Занятия на тему дикие животные. Конспект развивающего занятия на тему «Дикие животные

Конспект занятия по родной природе в старшей группе детского сада «Дикие животные нашего края»

Задачи:

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы.
Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни.
Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных; в употреблении родительного и дательного падежа существительных, лексическая работа: «повадки».
Развивать речь, мышление.
Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы:
Д. Зуев: «Тайны леса», «Волки», «В июль катилось лето»;
Г. Скребицкий: «Белка», «Заяц», «Ёж»;
И. Соколов - Микитов: «Медвежья семья», «Лоси»;
А.Клыков: «Лисица».
2. Рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование:

Иллюстрации с изображением животных, медальоны для команд - участников, медали «Друг природы» для награждения.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в КВН. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды, придумать название для вашей команды, выбрать капитана, сочинить девиз. Победит та команда, которая правильно будет отвечать на вопросы, наберет больше баллов. Для подсчета баллов нужно выбрать жюри.

(После проведения конкурсов воспитатель оценивает результаты команд, присваивая баллы.После всех конкурсов у команд должно быть одинаковое число баллов).

1 конкурс: «Приветствие команд»

1 команда:

«Мы - ребята - малыши,
Любим животных от души».

2 команда:

«Раз, два, три, четыре, пять,
Любим всех зверей подряд».

2 конкурс: «Загадки о животных»

(Загадки загадываются командам по очереди).

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
/Ёж/

Под соснами, под елками
лежит мешок с иголками.
/Ёж/

По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.
/Белка/

А кто в дупле
Живет в тепле?
/Белка/

Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге.
/Медведь/

Зимой спит,
Летом-ульи ворошит.
/Медведь/

Кто осенью холодной
Ходит злой, голодный.
/Волк/

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
/Лиса/

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
/Лось/

По полю скачет, ушки прячет
Встанет столбом,
Ушки торчком.
/Заяц/

3 конкурс: «Угадай, чей хвост?» /показ иллюстраций/

у лисы - лисий; у зайца - заячий;
у волка - волчий; у медведя - медвежий;
у белки - беличий; у лося - лосиный;
у кабана - кабаний; у оленя - олений.

4 конкурс: «Конкурс эмпатии» /изображение разных животных/

По походке - лиса, волк, медведь, заяц;
По рогам - лось, олень;
По прыжкам - белка, заяц;
По звукоподражанию - кабан, волк, медведь.

5 конкурс: «Назови признаки животных» /Какой? Какая?/

лиса - /хитрая, рыжая, пушистая/;
заяц -/трусливый, длинноухий/;
медведь -/бурый, косолапый, неуклюжий/;
белка - /проворная, быстрая/;
волк - /злой, серый, зубастый, страшный/;
лось - /рогатый, сильный/.

Физкультурная минутка «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)

Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками поочередно)

6 конкурс: «Кому что дадим?»

Мясо - /волку/;
Мед - /медведю/;
Морковку - /зайцу/;
Орехи - /белке/;
Яблоко - /зайцу/;
Траву - /лосю/;

7 конкурс: «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные»

«Лисичка-сестричка и серый волк»;
«Рукавичка»;
«Заяц - хваста»;
«Ёж и заяц»;
«Два жадных медвежонка»;
«Теремок» и др.

8 конкурс: «Назови маму»

Медвежонок - /у медведицы/;
лисенок - /у лисицы/;
Зайчонок - /у зайчихи/;
ежонок - /у ежихи/;
Волчонок - /у волчицы/;
лосенок - /у лосихи/;

9 конкурс: «Конкурс капитанов» /ответы на вопросы/

1. Чем отличаются дикие животные от домашних животных?
2. Как человек заботится о диких животных?
3. Какую пользу приносят дикие животные?
4. Какие повадки диких животных вы знаете?
5. Где живут дикие животные? /в норе, в берлоге, в дупле/.
6. Как приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? /линька, спячка/.

Воспитатель:

Ребята, закончился наш КВН. Все участники были активными, старались помогать своей команде, правильно отвечали на все вопросы. Игра закончилась в ничью, победила дружба. Спасибо всем за участие. Все участники награждаются медалями «Друг природы».

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные»

НОД (образовательная область «Коммуникация») старший возраст

Тема: «Дикие животные нашего края»

Цель: Развитие связанной речи.

Программное содержание:

Область коммуникация

Развивать связанную речь, зрительное внимание и восприятие, мышление при отгадывании загадок;

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных,

Закреплять умение детей употреблять предлоги «в», «с», «у», «под» при составлении предложений,

Обогащать словарный запас детей словами: «хищник», «травоядный», «окрас».

Воспитывать доброжелательность, навык сотрудничества, любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей

Область познания: закреплять представление детей о диких животных их повадках, внешнем виде, образе жизни. Воспитывать доброжелательность, навык сотрудничества, любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: проведение пальчиковых гимнастик, занятия по ознакомлению с окружающим миром, чтение художественной литературы о животных.

Оборудование: Конверт с письмом; силуэтные животные и детёныши; разрезные картинки животных (паззлы) ; д/и «Собери целое»; ватман для коллективной работы; клеящие карандаши; д/и «Чей, чья, чьё? ».

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический

Ход занятия.

Ребята проходят, садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, нам письмо пришло от Шарика и Матроскина.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята - «Почемучки». Мы надумали учиться, решили все знать! Но в Простоквашино нет ни детского сада, ни школы вот мы решили обратиться к вам с большой просьбой. Расскажите, пожалуйста, о диких животных всё, что вы знаете. Надеемся на вашу сообразительность и знания».

Матроскин и Шарик

Воспитатель: Просьба не простая, как же мы можем помочь Матроскину и Шарику? Ребята, как вы думаете?

Воспитатель побуждает детей к высказыванию, к решению проблемы.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель начинает беседу с детьми о диких животных, которые обитают в наших лесах.

Воспитатель: Каких диких животных, которые обитают в наших лесах, вы знаете?

Воспитатель: А почему их называют дикими?

Воспитатель: Дикие животные делятся на хищников и травоядных. Какие животные относятся к травоядным, почему?

Воспитатель: К хищникам, почему?

Воспитатель: Правильно вы рассуждаете. А сможете ли вы отгадать загадки и рассказать, почему вы дали такой ответ?

Воспитатель читает загадки:

1. По снегу бежит - петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно

Волку и лисе обидно.

2. Я скачу туда - сюда

По деревьям ловко,

Не пустеет никогда

У меня кладовка.

3. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком

Уши серые торчком.

4. Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый - краса, кто же это?

5. Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Воспитатель: Хорошо ребята, вы быстро и правильно отгадали загадки. Давайте теперь расскажем Матроскину и Шарику, кто в каком жилище живет.

Дети выходят к доске по одному и расселяют животных и их детенышей в их жилище и составляют предложения.

В логове живёт волчица с волчатами.

В дупле живёт белка с бельчатами.

В норе живёт лиса с лисятами.

Под кустом живет зайчиха с зайчатами.

В берлоге зимует медведица с медвежатами.

Воспитатель: Можем мы нашу игру «Кто, где живёт? » отправить Матроскину и Шарику?

Воспитатель: Давайте положим в этот конверт. Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора, надёжный дом. (дети поочередно загибают пальцы на каждое

двустишие)

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатку делают бобры.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем. (поочередно ударяют кулачком друг о другу)

В. Пальчинскайте

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру и назвать части животных. Игра: «Чей, чьи, чьё?»

Воспитатель показывает детям части тела животного и задаёт вопрос Что это?

Дети: Хвост.

Воспитатель: Чей?

Дети. Лисий

Морда (чья)

Лапы (чьи)

Туловище (чьё)

Пасть (чья)

Воспитатель: Ребята, у меня неприятность, я хотела вам предложить наклеить части животных, о которых мы сегодня говорили, на ватман. Но я нечаянно их стряхнула, давайте все вместе соберём и наклеим животных.

Воспитатель предлагает детям взять клеящий карандаш и наклеить животных на ватман (ватман затонирован, на ватмане расположены ёлочки (аппликация).

Пока дети работают коллективно, звучит спокойная мелодия.

Воспитатель: Ах, какая красивая картина получилась! Как мы её назовем?

Воспитатель прикрепляет картину на доске.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о каком-либо животном? А я буду записывать ваши рассказы. 2-3 рассказа о диком животном.

Воспитатель: Молодцы! Очень интересно было послушать вас. Вашу картину и ваши рассказы мы отправим Матроскину и Шарику. А о других животных мы поговорим на следующем занятии.

Спасибо вам ребята.

Конспект занятия «Звери нашего леса».

Цель занятия

  1. Продолжать знакомить детей с диким животным - волком.
  2. Расширять кругозор через чтение научной и познавательной литературы об изучаемом животном, воспитывать способность понимать смысловой подтекст научно-познавательных рассказов.
  3. Развивать умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развивать познавательный интерес и «эвристическое» видение окружающей действительности.
  4. Учить детей самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками формы речи-рассуждения.
  5. Формировать у детей представлений о диких животных леса нашего края, развить связную речь, расширить словарный запас у дошкольников.
  6. Расширить и углубить представление детей о диких животных.
  7. Научить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный анализ.
  8. Описывать животных с помощью схемы. Активизировать словарь детей.

Ход занятия

Воспитатель работает с детьми, демонстрируя животных на картинке, обсуждают, чем питается и где живет данный зверек.

Белки

Белка зимой

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картину.

Воспитатель:Скажите, дети, кого вы видите на этой картине.

Дети: отвечают белка

Воспитатель:Что белочки делают? Какого цвета шубка у белок?

Наступила зима, стало холодно, белки полиняли, у них вырос теплый мягкий пушок ― подшерсток, а шубка стала красивого серо-голубого цвета. А зачем белке зимой нужна такая шубка? Зимой на белом снегу белка в рыжей шубке будет далеко видна ее врагам, а в серо-голубой шубке ее не увидят. Кроме того, рыжая шубка у белки не такая теплая, она летняя, а серая ― теплая, теперь белка и зимой не замерзнет.

Воспитатель: Дети, а чем питаются белочки?

Дети.:Шишки.

Шишки― основной корм белок зимой. Если шишек в лесу много, белкам живется хорошо, сытно, а если в лесу неурожай шишек, то белки спускаются на землю, уходят из своего родного леса, чтобы найти такой, в котором много шишек.А кто из вас видел живую белку? Расскажите, где вы видели белку. Какая она?

Загадка

«Летом ― серый, зимой ― белый, короткий хвост, живет в лесу, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?»

Дети отгадывают, потом сами по очереди описывают различных животных или загадывают о них загадки, а другие дети отгадывают и называют животное.

Волки

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется у волчонка неприятности. Он заблудился и не знает где его дом. Давайте поможем волчонку и найдем его дом.Смог бы волчонок жить в гнезде? Почему?

А может его дом дупло? Почему?

А где же тогда живёт волчонок?

Как называется его дом? (Логово).

Дети по очереди отвечают на поставленные вопросы. Если дети не могут, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Логово волки устраивают в укрытых, хорошо защищённых местах. Ими могут быть глубокие трещины в скалах, оврагах. Иногда они занимают норы других животных. Волки могут вырыть логово в корнях больших деревьев. Место выбирают около воды, т.к. волки очень много пьют. В логове волки выводят потомство, растят волчат.

Звучит музыка «В мире животных». Дети и педагог идут дальше. Доходят до поляны со следами лисы и волка.

Воспитатель: Посмотрите, как здесь много следов. Интересно, как найти волчий след? А вы знаете, что искать волчьи следы весьма увлекательное занятие. Жизнь волка открывается с самых удивительных сторон. Вот вы знаете, что волки хитры. Никогда не поймёшь, сколько же волков здесь прошло. Бежит целая стая, а на земле след только одного волка остаётся, вот и попробуй догадаться, сколько их здесь пробежало.

Воспитатель: Как определить, какой из этих следов принадлежит волку? Для этого в рюкзаке у меня есть очень полезная книга «Теория следопыта». (Педагог зачитывает описание волчьего следа).

Воспитатель: Достаньте из рюкзаков лупы и рассмотрите эти следы. Ну, что? Нашли следы волка? А что вы ещё замечаете в этих следах? Правильно, зимой подушечки лап диких животных обрастают шерстью, она-то и отпечатывается на земле.

Воспитатель: Давайте присядем, достанем блокноты и карандаши и зарисуем волчий след, чтобы никогда не спутать его со следами других животных. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Интересно, а куда же приведут нас волчьи следы? Подходим к мольберту, закрытому салфеткой.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу одну историю. «В лесу, в самой чаще чудовище поселилось страшное, раньше невиданное. Воцарился в лесу страх, горюют звери, по домам спрятались. А чудище - вот оно! (снять салфетку). Страшным рыком рычит, диким криком кричит, воем воет, ужас нагоняет. Все звери со страху трясутся, из укрытий своих нос боятся показать. Никто не знает, как к чудовищу подступиться. Очень уж оно страшное и непонятное».

Воспитатель: А давайте подумаем, как можно избавить зверей от этой напасти? (Дети выдвигают предположения, а воспитатель записывает в блокнот)

Воспитатель: А каких животных оно вам напоминает? Части тела каких животных у него есть? Давайте вернём ему его прежний облик. (Дети меняют). Вот чудо! Чудовище преобразилось, стало красивым и всем знакомым. Звучит вой волка.

Воспитатель: Ребята, это воет волк. Он предупреждает нас об опасности. Кажется, нам надо отсюда уходить! Давайте спрячемся и понаблюдаем за волком. Научно-познавательный рассказ воспитателя об образе жизни волка в сопровождении слайдов.

Воспитатель: Вот такой волк жестокий, но в то же время интересный зверь.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.

Подвижная игра «Волк - волчок

Игроки идут к логову волка и говорят:

«Не тревожьте волчью стаю,

Волчья доля не простая.

Волки воют и рычат,

Стерегут своих волчат».

После этих слов волк ловит игроков. Кого волк поймает, тот должен ответить на вопрос:

  1. Как называется жильё волка?
  2. Зачем волки воют?
  3. Почему говорят «Волка ноги кормят».
  4. Почему волков называют «санитарами леса»? и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё знаете про волка. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Все свои впечатления и то, что вам запомнилось, вы нарисуете на своих листах.

Воспитатель: А каких медведей вы знаете?

Дети: Бурый медведь. Вывешивается картинка

Воспитатель: Дети, что вы знаете о буром медведе?

Дети: Бурый медведь живет в лесу, он коричневого цвета. Шерсть у него теплая и пушистая, круглая голова с круглыми ушами на короткой шее. Бурые медведи питаются рыбой, которую ловят в мелких неглубоких речках и водоемах.

Итог : наше занятие подошло к концу. Вы сегодня узнали многое о животных нашего края и надеюсь, что всегда будете любить и охранять наших лесных друзей.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовате льная область: « Речевое развитие »

Раздел: « Развитие речи »

Тема: « Клуб знатоков леса. Дикие животные »

Возрастная группа: подготовительная группа

Выполнила: учитель-логопед

МБДОУ № 4 с.Серафимовский

Мистрюкова Елена Александровна

Образование - высшее,БГПУ,30.12.03

Стаж общий -20 лет

Цель: повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края

Программные задачи:

Обучающие задачи:

-Связная речь: Активизация словаря по теме,совершенствование последовательного воспроизведения словесного материала,развитие умения придумывания сказки о животных по аналогии со сказкой К.Д.Ушинского «Бишка »

- Формирование словаря: Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый – сильный, хищный – травоядный),развитие навыков словоизменения и словообразования.

-Грамматический строй речи: Развивать у детей умения правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже, упражнять в согласовании существительных с числительными и упражнять в правильном употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Развивающие задачи: Развивать знания у детей о жизни и повадках диких животных, развитие наглядно-образного мышления, слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук, навыков самоконтроля.

Воспитывающие задачи: Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края, развивать чувство товарищества, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное и познавательное развитие, физическое развитие.

Демонстрационный материал: Предметные и сюжетные картинки диких животных, цифры 1, 2 , 3,фишки.

Раздаточный материал: Конверты с разрезными картинками на каждого ребёнка по данной теме (медведь, заяц, белка, лиса, волк, ёж),бумажные медали для каждого ребёнка.

Словарная работа: Ежиная семья, беличья семья,лисья семья, волчья семья.

Предварительная работа: Беседа о диких животных наших лесов, рассматривание иллюстраций, фотографий из жизни животных, чтение стихов.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте.

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Хорошее, радостное, веселое.

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение, улыбнёмся друг другу, повернитесь и гостям улыбнитесь.

Ребята, а скажите кто живёт в лесу?

Дикие животные. Почему их называют дикими?

Дети: Они сами строят себе жилища, сами добывают пищу и сами заботятся о детёнышах.

Вот с ними мы сегодня поближе познакомимся.Сейчас тихо садятся девочки, а теперь мальчики.

Обращаю внимание на осанку.

Сядьте правильно,

Ноги поставьте вместе,

Спинку выпрямите.

Основная часть:

Воспитатель: Давайте с вами поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные »

Дикие животные есть у нас в лесу:

Здесь мы можем встретить зайца и лису,

Белку и медведя,

Волка, кабана-

Прячет всех надёжно лесная тишина.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, кто это?»

Он трусливый, длинноухий, серый. Кто это?

Выставляется картинка зайца.

Посмотрите, это заяц.У него передние лапы короткие, а задние длинные.

А вы знаете, почему?Потому что они помогают ему быстро бегать и прыгать,

а ещё у зайца длинные уши и за это мы можем назвать его –длинноухим,а если у него быстрые ноги, то он какой?

Дети: Быстроногий.

Воспитатель:Он живёт в норе, а зимой роет норы под снегом.

Какого цвета у него шубка летом, а зимой?

Он лопочет.

Детёныши у него зайчата.

Воспитатель: О ком я говорю? Он злой, голодный, серый.

Выставляется картинка волка. Описание внешнего вида, подбор признаков и действий.Как он голос подаёт?

Дети:Воет.

Воспитатель: Как называется жилище волка?

Дети:Волчье логово

Воспитатель:Чем питается? Как вы думаете, он хищник?Как вы думаете,почему его называют санитаром леса?Потому что он поедает слабых и больных животных.

Кто детёныши у волка?

Дети: Волчата

Воспитатель: Хитрая, рыжая, хищная. Кто это?

Выставляется картинка лисы. Описание внешнего вида.

Как называется жилище у лисы? Где она живёт?

Дети:Лиса живёт в норе. Она может занимать чужие норы, особенно норы аккуратных барсуков.

Лиса тявкает.

А чем она питается? Она ест мышей,змей,лягушек,ящериц,любит фрукты рыбу. Как вы считаете, она хищница?

Кто детёныши?

Дети:У лисы рождаются лисята.

Воспитатель: Большой, бурый, неуклюжий. Кто это?

Выставляется картинка медведя. Описание внешнего вида.

Где живёт медведь?

Дети:Медведь живёт в берлоге.

Воспитатель: На зиму вход в берлогу он засыпает землёй и закрывает сухими ветками.

Дети: Медведь ревёт.

Воспитатель: Кто рождается у медведицы?

Дети:У медведицы рождаются медвежата.

Воспитатель:Рыжая, маленькая, быстрая. Кто это?

Выставляется картинка белки. Описание внешнего вида: у неё шубка зимой серая, а летом рыжая. На ушах есть кисточки. На зиму белки делают себе запасы на деревьях, вешают на ветки,грибы, ягоды, орехи.

Как называется дом белки?Где она живёт?

Дети:Белка живёт в дупле.

Воспитатель:Кто рождаются у белки?

Дети:У белки рождаются бельчата.

Воспитатель:Маленький, шустрый, колючий. Кто это?

Выставляется картинка ежа. Описание внешнего вида

Воспитатель: Где живёт ёж?

Дети:Ёж живёт в норе.

Дети: Ёж фыркает.

Воспитатель:Кто рождается у ежихи?

Дети: У ежихи рождаются ежата.

Воспитатель: Чем питаются ежи?

Дети: Ежи едят мышей,змей,насекомых,фрукты.

Воспитатель:Шерсть покрыта жиром, чтобы не мокнуть под водой, строит хатки. Кто это?

Дети: Бобр.

Выставляется картинка бобра. описание внешнего вида: они плавают в речке, из веток деревьев строят плотину. Хвост служит опорой.

Воспитатель:Где живут бобры?

Дети:Бобры живут в хатках.

Воспитатель: Как называются детёныши у бобров?

Дети:Они называются бобрята.

Воспитатель: Ребята, скажите, а ещё каких животных мы можем встретить в лесу?

Дети: Мы можем встретить рысь, оленя, кабана, лося.

Воспитатель:А вы знаете, что самку оленя называют оленуха. Кто детёныши у оленухи?

Дети: У оленухи рождаются оленята.

Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру «Один-много «

Волк- много волков,лиса- много лис,ёж- много ежей и т.д.

Воспитатель:Мы с вами живём в семье и у животных тоже есть семья. Послушайте, я вас познакомлю с семьями животных.

Это семья ежей – ежиная семья. Папа –ёж, мама-ежиха, дети-ежата.

Это семья лис, значит это чья семья?

Дети: это лисья семья и т.д.

Физкультминутка. “Дикие животные”

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)

Игра с мячом «Скажи наоборот »

Лось большой, а заяц… .(маленький)

Белка слабая, а волк… (сильный)

У волка хвост длинный,а у медведя … (короткий)

Лиса хищное животное, заяц …(травоядное)

- Ёж травоядный, а волк… (хищный) и т.д.

Воспитатель:Садитесь на свои места.

Сядьте правильно,

Ноги поставьте вместе,

Спинку выпрямите.

Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру.Она называется «1-3-5 »

Я буду показывать цифры, а вы считайте животных.

Один волк, три волка, пять волков. Один ёж, три ежа, пять ежей и т.д.

Воспитатель:Ребята,сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто самый умный? «

Придумайте своим командам название. За правильный ответ на вопрос я буду давать фишки. У какой команды в конце викторины их окажется больше, та команда и победила. Ответы принимаются только при поднятой руке. При выкрикивании с места, право ответа переходит к другой команде, а ответ не засчитывается. Когда я задам вопрос, тот, кто первый поднимет руку, начнет отвечать. Ну что, готовы? Тогда начнем.

2.Как называется жилище медведя?

3.У каких животных есть кисточки на ушах?

4.Как называется жилище волка?

5.Кто мама у волчонка?

8.Где живут бобры?

9.Кто зимой серый, а летом рыжий?

10.Кто детёныш у белки?

11.Чей хвост у лисы?

12.У какого животного задние лапы длиннее передних?

13.Чей хвост у белки?

14.Кто мама у оленёнка?

Подсчитывается количество баллов,называется победитель этой игры.

Развитие связной речи.

Воспитатель:Я вам расскажу сказку:

Однажды Маша гуляла в лесу, подошла она к логову волка и говорит ему:

А ну-ка, волк, прочти, что в книжке написано.Понюхал волк книжку, и прочь пошёл.

Не моё,- говорит,- дело книжки читать. Моё дело в логове жить,по ночам на луну выть, на охоту ходить, за волчатами смотреть, -будет с меня и этого.

Беседа по содержанию сказки:

О чём попросила Маша волка?

Что сделал волк?

Какие же дела есть у волка?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод: Каждый должен заниматься своим делом, которое он умеет хорошо делать.

Воспитатель:Приступаем к последнему заданию. У вас на столах есть конвертики с заданием,откройте их. Вам нужно собрать картинку и про того, кто у вас получиться придумать такую же сказку.

Дети собирают картинки и по анологии с предложенной сказкой придумывают сказку про своего персонажа.

Итог. Про кого мы сегодня беседовали? Что нового узнали?Все сегодня были молодцы. Я могу вас назвать настоящими знатоками леса. Каждому вручается медаль « Знаток леса »Спасибо. До свидания.

Список использованной литературы

1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет, 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Игры в логопедической работе с детьми Ред. – сост. В.И. Селиверстов-М.: Просвещение, 1987 г.

3.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.

Презентация

1 слайд

По деревьям скок-скок,

Да орешки щелк-щелк.

(После каждого ответа воспитатель показывает изображение животного).

А как вы догадались?

Белка какая?

2 слайд

- Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

А как вы понимаете слово косолапо?

Воспитатель поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Медведь какой?

3 слайд

Рыжая, хитрая, кур крадет.

А что значит хитрая?

Лиса еще какая?

4 слайд

- Ползун ползет,

Иголки на себе везет.

А что вы еще можете сказать о еже?

5 слайд

- Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

А что еще можно сказать о зайце?

6 слайд

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

А как назвать этих животных одним словом?

Почему вы так считаете? Где они живут?

Почему этих животных называют дикими?

Проведение игры «Один-много»

Одна лиса – много …

Один Заяц - много…

Один Медведь - много…

Один Волк - много …

Один Еж – много…

Одна белка – много…

«Назови детеныша»

У волка –

У медведя –

« Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

Физминутка.

Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Нужно лапочки погреть

Лапки вверх – лапки вниз

На носочки поднимись

Лапки ставим на бочок

На носочках скок-скок-скок

Топай правою ногой

Топай левою ногой

Снова правою ногой

Снова левою ногой

А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки.

«Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц… У волка хвост длинный, а у ежа… Белка слабая, а волк… Лиса ловкая, а медведь…

Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?

«Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете.

Как называется белкин дом?

Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. - А кто знает стихотворение про белку?

А как называется жилище медведя?

Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает.

А кто еще спит зимой?

А какое жилище у ежа?

Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

А кто знает стихотворение про ежа?

Как вы думаете, где живет заяц?

Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.

Жилище какого зверя мы с вами не назвали?

Жилище волка называется логово - небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

Кто знает стихотворение про волка?

Игра «Поле чудес»

- Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Какое животное?

Жилище животного.

Чем питается?

Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

А как люди должны вести себя в лесу?

Познавательное развитие, занятие по лексической теме: «Дикие животные» (младшая группа детского сада).

Цель: познакомить детей с дикими животными, их детенышами, средой обитания, пищей, уметь отличать диких животных от домашних.

Задачи: расширение представлений детей о животном мире, знакомство с новыми видами животных и их детенышами (названия), средой обитания, кто чем питается, как добывает пищу, умение различать животных по голосу.

Методическое обеспечение: мольберт с наглядными плакатами по теме «Дикие животные», аудиозаписи «Голоса диких животных», игрушки животные (волк, лиса, медведь, заяц, белка, рысь, тигр, лев).

«Лесное приключение».

1)Включаем фоном аудио «шум леса».

Ребята, давайте представим, что сегодня на занятии мы попали в лес! Посмотрите по сторонам, никого вы не замечаете?

Белочка (поставлена на стул белочка).

Правильно, это белочка. Белка- живет в дупле высоко на дереве и питается растительной пищей (ягоды, грибы). Так же она делает заготовки на зиму, к себе в дупло приносит травы, ягоды, чтобы этим питаться зимой. Детки белочки- бельчата.

2)Включаем аудио «рёв медведя».

Ой, ребята, слышите, кто-то ревёт в лесу, да так громко. Кто это?

Медведь!

Да, кажется, мы разбуддили его и он раньше времени вышел из спячки и вышел из своей берлоги (именно так называется его жилище).

А из чего его берлога? Из сена?

Берлогу медведь делает у корней деревьев, из веток, старых стволов деревьев, подкапывает почву и забирается туда на зиму, снег заваливает берлогу.

Кто знает чем питается мишка-медведь?

Мед медведи тоже едят, но в основном он питается ягодами, посевами злаков, зернышками (пшеница, овес, горох).

Детки медведей это -медвежата. Но чаще всего у медведицы всего один медвежонок рождается.

Медведи и белочки водятся в нашем лесу. Вы их когда-нибудь видели?

Да! В Зоопарке и в парке белочек кормили!

Молодцы.

3)Включаем аудио (вой волка).

Детки, кто-то еще есть в нашем лесу, в ыне узнаете?

Это волки воют.

Да, волки хищные животные, они собираются в стаи и встретить их в лесу очень опасно. Волки питаются старыми животными, которые не могут уже жить и находить себе пищу, ранеными птичками. Волков еще часто называют «санитары леса». Детки волков-волчата. Волки не впадают в спячку, они охотяттся круглый год.

4) Физкульминутка «Зайчик серенький сидит...». Делаем упражнения, играем.

Знакомим с зайчиком.

Детки зайчиков-зайчата. А зимой белый, летом -серый. Почему так говорят, вы знаете?

Чтобы лисичке-сестричке и волку злому не попасться. Летом почва становится темной, трава появляется, и зайчика не так вино, и зимой на белом снегу не видно его, так хищники, такие как волк и лиса не могут зайца найти.

5)Загадки про животных из книги Хрестоматия для детей.

6)Составляем небольшую «лесную историю» по картинке.

Жанна Банман
Конспект НОД на тему «Дикие животные» в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дикие животные »

Цель :

Расширять знания детей о диких животных ;

Задачи :

Обогатить словарь детей прилагательными;

Развитие диалогической речи;

Развивать внимание, память, мышление;

Развивать мелкую моторику;

Оборудование : подбор иллюстраций по теме, дидактические игры, пластилин и средства для лепки.

Возраст : 6-7 лет

Ход занятия:

- «Вчера одна ворона

Мне доставила конверт.

Нашла я в этом послании загадки.

Если вы ответ найдёте, то друзей приобретёте».

Давайте разгадаем их, может быть тогда мы узнаем, от кого это письмо.

«Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета».

Дети : Заяц

Правильно, но как вы догадались?

Дети : У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая. Он специально маскируется, чтобы хищники его не видели, а точнее его враги.

А какие у зайца враги?

Дети : Лиса, волк.

Посмотрите, вот он наш заяц. (Показывает иллюстрацию с изображением зайца) .

Отгадайте вторую загадку.

«Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой»?

Дети : Медведь.

Почему вы так решили?

Дети : Медведи зимой спя в берлогах, а весной просыпаются.

Молодцы, конечно же это медведь. (Показывает иллюстрацию с изображением медведя) .

Следующая загадка.

«За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнула, пробежала – нет ни дыма, ни пожара»?

Дети : Лиса. Она рыжая, поэтому она пробежит – как будто что-то горит.

Молодцы, как ловко вы угадываете загадки. Вот она – наша рыжая плутовка (Демонстрирует иллюстрацию с изображением лисы) .

Отгадаете ли вы этого зверя?

«Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет.

Дети : Волк. Потому у волка серый окрас и он хищник. (Показывает детям иллюстрацию с изображением волка) .

У меня для вас осталась последняя загадка.

«Имеет гнездо на дереве,

Прыгает и летает по сучьям,

А не птица»?

Дети : Белка. У неё гнездо в дупле. Да и прыгает она очень ловко, как будто летает.

(Демонстрирует изображения белки)

Так кто же прислал это письмо?

Дети : Лесные звери.

Ребята, а кто догадался, куда они нас приглашают?

Дети : В лес.

С вами мы пойдем гулять

В лес, зверюшек навещать.

Но этот лес – не просто лес,

Этот лес – страна чудес.

Сейчас за … в затылочек вставайте,

На прогулку вы шагайте.

(Дети выстраиваются в колонну по одному и идут друг за другом.)

2. Физминутка

«Топ-топ, раз, два, три,

Ты под ноги не смотри,

Голову не опускаем,

Весело идем шагаем».

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи :

Ты же видишь мы свои.

3. Подбор слов – признаков. Игра «Подбери определение»

Прежде чем начать нашу прогулку по лесу, давайте вспомним, какие же они - лесные обитатели.

Волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …

Медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …

ёж (какой) – колючий, маленький, …

Заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый…

Белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая…

Молодцы, значит можно отправляться в лес.

Смотрите, мы подошли к высокой елке.

Ой, шишки с елки посыпались. Кто же это шишками бросается?

Дети : Белочка.

Белочка – белочка! Пойдем с нами?

Белочка отвечает : «Не могу, дел много! Мне нужно орешков, грибочков, да побольше. Чтобы зимой не было голодно, сказала белка и поскакала по веточкам».

Ребята, давайте поможем белочке собрать побольше грибов и ягод.

4. Продуктивная деятельность :

Лепят из пластилина шишки, ягоды и грибы. Отдают их белочке.

Теперь наша белочка зимой не останется голодной.

«Это кто там впереди.

Прыгают легонечко,

Приземляются тихонечко,

Прыг-скок, прыг-скок.»

Дети : Зайчики

Попросим их рассказать о своей жизни в лесу?

Зайчик : Мы - зайцы живем небольшими группами . Мы целый день можем лежать, спрятавшись в каком-нибудь углублении или в норе, а ночью выходим на поиски пищи Когда мы в безопасности, то гуляем и при солнечном свете. А спим только днём. Зато когда мы бегаем, то наши движения быстрые и ловкие. Если нужно, то мы можем переплыть даже речку.

Зимой мы хорошо бегаем по льду, потому что у нас на лапах жёсткие волосы, которые не дают скользить. А ещё мы умеем запутывать следы. Сначала побежим мимо нашего дома на некоторое расстояние, потом сделаем прыжок назад и в сторону. Так семь раз сделаешь, а потом никто по следам твой дом не найдёт.

А от врагов спасаемся мы бегством. А еще, чтобы нас не заметили враги, мы линяем, маскируемся. Например, зимой снег белый – и у зайцев шубка белая.

Ой, кто-то сюда идет! Бежим….

До свидания! Интересная у них жизнью давайте побудем немного зайчиками и мы.

5. Физминутка «Зайчики»

Дети встают около стола и выполняют упражнения.

Заинька, выходи!

Серенький, выходи!

Вот так, этак выходи!

Заинька, повернись!

Серенький, повернись!

Заинька, топни ножкой!

Серенький, топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Заинька, попляши!

Заинька, поклонись!

Нам пора в дорогу. Кто знает, с кем теперь мы встретимся?

Топ-топ, раз, два, три,

Ты под ноги не смотри,

Голову не опускаем,

Весело идем шагаем.

А сейчас кто впереди,

Весело играют,

Лапки согревают.

Дети : Мишки косолапые

Здравствуйте, мишки косолапые. Расскажите нам о своей жизни в лесу.

Мишка : Мы медведи – хищные, могучие, ловкие, хитрые и осторожные. Мы можем бежать со скоростью скаковой лошади. И ещё мы можем незаметно подкраситься куда угодно.

Несмотря на то, что мы хищники, мы медведи, очень любим плоды и ягоды, зёрна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, жёлуди.

А кто знает что еще мы едим?

Дети : рыбу, мёд, малину, орехи, раков, улиток, насекомых, птиц и птичьи яйца, грызунов.

Нас не совсем правильно считают неуклюжими и медлительными. Мы не только можем ловко двигаться, но ещё и очень хорошо лазаем по деревьям.

Пока много растительной пищи, мы питаемся ею. Но если её не хватает, то мы «вспоминаем» о том, что мы хищники, и нападаем на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков. Нам стыдно, но есть же хочется.

А кто знает, что мы делаем зимой?

Дети : Спите всю зиму, впадаете в спячку.

А как вы думаете, почему мы зимой сосем лапу?

(Ответы детей)

Зимой у нас линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было больно.

Нам пора. Мы надеемся, что ещё встретимся с вами.

До свидания!

А теперь давайте поиграем.

6. Подвижная игра «У медведя во бору» .

«Лежала между елками подушечка с иголками,

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» Кто это?

Дети : Ежик

Молодцы, угадали.

Самое главное отличие ежика - это его иголки. Они играют в его жизни очень важную роль – защищают его от более крупных животных .

Расскажите, а чем питается ежик (Ответы детей) Верно, ежики могут полакомиться какими-нибудь фруктами или овощами, но основным рационом их питания являются лягушки, мелкие грызуны, моллюски, черви, ящерицы, насекомые. А от зимней стужи ежики, как и медведи, предпочитают спрятаться в норке и спать по наступления весны

Давайте попрощаемся с нашим новым другом, потому что кажется к нашей полянке кто-то приближается. Слышите?

«Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый.»

Дети : Волк.

Волк – отличный охотник, он чует добычу на большом расстоянии.

Дети, а вы знаете, чем не прочь полакомиться волк? (Ответы детей)

Правильно, волк- хищник и его рацион составляют зайцы, мелкие животные , парнокопытные, грызуны.

Живут волки семьями или как их называют стаями. Волк очень предан своей семье.

К тому же волки- санитары леса. Они охотятся на слабых и больных животных , тем самым помогая лесным жителям.

Ребята а вы знаете как называется жилище волка (Ответы детей)

Правильно, логово. Причем свое логово волки устраивают в укрытых, хорошо защищенных местах.

«Она в лесу хитрее всех.

Её пушистый рыжий мех

Под цвет туристского костра.

Она подвижна и быстра.

И можно за пожар в лесу принять бегущую…»

Дети : Лису.

Лиса красива : пышный хвост, рыжая шуба и плутоватая узконосая мордочка с красивыми карими глазами.

Существовало, да и сейчас еще существует мнение, что основная еда лис - зайцы. Конечно, лиса любит зайчатину, но догнать зайца она не может, где уж ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном. Если же случайно наткнется лиса на растерявшегося зайца или на беспомощных зайчат, она, конечно, не упустит своего, но зайцы попадаются лисице не так уж часто. Впрочем, лисы прекрасно обходятся и без зайчатины. Подсчитано, что в рационе лисицы более трехсот различных животных - от насекомых до крупных птиц. И все же основная пища лисы – грызуны, поэтому, уничтожая большое количество грызунов, она приносит пользу сельскому хозяйству.

Однако, будучи типичным хищником, лисица с удовольствием ест ягоды, яблоки и кое-какие овощи.

Ну а теперь нам пора покидать этот дивный лес и возвращаться в группу .

(Дети встают со своих стульчиков и маршируя, повторяют слова)

«Шагай!» - поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагал

По дорожке Алешка.

Ведь летом в лесу

Интересно, как в сказке :

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зеленая

Мягче подушки.

А сейчас давайте подведем итог нашего лесного путешествия.

Ребята, кто живет в лесу?

Кто из лесных жителей является хищником?

Назовите травоядных животных ?

Кто из лесных жителей самый трусливый?

Какие животные на зиму впадают в спячку?

Какие лесные животные зимуют ?

Самый запасливый лесной зверек - это?

Пришло время поиграть.

7. Дидактическая игра «Кому что»

Давайте, вспомним чем любят полакомиться лесные звери.

Мясо- Волку, лисе, медведю и т. д.

Овощи - …

Фрукты - …

Грибы - …

Ягоды - …

8. Дидактическая игра «Чей малыш»

Поможем лесным мамам найти своих малышей.

У лисы – лисята

У медведя -

У белки –

9. Дидактическая игра «Кто где живет»

В берлоге живет - медведь

В логове –

Молодцы, ребята! Я думаю такое веселое путешествие мы запомним надолго.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: