким сделкам многостороннего характера на основе торговых или инвестиционных соглашений, заключённых этими странами с другими участниками. Если удастся нарастить экономический потенциал, расширенная сеть БРИКС сможет оказывать существенное влияние на развитие торговли и инвестиционные потоки в мировой экономике и стать центром привлечения этих потоков на основе «кумулятивной причинно-следственной связи» подобно тому, как это произошло в странах с развитой экономикой в предыдущие десятилетия.

В итоге путём создания сети экономических союзов на всех континентах БРИКС может взять на себя ведущую роль в формировании глобальной экономической интеграции на фоне убывающих интеграционных импульсов развитых стран. Наряду с поиском новых путей и укреплением новых альянсов БРИКС может играть роль «агрегационной платформы» для некоторых региональных торговых соглашений и других видов договоров, наподобие ТПП, который должен был стать агрегатом для региональных соглашений в странах Тихоокеанского региона.

Суть такой интеграционной сети будет отличаться от трансконтинентального проекта (аналог сети для развитых экономик), который должен был объединить Транстихоокеанское партнёрство с Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнёрством. Сеть БРИКС способна обеспечить большее разнообразие и гибкость в том, что касается стандартов экономической интеграции, при соблюдении ключевых принципов − инклюзивности и открытости при приёме новых членов и применении новых подходов к интеграции. Результатом этого будет создание глобальной экономики, включающей различные модели развития, а не внедрение одной единственной модели или стандарта.

БРИКС был достаточно популярен в 2000 году, но, с того момента и до настоящего времени, союз довольно часто подвергался критике и многими воспринимался исключительно как маркетинговая идея.

Оглавление:

Общие сведения о союзе БРИКС

БРИКС - сокращенное название союза, включающего в себя 5 государств:

  • Бразилию;
  • Российскую Федерацию;
  • Индию;
  • Китай;
  • Южно-Африканскую Республику.

Аббревиатуру впервые предложил Д.О’Нил в 2001 году. Она была внесена в аналитические записи банковского учреждения. При этом стоит отметить – до 2011 года, то есть до присоединения ЮАР, использовалось сокращение БРИК.

Порядок букв характеризуется гармоничностью, и, вместе с тем, в английском языке существует аналогичное слово, в переводе означающее «кирпичи». Термин можно трактовать, как объединение стран, при положительной динамике развития которых состояние мировой экономики будет также расти.

В 2006 году учреждение было основано на Российском экономическом форуме при участии министров 4-х стран. Сегодня, кроме саммитов, организовываются встречи среди министров иностранных дел, финансов и других.

Обратите внимание –

Критики не предвидели наличие согласованности между участвующими государствами и, тем более, создания объединения, подобного ЕС. Однако, через некоторый период участники БРИК изъявили желание создать союз и развивать экономические взаимосвязи.

Основные задачи и цели союза БРИКС

Основными задачами участвующих государств является решение проблем финансового, политического, научно-технического характера. Невзирая на существенные отличия в прогрессе каждой страны, их связывает главное – процветающая экономика. Также целями БРИКС является улучшение состояния мировой экономики, способствование устранению кризисов, повышение уровня жизни, применение современных технологий во всех сферах жизнедеятельности.

Страны БРИКС обладают огромными ресурсами для решения главных задач и развития экономики.

Участники занимают следующие положения в мировой экономике:

  • Бразилия – имеет высокоразвитую сельскохозяйственную отрасль, а ее экономика заслуженно считается седьмой в мире по объему ВВП;
  • Российская Федерация – обладает значительным количеством энергоресурсов, занимает шестое место в мире по экономическому развитию. Имеет самую большую в мире площадь;
  • Индия – занимает третье место в мировой экономике по ВВП, славится производством различных сортов чая и специй, дешевыми интеллектуальными ресурсами;
  • Китай – самое развитое государство в мире, занимает первое место по экспорту и ведению внешнеэкономической деятельности. Имеет крупнейшие валютные запасы, лидер в мире по количеству населения;
  • ЮАР –богата природными запасами (мировые ресурсы алмазов составляют около 20%, золота – 53%, марганца – 91%).

Состоявшиеся саммиты БРИКС

Первый съезд

Официальная встреча лидеров состоялась в июне 2009 года в России. В ходе саммита было выдвинуто:

  • совместное решение лидеров БРИК о следующей встрече в Бразилии через год;
  • общее заявление о всемирной безопасности в сфере продовольствия.

Второй саммит

Встреча БРИК была в Бразилии в апреле 2010 года. Результатом саммита стало подписание некоторых важных договоров между лидерами странам, а также решение о преодолении кризисных ситуаций, внесение реформ в финансовую сферу.

В этом же году, в ноябре, ЮАР изъявила желание присоединения к БРИК. По согласию всех участвующих стран эта заявка была одобрена и президент ЮАР получил приглашение на встречу в следующем году.

Третий съезд

Лидеры стран встретились в апреле 2011 года в Китае. ЮАР официально была включена в состав БРИКС. Участники обсудили присоединение РФ к ВТО, некоторые реформы, а также пути решения проблем в Ливии, подписали совместное соглашение о действиях на текущий год, а также об использовании в экономической сфере национальной валюты.

Четвертый саммит

Состоялся в марте 2012 года в Индии. Обсуждались проблемы в экономике, вносились предложения по устранению кризиса, а также ситуации в Сирии, Иране. Лидеры рассматривали рентабельность создания общего банка, процессы сближения бирж.

Пятый саммит

Состоялся в конце марта 2013 года в ЮАР. По итогу было оценено текущее состояние мировой экономики, а также разработаны общие принципы взаимодействия друг с другом. Разработан план на текущий год и определены перспективы сотрудничества. Лидеры подписали договора о сотрудничестве, совместном финансировании некоторых проектов в ЮАР, создании Делового совета стран БРИКС.

Шестой саммит

Состоялся в Бразилии в июле 2014 года. Главы стран обсудили:

  • создание Нового банковского учреждения развития;
  • формирование условных резервов валюты;
  • спад экономики.

БРИКС подтвердил заявление о формировании Сетевого Университета. На встречу были также приглашены и главы некоторых других стран.

Седьмой саммит

Состоялся в Уфе в июле 2015 года. Итоги встречи:

  • Иран присоединяется к БРИКС в качестве наблюдающей стороны;
  • основание Банка развития, ратификация договора, утвержденного главой РФ В. Путиным.

На саммите присутствовали также главы других приглашенных государств.

Восьмой саммит

Лидеры группы встретились в Индии в октябре 2016 года. На встрече обсуждалось укрепление союза БРИКС, развитие всестороннего взаимодействия между странами. Основными задачами стали урегулирование конфликта в Сирии, борьба с террористическими актами, улучшение состояния мировой экономики.

Перспективы развития БРИКС и стран-членов


БРИКС имеет огромные перспективы.
Страны данного союза – главенствующие государства, с огромными возможностями для сотрудничества. Вследствие постоянного взаимодействия и проведения переговоров между лидерами у каждой из них наблюдается непрерывное расширение площадок для сотрудничества, растут обороты, повышается уровень жизни. Главы стран всячески оказывают друг другу поддержку, решают вопросы и выдвигают предложения по улучшению состояния мировой экономики, внешней торговли, борьбе с терроризмом.

БРИКС - международное объединение, которое современные эксперты относят к весьма перспективным с точки зрения экономического и, возможно, политического сотрудничества входящих в него стран. Когда взаимодействие государств в рамках данного союза осуществляется наиболее активно? Каковы перспективы привлечения в него новых стран?

БРИКС: нюансы названия

БРИКС - в числе известных и весьма влиятельных, как считают многие эксперты, международных объединений. Есть интереснейший аспект БРИКС - расшифровка. Занимательна также и история происхождения этой аббревиатуры. Расшифровывается она, конечно, просто. Правда, сначала ее нужно перевести на язык происхождения. В оригинале аббревиатура звучит как BRICS. Каждая буква - первая в названии каждой страны БРИКС. Список государств, входящих в данный союз, следующий:

Южноафриканская Республика (South African Republic).

Таким образом, объединение, о котором идет речь, формируют пять государств.

Но изначально их было 4. Аббревиатуру в первой ее версии придумал Джим О"Нил - американский экономист из Goldman Sachs. Публикуя один из отчетных документов своего банка в 2001 году, он применил аббревиатуру BRIC, обозначая перспективные развивающиеся государства, в число которых входили названные нами выше, за исключением ЮАР. Джим выделил, таким образом, Бразилию, Россию, Индию и Китай как страны, куда можно выгодно инвестировать по причине быстрого их экономического роста.

Правительства отмеченных государств, как считают многие аналитики, в определенной степени высоко оценили мнение эксперта из Goldman Sachs и стали периодически взаимодействовать на предмет нахождения общих точек соприкосновения в экономическом развитии. С 2006 года, согласно распространенной версии, по инициативе Владимира Путина встречи между главами государств БРИК, а также с участием высших должностных лиц данных стран стали проводиться регулярно. В 2011 году наряду с аббревиатурой БРИК (в связи со сближением держав, формирующих данное объединение, с ЮАР) в мировой прессе часто стало появляться другое слово - БРИКС. Расшифровка страны, отмеченные Джимом О"Нилом, а затем и ЮАР вполне устроила. Последовательность букв совершенно ничего не значит с точки зрения влиятельности того или иного государства - она подобрана исходя из принципов благозвучия.

Организационные основы

БРИКС - это но не официально оформленная структура, наподобие НАТО или ООН. У нее нет единого координационного центра, штаб-квартиры. Вместе с тем достаточно часто она именуется "организацией". В числе ключевых партнерских мероприятий, в которых участвуют все страны, формирующие данное объединение, - саммит БРИКС. Проводятся встречи в разных странах. Консолидирующая основа деятельности данной международной структуры, как мы уже отметили выше - экономическая интеграция. Еще одна ключевая цель, стоящая перед БРИКС - это содействие модернизации хозяйственных систем развивающихся государств. Поэтому, считают эксперты, к данной международной структуре могут в обозримом будущем присоединиться новые страны с переходной экономикой.

Таким образом, БРИКС - это объединение, которое создано с целью совместного решения задач экономического характера. Политический аспект взаимодействия государств данной группы, как считают многие эксперты, выражен достаточно слабо. Однако есть перспективы усиления соответствующего компонента сотрудничества. Рассмотрим данный нюанс более подробно.

Политический аспект сотрудничества

Собственно, принципы определения того, как должна звучать аббревиатура БРИКС, расшифровка, какие страны входят в союз, характеризуются главным образом экономическим базисом. Государства рассматриваемого объединения консолидировались исходя из того, что их хозяйственные системы были переходными и в то же время динамично развивающимися. И потому, как мы уже отметили выше, перспективы трансформации данного союза в политический долгое время практически не озвучивались ни одним из лидеров этих держав. В целом данная позиция выдерживается главами государств БРИКС и сегодня.

Вместе с тем многие эксперты отмечают тот факт, что Россия и Китай так или иначе влияют на политическую обстановку в мире, хотя бы по той причине, что входят на постоянной основе в Совбез ООН. И потому - невзирая на то что пока соответствующий аспект сотрудничества в БРИКС выражен не слишком сильно - эксперты оценивают потенциал данного союза в политическом контексте очень высоко. Есть мнение, что уже сейчас, в текущей ситуации на мировой арене страны БРИКС придерживаются общих принципов решения проблем. Значит в будущем, полагают эксперты, сотрудничество между государствами данного объединения в политической плоскости может быть в достаточной мере активным.

Экономика БРИКС

С точки зрения масштабов национально-хозяйственных систем стран, входящих в состав БРИКС, данное объединение - в числе самых мощных в мире. Так, порядка 27 % мирового ВВП приходится на пять исследуемых государств. При этом динамика роста экономик стран БРИКС, особенно Китая, позволяет некоторым экономистам говорить о том, что соответствующая доля данной международной группы в мировом хозяйстве будет только увеличиваться.

Можно отметить тот факт, что страны БРИКС имеют некоторую экономическую специализацию, обуславливающую конкурентное преимущество того или иного государства. Она весьма условна, однако во многом отражает специфику структуры национальных хозяйственных систем. В частности, экономика России сильна за счет природных ресурсов, китайская - за счет промышленности, индийская - благодаря интеллектуальным ресурсам, бразильская - по причине развитого сельского хозяйства, ЮАР - как и в случае с РФ, в силу природных богатств.

Вместе с тем все страны БРИКС имеют в достаточной мере диверсифицированную хозяйственную систему. Так, практически во всех из них, не только в КНР, развито машиностроение. Бразилия - один из мировых лидеров в сфере гражданского самолетостроения, Россия - один из крупнейших на планете экспортеров вооружений, значительный процент которых выпускается на базе новейших технологий.

Страны, входящие в рассматриваемое объединение, как считают многие эксперты, способны эффективно противостоять кризисным явлениям. Так, например, рецессия 2008-2009 годов, затронувшая большинство стран мира, не слишком выраженно сказалась, как полагают некоторые эксперты, на экономике пяти государств БРИКС. Каждое из них смогло, в частности, достаточно скоро восстановить свой ВВП, который в кризисный период, так же как и в случае с развитыми странами, снизился.

В числе наиболее примечательных инициатив, которые могут стать весьма значимыми для мировой экономики, эксперты выделяют намерение стран БРИКС создать новый международный банк, находящийся под непосредственным управлением государств данного объединения.

В экономическом смысле этот союз уже сейчас, полагают аналитики, сделал современный мир многополярным. Есть лидирующее в аспекте масштабов хозяйственной системы государство - США. Однако его экономические возможности не намного превышают таковые большинства стран рассматриваемого объединения. БРИКС - это страны с объемом ВВП в триллионы долларов. Суммарно по всем государствам - почти столько же, сколько представляет собой экономика США. Есть версия, что по паритету покупательной способности хозяйственная система отдельно взятой страны объединения - КНР - уже не уступает американской.

Рассмотрим специфику позиционирования своей роли государств, формирующих БРИКС. Состав данного объединения был раскрыт выше. Это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Определим особенности каждого из государств, характерные для их участия в деятельности исследуемой нами международной структуры.

Перспективы Индии

По мнению некоторых аналитиков, Индия вошла в объединение с целью модернизировать свою национальную хозяйственную систему. Как известно, в 90-х годах правительство этого государства взяло курс на реструктуризацию экономики, развитие производства, реализацию антикоррупционных мер. Была проведена масштабная, по оценкам некоторых экспертов, приватизация. В результате Индия сейчас - в числе крупнейших по показателю ВВП. Благодаря взаимодействию с БРИКС, страна получает доступ к новым технологиям и опыту партнерских государств.

Интересы Китая

Организация БРИКС, как считают многие эксперты, имеет явного лидера в аспекте экономики. Речь идет о КНР. Действительно, Китай сегодня - вторая после США экономика мира. Она продолжает быстро расти. Однако даже при том, что правительство КНР достигло несомненных успехов в хозяйственном развитии государства, страна находится в постоянном поиске надежных партнеров на мировой арене. Одним из инструментов установления перспективных связей для Китая может быть как раз-таки объединение БРИКС. Задействуя соответствующие коммуникации, КНР, как считают аналитики, находит новые рынки сбыта товаров, надежных поставщиков сырья, потенциальных инвесторов.

Роль ЮАР

ЮАР - государство, которое считается одним из самых экономически влиятельных на африканском континенте. Вместе с тем до статуса развитой страны оно, по оценкам многих экспертов, пока что немного недотягивает. И потому участие в БРИКС для республики может быть одним из возможных каналов активизации экономического роста с целью достижения показателей, характерных для самых передовых в аспекте хозяйственного развития государств. Взаимодействие со странами БРИКС, как считают некоторые эксперты, уже успело сыграть положительную роль в придании положительной динамики развитию многих сфер южноафриканской экономики, в привлечении инвестиций и нахождении оптимального баланса во внешней торговле.

Россия и БРИКС

Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, а также значительным, как считают многие эксперты, технологическим потенциалом. Это делает нашу страну привлекательной в аспекте инвестирования в самые разные сферы. Особенно сейчас, когда в силу падения цен на нефть и неясных перспектив относительно их дальнейшей динамики, необходимо В свою очередь, БРИКС - это огромный рынок для РФ (с точки зрения реализации ключевых продуктов экспорта). В перспективе - инструмент привлечения инвестиций, особенно с учетом возможных санкций, действующих в отношении сотрудничества России и западных стран.

Бразилия в БРИКС

Бразилия обладает, как считают многие эксперты, одной из самых сбалансированных в спектре национальных хозяйственных систем стран БРИКС. Состав экономики этого государства можно считать в достаточной мере диверсифицированным. Развиты и сельское хозяйство, и машиностроение. Благодаря взаимодействию с другими участниками БРИКС Бразилия может рассчитывать на привлечение новых инвестиций, а также получение доступа к новейшим промышленным технологиям. В свою очередь, бразильский опыт выстраивания модели управления экономикой оценивается многими экспертами как весьма позитивный. Его могут перенимать державы, столкнувшиеся с трудностями в развитии и модернизации национальных хозяйственных систем.

Перспективы БРИКС

Что такое БРИКС - расшифровка, какие страны входят в объединение - мы изучили. Насколько вероятно, что ряды организации в ближайшем будущем будут пополняться новыми участниками? Какие страны БРИКС может принять? К таковым эксперты относят, в частности, Мексику, Индонезию и Иран. Страны БРИКС, список которых мы привели в самом начале статьи, таким образом, вполне могут быть представлены в большем количестве.

Вероятнее всего, это будут государства, относимые экономистами к категории развивающихся. Для них вступление в данный международный союз будет продиктовано объективными причинами, связанными с модернизацией национального хозяйства. В частности, современная экономика Ирана, как полагают эксперты, испытывает некоторые сложности в аспекте взаимодействия с внешними рынками. Присоединение страны к БРИКС могло бы открыть для ее национальной хозяйственной системы огромные возможности.

Вместе с тем эксперты, оценивая перспективы дальнейшего развития данного объединения, часто акцентируют внимание на том, что для каждой из формирующих его стран актуален ряд специфических проблем. Так, например, Китай, являясь одной из крупнейших экономик мира, может столкнуться с кризисом политического развития. Коммунистическая система, как считают некоторые эксперты, может обуславливать определенные сложности с страны на полноценные рыночные отношения. В свою очередь, в Бразилии не до конца решены проблемы, связанные с административной системой, есть сложные социальные задачи. В ЮАР до сих пор не преодолены последствия апартеида. Индия также не слишком хорошо защищена от возможных социальных кризисов (в силу того, что уровень жизни большинства граждан не очень высокий). Основная проблема России, как полагают эксперты - слишком большая доля сырьевого сектора в экономике. В результате, когда цены на нефть упали в два раза, рубль обесценился по отношению к доллару США практически в той же пропорции. Перестроить национальную хозяйственную систему РФ достаточно непросто. Однако этому может как раз-таки способствовать дальнейшая интеграция экономики нашей страны с БРИКС.

Развитие рассматриваемого международного союза многие эксперты связывают с активизацией политического канала коммуникации государств. Выше мы отметили, что соответствующий аспект сотрудничества между странами пока выражен не слишком сильно. Однако, полагают аналитики, рано или поздно экономические интересы будут иметь и политическую окраску. Это может быть связано, в частности, с тем, что могут стать конкурентами БРИКС в аспекте очень многих значимых для мирового рынка сфер. В частности, в области международных финансов. О том, что страны БРИКС собираются создать собственный банк, мы отметили выше. Он призван, как считают многие аналитики, стать альтернативой текущим международным структурам, таким как, например, Всемирный банк.

Термин‑акроним БРИК был предложен в 2001 году Джимом О’Ниллом (Jim O"Neill) - руководителем отдела глобальных экономических исследований американской финансово‑инвестиционной компании "Голдман Сакс" для обозначения четырех экономик мира с наиболее динамично растущими объемами ВВП - Бразилии, России, Индии и Китая.

В связи с присоединением к БРИК ЮАР в декабре 2010 года группа стала носить название БРИКС (BRICS).

Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.

Вторая встреча на уровне министеров иностранных дел стран БРИК состоялась вновь "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке 24 сентября 2007 года. На ней были приняты решения о проведении ежегодных полноформатных встреч руководителей внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, запуске консультационного механизма на уровне заместителей министров иностранных дел, а также о налаживании регулярных контактов по линии посольств и постпредств в ключевых для многосторонней дипломатии пунктах, прежде всего в Нью‑Йорке. Таким образом, была заложена основа для выведения на постоянную основу четырехстороннего взаимодействия по линии МИД.

9 июля 2008 года "на полях" мероприятий "Группы восьми" в Японии по инициативе российской стороны состоялась краткая встреча лидеров четырех стран, на которой они договорились о подготовке полномасштабного саммита БРИК.

В дополнение к межмидовским контактам был налажен диалог по линии министерств финансов. 7 ноября 2008 года в Сан‑Паулу накануне мероприятий финансовой "двадцатки" прошла первая встреча руководителей финансовых ведомств четырех стран - согласовано совместное коммюнике с изложением общих подходов к проблематике мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. Была достигнута договоренность о проведении регулярных встреч министров финансов стран БРИК, а также контактов между их заместителями.

Важную роль в развитии четырехстороннего диалога стала инициативная линия правительства Санкт‑Петербурга, организовавшего в мае 2008 года международную конференцию "БРИК: прорыв в глобальную экономику 21‑го века" с участием представителей муниципальных властей и ведущих университетов городов‑побратимов Санкт‑Петербурга в Бразилии (Рио‑де‑Жанейро), Индии (Мумбаи) и Китае (Шанхай и Циндао). Бала достигнута договоренность проводить такие конференции ежегодно.

Для неформального обсуждения актуальных вопросов мирового развития и четырехстороннего взаимодействия был создан форум общественности стран БРИК . Первая конференция "Страны БРИК на политической карте мира: новые вызовы" с участием представителей экспертно‑политических центров и внешнеполитических ведомств четырех стран прошла в Москве 8‑9 декабря 2008 года.

Вершиной четырехстороннего диалога стал первый саммит стран БРИК, состоявшийся 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Во встрече на высшем уровне приняли участие президент России Дмитрий Медведев, президент Бразилии Луис Лула да Силва, премьер‑министр Индии Манмохан Сингх, председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.

По итогам саммита главы государств группы БРИК приняли совместное заявление , а также отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.

В итоговых документах саммита стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран‑транзитеров энергоресурсов.

Лидеры четырех стран одобрили предложения по дальнейшему развитию диалога в формате БРИК. Была достигнута договоренность о том, что на регулярную основу будут поставлены не только встречи министров иностранных дел, но и министров финансов, руководителей центральных банков. На саммите получил поддержку и начавшийся диалог четырех стран по проблематике международной безопасности.

Участники саммита обсудили такие темы, как взаимодействие в контексте международных усилий по преодолению глобального финансово‑экономического кризиса и задач посткризисного развития, в том числе в рамках процессов саммитов "Группы двадцати", актуальные вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм и ядерную безопасность, проблематику изменения климата, новые перспективные направления сотрудничества в формате БРИК. Среди региональных вопросов - иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и ситуация на Гаити.

По итогам консультаций лидеры БРИК приняли совместное заявление , в котором отразили общее видение современного этапа мирового развития. Кроме того, в рамках саммита Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально‑экономического развития Бразилии и Экспортно‑импортный банк Индии подписали Меморандум о сотрудничестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: